Модель организации психологического сопровождения выпускников 11 классов в процессе подготовки к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку (11 класс) по теме
Практическая значимость исследования: представленная программа психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, основанная на комплексном подходе к формированию трех компонентах психологической готовности к сдаче ЕГЭ, выделенными при теоретическом анализе. Она может быть использована для формирования психологической готовности старшеклассников к сдаче ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puganova_m.v._model_organizatsii_psiholyu_soprovozhdeniya.microsoft_office_word.docx | 49.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №41» Канавинского района
Модель организации психологического
сопровождения выпускников 11 классов
в процессе подготовки к ГИА
Выполнила: учитель англ.языка МБОУ
«Школа№41» Пуганова М.В.
Н. Новгород ,2016
Содержание
Введение.........................................................................................................3-5стр.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников на этапе подготовки к сдаче
ЕГЭ………………………………………………………………………6-14стр.
1.1 Проблема психолого-педагогического сопровождения в системе образования………………………………………………………………6-10стр.
1.2 Особенности психолого-педагогического сопровождения
старшеклассников......................................................................................11-14стр. 1.3 Организация психолого-педагогического сопровождения
старшеклассников во время подготовки к сдаче ЕГЭ…………………15-17стр.
Глава 2. Опытно-поисковая работа по апробации программы психолого-педагогического сопровождения на этапе подготовки к сдаче ЕГЭ…18-20стр.
2.1. Организация и методы исследования………………………………17стр.
2.2 Описание программы психолого-педагогического сопровождения
старшеклассников во время подготовки к сдаче ЕГЭ…………………18-20стр.
Заключение ................................................................................................21-23стр.
Литература.......................................................................................................24стр.
Приложения...............................................................................................25-26стр.
ВВЕДЕНИЕ.
Новые реалии таковы, что перед субъектами образования встают новые требования и задачи. Так сравнительно недавно на смену традиционному выпускному экзамену пришел Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ), а значит появились новые трудности, связанные с этим нововведением. Частным образом это отразится и на деятельности психолога в школе, так у него появляется новое направление: подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ. Работа психолога по психолого-педагогическому сопровождению имеет множество направлений. Так можно сказать о теме сопровождения старшеклассников. Зачастую в качестве основной проблемы старшеклассников многие авторы рассматривают самоопределение и профориентацию. И это является основой для работы психолога. С другой стороны, выпускник школы сталкивается и с другими проблемами. Одной из которых,являетсясдачаЕдиногоГосударственногоЭкзамена,рассматриваемого, прежде всего, как новая реальность в нашем образовательном пространстве, радикально отличную от привычной форму экзамена, что ставит перед школой новые психолого-педагогические задачи. Проблемы и перспективы, связанные с ЕГЭ, активно обсуждаются с тех самых пор, когда он впервые вошел в школьную жизнь. Вопросы подготовки школьников и педагогов к ЕГЭ рассматривались уже неоднократно. Над этой проблемой активно работают методисты. Так, сформулированы рекомендации для учителей, разработаны нормативные материалы по ЕГЭ, проводятся методологические семинары, совещания и «круглые столы» для сотрудников образовательных учреждений, предлагаются материалы для проведения семинаров и курсов, готовятся рекомендации по организации и проведению обобщающего повторения, по использованию опубликованного материала тестовых заданий ЕГЭ в текущем учебном процессе. Но эти документы носят общий дидактический характер. Вместе с тем остается практически неосвещенной психологическая составляющая Единого государственного экзамена, связанные с ним проблемы психологического характера и возможности психологической поддержки учеников. При рассмотрении проблемы подготовки к ЕГЭ исследователи упоминают важность психологического тренинга и психологической поддержки выпускников, их родителей и учителей выпускных классов, но дальнейшего развития и методического обеспечения эта тема не получает. Были также разработаны общие рекомендации для выпускников и их родителей, но они тоже, при всей их нужности и важности, во многом имеют обобщенный характер. Вследствии чего можно выделить следующие противоречия: - между потребностью личности и государства в высоких результатах выпускников общеобразовательных учреждений при сдаче ЕГЭ и не достаточной разработанностью методологической основы для организации психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки к сдаче ЕГЭ; - между актуальностью реализации сопровождения старшеклассников при подготовке к сдаче ЕГЭ и отсутствием четко определенной концептуальной основы реализации данного сопровождения; - между необходимостью реализовывать психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников на этапе подготовки к сдаче ЕГЭ и недостаточной разработанностью программ, целенаправленно решающих эту задачу. Таким образом, проблема исследования заключается в недостаточной представленности и концептуальности существующих программ психолого- педагогического сопровождения старшеклассников на этапе подготовки к сдаче ЕГЭ. Цель исследования - теоретически обосновать, разработать модель психолого-педагогического сопровождения старшеклассников на этапе подготовки к сдаче Единого Государственного Экзамена. Объект: психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников. Предмет: программа психолого-педагогического сопровождения старшеклассников на этапе подготовки к сдаче Единого Государственного Экзамена.
Программа психолого-педагогического сопровождения старшеклассников на этапе подготовки к сдаче ЕГЭ, направленная на формирование таких компонентов готовности как: познавательный (формирование знаний о процедуре проведения ЕГЭ),личностный (формирование умений реализовывать самоконтроль во время экзамена, повышение самооценки),поведенческий, или процессуальный (формирование представлений о правилах поведения на ЕГЭ, выработка оптимальной формы поведения на экзамене) является эффективной, так как обеспечивает комплексное формирование всех компонентов психологической готовности старшеклассника к сдаче ЕГЭ. Теоретико-методологическая основа исследования: - концептуальные подходы к рассмотрению понятия «психолого- педагогическое сопровождение» (Н.Г. Битяновой, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой, Н.В. Клюевой и др.); - представления о психологических особенностях старшеклассников и их сопровождении (Н.С. Пряжников, В. Мухина, Ю. Слюсарев, Т. Яничева и др.); - подходы к организации психолого-педагогического сопровождения старшеклассников при их подготовке к сдаче ЕГЭ (М.Ю. Чибисова, Стебенева Н., Королева Н. и др.); Методы исследования: - обзорно-аналитическое теоретическое исследование психологической литературы по изучаемой проблеме; - методика "Самооценка психических состояний" Айзенка, анкета «Готовности к ЕГЭ» М.Ю. Чибисова, Тест «О правилах поведения на ЕГЭ» О.В. Ереминой; - формирующий эксперимент в форме психологического тренинга; - методы математической статистики (T-критерий Вилкоксона и Критерий Манна-Уитни). Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе проведенного теоретического анализа выделены определение психолого-педагогического сопровождения, особенности при сопровождении старшеклассников, в том числе были проанализированы особенности психолого-педагогического сопровождения старшеклассников на тапе подготовки сдачи ЕГЭ. Так же была теоретически обоснованна необходимость и возможность психолого-педагогического сопровождения старшеклассников на этапе подготовки к сдаче ЕГЭ. Практическая значимость исследования: представленная программа психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, основанная на комплексном подходе к формированию трех компонентах психологической готовности к сдаче ЕГЭ, выделенными при теоретическом анализе. Она может быть использована педагогом-психологом или психологической службой в образовательных учреждениях для формирования психологической готовности старшеклассников к сдаче ЕГЭ.
1.
1.1
Создание социально-организационных, психолого-педагогических условий, обеспечивающих комфортное обучение и творческое развитие каждого ребенка от момента его поступления в школу и до ее окончания, является одной из основных задач психологической службы образовательного учреждения. Идеи сопровождения и психолого-педагогического сопровождения, в частности, активно развиваются в работах Л.В. Байбородовой, Н.Г. Битяновой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой, Н.В. Клюевой, и др. В наиболее общем смысле сопровождение характеризуют как помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей, в поиске путей решения актуальных противоречий, встречающихся при организации образовательного процесса, как непрерывный процесс изучения, формирования и создания условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, обеспеченных командной работой специалистов различных профилей.Идеи психолого-педагогического сопровождения соответствуют прогрессивным идеям зарубежной гуманистической психологии (И. Блумер, М. Кун, А. Маслоу, Дж. Мид, Г. Олпорт, К. Роджерс), отечественной психологии (Е.В. Бондаревская, Р.Л. Кричевский, С.В. Кульневич, И.А. Якиманская и др.). Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяла приоритетные цели и задачи, решение которых требовало построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Приоритетная цель модернизации образования определялась как обеспечение высокого качества российского образования. В современном представлении понятие «качество образования» не сводится к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно, сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но и должно включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия. Это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Это «метод, обеспечивающий создание условий для принятия школьником оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, особенно при определении профиля обучения». [24]11 Сопровождение в педагогике понимают, как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына). В психологии сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности (Г. Бардиер, М. Р. Битянова). Успешно организованное сопровождение помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока не доступна (А. П. Тряпицына). Объектом школьной психологической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия, предметом - социально-психологические условия успешного обучения и развития. Методом и идеологией работы школьного психолога является сопровождение. Во-первых, следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. Оно находится в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи извне. Это положение очень важно при определении содержания работы школьного психолога. Он занимается ни тем, что считают важным учителя или «положено» с точки зрения большой науки, а тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Таким образом, в качестве важнейшего аксиологического принципа в нашу модель школьной психологической практики мы закладываем безусловную ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей, и ценностей его развития. Во-вторых, создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен и независим. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических) побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь. В-третьих, в идее сопровождения последовательно осуществляется принцип вторичности его форм и содержания по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка. Психологическое сопровождение, осуществляемое школьным психологом, не ставит своей целью активное направленное воздействие на те социальные условия, в которых живет ребенок, и ту систему обучения, и воспитания, которую выбрали для него родители. Цель сопровождения реалистичнее и прагматичнее - создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения. Наконец, в-четвертых, психологическое сопровождение ребенка в школе преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия. Это особым образом задает роль педагога в нашей модели психологической практики. Он оказывается соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребенка и основным ее реализатором. Психолог же помогает педагогу «настроить» процесс обучения и общение на конкретных учеников. Сопровождение рассматривается как процесс, как целостная деятельность практического школьного психолога, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента: 1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. Предполагается, что с первых минут нахождения ребенка в школе, начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. 2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения. 3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении с взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. В соответствии с этими основными компонентами процесса сопровождения выделяется несколько важнейших направлений практической деятельности школьного психолога в рамках процесса сопровождения: школьная прикладная психодиагностика, развивающая и психокоррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, школьников и их родителей, социально-диспетчерская деятельность. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог работает с группой. Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащегося являются: медицинские работники и другие специалисты; классный руководитель; психолог; социальный педагог; родители и родственники ученика. Субъектом психолого-педагогического сопровождения является и сам ученик, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности. Исходя из этого, можно сказать, что психолого-педагогическое сопровождение включает в себя: - защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях; - квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста; - реализацию программ преодоления трудностей в обучении и школьной неуспешности, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся; - участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения. Сопровождение старшеклассников- этот период характерен, как и личностной перестройкой каждого ребенка, так и своеобразным итогом школьного образования. В этот период школьник сдает выпускной экзамен и осознанно подходит к выбору дальнейшего профессионального обучения. Два этих события тесно связанны друг с другом, ведь на будущую профессию влияет не только само желание и способности, а так же выбор экзаменов, которые необходимо сдать. В современном образовании не так давно формой выпускной аттестации ученика является Единый Государственный Экзамен. Для старшеклассников это особый стресс и особые сложности. А значит, и школьный психолог столкнется в своей деятельности с рядом вопросов, на которые ему придётся отвечать. Подготовка к единому государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ЕГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения в школе. Учителя стараются подготовить. Все направлено на достижение поставленной цели – сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников. Таким образом, на основе проведенного теоретического анализа можно сказать, что психолого-педагогическое сопровождение является важным элементом в успешности развития ребенка на протяжении всего обучения. Школьный психолог становится важной персоной в системе образования. От его деятельности во многом зависит успешность как адаптации к школе, так и результаты итоговых экзаменов. Так же необходимо отметить, что выпускники школ нуждаются в поддержке едва ли не больше, чем другой возраст. Не смотря на возрастающую осознанность в своем выборе, выпускникам необходима помощь в формировании умения управлять внутренними процессами, такими как тревога, агрессия и т.п.
1.2
Приступая к своей профессиональной деятельности, психолог должен иметь чёткое представление о закономерностях психологического развития, о тех новообразованиях которые присутствуют в том или ином возрасте. Это знание позволяет более осознанно оценить уровень психологического развития учащегося, построить взаимодействие с учётом возрастных особенностей клиента. К тому же, построение перспективы профессионального роста, без знаний особенностей возраста, - очень затруднительное занятие. Рассмотрим психологические особенности формирования личности раннего юношеского возраста. «Именно в старшем школьном возрасте дети особенно часто начинают ориентироваться не столько на оценку их окружающими людьми, сколько на самооценку, в связи с этим в этот период у них особенно интенсивно формируется чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление отвечать не только требованиям окружающих, но и своим собственным требованиям к себе. В связи с этим подросток в известной степени эмансипируется от непосредственного влияния взрослых, и его поведение, а тем самым и развитие начинает всё больше и больше определяться внутренними условиями: ценностями, которые он усвоил, образцами, на которые ориентируется, сформировавшейся самооценкой». Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду. Это ещё в большей степени определяет как бы подчинение учебной деятельности более важной цели – будущей деятельности. Человек учится не ради самого учения, а для чего – то значимого для него в будущем. Старший подростковый возраст особенно важен в развитии личности. В этот период активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система самооценки, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, определяются ценностные ориентации, складывается жизненная позиция, постепенно формируется психологическая готовность к личностному самоопределению. Подросток начинает осознавать свою личностную особенность и неповторимость. В его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние, у подростка формируется Я — концепция, которая способствует дальнейшему построению жизненного поведения молодого человека. Он постепенно психологически становится готовым к личностному самоопределению. По мнению Н.С. Пряжникова, у старшеклассников постепенно формируется готовность к самоанализу основных склонностей и способностей, что может стать основой для готовности к подлинному самоопределению. «Одновременно все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различные образы жизни). Это невозможно без обращения к ценностно-смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения. Как считают многие серьезные специалисты, именно ценностно-нравственные ориентации составляют «ядро» самоопределяющейся личности. В старших и выпускных классах основной акцент переносится на конкретный выбор». То, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который ребёнок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом. Итак, «самоопределение как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием старшего подросткового возраста. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём». В этом возрасте осознаётся временная перспектива, развивается устойчивая самооценка, нравственная устойчивость личности. Самоопределение и стабилизация личности в старшем подростковом возрасте тесно связана с выработкой мировоззрения, системой ясных устойчивых убеждений. В старших классах происходит их окончательное становление. Одним из основных факторов личностного самоопределения старших подростков рассматривается их психологическая адаптация к жизни. К моменту окончания школы при нормальном процессе развития у выпускника должна быть сформирована психологическая готовность к самоопределению в новой жизни вне школы. Психологическая готовность к самоопределению предполагает: а) сформированность на высоком уровне всех психологических структур, прежде всего, самосознания; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, многообразие чувств и переживаний, временные перспективы, ценностные ориентации, жизненные смыслы; в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания собственных интересов, способностей, особенностей. Принимая выше сказанное во внимание, встает вопрос о том, как должно быть организованно сопровождение старшеклассников. Авторы Г. Бардиер, М. Битянова, В. Мухина, Ю. Слюсарев, Т. Яничева полагают, что важнейшей характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи; в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». Психологическое сопровождение предполагает поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития личности и адаптации в социуме. Среди задач, которые необходимо решать в психолого-педагогическом сопровождении детей в конкретном образовательном учреждении, можно выделить следующие: разработка индивидуальных образовательных маршрутов; формирование адекватной самооценки; охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов; предупреждение изоляции детей в группе сверстников; развитие психолого- педагогической компетентности педагогов и родителей. Педагогическое сопровождение старшеклассников - это процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у старшего школьника способностей и нейтрализации (либо коррекции) факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных детей, процесс, который включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи ребенку в решении возникающих проблем различного характера. Создание оптимальных условий в педагогическом контексте - это целенаправленный подход к процессу сопровождения на основе комплексного анализа внешних и внутренних факторов развития школьника, познания закономерностей данного развития, что позволяет научно обоснованно выбрать наилучший вариант организации процесса педагогического сопровождения для конкретного обучаемого. Критериями оптимальности созданных условий могут выступать: - максимально возможные результаты в формировании знаний, умений и навыков у конкретного ребенка; - минимально необходимые затраты времени педагогов и детей на достижение определенных результатов; - минимально необходимые затраты усилий ребенка на достижение определенных результатов.
Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения школьника должен носить естественный и индивидуальный характер, возможна реализация групповой формы сопровождения, но в обязательном сочетании с индивидуальным подходом. К моменту окончания школы ученик 11 класса должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие ― психологической готовности предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Основной целью психолога при работе с одиннадцатиклассниками является помощь в определении и формировании социальной и профессиональной готовности. Задачи: 1) определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности; 2) проведение развивающей работы с учащимися; 3) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы. Необходимым этапом сопровождения является проведение коррекционно-развивающих тренинговых занятий, целью которых является – помочь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классным руководителем, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, разрабатываются рекомендации и пожелания для оптимизации работы в выпускном классе.
1.3
Теоретическая и практическая работа по психологической подготовке к ЕГЭ имеет небогатую историю. Она представлена, например, в разработках школьных психологов (мы исследовали материалы школьных сайтов и публикации газеты «Школьный психолог») и направлена, в основном, на организацию условий для овладения обучающимися методами и приемами психологической подготовки к ЕГЭ, на преодоление фактора тревожности учащихся в этот период, на работу с детьми групп «риска», испытывающих особенные трудности при подготовке к экзаменам, в частности, в форме ЕГЭ. Так, в своем исследовании ведущий специалист научно-методического отдела ЦТР «Гуманитарные технологии» О. Чуча, следуя той же трехкомпонентной модели готовности, содержательно иначе трактует их. Результаты исследования психологической готовности к ЕГЭ, проведенного О. Чуча по показателям «знание о процедуре», «умение работать с информацией» (внимание, логика, память) и «личностные особенности» (интроверсия, организованность, эмоциональная стабильность), а также по интегральному показателю «психологическая готовность». В публикациях М.Ю. Чибисовой разработано содержание психологической готовности к ЕГЭ и ее структура, на которые в основном и опираются все дальнейшие разработки и рекомендации, посвященные подготовке к ЕГЭ.
Трудности связаны с недостаточным представлением о самой процедуре экзамена, отсутствием поддержки со стороны взрослых, самостоятельности, что может приводить к повышенному уровню тревожности, наличию предрассудков о ЕГЭ, неадекватной самооценке ЕГЭ поддержки и помощи от окружающих ждать не приходится). Организованность помогает планировать свое время, действия на экзамене, выбирать индивидуальную стратегию решения заданий, снижает вероятность ошибок, помогает сделать больше заданий, что повышает вероятность успеха. Эмоциональная стабильность – ключевая черта, помогающая спокойно работать на ЕГЭ . Знакомство с процедурой проведения ЕГЭ, навыки работы с тестами, владение способами снижения тревоги, управления своим эмоциональным состоянием (саморегуляция, релаксация) Знания о процедуре ЕГЭ. Поскольку ЕГЭ отличается от традиционного экзамена тем, каким образом нужно заполнять бланки, самой процедурой организации времени и типом заданий (тест, вопросы с кратким ответом, открытые вопросы-эссе). Незнание процедуры может повышать тревожность ребенка в несколько раз.
Психологическая готовность к ЕГЭ - сформированность знаний о процедуре, психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при его сдаче.
Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников. Основная цель психологического сопровождения ЕГЭ – содействие формированию полноценного гражданина нашего общества, определение психологических причин потенциального неуспеха, профилактика подобных нарушений. Задачи психологического сопровождения ЕГЭ: 1. Обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и социального развития школьника в период его подготовки к ЕГЭ; 2. Мониторинг динамики развития необходимых социально- психологических качеств личности в процессе пробных экзаменов; 3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи школьникам, имеющим проблемы обучении и поведении при сдаче экзаменов; 4. Консультирование школьников и их родителей, по вопросам собственного психологического благополучия в период экзаменов. Процедура прохождения ЕГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене. Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются: сомнение в полноте и прочности знаний; сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание; психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе: стресс незнакомой ситуации; стресс ответственности перед родителями и школой. Таким образом, условно можно выделить три группы трудностей ЕГЭ для детей: познавательные , связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета (эти трудности являются всего периода обучения в школе!); личностные , обусловленные особенностями и состояниями, отсутствием возможности получить поддержку взрослых; процессуальные , связанные с самой процедурой ЕГЭ и отсутствием четкой стратегии деятельности.
2
2.1
Для изучения сформированности представлений о процедуре ЕГЭ, соответственно для изучения сформированности познавательного компонента психологической готовности к сдаче ЕГЭ,может быть использована Анкета «Готовности к ЕГЭ» М.Ю.Чибисовой.36 Автор методики М.Ю. Чибисова предлагает 13 утверждений, которые необходимо оценить по шкале от 1 (полностью не согласен) до 10 (полностью согласен). Анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент). Анкета может быть использована для скрининговой диагностики в выпускных классах, а также для оценки результативности деятельности психолога (в этом случае анкетирование проводится до и после занятий). Для анализа результатов выделяется три шкалы.
Вторым компонентом психологической готовности к сдаче ЕГЭ является личностный компонент. Для его изучения прекрасно подходит методика "Самооценка психических состояний" Г. Айзенка. Методика включает в себя 40 утверждений, на которые нужно дать один из возможных ответов: 0 – не бывает совсем, 1 – бывает, но изредка, 2 – состояние присуще. Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Для изучения поведенческого компонента можно выбрать «Тест о правилах и поведения на ЕГЭ». Данный тест может использоваться в работе, как с учащимися, так и с педагогами и родителями. Он предназначен для того, чтобы в простой и эмоционально комфортной форме проверить степень знакомства с процедурой проведения и основными правилами поведения на ЕГЭ. Тест состоит из трех блоков вопросов. Блоки по форме соответствуют блокам в заданиях ЕГЭ, по которым респондент набирает определенное количество баллов, соответствующему его представляю о правилах поведения на ЕГЭ.
2.2
Задачи программы:
1. Ознакомить выпускников с особенностями и процедурой ЕГЭ для снижения тревоги и повышения интереса к результатам экзамена.
2. Сформировать умение справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче экзаменов
3. Развить умение адекватно оценить свои возможности.
4. Освоить на практике методы саморегуляции, методы снижения напряжения и самоподдержки.
5. Повысить самооценку учащихся, уверенность в себе и в положительном результате сдачи экзамена.
6. Сформировать индивидуальные стратегии поведения на экзамене. Оптимальная форма фронтальной психологической подготовки выпускников к ЕГЭ психолого-педагогические занятия с элементами тренинга. На занятиях не просто происходит обучение технологиям, но и формируются позитивные установки, помогающие эффективно сдавать экзамены и справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. В процессе занятий каждый участник пополняет свою «копилку» представления о ЕГЭ: «чем лично для меня ЭГЭ лучше традиционного экзамена»; «наиболее подходящие для меня способы снятия тревоги и напряжения»; «что лично мне помогает чувствовать себя увереннее (мои ресурсы)». Формы работы: групповая дискуссия, разбор конкретных ситуаций на экзаменах, отработка умений и навыков в специальных упражнениях, групповое обсуждение, информирование, психогимнастика, «мозговой штурм», освоение техник саморегуляции, самоподдержки в специальных упражнениях.
Тематическое планирование программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников на этапе подготовки к сдаче ЕГЭ Занятие 1. Знакомство Цель: проработка тревоги и страха перед экзаменами. Задачи: 1.Познакомиться, создание атмосферы безопасности на занятии. 2.Настрой на тему занятия 3.Созадние условий для возможности поделиться своими чувствами по поводу экзамена. Знакомство «Ассоциации» Рисунок «Символ экзамена» Мини-сочинение «Если не…» Обсуждение работ Рефлексия
Занятие 2. Дискуссия о ЕГЭ Цель: выработка объективного отношения к ЕГЭ. Задачи: 1.Снижение тревоги относительно предстоящего экзамена, 2.Получение обратной связи от участников группы о прошедшем занятии. Приветствие Разминка «Круг чувств» Дискуссия «ЕГЭ - лучше или хуже традиционного экзамена?» Таблица «Плюсы и минусы ЕГЭ». Завершение. Упражнение. «Хвастунишка» Рефлексия
Занятие 3. Эксперимент Цель: научить самообладанию в стрессовых ситуациях. Задачи: 1.Настрой на занятие, развитие коммуникативных умений. 2.Побудить участников к откровенному разговору, 3.Создание доверительной атмосферы на занятии. 4.Смоделировать ситуацию, для отработки навыков самообладания в стрессовых ситуациях Упражнение «Приветствие без слов» Упражнение «Откровенно говоря» Упражнение «Эксперимент» Рефлексия
Занятие 4. Цель: переформулировать нездоровые установки на здоровые. Задачи: 1.Познакомить с когнитивными установками, мешающими нормальной сдаче экзамена. 2.Научить поддерживать себя в ситуации экзамена. Таблица «Позитивные и негативные установки» Упражнение «Слова поддержки» Обсуждение результатов
Занятие 5. Что такое стресс Цель: осветить теоретические аспекты и рекомендовать упражнения на нейтрализацию и снятие стресса. Задачи: 1.Дать информацию о понятии стресс 2.Сформироват представление о том, как можно бороться со стрессом 3.обсудить возможные способы снижения стресса Мини-лекция о стрессе Обсуждение
Занятие 6. Как справиться с напряжением Цель: познакомить с понятием саморегуляции и предложить эффективные способы снятия напряжения. Задачи: 1.Обучить снимать напряжение приемлемым способом. 2.Ознакомить с понятием релаксация. Мини - лекция «Способы снятия нервно-психического напряжения». Упражнение «Прощай напряжение!»46 3.Научить справляться с тревогой, используя дыхание. 4.Научить справляться с тревогой, используя методы мышечной релаксации. Упражнение: «Дыхательная релаксация». Мини-лекция «РЕЛАКСАЦИЯ» Упражнение. «Мышечная релаксация». Рефлексия
Занятие 7. Как готовится к сдаче ЕГЭ Цель: информировать в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам и правилах поведения во время ЕГЭ; Задачи: 1.Создать положительный настрой, 2.Развитие чувства эмпатии, 3.Повышение самооценки. Упражнение «Я люблю…Я могу…Я хочу…». Памятка для выпускников «Как подготовиться к сдаче ЕГЭ» Обсуждение Рефлексия
Занятие 8. Как вести себя на экзамене Цель: формирование уверенного поведения во время экзамена. Задачи: 1.Помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно. 2.Научить вызывать в себе чувство увреенности. Разминка «Круг чувств» Мини-лекция «Уверенность на экзамене». Упражнение «Мои ресурсы» Рефлексия
Занятие 9. Уверенность на экзамене Цель: усиление ощущение уверенности. Задачи: 1. Закрепление ощущения уверенности. 2. Обсуждение результатов Упражнение «Образ уверенности». Рисунок «Символ уверенности». Рефлексия
Занятие 10. Декларация самоценности Цель: Повышение самооценки, возможность поверить в свои силы. Задачи: 1.Повышение самооценки 2.Отработка умения саморегуляции при волнении Упражнение «Декларация моей самоценности»
Занятие 11. Завершение Цель: подведение итогов занятий Задачи: 1.проверить степень знакомства с правилами поведения проведения ЕГЭ. 2.Получение обратной связи от участников
Тест «О правилах и процедуре проведения ЕГЭ».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме психологического сопровождения, позволяет сделать вывод о том, что понятие психолого-педагогическое сопровождение в психологических исследованиях трактуется по-разному. Сопровождение в педагогике понимают, как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына). В психологии сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности (Г. Бардиер, М. Р. Битянова). Успешно организованное сопровождение помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока не доступна (А. П. Тряпицына). Анализ литературы показал, что особенно актуальным в условиях современной реальности становится сопровождение старшеклассников. Е. Пряжников полагает, что основной целью психолога при работе с одиннадцатиклассниками является помощь в определении и формировании социальной и профессиональной готовности. Это становится особенно важным, так как к моменту окончания школы ученик 11 класса должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие психологической готовности предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Но, прежде чем, закончить школу и вступить во взрослую жизнь старшекласснику необходимо пройти выпускной экзамен. Теоретическая и практическая работа по психологической подготовке к ЕГЭ имеет небогатую историю. Она представлена, например, в разработках школьных психологов и направлена, в основном, на организацию условий для овладения обучающимися методами и приемами подготовки к ЕГЭ, на работу с детьми групп «риска», испытывающих особенные трудности при подготовке к экзаменам, в частности, в форме ЕГЭ. Солгасно М.Ю. Чибисовой психологическая готовность к ЕГЭ рассматривается как сформированность знаний о процедуре, психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при его сдаче. Такая готовность в авторской интерпретации включает три основных компонента: познавательный, личностный и процессуальный. Им соответствуют основные направления психологической подготовки к ЕГЭ. В ходе теоретического анализа я пришла к выводу о том, что существует необходимость в разработке программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников на этапе подготовки к сдаче ЕГЭ. При разработке программы в основу была положена концепция о трех компонентах психологической готовности.
ЛИТЕРАТУРА :
1. Алиев Х.М. Метод «Ключ» в борьбе со стрессом. – Ростов н/Д: Издательство: Феникс, 2009.
2. Баранова В.Н Программно-методические материалы для организации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога / Под ред. Барановой В.Н. – Омск: ГОУ ДПО “ИРООО», 2006.
3. Берстева С.В. Социальная зрелость старшеклассников как фактор формирования социальной активности // Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем .Екатеринбург, 2013.
4. Водяха С.А. Психологическое благополучие в образовательном пространстве // Актуальные проблемы психологии личности: сб. науч. Статей / сост. Н.Н. Васягина / Урал. Гос. Пед. Ун-т. – Екатеринбург, 2013.
5. Газман О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании //Директор школы. — 2011. — № 3. — с. 51—58. 10. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. / Вопросы психологии, 2009, №3.
6. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., «Просвещение», 1979.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Самооценка психических состояний» Г. Айзенка
Предлагается описание различных психических состояний. Если это состояние часто наблюдается, то ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов. Описание состояний(Айзенк)
I 1) Не чувствую в себе уверенности.
2) Часто из-за пустяков краснею.
3) Мой сон беспокоен.
4) Легко впадаю в уныние.
5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
6) Меня пугают трудности.
7) Люблю копаться в своих недостатках.
8) Меня легко убедить.
9) Я мнительный.
10) Я с трудом переношу время ожидания.
II 11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых в1е-таки можно найти выход.
12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
16) Я нередко чувствую себя беззащитным.
17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18) Я чувствую растерянность перед трудностями.
19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
III 21) Оставляю за собой последнее слово.
22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
23) Меня легко рассердить.
24) Люблю делать замечания другим.
25) Хочу быть авторитетом для других.
26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
30) Я мстителен.
IV 31) Мне трудно менять привычки.
32) Нелегко переключать внимание.
33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.
34) Меня трудно переубедить.
35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
36) Нелегко сближаюсь с людьми.
37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
38) Нередко я проявляю упрямство.
39) Неохотно иду на риск.
40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Обработка результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение педагогов в процессе подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ
Психологическое сопровождение педагогов в процессе подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ...
Семинар-практикум для педагогов "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки к ОГЭ, ЕГЭ»
Цель – создание условий для повышения основных профессиональных компетенций педагогов по вопросам психологического сопровождения предэкзаменационного периода.Задачи: - способствовать осозна...
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»
Данный материал содержит выступление на тему "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»", а так же презентацию по данной проблеме. Кр...
Проектирование модели организации психологического сопровождения выпускников 9 кл . в процессе подготовки к ГИА
Модель отображает участников процесса подготовки к ГИА ,а так же раскрывает их роль....
Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»
Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»...
Психологическое сопровождение выпускников с ОВЗ в период предпрофильной подготовки
Профессиональная деятельность является важнейшей для подавляющего большинства людей современности. Она совершенно необходима как для отдельной личности, так и для общества в целом на различных его уро...