СУДАРУШКА
методическая разработка на тему
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей 11 – 14 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sudarushka.doc | 268 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Шушенского района
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества «Юность»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ДТ «Юность»
________Т.С. Лобанова
«___»___________2006г.
СУДАРУШКА
Дополнительная общеобразовательная программа
дошкольного образования для детей 11 – 14 лет
Срок реализации – 2 года
Автор - составитель:
Поддубная Т. П.
педагог дополнительного
образования ДТ "Юность"
п.Шушенское 2006 г.
Пояснительная записка
Рукоделие испокон веков всегда и у всех народов было в большом почете. Оно очень разнообразно и включает в себя множество видов.
Очень важно, что все виды рукоделия сохранились и продолжают жить в современном обществе. Меняется жизнь, взгляды, но человек по-прежнему продолжает украшать свою одежду и свой дом.
Основываясь на свой опыт, могу сказать, что учащиеся хотят познакомиться не с одним видом ДПИ, а с несколькими. Они хотят научиться украшать, оформлять, дополнять свою одежду и свой дом, используя различные техники, интегрируя свое творчество.
Программа "Сударушка" художественно-эстетической направленности. Данная программа включает в себя несколько видов рукоделия: бисероплетение, машинная вышивка, кружевоплетение на коклюшках, лоскутная пластика, это дает возможность ребенку окунуться в разнообразный мир творчества, попробовать себя в различных его направлениях.
Игривость, кокетливость или строгость выбранного рисунка, сколка, схемы и место его расположения могут сделать стиль предмета вульгарным, слитным, изысканным или элегантным, соответствовать молодежному, взрослому, деловому, интелегентному облику или диссонировать с ним. Декоративные узоры превращают даже самую простую ткань в подлинное произведение искусства. Это и привлекает учащихся заниматься этими увлекательными видами декоративно – прикладного искусства.
Данная программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых в декоративно – прикладном творчестве с учетом современных условий жизни.
Данная образовательная программа составлена на основе позитивного личного опыта преподавания данной программы на базе ДТ "Юность" в течение 10 лет, а также учебных пособий (авторы: Белозерова И., Блинова Л. "Русское кружево", Божко Л. "Изделие из бисера", Андреева Р. П. "Машинная вышивка" и др.).
Программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером. Жизнь подростка, характеризующаяся глубокой перестройкой всего организма, общим подъемом жизнедеятельности, совпадает с обучением в школе второй ступени – это период от детства к юности. У подростка психика полуребенка - полувзрослого: его развитие "ушло" от детей, но еще не "пристало" к взрослым.
Программа составлена так, что, получая общие знания, умения и навыки, подросток имеет свободный выбор занятия, самовыражается в определенном виде деятельности, проявляет личное творчество и участие в коллективе. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, подросток получает все необходимое для полноценного развития.
Свои личностные качества учащиеся проявляют в различных мероприятиях объединения.
Работа с воспитанниками построена на основе взаимосотрудничества с педагогом и уважительного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требования познавательной деятельности детей. Это является основными педагогическими принципами.
Программа "Сударушка" предназначена для обучения детей в возрасте 11-14 лет. Главным условиям приема детей в мастерскую «Волшебница» является их желание и стремление заниматься данными видами рукоделия.
Цель:
Развитие творческого потенциала детей в искусстве создания изделий декоративно прикладного искусства. Воспитание свободной и талантливой личности.
Задачи:
- Привить интерес к ДПИ, побудить желание совершенствоваться в изучаемых направлениях.
- Воспитать способность мыслить, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества.
- Формировать теоретические знания и практические умения в таких областях ДПИ, как машинная вышивка, кружевоплетение на коклюшках и бисероплетение.
- Развить образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведением искусства.
- Познакомить с теоретическими знаниями в области бисероплетения, кружевоплетения, машинной вышивке.
- Сформировать практические навыки и умения в области бисероплетения, кружевоплетения, машинной вышивке.
- Создать творческую атмосферу в группе единомышленников на основе взаимопонимания и сотрудничества.
- Познакомить с историей различных видов ДПИ.
- Приобщить детей к национально – региональным особенностям искусства Красноярского края.
Новые социальные условия выдвигают современные педагогические требования. Среди них первостепенными становится - воспитание учащихся, готовых во взрослой жизни к определению своего места в структуре занятости, способного самореализовать себя в условиях безработицы.
Учебный процесс помогает развиваться творческой личности, познакомиться с некоторыми профессиями, и сориентирован на следующие виды взрослой деятельности:
- Учитель технологии;
- Учитель ДПИ;
- Вышивальщица;
- Работник музея;
- Швея;
- Художник – модельер;
- Педагог дополнительного образования;
- Хорошая хозяйка в доме.
Программа "Сударушка" направлена на становление следующих ключевых компетентностей:
- познавательная компетентность:
развитие умения использовать полученные знания, и наблюдения при изготовлении изделий ДПИ, способности к обучению в течение всей жизни в профессиональном аспекте;
- информационная компетентность:
развивать способность работать с различными историческими и современными источниками ДПИ. Сравнивать и анализировать различные техники и способы работы в ДПИ по областям (Вологодское, Елецкое и т. д.). Умение использовать опорные конспекты, знаковые системы (схемы, сколки, таблицы);
- коммуникативная компетентность:
способствовать развитию умения презентовать свою деятельность, себя и свое изделие с целью продажи, рекламы. Этому способствуют уроки – ярмарки, выставки – продажи, уроки – презентации;
- организаторская компетентность:
способствовать развитию умения планировать и управлять собственной деятельностью. Умению контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность коллектива. Умению работать в коллективе единомышленников, учитывая интересы и потребности других участников учебного процесса.
Программой предусмотрено проведение профессиональных выставок, экскурсий, мастер – классов по разным видам ДПИ. Двухгодичная программа "Сударушка" составлена с учетом требований, предъявляемых сертификацией ОП. Первый год обучения рассчитан на 144 учебных часа с распределением учебной нагрузки 4 часа в неделю. Второй год обучения рассчитан на 216 учебных часов с распределением учебной нагрузки 6 часов в неделю.
Реализация программы осуществляется как посредством традиционных, так и специфических форм и методов обучения.
Формы:
индивидуальная, групповая, звеньевая.
Для достижения более эффективного результата рекомендуются вводное, традиционное, практическое, интегрированное, ознакомительное занятия; такие формы работы, как повторение, беседа, опрос, самостоятельная работа, конкурсы, выставки, проектная деятельность.
Методы:
Объяснительно – иллюстративный;
Репродуктивно – практический,
Объяснительно – побуждающий,
Проблемного изложения,
Инструктивно – практический,
Частично – поисковый,
Исследовательский,
"Непринужденное принуждение", "Свода выбора".
Особенности содержания образовательной программы:
Целью программы является творческое развитие личности воспитанника, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. В каждом задании детям дается возможность для простора фантазии, поощряется отход от шаблона, при внесении в каждую работу собственных образов. Важно "расковать" детей, высвободить их творческую энергию. Работа на занятиях ведется от простого к сложному. Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с первых занятий, заканчивая творческой выпускной работой.
Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях и заданиях, тестах, ведется наблюдение за детьми. Затем обучаемые осваивают азы различных видов рукоделия: которые тренируют правильную координацию мелких движений, усидчивость, аккуратность, появляется умение работать с инструментами и материалами.
Далее элементарные упражнения и задания перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей о своей деятельности ребята регулярно отчитываются на выставках по темам.
На занятиях учащиеся получают знания, умения и навыки в различных видах ДПИ (вышивка, кружевоплетение, мягкая игрушка, бисероплетение, лоскутная пластика), знакомятся с историей их развития, с народными традициями, красотой и неповторимостью изделий ДПИ. Учащиеся при изготовлении изделий приучаются к аккуратности, экономичному расходу материалов, качественной обработке изделий. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с инструментами, с техническими средствами.
Изложение учебного материала имеет ту эмоциональную последовательность, которая непременно приводит детей к высшей точке удивления и переживания, самоопределении и самоутверждении в коллективе и в жизни в целом. Общение в совместной деятельности сверстников, самоуважение и укрепление статуса обучаемого, популяризация даже не значительного успеха в сфере обучения.
Особенностью содержания данной программы является изучение народных традиций, использование их в дизайне современной жизни.
Дети знакомятся с понятием "полезности и значительности", гармонии и безвкусице.
Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка. Именно индивидуальный подход в обучении способствует раскрытию и самоутверждению ребенка.
Учащимся всегда предоставляется возможность выбора варианта практического задания, учитывающего уровень его индивидуальных способностей. На практических занятиях не исключена помощь сверстников, которая способствует сплочению коллектива.
Немаловажную роль играет совместная деятельность учеников и педагога. Наиболее актуальным это является при выполнении коллективных работ, решении заданий открытого типа, разработке творческих проектов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
После изучения программы учащиеся должны иметь представление:
- о профессиях ДПИ;
- об истории развития различных видов ДПИ;
- о региональных особенностях искусства Красноярского края.
Образовательная программа способствует приобретению теоретических и практических основ дизайна одежды и интерьера посредством таких видов рукоделия, как машинная вышивка, кружевоплетение, бисероплетение:
- овладение основными приемами работы с предлагаемыми материалами;
- стремление к самостоятельному творчеству;
- овладение навыками оформления и защиты творческой работы;
- повышение уровня общего развития, общей культуры, ориентация в выборе будущей профессии.
Продуктом данной деятельности будут являться изделия, выполненные в различных техниках ДПИ.
В ходе реализации программы предполагается становление следующих ключевых компетентностей:
- способность использовать полученные знания и наблюдения;
- способность к обучению в течение всей жизни в профессиональном аспекте;
- способность работать с различными историческими источниками информации, сравнивать и анализировать полученную информацию;
- умение презентовать себя и свою деятельность;
- планировать и управлять собственной деятельностью, владение навыками контроля и оценки деятельности;
- владение способами работы в коллективе.
Для проверки ожидаемых результатов программы используются следующие формы:
- контрольно-зачетное занятие;
- урок-ярмарка;
- урок-презентация творческой работы;
- выставки, конкурсы.
Первый год обучения.
Задачи:
- Познакомить детей с увлекательным искусством бисероплетения, вышивания, кружевоплетения.
- Привить интерес к данным видам рукоделия, побудить желание далее совершенствоваться в различных направлениях ДПИ.
- Познакомить с историей развития данных видов ДПИ.
-Помочь овладеть навыками контроля, самоконтроля, управления собственной деятельностью.
- Сформировать умение работать в коллективе, в команде.
- Способствовать овладению основных знаний по направлениям деятельности.
Учебно-тематический план
№ | Наименование | общее количество часов | теория | практика |
Бисероплетение | ||||
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
Композиция и орнамент | 2 | 2 | ||
Основы цветоведения | 2 | 2 | ||
Материалы и инструменты, подготовка рабочего места | 1 | 1 | ||
Технические приемы: -плетение "крестиками", -сетчатое плетение, -вышивка бисером, | 7 8 6 | 0,5 0,5 0,5 | 6,5 7,5 5,5 | |
История бисера и его применение | 1 | 1 | ||
Практическая работа | 15 | 2 | 13 | |
Выставка - продажа | 1 | 1 | ||
Экскурсия в музей | 2 | 2 | ||
Кружевоплетение | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Плетешок | 1 | 1 | |
3. | Закраинка | 3 | 0,5 | 2,5 |
4. | Полотнянка | 4 | 0,5 | 3,5 |
5. | История развития кружевоплетения | 2 | 2 | |
6. | Сколок | 4 | 1 | 3 |
7. | Практическая работа | 26 | 3 | 23 |
Машинная вышивка | ||||
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
Машиноведение | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Строчки на холостом ходу | 2 | 2 | ||
Строчки с заправленной нитью | 2 | 2 | ||
Строчивая гладь | 3 | 0,5 | 2,5 | |
Ковровая техника | 4 | 0,5 | 3,5 | |
История развития ДПИ в Красноярском крае | 2 | 2 | ||
Практическая работа | 38 | 3 | 35 | |
Зачетное занятие | 2 | 2 | ||
Выставка | 2 | 2 | ||
Подведение итогов | 1 | 1 | ||
Итого: | 144 | 33 | 111 |
Содержание программы:
Бисероплетение
- Вводное занятие. Знакомство с детьми, план работы на год, цель задачи, техника безопасности, современное направление в бисероплетении.
- Композиция и орнамент. Композиция орнамента, построение орнамента, раппорт, основные условия построения орнамента. Типы орнамента (ленточный, сплошной, замкнутый).Мотивы орнамента (растительный, зооморфный, антропоморфный, геометрический, геральдический, гротескный).
- Основы цветоведения. Хроматические и ахроматические. Цвета спектра – красный, желтый, сине-фиолетовый. Создание цельного колорита, смысловой центр, создание эскиза.
- Материалы и инструменты подготовка рабочего места. Рассказ о назначении и применении материалов и инструментов (рабочий словарик – запись в тетрадь). Подготовка рабочего места.
- Технические приемы: плетение "крестиками", рассказ о многообразии технических приемов. Рубрика "Полезные советы": знакомство с правилами, которые необходимо соблюдать при изготовлении бисерных украшениях (запись в рабочий словарик). Способы плетения "крестиками". Краткая характеристика.
Плетение цепочек "крестики":
- Плетение цепочки "крестиками" двумя иглами;
- Плетение цепочки "крестиками" одной иглой (два способа);
- Варианты цепочки "крестиками":
- цепочки колечки;
- цепочка со стеклярусом;
- цепочка с бусинами;
- цепочка с узорами.
- Способы соединения цепочек:
- способы плоского соединения (двойная цепочка, частичное, плотное, фигурное);
- способы объемного соединения.
- Наплетения на цепочку.
- Плетение цепочки "цветы":
- плетение цепочки "цветы" двумя иглами;
- плетение одной иглой.
- Плетение сложных цепочек "крестики":
- цепочка "уголки";
- цепочка "цветочки";
- "цветочки с листиками".
Для каждого плетения зарисовывается схема в тетради. После того как дети опробуют разные способы плетения "крестики", предлагается выполнить два наиболее понравившихся способа плетения "цепочки".
Рубрика "забавные зверушки"
Параллельное плетение в крестик
Зарисовка в тетрадь схемы нескольких миниатюр на выбор, плетение одного из них:
- крокодильчик;
- змейка;
- пчела;
- ежик;
- мышка с сыром;
- лисичка.
Плетение полотна" крестиками"
- плетение двумя иглами;
- плетение одной иглой;
- плетение полотна с рисунком;
- плетение уголка.
Схемы зарисовываются в тетрадь, после чего ученики плетут фенечку, выбирая для себя более приемлемый способ.
Плетение цветов.
Сетчатое (ажурное) плетение
Краткая характеристика данного плетения.
Плетение ажурных цепочек
- ажурная цепочка с ячейками "ромбами";
- ажурная цепочка с ячейками "фонариками";
- ажурная цепочка с ячейками двух видов;
- варианты ажурных цепочек с рисунком.
Зарисовывают схему ажурных плетений (2 способа), после чего цепочку одним из вышеперечисленных вариантов.
Если при плетении цепочки будут возникать сложности, предлагается сплести небольшие образцы, используя различные способы плетения, а затем выбрать для себя наиболее приемлемые.
Вышивка бисером.
Для того чтобы, разнообразить занятие и обучить детей новой для них технике работы с бисером, предлагается ввести вышивку бисером.
На данный раздел отводятся 4 урока, в течении которых дети выполняют пробные образцы.
- История бисера и его применение. Дети готовят самостоятельно доклад (17 -18, 19 век). Области применения.
- Практическая работа. Зарисовка эскиза, выбор техники плетения, подбор материалов, выполнение, презентация изделия.
- Выставка продажа. Домашняя выставка.
- Экскурсии в музей. История развития ДПИ в Красноярском крае.
Кружевоплетение.
- Вводное занятие. Знакомство с инструментами и материалами, наматывание ниток на коклюшку, закрепление пары на подушке, закрепление сколка на подушке, плетешок.
- Практическая работа изготовление плетешка, плетешок с отвивными петельками.
- Закраинка. Изготовление сколка для закраинки, плетение закраинки с перевивом всех пар, с перевивом крайних пар.
- Полотнянка. Изготовление сколка для полотнянки (7 – 9 пар). Виды полотнянки. Повороты (вилюшки). Сцепы на основе полотнянки.
- История развития кружевоплетения. Самостоятельный поиск материала. Доклад.
- Сколок. Стилистические особенности изготовление сколков для практической работы. Самостоятельная творческая работа.
Машинная вышивка.
- Вводное занятие. Материалы, инструменты, техника безопасности.
- Машиноведение. Устройство машины, смазка, намотка нитки на шпульку, заправка ниток, первые навыки улавливания хода машинок.
- Строчка на холостом ходу по бумаге: простая, вилюшки, чешуйки, волна, муарная, бисерная, строчки с заправленной ниткой (на ткани).
- Подготовительные операции: заправка ткани в пяльца, натяжение ниток. Строчки – простая, вилюшки, восьмерки, бисерное, муарное и волна.
- Стречевая гладь. Заполнение различных форм строчевой гладью.
- Ковровая техника.
- История развития ДПИ в Красноярском крае. Самостоятельный поиск информации.
- Творческий проект.
• Ученики изучают и анализируют подобные изделия.
• Обсуждают достоинства и недостатки этих изделий.
Записывают краткую формулировку задачи для изготовления улучшенного варианта изделия. Выбирают лучшие.
Исследуют потребности в этом изделии.
Разрабатывают критерии которым должно отвечать изделие.
Выполняют упражнения для развития умений и навыков на основании полученного опыта выбирают лучшую идею изготовления изделия.
Планируют изготовление изделия.
Изготавливают изделие, отмечая возникающие трудности и определяя пути их преодоления.
Испытывают и оценивают свое изделие
- Презентация изделия.
По окончанию первого года обучения предполагается:
- Владение основами цветоведения, орнамента и композиции.
- Приобретение начальных теоретических и практических основ в бисероплетении, кружевоплетении, машинной вышивке.
- Овладение основными приемами работы в бисероплетении, кружевоплетении, машинной вышивки.
- Стремление к дальнейшему развитию в данных областях ДПИ.
- Иметь представление об истории развития бисероплетения, кружевоплетения, машинной вышивки (Красноярского края).
- Умение использовать полученные знания и наблюдения и применять их при изготовлении изделий.
- Формирование и приобретение специфических навыков: инструменты и их использование, экономный расход ткани, технологическая последовательности изготовления изделия, оформление изделия и уход за ним.
- Владение навыками контроля, самоконтроля, управление собственной деятельностью. Умение работать в коллективе, команде.
Второй год обучения
Задачи:
- Закрепить полученные знания, умения и навыки.
- Способствовать овладению более сложными приемами в бисероплетении, вышивании, кружевоплетении.
- Продолжить знакомство с региональными особенностями искусства.
- Научить использовать умение моделировать, комбинировать и сочетать известные виды рукоделия.
- Познакомить с мозаичным видом плетения, на станке, объемным плетением, плетением различных видов решеток.
- Помочь овладеть техниками и приемам в машинной вышивке: закрепление шнуров с помощью строчки, глади, аппликации, ришелье.
- Познакомить с историей развития машинной вышивки.
- Сформировать и углубить знания в области развития ДПИ в Красноярском крае.
- Сформировать специфические умения и навыки: научить сравнивать и анализировать.
Именно этот период обучаемые проявляют творческую активность, сочиняют, создают необычные затейливые вещи. Проявляется пик творческой активности, все свое мастерство обучаемые выкладывают в свою творческую работу.
Учебно-тематический план
№ | Наименование | Общее количество часов | Теория | Практика |
Бисероплетение | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Плетение на станке | 8 | 1 | 7 |
3. | Мозаичное плетение | 6 | 0,5 | 5,5 |
4. | Объемное плетение | 8 | 7 | 1 |
5 | Творческая работа | 32 | 4 | 28 |
6. | Экскурсия | 1 | 1 | |
7 | Контрольно-зачетное занятие | 2 | 2 | |
Кружевоплетение | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Семечки – насновки | 3 | 0,5 | 2,5 |
3. | Различные виды решеток | 6 | 1 | 5 |
4. |
| 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | |
5. | Сколок. Стилистические особенности | 4 | 1 | 3 |
6. | Практическая работа | 42 | 4 | 38 |
7. | Контрольно-зачетное занятие | 2 | 2 | |
Машинная вышивка | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Прикрепление шнуров с помощью строчки | 4 | 0,5 | 3,5 |
3. | Гладь. | 14 | 2 | 12 |
4. | Аппликация | 10 | 1 | 9 |
5. | История развития машинной вышивки. | 1 | 1 | |
6. | Ришелье | 12 | 2 | 10 |
7. | История развития ДПИ в Красноярском крае | 2 | 2 | |
8. | Практическая работа | 49 | 3 | 46 |
9. | Зачетное занятие | 2 | 2 | |
10. | Выставка | 2 | 2 | |
11. | Подведение итогов | 1 | 1 | |
Итого: | 216 | 45,5 | 170,5 |
Содержание программы:
Бисероплетение.
1. Вводное занятие
Повторение пройденного материала за первый год обучения.
2. Плетение на станке
Знакомство со станком. Самостоятельная работа по схеме, составление схемы, подбор материала, изготовление и мини – выставка.
3. Мозаичное плетение.
Краткая характеристика.
Плетение цепочки "мозаика"
- Двумя иглами;
- Одной иглой;
- Варианты цепочек "мозаика";
- Плетение с рисунком.
Зарисовка схем, плетение образцов, изготовление фенечки, одним из понравившимся способом.
Варианты плетение уголка. Зарисовка схем.
4. Объемное плетение
Плетение жгута
- плотного;
- ажурного;
- со стеклярусом
Плетение объемных цветочков
Варианты плетений, зарисовка схемы, изготовление сережек.
5. Объемные шарики
- шарик на трех бисеринах;
- шарик на четырех бисеринах;
- шарик на пяти бисеринах.
Плетение одним из понравившихся способов. Выполнение изделия по желанию детей.
6. Практическая работа
Разработка эскиза, выбор техники плетения, подбор материалов и изготовление (самостоятельная работа).
7. Экскурсия в музей.
8. Контрольно-зачетное занятие. Проверка знаний и умений за 2 года обучения.
Кружевоплетение.
1. Вводное занятие.
Повторение пройденного материала.
2. Семечки - насновки.
Плетение насновок разной формы: треугольные, прямоугольные, овальные, квадратные.
Самостоятельная работа по схемам.
3. Различные виды решеток. Подготовка сколков для плетения ажурных решеток, подбор нити в зависимости от размеров сколков. Плетение 6 видов решеток:
Простая решетка в пол заплета, решетка без перевива пар, решетка в полный заплет, квадратная решетка, Московская решетка, плетешковая.
4. Михайловское, Вологодское, Елецкое, Белевское кружева.
Особенности плетение каждого из них (дети готовятся самостоятельно, доклад).
5. Сколок. Стилистические особенности.
Разработка сколков.
6. Творческая работа.
Авторская работа, разработка сколка (соответствие общему изделию) выбор изделия с учетом предварительно выполненных эскизов. Учет художественных, региональных и утилитарных особенностей изделия. Подбор материала, исполнение изделия в материале. Разработка технологической карты.
7. Контрольно – зачетное занятие.
Подведение итогов и анализ творческих работ выполненных учащимися организация и оформление отчетной выставки учебных и творческих работ.
Вышивка.
1. Вводное занятие.
Повторение пройденного материала. Прикрепление шнуров с помощью строчки. Показ, практическое исполнение.
2. Гладь.
Все виды глади. Практический показ (белая, с настилом, накладная, гладьевый валик).
3. Аппликация.
Все виды аппликации (накладная, воздушная, прорезная). Заработка края аппликации (гладью, строчевой гладью, гладьевым валиком, шнуром).
4. История развития машинной вышивки.
Основные центры вышивки просмотр книг, цветных фотографий, репродукция вышивок, сравнивание и анализ увиденного.
5. Ришелье.
Виды ришелье (прорезное, с бридами, с сетками) сетки и бриды (мозаичная, квадратная, с жучками). Практическая работа.
6. Творческая работа.
Авторская работа: разработка эскиза, выбор материала, фурнитуры. Учет художественных, региональных и утилитарных особенностях изделия. Исполнение изделия в материале. Разработка технологической карты.
7. Контрольно – зачетные занятия.
Выявить отношение к творчеству своих единомышленников, показать практически полученные знания и умения в мини-выставке, далее в конкурсе. Выяснить и оценить теоретическое знание терминов по пройденным курсам.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
- умение моделировать, комбинировать и сочетать известные виды рукоделия;
- владение мозаичным плетением, плетением на станке, объемным плетением, плетением различных видов решеток;
- умение отличать Вологодское, Елецкое, Михайловское и Белевское кружева;
- овладение техниками и приемами машинной вышивки: закрепление шнуров с помощью строчки, гладь, аппликация ришелье и применение их в различных вариациях;
- иметь представление об истории развития машинной вышивки, углубленные знания в области развития ДПИ в Красноярском крае.
- формирование специфических умений и навыков, использование наблюдений, измерений в стандартных ситуациях.
Ожидаемые результаты образовательной программы:
Иметь представление:
- о профессиях ДПИ
- об истории различных видов ДПИ
- о региональных особенностях искусства Красноярского края
- приобретение теоретических и практических основ дизайна одежды и интерьера посредством таких видов рукоделия как машинная вышивка, кружевоплетение и бисероплетения
- овладение основными приемами работы с предлагаемыми материалами
- стремление к самостоятельному творчеству
- овладение навыками оформления и защиты творческой работы
- повышение уровня общего развития, общей культуры, ориентировка в выборе будущей профессии.
Продуктом данной деятельности будут являться: изделия, выполненные в различных техниках ДПИ.
Становление следующих ключевых компетентностей:
- Способность использовать полученные знания и наблюдения.
- Способность к обучению в течении всей жизни в профессиональном аспекте.
- Способность работать с различными историческими источниками информации, сравнивать и анализировать, полученную информацию.
- Умение презентовать себя и свое изделие. Планировать и управлять собственной деятельностью, контролировать и оценивать свою деятельность.
- Владеть способами работы в коллективе, команде.
При подведения итогов и проверки результатов прохождения учащимися образовательной программы используются следующие формы:
- контрольно-зачетное занятие;
- урок – ярмарка;
- урок – презентация;
- выставки;
- фестивали;
- ассамблеи;
- конкурсы.
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение.
Реализацию программы должен обеспечивать педагог со специальным высшим педагогическим образованием (учитель ДПИ, учитель технологии в совершенстве владеющий техниками плетения бисером, кружевоплетением на коклюшках, машинной вышивки).
Информационное обеспечение.
Перечень учебно-методической литературы:
- А.Н. Фапп, Р.П. Андреева "Машинная вышивка". Санкт-Петербург издательский дом "Литера" 1999 год.
- Внешкольник. Ежемесячный информационно – методический журнал. М.: Красногорская типография 2003 – 2005 г.
- И. Белозерова, Л. Блинова «Русское кружево» Школа плетения на коклюшках, М, 2005 г.
- Л.А. Томская. " Машинная вышивка " Москва, "Русская книга" 1996 год.
- Л. Божко «Бисер» М, 2004 г.
- Н. Остроухова. "Машинная вышивка" Концерн "Игаре" Ташкент 1993 год.
- " Р.Лукашева "Русское кружево. Москва "Аст-пресс" 1998 год.
- Сборник авторских программ дополнительного образования детей составитель А. Г. Лазарева. – Москва: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
- Т. Г. Носырева «Игрушки и украшения из бисера», М, 2003 г.
- Шитье и рукоделие. Энциклопедия главный редактор А. И. Андреева. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.
- Школа и производство. Научно-методический журнал. – М.: Школа-Пресс, 2003 – 2004.
- Ю. В. Наумова «Плетение на коклюшках», М, 1990 г.
Бисероплетение: схемы, наглядный материал, образцы, готовые изделия, учебные пособия.
Машинная вышивка: схемы, наглядный материал, образцы, готовые изделия, учебные пособия.
Кружевоплетение: сколки, наглядный материал, образцы, готовые изделия, учебные пособия.
Материально-техническое обеспечение.
Данная программа может быть реализована на базе любого образовательного учреждения (в т.ч. учреждения ДО), имеющего лицензию на право реализации данной ОП. Для проведения занятий необходимо помещение, соответствующее Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.21251-03 в части определения рекомендуемого режима работы.
Учебное оборудование включает: швейные машины, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятия, мебель для хранения учебных пособий, фурнитуры и других необходимых материалов. Необходимые наглядные пособия, образцы вышивок, бисероплетения, схемы, рисунки, сколки для кружевоплетения.
Бисероплетение: бисер, леска, иглы, станки для бисероплетения, проволока, бусины, ножницы, нобор игл, клей ПВА, плоскогубцы для откусывания проволоки, ткани, плакаты по техники безопасности.
Машинная вышивка: вышивальная машина, ткань, пяльца, нитки, прокладочные ткани, иглы машинные, ткань, ножницы, утюг, гладильная доска, синтепон, нитки разных цветов, тесьма, сутаж, шнуры, сантиметровая лента, альбомы с образцами вышивок.
Кружевоплетение: коклюшки, валик, подставки, булавки, шило, вязальный крючок, ткань, ножницы, утюг, гладильная доска, бисер.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
План конспект 2 года обучения.
Контрольно-зачетное занятие "Машинная вышивка и кружевоплетение"
Цели и задачи:
Выявить интерес и отношение к творчеству своих единомышленников. Показать практически полученные навыки и умения в выставке работ, далее в конкурсе. Выяснить и оценить теоретическое знание терминов по пройденным курсам.
Ход занятий:
- Организационный момент;
- Выставка работ обучаемых. Во время просмотра работ дети дают описание изделия (цветовое сочетание, техника исполнения, практическая значимость и т. д.)
- Конкурс. Дети делятся на 2 команды, выбирается капитан, дается название команды. Конкурсы оцениваются по пяти бальной системе.
Критерии оценки конкурса:
● Быстрота исполнения;
● Качество, аккуратность;
● Цветовая гамма;
● Оригинальность решения.
Практические задания:
- Составить композицию из цветных элементов (треугольники, лепестки, круги, овалы и т. д.)
- Определить виды полотнянки.
- Сплести семечку.
- Отгадать кроссворд. Команды разгадывают кроссворд с ключевым словом «лепесток».
- Вышивка цветка 2-я способами (строчка, гладь).
- Окончательные занятия. Подведение итогов (по всем занятиям), определение победителя.
Кроссворд терминов по вышивке и кружевоплетению:
Г | Л | А | Д | Ь | |||||||
С | Е | М | Е | Ч | К | А | |||||
А | П | П | Л | И | К | А | Ц | И | Я | ||
С | Е | Т | К | А | |||||||
С | Т | Р | О | Ч | Е | В | А | Я | |||
П | Л | Е | Т | Е | Ш | О | К | ||||
М | О | З | Г | И | |||||||
Т | К | А | Н | Ь |
- Разновидность вышивки.
- Уплотненный элемент в кружевоплетении.
- Накладывание одной ткани на другую.
- Разновидность ришелье.
- Разновидность гладей (самая простая).
- Элемент в кружевоплетении, выполненный 2-я парами коклюшек.
- Этот шов украшает не только вышивку, но и умную голову.
- Без чего не обойтись при вышивке.
Приложение №2
План – конспект 2 года обучения.
Тема: «Различные виды решеток».
Цель: Способствовать формированию представления о различных видах решеток.
Образы в кружевоплетении:
Воспитательные: внимательность, усидчивость, аккуратность, терпение.
Развивающие:
Оборудование: подушка для кружевоплетения, крючок, ножницы, коклюшки, булавки, сколок, целлофан.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Повторение.
- Новая тема.
- Практическая работа.
- Итоги.
- Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Тема. Цели.
- Повторение: мы познакомились с вами с основными элементами кружевоплетения. Назовите их: плетешок, полотнянка 3 вида, сетка и насновка.
- Новая тема:
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с различными видами решеток. Существует несколько видов решеток, возникших в разное время и разных местностях. Решетка служит фоном кружевного узора, является дополнительным элементом.
Решетки многопарного кружева (где может использоваться до 1500 коклюшек)
а. Простая решетка в ползаплета;
б. Решетка без перевива пар;
в. Решетка в полный заплет;
г. Квадратная решетка;
д. Московская решетка;
е. Плетешковая решетка (может служить только заполнением фона, в цепном кружеве, а решетки многопарного кружева могут использоваться самостоятельно)
- Практическая работа.
Закрепление изученного материала на практике. Выполнение одной из изученных решеток (решетка в полный заплет и в ползаплета).
- Целевой обход:
Обходя рабочие места учащихся, контролировать правильность приемов работы, соблюдение технологии, техники безопасности.
- Повторение пройденного материала. Итоги урока:
Самоконтроль: сравнить свой образец с образцом учителя, обратить внимание на точность перехода коклюшек, плотность плетения.
Приложение №3
План-конспект урока.
Тема: Композиция и орнамент.
Цель: Способствовать формированию представления о композиции орнаменте. Воспитывать эстетический вкус. Развивать творческие способности.
Оборудование: Тетрадь, фломастеры, бумага в клетку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся.
II. Изучение нового материала.
Познакомить детей с такими понятиями как узор, орнамент. Композиция орнамента – это объединение различных элементов в одно художественное целое, единое по форме и содержанию. Как можно использовать орнамент и где?
Познакомить с приемами позволяющими наиболее полно выразить идею (ритм), симметрия, рапорт, пропорции).
Один из главных элементов - композиционный центр. Выделить его можно при помощи цвета, размера, тона. Познакомить с ритмом, и в чем его сущность.
Ознакомить с основными условиями построения орнамента.
Рассмотреть на примере изделий узоры, которые используются в бисероплетении.
Рассказать о смысловом значении узоров, какой может быть орнамент по способу, расположению его на декорируемой поверхности (ленточным, сплошным, замкнутым).
По мотивам: растительным, зооморфным, антропоморфным, геометрическим, геральдическим, гротескным. Более подробно рассмотреть геометрические и растительные орнаменты.
III. Практическая работа.
Изученный материал учащиеся закрепляют практической работой.
Составить растительный орнамент, учитываю прочитанный материал. Педагог наблюдает за действиями учащихся обращает внимание на допускаемые ошибки, объясняет чем они вызваны и как их избежать.
IV. Анализ и оценка работ. Подведение итогов.
Приложение №4
План – конспект 2 года обучения.
Тема: "Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенности жилища. Освещение жилого дома".
Цели: ознакомить учащихся с основными качествами интерьера, с освещением жилого дома; воспитывать эстетический вкус, развивать логическое мышление.
Оборудование: ученик, рабочая тетрадь, журналы с интерьерами жилых помещений, рисунки, плакаты.
Ход занятия
- Организация урока.
Проверить готовность к уроку учащихся.
II. Изучение нового материала.
Объяснения учителя.
Вспомним, в 5 классе мы знакомились с интерьером.
Что такое интерьер? Интерьер в переводе с французского – «внутренний». Это внутренний мир дома. Он включает в себя расположение и взаимосвязь всех помещений, находящихся в дома, мебели, декоративное убранство и различное оборудование. Стилевое решение убранства помещений может быть единственным или же, наоборот, показывает их разнообразие.
Основные качества интерьера – функциональность, гигиеничность, эстетика.
Функциональность жилища способствует нормальным условиям жизни. Каждая комната служит своему назначению. Рациональная планировка комнат, удобно расставленная мебель делают жилье более комфортным.
Гигиенические качества – это совокупность таких качеств, которые учитываются при строительстве: звукоизоляция, воздухообмен, теплозащитные качества, работа санитарно-гигиенического оборудования
и т. д.
Эстетические качества – это гармония вещей и пространства, их целостность и согласованность.
Композиция интерьера, зонирование и декоративное убранство зависят от индивидуальности жильцов, их вкуса и самобытности.
Большую роль играет освещение дома, главным освещением является общее. Для такого освещения светильники помешают в центре потолка, если необходимо осветить одну какую-то зону, применяют местное освещение. (Ознакомить со светильниками, которые применяются для этой цели.)
Для помещения большой площади применяется комбинированное освещение. (Сочетание общего и местного освещения.)
Для подчеркивания какого-либо элемента интерьера используют экспозиционно-акцентрирующее освещение.
Для подчеркивания эстетического замысла используют декоративное освещение.
Для ориентации в помещении в ночное время удобно освещение светильника-ночника.
Ознакомить учащихся с различными видами светильников: бра, торшеры, люминесцентные лампы, лампы накаливания.
III. Закрепление изученного материала.
Вопросы для закрепления:
- Что такое интерьер?
- Назовите основные качества интерьера.
- Охарактеризуйте кратко каждое качество.
- Каковы роль и назначения освещения в интерьере?
- Для чего используют комбинированное освещение?
- Практическая работа.
Учитель делит учащихся на 3 группы. Учащиеся выполняют рисунки и эскизы: гостиной, спальной комнаты, прихожей.
- Анализ и оценка урока.
Подвести итоги урока и выставить оценки.
Приложение №5
Примерные задания для учащихся:
- Составить схему бисероплетения на станке для кулона, браслета. Учитывая цветовую гамму и законы орнамента.
- Придумать сколок для оформления сумки, головного убора, учитывая стилистические особенности с применением насновок.
- Разработать фасон изделия с применением отделки машинной вышивки.
- Разработать эскиз изделия, в котором сочетаются 3 вида рукоделия (бисероплетение, машинная вышивка и кружевоплетение).
Приложение №5
План – конспект 2 года обучения.
Тема "Отделка квартиры".
Цели: ознакомить учащихся с научной организацией труда в доме, с отделкой квартиры; научить оформлять тканями окна и двери; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратности; развивать логическое мышление.
Оборудование: : ученик, рабочая тетрадь, альбомные листы, лоскуты тонких, легко драпирующихся тканей; тесьма, кусочки пряжи, нитки, игла, ножницы, угольник, линейка, циркуль, карандаш, макеты оформления окон и дверей.
Ход урока:
1организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2повторение пройденного материала.
Устный опрос .
Вопросы для повторения:
Что такое интерьер в квартире
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итог работы кружкового объединения «Сударушка»
Коллектив, группа — это всегда живой организм, существующий по своим, свойственным для него законам. Люди, входящие в него, не могут там находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к ...
Объединение "Сударушка"
Работа в объединении "Сударушка" по изучению народных традиций, обрядов, костюмов и фольклора ведётся уже три года. О результатах этой работы я сообщила на педсовете в форме презентации....
Конкурс "Сударушка"
Внеклассное мероприятие на неделе Технологии...
План – конспект занятия кружкового объединения «Сударушка» Спичечная фантазия
Тема: «Спичечная фантазия»Цель: развивать пространственное восприятие, внимание, зрительно – моторную координацию и мелкую моторику, воображение и фантазию детей;организация культурного досуга у...
«ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТАНЦА «СУДАРУШКА»
Цели урока: научить четкому исполнению всех элементов (основной шаг и новый элемент «свеча»), добиться эмоциональности ра...
Рабочая программа кружка "Сударушка"
Направленность программы: художественно-эстетическая Актуальность, практическая значимостьВ современном мире стала актуальной проблема сохранения культурных, исторических и нравственных ценностей...
Программы "Сударушка" и "Лапотушки"
программы по дополнительному образованию детей...