АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»
рабочая программа на тему
Данная программа направлена на актуализацию потребности в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и побуждению к формированию своего здоровья собственными силами. Структура и содержание программы соответствуют требованиям, предъявленным к программным документам ФГОС ОО, рекомендованных Министерством образования РФ. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология и экология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raduga_zdorovya_2.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНИТЭР»
РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Утверждена: Утверждена на заседании Республиканского Экспертного совета
при МО РМ
Экспертное заключение
№ 796 от 24.12.2014 г.
АВТОРСКАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»
Автор-составитель: Пихиенко О.Ю – методист .
Возраст детей: 6-11 лет
Срок реализации программы: 4 года
МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР»
Рузаевского муниципального района
Рецензент: Зав. кафедрой педагогики , психологии и управления образованием
ГБОУ ДПО ( ПК ) С « МРИО»
Литяйкина О. Г
Рузаевский МР - 2014 г.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Радуга здоровья» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», «Конвенции о правах ребенка», в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, на основе авторских программ: Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко «Планета здоровья»,О.Ю Пихиенко «Человек и его здоровье».
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье является основным фактором в системе важнейших человеческих ценностей. Стремление человека к здоровому образу жизни вытекает из потребностей, которые выработались в процессе исторического развития. Здоровье оказывает большое влияние на духовное развитие человека, является необходимым условием для его культурного развития.
В современных условиях проблема экологического воспитания детей младшего возраста очень актуальна. Дети этого возраста проявляют любознательность и живой интерес к познанию мира природы и человека (как части экологической системы), что создает определенные условия для эффективного экологического образования на этом возрастном этапе.
Эколого-валеологическую культуру нельзя навязать ребёнку. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды.
Новизна программы состоит в том, что она носит комплексный интегрированный характер так как совмещает в себе валеологическое и экологическое образование.
Валеология – это молодая наука, которая только начинает развиваться, а предметом ее изучения является здоровье человека.
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. По определению Всемирной организации здравоохранения – здоровье это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Данная наука сконцентрировала свое внимание на одной из самых важных проблем стоящих перед обществом – формирование здорового образа жизни.
Программа «Радуга здоровья» включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства,- актуальная задача современного образования.
Данная программа направлена на актуализацию потребности в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и побуждению к формированию своего здоровья собственными силами.
Структура и содержание программы соответствуют требованиям, предъявленным к программным документам ФГОС ОО, рекомендованных Министерством образования РФ.
Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология и экология.
Цель программы:
Состоит в формировании у младших школьников целостного взгляда на окружающий мир и взаимодействие человека с этим миром для сохранения своего здоровья и здоровья окружающей среды.
Задачи:
Обучающие:
- 1. Формирование осознанного отношения младших школьников к своему физическому и психическому здоровью на основе целостного подхода путем передачи учащимся знаний, необходимых для развития здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни.
- 2. Формирование представления о здоровом образе жизни.
- 3. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и их соблюдение в своей жизнедеятельности.
- 4. Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактике вредных привычек и девиантных форм поведения.
- 5. Формирование системы необходимых минимальных навыков поведения в ситуациях, представляющих опасность.
- 6. Формирование целостной картины окружающего мира, знакомство с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества.
Воспитательные:
- Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, природе, жизни.
- Воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда здорового образа жизни.
Развивающие:
- Развитие потребности добывать знания из разных источников информации энциклопедий, справочников, телепередач, научно-популярной литературы); учиться делать собственные наблюдения, организовывать опытно-экспериментальную деятельность.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Образовательная программа «Радуга здоровья» разработана на четыре года обучения. Программа предусматривает теоретические и практические занятия.
Теоретические занятия – проводятся в виде бесед, лекций, рассказов, устных журналов, викторин и т.д. Показ демонстрационного и иллюстрационного материала.
Практические занятия – проводятся в виде дискуссий, мозговых штурмов, различных соревнований, конкурсов, игр, Дней здоровья, тренингов, круглых столов. Исследовательская работа, оформление тематических альбомов, стендов, раскладушек, стенгазет. Организация и проведение экскурсий, походов, прогулок. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе.
Организация деятельности творческого объединения.
Программа объединения «Радуга здоровья» рассчитана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста. Содержание программы рассчитано на возможности детей 6-11 лет. Состав группы постоянный. Количество детей:12-15 человек .Набор детей в группе свободный. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут. Объем часов в год составляет 33 часа для детей 1 года обучения и 34 часа для 2-4 года обучения. Занятия проводятся на базе школы (по согласованию). Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные ууд:
Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
Действие смыслообразования,
Нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные ууд:
Умение выражать свои мысли,
Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные ууд:
Целеполагание,
волевая саморегуляция,
коррекция,
оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные ууд:
Умение структурировать знания,
Смысловое чтение,
Знаково – символическое моделирование,
Выделение и формулирование учебной цели.
Логические ууд:
Анализ объектов;
Синтез, как составление целого из частей
Классификация объектов.
Доказательство
Выдвижение гипотез и их обоснование.
В целях обеспечения целевой направленности воспитания считаю целесообразным осуществлять формирование норм здорового образа жизни по следующим приоритетным направлениям:
1 раздел. “Душевное (психическое) здоровье”
В этой части программы необходимо обратить внимание детей на состояние общего душевного комфорта, воспитание системы ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе.
Значительное место необходимо отвести повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, обучение пониманию своего эмоционального состояния.
2 раздел. “Физическое здоровье”
Изучение текущего состояния органов и систем организма, а также их рост и развитие. Тематика данных занятий предусматривает работу по следующим направлениям:
1. Режим дня, учёбы и отдыха.
2. Тело человека как самостоятельный организм.
3. Основы рационального питания.
4. Личная гигиена.
3 раздел. “Природа и мы”
Учитывая экологическую обстановку в современном обществе, необходимо разъяснять детям какое значение имеет природа для нашего здоровья. На занятиях обучающиеся узнают о том, что человек – часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.
4 раздел. “Основы здорового образа жизни”
1. Здоровье и здоровый образ жизни.
2. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.
3. Профилактика вредных привычек.
Учебно-тематический план 1-го года обучения.
№ | Наименование темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2 | Душевное (психическое) здоровье ребенка. | 7 | 3 | 4 |
3 | Физическое здоровье ребенка. | 11 | 3 | 8 |
4 | Природа и мы. Мини-проект. | 6 | 1 | 5 |
5 | Основы здорового образа жизни. | 6 | 1 | 5 |
6 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 33 | 10 | 23 |
Содержание программы 1-го года обучения
Тема№1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Цели и задачи творческого объединения. Знакомство с планом работы. Составление группы обучающихся. Ознакомление с учебной программой предстоящего года.
Тема№2. Душевное (психическое) здоровье ребенка.
-Уроки доброты.
- Очищение души.
- Для чего люди общаются. Умение общаться.
Практическая работа:
- «Азбука поведение» (игра-путешествие)
-Правила для собеседников (умение слушать, умение говорить)
- Я и мои поступки. Что такое воспитание себя?”
-В чём состоит вежливость. Вежливая речь.
Тема№3. Физическое здоровье ребенка.
- Мой организм – целая планета. Знакомство с ее жителями, устройством и функционированием"
-“Мои верные помощники” – органы чувств человека.
- Нос и уход за ним. “Мой замечательный нос”
Практическая работа:
-Режим дня школьника. Зачем нужен режим дня.
- Глаза – орган зрения. Как беречь зрение? Правила просмотра телепередач. Разучивание комплекса упражнений гимнастики для глаз (практическое занятие)
- Детям о зубах”. Строение зубов. Для чего человеку нужны зубы? Как они устроены?
Правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой.
- Как мы дышим. Органы дыхания.
Практическая работа:
Знакомство с правилами выполнения звукодвигательных дыхательных упражнений “Летит пчела”, “Дворник”, “Дуем в дудочку”, “Паровозик” и т.д.
- Наша кожа. Уход за кожей.
Тема№4. Природа мы.
-Основные богатства природы: солнечный свет, воздух и вода. Зависимость человека от природы.
Практическая работа:
- Что такое природа? Живая и неживая природа.
-“Лес – наше богатство.”
- В гостях у зимующих птиц.” Мини-проект.
-Изготовление кормушек для птиц.
- Волшебница вода. Что мы знаем о воде?”
Тема№5. Основы здорового образа жизни.
- Человек и его здоровье. Микробы.
Практическая работа:
- Кто с закалкой дружит – никогда не тужит. Волшебный Морж”. Закаливание организма.
- Разучивание комплекса лечебной гимнастики для правильной осанки.
-Разучивание комплекса дыхательной гимнастики .
- Разучивание комплекса специальных упражнений для предотвращения развития плоскостопия .
- Летние каникулы. Правила безопасности на воде. Как защитить себя от солнечных ожогов.
Тема№6.Итоговое занятие.
-Экскурсия в природу.
К концу 1-го года обучающиеся должны знать:
- части своего тела и их функции;
- что такое общение и какова его роль в жизни человека;
- в чём состоит вежливость;
- способы выражения приветствия, прощания, благодарности;
- правила для собеседников;
- свой режим дня;
- гигиенические требования к организации сна;
- что такое осанка и почему её нужно сохранять;
- правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой;
- для чего человеку нужна кровь;
- что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;
- основные природные богатства и их роль в жизни человека;
- правила поведения в природе;
- правила закаливания;
- правила поведения на воде ;
- полезные и вредные привычки.
К концу 1-го года обучающиеся должны уметь:
- определять степень вежливого поведения;
- слушать и слышать;
- организовывать подвижные игры;
- правильно умываться, чистить зубы, уши;
- следить за кожей, ногтями;
- выполнять правила для поддержания правильной осанки;
- выполнять под контролем воспитателя гимнастику для глаз;
- выполнять специальные упражнения для профилактики плоскостопия (массаж стопы, катание валика и т.д.);
- различать природные богатства;
- правильно вести себя в природе;
- противостоять вредным и опасным привычкам;
- защитить себя от воздушно-капельных инфекций;
- правильно ложиться спать.
Учебно-тематический план 2-го года обучения.
№ | Наименование темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2 | Душевное (психическое) здоровье ребенка. | 5 | 2 | 3 |
3 | Физическое здоровье ребенка. Мини-проект. | 8 | 2 | 6 |
4 | Природа и мы. | 10 | 3 | 7 |
5 | Основы здорового образа жизни. | 8 | 2 | 6 |
6 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 11 | 23 |
Содержание программы 2-го года обучения
Тема№1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Цели и задачи творческого объединения. Знакомство с планом работы. Составление группы обучающихся. Ознакомление с учебной программой предстоящего года.
Тема№2. Душевное (психическое) здоровье ребенка.
-Как люди общаются. Речевая ситуация. Твои речевые роли. Общение в быту. Вежливые слова. Обращение к знакомым и незнакомым людям.
Практическая работа:
- Друг и друзья. С кем бы ты хотел дружить? Тест “Два домика-социометрия.
- Разрешение конфликтов. Агрессия. Тест “Варежка”
- О чем говорит музыка? Знакомство с творчеством Н. Римского-Косакова.
Тема№3. Физическое здоровье ребенка.
-Режим дня. Чередование труда и отдыха. Режим дня в выходные дни. Зачем нужно соблюдать режим дня.
- Сон и его значение для здоровья.
Практическая работа:
- Глаза – зеркало души. Как по глазам можно определить настроение человека. Какие правила нужно соблюдать, чтобы уберечь глаза. Какие враги есть у глаз.
- Разучивание зрительных физминуток, упражнений для развития зрительной памяти.
- Дыхание. Зачем нам нужен нос. Чихание и кашель. Как защитить себя от воздушно-капельных инфекций.
-Твоё питание. Путешествие пищи. Питательные вещества и их значение для роста и развития. Мини-проект.
- Твои зубы. Правила ухода за зубами. Здоровые зубы – здоровый организм. Кариес.
-“Путешествие по городу Здоровейску”
Тема№4. Природа мы.
- Человек и природа – единое целое. Лес – это здоровье!
- Птичья столовая. Виды кормушек и еда для разных птиц.
Практическая работа:
-“Приключение муравьишки ”-просмотр мультфильма.
- Зачем нам нужны комнатные растения .Влагоустойчивые и засухоустойчивые комнатные растения.
Уход за комнатными растениями.
Практическая работа:
-“Волшебница вода”. Вода – источник жизни. Правила бережного отношения к воде.
- Экскурсия в парк “Как растения готовятся к зиме”
- Беседа “ Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека”
- Викторина “Знатоки природы”
Тема№5. Основы здорового образа жизни.
- Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся. Что такое простуда. Детские болезни. Как организм защищается. Высокая температура, её причины.
Практическая работа:
- Игра-путешествие “Откуда берутся грязнули?”
-“Кто с закалкой дружит, никогда не тужит. Волшебный морж”.
-“Мои верные помощники” (органы зрения, слуха и обоняния)
- Игра “Путешествие за витаминами”
-“Дорожка здоровья”
-“Чистота – залог здоровья”
-“Витамины нам нужны”
Тема№6.Итоговое занятие.
-Экскурсия в природу.
К концу 2-го года обучающиеся должны знать:
- способы выражения извинения, просьбы;
- комплекс подвижных игр и упражнений на свежем воздухе;
- правила приёма воздушных и солнечных ванн.
К концу 2-го года обучающиеся должны уметь:
- определять степень вежливого поведения;
- доброжелательно относиться к людям, радоваться успехам других людей;
- вступать в контакт с людьми и поддерживать его;
- соблюдать социальные нормы поведения;
- ухаживать за растениями и животными;
- самостоятельно выполнять комплекс физических упражнений для сохранения осанки;
- выполнять правила гигиены полости рта;
- выполнять гигиенические правила по уходу за кожей;
- организовывать зимние игры и оказывать первую помощь при переохлаждении и обморожении;
- оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах.
Учебно-тематический план 3-го года обучения.
№ | Наименование темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2 | Душевное (психическое) здоровье ребенка. | 3 | 3 | |
3 | Физическое здоровье ребенка. | 5 | 2 | 3 |
4 | Природа и мы. Мини-проект. | 16 | 4 | 12 |
5 | Основы здорового образа жизни. | 7 | 2 | 5 |
6 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 10 | 24 |
Содержание программы 3-го года обучения
Тема№1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Цели и задачи творческого объединения. Знакомство с планом работы. Составление группы обучающихся. Ознакомление с учебной программой предстоящего года.
Тема№2. Душевное (психическое) здоровье ребенка.
Практическая работа:
-Что такое тактичность (занятие-беседа)
-“Правда и ложь” (занятие-беседа)
- Учимся говорить “Нет!” (занятие-тренинг)
Тема№3. Физическое здоровье ребенка.
- Движение – жизнь.
- Опорно-двигательный аппарат.
- Личная гигиена.
- Береги зрение!
- Твоё дыхание.
Практическая работа:
Организация и проведение подвижных игр, эстафет на свежем воздухе.
- разучивание упражнений по профилактике нарушения осанки и плоскостопия.
Гигиена полости рта. Гигиенические правила сохранения зрения. Гимнастика для глаз(разучивание комплексов – практическое занятие)
Дыхательная гимнастика (разучивание комплекса – практическое занятие)
Тема№4. Природа мы.
- Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Сохранение гармонии в природе, её красота. Бережное отношение к окружающему миру.
- Человек и его связь с природой.
Охрана воды, воздуха и здоровье человека. “Вода вокруг нас”. Круговорот воды в природе.
- Влияние окружающей среды на здоровье человека.
Практическая работа:
-“По следам красной книги”- викторина.
- Экскурсия в парк “Как растения готовятся к зиме?”
- Птицы – наши друзья. Птичья столовая”
- Знакомство со свойствами воздуха.
Практическая работа:
- Как увидеть воздух? как услышать воздух?
- Знакомство с электричеством.
-“Бережем деревянные предметы”.
Праздник природы “День земли”
- Обитатели нашего уголка природы. Уход за ними. Мини-проэкт.
- Лекарственные растения – средства оздоровления организма.
Практическая работа:
- Порядок сбора и применение лекарственных растений.
- Планета Земля в опасности”. Охрана природы.
Тема№5. Основы здорового образа жизни.
- Органы дыхания. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.
- Кожа – орган чувств.
Практическая работа:
- Комплекс дыхательной гимнастики.
-Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах. Как дышит кожа. Умывание и купание.
- Привычки: полезные и вредные. Игра-викторина.
- Инфекционные заболевания и их профилактика- беседа.
Дискуссии на темы :
- Прививки, и как они спасают от болезней.
- Личная и общественная гигиена.
- Летний отдых: охрана и укрепление здоровья.
Тема№6.Итоговое занятие.
-Экскурсия в природу.
К концу 3-го года обучающиеся должны знать:
- причины плоскостопия и способы профилактики;
- гигиенические правила сохранения зрения;
- как происходит дыхание;
- роль закаливания и правила его выполнения;
- о вреде курения и алкоголя.
К концу 3-го года обучающиеся должны уметь:
- позитивно относится к себе, сопереживать другим;
- регулировать труд и отдых;
- выполнять комплекс дыхательной гимнастики под руководством воспитателя;
- осознанно выполнять правила гигиены полости рта;
- противостоять вредным привычкам и формировать у себя положительные привычки;
- осознанно охранять природу.
Учебно-тематический план 4-го года обучения.
№ | Наименование темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2 | Душевное (психическое) здоровье ребенка. | 5 | 3 | 2 |
3 | Физическое здоровье ребенка. | 8 | 2 | 6 |
4 | Природа и мы. Мини-проект. | 12 | 5 | 7 |
5 | Основы здорового образа жизни. | 8 | 2 | 6 |
6 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 11 | 23 |
Содержание программы 4-го года обучения
Тема№1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Цели и задачи творческого объединения. Знакомство с планом работы. Составление группы обучающихся. Ознакомление с учебной программой предстоящего года.
Тема№2. Душевное (психическое) здоровье ребенка.
“Мое настроение”
-Настроение в школе и после школы.
- Эмоции человека.
Практическая работа:
-Анкета : «Как противостоять стрессу»
-Ролевые игры « Куда уходит злость«», «Мяч и насос»
Тема№3. Физическое здоровье ребенка.
-Закаливание организма. Способы закаливания. Обтирания и обливания, полоскание холодной водой носоглотки. Знакомство с признаками здорового и закаленного человека.
-Питание - необходимое условие для жизни человека. Устройство системы пищеварения человека. Какие продукты наиболее полезны растущему организму. От чего зависит количество потребляемой пищи. Витамины.
Практическая работа:
-Дискуссии на темы: «Чтобы меньше болеть», «Почему мы простужаемся», «Закаляться может каждый».
-Конкурс рисунков на тему: «Мы дружим с физкультурой и спортом».
-Подвижные игры: («Перетягивание каната», «Эстафета», «Хвост дракона», «Два кольца», «бревно» и др.).
-Дискуссии на темы: «Почему нужно правильно питаться», «Здоровье пища для всей семьи», «Правильное питание», «Культура питания».
Тема№4. Природа мы.
-Лес и урожай, лес и климат, лес и регулирование водного режима рек, озер,
водохранилищ; роль леса в равномерном распределении осадков, в сохранении влаги, в предохранении почв от водной и ветровой эрозии, в преумножении фауны.
-Лес и здоровье человека. Эстетическое значение леса (лес в поэзии, музыке,
живописи, литературе). Лес – кладовая природы. Восстановление и возобновление лесов. Основные лиственные и хвойные породы местных лесов. Причины возникновения лесных пожаров и меры по их предотвращению. Мини-проект.
- Подготовка растений к зиме. Деревья и кустарники осенью.
-Листопад и его значение. Подготовка травянистых растений к зиме. Наличие
«подземных кладовых» - клубней, луковиц, корневищ и т. д. у травянистых
растений.
-Подготовка животных к зиме. Разнообразие способов приспособления животных к изменению погодных условий. Подготовка насекомых к зиме.
-Подготовка птиц к зиме. Сезонные изменения видового состава птиц.
-Осенние перелеты, кочевки. Значение охраны и привлечения птиц. Корма для зимней подкормки птиц.
Практическая работа:
-Знакомство с основными породами деревьев и кустарников. Определение деревьев и кустарников в природе. Выявление ярусов леса и их состав в ближайшем парке. Пропаганда охраны лесов и иной естественной растительности.
-Подготовка растений к зиме. Деревья и кустарники осенью.
- Сбор осенних листьев и определение по ним вида деревьев и кустарников.
-Экскурсии в парк. Подготовка растений к зиме. Подготовка животных к зиме. Разнообразие способов приспособления животных к изменению погодных условий. Подготовка насекомых к зиме.
-Подготовка птиц к зиме. Сезонные изменения видового состава птиц.
Осенние перелеты, кочевки. Значение охраны и привлечения птиц. Корма для
зимней подкормки птиц.
Практическая работа:
Наблюдения за животными в осенний период.
Выявление мест зимнего пребывания животных в природе. Наблюдения за
поведением птиц, собиранием в стаи, отлетом, прилетом зимующих птиц,
подготовка кормушек и кормов для птиц. Просмотр видеофильмов по теме.
Пропаганда необходимости подкормки птиц поздней осенью и зимой.
Экскурсии. Подготовка животных к зиме.
Тема№5. Основы здорового образа жизни.
- Роль компьютера, телевидения, видео в жизни людей. Вред, который приносят здоровью человека компьютерные игры. Польза и вред компьютера.
- Правила приема лекарственных препаратов, свойства лекарств. Из чего делаются медикаменты. Правильное употребление лекарств. Путь лекарства: завод – склад – аптека – потребитель.
Практическая работа:
Ролевая игра: «Судить или не судить»
Конкурс рисунков: «Дети предупреждают»
Упражнение: «Ты в доме один и очень разболелся живот – твои действия?
Экскурсия в аптеку с целью ознакомления с лекарственными препаратами.
К концу 4-го года обучающиеся должны знать:
- что такое положительные эмоции ;
- причины возникновения лесных пожаров;
- роль закаливания организма и правила его выполнения;
- правила приёма лекарственных препаратов
К концу 4-го года обучающиеся должны уметь:
- правильно подобрать полезные продукты;
- оказывать элементарную помощь пострадавшему в пределах своих возрастных и физиологических возможностей;
- выполнять закаливающие упражнения;
- противостоять вредным привычкам и формировать у себя положительные привычки;
- осознанно охранять природу.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Ожидаемые результаты: научить детей ответственно относиться к себе, своему здоровью, сбережению окружающей среды.
Критерии результативности
Обучающиеся должны знать:
- Устройство своего организма.
- Полезные и вредные для здоровья поступки и привычки.
- Знать самого себя и свои возможности.
- О пользе и вреде продуктов питания.
- О вреде табака, алкоголя, наркотических веществ, последствия вредных привычек.
- О правильном использовании физических упражнений.
- Основные природные богатства и их роль в жизни человека.
- Правила поведения в природе.
- Что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье.
Обучающиеся должны уметь:
- Слышать и чувствовать состояние своего организма.
- Принимать правильные решения в опасных ситуациях.
- Определять степень вежливого поведения.
- Слушать и слышать.
- Соблюдать личную гигиену.
- Противостоять вредным и опасным привычкам.
- Знать основы правильного питания.
- Различать природные богатства.
- Правильно вести себя в природе.
- Организовывать подвижные игры.
Методическое обеспечение программы.
Основные формы и методы организации учебного процесса.
Формы проведения занятий:
- занятия;
- экскурсии;
- наблюдения;
- дидактические игры;
- чтение специальной литературы;
- сюжетно-ролевые игры;
- простейшие физиологические опыты;
- моделирование;
- самостоятельное наблюдение;
- викторины,
- творческая и практическая деятельность.
Методы обучения :
Словесные методы обучения:
- рассказ педагога – создавать яркие, точные представления о строении, функциях организма, правилах гигиены, законах природы и т.д.;
- рассказы детей – совершенствовать знания, умения отражать сложившиеся представления, повышать степень обобщенности знаний;
- беседа – уточнение, коррекция знаний, их обобщение, систематизация; развитие умения участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание, сосредотачивать умственные силы;
- чтение художественного произведения – расширять, обогащать знания детей, формировать способность к восприятию, пониманию.
Наглядные методы обучения:
- наблюдение – формирование основного содержания знаний детей об органах, их функциях, гигиене; развитие наглядно-образной, наглядно-действенной форм мышления, речи.
- рассматривание- картин, таблиц, муляжей, репродукций, схем.
- демонстрация – слайды, диафильмы, кинофильмы.
Практические методы обучения:
- упражнения – многократное повторение умственных и практических действий.
- Элементарные опыты:
физиологические – преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств органов, установление связи между ними, причин изменения.
экологические – простейшие опыты (с воздухом, водой, светом, теплом), помогающие ребенку познать тайны природы.
Формы и методы контроля над усвоением обучающимися программы.
Диагностика знаний, умений и навыков в начале и в конце учебного года:
- методы наблюдения;
- методы тестирования, анкетирования (тесты на выявление уровня агрессивности, тревожности, социометрия и др.);
- выполнение индивидуальных и коллективных практических заданий;
- открытые занятия.
Психологическое обеспечение:
Создание комфортной, доброжелательной обстановки на занятиях, применение индивидуальной и групповых форм обучения.
Условия реализации программы.
Занятия проводятся на базе общеобразовательного учреждения (по согласованию), а так же в центре. Для этого в кабинете валеологии имеются специальные тренажеры и спортивное оборудование, обручи, массажеры, эспандеры и т.д.
Для профилактики различных заболеваний в кабинете валеологии работает фитобар, в котором изготавливаются травяные чаи из различных лекарственных трав. Проводятся сеансы релаксации, на которых снимается стресс, накопившийся в течение учебного года.
В кабинете валеологии имеется люстра Чижевского. Это изумительное изобретение наших дней, прибор насыщает воздух отрицательными ионами и создает эффект горного воздуха.
Игры и упражнения на свежем воздухе они взбадривают, развивают силу, прыгучесть, улучшают координацию движений.
Занятия по экологии проводятся в «Зимнем саду», в уголке живой природы, на учебно-опытном участке которые располагаются в центре. Дети наблюдают за питомцами, учатся ухаживать за комнатными растениями.
Список литературы для педагогов:
- Бондаренко Т.М. “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С., 2009.
- Шорыгина Т.А. “Беседы о здоровье”. – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
- Федосеева П.Г. “Система работы по экологическому воспитанию дошкольников”. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2008.
- Зенина Т.Н. “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” – М., Педагогическое общество России, 2006.
- Шорыгина Т.А. “Беседы о правилах пожарной безопасности” – М., ТЦ “Сфера”, 2009.
- Шорыгина Т.А. “Беседы об основах безопасности с детьми 5–8 лет” – М., ТЦ “Сфера”, 2010.
- Николаева С.Н. “Комплексные занятия по экологии” – М., Педагогическое общество России, 2007.
- Шорыгина Т.А. “Беседы о хорошем и плохом поведении” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
- Блинова Т.М. “Познавательное развитие детей 5–7 лет” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
- Давыдова О.И., Вялкова С.М. “Беседы об ответственности и правах ребенка” – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
- Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 1 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.
- Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 2 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.
- Шевченко Г.Н. “Основы безопасности жизнедеятельности” (поурочные планы. 3 класс) – Волгоград: “Учитель”, 2007.
- Сизова Н.О. “Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (3–7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.
- Козлова М.А. “Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы” – М., Издательство “Экзамен”, 2009.
- Агафонова А.Д. “Классные часы на темы этикета”. 1-4 классы. – М., Издательство “Глобус”, 2009.
Список литературы для детей и родителей:
1. Желая изменить мир, начну с себя: рабочая тетрадь для учащихся 1 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009.
2.Красота спасет мир: рабочая тетрадь для учащихся 2 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009.
3.Во имя общего блага: рабочая тетрадь для учащихся 3 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009.
4.Святость жизни: рабочая тетрадь для учащихся 4 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2009.
Интернет-источник :
1.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/ktp-kruzhka-uroki-zdorovya
2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-kruzhka-azbuka-obshcheniya
3. http://sch63.pskovedu.ru/?project_id=4767
4. http://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414
5. http://rud.exdat.com/docs/index-645594.html?page=8
6.http://komariki.ucoz.ru/load/programmy_po_vneurochnoj_dejatelnosti/vneurochnaja_dejatelnost/rabochaja_programma_kruzhka_quot_uroki_zdorovja_quot_4_klass/3-1-0-16
7. http://школа13.уоирбит.рф/fgos/08
8. http://knu.znate.ru/docs/index-401820.html
9.http://www.sanlesnaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obschego-obrazovaniya.html
10. http://do.gendocs.ru/docs/index-99463.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Духовное здоровье человека"
Программа "Духовное здоровье человека" разработана в 2009 году. Рассчитана на 7 лет реализации. Направленность программы - социально -педагогическая. Главная цель - формирование духовного здоровья мол...
Игровая программа: «Радуга здоровья».
Программа «Радуга здоровья» ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. В программе «Радуга ...
Презентация авторской образовательной программы "Радуга мастерства"
Авторская образовательная программа "Радуга мастерства" рекомендована к использованию в системе дополнительного образования детей .Программа призвана способствовать развитию интереса к культуре своей ...
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ» 2014-2015учебный год
Рабочий план школы к программе по здоровьесбережению обучающихся....
Программа "Радуга здоровья"
Программа разработана для преподавания факультативного курса в 6-х классах. Цель - формирование у обучающихся практических навыков укрепления и сохранения здоровья....
Дополнительная образовательная программа "В здоровом теле здоровый дух" для учащихся 8 классов
Программа "В здорово теле здоровый дух" представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни.Программа кружка направлена на сохранение здоровья учащихся...
Спортивно – игровая программа «Радуга здоровья»
Привлеченик детей к здоровому образу жизни, через спортивное развлечение....