АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»
рабочая программа на тему

Пихиенко Ольга Юрьевна

 

 

 

Данная программа направлена на актуализацию потребности в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и побуждению к формированию своего здоровья собственными силами. Структура и содержание программы соответствуют требованиям, предъявленным к программным документам ФГОС ОО, рекомендованных Министерством образования РФ. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология и экология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raduga_zdorovya_2.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНИТЭР»

РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Утверждена: Утверждена на заседании  Республиканского  Экспертного совета

при  МО РМ  

Экспертное заключение

 № 796 от 24.12.2014 г.

                                                    АВТОРСКАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»

                 

Автор-составитель: Пихиенко О.Ю – методист .

 

                               Возраст детей:  6-11 лет

Срок реализации программы: 4 года

МБОУ  ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района

Рецензент: Зав. кафедрой педагогики , психологии и управления образованием

 ГБОУ  ДПО (  ПК )  С  « МРИО»

 Литяйкина  О. Г

                                                   

                                               Рузаевский МР -  2014 г.

                                     

                                              Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Радуга здоровья» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», «Конвенции о правах ребенка», в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, на основе   авторских программ: Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко «Планета здоровья»,О.Ю Пихиенко «Человек и его здоровье».

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

     Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье является основным фактором в системе важнейших человеческих ценностей. Стремление человека к здоровому образу жизни вытекает из потребностей, которые выработались в процессе исторического развития. Здоровье оказывает большое влияние на духовное развитие человека, является необходимым условием для его культурного развития.

      В современных условиях проблема экологического воспитания детей младшего возраста очень актуальна. Дети этого возраста проявляют любознательность и живой интерес к познанию мира природы и человека (как части экологической системы), что создает определенные условия для эффективного экологического образования на этом возрастном этапе.

     Эколого-валеологическую культуру нельзя навязать ребёнку. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды.

Новизна программы состоит в том, что она носит комплексный интегрированный характер так как совмещает в себе валеологическое и экологическое образование.

Валеология – это молодая наука, которая только начинает развиваться, а предметом ее изучения является здоровье человека.

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. По определению Всемирной организации здравоохранения – здоровье это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Данная наука сконцентрировала свое внимание на одной из самых важных проблем стоящих перед обществом – формирование здорового образа жизни.

Программа  «Радуга здоровья» включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства,- актуальная задача современного образования.

Данная программа направлена на актуализацию потребности в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и побуждению к формированию своего здоровья собственными силами.

Структура и содержание программы соответствуют требованиям, предъявленным к программным документам ФГОС ОО, рекомендованных Министерством образования РФ.

Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология и экология.

Цель программы:

Состоит в формировании у младших школьников целостного взгляда на окружающий мир и взаимодействие человека с этим миром для сохранения своего здоровья и здоровья окружающей среды.

Задачи:

Обучающие:

  • 1. Формирование осознанного отношения младших школьников к своему физическому и психическому здоровью на основе целостного подхода путем передачи учащимся знаний, необходимых для развития здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни.
  • 2. Формирование представления о здоровом образе жизни.
  • 3. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и их соблюдение в своей жизнедеятельности.
  • 4. Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактике вредных привычек и девиантных форм поведения.
  • 5. Формирование системы необходимых минимальных навыков поведения в ситуациях, представляющих опасность.
  • 6. Формирование целостной картины окружающего мира, знакомство с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества.

     Воспитательные:

  • Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, природе, жизни.
  • Воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда здорового образа жизни.

           Развивающие:

  • Развитие потребности добывать знания из разных источников информации энциклопедий, справочников, телепередач, научно-популярной литературы); учиться делать собственные наблюдения, организовывать опытно-экспериментальную деятельность.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Образовательная программа «Радуга здоровья» разработана на четыре года обучения. Программа предусматривает  теоретические и практические занятия.

Теоретические занятия – проводятся в виде бесед, лекций, рассказов, устных журналов, викторин и т.д. Показ демонстрационного и иллюстрационного материала.

Практические занятия – проводятся в виде дискуссий, мозговых штурмов,  различных соревнований, конкурсов, игр, Дней здоровья, тренингов, круглых столов. Исследовательская работа, оформление тематических альбомов, стендов, раскладушек, стенгазет. Организация и проведение экскурсий, походов, прогулок. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе.

Организация деятельности  творческого объединения.

Программа объединения «Радуга здоровья» рассчитана на четыре года занятий с детьми младшего  школьного возраста. Содержание программы рассчитано на возможности детей 6-11 лет. Состав группы постоянный. Количество детей:12-15 человек .Набор детей в группе свободный. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут. Объем часов в год составляет 33 часа для детей 1 года обучения и 34 часа для 2-4 года обучения. Занятия проводятся на базе школы (по согласованию). Образовательный процесс  строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные ууд:

 Ценностно-смысловая ориентация учащихся,

Действие смыслообразования,

 Нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные ууд:

Умение выражать свои мысли,

Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные ууд:

Целеполагание,

волевая саморегуляция,

коррекция,

 оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные ууд:

Умение структурировать знания,

Смысловое чтение,

Знаково – символическое моделирование,

Выделение и формулирование учебной цели.

Логические ууд:

Анализ объектов;

Синтез, как составление целого из частей

 Классификация объектов.

Доказательство

Выдвижение гипотез и их обоснование.

В целях обеспечения целевой направленности воспитания считаю целесообразным осуществлять формирование норм здорового образа жизни по следующим приоритетным направлениям:

1 раздел. “Душевное (психическое) здоровье”

В этой части программы необходимо обратить внимание детей на состояние общего душевного комфорта, воспитание системы ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе.

Значительное место необходимо отвести повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

2 раздел. “Физическое здоровье”

Изучение текущего состояния органов и систем организма, а также их рост и развитие. Тематика данных занятий предусматривает работу по следующим направлениям:

1. Режим дня, учёбы и отдыха.
2. Тело человека как самостоятельный организм.
3. Основы рационального питания.
4. Личная гигиена.

3 раздел. “Природа и мы”

Учитывая экологическую обстановку в современном обществе, необходимо разъяснять детям какое значение имеет природа для нашего здоровья. На занятиях обучающиеся узнают о том, что человек – часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.

4 раздел. “Основы здорового образа жизни”

1. Здоровье и здоровый образ жизни.
2. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.
3. Профилактика вредных привычек.

                          Учебно-тематический план 1-го  года обучения.

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

2

2

Душевное (психическое) здоровье ребенка.

7

3

4

3

Физическое здоровье ребенка.

11

3

8

4

Природа и мы. Мини-проект.

6

1

5

5

 Основы здорового образа жизни.

6

1

5

6

Итоговое занятие.

1

1

Итого:

33

10

23

                       

             Содержание программы 1-го года  обучения

Тема№1.  Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Цели и задачи творческого объединения. Знакомство с планом работы. Составление группы обучающихся. Ознакомление с учебной программой предстоящего года.

Тема№2.  Душевное (психическое) здоровье ребенка.

-Уроки доброты.

- Очищение души.

- Для чего люди общаются. Умение общаться.

Практическая работа: 

- «Азбука поведение» (игра-путешествие)

-Правила для собеседников (умение слушать, умение говорить)

- Я и мои поступки. Что такое воспитание себя?”

-В чём состоит вежливость. Вежливая речь.

Тема№3. Физическое здоровье ребенка.

- Мой организм – целая планета. Знакомство с ее жителями, устройством и функционированием"

-“Мои верные помощники” – органы чувств человека.

- Нос и уход за ним. “Мой замечательный нос”

Практическая работа: 

-Режим дня школьника. Зачем нужен режим дня.

- Глаза – орган зрения. Как беречь зрение? Правила просмотра телепередач. Разучивание комплекса упражнений гимнастики для глаз (практическое занятие)

- Детям о зубах”. Строение зубов. Для чего человеку нужны зубы? Как они устроены? 

 Правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой.

- Как мы дышим. Органы дыхания.

 Практическая работа:

 Знакомство с правилами выполнения звукодвигательных дыхательных упражнений “Летит пчела”, “Дворник”, “Дуем в дудочку”, “Паровозик” и т.д.

- Наша кожа. Уход за кожей.

Тема№4. Природа мы.

-Основные богатства природы: солнечный свет, воздух и вода. Зависимость человека от природы.

Практическая работа: 

- Что такое природа? Живая и неживая природа.

-“Лес – наше богатство.”

- В гостях у зимующих птиц.” Мини-проект.

-Изготовление кормушек для птиц.

- Волшебница вода. Что мы знаем о воде?”

Тема№5. Основы здорового образа жизни.

- Человек и его здоровье. Микробы.

Практическая работа: 

- Кто с закалкой дружит – никогда не тужит. Волшебный Морж”. Закаливание организма.

- Разучивание комплекса лечебной гимнастики для правильной осанки.

-Разучивание комплекса дыхательной гимнастики .

- Разучивание комплекса специальных упражнений для предотвращения развития плоскостопия .

- Летние каникулы. Правила безопасности на воде. Как защитить себя от солнечных ожогов.

 

Тема№6.Итоговое занятие.

-Экскурсия в природу.

К концу 1-го года обучающиеся должны знать:

  • части своего тела и их функции;
  • что такое общение и какова его роль в жизни человека;
  • в чём состоит вежливость;
  • способы выражения приветствия, прощания, благодарности;
  • правила для собеседников;
  • свой режим дня;
  • гигиенические требования к организации сна;
  • что такое осанка и почему её нужно сохранять;
  • правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой;
  • для чего человеку нужна кровь;
  • что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;
  • основные природные богатства и их роль в жизни человека;
  • правила поведения в природе;
  • правила закаливания;
  • правила поведения на воде ;
  • полезные и вредные привычки.

К концу 1-го года обучающиеся должны уметь:

  • определять степень вежливого поведения;
  • слушать и слышать;
  • организовывать подвижные игры;
  • правильно умываться, чистить зубы, уши;
  • следить за кожей, ногтями;
  • выполнять правила для поддержания правильной осанки;
  • выполнять под контролем воспитателя гимнастику для глаз;
  • выполнять специальные упражнения для профилактики плоскостопия (массаж стопы, катание валика и т.д.);
  • различать природные богатства;
  • правильно вести себя в природе;
  • противостоять вредным и опасным привычкам;
  • защитить себя от воздушно-капельных инфекций;
  • правильно ложиться спать.

Учебно-тематический план 2-го  года обучения.

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

2

2

Душевное (психическое) здоровье ребенка.

5

2

3

3

Физическое здоровье ребенка. Мини-проект.

8

2

6

4

Природа и мы.

10

3

7

5

 Основы здорового образа жизни.

8

2

6

6

Итоговое занятие.

1

1

Итого:

34

11

23

                       

Содержание программы 2-го года обучения

Тема№1.  Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Цели и задачи творческого объединения. Знакомство с планом работы. Составление группы обучающихся. Ознакомление с учебной программой предстоящего года.

Тема№2.  Душевное (психическое) здоровье ребенка.

-Как люди общаются. Речевая ситуация. Твои речевые роли. Общение в быту. Вежливые слова. Обращение к знакомым и незнакомым людям.

Практическая работа: 

- Друг и друзья. С кем бы ты хотел дружить? Тест “Два домика-социометрия. 

- Разрешение конфликтов. Агрессия. Тест “Варежка”

- О чем говорит музыка? Знакомство с творчеством Н. Римского-Косакова.

Тема№3. Физическое здоровье ребенка.

-Режим дня. Чередование труда и отдыха. Режим дня в выходные дни. Зачем нужно соблюдать режим дня.

- Сон и его значение для здоровья.

Практическая работа: 

- Глаза – зеркало души. Как по глазам можно определить настроение человека. Какие правила нужно соблюдать, чтобы уберечь глаза. Какие враги есть у глаз.

 Разучивание зрительных физминуток, упражнений для развития зрительной памяти.

- Дыхание. Зачем нам нужен нос. Чихание и кашель. Как защитить себя от воздушно-капельных инфекций.

-Твоё питание. Путешествие пищи. Питательные вещества и их значение для роста и развития. Мини-проект.

- Твои зубы. Правила ухода за зубами. Здоровые зубы – здоровый организм. Кариес.

-“Путешествие по городу Здоровейску”

Тема№4. Природа мы.

- Человек и природа – единое целое. Лес – это здоровье!

- Птичья столовая. Виды кормушек и еда для разных птиц.

Практическая работа: 

-“Приключение муравьишки ”-просмотр мультфильма.

- Зачем нам нужны комнатные растения .Влагоустойчивые и засухоустойчивые комнатные растения.

Уход за комнатными растениями.

Практическая работа: 

-“Волшебница вода”. Вода – источник жизни. Правила бережного отношения к воде.

- Экскурсия в парк “Как растения готовятся к зиме”

- Беседа “ Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека”

- Викторина “Знатоки природы”

Тема№5. Основы здорового образа жизни.

- Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся. Что такое простуда. Детские болезни. Как организм защищается. Высокая температура, её причины.

Практическая работа: 

- Игра-путешествие “Откуда берутся грязнули?”

-“Кто с закалкой дружит, никогда не тужит. Волшебный морж”.

-“Мои верные помощники” (органы зрения, слуха и обоняния)

- Игра “Путешествие за витаминами”

-“Дорожка здоровья”

-“Чистота – залог здоровья”

-“Витамины нам нужны”

Тема№6.Итоговое занятие.

-Экскурсия в природу.

К концу 2-го года обучающиеся должны знать:

  • способы выражения извинения, просьбы;
  • комплекс подвижных игр и упражнений на свежем воздухе;
  • правила приёма воздушных и солнечных ванн.

К концу 2-го года обучающиеся должны уметь:

  • определять степень вежливого поведения;
  • доброжелательно относиться к людям, радоваться успехам других людей;
  • вступать в контакт с людьми и поддерживать его;
  • соблюдать социальные нормы поведения;
  • ухаживать за растениями и животными;
  • самостоятельно выполнять комплекс физических упражнений для сохранения осанки;
  • выполнять правила гигиены полости рта;
  • выполнять гигиенические правила по уходу за кожей;
  • организовывать зимние игры и оказывать первую помощь при переохлаждении и обморожении;
  • оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах.

Учебно-тематический план 3-го  года обучения.

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

2

2

Душевное (психическое) здоровье ребенка.

3

3

3

Физическое здоровье ребенка.

5

2

3

4

Природа и мы. Мини-проект.

16

4

12

5

 Основы здорового образа жизни.

7

2

5

6

Итоговое занятие.

1

1

Итого:

34

10

24

Содержание программы 3-го года обучения

Тема№1.  Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Цели и задачи творческого объединения. Знакомство с планом работы. Составление группы обучающихся. Ознакомление с учебной программой предстоящего года.

Тема№2.  Душевное (психическое) здоровье ребенка.

Практическая работа: 

-Что такое тактичность (занятие-беседа)                   

-“Правда и ложь” (занятие-беседа)

- Учимся говорить “Нет!” (занятие-тренинг)

Тема№3. Физическое здоровье ребенка.

- Движение – жизнь.

- Опорно-двигательный аппарат.

- Личная гигиена.

- Береги зрение!

- Твоё дыхание.

Практическая работа:

  Организация и проведение подвижных игр, эстафет на свежем воздухе.

- разучивание упражнений по профилактике нарушения осанки и плоскостопия.

Гигиена полости рта. Гигиенические правила сохранения зрения. Гимнастика для глаз(разучивание комплексов – практическое занятие)

Дыхательная гимнастика (разучивание комплекса – практическое занятие)

Тема№4. Природа мы.

- Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Сохранение гармонии в природе, её красота. Бережное отношение к окружающему миру.

- Человек и его связь с природой.

Охрана воды, воздуха и здоровье человека. “Вода вокруг нас”. Круговорот воды в природе.

- Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Практическая работа: 

-“По следам красной книги”- викторина.

- Экскурсия в парк “Как растения готовятся к зиме?”

- Птицы – наши друзья. Птичья столовая”

- Знакомство со свойствами воздуха. 

Практическая работа: 

- Как увидеть воздух? как услышать воздух?

- Знакомство с электричеством.

-“Бережем деревянные предметы”.

 Праздник природы “День земли”

- Обитатели нашего уголка природы. Уход за ними. Мини-проэкт.

- Лекарственные растения – средства оздоровления организма.  

Практическая работа:

-  Порядок сбора и применение лекарственных растений.

- Планета Земля в опасности”. Охрана природы.

Тема№5. Основы здорового образа жизни.

- Органы дыхания. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

- Кожа – орган чувств.

Практическая работа:

- Комплекс дыхательной гимнастики.

-Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах. Как дышит кожа. Умывание и купание.

- Привычки: полезные и вредные. Игра-викторина.

- Инфекционные заболевания и их профилактика- беседа.

Дискуссии на темы :

- Прививки, и как они спасают от болезней.

- Личная и общественная гигиена.

- Летний отдых: охрана и укрепление здоровья.

Тема№6.Итоговое занятие.

-Экскурсия в природу.

К концу 3-го года обучающиеся должны знать:

  • причины плоскостопия и способы профилактики;
  • гигиенические правила сохранения зрения;
  • как происходит дыхание;
  • роль закаливания и правила его выполнения;
  • о вреде курения и алкоголя.

К концу 3-го года обучающиеся должны уметь:

  • позитивно относится к себе, сопереживать другим;
  • регулировать труд и отдых;
  • выполнять комплекс дыхательной гимнастики под руководством воспитателя;
  • осознанно выполнять правила гигиены полости рта;
  • противостоять вредным привычкам и формировать у себя положительные привычки;
  • осознанно охранять природу.

                  Учебно-тематический план 4-го  года обучения.

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

2

2

Душевное (психическое) здоровье ребенка.

5

3

2

3

Физическое здоровье ребенка.

8

2

6

4

Природа и мы. Мини-проект.

12

5

7

5

 Основы здорового образа жизни.

8

2

6

6

Итоговое занятие.

1

1

Итого:

34

11

23

                       

Содержание программы 4-го года обучения

Тема№1.  Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Цели и задачи творческого объединения. Знакомство с планом работы. Составление группы обучающихся. Ознакомление с учебной программой предстоящего года.

Тема№2.  Душевное (психическое) здоровье ребенка.

“Мое настроение”

-Настроение в школе и после школы.

- Эмоции человека.

Практическая работа: 

-Анкета :  «Как противостоять стрессу»

-Ролевые игры « Куда уходит злость«», «Мяч и насос»

Тема№3. Физическое здоровье ребенка.

-Закаливание организма. Способы закаливания. Обтирания и обливания, полоскание холодной водой носоглотки. Знакомство с признаками здорового и закаленного человека.

 -Питание - необходимое условие для жизни человека. Устройство системы пищеварения человека. Какие продукты наиболее полезны растущему организму. От чего зависит количество потребляемой пищи. Витамины.

Практическая работа: 

-Дискуссии на темы: «Чтобы меньше болеть», «Почему мы простужаемся», «Закаляться может каждый».

-Конкурс рисунков на тему: «Мы дружим с физкультурой и спортом».

-Подвижные игры: («Перетягивание каната», «Эстафета», «Хвост дракона», «Два кольца», «бревно» и др.).

-Дискуссии на темы: «Почему нужно правильно питаться», «Здоровье пища для всей семьи», «Правильное питание», «Культура питания».

Тема№4. Природа мы.

-Лес и урожай, лес и климат, лес и регулирование водного режима рек, озер,

водохранилищ; роль леса в равномерном распределении осадков, в сохранении влаги, в предохранении почв от водной и ветровой эрозии, в преумножении фауны.

-Лес и здоровье человека. Эстетическое значение леса (лес в поэзии, музыке,

живописи, литературе). Лес – кладовая природы. Восстановление и возобновление лесов. Основные лиственные и хвойные породы местных лесов. Причины возникновения лесных пожаров и меры по их предотвращению. Мини-проект.

- Подготовка растений к зиме. Деревья и кустарники осенью.

-Листопад и его значение. Подготовка травянистых растений к зиме. Наличие

«подземных кладовых» - клубней, луковиц, корневищ и т. д. у травянистых

растений.

-Подготовка животных к зиме. Разнообразие способов приспособления животных к изменению погодных условий. Подготовка насекомых к зиме.

-Подготовка птиц к зиме. Сезонные изменения видового состава птиц.

-Осенние перелеты, кочевки. Значение охраны и привлечения птиц. Корма для зимней подкормки птиц.

Практическая работа: 

-Знакомство с основными породами деревьев и кустарников. Определение деревьев и кустарников в природе. Выявление ярусов леса и их состав в ближайшем парке. Пропаганда охраны лесов и иной естественной растительности.

-Подготовка растений к зиме. Деревья и кустарники осенью.

- Сбор осенних листьев и определение по ним вида деревьев и кустарников.

-Экскурсии в парк. Подготовка растений к зиме. Подготовка животных к зиме. Разнообразие способов приспособления животных к изменению погодных условий. Подготовка насекомых к зиме.

-Подготовка птиц к зиме. Сезонные изменения видового состава птиц.

Осенние перелеты, кочевки. Значение охраны и привлечения птиц. Корма для

зимней подкормки птиц.

Практическая работа: 

Наблюдения за животными в осенний период.

Выявление мест зимнего пребывания животных в природе. Наблюдения за

поведением птиц, собиранием в стаи, отлетом, прилетом зимующих птиц,

подготовка кормушек и кормов для птиц. Просмотр видеофильмов по теме.

Пропаганда необходимости подкормки птиц поздней осенью и зимой.

Экскурсии. Подготовка животных к зиме.

Тема№5. Основы здорового образа жизни.

- Роль компьютера, телевидения, видео в жизни людей. Вред, который приносят здоровью человека компьютерные игры. Польза и вред компьютера.

- Правила приема лекарственных препаратов, свойства лекарств. Из чего делаются медикаменты. Правильное употребление лекарств. Путь лекарства: завод – склад – аптека – потребитель.

Практическая работа: 

Ролевая игра: «Судить или не судить»

Конкурс рисунков: «Дети предупреждают»

Упражнение: «Ты в доме один и очень разболелся живот – твои действия?

Экскурсия в аптеку с целью ознакомления с лекарственными препаратами.

К концу 4-го года обучающиеся должны знать:

  • что такое положительные эмоции ;
  • причины возникновения лесных пожаров;
  •  роль закаливания организма  и правила его выполнения;
  • правила приёма лекарственных препаратов

К концу 4-го года обучающиеся должны уметь:

  • правильно подобрать полезные продукты;
  • оказывать элементарную помощь пострадавшему в пределах своих возрастных и физиологических возможностей;
  • выполнять закаливающие упражнения;
  • противостоять вредным привычкам и формировать у себя положительные привычки;
  • осознанно охранять природу.

                    Предполагаемые результаты реализации программы.

Ожидаемые результаты: научить детей ответственно относиться к себе, своему здоровью, сбережению окружающей среды.

Критерии результативности

Обучающиеся  должны знать:

  • Устройство своего организма.
  • Полезные и вредные для здоровья поступки и привычки.
  • Знать самого себя и свои возможности.
  • О пользе и вреде продуктов питания.
  • О вреде табака, алкоголя, наркотических веществ, последствия вредных привычек.
  • О правильном использовании физических упражнений.
  • Основные природные богатства и их роль в жизни человека.
  • Правила поведения в природе.
  • Что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.

Обучающиеся должны уметь:

  • Слышать и чувствовать состояние своего организма.
  • Принимать правильные решения в опасных ситуациях.
  • Определять степень вежливого поведения.
  • Слушать и слышать.
  • Соблюдать личную гигиену.
  • Противостоять вредным и опасным привычкам.
  • Знать основы правильного питания.
  • Различать природные богатства.
  • Правильно вести себя в природе.
  • Организовывать подвижные игры.

                           

                     

                 Методическое обеспечение программы.

Основные формы и методы организации учебного процесса.

        Формы проведения занятий:

  • занятия;
  • экскурсии;
  • наблюдения;
  • дидактические игры;
  • чтение специальной литературы;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • простейшие физиологические опыты;
  • моделирование;
  • самостоятельное наблюдение;
  • викторины,
  • творческая и практическая деятельность.

Методы обучения :

Словесные методы обучения:

  • рассказ педагога – создавать яркие, точные представления о строении, функциях организма, правилах гигиены, законах природы и т.д.;
  • рассказы детей – совершенствовать знания, умения отражать сложившиеся представления, повышать степень обобщенности знаний;
  • беседа – уточнение, коррекция знаний, их обобщение, систематизация; развитие умения участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание, сосредотачивать умственные силы;
  • чтение художественного произведения – расширять, обогащать знания детей, формировать способность к восприятию, пониманию.

Наглядные методы обучения:

  • наблюдение – формирование основного содержания знаний детей об органах, их функциях, гигиене; развитие наглядно-образной, наглядно-действенной форм мышления, речи.
  • рассматривание- картин, таблиц, муляжей, репродукций, схем.  
  • демонстрация – слайды, диафильмы, кинофильмы.

Практические методы обучения:

  • упражнения – многократное повторение умственных и практических действий.
  • Элементарные опыты:

физиологические – преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств органов, установление связи между ними, причин изменения.
экологические – простейшие опыты (с воздухом, водой, светом, теплом), помогающие ребенку познать тайны природы.

Формы и методы контроля над усвоением обучающимися программы.

Диагностика знаний, умений и навыков в начале и в конце учебного года:

  • методы наблюдения;
  • методы тестирования, анкетирования (тесты на выявление уровня агрессивности, тревожности, социометрия и др.);
  • выполнение индивидуальных и коллективных практических заданий;
  • открытые занятия.

             

                                      Психологическое обеспечение:

Создание комфортной, доброжелательной обстановки на занятиях, применение индивидуальной и групповых форм обучения.

Условия реализации программы.

Занятия проводятся на базе общеобразовательного учреждения (по согласованию), а так же  в центре. Для этого в кабинете валеологии  имеются специальные тренажеры и спортивное оборудование, обручи, массажеры, эспандеры и т.д.

Для профилактики различных заболеваний в кабинете валеологии работает фитобар, в котором изготавливаются травяные чаи из различных лекарственных трав. Проводятся сеансы релаксации, на которых снимается стресс, накопившийся в течение учебного года.

В кабинете валеологии имеется люстра Чижевского. Это изумительное изобретение наших дней, прибор насыщает воздух отрицательными ионами и создает эффект горного воздуха.

Игры и упражнения на свежем воздухе они взбадривают, развивают силу, прыгучесть, улучшают координацию движений.

Занятия  по экологии проводятся в «Зимнем саду», в уголке живой природы, на учебно-опытном участке которые располагаются в центре. Дети наблюдают за питомцами, учатся ухаживать за комнатными растениями.

                        Список литературы для педагогов:

  1. Бондаренко Т.М. “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С., 2009.
  2. Шорыгина Т.А. “Беседы о здоровье”. – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
  3. Федосеева П.Г“Система работы по экологическому воспитанию дошкольников”. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2008.
  4. Зенина Т.Н. “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” – М., Педагогическое общество России, 2006.
  5. Шорыгина Т.А. “Беседы о правилах пожарной безопасности” – М., ТЦ “Сфера”, 2009.
  6. Шорыгина Т.А. “Беседы об основах безопасности с детьми 5–8 лет” – М., ТЦ “Сфера”, 2010.
  7. Николаева С.Н. “Комплексные занятия по экологии” – М., Педагогическое общество России, 2007.
  8. Шорыгина Т.А. “Беседы о хорошем и плохом поведении” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
  9. Блинова Т.М. “Познавательное развитие детей 5–7 лет” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
  10. Давыдова О.И., Вялкова С.М. “Беседы об ответственности и правах ребенка” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
  11. Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 1 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.
  12. Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 2 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.
  13. Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 3 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.
  14. Сизова Н.О. “Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (3–7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.
  15. Козлова М.А. “Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы” – М., Издательство “Экзамен”, 2009.
  16. Агафонова А.Д“Классные часы на темы этикета”. 1-4 классы. – М., Издательство “Глобус”, 2009.

                      Список литературы для детей и родителей:

1. Желая изменить мир, начну с себя: рабочая тетрадь для учащихся 1 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009.

2.Красота спасет мир: рабочая тетрадь для учащихся 2 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009.

3.Во имя общего блага: рабочая тетрадь для учащихся 3 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009.

4.Святость жизни: рабочая тетрадь для учащихся 4 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009.

                                               

                               

                                         Интернет-источник :

1.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/ktp-kruzhka-uroki-zdorovya

2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-kruzhka-azbuka-obshcheniya

3. http://sch63.pskovedu.ru/?project_id=4767

4. http://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414

5. http://rud.exdat.com/docs/index-645594.html?page=8

6.http://komariki.ucoz.ru/load/programmy_po_vneurochnoj_dejatelnosti/vneurochnaja_dejatelnost/rabochaja_programma_kruzhka_quot_uroki_zdorovja_quot_4_klass/3-1-0-16

7. http://школа13.уоирбит.рф/fgos/08

8. http://knu.znate.ru/docs/index-401820.html

9.http://www.sanlesnaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obschego-obrazovaniya.html

10. http://do.gendocs.ru/docs/index-99463.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Духовное здоровье человека"

Программа "Духовное здоровье человека" разработана в 2009 году. Рассчитана на 7 лет реализации. Направленность программы - социально -педагогическая. Главная цель - формирование духовного здоровья мол...

Игровая программа: «Радуга здоровья».

Программа «Радуга здоровья» ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоро­вья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.  В программе «Радуга ...

Презентация авторской образовательной программы "Радуга мастерства"

Авторская образовательная программа "Радуга мастерства" рекомендована к использованию в системе дополнительного образования детей .Программа призвана способствовать развитию интереса к культуре своей ...

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ» 2014-2015учебный год

Рабочий план школы к программе по здоровьесбережению обучающихся....

Программа "Радуга здоровья"

Программа разработана для преподавания факультативного курса в 6-х классах. Цель - формирование у обучающихся практических навыков укрепления и сохранения здоровья....

Дополнительная образовательная программа "В здоровом теле здоровый дух" для учащихся 8 классов

Программа "В здорово теле здоровый дух" представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни.Программа кружка направлена на сохранение здоровья учащихся...

Спортивно – игровая программа «Радуга здоровья»

Привлеченик детей к здоровому образу жизни, через спортивное развлечение....