КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ» 2014-2015учебный год
методическая разработка на тему

Рябова Галина Ивановна

Рабочий план школы к программе по здоровьесбережению обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raduga_zdorove_-14-15.doc992 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 герб 1

ПРИЛОЖЕНИЕ № _____

                                                                                                                               

        УТВЕРЖДАЮ

                                                                          Директор МБОУ СОШ №11                                                                                                               _____________Г.И. Рябова

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

«РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»

2014-2015учебный год

Ни одно другое социальное окружение не оказывает такое воздействие

на формирование здоровой личности, какое может осуществить школа.

Американская Ассоциация

Национального Здоровья

Цели и задачи программы

Основной целью программы является представление всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально – адаптивного, физически развитого выпускника.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования потребности здорового образа жизни.

2.   Выявить настоящее состояние физического и психического здоровья детей через привлечение к данной проблеме медицинских работников, родителей, психолога школы.

3. Улучшить материально-техническую базу, переоборудовать спортзал, приобрести современное спортивное оборудование.

4. Совершенствовать современные методы мониторинга здоровья.

5. Пропагандировать ЗОЖ (проведение конкурсов, акций, классные часы, лекции, беседы).

6. Сформировать здоровые взаимоотношения с окружающим миром, обществом и собой.

7. Повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка.

8. Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья ребенка.

9. Вовлекать учащихся в занятия утренней пробежки, физической культуры и спорта.

10. Создать условия для полноценного питания школьников.

11. Воспитать негативное отношение к вредным привычкам.

12. Способствовать формированию осознанного отношения учащихся к своему здоровью.

План реализации   «Формирование системы ценностей, социального опыта, здорового образа жизни у школьников в условиях развивающейся образовательной среды»   РАДУГА ЗДОРОВЬЯ.

Мероприятия

Ответственные исполнители

Сроки

Планируемый результат и выполнение

1.  МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.1

Медико-педагогическая экспертиза:                         - анализ основных характеристик  состояния здоровья детей в школе;

Школьный педиатр

сентябрь

Информационная справка

1.2

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах

Медсестра, классный руководитель, учитель физкультуры

сентябрь

классные журналы

1.3

  Распределение обучающихся по группам здоровья

Заместитель директора по УВР Остроумова Р.Ш., учитель физической культуры Панькова Н.В.

сентябрь

Листок здоровья в журналах

1.4

Анализ заболеваемости за год,  за 6 месяцев

Заместитель директора по УВР Остроумова Р.Ш.

декабрь, май

Аналитическая справка, административное совещание протокол №___от _____

1.5

Анализ выявленной патологии в сравнении  с предыдущим годом.

Заместитель директора по УВР Остроумова Р.Ш. Медсестра, классный руководитель, учитель физкультуры

Аналитическая справка

Производственное совещание

Приказ № __от___

1.6

Проведение диспансеризации  обучающихся школы.

МУЗ ДГБ

Школьный педиатр

В течение года

план медосмотров

 ( по мере поступления)

1.7

Проведение  медицинского осмотра обучающихся  9-х,11-х классов.

МУЗ ДГБ

В течение года

план медосмотров

 ( по мере поступления)

1.8

Обеспечение и организация профилактических прививок обучающихся

 Медсестра Старикова Н.В.,  кл. руководители

В течение года

1.9

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

Классные руководители

Ежемесячно

 материалы отчетов производственное совещание протокол №___от_____

1.10

Мониторинг оценки функциональных возможностей организма учащихся.

Учитель физической культуры

В течение года

результаты мониторинга

1.11

 Семинар   по теме «Сравнительные мониторинг оценки функциональных возможностей организма  обучающихся»

Зам. директора по УВР, психолог , учитель физической культуры

Май

материалы семинара

2.  САНИТЕРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

2.1

Эстетическое оформление класса и школы

Зам. директора по АХЧ Верченко  Т.Н., председатель ПК Панькова Н.В., учителя- предметники

В течение года

Административное совещание Протокол №__от_______

2.2

Рациональное расписание уроков, не до­пускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

Заместитель директора по УВР Остроумова Р.Ш.

В течение года

Акт расписания

2.3

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:

проветривание; • освещение; • отопление; • вентиляция; • уборка

Зам. директора по АХЧ Верченко  Т.Н., председатель ПК Панькова Н.В., учителя- предметники, заместитель директора по УВР Остроумова Р.Ш.

В течение года

Производственное совещание протокол №____от____

2.4

Контроль за качеством питания в школьной столовой  и питьевым режимом

Медсестра Старикова Н.В.,  заместитель директора по УВР Самойленко С.Н.

В течение года

Материалы отчетов Административное совещание Протокол №__от_______

производственное совещание протокол №___от_____

2.5

Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями

заместитель директора по УВР Остроумова Р.Ш., Федорова Ж.И., Самойленко С.Н.

В течение года

Справки ВШК

Административное совещание Протокол №__от_______

2.6

Организация активного отдыха на переменах

Старшая вожатая Иванова Г.В., учителя физической культуры, учителя начальных классов

В течение года

3. ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЁЗА

3.1

Ежегодное проведение  реакции  Манту всем обучающимся

Медсестра Старикова Н.В, кл. руководители

В течение года

По отдельному  графику

3.2

Флюорографическое обследование обучающихся 14-15 лет;

Медсестра Старикова Н.В, кл. руководители

В течение года

По отдельному  графику

3.3

Контроль обучающихся, имеющих контакт с больными туберкулезом;

Медсестра Старикова Н.В, кл. руководители, заместитель директора по УВР Остроумова Р.Ш.

В течение года

3.4

Учет тубинфицированных детей;

Медсестра Старикова Н.В, кл. руководители, заместитель директора по УВР Остроумова Р.Ш.

В течение года

Информационная справка

3.5

Просветительские беседы о туберкулезе;

Медсестра Старикова Н.В, кл. руководители, заместитель директора по УВР Остроумова Р.Ш.

В течение года

МО кл. руководителя

протокол №___от___

3.6

Выпуск информационного  бюллетеня по профилактике         заболевания туберкулезом;

кл. руководители, заместитель директора по УВР Остроумова Р.Ш.

В течение года

4. МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ГРИППА И РЕСПИРАТОРНЫХ ИНФЕКЦИЙ

4.1

Подготовить медицинский кабинет, обеспечить его всем необходимым оборудованием

Зам. директора по АХЧ, фельдшер

Сентябрь

Административное совещание протокол №___от_______

4.2

Профилактические прививки

Школьный педиатр

В течение года

 ( по плану МУЗ ГДБ)

По отдельному  графику

4.3

Организация проведения вакцинации против гриппа

Школьный педиатр

В течение года

По отдельному  графику

Информационная справка

4.4

Осуществлять учет посещаемости учащихся   забелевшихся  гриппом и ОРВИ в  период подъёма заболеваемости  

Зам. директора по УВР Остроумова Р.Ш.

В период подъёма заболеваемости

Ежедневный отчет

Справка ВШК  

Производственное совещание протокол №___от_____

4.5

Обеспечить раннее выявление и изоляцию заболевших гриппом и ОРВИ

Классные  руководители,  фельдшер Старикова Н.В.

В период подъёма заболеваемости

4.6

Обеспечить в периоды сезонного подъёма заболеваемости гриппом и ОРВИ контроль за ограничением и запрещением проведения массовых мероприятий детей, сборов, соревнований и т. д.

Директор Г.И. Рябова , зам. директора по ВР Пушкова В. М., заместитель директора по УВР Остроумова Р.Ш.

В период подъёма заболеваемости

Административное совещание протокол

№__от ___

Производственное совещание  

Протокол №__от___

4.7

Осуществлять контроль за санитарно – гигиеническим обучением учащихся. Особо уделить внимание организация режима в группах продленного дня(проветривание кабинетов, влажная уборка, прогулка и т.д.)

Зам. директора по УВР Остроумова Р.Ш. , зам. директора по АХЧ Верченко Т.Н., фельдшер Старикова Н.В.

Ежедневно

Административное совещание протокол

№__от ___

4.8

Контроль проведения техническим персоналом школы уборки классов, коридоров с применением дезинфицирующих средств

Зам. директора по АХЧ Верченко Т.Н

В период подъёма заболеваемости

Административное совещание протокол

№__от ___

Производственное совещание  

Протокол №__от___

4.9

Осуществлять контроль за приготовлением пищи, мытьем посуды, сроком реализации продуктов в школьной столовой.

фельдшер Старикова Н.В., заместитель директора по УВР Самойленко С.Н.

Ежедневно

Справка ВШК

4.10

Осуществлять контроль за проведением обеззараживания посуды, влажной уборки помещений с использованием дезинфицирующих средств, проветриванием помещений

Зам. директора по АХЧ Верченко Т.Н. ,  фельдшер Старикова Н.В., заместитель директора по УВР Самойленко С.Н.

В период подъёма заболеваемости

Справка ВШК

4.11

Проводить беседы, лекции на тему: «За здоровый образ жизни»,   «Профилактики заболеваний, гигиены школьников».

Фельдшер Старикова Н.В классные руководители, учителя – предметники

В течение года

Информационная справка

4.12

Оформить стенд,  по профилактике гриппа и ОРВИ

Зам. директора по УВР  Остроумова Р.Ш., классные руководители

В течение года

4.13

Разработать  бюллетени по профилактики гриппа и ОРВИ.

Обучающиеся , учитель информатики Мезенцев Н.Е., учитель ОБЖ  Никитенко О.Ю.

В течение года

4.14

Проводить беседы, лекции по профилактике заболеваний с родителями.

Медсестра Старикова Н.В., классные руководители

В течение года

Родительское собрание протокол №___от ____

4.15

Выступление на административных совещаниях, педагогических советах, заседаниях МО классных руководителей по вопросом гигиены с учётом эпидемиологической обстановки

Зам. директора по УВР  Остроумова Р.Ш., школьный педиатр,  медсестра Старикова Н.В

В течение года

МО классных руководителей протокол №__от___

5. ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА

5.1

Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов)

Зам. директора по УВР  Остроумова Р.Ш., зам. директора по ВР Пушкова В. М., старшая вожатая  Иванова Г.В., кл. руководители

В течение года

МО классных руководителей протокол №__от___

Справки ВШК

5.2

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ и «Ступени  здоровья»

Зам. директора по ВР Пушкова В. М., учитель ОБЖ Никитенко О.Ю.

В течение года

МО классных руководителей протокол №__от___

5.3

Инструктаж сотрудников школы и обучающихся по правилам техники безопасности

Зам. директора по УВР  Остроумова Р.Ш., зам. директора по ВР Пушкова В. М., кл. руководители

В течение года

МО классных руководителей протокол №__от___

Справки ВШК

5.4

Работа кружка ЮИД

Старшая вожатая , зам. директора по ВР В.М. Пушкова

В течение года

Административное совещание протокол №__от_____
Справки ВШК

5.5

Статистика и анализ случаев травматизма в школе

Зам. директора по УВР  Остроумова Р.Ш.

В течение года

Административное совещание протокол №__от_____

Протокол заседания комиссии по несчастному случаю №___от____
Справки ВШК

5.6

Оформление уголка по безопасности дорожного движения.

Зам. директора по УВР  Остроумова Р.Ш., зам. директора по ВР Пушкова В. М., кл. руководители

В течение года

Информационная справка

5.7

Обсуждение на родительских собраниях вопросов по профилактике ДДТТ.

Зам. директора по УВР  Остроумова Р.Ш., зам. директора по ВР Пушкова В. М., кл. руководители

В течение года

МО кл. руководителя

Протокол №____от_____

6. ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

6.1

Проведение классных часов, викторин, круглых столов по выработке устойчивой установки соблюдения здорового образа жизни

Зам. директора по ВР Пушкова В. М., социальный педагог , вожатая классные руководители

В течение года

МО классных руководителей Протокол №___от ____

6.2

Проведение родительских собраний по профилактике употребления ПАВ детьми (признаки, меры)

Зам. директора по ВР Пушкова В. М., социальный педагог   , вожатая классные руководители

В течение года

Родительское собрание протокол №1_от__11.09.14_

6.3

Анкетирование обучающихся с целью выявления случаев употребления ПАВ и отношения к ним.

Зам. директора по ВР Пушкова В. М., социальный педагог  

Октябрь

Административное совещание протокол №___от____

6.4

Проведение акций  «Наш выбор», направленных на профилактику употребления обучающимися ПАВ.

Зам. директора по ВР Пушкова В. М., социальный педагог , вожатая  

Ноябрь

МО классных руководителей Протокол №___от ____

Диагностики   по выявлению склонностей к вредным привычкам, проводимые среди учащихся 2-11 классов

Зам. директора по ВР Пушкова В. М., социальный педагог, педагог-психолог

Ноябрь

МО классных руководителей Протокол №___от ____

7. РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

7.1.

3.

Оздоровление детей в пришкольном лагере (бассейн, ЛФК, прогулки и игры на свежем воздухе, закаливание,    психологические игры и тренинги на снятие психологических «зажимов» и др.)

Заместители директора , психолог

в течение года

Приказ №__ от____

7.2.

Организация просветительской работы с обучающимися (лекторий, тематические классные часы и др.виды работ).

заместитель директора по ВР, классные руководители

в течение года

Включены в планы воспитательных работ классными руководителями 1-11 классов

7.3.

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры, обществознания

учителя-предметники

в течение года

планы уроков

7.4

План  мероприятий проводимых в рамках месячника по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни

Заместитель директора по ВР

ноябрь

План

7.5

Создание условий для занятий спортом детям, состоящим на внутришкольном учете, детям «группы риска

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

в течение года

Информационная справка

7.6

 Проведение общешкольных классных часов по темам: «Скажи жизни – ДА!», направленная на профилактику СПИДа/ВИЧ в молодежной среде (8-11 классы); «ЗОЖ» для начальных классов, «Человек без вредных привычек – человек будущего» (для 5 – 8 классов);

Заместитель директора по ВР, УВР, социальный педагог, классные руководители

в течение года

Информационная справка, материалы классных часов

7.7

Участие в проведении  Международного дня борьбы со СПИДом  (работа   школьных волонтеров, конкурсные сочинения, гимны здоровью, создание мультимедийных презентаций, видеороликов, конкурс плакатов, участие в конкурсах разных уровней, направленных на пропаганду ЗОЖ)

Заместитель директора по ВР, УВР, социальный педагог, психолог, классные руководители

ноябрь

Материалы сочинений, буклеты направленных на пропаганду ЗОЖ, презентации

7.8

Участие в Международном Дне борьбы с курением. Классные часы на тему «Курить – здоровью вредить», беседы, лекции специалистов. Участие во Всероссийском конкурсе – акции  «Россия без табака!»; организация спортивно-развлекательных мероприятий в рамках Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»

Заместитель директора по ВР, УВР, социальный педагог, психолог, классные руководители

ноябрь

Материалы классных часов , буклеты направленных на пропаганду ЗОЖ, презентации

8. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (КУРАТОРЫ:О.Ю. Никитенко, Осипенко М.В.)

8.1.

Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

администрация школы

в течение года

Административное совещание протокол №____от____

8.2.

Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся :        

-уровень тревожности              

 - определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье  детей;                                                    -  изучение психологических возможностей и готовности детей   к школе;                                                   -  выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения;                                

психолог, классные руководители

в течение года

диагностические исследования

Административное совещание протокол №____от____

Производственное совещание протокол №____от_____

8.3.

Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.

учителя-предметники

 анализы  посещенных уроков.

8.4

Проведение индивидуальных консультаций психолога  с детьми, родителями и учителями

психолог, классные руководители

Сентябрь- май

9. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КУРАТОРЫ:Пушкова В.М, Панькова Н.В.)

9.1.

Организацию спортивных мероприятий. Проведение Дней здоровья.

 

учителя физической культуры, администрация

В течение года

план работы

Административное совещание протокол №____от____

9.2.

Разработка   системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся.

заместитель директора по ВР

сентябрь

план работы кружков и секций

9.3

Проведение  немедикаментозных способов оздоровления и профилактических мероприятий

  • Профилактические процедуры
  • Аромотерапия

заместитель директора по ВР

В течение года

МО кл. руководителей

протокол №___от___

Протокол родительского собрания №__от____

9.4

Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций

Старшая вожатая, учителя физической культуры, учителя начальных классов

В течение года

9.5

Физкультминутки на уроках

Учителя - предметники

В течение года

Административное совещание протокол №____от____

Справки ВШК

9.6

Участие и проведение   традиционных соревнований по футболу, волейболу, баскетболу, в  легкоатлетических эстафетах (школьный, муниципальный уровень) и т. д.

учителя физической культуры, администрация

10.Обеспечение здоровьесберегающей деятельности педагогов

10.1

 Проведение профилактических медицинских осмотров педагогов

Администрация школы

В течение года

По отдельному  графику

10.2

Создание комнаты психологической разгрузки

Администрация школы, Управляющий Совет школы

В течение года

10.3

Создание базы данных о состоянии здоровья педагогов

Заместитель директора по УВР Остроумова Р.Ш.,  учитель физической культуры Панькова Н.В., психолог

В течение года

Производственное совещание протокол №___от____

Педсовет

Протокол №____от_____

10.4

Организация и проведение психологических семинаров – тренингов, семинаров личностного роста для педагогов.

Администрация школы, психолог

В течение года

Административное совещание протокол №___от____

Производственное совещание протокол №___от____

10.5

Организация и проведение валеологического всеобуча для учителей

Заместитель директора по УВР Остроумова Р.Ш.учитель физической культуры Панькова Н.В., психолог

Апрель

Административное совещание протокол №___от____

10.6

Освоение всеми педагогами через курсы повышения квалификации здоровьесберегающих технологий

Заместитель директора по УВР Федорова Ж.И., Остроумова Р.Ш.

В течение года

Информационная справка

10.7

 Проведение тренингов общения для педагогов

Психолог, МБОУ ЦДиК.

В течение года

10.8

Ролевая игра «Волонтер здоровья» - обучение с практикой действия

Администрация, психолог

Апрель

Административное совещание протокол №___от____

11.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

11.1

Организация просветительской работы с родителями.

Заместитель директора по ВР

в течение года

Протоколы родительских собраний

11.2

Организация спортивных секций для родителей и детей  

Администрация школы, учителя физической культуры

в течение года

График работы спортивных секций

11.3

Проведение спортивных игр среди детей, родителей

Администрация школы, учителя физической культуры

в течение года

Информационная справка

11.4

Консультации по итогам диагностик физического развития детей

Педагог – психолог, учитель физической культуры Панькова Н.В.

в течение года

Журнал консультаций

11.5

Привлечение родителей к участию в турпоходах, экскурсиях.

Заместитель директора по ВР Пушкова В.М., классные руководители

в течение года

Информационная справка

Заместитель директора по УВР                                                            Остроумова Р.Ш.

        Диагностики   по выявлению склонностей к вредным привычкам, проводимые среди учащихся 2-11 классов (раздел 2, п.3 плана)

Все интерактивные игры в гимназии сопровождаются данными, полученными при проведении диагностик, которые позволяют определить некоторые характеристики групп  детей и подростков, нуждающихся в профилактической работе. Они также свидетельствуют о том, что методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению адекватно оценивает риск девиаций поведения, в том числе употребления наркотиков и токсических веществ, и может использоваться для выделения целевых групп профилактики. Для учащихся разного возраста подбираются тесты и анкеты в соответствии с возрастными особенностями, в большинстве случаев подобных мероприятий активное участие принимает школьный психолог.

Перечень примерных диагностик для учащихся 2-11 классов.

2-4 классы        

Что такое «Здоровье»,  «Здоровый образ жизни»?

Какие вредные привычки вам известны?

Пробовал ли ты курить? Если ответ  «да», то для чего ты это делал?

Знаешь ли ты о вреде курения и алкоголя?

От кого тебе стало известно о вреде курения и алкоголя?

Какие мероприятия проводятся в твоем классе на тему «здоровья» и «здорового образа жизни»?

          5-6 классы

Как вы думаете, что заставляет людей употреблять вредные для здоровья вещества (алкоголь, табак, наркотики)?

Есть ли у тебя друзья, которые употребляют вредные для здоровья вещества?

Пробовал ли ты когда-нибудь вещества, вредные для здоровья? Если «да», то какие ощущения ты испытывал?

Что надо сделать, чтобы никогда не употреблять вредные для здоровья вещества?

Продолжи фразы «Быть здоровым  для меня означает…», «Табак, алкоголь, наркотики – это…» [3].

           7-8 классы (ответы «Верно», «Неверно»)

Подростки курят для того, чтобы быть «как все»_________;

Некурящие люди вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы____________;

Табак помогает расслабиться, когда человек нервничает__________;

В легких человека, выкуривающего каждый  день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы_______________;

Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением__________;

Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось давление, нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких__________;

Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать____________;

Табакокурение является одной из основных причин заболевания сердца__________;

Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время___________;

Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратится в привычку___________.

8 классы

С какого возраста, по-твоему, человеку можно:

курить

употреблять алкогольные напитки

употреблять наркотические вещества?

свой вариант ответа

Пробовал ли ты

курить

употреблять алкогольные напитки

употреблять наркотические вещества?

Если «да», то с какой целью ты это делал?

Как часто ты употребляешь те или иные психоактивные вещества?

Что изменилось в твоей жизни при появлении вредных привычек?

Если у тебя нет вредных привычек, то поразмышляй о том, что приобретает человек, впервые попробовав ПАВ?

Если у тебя есть вредные привычки, то знают ли об этом родители? Как они относятся к этому?

Как ты думаешь, что может заставить подростка употреблять спиртные напитки?

Какой спиртной напиток сейчас популярен среди молодежи?

Оцени, насколько твой образ жизни соответствует здоровому (по 5 балльной системе)

9-11 классы

  1. Обладаете ли вы информацией о том, что такое СПИД и ВИЧ?
  2. Если «да», то кто является вашим информатором?
  3. На ваш взгляд, за последнее время в России количество людей, которые являются носителями ВИЧ-инфекции (увеличилось, уменьшилось, осталось на прежнем уровне, затрудняюсь ответить);
  4. Что вы думаете о проблеме СПИДа? (проблема сильно преувеличена, серьезной опасности нет, проблема касается отдельных групп, меня это не касается);
  5. Как вы думаете, какие действия помогут избежать заражения СПИДом? (воздержание от случайных связей, не посещать места, где могут бывать зараженные люди, пользоваться только своими предметами личной гигиены, не употреблять наркотики, пользоваться средствами контрацепции);
  6. Укажите ситуации, в которых, на ваш взгляд, может произойти заражение? (плавание в бассейне, инъекции в больнице, укус насекомого, совместный прием пищи с ВИЧ-инфицированным человеком, использование нестерильных инструментов, поцелуй, тату или пирсинг, попадание крови ВИЧ-инфицированного на вашу поврежденную кожу,  незащищенный половой контакт;
  7. Лично Вам нужна более подробная информация о СПИДе/ВИЧ?
  8. Считаете ли вы себя человеком, который может заразиться? (да, потому что не знаю, как себя защитить; нет, это выдумка);
  9. Как вы думаете, что способствует распространению ВИЧ/СПИДа? (недостаточная информированность о серьезности проблемы, гомосексуализм, проституция, наркомания, пропаганда секса, насилия в СМИ, пренебрежение верностью, неспособность к воздержанию);
  10. Кто для вас ВИЧ-инфицированные люди? (такие же люди, как и все, несчастные люди, порочные люди, мне все равно);
  11. На что должна быть направлена, на ваш взгляд, профилактическая работа в школах? (на пропаганду воздержания и духовное развитие, на разъяснительные беседы по вопросу использования средств защиты, на информированное включение в проблему посредством тренингов, интерактивных игр, бесед со специалистами)

 «Человек без вредных привычек – это человек будущего»

    Цель: формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни, ценностного отношения к здоровью;

Задачи:

 - выявить степень информированности детей (параллели 5-7 классов) МОУ «Гимназия №24» в области проблемы влияния вредных привычек на детский организм;        

 - вовлечь участников интерактивной игры в решение поставленных задач;

 - развивать творческие способности детей, их внимание, умение адаптироваться в изменяющихся ситуациях;

           С целью определения факторов риска и защиты от вредных привычек, степени сопротивляемости обучающихся к употреблению ПАВ, организации профилактической работы, направленной на предупреждение ранних форм девиантного поведения был создан проект интерактивной игры «Человек без вредных привычек – человек будущего».

Проект включал в себя три этапа:

  1. Разработка игры, целеполагание, задачи, пробное анкетирование;
  2. Проведение игры (содержание станций строились на основании полученных данных анкет);
  3. Рефлексия. Круглый стол, планы на будущее.

Почему приоритет был отдан именно игре? Игра – особый вид деятельности.

Во-первых, играть легко, играть приятно, играть весело; в игре мы проживаем счастливое состояние. От природы мы получаем потребность в игре. Играть любят все: и малыши, и подростки, и взрослые. Участники получают удовольствие от процесса игры. Любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, здоровьесберегающей деятельности. Для психологического здоровья детей и подростков игра весьма полезна: ребенок оказывается в демократическом окружении (никто не помнит о его учебных неудачах, плохом поведении на перемене, в игре не будет явно заметно отсутствие тех или иных знаний).

Интерактивная игра – социально-психологическая игра, это всегда «здесь и сейчас» проживаемая жизнь. Сегодня практически не вызывает сомнений значимость активных методов воспитания. Недаром шотландская пословица гласит:  «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я пойму, вовлеки меня – и  я усвою на всю жизнь» [5].

Разработка игры началась с составления опросников для каждого возраста учащихся. Затем апробация  анкет на группе детей совместно с психологом. После выявления результатов, составления диаграмм, определения  наиболее распространенных ответов, активом гимназии совместно с психологом и заместителем директора по ВР были разработаны тематические станции (в игре используется принцип «вертушки»). Сбор детей был назначен в актовом зале, где перед участниками игры были поставлены задачи. Затем ребята получили стикеры и ответили на следующие вопросы: «С каким настроением ты пришел на игру?», «Что ты ждешь от игры?», «Согласен ли ты с темой игры: «Человек без вредных привычек – человек будущего?». После этой работы ребята делились на группы и получали маршрутные листы.

     1 станция «Заполнение анкет»

2 станция «Забей на вредные привычки». Перед участниками стоит пенек, на нем молоток, гвозди и ленточки. Ведущий предлагает обсудить с ребятами, что такое вредные привычки и есть они у участников игры. Далее ведущий демонстрирует обряд прощания с вредной привычкой. Например, он вслух говорит: «У меня есть одна вредная привычка! Я люблю покушать на ночь!» С этими словами ведущий прибивает цветную ленточку к пеньку. Все по очереди прощаются со своими вредными привычками.

3 станция «Самолет здоровья». Ведущий обращается к участникам со словами: «Друзья! В руках у вас заготовки будущего самолета. Соберите его. Начинаем!» По очереди ведущий обращается к участникам: «О чем ты сейчас думаешь?» Каждый отвечает, например, «Мне интересно вспомнить детскую забаву и собрать самолетик», «Я не умею это делать, спасибо, что научили!» Ведущий продолжает вести разговор: «Обратите внимание: пока человек занят интересным делом,  он не думает о вредных привычках. В нашей жизни столько всего увлекательного и интересного! Будьте здоровы! Ведь человек без вредных привычек – человек будущего!» После того, как дети сделают самолетик, они напишут слоган, который касается здорового образа жизни. Желательно, чтобы данная станция находилась на втором этаже, чтобы ребята с лестницы могли запустить свои «самолетики здоровья».

4 станция «Арт-удар». На станции идет 5-минутная трансляция фильма о вреде курения или о последствиях злоупотребления алкоголем. После просмотра детям предлагается нарисовать рисунок «Мое отношение к вредным привычкам». В кабинете оформляется выставка. Баллы выставляются за технику исполнения, раскрытие темы, авторский замысел.

5 станция «Цветок здоровья». На этапе детям предлагается «вырастить» цветок здоровья. Даны шаблоны лепестков, цветная бумага, ножницы и клей. Дети вырезают лепестки, другие участники группы записывают на каждом лепестке слагаемые здорового образа жизни. Например, здоровое питание, закаливание, отсутствие вредных привычек. Затем лепестки соединяются в большой красивый цветок и его «сажают» в клумбу – ватман. Чем больше лепестков получается у команды, тем больше баллов присуждается игрокам.

6 станция «Компас». В трех углах кабинета развешаны таблички со словами «Согласен», «Не согласен», «Затрудняюсь ответить». Ведущий зачитывает выражения, касающиеся здоровья, здорового образа жизни, употребления ПАВ. Дети должны встать в тот угол кабинета, где расположен правильный ответ. Если ответ неверный, то ведущий исправляет ошибку.

- Подростки курят для того, чтобы быть как все.

- Правильное питание и спорт – вот основа моей жизни.

- Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

 - Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось давление, нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.

- Злоупотребление спиртными напитками ведет к заболеванию почек, печени.

 - Если человек не курит, но находится в помещении, где сильно накурено, повредит ли ему воздух, которым он дышит?

 - Для поддержания хорошего настроения необходимо повкуснее поесть (чипсы, кока-кола, гамбургер и еще что-нибудь всухомятку);

- Я не собираюсь употреблять вредные вещества (табак, алкоголь, наркотики). Хочу быть свободным от вредных привычек!

             7 станция «Быстрее! Выше! Сильнее!». Этап проводится при участии учителя физической культуры, который проводит спортивные игры для каждой группы на время. Лучший результат отмечается высшими баллами.

             8 станция «Гимн здоровью». Участники игры встречаются все вместе на финальном этапе в актовом зале. Ведущие подсчитывают набранные баллы, определяют победителя. В это время другие организаторы разучивают с ребятами гимн здоровью. Речитатив сопровождается ритмичными движениями (легкий удар ладонью в грудь, потом одновременные щелчки пальцами, затем два  удара в грудь и щелчки пальцами). К движениям добавляется текст

Если хочешь быть здоровым,

Закаляйся от души! И ходи не физкультуру:

Лучше друга не найти. Укрепляет мышцы,  кости,

Будешь ты у нас здоров! Ведь здоровье – это круто!

Ведь здоровье – это ВО!  (на последнем слове  - рука поднимается с жестом «Все классно!»)

Проект интерактивной игры «Скажи жизни -  «ДА!»
(для учащихся 9-11 классов)

Цель – формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни

Задачи:

1. На основе результатов анкетирования наметить конкретные и активные формы работы с подростками гимназии по проблеме СПИДа/ВИЧ;

2. Добиться положительного результата решения проблемы путем системного характера над актуальной проблемой 21 века;

3. Сделать подростков активными участниками в решении поставленных целей и задач;

4. Осуществить взаимодействие с иными структурными подразделениями, готовыми дать подробную информацию, видеоматериалы, помочь в организации тренингов и других активных форм взаимодействия (СПИД-центр, «Красный крест», «Ассоциация учащейся молодежи», «Равный равному»).

В настоящее время проблема СПИДа/ВИЧ не перестала быть актуальной. «Клиентами» данной проблемы становятся, к сожалению, все чаще подростки, психологически слабые, или же наоборот, слишком активные, пытающиеся проверить себя на прочность. Основная причина – отсутствие у молодежи необходимых знаний по вопросам сохранения и укрепления здоровья, полной и качественной информации о том, что такое планирование семьи, болезни,  передаваемые половым путем, ВИЧ-инфицированные люди [1].

Подростковый возраст является уникальным. Взрослеющий человек переживает множество физических и эмоциональных изменений, вступая в период постоянного поиска и экспериментов. В этот период перемен подростки не понимают, кому верить. Родители и учителя говорят, что необходимо воздержание, духовное самосовершенствование; телевидение, Интернет, социальные сети наглядно демонстрируют обратные явления. С целью определения факторов риска и защиты от СПИДа, организации профилактической и просветительской работы в гимназии был создан проект «Скажи жизни – ДА!», который успешно прошел и за пределами гимназии. На Всероссийском форуме при Губернаторе – Председателе Правительства Ульяновской области проект завоевал 102 балла из 102 возможных, имеются сертификаты волонтеров гимназии, позволяющие проводить подобные интерактивные игры за пределами гимназии.

О выборе формы – интерактивная игра – сказано выше. Также как и в предыдущем проекте были рассмотрены три этапа: 1. Анкетирование, целью которого стало желание узнать степень информированности и вовлечения в проблему СПИДа/ВИЧ; 2. Создание проекта игры и его реализация среди подростков гимназии; 3. Подведение итогов, круглый стол и планы на будущее.

Проанализировав 100 ответов на вопросы анкеты, волонтеры получили  полную картину: подростки гимназии не обладают полной информацией, ряд высказываний носит неверный характер, многие испытывают затруднения при решении данной проблемы, большой процент учащихся показал равнодушие к данной проблеме и отрешенность. Многие ребята нуждались в консультативной  помощи специалистов.

Интерактивная игра содержала несколько этапов и строилась по принципу марафона станциям. Смысл заключался в том, что проходя информационные палатки, подростки пополняли свой багаж знаний, ставя себя каждый раз в проблемную ситуацию, а не механически проглатывая свежую информацию. В игре использовались тренинги, которым обучились волонтеры гимназии на занятиях в «Красном кресте», сотрудничая с организацией «Равный равному».

1 станция «Оставайтесь людьми». Просмотр и обсуждение фильма о проблеме СПИДа/ВИЧ в молодежной среде.

2 станция – игра «Вечеринка». На этапе волонтеры в игровой форме показали скорость распространения ВИЧ-инфекции, глобальность эпидемии. Ведущий объясняет правила: «Все мы приглашены на вечеринку, здесь присутствует ВИЧ-инфицированные люди. Во время вечеринки с вами будут здороваться люди. Если при пожатии руки вы почувствовали надавливание на ладонь – это сигнал. Подобный условный знак будет означать, что вы приняли правила вечеринки и использовали нестерильный шприц при введении наркотика. Звучит музыка, волонтеры начинают движение по комнате, происходят рукопожатия. Музыка обрывается, волонтеры просят сесть на стулья тех, кто не почувствовал нажатия на ладонь. Оставшиеся подростки стоят. Ведущий констатирует факт: за одну вечеринку в среде наркоманов происходит стремительное распространение эпидемии. После обсуждения волонтеры делают акцент на том, что это была лишь модель, и через рукопожатие ВИЧ-инфекция не передается.

3 станция. Для проведения мероприятия понадобится шприц, вода обычная и вода зеленая. Разъясняем детям, что вода зеленого цвета – наркотик. Набираем в шприц воду зеленого цвета. Выливаем содержимое в тарелку. Берем в шприц воду прозрачную, выливаем в другую тарелку. Данные действия показывают, что другой человек – наркоман – пользуясь нестерильным шприцем, вводит себе в вену остатки наркотика с кровью предыдущего наркомана. Проговариваем информацию о том, как за одну вечеринку с использованием одного шприца незараженные люди стали ВИЧ-инфицированными.

4 станция «4 угла». В разных углах размещены надписи «Согласен», «Не согласен», «Не уверен», «Не знаю, но хотел бы узнать». Волонтерами приводятся примеры – высказывания подростков на тему СПИДа/ВИЧ. Ребята, прослушав высказывание, должны занять место в комнате, которое содержит верный для них ответ.

Виктория, 15 лет: «Я люблю ходить в бассейн, но меня преследует мысль о том, что в бассейне могут находиться люди ВИЧ-инфицированные. Я могу от них заразиться». После озвучивания проблемы и выбора подростками верного ответа следует комментарий волонтеров о том, что обычная обработка – хлорирование воды в бассейне – убивает ВИЧ. Но даже если бы вирус не был обезврежен, вода уменьшает его концентрацию до степени, исключающей вероятность заражения.

Проблема СПИДа/ВИЧ может коснуться любого человека. Надо быть к этому готовым, не допускать случайных связей, следить за стерильностью медицинских инструментов, следить за чистотой кожи и слизистых оболочек, помнить об опасности наркомании, татуировок, пирсинга.

СПИД/ВИЧ передается при пожатии руки или объятиях, через пот и слезы, при кашле, чихании, при использовании общего постельного белья, в транспорте, при использовании общей посуды, при поцелуе (нет).

Всегда ВИЧ-инфицированная мать родит ВИЧ-инфицированного ребенка? (Нет. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, риск передачи ВИЧ от матери к ребенку составляет 20-45%, в то время, как при профилактических мероприятиях риск можно снизить до 2%).

Наталья, 17 лет: «Окружающие, ВИЧ-инфицированные люди могут подложить зараженную иголку в общественном месте.  Большая вероятность наколоться. Так можно заразиться ВИЧ (при случайных уколах инфицированной иглой риск заражения составляет 0,3-0,4%. При высыхании крови и спермы, а также грудного молока риск передачи ВИЧ-инфекции снижается практически  до нуля).

Светлана, 13 лет: «Есть насекомые, которые кусают один раз в своей жизни. Таким образом, риск заразиться от комара равен нулю. Но есть насекомые, способные кусать человека не один раз. Значит, риск заразиться от такого насекомого все-таки существует? (Нет, ВИЧ не способен размножаться в организме комара или любого другого кровососущего насекомого).

Илья, 17 лет: «Половой контакт, если он защищен, не способен вызвать заражение. Но ведь невозможно при этом обойтись без поцелуя. А спрашивать: «Не болеешь ли ты СПИДом?» стыдно. Значит, поцелуй способен заразить человека? (Если нет внутренних повреждений во рту, риск сведен до нуля. Но следует помнить об опасности половых отношений с большим количеством партнеров).

5 станция «Агитбригада «Мы за здоровый образ жизни». Демонстрируются слайды, которые раскрывают деятельность гимназии по сохранению и укреплению здоровья, дети – волонтеры комментируют их. Возможен вариант агитбригады, раскрывающей проблему СПИДа/ВИЧ.

6 станция «Поэтическая». Подросткам предлагается принять участие в поэтическом соревновании на тему здоровья и здорового образа жизни. Ребята создают слоганы или стихотворения на тему игры. Ребятами были созданы следующие слоганы «Я свободен от вредных привычек! Здоровому образу жизни – ДА!», «Жизнь – это счастье! Счастье, когда есть в твоей жизни смысл, который наполняет не только тебя, но и других людей!», «Я свободен от вредных привычек! Травят себя те, кто не думает о будущем!», «Свобода – твой выбор! И какой она должна быть – решать только тебе! Освободись от вредных привычек! Стань свободным!»

7 станция. Участники собираются в актовом зале, с ними волонтеры разучивают гимн здоровья. Подводятся итоги, заполняются стикеры, их крепят на дерево желаний. Подростки отвечают на следующие вопросы «Что нового узнали сегодня?», «Понравилась ли новая форма проведения мероприятия – интерактивная игра?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Радуга эмоций"по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития средствами арттерапии.

Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек...

Программа "Радуга чувств" ( коррекционно-развивающая) для детей младшего и среднего школьного возраста

Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающ...

Игровая программа: «Радуга здоровья».

Программа «Радуга здоровья» ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоро­вья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.  В программе «Радуга ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Радуга"

Актуальность и новизна программы «Радуга» заключается в вовлечении обучающихся в научно-исследовательскую деятельность. Как любое научное творчество, деятельность воспитанников заставляет их сталкиват...

Презентация авторской образовательной программы "Радуга мастерства"

Авторская образовательная программа "Радуга мастерства" рекомендована к использованию в системе дополнительного образования детей .Программа призвана способствовать развитию интереса к культуре своей ...

Игровая программа «Радуга счастья»

Игровая программа«Радуга счастья»Дорогие ребята, уважаемые взрослые, здравствуйте! Сегодня мы приглашаем вас принять участие в развлекательной игровой программе, которую подготовили для вас ребя...

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»

Данная программа направлена на актуализацию потребности в самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и побуждению к формированию своего здоровья собственными силами. Структура...