Методические рекомендации по преподаванию некоторых тем программы по изобразительному искусству
методическая разработка на тему

Методические рекомендации по преподаванию некоторых тем программы по изобразительному искусству

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по преподаванию некоторых тем программы по изобразительному искусству

Натюрморт

Рисунок с натуры

Вначале обучения необходима беседа о натюрморте. Пример Голландский натюрморт. Разбор совместно с учащимися конструктивных основ отдельно взятой картины. Важно обсудить с учащимися впечатление от полотна и средства, которыми пользовался мастер.

Беседа о технологии и о технике исполнения работы.

«Осенний натюрморт» (скрипка, листья клена, вода, две контрастные по тону и по цвету драпировки). Цель: передать настроение от данного натюрморта. Материалы на выбор: акварель - бумага, холст – масло. Работа выполняется без этюдов за несколько сеансов.

Рисунок и живописное исполнение связано между собой. Ритмы и ощущение тональной среды. Поэтому целесообразно включать музыкальный фон, который соответствует творческое работе (музыкальное произведение русских классиков).

В конце работы обязателен общий просмотр рисунков с последующим обсуждением.

Живописный портрет

Учащиеся подготовлены для такой работы. Они знакомы с законами пластической анатомии, конструктивного рисунка и классических пропорций головы. У них есть и небольшой творческий опыт в рисовании портретов. Материал: ф.N12.Карандаш, акварель.

Перед исполнением задания необходим поиск выразительного композиционного ракурса натуры, определение движения света и тональная насыщенность его в отдельных точках. Кроме того, проверяется в работе знание анатомических и пропорциональных особенностей головы.

Колористической насыщенности в портрете следует добиваться путем сложной, в несколько слоев техники, т.е. лессировки.

В течение всей работы с натуры полезно показывать аналогичные примеры исполнения портретов мастерами западноевропейской и русской живописи (М.Фортуни, М.Врубель «Старушка Кнорре»).

Тематическая живописная композиция.

Постепенно, с самого начала обучения повторяется установка на выполнение своей темы, свободной темы. Цель - развить самостоятельную творческую реакцию на все происходящее. Важно добиться осознания учащимся необходимости находить задание самому, т.е. живо откликаться на все происходящее внутри себя и вокруг. Поэт пишет по собственному заданию, и поэт находит свои темы сам. Необходимо помогать учащимся найти свои идеалы, свои ориентиры, опираясь на литературное мышление, переводя его в пластический язык (иллюстрация и впечатление от увиденного, пережитого).

Материалы для исполнения композиции: бумага, акварельные краски, смешанная техника с подсветкой, тушь, гуашь, темпера, холст, масло. Перечисленный материал выбирается самостоятельно учащимися.

Все индивидуально выбираемые задания прорабатываются, начиная с эскиза, под наблюдением педагога. Возможно продолжение работы дома.

Иллюстрация

Каждый год, работая над иллюстрациями к литературным произведениям, происходит встреча с произведениями А.С.Пушкина (дети преимущественно сами выбирают их).

 При рисовании иллюстраций важно выявить следующее:

а) рисование по описанию характерных черт героев произведений, рисование портретов, использование исторических костюмов, фасонов причесок, бытовых принадлежностей и т.д.;

б) поведение литературных героев в описываемых условиях: в парках, садах, парадных интерьерах, в деревенской избе.

в) рисование иллюстрации только на интуитивном видении (без показа исторических атрибутов);

г) сочетание внутренне представляемого образа с историческими данными из иллюстраций, картин художников.

Во всех случаях большинство детей разных возрастов работали, сочетая внутренне представляемый образ с историческими документальными сведениями.

У детей младшего школьного возраста иной подход. Маленькие дети самостоятельны. Они живут в вообразимом мире - мире условном, игровом. Здесь роль педагога предельно деликатна.

У детей с «прагматическим мышлением» постоянно звучат вопросы: Как это выглядит?, как это увидеть?, покажите! И очень важно показать. Для этого можно использовать репродукции с картин К.П. Брюллова и его современников.

Полезно наблюдение учащимися фасонов одежды, причесок, интерьеры и т.п., чтобы дети срисовывали это для себя, а потом пользовались этими набросками в авторской композиции, где герой, героиня вставлены в историческую среду.

Композицию драматическую, психологически напряженную можно решить посредством состояний в природе (дождь, буря, утро в лесу, горящая крепость и кровавое небо в «Капитанской дочке" и т.д.). Композиции - сюжет которых передается через напряжение окружающей среды, человеческие чувства героев - через природу, через ее освещение, символы, ритмы.

Во всех случаях ключ к решению иллюстрации лежит в ребенке, в его индивидуальности, со стороны педагога — внимание, деликатность, мастерство.

Этюды с натуры.

Пейзажи.

Учитывая определенную подготовку учащихся в работе над пейзажем, где ставились определенные задачи: передача планов, пространства, световоздушной среды, выбор центра и самоподчинение ему отдельно взятых деталей, - необходимо продолжить работу над этюдом-пейзажем, закрепляя перечисленные задачи.

В старшей группе важно давать более свободный выбор мотива, возможно, того, который соответствует в настоящее время их настроению. Следует больше путешествовать, устраивать длительные походы с ночевкой, для того чтобы ребята могли больше собрать впечатлений. Ранний восход солнца, просыпающаяся земля и труд перед мольбертом – вот истинное переживание счастья!

Ошибки необходимы. Как следует из опыта – одна теория и поставленные задачи, даже если они и показаны учителем в материале, ничего не решают. Результата нет. Необходимо учащимся потратить много сил. Бумаги, красок – и наконец, открытие!

Возможна работа в разное время дня и при любой погоде, даже под дождем.

Материал: акварель, бумага, масло, картон.

Выбранные самостоятельно мотивы природы выполняются как короткие или длительные задания. Во время такой работы все подвижно. Многое зависит от часто меняющейся природы и, как следствие, изменение света, цвета Необходимо максимально мобилизовать свое внимание, зрительную память для попытки закончить этюд.

Совместные выходы на этюды, поездки в разное время года на несколько дней сплачивают ребят, крепче становится дружба, которая основывается на одном увлечении, на сопереживании и радости общих открытий. Так воспитывается любовь к Родине.

Рисунок.

Рисунок натюрморта с натуры.

Необходимо научить воспитанников предельно точно срисовывать натюрморт. Точно передать тональность, рисунок предметов, пропорции, планы, фактуру предметов.

Предметы: гипсовая голова, старинные книги, настольная лампа, черный фон.

Материал: бумага ф.№2, карандаш (от 6М до 2Т).

Последовательность работы:

  1. Найти оптимальное композиционное решение;
  2. Найти масштаб предметов в размере формата N 12;
  3.  Найти пропорции предметов учебного натюрморта, сравнивая их между собой;
  4. Основные пропорции каждого предмета;
  5. Конструктивный рисунок;
  6. Решение тональности предметов, решение обшей тональности;
  7. Передать движение света на предметах, контрастных по тону;
  8. Добиться передачи фактуры предметов;
  9. Выявить композиционные аспекты.

Этюды

Наброски с натуры

Задания на передачу характера выполняются за короткий срок (15-20 минут).

Материал: карандаш, тушь, перо, фломастер, кисть, бумага.

Цель; научить быстро, передать характер с натуры, движение, выразительность. Работа учит беглости в рисунке и способности обобщать.

Работа с наброском обязательна как ежедневная тренировка глаза.

Анатомические рисунки

Цель: научить выражать в рисунках знание и умение основных анатомических особенностей головы и фигуры человека.

Рисование черепа, скелета. Разбор планов и особенностей
строения и размеров костей. Запоминание названий основных костей и мышц.
 Мускулы - синегиристы и антагонисты. Гипсовая модель, анатомические таблицы.

Задание на передачу мимических состояний лица (грустное, веселое, плач, скорбь, смех).

Рисунок по представлению движущейся обнаженной натуры человека с попыткой передать основные рабочие мускулы.

Материал: бумага, карандаш.

Рисунок головы человека

Научить на основе анатомических, конструктивных знаний построения головы передавать характер и внешнюю похожесть человека.

Необходимо решать две задачи: рисунок головы на белом фоне (как силуэт) и рисунок головы на темном фоне.

Передача больших планов, формы, объема головы и малых ее форм тоном. Попытка передать фактуру и цвет в рисунке одним тоном.

Материал: графический карандаш, бумага, уголь, сангина.

Графический композиционный рисунок

Учебные задания на передачу ритма абстрактными средствами. Движение повторяющихся масс в горизонтальных и вертикальных формах. Компоновка в квадрате. Волнообразные ритмы в разных формах. Силовые линии. Внутренняя связь линий. Решение перечисленными средствами эскизов к самостоятельно выбранным темам.

Материал: тушь, перо, черный соус, акварель, бумага, тонированная бумага. Или решение этих задач двумя, тремя цветами.

Проведение новогодних вечеров, вернисажей, походов

Выбор темы новогодних вечеров. Примеры: «Франция времени Людовика XIX», «Подводное царство», «Сказка о золотом петушке», «Цыганский табор», «Золотой теленок», «Нижегородская ярмарка» и другие.

Эскизы декораций новогоднего вечера учащиеся готовят в помещении студии. Эскизы костюмов (каждый для себя). Обсуждение темы, эскизов декораций и костюмов. Разработка общего сценария. Подготовка отдельных номеров для выступления. Исполнение декораций. Материал: гуашь, темпера, мел, пастель, тушь, белая водоэмульсионная краска, бумага, холст, картон, клей.

Проведение выставок общих или персональных должны быть праздником для ребят. Это результат труда, который должен поощряться. Необходимы наряды, цветы, красивые платья, стихи, чай и угощенья за общим столом.

Очень объединяют ребят походы, экскурсии на природу и по историческим местам. Открытие, которое дает им природа, парки, архитектура старых городов, монастырей, - все дает богатый материал для последующей работы (еще закрепленной в набросках и этюдах), воспитывает патриотизм и чувство любви к родному краю.

Беседы об изобразительном искусстве

Цель: расширить знания об изобразительном искусстве, научить любить  искусство и уметь давать свою оценку произведению.

Тема «Русское и западноевропейское искусство XIX – XX веков». Практические занятия живописью и рисунком желательно проводить вместе с беседами об искусстве.

Например: рисунок с натуры головы человека и портрет в русском искусстве.

Необходимы записи в тетрадь имен художников и их произведений. Должно поощряться коллекционирование учащимися репродукций, открыток, альбомов с картинами художников, маленький домашний музей. Посещение художественного музея и прослушивание лекций по теме.

Полезен показ диафильмов, слайдов, репродукций, собеседование по теме, дискуссии, споры.

Выставочная деятельность

Выставочная деятельность необходима детям для самооценки, развития сравнительного анализа, внутреннего соревновательного момента. Труд ребенка, оформленный в паспарту и под стекло, придает уверенность и твердость за свое умение. А главное - радость всем!

Поэтому необходимо не менее двух раз в год устраивать тематические выставки в зале Дома Творчества Юных. Важно участвовать во всех районных, городских, республиканских изо - выставках.

Требования к учебным заданиям.


Учебные задания должны развивать:

  • чувство пропорции;
  • чувство тонального и цветового пространства;
  • чувство ритма;
  • чувство меры;
  • композиционное мышление;
  • умение конструктивно строить предмет в листе, холсте;
  • умение выражать ясно идею в композициях;
  • воспитывать трудолюбие и волю;
  • развивать эстетический вкус и интерес ко всем видам творчества;
  • умение самостоятельно воплощать свои идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Методическое пособие в помощь педагогам дополнительного образования « Отслеживание результатов освоения обучающимися образовательной программы, в динамике, на примере программы по изобразительному искусству»

« Отслеживание  результатов освоения обучающимися  образовательной программы, в динамике, на примере программы по изобразительному искусству»   Таблицарезультативности по освоению ...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...