открытый урок «Значение соблюдения условий содержания грызунов и зайцеобразных в неволе»
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Булатова Ирина Александровна

Жизнь животных в условиях неволи зависит от человека, от того как он их содержит. Но условия содержания животных часто нарушаются и не соблюдаются. И как следствие ухудшение качества жизни животных при содержании в неволе отражается на их здоровье и продолжительности жизни. 

 

 

Цель занятия: формирование знаний, умений и навыков по созданию  необходимых зоогигиенических условий при содержании животных отрядов грызуны и зайцеобразные, по оказанию животным первой доврачебной помощи. 

 

Структура занятия:

 

1.      Организационный момент (начало занятия).

2.        Введение в тему занятия (сообщение темы и плана занятия).

3.        Проверка имеющихся у детей знаний и умений и их готовность к изучению новой темы.

4.        Изучение нового материала (ознакомление с новыми знаниями и умениями).

5.        Закрепление изученного материала. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях.

6.        Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

7.        Оценка занятия учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного  образования детей «Станция юных натуралистов»

МО Тосненский район Ленинградской области

Методическая разработка открытого занятия на тему:

«Значение соблюдения

условий содержания грызунов и зайцеобразных

в неволе»

Автор:   Булатова Ирина Александровна

педагог дополнительного образования

Муниципальное казенное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

Ход занятия

  1. Организационный момент 

1.1. Приветствие.

1.2. Проверка наличия учащихся по журналу посещаемости.

1.3.Организация рабочего места. Проверка готовности к занятию. Назначение дежурных по объединению.

  1. Введение в тему занятия

Педагог: Сегодня мы продолжим изучение зоогигиенических условий необходимых для содержания животных в неволе (Слайд №1). Многие из Вас желают после окончания школы получить ветеринарное образование, скажите мне, пожалуйста, какими умениями должен обладать ветеринарный врач?

Учащиеся: У ветеринарного врача должно быть развито умение логически мыслить, а также память и абстрактное воображение.  

Педагог: Правильно. Все эти умения можно в себе развить. Поэтому сегодня на нашем занятии я буду Вам задавать вопросы, а Вы постарайтесь на них отвечать.

  1. Проверка имеющихся у детей знаний и умений и их готовность к изучению новой темы

Педагог: На прошлом занятии мы говорили с Вами, как тесно связаны между собой две науки ветеринария и зоотехния, что существуют определённые зоогигиенические правила содержания животных в неволе. И то, что они имеют большое значение в профилактике болезней животных и уменьшения их преждевременной смертности (Слайд №2).

Для создания нормальной жизнедеятельности животного  в неволе важны такие показатели, как ……

Учащиеся: 

  • качество помещения (площадь, микроклимат: температура помещения, влажность, освещённость);
  • подстилочный материал (вид, качество, количество);
  • соблюдение правил кормления (рационы питания, кормление свежими кормами, витамины и минеральные добавки) и питьевого режима;
  • биологические особенности  животного (анатомическое строение, особенности питания и т.д.) и его жизнедеятельность в природе (образ жизни, местообитание и т.д.) (Слайд №3).

Педагог: Главными героями нашего занятия будут грызуны и зайцеобразные. Какие виды грызунов и зайцеобразных часто разводят в виде домашних питомцев?

Учащиеся: Мышей, крыс, хомяков, песчанок, белок, кроликов, морских свинок, дегу (Слайд №4 - 5).

Педагог: Люди считают, что содержать их  очень просто, и они совершенно идеально подходят для начинающих любителей животных. Есть много специальной литературы об их содержании, но хозяева своих питомцев часто не считают нужным утруждать себя её чтением. В результате животные страдают, приобретают различные болезни и часто даже погибают.

Все грызуны и зайцеобразные имеют разные сроки жизни. Хомячки, крысы, мыши, песчанки - 2 - 3 года; морские свинки и кролики  - 5 - 8 лет; дегу -  около 5- 9 лет; белки – 10 - 12 лет; шиншилла - 15 лет (Слайд № 6). Как Вы видите сроки жизни у них не большие. Но если не соблюдать условия  содержания жизнь их может стать короче. Как же сделать так чтобы наши любимые питомцы жили с нами как можно дольше?

Итак, тема нашего занятия «Значение соблюдения условий содержания грызунов и зайцеобразных в неволе» (Слайд №7). Сегодня мы узнаем о том, как их правильно содержать, какие болезни могут у них развиться при нарушении условий содержания, их симптомы и профилактику. Проведём обследование грызунов и зайцеобразных из уголка живой природы на предмет их правильного содержания и выявления возможного приобретения ими болезней. При необходимости окажем им первую доврачебную помощь (Слайд №8).

  1. Изучение нового материала.

Педагог: Наиболее частые нарушения, которые происходят при содержании грызунов и зайцеобразных, профилактика и способы оказания первой доврачебной помощи (Слайд № 9)

Большую роль в содержании животных играет качество помещения, и именно  размеры клетки (Слайд № 10). Клетка для содержания грызуна или кролика дома должна быть большая и удобная. Нужно учитывать, что её размеры должны позволять животному активно двигаться, вставать на задние лапки и залезать на свой домик. Но это, к сожалению это не всегда бывает так и часто бывает причиной развития ожирения у животных. 

Ожирение (Слайд № 11 - 12)

Педагог: Как Вы думаете, какие симптомы мы сможем наблюдать при этом заболевании?

Учащиеся: Зверёк толстый на вид и мало двигается.

Педагог: Правильно. Основные симптомы. Животное не желает лишний раз двигаться. У него может развиться одышка. Ожирение делает его уязвимым для сердечно-сосудистых и других заболеваний, сокращается срок жизни. Ожирение легче предупредить, чем вылечить. Как Вы думаете, какие методы лечения можно использовать при этом заболевании?

Учащиеся: Для содержания животного необходима просторная клетка.

Педагог: Правильно. Лечение. Вашему питомцу должно быть интересно жить в домашних условиях. Следует соорудить самостоятельно или приобрести в зоомагазине аттракционы, лабиринты, мостики, жердочки, лесенки, беговое колесо и другие развлечения. Надо постараться, чтобы животное гуляло вне клетки хотя бы по 1 часу каждый день, нужно устраивать и другие физические нагрузки. Также необходимо составить рацион, который позволит им немного похудеть, следует исключить из рациона хлебобулочные изделия, уменьшить количество корма [2, 7].

Педагог: При содержании грызунов и зайцеобразных в домашних условиях важны не только размеры вольера, клетки, но и микроклимат: освещённость, температура помещения, влажность (Слайд № 13). Окружающая среда оказывает сильное влияние на продолжительность жизни зверьков, их самочувствие. В домашних условиях свет обычных ламп может полностью заменить солнечный. Определенные особенности имеет содержание животных, которые проявляют активность в сумеречное время суток. При слишком ярком освещении помещения у таких зверьков нарушается жизнедеятельность, и также сокращаются сроки жизни [1].

Помещение, где содержится грызун должно обязательно проветриваться, чтобы у животных не возникало нехватки кислорода. Но необходимо следить, чтобы проветривание не привело к сквознякам, большому повышению влажности воздуха и переохлаждению животного, т.к. грызуны, как и человек, подвержены простудным заболеваниям.

Простудные заболевания (Слайд № 14 - 16)

Педагог: Многие болезни животных схожи с болезнями людей, о симптомах и лечении которых Вы уже вполне возможно имеете свой личный опыт. Как Вы думаете, какие симптомы мы сможем наблюдать при этом заболевании у животных?

Учащиеся: Кашель, выделения из носа, чихание.

Педагог: Правильно. Основные симптомы. Животное становиться вялым, постоянно сидит в дальнем углу клетки, дыхание его тяжёлое, наблюдается кашель или чихание, выделения из носа. Какие методы лечения можно использовать при этом заболевании?

Учащиеся: Животное следует поместить в тёплое помещение.

Педагог: Молодцы. Лечение. Если животное начало чихать, время от времени трёт нос, из которого идут выделения, но при этом остается активным и нормально кушает и пьет, достаточно будет переставить клетку в тёплое место и добавить в неё бумажных салфеток для тепла. Дать внутрь тёплое питье - молоко с мёдом, отвары мать-и-мачехи, крапивы. В этом случае выздоровление обычно наступает через несколько дней. Если же состояние день ото дня ухудшается, животное тяжело дышит и наблюдается слезливость глаз, потеря аппетита и активности, то без врачебного осмотра не обойтись.

Профилактика. Следует поддерживать в помещении определённую температуру и влажность воздуха, избегать сквозняков.

 Помните, что грызуны  легко заражаются простудными заболеваниями от человека. Поэтому постарайтесь поменьше общаться с Вашим питомцем, если Вы сами болеете простудой или гриппом [2, 4].

Педагог: Для предотвращения повышения влажности в клетке, в которой содержится грызун, необходимо использовать подстилочный материал.

В домашних условиях хозяева для содержания своих питомцев часто используют в качестве подстилочного материала сено, сухую траву,  древесную стружку, солому. Но сено, сухая трава и  солома обладают недостаточной впитывающей способностью, поэтому использование их не желательно (Слайд №17). [9].

Нельзя также использовать в качестве подстилочного материала вату, бинты, ткани, тряпки, марлю, которые могут быть причиной развития  ущемления мягких тканей конечностей у грызунов и зайцеобразных (Слайд № 18).

Странгуляция (перетягивание) конечностей (Слайд № 19 - 22)

Педагог: Это довольно опасная травма и особенно часто наблюдается у хомяков. Как Вы думаете, какие симптомы мы сможем наблюдать при этом заболевании?

Учащиеся: Отёк конечности, боль.

Педагог: Правильно. Основные симптомы. Легкая хромота, переходящая в полное нарушение функционирования конечности; отёк и фиолетовый оттенок поврежденной лапки; под зоной отёка можно обнаружить бороздку или полоску, опоясывающую всю лапку, на дне которой располагается петля из ваты или нитки. Какие методы лечения можно использовать при этом заболевании?

Учащиеся: Следует удалить причину - нитку из ткани или ваты.

Педагог: Молодцы. Лечение. Необходимо обнаружить петлю, поддеть её иглой и перерезать маникюрными ножницами. При легкой форме, когда отсутствуют повреждения крупных кровеносных сосудов и нервов лапки,  выздоровление наступает очень быстро. При несвоевременно оказанной помощи животному возникают осложнения. В этом случае может произойти самоампутация лапки, в результате чего её часть ниже перетяжки отпадет.

Профилактика. Подстилочный материал должен быть с высокой впитывающей способностью, таким чтобы его можно было удалять частями, по мере появления намокших участков. Самый удобный подстилочный материал это опилки, приобретённые в зоомагазине, в крайнем случае, можно использовать туалетную бумагу.

В реальности в качестве подстилочного материала у грызунов часто используют не только опилки, наполнитель для клетки, туалетную бумагу, но и, газету, тряпки и т.д.

Педагог: Нельзя использовать в качестве подстилочного материала газету. (Слайд № 23). Типографская краска содержит большое количество вредного для здоровья зверька свинца, который накапливается в организме животного и может стать причиной самых разных заболеваний  и даже смерти вашего питомца (Слайд № 24). [2].

Педагог: На жизнедеятельность грызунов и зайцеобразных влияет не только качество подстилочного материала, но его количество. При передвижении в естественной среде обитания - природе когти животного проникают в почву. При содержании в неволе, если на полу клетки находится тонкий слой подстилочного материала, зверёк ходит по твёрдому полу и его когти остаются на поверхности. В этом случае передняя часть лап животного приподнимается над поверхностью пола и на пятки приходится значительная часть массы тела, в результате стираются подушечки лапок и развиваются различные заболевания.

Пододерматит (болезненные пятки) (Слайд № 25 - 28)

Педагог: Как Вы думаете, какие симптомы мы сможем наблюдать при этом заболевании?

Учащиеся: Болезненность конечностей.

Педагог: Основные симптомы. Сначала развивается воспаления подушечек  лап, которое проявляется покраснением, припуханием, местным повышением температуры. Потом появляются нарывы и язвочки на пальцевых мякишах и стопе, абсцессы. Абсцесс - полость, заполненная гноем. Это вызывает у животного боль, трудности в передвижении. Как Вы думаете, какие методы лечения можно использовать при этом заболевании?

Учащиеся: Следует обработать места воспалений противовоспалительными и ранозаживляющими мазями.

Педагог: Молодцы. Лечение. Но сначала следует поменять подстилочный материал на толстый слой мягкого сухого сена, положенный на полотенце или другую мягкую ткань. Необходимо 2-3 раза в день обрабатывать рану антисептиком (хлоргексидин или перекись водорода), после обработки накладывать мазь левомеколь. Следует соблюдать правила гигиены - убирать из клетки фекалии, и недоеденные куски пищи (т. к. на них происходит быстрый рост болезнетворных бактерий), производить дезинфекцию клетки.

Профилактика. Материал для подстилки должен быть мягким, хорошо впитывающим влагу. Вместо опилок или прокалённого песка на пол клетки можно положить очень хорошо просушенный дёрн. [1,11].

Педагог: В естественной среде обитания животные много передвигаются по разнообразному грунту, тем самым стирая и стачивая когти. В домашних условиях они в основном сидят в клетках, и при недостаточном механическом воздействии когти начинают расти.

Чрезмерный рост когтей (Слайд № 29 - 31)

Педагог: Отрастание когтей присуще всем млекопитающим, а из грызунов и зайцеобразных чаще всего страдают кролики и морские свинки.  Отрастая коготь, загибается внутрь и может впиться в подушечки лап и проткнуть кисть насквозь.

Необходимо состригать отросшую часть когтей. Но следует учитывать то, что коготь - это живой орган, он питается сосудом и нервом. Поэтому будьте осторожны, чтобы не травмировать животное. Нельзя состригать весь кончик когтя!

Профилактика. Увеличить моцион животного  по дому и т.д. для того, чтобы стачивать постоянно растущие когти, также следует следить за длиной когтей и своевременным их подстриганием. [5,10].

Педагог: Важную роль в жизни и развитии животных играет полноценное кормление, т.к. хорошо сбалансированное питание гарантирует любому домашнему питомцу активную жизнедеятельность. Почти все домашние грызуны и зайцеобразные - животные травоядные, неприхотливы в еде и с удовольствием питаются зеленью, овощами, фруктами, корнеплодами, зерном, свежей травой, сеном, даже грибами и растительными отходами. Категорически запрещается кормить грызунов и кроликов шоколадом, конфетами, жирными и острыми продуктами, хотя животные и едят их с удовольствием. В клетке всегда обязательно должна быть вода и без ограничений. [3].

Несоблюдение правил кормления и кормление некачественными кормами вызывает многие опасные заболевания. При кормлении мокрой травой, легко бродящими зелёными (особенно молодым влажным клевером), или не свежим кормами, которые слишком долго лежали, развивает болезнь, которая при несвоевременно оказанной помощи может привести к желудочно-кишечным заболеваниям и даже гибели животного (Слайд № 32).

Тимпания, вздутие, метеоризм (Слайд № 33 - 36)

Педагог: Это скопление газов в пищеварительном тракте, чаще бывает у морских свинок, кроликов. Как Вы думаете, какие симптомы можно наблюдать при этом заболевании?

Учащиеся: Вздутие живота, боль.

Педагог: Основные симптомы. Животное угнетено, брюшные стенки туго натянуты, тело напряжено, оно отказывается от пищи, дыхание учащённое. При сильном вздутии появляется одышка,  животные лежат, тяжело дыша, часто с выпученными глазами или совершенно апатичны. При перкуссии (постукиванию) слышен характерный «барабанный» звук. Отсюда и происходит название тимпании (греч. «барабан»). Как Вы думаете, какие методы лечения можно использовать при этом заболевании? Что Вы делаете когда у Вас повышенное скопление газов в животе?

Учащиеся: Дать внутрь активированный уголь.

Педагог: Молодцы. Лечение. С лечением медлить нельзя. Зверьку дают препараты, поглощающие газы (таблетки активированного угля). Можно давать укропную воду или настой цветков ромашки. Из пищи оставить сено, сушёную зелень. Овощи необходимо сразу убрать из рациона. Осторожно делают массаж живота и заставляют животное двигаться (но гонять зверька ни в коем случае нельзя).

Профилактика. Корм должен быть свежим и доброкачественным. Ни в коем случае нельзя использовать для кормления животных мокрую или прелую траву, затхлое зерно или гнилые корнеплоды, испорченный хлеб. [6,8].

Педагог: Грызунам и зайцеобразным следует обязательно давать грубые и твердые корма (сухари, сено, ветки деревьев и кустарников). Это связанно с их биологической особенностью (Слайд № 37 - 38).  Какое характерное отличие грызунов и зайцеобразных от других видов животных?

 Учащиеся: Это их  зубная система. Резцы у не имеют корней и растут в течение всей их жизни.

Педагог: Правильно, если в их рационе мало грубых и твердых кормов или они вообще отсутствуют, животные не успевают стачивать свои зубы, возникает патология - отрастают и искривляются резцы. Чаще данная патология наблюдается у морских свинок и кроликов.

Чрезмерный рост зубов (Слайд № 39 -  41)

Педагог: Основные симптомы. Ротовая полость полностью не смыкается, наблюдается обильное неконтролируемое слюноотделение, подбородок мокрый. Животное не может принимать пищу и отказывается от неё. Есть опасность того, что чрезмерно отросшие резцы могут повредить зверьку язык, десны, губы. 

Лечение. Можно специальными инструментами периодически откусывать лишнюю часть зубов, но  есть вероятность появления в зубах микротрещин, которые могут стать очагом инфекции. Существует также риск вообще сломать зуб у корня. Если Вы сомневаетесь, то лучше следует обратиться к специалистам и сделать эту процедуру в условиях ветеринарной клиники.

Профилактика. Можно предотвратить эту ситуацию: грызунам и зайцеобразным необходимо предоставлять различные предметы, лучше деревянные для того чтобы они могли их грызть и стачивать свои зубы, что они и делают в природе. Для стачивания резцов подходят веточки деревьев и кустарников, соляной минеральный камень. [12].

  1. Закрепление изученного материала 

Педагог: А сейчас мы проведём практическую работу в уголке живой природы (Слайд № 42). Для удобства разбейтесь по парам. При проведении работы соблюдайте правила техники безопасности при работе с животными и правила личной гигиены (Приложение № 1), правила фиксации животных (Приложение № 2).

Задание: Определить соответствие соблюдения зоогигиенических условий содержания грызунов и зайцеобразных, при необходимости дайте рекомендации по улучшению их условий содержания, заполните регистрационный лист. Чтобы более профессионально подготовить рекомендации, заполнить регистрационные листы, вам предлагаются дидактические карточки «Болезни грызунов и зайцеобразных, симптомы, лечение и профилактика» (Приложение №4). По завершению выступите  с отчётом о результатах своей  работы.

Учащиеся проводят  обследование животных, регистрируют, оформляют анамнез жизни и анамнез болезни, используя знания, полученные на прошлых занятиях (Приложение №3). Определяют, правильность созданных условий для их содержания. При нарушении условий содержания подбирают животному те условия, которые считают нужными (клетку необходимого размера, лесенки и аттракционы, прогулочный шар, подстилочный материал, минеральный камень и т.д.). Определяют способ оказания  первой доврачебной помощи животному. Каждая группа предоставляет результаты своей работы.

Педагог: А теперь мы  с Вами вместе окажем помощь животным, обработаем участки воспалений, произведём наложение мазей и т.д.  

Учащиеся совместно с педагогом оказывают ветеринарную помощь животным, обрабатывают участки воспалений, накладывают мази, производят подрезку когтей и зубов и т.д.

  1. Подведение итогов занятия, формулирование выводов

Педагог: Сегодня на занятии мы убедились, что создание правильных зоогигиенических условий содержания для животных это залог их здоровья и нормальной жизнедеятельности. Мы рассмотрели нарушения зоогигиенических условий, которые происходят при содержании грызунов и зайцеобразных, узнали о болезнях,  которые в результате этого они могут приобрести, симптомы, способы первой доврачебной помощи. Также мы научились оказывать необходимую им ветеринарную помощь. Но не забывайте, что основное лечение животного всегда должно проходить только под контролем ветеринарного врача, Вы можете оказывать только экстренную доврачебную помощь.

  1. Оценка занятия учащимися

Педагог: А сейчас я хотела бы узнать ваше отношение к занятию. Понравилось ли Вам сегодняшнее занятие? Как Вы думаете, могут ли знания, приобретённые Вами на занятии, пригодиться Вам в Вашей жизни?  А оценить занятие я предлагаю Вам с помощью смайликов (я чувствую себя…..скучающим, веселым, нервным, злым, счастливым, одиноким, добрым, мрачным, удивленным, глупым, бодрым, умным, гордым, расстроенным, смущенным, усталым, обиженным, неудовлетворенным, нужным, взрослым, сосредоточенным, клево, задумчивым, никак).

Библиография, использованная педагогом для подготовки к занятию

Список литературы

  1. Бондаренко С.П. «Болезни пушных животных». – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2002
  2. Кравец И. «Мелкие домашние животные. Болезни и лечение. - М.» Аквариум», 1999
  3. Фирсова Е.В. «Лечение декоративных кроликов и грызунов».- М.: Вече, 2006

Список интернет сайтов

  1. ЗООВЕТ.RU «Полезное» Словарь ветеринарных терминов «Простудные заболевания грызунов» http://www.zoovet.ru/slovo.php?slovoid=5293 
  2. ЗООВЕТ.RU «Статьи» «Грызуны. Чрезмерный рост когтей у грызунов» http://www.zoovet.ru/text.php?newsid=293
  3. Людмила Стишковская. «1000 советов как лечить домашних питомцев». Шиншиллы: вздутие (метеоризм) http://zooclub.ru/mouse/shin/7.shtml
  4. Ожирение у кроликов http://zoolandiya.org/lechenie-gryzunov
  5. Вздутие кишечника (метеоризм или тимпания) http://krolikdoma.com/zdorovje/bolezni/tympany/ 
  6.  Правила содержания декоративных грызунов http://www.likar.info/zoo
  7. Подстригаем когти у морской свинки http://www.msvinka.ru/kogti.html 
  8. Пододерматит (болезненные пятки)

http://www.tinlib.ru/domashnie_zhivotnye/lechenie_dekorativnyh_krolikov_i_gryzunov/p4.php 

  1. Домашний ветеринар - Лечение декоративных кроликов и грызунов

http://modernlib.ru/books/firsova_elena_vladimirovna/lechenie_dekorativnih_krolikov_i_grizunov/read/ 

Литература, рекомендованная учащимся

  1. Бондаренко С.П. «Болезни пушных животных». – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2002.
  2. Волкова О.И «Декоративные кролики и шиншиллы с Ольгой Волковой». - С-Петербург, изд. Тускарора, 2005
  3. Котенкова Е.В. «Мыши и крысы». – М.: Издательство «Компания Дельта М., 2000
  4. Яговник О.Г. , Никаноров А.С. «Хомяки и хомячки с Ольгой Яговник». - С-Петербург, изд. Тускарора, 2005
  5. «Хомяки и другие грызуны» (карманный справочник). – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2001



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Возрастная характеристика учебной группы: 5-9 класс (11-15 лет).

Тема занятия: «Значение соблюдения условий содержания грызунов и зайцеобразных в неволе»

Раздел программы: «Зоогигиенические условия содержания животных»

Место занятия в дополнительной общеобразовательной программе:

Занятие «Значение соблюдения условий содержания грызунов и зайцеобразных в неволе» является одной из тем раздела «Зоогигиенические условия содержания животных» дополнительной общеобразовательной программы «Жизнь животных». Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю. Срок реализации программы 144 часа.

На данном занятии учащиеся получают новые знания, используют свой личный опыт, а также закрепляют знания полученные ранее. Приобретённые знания, умения и навыки, освоенные на этом занятии, будут углубляться на последующих занятиях.

Степень сложности занятия: средняя степень сложности.

Время занятия: 70 минут.

Цель занятия: формирование знаний, умений и навыков по созданию  необходимых зоогигиенических условий при содержании животных отрядов грызуны и зайцеобразные, по оказанию животным первой доврачебной помощи.

Обучающие задачи:

  1. ознакомить с правилами содержания животных отряды грызуны и зайцеобразные в неволе;
  2. обучить навыкам установления причинно-следственных связей, таких как нарушение правил содержания животных и как следствие развитие у них различных болезней;
  3. дать знания о болезнях, развивающихся у грызунов и зайцеобразных при нарушении условий содержания, их симптомах и способах профилактики;
  4. содействовать формированию умений и навыков  проведения ветеринарного обследования (осмотр и наблюдение), оказания первой доврачебной помощи животным

Развивающие задачи:

  1. развивать интерес к наукам зоогигиене, ветеринарии и биологии;
  2. способствовать развитию желания содержать животных (отряды грызуны и зайцеобразные) в домашних условиях с соблюдением зоогигиенических требований;
  3. формировать умения сравнивать, обобщать, анализировать

                                                     

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать бережное и экологически-грамотное отношение к животным;
  2. прививать социальные навыки у детей (желание и умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать своё собственное мнение)

     

Форма занятия: учебное занятие

Формы организации учебного процесса

  1. фронтальная (фронтально-репродуктивные и фронтально-поисковые);
  2. групповая (в парах)

Структура занятия:

  1. Организационный момент (начало занятия).
  2. Введение в тему занятия (сообщение темы и плана занятия).
  3. Проверка имеющихся у детей знаний и умений и их готовность к изучению новой темы.
  4. Изучение нового материала (ознакомление с новыми знаниями и умениями).
  5. Закрепление изученного материала. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях.
  6. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.
  7. Оценка занятия учащимися.

Содержательные блоки учебного занятия

  • закрепление полученных ранее сведений о биологических особенностях животных отрядов грызуны и зайцеобразные, о необходимости соблюдения зоогигиенических условий при содержании животных в неволе;
  • получение знаний о правилах содержании грызунов и зайцеобразных в неволе;
  • получение знаний о наиболее распространённых болезнях, которые развиваются у грызунов и зайцеобразных при нарушении условий содержания, симптомах и профилактике, способах оказания первой доврачебной помощи;
  • формирование практических умений и навыков по созданию зоогигиенических условий для содержания грызунов и зайцеобразных в условии неволи;
  • закрепление полученных практических знаний, умений и навыков по созданию зоогигиенических условий для содержания грызунов и зайцеобразных в условиях неволи, овладению методами обследования животных (осмотр и наблюдение), способам оказания первой доврачебной помощи.  

Значение блоков в дополнительной общеобразовательной программе

Данные блоки занятия является продолжением изучения тем программы «Жизнь животных» и являются базовыми, т.к. создание правильных условий содержания для животных это залог их здоровья и их нормальной жизнедеятельности. Создание правильных зоогигиенических условий имеет большое значение не только в профилактике болезней животных, но также в профилактике зооантропонозных заболеваний (болезней передающихся от животных к человеку). Недаром ещё великий русский физиолог, академик  И.П. Павлов говорил, что «медицина лечит человека, а ветеринария человечество».

Приобретённые знания, умения и навыки, освоенные на этом занятии, будут углубляться на других занятиях и являются обязательными для изучения следующих тем данной общеобразовательной программы.

Планируемые результаты занятия:

К концу занятия учащиеся получат следующие знания, умения, навыки:

предметные:

овладеют ветеринарными и зоогигиеническими терминами и понятиями по теме занятия:

  • микроклимат, атрофия, самоампутация, пододерматит, абсцесс, дезинфекция, гигиена, тимпания, метеоризм

расширят представления:

  • о науках ветеринарии и зоогигиене;
  • о способах оказания первой доврачебной помощи животным

будут иметь представление

  • о правилах содержания грызунов и зайцеобразных в условии неволи;
  • об основных симптомах наиболее часто встречающихся болезней возникающих при нарушении условий содержания грызунов и зайцеобразных, их профилактике

метапредметные:

познавательные:

у них будет развиваться:

  • интерес к наукам зоогигиене, ветеринарии, биологии;
  • умение сравнивать, анализировать и  обобщать полученные знания

получат умения и навыки:                

  • наблюдать, фиксировать, выделять существенные и несущественные признаки, логически мыслить;
  • по  применению  полученных знаний, умений и навыков на практике

коммуникативные:

у них будут воспитываться:

  • социальные навыки (желание и умение работать в группе, в паре; учитывать мнение партнёра)

у них будет развиваться:

  • умение высказывать  свои мысли и доказывать свою точку зрения

регулятивные:

они будут стремиться:

  • контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
  • выполнять свои действия  по образцу (алгоритму);
  • адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки;
  • определять тему и цель занятия

личностные результаты:

они будут стремиться:

  • приобретая домашних питомцев, соблюдать зоогигиенические требования их содержания

у них будет воспитываться:

  • положительная мотивация к обучению;
  • бережное и экологически-грамотное отношение к животным;
  • адекватная самооценка

Критерии оценивания эффективности занятия:

  1. Знания о необходимости соблюдения зоогигиенических условий при содержании грызунов и зайцеобразных (учащийся описывает возможные последствия нарушений содержания животных).
  2. Знания и умения по созданию условий для содержания грызунов и зайцеобразных в неволе (правильно оформленные рекомендации по созданию условий содержания животных в неволе, по проведению профилактических мероприятий).
  3. Осмысленность и правильность использования зоотехнической и ветеринарной терминологии (правильно заполненные регистрационные листы).
  4. Знания и умения по оказанию первой доврачебной помощи больному животному (правильно оформленные рекомендации по оказанию доврачебной помощи больному животному).
  5. Умения наблюдать, фиксировать, выделять существенные и несущественные признаки, логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать (количество правильных ответов на поставленные вопросы).
  6. Умение высказывать  свои мысли и доказывать свою точку зрения (активность на занятии).
  7. Адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки (адекватность оценки качества проведённой практической работы).
  8. Умение работать в группе, в паре, учитывать мнение партнёра, отстаивать своё собственное мнение (отсутствие конфликтов при проведении занятия, при проведении практической работы в парах).

Тип занятия: Комбинированное занятие

Методы обучения

  1. Информационно-рецептивный
  2. Репродуктивный
  3. Проблемное изложение
  4. Частично-поисковый
  5. Исследовательский

Используемые технологии:

  • технология развивающего обучения;
  • коммуникативно-диалоговая технология;
  • проблемно-поисковая технология;
  • рефлексивная технология;
  • технология ситуативного обучения;
  • здоровье сберегающая технология;
  • информационная технология

Материально - техническое оснащение занятия:

Место проведения занятия: кабинет зоологии МКОУДОД «Станция юных натуралистов». Аудитория: 50 м2. Мебель для размещения детей и педагога (количество): 5 столов, 17 стульев, компьютерный стол

Технические средства обучения: 

  • компьютер, экран, мультимедиа проектор

Наглядный и раздаточный материал:

  • мультимедийная презентация;
  • череп морской свинки, кролика, зайца, бобра, скелет кошки;
  • объекты исследовательской деятельности: животные уголка живой природы;
  • дидактические карточки с описанием симптомов болезней и вариантами оказания первой доврачебной помощи животным;
  • раздаточный материал: регистрационные листы;
  • клетки и предметы для содержания животных;
  • когтерезка;
  • лекарственные и перевязочные средства: перекись водорода, левомиколь, ватные диски, марганцовокислый калий и т.д.

Канцелярские принадлежности

  • авторучки, простые карандаши, ластики, тетради


Предварительный просмотр:

Дидактические карточки 

«Болезни грызунов и зайцеобразных, симптомы, лечение и профилактика»

Ожирение

Симптомы

Лечение

Профилактика

  • животное не желает лишний раз двигаться;
  • одышка
  • следует соорудить самостоятельно или приобрести в зоомагазине аттракционы, лабиринты, мостики, жердочки, лесенки, беговое колесо и другие развлечения
  • необходимо составить рацион, который позволит им немного похудеть (следует исключить из рациона хлебобулочные изделия, уменьшить количество корма)

  • выгул животного вне клетки не менее 1 часа каждый день;
  • для содержания животного использовать просторную клетку

Простудные заболевания грызунов

Симптомы

Лечение

Профилактика

  • животное вялое, постоянно сидит в дальнем углу клетки;
  • дыхание тяжелое;
  • наблюдается кашель или чихание;
  • выделения из носа
  • переставить клетку в тёплое место;
  • добавить в клетку бумажных салфеток для тепла;
  • внутрь тёплое питье (молоко с медом, отвары мать-и-мачехи, крапивы)
  • в помещении следует поддерживать определенную температуру и влажность воздуха;
  • избегать сквозняков;
  • не общаться с питомцем, если Вы сами болеете простудой или гриппом

Странгуляция (перетягивание) конечностей

Симптомы

Лечение

Профилактика

  • лёгкая хромота, переходящая в полное нарушение функционирования конечности;
  • отек и фиолетовый оттенок поврежденной лапки;
  • под зоной отека видна бороздка опоясывающая лапку, на дне которой располагается петля из ваты или нитки
  • удалить причину - нитку из ткани или ваты: ообнаружить петлю, поддеть её иглой и перерезать маникюрными ножницами
  • нельзя использовать в качестве подстилочного материала вату, бинты, ткани, тряпки, марлю

Пододерматит (болезненные пятки)

Симптомы

Лечение

Профилактика

  • покраснение подушечек  лап;
  • местное припухание, повышение температуры;
  • нарывы и язвочки на пальцевых мякишах и стопе, абсцессы;
  • трудности в передвижении
  • поменять подстилочный материал на толстый слой мягкого сухого сена, положенный на полотенце или другую мягкую ткань;
  • обработка раны антисептиком (хлоргексидин или перекись водорода) 2-3 раза в день; с последующим   наложением утром мазь левомеколь, вечером - имозимаза, хлорофиллипт; или 1 раз в день накладывать мазь на основе дёгтя и растительного масла (1:3);
  • соблюдение правил гигиены;
  • дезинфекция клетки
  • не использовать в качестве подстилочного материала опилки хвойных деревьев;
  • в клетке должен быть достаточный слой  подстилочного материала

Чрезмерный рост когтей

Симптомы

Лечение

Профилактика

  • болевые ощущения;
  • животное лежит, не желает передвигаться

  • отстричь маленький светлый кончик, обязательно при свете настольной лампы
  • увеличить моцион животного  

Тимпания

Симптомы

Лечение

Профилактика

  • угнетение, дыхание учащённое; брюшные стенки напряжены, отказ от пищи; сидит, скукожившись;
  • кролики могут стучать лапами и зубами от сильных колик;
  • при сильном вздутии одышка; животное лежит, тяжело дышит, с выпученными глазами или совершенно апатично; температура резко падает (до 34,5 градусов);
  • при перкуссии «барабанный» звук
  • внутрь активированный уголь в порошке 100 - 500 мгр. или карболен 100 - 300 мгр.;
  • внутрь эспумизан по 2-3 мл. каждый час 3 раза, затем по 2 мл. каждые 3 часа до 8 часов в сутки. Либо тимпанол (взрослому кролику по 0,4 мл + 1,6 мл воды до 5 раз в сутки).
  • дать сено, воду или ромашковый чай;
  • убрать из рациона овощи;
  • массаж живота
  • в рационе не должно быть  или в малых количествах легко бродящих зеленых кормов, особенно молодого влажного клевера, или недоброкачественных - кормов

Чрезмерный рост зубов

Симптомы

Лечение

Профилактика

  • ротовая полость полностью не смыкается;
  • обильное неконтролируемое слюноотделение;
  • мокрый подбородок;
  • отказывается принимать пищу;
  • повреждённые язык, десны, губы
  • специальными инструментами периодически откусывать лишнюю часть зубов;
  • обратиться к специалистам и сделать эту процедуру в условиях ветеринарной клиники
  • в рационе обязательно должны присутствовать грубые и твёрдые корма (сено, сухари, ветки деревьев и кустарников)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зоогигиенические условия содержания животных в неволе

Слайд 2

Наиболее частые нарушения, которые происходят при содержании грызунов, возникающие у них болезни, способы их лечения и профилактики

Слайд 3

Чрезмерный рост когтей

Слайд 4

Лечение удаление с помощью когтерезок, обязательно при свете настольной лампы; не следует состригать весь кончик когтя! Это вызовет кровотечение и причинит боль животному. Нужно отстригать лишь маленький светлый кончик

Слайд 5

Не соблюдение правил кормления

Слайд 6

Тимпания вздутие, метеоризм

Слайд 7

Причины кормление легко бродящими зелеными кормами, особенно молодым влажным клевером; кормление недоброкачественными кормами, которые слишком долго лежали; кормление мокрой травой

Слайд 8

Основные симптомы общее состояние заболевшего зверька угнетенное; температура резко падает, иногда даже до 34,5 градусов; дыхание учащённое, тело напряжено; при перкуссии (постукиванию) слышен характерный «барабанный»звук. Отсюда и происходит название тимпании (греч. «барабан»

Слайд 9

Лечение таблетки активированного угля; укропную воду по пол чайной ложки 3 раза в день или настой цветков ромашки по чайной ложке 6 раз в день; делают массаж живота и заставляют животное двигаться. Но гонять зверька ни в коем случае нельзя!

Слайд 10

Профилактика корм должен быть свежим и доброкачественным; ни в коем случае нельзя использовать для кормления животных мокрую, прелую траву, затхлое зерно или гнилые корнеплоды

Слайд 11

Соблюдение правил кормления

Слайд 12

Биологические особенности животных отряда грызуны и зайцеобразные

Слайд 13

Чрезмерный рост зубов

Слайд 14

Основные симптомы животное отказывается от пищи; обильное неконтролируемое слюноотделение, мокрый подбородок

Слайд 15

Лечение можно специальными инструментами периодически откусывать лишнюю часть зубов, но есть вероятность появления в зубах микротрещин, которые могут стать очагом инфекции. Существует риск вообще сломать зуб у корня; если Вы сомневаетесь, то лучше обратиться к специалистами и сделать эту процедуру в условиях ветеринарной клиники

Слайд 16

Профилактика давать питомцу грызть разные предметы, лучше деревянные. Это способствует своевременному стачиванию зубов грызуна, если для этого не хватает твердых кормов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация открытого урока " Значение листьев для растения"

Значение листьев для растения, их внешнее и внутреннее строение...

Конспект открытого урока "Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение"

Конспект открытого урока "Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение"...

разработка открытого урока значение и разнообразие водорослей

эта разработка поможет учителям увлекательно провести урок биологии....

Открытый урок: "Значение лошадей"

Конспект урока по технологии. В котором представлен материал про лошадей....

Конспект открытого урока «Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения»

Каждый из нас является участником дорожного движения. С малых лет до самой старости люди ездят в трамваях, автобусах, машинах, а так же ездят на мотоциклах, велосипедах и переходят через дорогу. Они с...

Открытый урок по химии "Условия протекания реакций обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений"

Урок погружения в тему. Урок демонстрационного типа. Обобщение и систематизация знаний по теме....

Технологическая карта урока по теме "Отряды млекопитающих: Грызуны и зайцеобразные."

Технологическая карта урокаПредмет: биологияАВТОР УМК:  «Вертикаль», В.В.Пасечник. Биология. Животные. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. – М....