"Поучение детям" Владимира Мономаха
план-конспект занятия на тему

Дреманович Евгения Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 59 VIII вида

 

 

image

 

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО ВАЛЕОЛОГИИ

НА ТЕМУ:

«ПОУЧЕНИЕ ДЕТЯМ»

ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

 

Учитель: Е.В. Дреманович

 

 

 

 

2013 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока 


«Поучение детям» Владимира Мономаха 

Цель урока: 

воспитание уважения к культуре русского народа, приобщение к его обычаям и традициям, формирование желания их сохранять и приумножать. 

Задачи урока: 

- формировать мировоззрение о жизни русского народа и великих людей в период становления русского государства; 

- расширение словарного запаса воспитанников; 

- способствовать нравственному развитию личности посредством изучения и осмысления «поучения» великого князя киевского Владимира Мономаха; 

- воспитывать нравственные качества личности, чувство патриотизма, национальной гордости и уважения к славным деяниям предков.

Ход урока: 


I. Организационный момент. 


Вступительное слово учителя

- Начать наш урок я хотела словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы в нашей стране – Дмитрия Сергеевича Лихачёва, его переводы древних произведений точны и понятны современному читателю.

Слайд:
«Древнерусская литература  наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».

(Д.С. Лихачев)

- Как вы понимаете слова Лихачёва?

- Согласны ли вы с его мнением?

II. Сообщение темы урока.

Сегодня вы узнаете о древнерусском князе — Владимире Мономахе, познакомитесь с его «поучением детям». 


III. Приём «Продвинутая лекция».

- Прежде чем мы начнём знакомиться с «Поучением Владимира Мономаха», мы должны иметь представление о жизни и деятельности самого князя Владимира Мономаха.

- Перед вами находятся вопросы, попробуйте ответить на них, отметив знаками «+» - знаете ответ,  «-» - не знаете. Прослушав сообщение, попробуйте ответить на них, заполнив колонку «Узнал».

Вопросы

Знаю  +

Не знаю -

Узнал

Время правления Владимира Мономаха:

1113-1125

Самостоятельная жизнь Владимира Мономаха началась с:

13 лет

В каком возрасте Владимир Мономах становится князем?

В 60 лет

Основные достижения в государственной деятельности:

подчинение Полоцкой земли;

объединение русских князей;

дополнение свода законов «Русская Правда»;

создание «Поучение».

Когда умер Владимир Мономах?

19 мая 1125 года

Рассказ о Владимире Мономахе 


1 слайд:

Владимир Мономах (1113 – 1125 великий князь киевский) 
«Слава о его доблести сияла как солнце и прошла по всем странам». 

2 слайд:

Это был 18-й Киевский князь 

Рождение 

26 мая 1053года 

Смерть 

19 мая 1125 года 

Похоронен 

Софийский собор в Киеве 

Династия 

Рюриковичи 

Отец 

Всеволод Ярославич 


3 слайд:

В 1113г. в Киеве умер князь Святополк Изяславич и в Киеве вспыхнуло 
восстание горожан. Погромы продолжались несколько дней и никому не удалось остановить их. 

4 слайд:

В этой ситуации киевские бояре решили пригласить на престол самого 
авторитетного на Руси князя – Владимира Мономаха. 

5 слайд:

В то время Владимир Мономах правил в Переяславле и ему уже было 60 
лет. Он успел проявить себя и как талантливый полководец, и как государственный деятель, и как человек высокой культуры. Его уже давно знала Русская земля. 


6 слайд:

Владимир Мономах больше всех был заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и способствовал сплочению сил Руси для отпора половцам. Эту мысль он высказывал на княжеских съездах. 

7 слайд:

После одного из таких съездов Владимир Мономах стал руководить военными походами. Половцы потерпели поражение. Они надолго оставили русские земли. 

8 слайд:

Таковы были итоги военных походов. 

9 слайд:

Политика Владимира Мономаха была направлена на: 
— сохранение единой власти в государстве; 
— борьбу против разделения Руси; 
— защиту от половцев; 
— реформирование внутри жизни государства. 

10 слайд:

Он издал добавления к «Русской Правде», которые получили название «Устав Владимира Мономаха». 

11 слайд:

Таким образом, «Устав Владимира Мономаха» определял разные отношения: политические, социальные, денежные. 
В конце своей жизни Владимир Мономах написал «Поучение», в котором не 
только рассказал о своей трудной жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми. 

12 слайд:

Владимир Мономах умер 19 мая 1125 года на 73 году жизни. 


«Поучение Владимира Мономаха» - это одно из выдающихся произведений древнерусской литературы. 

Владимир Мономах предназначал своё «Поучение» не только для своих детей. Он придавал ему более широкое общественное значение. 

IV. Подготовительный этап чтения. 

Учитель: А какой же был Мономах в детстве? 
Летописец пишет: «Он рано привык выполнять сложные, недетские поручения. С детства Владимир отличался отчаянной храбростью». 


Выразительное чтение воспитанниками по цепочке:
«… Любя охоту, часто ловил зверей с отцом. Своими руками в густых лесах вязал я диких коней сразу по несколько. Два раза буйный вол метал меня на рогах, олень бодал, топтал ногами, вепрь сорвал меч с бедра моего. Медведь пронзил седло. Лютый зверь однажды бросился и повалил коня вместе со мной. Сколько раз я падал с лошади! 
Дважды я разбивал себе голову, повреждал руки и ноги, не дорожа жизнью в юности и не щадя головы своей…» 

Текст «Поучения Владимира Мономаха»  - это своеобразное собрание сочинений князя, состоящее из 3-х частей. Первая часть - само Поучение детям, вторая часть – автобиография, третья часть - письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.

Словарная работа:

Поучение – один из жанров древнерусской литературы.

Как вы понимаете значение слова «поучение»?

(Поучение – совет, наставление, проповедь, речь,содержащая в себе наставления о жизни).

Подберите однокоренные слова.

(Учить, выучить, заучить, изучить,  научить, обучаться, обучение, поучать, поучительный,  поучить, приучать, учащийся, учёба, учебник, учение, ученик, учитель, учиться).

Поучение = побуждение к учению.

Определение жанра. Поучение – жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя; он поучал его.

Это произведение нравственного характера.

Поэтому наставления Мономаха и воспринимаются как мудрая заповедь, призывающая к состраданию, уклонению от зла, покаянию, молитве, усердию, справедливости, милосердию и попечению о слабых.

Слайд:

- Что мы нового узнаём о Владимире Мономахе? (имя при крещении -  Василий)

- Когда он пишет «Поучение»? Как вы понимаете фразу «Сидя на санях»? (Оно может иметь значение: «в преклонных годах», «на краю смерти». Значение его основывается на обрядовой стороне похорон. Перевозка тела умершего на санях была существенною частью древнерусского погребального обычая.)

- Кому оно адресовано?

V. Физкультминутка.

Мы узнали много интересного о личности великого князя Владимира Мономаха. Сделаем перерыв: проведём физкультминутку.

Физкультминутка

Славный князь Мономах правил на Руси. (Повороты туловища.)
Кто не слышал о нём, послушай, уясни:
Был он честен, и смел, и исполнен сил (Махи руками.)
Русь святую собрать, избавить от войны.
От половецких племён он избавил Русь. (Наклоны туловища.)
Подружил всех князей и возглавил их.
Сыновьям Мономах дал такой наказ: (Вращения глазами.)
В дружбе жить, уважать старых и больных,
Не лениться, учиться, дружбой дорожить. (Вращения кистями рук.)
И тогда вспомнит Русь сыновей своих.

VI. Актуализация урока.

Учитель: Владимир Мономах был неординарной личностью, мудрым человеком, если создал «Поучение», которое актуально и по сей день. Попробуем разобраться, в чём же заключается его актуальность.

Владимир Мономах старается внушить своим детям правила нравственности, укорененной в христианской вере, а также дает им чисто практические советы.

Вот какие основы православной веры выделяет Владимир Мономах:

Слайд:

Основы православной веры:

  • Победить врага нужно покаянием, слезами и милостынею.
  • Малым делом можно получить милость Божию.
  • Не клянитесь Богом.
  • Священников  чтите.
  • Основа всему – страх Божий имейте.
  • Посещайте церковь.
  • Прославляйте Бога.

Вот какие советы даёт христианским людям Владимир Мономах:

Слайд:

Советы христианским людям:

  • Убогих не забывайте.
  • Подавайте сироте.
  • Не губите христианской души.
  • Гордости не имейте
  • Чтите старых.
  • Не ленитесь.
  • Остерегайтесь лжи, пьянства, блуда.
  • Чтите гостя.
  • Навестите больного.
  • Поприветствуйте человека.
  • Учитесь всему.
  • Творите добро.

… Не ленитесь, но за всем наблюдайте.

… Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.

… Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

… напоите и накормите просящего…

… убогих не забывайте и подавайте сироте…

… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

… выражением нашего сердечного горения могут быть и малые дела, которые в глазах Божиих не отличаются от таких великих, как монашество, затворничество или голодание, если они творятся с чистым сердцем…

… соблюдайте своё слово…

… Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

… Не пропустите человека, не приветив его.

… Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

«Поучение Владимира Мономаха» адресовано княжеским детям. Между тем в нем содержатся рекомендации по утверждению в жизни общечеловеческих ценностей, добродетелей, не теряющих своего значения во все времена.

  1. Этап контроля и самоконтроля

Работа в группах «Восстановите цитату»

1 группа: вставить пропущенные слова и восстановить цитату из «Поучения Владимира Мономаха»

Всего более убогих ______, но, насколько можете, по силам _____ и  подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, и ____ сильным ____ человека. Ни правого, ни виновного ____ и _____ убить его; если и будет повинен в смерти, то _______ никакой христианской души.

кормите

не губите

не забывайте

губить

не давайте

не повелевайте

не убивайте

2 группа: вставить пропущенные слова и восстановить отрывок из «Поучения Владимира Мономаха»

Бога _____, не ленитесь, _____ вас, не забывайте трех дел тех, не ______ ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни ____, которые иные _____ претерпевают, но малым ______ можно получить ______ Божию.

молю

голоданием

ради

милость добродетельные

делом

тяжки

Взаимопроверка цитат.

  1. Этап подведения итогов урока

Повторительно-обобщающая беседа

- Что мы узнали о Владимире Мономахе?

- Что мы можем сказать о «Поучении Владимира Мономаха»?

- Не кажется ли вам, что «Поучение» устарело в наши дни?  

- А советы только детям? Или они обращены и к взрослым?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

- Какое поучение своим детям оставил князь Владимир? 
- Что он завещал?

- Какое наставление вы бы взяли для себя? Для своих друзей? 

  1. Этап информации о домашнем задании

- Составить поучение (брату, сестре, однокласснику) по плану:

1. Обращение.

2. Советы.

  1. Этап рефлексии.

- Выберите то высказывание, которое вы хотели бы произнести в конце нашего урока. Свой ответ обоснуйте.

Кто слишком много думает о том, чтобы делать добро, тому не хватает времени быть добрым.

Тагор Р.

Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает.

Франклин Б.

Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.

Владимир Мономах

- Как видим, представления о человеческих ценностях не меняются на протяжении многих веков. И во времена Владимира Мономаха, и в наше время они одинаково чтимы и значимы. Вот почему и сейчас, спустя много веков, мы обращаемся к  произведениям прошлого, осмысливаем их содержание и суть, обогащая свой внутренний мир.

И пусть добрым напутствием вам прозвучат слова Д.С.Лихачева:

«Будем любить все русское, исконно русское … но будем неустанно учиться ценить и то…что таится нового в нас самих».                                    



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение "Поучения" Владимира Мономаха

Конспект урока и презентация содержат материал для обобщающего урока по памятнику древнерусской литературы "Поучение" Владимира Мономаха. Урок построен как публичная защита проектов по произведению....

Значение "Поучения" Владимира Мономаха

Конспект урока и презентация содержат материал для обобщающего урока по памятнику древнерусской литературы "Поучение" Владимира Мономаха. Урок построен как публичная защита проектов по произведению....

Древнерусская ли тература. "Повесть временных лет". Из "Поучения Владимира Мономаха"

Данная презентация предназначена для урока литературы в 7 классе....

Презентация "Сопоставление "Нагорной проповеди Иисуса Христа" и "Поучения Владимира Мономаха"""

Автор Буава Нино, ученица 7 класса, сопоставляет основные высказывания Иисуса Христа и Владимира Мономаха.Подчеркивает актуальность высказываний в наши дни....

Урок "Поучение Владимира Мономаха" - нравственное завещание потомкам.

Данный урок литературы в 7 классе даёт понятие о жанре поучение в древнерусской литературе,  развивает  логику, умение анализировать,  воспитывает  самостоятельность и ответственно...