Конспект открытого урока "Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение"
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Маркелова Татьяна Игоревна

Конспект открытого урока "Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме

«Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение»

10 класс (базовый уровень)

учителя физики ГБОУ гимназии № 105

Выборгского района

Санкт-Петербурга

Маркеловой Татьяны Игоревны.

Тема:  Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение.

ЦЕЛЬ:  Показать практическое значение закона сохранения импульса на физическом материале о    

             реактивном движении.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:  продолжить  усвоение закона сохранения импульса; применить закон для

                                         объяснения реактивного движения; показать практическую значимость закона

                                         в природе и технике.

Развивающие:             развитие умения применять полученные ранее знания к объяснению новых

                                         явлений; развитие умения обобщать и строить аналогии; развитие грамотной

                                         физической речи, внимания, памяти; формирование навыков самоконтроля в    

                                         режиме самостоятельной работы.

Воспитательные:     повышение познавательной активности; воспитание патриотизма, развитие

                                          чувства гордости за своих соотечественников.

Формы работы:         фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:             ПК и мультимедиапроектор, презентация к уроку, диск «Электронные уроки и тесты. Физика в школе» (Просвещение МЕДИА), распечатки текста теста для учащихся, презентации учащихся, воздушные шарики.

Этапы урока:                     

I. Организационный:                                                                                                                           (1 мин.)

- объявление учащимся темы и целей урока, мотивация на работу.                                    СЛАЙД 1

II. Актуализация знаний в ходе проверки выполнения д/з.                                                     (5 мин.)                                                       

III. Основной:  изучение нового материала:

1) объяснение явления отдачи при стрельбе на основе закона сохранения импульса.   (4 мин.)

- Вопрос: почему при стрельбе возникает отдача?                                                                     СЛАЙД 2

Учащиеся, рассматривая анимацию на слайде, делают предположения, высказывают свои объяснения.

- Проверка предположений с помощью анимации выстрела ядра из орудия (ЭУТ)  и объяснение явления отдачи при стрельбе на основе закона сохранения импульса.

2) Формулирование определения реактивного движения.                                                       (5 мин).  

- Вопрос: что общего в движении орудия при отдаче, кальмара, личинки стрекозы, медузы и даже космического корабля «Space Shatll»?                                                                                 СЛАЙД 3

Учащиеся отвечают, что это реактивное движение.

- Презентация учащейся о реактивном движении в природе. Предварительно перед учащимися ставится задача: найти сходства в движении морских обитателей, о которых пойдет речь в презентации, и сформулировать определение реактивного движения.

Учащиеся называют общие черты в рассмотренных движениях и самостоятельно                         формулируют определение реактивного движения, записывают его в тетради.              СЛАЙД 4

- Вопрос: а можно ли пронаблюдать такое движение в действительности, а не на экране? Предложите способ.

Учащиеся предлагают различные способы, в том числе и движение воздушного шарика. Несколько учащихся надувают шарики и одновременно отпускают их. Наблюдаем за их движением и объясняем его на основе закона сохранения импульса.

3) Физкультминутка.                                                                                                                                 (1 мин.)

- Вопрос: а если в слове «реактивное» переставить одну букву, какое движение получится?

Отвечают «креативное». (На слайде в слове «реактивный» буква «К» «перескакивает» с четвертого на первое место).

 Один из уч-ся проводит физкультминутку.

4) Объяснение устройства и движения космической ракеты.                                                       (5 мин.)

- Вопрос: чем реактивное движение принципиально отличается от других видов механического движения? В чем его преимущество?

Отвечают: для такого движения не нужна среда, не нужно от чего-то отталкиваться.

- Вопрос: где можно использовать такой способ движения?

Отвечают: в безвоздушном пространстве, в космосе.

- Задание: с помощью следующего слайда объясните устройство космической ракеты и назначение ее основных частей.                                                                                                                 СЛАЙД 5

Один из учащихся выходит к доске (экрану) и объясняет по схеме на слайде устройство ракеты.  

- Задание: а теперь давайте смоделируем действие ракетного двигателя и объясним движение ракеты.                                                                                                                                                         СЛАЙД 6

Рассматривая слайд (только картинки) учащиеся высказывают свои объяснения. После того, как на слайде появляется текст, записывают в тетради определение реактивного двигателя, закон сохранения импульса в применении к системе «ракета - газовая струя» и вывод формулы скорости ракеты.

5) Анализ формулы скорости ракеты.                                                                                       (6 мин.)

Вопрос: от чего и как зависит скорость ракеты? Как можно ее увеличить?                          СЛАЙД 7

По мере того, как учащиеся дают правильные ответы, на слайде появляются соответствующие записи. Эти записи они фиксируют в тетрадях.

6) Краткая история освоения космического пространства.                                                              (4 мин.)

Презентация учащегося по этой теме.

IV Заключение:                                                                                                                                             (3 мин.)

Учащиеся кратко формулируют выводы о том, какое практическое значение имеет закон сохранения импульса в живой и неживой природе и как он применяется в технике.

V Закрепление:                                                                                                                                             (10 мин.)

Учащиеся выполняют тест, проверяющий степень усвоения материала урока.                   СЛАЙД 8

Затем выполняют самопроверку и самооценку.                                                                               СЛАЙД 9

VI Домашнее задание.                                                                                                              СЛАЙД 10

                                                                                                                                                                            (1 мин.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Закон сохранение импульса. Реактивное движение".

Урок проводился в 10м классе  как повторительно-обобщающий. скачать Ход Урока...

Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".

Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет  дв...

Закон сохранения импульса.Реактивное движение.

Урок в 10 классе после  изучения понятия импульса и закона сохранения импульса....

Открытый урок физики в 9 классе. Тема урока: ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА. РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ.

Открытый урок физики в 9 классе.                Тема урока: ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА. РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ....

Закон сохранения импульса. Реактивное движение

                                                      ...

Анисимова В.В.Технологическая карта урока "Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение". 9 класс

Технологическая карта урока "Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение". 9 классУчебник Физика 9 класс. Пурышева Н. С., Важеевская Н.Е.: М.- Дрофа,2016 г....