Конспект мастер-класса по теме "Комбинации в русских шашках"
план-конспект по теме
Конспект открытого занятия по программе «Шашки» на тему «Комбинации в русских шашках»
Цель:
- Расширение знаний и приобретение практических навыков в игре «русские шашки».
- Развитие личности, способной к творческому самовыражению.
- Популяризация игры «русские шашки».
Учебно-методический комплект:
Книги - В. Лангин "Школа шашек для первоклашек", Э. Цукерник "Антология шашечных комбинаций", слова "комбинация", "колонна", "решето", карточки с диаграммами, тетради, шариковые ручки, мультимедийная презентация.
Оборудование: компьютер, проекционный экран, мультимедийный проектор.
Ход занятия:
1. Организационный момент Педагог: Здравствуйте! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с комбинациями в русских шашках. Комбинация - это наикратчайший путь к выигрышу. |
|
2. Повторение пройденного материала Педагог: Чтобы провести комбинацию, давайте вспомним, что говорит о наличии комбинации? 1 обучающийся: Каждый ребенок любит и по-своему умеет играть в шашки! 2 обучающийся: Оказывается, в партии можно строить и проводить комбинации. 3 обучающийся: Комбинация – это жертва одной или нескольких шашек, чтобы убить гораздо большее количество шашек противника. 4 обучающийся: С помощью этой технологии можно быстро и красиво выиграть партию.
5 обучающийся: История возникновения шашечной игры древняя. Первое упоминание о шашках из Египта. они были найдены в гробницах фараонов. Другие легенды гласят, что впервые шашки появились в Китае. До сих пор нет достоверных фактов о возникновении любимой всенародной игры. На Руси шашки упоминаются с х века.
Педагог: А теперь давайте вспомним, какие комбинации вы уже знаете. Я предлагаю вам решить одну из них. Правильность ваших ответов проверяем через две минуты. Дети решают 1. Для освоения техники "комбинация" нужно знать следующие понятия: а) Наличие колонн. б) Наличие позиции "решето" у соперника. в) Открытые дамочные поля. 2. При проведении комбинации выполняется: а) Жертва одной или нескольких шашек. б) Выжидательный ход. в) Поддача в дамки с последующей ловлей. 3. При выполнении комбинации в один ход выполняется поддача одной шашки.
4. При выполнении комбинации в два хода выполняется поддача двух шашек.
5. При выполнении комбинации в три хода выполняется поддача трёх шашек. 6. Если необходимо провести сложную и многоходовую комбинацию, могут сочетаться такие приёмы: а) Отдача нескольких шашек. б) "Тихий" ход. в) Комбинация при помощи размена. Педагог: Если кто-нибудь забыл «секреты» техники комбинации, то можно посмотреть в своих тетрадях на диаграммы и вспомнить, как они выполняются. Педагог: Для решения комбинаций вам потребуется следующий материал.
У всех на столах приготовлены доски, шашки, карточки с диаграммами, тетради и ручки. Я предлагаю вам решить несколько комбинаций. (обучающиеся решают самостоятельно) Педагог: Проверим, правильно ли вы решили.
Педагог: Давайте вспомним, какие бывают комбинации? (ответы детей и комментарии)
Педагог: Мы научились решать одноходовые комбинации. (дети вспоминают и объясняют, как провести одноходовую комбинацию) Педагог: Достоинство комбинации в том, что она довольно быстро приводит к выигрышу. А в проигрышной позиции позволяет добиться ничьей. | Слайд № 1 Колонна из трёх шашек на большой дороге - а1, в2, с3
Слайд № 2 Колонна из трёх шашек на большой дороге у белых. У чёрных - наличие шашек "решето" Белые: а1, в2, с3 Чёрные: а5, е5, g7
Слайд № 3 История возникновения шашек. Слайд №4 Комбинация в один ход при помощи колонны из трёх шашек. Белые: a3, с3, d2, e1. Чёрные: a5, c5, e7, g7.
Слайд № 5 Комбинация в один ход при помощи колонны из трёх шашек. Белые: с3, e3, f2, g1. Чёрные: c5, e5, e7, c7.
Слайд № 6 Комбинация в один ход. Белые: a1, a3, b2, e3. Чёрные: a5, e5, e7, c7. Слайд №7 Комбинация в один ход. Белые: a1, a3, b2, c3. Чёрные: a5, a7, c5, c7, f6. Слайд № 8 Комбинация в один ход. Белые: c1, f2, g3, h2, h4. Чёрные: a3, h6, e7, c7, c5.
|
3. Физминутка Педагог: Для того, чтобы вам стало легче выполнять творческую работу, которую я вам сегодня предложу, давайте выполним следующие упражнения: 1. «Ленивые восьмерки». Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно. 2. «Двойной рисунок». Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: - навстречу друг другу; - вверх - вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой - вниз, и наоборот; - разводя в разные стороны. |
Эти упражнения содействуют улучшению координации глаз и улучшению моторных навыков |
4. Объяснение нового материала Педагог: Сегодня на уроке мы будем решать двух-ходовые комбинации. На карточках вы можете видеть задания. А кто мне ответит, что же означают слова "комбинация", "решето", "колонна"? (дети предлагают свои ответы) Педагог: Посмотрите, какие красивые и интересные комбинации. Все они очень часто встречаются в партиях. Давайте вместе внимательно рассмотрим карточки, а затем начнём самостоятельно работать. (дети рассматривают карточки) Педагог: Не забудьте, прежде чем приступить к выполнению задания, проверить правильность расположения шашек. Если кто-то желает, то вы можете придумать свою комбинацию. Но постарайтесь при её составлении учитывать, что она должна быть двух-ходовой! | Слайд № 9 Комбинация в два хода. Белые: a1, b2, c3, f2, h4. Чёрные: a5, b8,e5, f6, g7. |
5. Практическая работа обучающихся Педагог: Итак, ребята, приступаем к работе по решению двух-ходовых комбинаций. Учащиеся выполняют задания по карточкам. |
|
7. Подведение итогов занятия Педагог: Наше занятие подходит к концу. Давайте посмотрим, какие у нас результаты. (дети делятся впечатлениями и демонстрируют свои решения) Педагог: У меня есть к вам два вопроса: 1. Чему вы научились на сегодняшнем занятии? 2. Что узнали нового? (ответы детей) Педагог: Кто не успел решить комбинации, зарисуйте их в тетрадь и решите дома. На этом наше занятие окончено. Спасибо! До свидания! | Слайд № 10 Комбинация в два хода. Белые: a3, c3, d2, e1, f4, h2. Чёрные: a5, b8, c5, d6, e7, g7. |
Используемая литература:
1. В. Лангин "Школа шашек для первоклашек".
2. Э. Цукерник "Антология шашечных комбинаций". Москва физкультура и спорт, 1987 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_suharevoy_i.a.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «ЦВР»
ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово
по теме: «Комбинации в русских шашках»
Автор: Сухарева Ирина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
- Расширение знаний и приобретение практических навыков в игре «русские шашки».
- Развитие личности, способной к творческому самовыражению.
- Популяризация игры «русские шашки».
Книги - В. Лангин "Школа шашек для первоклашек", Э. Цукерник "Антология шашечных комбинаций", слова "комбинация", "колонна", "решето", карточки с диаграммами, тетради, шариковые ручки, мультимедийная презентация.
Оборудование: компьютер, проекционный экран, мультимедийный проектор.
Ход занятия:
1. Организационный момент Педагог: Здравствуйте! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с комбинациями в русских шашках. Комбинация - это наикратчайший путь к выигрышу. | |
2. Повторение пройденного материала Педагог: Чтобы провести комбинацию, давайте вспомним, что говорит о наличии комбинации? 1 обучающийся: Каждый ребенок любит и по-своему умеет играть в шашки! 2 обучающийся: Оказывается, в партии можно строить и проводить комбинации. 3 обучающийся: Комбинация – это жертва одной или нескольких шашек, чтобы убить гораздо большее количество шашек противника. 4 обучающийся: С помощью этой технологии можно быстро и красиво выиграть партию. 5 обучающийся: История возникновения шашечной игры древняя. Первое упоминание о шашках из Египта. они были найдены в гробницах фараонов. Другие легенды гласят, что впервые шашки появились в Китае. До сих пор нет достоверных фактов о возникновении любимой всенародной игры. На Руси шашки упоминаются с х века. Педагог: А теперь давайте вспомним, какие комбинации вы уже знаете. Я предлагаю вам решить одну из них. Правильность ваших ответов проверяем через две минуты. Дети решают 1. Для освоения техники "комбинация" нужно знать следующие понятия: а) Наличие колонн. б) Наличие позиции "решето" у соперника. в) Открытые дамочные поля. 2. При проведении комбинации выполняется: а) Жертва одной или нескольких шашек. б) Выжидательный ход. в) Поддача в дамки с последующей ловлей. 3. При выполнении комбинации в один ход выполняется поддача одной шашки. 4. При выполнении комбинации в два хода выполняется поддача двух шашек. 5. При выполнении комбинации в три хода выполняется поддача трёх шашек. 6. Если необходимо провести сложную и многоходовую комбинацию, могут сочетаться такие приёмы: а) Отдача нескольких шашек. б) "Тихий" ход. в) Комбинация при помощи размена. Педагог: Если кто-нибудь забыл «секреты» техники комбинации, то можно посмотреть в своих тетрадях на диаграммы и вспомнить, как они выполняются. Педагог: Для решения комбинаций вам потребуется следующий материал. У всех на столах приготовлены доски, шашки, карточки с диаграммами, тетради и ручки. Я предлагаю вам решить несколько комбинаций. (обучающиеся решают самостоятельно) Педагог: Проверим, правильно ли вы решили. Педагог: Давайте вспомним, какие бывают комбинации? (ответы детей и комментарии) Педагог: Мы научились решать одноходовые комбинации. (дети вспоминают и объясняют, как провести одноходовую комбинацию) Педагог: Достоинство комбинации в том, что она довольно быстро приводит к выигрышу. А в проигрышной позиции позволяет добиться ничьей. | Слайд № 1 Колонна из трёх шашек на большой дороге - а1, в2, с3 Слайд № 2 Колонна из трёх шашек на большой дороге у белых. У чёрных - наличие шашек "решето" Белые: а1, в2, с3 Чёрные: а5, е5, g7 Слайд № 3 История возникновения шашек. Слайд №4 Комбинация в один ход при помощи колонны из трёх шашек. Белые: a3, с3, d2, e1. Чёрные: a5, c5, e7, g7. Слайд № 5 Комбинация в один ход при помощи колонны из трёх шашек. Белые: с3, e3, f2, g1. Чёрные: c5, e5, e7, c7. Слайд № 6 Комбинация в один ход. Белые: a1, a3, b2, e3. Чёрные: a5, e5, e7, c7. Слайд №7 Комбинация в один ход. Белые: a1, a3, b2, c3. Чёрные: a5, a7, c5, c7, f6. Слайд № 8 Комбинация в один ход. Белые: c1, f2, g3, h2, h4. Чёрные: a3, h6, e7, c7, c5. |
3. Физминутка Педагог: Для того, чтобы вам стало легче выполнять творческую работу, которую я вам сегодня предложу, давайте выполним следующие упражнения: 1. «Ленивые восьмерки». Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно. 2. «Двойной рисунок». Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: - навстречу друг другу; - вверх - вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой - вниз, и наоборот; - разводя в разные стороны. | Эти упражнения содействуют улучшению координации глаз и улучшению моторных навыков |
4. Объяснение нового материала Педагог: Сегодня на уроке мы будем решать двух-ходовые комбинации. На карточках вы можете видеть задания. А кто мне ответит, что же означают слова "комбинация", "решето", "колонна"? (дети предлагают свои ответы) Педагог: Посмотрите, какие красивые и интересные комбинации. Все они очень часто встречаются в партиях. Давайте вместе внимательно рассмотрим карточки, а затем начнём самостоятельно работать. (дети рассматривают карточки) Педагог: Не забудьте, прежде чем приступить к выполнению задания, проверить правильность расположения шашек. Если кто-то желает, то вы можете придумать свою комбинацию. Но постарайтесь при её составлении учитывать, что она должна быть двух-ходовой! | Слайд № 9 Комбинация в два хода. Белые: a1, b2, c3, f2, h4. Чёрные: a5, b8,e5, f6, g7. |
5. Практическая работа обучающихся Педагог: Итак, ребята, приступаем к работе по решению двух-ходовых комбинаций. Учащиеся выполняют задания по карточкам. | |
7. Подведение итогов занятия Педагог: Наше занятие подходит к концу. Давайте посмотрим, какие у нас результаты. (дети делятся впечатлениями и демонстрируют свои решения) Педагог: У меня есть к вам два вопроса: 1. Чему вы научились на сегодняшнем занятии? 2. Что узнали нового? (ответы детей) Педагог: Кто не успел решить комбинации, зарисуйте их в тетрадь и решите дома. На этом наше занятие окончено. Спасибо! До свидания! | Слайд № 10 Комбинация в два хода. Белые: a3, c3, d2, e1, f4, h2. Чёрные: a5, b8, c5, d6, e7, g7. |
Используемая литература:
1. В. Лангин "Школа шашек для первоклашек".
2. Э. Цукерник "Антология шашечных комбинаций". Москва физкультура и спорт, 1987 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект мастер -класса по математике в 5 классе " Управление мыслительной деятельностью при решении математических заданий""
В любой области деятельности нужны инициативные люди, способные предлагать нестандартные решения. Сейчас основная задача школы состои...
конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии
Надеюсь, что данный материал поможет педагогам -хореографам расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...
Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса
Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...
Конспект мастер-класса по теме: «Русский танец как средство повышения мотивации к изучению русской культуры»
Цель: Распространение опыта работы по обучению детей основам русского танца. ...
Конспект мастер-класса для педагогов дополнительного образования по теме: «Русский танец как средство повышения мотивации к изучению русской культуры»
Совмесный мастер-класс с педагогом по прикладному творчеству. Состоит из двух частей : 1- изготовление народной куклы, 2 -Показать, как в танце можно применить предметы - народную куклу....
Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н
Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н...
План-конспект мастер-класса Название: Русская вечерка
Цель мастер-класса: Создать привлекательнуюальтернативу другим видам досуга, в виде традиционного русского молодежного ( семейного) отдыха....