Конспект открытого урока "Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение"
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Конспект открытого урока "Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по теме
«Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение»
10 класс (базовый уровень)
учителя физики ГБОУ гимназии № 105
Выборгского района
Санкт-Петербурга
Маркеловой Татьяны Игоревны.
Тема: Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение.
ЦЕЛЬ: Показать практическое значение закона сохранения импульса на физическом материале о
реактивном движении.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: продолжить усвоение закона сохранения импульса; применить закон для
объяснения реактивного движения; показать практическую значимость закона
в природе и технике.
Развивающие: развитие умения применять полученные ранее знания к объяснению новых
явлений; развитие умения обобщать и строить аналогии; развитие грамотной
физической речи, внимания, памяти; формирование навыков самоконтроля в
режиме самостоятельной работы.
Воспитательные: повышение познавательной активности; воспитание патриотизма, развитие
чувства гордости за своих соотечественников.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: ПК и мультимедиапроектор, презентация к уроку, диск «Электронные уроки и тесты. Физика в школе» (Просвещение МЕДИА), распечатки текста теста для учащихся, презентации учащихся, воздушные шарики.
Этапы урока:
I. Организационный: (1 мин.)
- объявление учащимся темы и целей урока, мотивация на работу. СЛАЙД 1
II. Актуализация знаний в ходе проверки выполнения д/з. (5 мин.)
III. Основной: изучение нового материала:
1) объяснение явления отдачи при стрельбе на основе закона сохранения импульса. (4 мин.)
- Вопрос: почему при стрельбе возникает отдача? СЛАЙД 2
Учащиеся, рассматривая анимацию на слайде, делают предположения, высказывают свои объяснения.
- Проверка предположений с помощью анимации выстрела ядра из орудия (ЭУТ) и объяснение явления отдачи при стрельбе на основе закона сохранения импульса.
2) Формулирование определения реактивного движения. (5 мин).
- Вопрос: что общего в движении орудия при отдаче, кальмара, личинки стрекозы, медузы и даже космического корабля «Space Shatll»? СЛАЙД 3
Учащиеся отвечают, что это реактивное движение.
- Презентация учащейся о реактивном движении в природе. Предварительно перед учащимися ставится задача: найти сходства в движении морских обитателей, о которых пойдет речь в презентации, и сформулировать определение реактивного движения.
Учащиеся называют общие черты в рассмотренных движениях и самостоятельно формулируют определение реактивного движения, записывают его в тетради. СЛАЙД 4
- Вопрос: а можно ли пронаблюдать такое движение в действительности, а не на экране? Предложите способ.
Учащиеся предлагают различные способы, в том числе и движение воздушного шарика. Несколько учащихся надувают шарики и одновременно отпускают их. Наблюдаем за их движением и объясняем его на основе закона сохранения импульса.
3) Физкультминутка. (1 мин.)
- Вопрос: а если в слове «реактивное» переставить одну букву, какое движение получится?
Отвечают «креативное». (На слайде в слове «реактивный» буква «К» «перескакивает» с четвертого на первое место).
Один из уч-ся проводит физкультминутку.
4) Объяснение устройства и движения космической ракеты. (5 мин.)
- Вопрос: чем реактивное движение принципиально отличается от других видов механического движения? В чем его преимущество?
Отвечают: для такого движения не нужна среда, не нужно от чего-то отталкиваться.
- Вопрос: где можно использовать такой способ движения?
Отвечают: в безвоздушном пространстве, в космосе.
- Задание: с помощью следующего слайда объясните устройство космической ракеты и назначение ее основных частей. СЛАЙД 5
Один из учащихся выходит к доске (экрану) и объясняет по схеме на слайде устройство ракеты.
- Задание: а теперь давайте смоделируем действие ракетного двигателя и объясним движение ракеты. СЛАЙД 6
Рассматривая слайд (только картинки) учащиеся высказывают свои объяснения. После того, как на слайде появляется текст, записывают в тетради определение реактивного двигателя, закон сохранения импульса в применении к системе «ракета - газовая струя» и вывод формулы скорости ракеты.
5) Анализ формулы скорости ракеты. (6 мин.)
Вопрос: от чего и как зависит скорость ракеты? Как можно ее увеличить? СЛАЙД 7
По мере того, как учащиеся дают правильные ответы, на слайде появляются соответствующие записи. Эти записи они фиксируют в тетрадях.
6) Краткая история освоения космического пространства. (4 мин.)
Презентация учащегося по этой теме.
IV Заключение: (3 мин.)
Учащиеся кратко формулируют выводы о том, какое практическое значение имеет закон сохранения импульса в живой и неживой природе и как он применяется в технике.
V Закрепление: (10 мин.)
Учащиеся выполняют тест, проверяющий степень усвоения материала урока. СЛАЙД 8
Затем выполняют самопроверку и самооценку. СЛАЙД 9
VI Домашнее задание. СЛАЙД 10
(1 мин.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Закон сохранение импульса. Реактивное движение".
Урок проводился в 10м классе как повторительно-обобщающий. скачать Ход Урока...
Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".
Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет дв...
Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение.
Презентация урока в 10 классе...
Закон сохранения импульса.Реактивное движение.
Урок в 10 классе после изучения понятия импульса и закона сохранения импульса....
Открытый урок физики в 9 классе. Тема урока: ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА. РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ.
Открытый урок физики в 9 классе. Тема урока: ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА. РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ....
Анисимова В.В.Технологическая карта урока "Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение". 9 класс
Технологическая карта урока "Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение". 9 классУчебник Физика 9 класс. Пурышева Н. С., Важеевская Н.Е.: М.- Дрофа,2016 г....