НЕОКОНЧЕННЫЙ ТАНЕЦ
методическая разработка на тему
Актуальность, цели и задачи представленной методики;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neokonchennyy_tanets.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕОКОНЧЕННЫЙ ТАНЕЦ
актуальность, цели и задачи представленной методики;
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.
С введением в общеобразовательную школу дополнительных предметов эстетического цикла у педагогов возникла необходимость в разработке новых подходов к преподаванию этих предметов. В результате работы над данной проблемой была создана многоуровневая система формирования навыка танцевально-спортивного мастерства, предлагающая поэтапную выработку навыков учащихся с помощью овладении и закрепления не только разнообразных навыков и умений через занятия: различными направлениями фитнес – аэробики, современного танца, акробатики, но и развитие творческого потенциала воспитанников. Я ее ласково называю – «Цветик семицветик»
На уроках физкультуры практически стерты границы для творческой деятельности учащихся, поэтому основная цель данной методики - создание наиболее благоприятных условий для творческого созревания и раскрытия личностного потенциала каждого ребенка при помощи новой методики «Неоконченный танец».
В современных условиях особенно важно помочь детям сформировать уверенную в себе личность, которая не боится трудностей, а старается их преодолевать.
Поэтому считаю, что одна из основных задач воспитательной работы – помочь взрослеющему человеку подготовиться к его будущей самостоятельной жизни. Стараюсь помочь раскрыться как личности каждому учащемуся, учу максимально использовать для этого его жизненные силы и возможности.
Задачи:
∙ способствовать нормальному росту организма и укреплению здоровья воспитанника;
∙ развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
∙ прививать жизненно важные гигиенические навыки;
∙ содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
∙ стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;
∙ помогать в овладении и закреплении разнообразных навыков и умений через занятия различными направлениями фитнес – аэробики, современного танца, акробатики;
∙ обеспечивать эффективный отбор и своевременную спортивную подготовку
∙ сформировать необходимые для занятий способности (силу, выносливость, концентрацию, внимание, умение ориентироваться в пространстве);
∙ развить образное мышление и желание импровизировать;
∙ обучить ребенка владению своим телом;
∙ овладеть навыками различных танцевальных направлений (хип-хоп, тик тоник, джаз-модерн), спортивных направлений фитнес- аэробики, акробатики;
∙ обучить элементам модерн-джаз танца, соединению их в связки и комбинации и умению исполнять их в разных последовательностях;
∙ научить воспитанника использовать эти связки для построения танца и импровизации;
∙ развить общую культуру учащихся;
∙ привить культуру исполнителя модерн-джаз танцев;
∙ воспитать уважение к профессиональной деятельности других людей;
∙ привить уважение к исполнительскому искусству других воспитанников;
∙ воспитать трудолюбие и самодисциплину.
инновационность методики;
На мой взгляд инновационность данной методики заключается в том, что на всех уровнях обучения используется метод развития творческого потенциала а именно «Неоконченный танец»:
Начиная с первого уровня, независимо от вида и формы занятия будь то это фитнес-аэробика, акробатика или хореография практически на каждом занятии уделяется время на:
- ролевую игру;
- выполнение задания открытого типа направленного на:
-развитие фантазии посредством работы над образами, над действием (бежать, плыть и т.д.);
-развитие способности изображать чувства при помощи жестов.
-развитие способности к танцевально-музыкальной импровизации;
-продолжить танцевальную или акробатическую связку
-изменить танцевальный рисунок и др.
- задания на развитие актерского мастерства: «Зарядка для актера», «Мышечный контролер», «Ходьба плюс», «Контакт, взаимодействие, сотрудничество» и др.
- додумать сюжет постановки, игры
На уроках физкультуры практически стерты границы для творческой деятельности учащихся, а с помощью этой методики «Неоконченный танец» создаются наиболее благоприятные условия для творческого созревания и раскрытия личностного потенциала каждого ребенка Таким образом мы уходим от стандартных однотипных скучноватых занятий, связанных с большими затратами нервных и физических сил.
Эта всеядность позволяет без устали испытывать большие нагрузки
Таким образом, процесс рождения авторского произведения приводит к активному соучастию самих самодеятельных артистов в создании танца, что, с моей точки зрения, наиболее полезно, так как:
стимулирует к познанию (чтению литературы, просмотру видео материалов, поиску прототипов, музыкальных примеров, источников и т. п.).
увлекает неизведанностью пути, характером поиска и возможностью проявить творческую инициативу;
направляет учебный процесс (освоение техники, элементов мастерства), давая ему зримый адрес и стимулируя интерес;
позволяет соучаствовать в самом процессе созидания нового;
не довлеет недоступностью образцов исполиения мастерами-профессионалами;
целевая аудитория (группа/класс; возраст/пол);
Группа старшеклассников (9 – 11) класс, возрастная категория (14 – 18), пол (женский)
основные идеи, подходы, принципы;
Многоуровневая система развития навыков танцевально-спортивного мастерства широкое поле деятельности для учителя – позволяет применять различные приемы обучения детей, дает хороший психологический настрой, побуждая учащихся не только к получению знаний, но и к самостоятельному творчеству.
1 уровень – смотри и пробуй; задача - создать большой «банк» относительно простых двигательных навыков, идет ознакомление с различными направлениями: современной хореографии, фитнес – аэробики, азбукой акробатики.
2 уровень - расти, цвети; дальнейшее совершенствование зунов , пополнение «банка»
3 уровень – найди дорогу; предполагает - специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к выбранному виду (фитнес, танец, акробатика);
4 уровень - по ней беги; совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети активно осваивают (репертуар, спортивный разряд);
5 уровень – мастерством обогатись; являются постоянными участниками различных выступлений, соревнований, смотров, фестивалей;
6 уровень - зачем пойми; кроме зунов ударение делается на позитивное отношение к укреплению здоровья и организации здорового образа жизни, умению выбирать адекватно ситуациям формы общения, соблюдать нормы поведения в окружающей среде, правила здорового образа жизни, уметь принимать ответственность за собственные действия. (Используются тренинги…….)
7 уровень – сам в мастера ты превратись, творчество в себя вдохни; Цель - формирование конкурентоспособной творческой личности. на этом уровне ребята проявляют себя как: пастановщики, тьютеры, репетиторы.
На основе методики В. Меде и К. Пиорковского «Неоконченный текст», я разработала свою методику - «Неоконченный танец». С ее помощью развиваю в своих воспитанниках творческое мышление через задания открытого типа. Например, «продолжить танцевальную связку», «изменить или придумать танцевальный рисунок», «придумать сюжетную линию» и т.д. Таким образом развиваю у учащихся коммуникативные компетентности и творческий потенциал. Одним из важнейших психологических факторов успешной учебной деятельности такого рода является умение как учителя, так и ученика взаимодействовать с людьми, включенными в данную деятельность .Важно только, чтобы коллектив участников художественной самодеятельности не превратился в коллектив ремесленников, невысокого уровня потребителей готового, а не созидателей нового, так как самодеятельные коллективы по природе творческие организмы и их задача — воспитание в участниках художественного мышления, созидающих личностей. Важно умело использовать руководителю хореографического самодеятельного коллектива в этом направлении могучие средства искусства.
Особенностью подготовительного уровня обучения является точное повторение предлагаемого танцевального материала и обязательное подчинение музыкальным канонам. Благодаря выполнению этих условий воспитанник подготовит себе грамотную техническую базу и выработает четкость исполнения и восприятия музыкального материала.
На основном уровне обучения особое внимание уделяется развитию физических способностей (шаг, гибкость, прыжок, пластичность) и музыкальных данных (слух, музыкальная выразительность движений) воспитанников, а также развитию индивидуальной манеры исполнения.
На творческом уровне обучения, благодаря занятиям по импровизации, наиболее широко раскрываются и оттачиваются индивидуальные способности воспитанников: владение техникой модерн-джаз танца, пластическая и музыкальная выразительность, творческое мышление.
. Основным элементом обучения является освобождение движения от физиологических законов и подчинение эмоциональному состоянию окружающего пространства и собственным внутренним импульсам. Занятие состоит из единой танцевальной части, которая усложняется по мере разогрева мышц и подготовки тела к танцу. Целесообразно изучать технику Хосе Лимона на творческом уровне и совмещать ее с изучением основ техники импровизации, так как результатом этого синтеза является раскрепощение души и тела и их слияние с музыкой.
Изучение основ техники импровизации ведется по собственным (авторским) разработкам.
В разделе «Сольная импровизация» работа построена по трем направлениям:
- пластическое выражение незнакомого музыкального материала;
- 2- создание образа, отображение эмоций под предложенный на занятии музыкальный материал;
3-работа с воображаемым предметом под музыкальное сопровождение или без него.
В разделе «Контактная импровизация» работа составлена по следующим этапам: контакт с мячом в партере (в качестве разминки) приучает «прислушиваться» к будущему партнеру. Затем предлагается работа в паре с точечным контактом (к примеру, соприкасаясь только одним, двумя пальцами, ладонями, головами, плечом и т.д.). После отработки точечного контакта учащиеся пробуют импровизировать в дуэтах, используя все возможности пространства и движения в паре. Музыка может использоваться как сопровождение, а может быть составной частью задания.
Заключительный этап освоения техники контактной импровизации – это работа в группах, которая в начале проходит малым составом под музыкальное сопровождение, а затем подчиняется музыкальной структуре. Постепенно увеличивается количество участников групповой импровизации. Задания могут усложняться введением реальных или воображаемых предметов, обозначением ситуаций, работой воспитанников в разных темпах и ритмических рисунках, на разных уровнях пространства, разбивкой одной группы на несколько подгрупп и т.д.
На протяжении всего курса обучения ребятам предлагается работа с видеоматериалами выступлений других коллективов, собственных выступлений, открытых занятий, концертов и т.д. Просматривая «рабочий материал», воспитанники видят собственные успехи и ошибки своими глазами. Они могут сравнить личные достижения с материалом, предлагаемым профессиональными исполнителями. Результатом данной методики является умение учащихся анализировать, делать выводы. Благодаря индивидуальной домашней работе с видеоматериалом значительно сокращается время на освоение новой информации, концертных номеров. Этот прием вырабатывает у воспитанников навыки работы с методическим материалом, а также внимание, терпение и умение «считывать по нотам с листа».
Художественность любого танца не в рисунке движения или композиционного перестроения, а в той образно-импровизационной атмосфере, в которой созидается данный танец. Лишенный этого, он становится как бы схемой, скелетом.
необходимое оборудование и средства обучения;
- Просторный и светлый класс с зеркалами.
- Станок, маты, корематы.
- Магнитофон.
- Шкафы для хранения костюмов и аудио кассет.
Для урока?
уровень и степень внедрения разработки в практическую деятельность;
На данном занятии также используются методы:
- Репродуктивный (разучивание движений, танцевальных связок, миниатюр, исполнение выученного произведения).
- Образно - сценический (применяется при создании сценического образа, подготовки концертного номера)
достигнутые результаты.
При применении многоуровневого метода «Неоконченный танец» формируется конкурентоспособная творческая личность учащегося с набором ключевых и специальных компетентностей.
Учащиеся овладевает:
- умением выстраивать отношения в коллективе
Осваивают:
- технику исполнения акробатических элементов
- технику трюковых элементов
- репертуар
Приобретают:
- навыки в области современного танца, классического экзерсиса, пластики, джаз-модерн танца
- всестороннюю физическую подготовленность и многообразие двигательного опыта
- позитивное отношение к укреплению здоровья и организации здорового образа жизни
- умение применять эти навыки в условиях учебной, игровой, соревновательной и концертной деятельности
- готовность к участию в показательных выступлениях и гастрольных поездках
На данном занятии вы увидите, как воспитанники являются постановщиками одного из танцевальных номеров, и как при помощи импровизации развиваются творческие способности учащихся.
Результатом серии подобных занятий служат рожденные в тесном сотрудничестве с педагогом постановки, получившие огромное признание зрителей и высокую оценку судей на фестивалях и конкурсах различного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный материал к занятию по теме: "Танец живота - танец здоровья" с презентацией
Для большинства людей танец живота - просто очень красивый экзотический восточный танец . Однако оказывается, он не только несет в себе эстетическую и духовную составляющие, но и необычайно полезен дл...
ТАНЕЦ И ПЕСНЯ-ТАНЕЦ, КАК «МОСТИК» В ОПЕРУ И БАЛЕТ
Данный материал поможет учителям начальных классов дать представление о балете и опере...
НЕОКОНЧЕННЫЙ ТАНЕЦ
Актуальность, цели и задачи представленной методики...
Урок «Художественная деталь как способ выражения авторской позиции (по фрагменту неоконченного романа «Рим» и повести «Невский про-спект» Н.В. Гоголя)»
Цель: совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся; развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения , выражению в творческих работах своего отношения к окружающем...
Жизнь – это танец… Танец – это жизнь…
Жизнь – это танец… Танец – это жизнь… Журнал «Коррекционное, дополнительное и профессиональное образование» (Дополнительное образование. Разное)...
Пантомима. Занятие для учащихся младших групп по программам "Ритмика и танец" и "Детский танец"
Пантомимические движения возникают и в жизни и на сцене всегда непроизвольно. Они выражают эмоциональное содержание действия в каждый момент сценической жизни. Пантомимические движения по-разному проя...
Аналитическая справка по итогам использования методики неоконченных предложений "Патриотизм - это ..."
Результаты мониторинга развития гражданско-патриотических качеств обучающихся...