Организация образовательного процесса
методическая разработка на тему
Представлена концептуальная модель организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей (на основе опыта ГБОУ ДОД ЦДТТ "Город Мастеров"). Может быть использована как пример.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_obrazovatelnogo_protsessa.doc | 298.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция образовательного процесса ЦДТТ «Город Мастеров»
Система дополнительного образования позволяет поставить в центр образовательного процесса личность ребенка с его интересами и потребностями, дать ему возможность получения свободного индивидуального образования с учетом особенностей его личности.
Миссией ЦДТТ «Город Мастеров» является развитие способностей, формирование культуры личности через реализацию образовательных программ и организацию досуговых и массовых мероприятий, способствующих саморазвитию, самоопределению и интеграции в обществе, подготовке обучающихся к полноценной жизни. Исходная позиция такого подхода – видение ребенка не объектом, а субъектом обучения. «Никого и ничему нельзя научить (в том числе учиться), можно лишь создать желание и дать возможность» (из выступления Кукалева С.В. на конференции «Три поколения ТРИЗ», 2000 г).
Результат образования детей мы представляем в виде общей модели личности выпускника Центра детского технического творчества «Город Мастеров» с определенными качествами в идеальном варианте. Выпускник ЦДТТ «Город Мастеров» - развивающаяся культурная личность, усвоившая определённые знания, умения, навыки на индивидуальном уровне, готовая к интеграции в постоянно меняющемся обществе, к полноценной жизни в современном мире. Модель личности позволяет определить и содержание образования.
Для достижения такого результата образовательная среда ЦДТТ «Город Мастеров» организована в четырех взаимодействующих секторах:
1 - предметно-деятельностный сектор отвечает за совершенствование обучающегося в избранном для освоения направлении деятельности
2 – сектор повышения функциональной грамотности направлен на адаптацию ребенка в окружающей среде, на эффективную реализацию возможностей и потребностей обучающихся
3 – сектор личностного роста предполагает удовлетворение духовных потребностей ребенка (от самопознания к самореализации) и развитие его творческого потенциала.
4 – сектор физической культуры направлен на привитие культуры здорового образа жизни.
Суть полноценного образования заключается во взаимодействии всех четырех секторов. Речь идет о едином образовательном пространстве, что дает возможность реализовать основополагающие принципы дополнительного образования:
1.Общестратегические
Принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);
Принцип гуманизации – в основе образовательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры;
Принцип демократизации – предоставление каждому ребенку права выбора своей образовательной траектории развития и участия в образовательном процессе.
2. Ценностно-ориентационные
Принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
Принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности обучающихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;
Принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня.
3. Конструктивно-технологические
Принцип дифференциации и индивидуализации образования – в образовательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;
Принцип креативности – обеспечивает максимальную ориентацию на творческое начало;
Принцип непрерывности и преемственности – предполагает наличие единой системы целей и содержания образования на всем пути обучения в ЦДТТ «Город Мастеров»;
Принцип маршрутности – предполагает обеспечение индивидуально-образовательной траектории каждому обучающемуся на основе доступных ему программ, темпа, ритма, способов действия освоения программ;
Принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.
Принцип комфортности - заключается в обеспечении психологической комфортности ребенка в учреждении.
Модель образовательной деятельности Центра «Город Мастеров»
«От любознательности к совершенству!»
Образовательная деятельность в Центре обеспечивается системой взаимосвязанных программ, направленных на формирование способностей к познанию, общению, совместной и индивидуальной деятельности.
Подготовительная ступень
«От любознательности – к увлечению».
Цель - адаптация ребенка к новым условиям, выявление и развитие интересов и способностей ребенка.
Результат – развитие мотивации, потребности к познанию, накопление сенсорного, познавательного, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного опыта как основы творческой деятельности.
Ступень образовательно-развивающей деятельности
«От увлечения к мастерству»
Цель – создание условий для свободного выбора дальнейшего маршрута обучения на основе интереса, уже сформированного на предыдущем этапе, переноса приобретенного опыта творчества в конкретной деятельности на другие виды, дальнейшее развитие творческого потенциала личности.
Результат – успешное обучение в выбранном направлении, развитие устойчивой мотивации к познанию и творчеству в других областях, что способствует целостному личностному и социальному развитию.
На данной ступени реализуются комплексные образовательные программы, направленные на освоение как определенного вида творческой деятельности, на базе знаний, умений и навыков приобретенных ранее.
Предусмотрена гибкая система обучения, предлагаются необходимые условия и возможности перехода детей из одного объединения в другое. Также предоставляется возможность осваивать несколько программ параллельно.
Ступень допрофессионального и социального самоопределения
«От мастерства – к совершенству»
Цель – создать условия для дальнейшего совершенствования личности обучающихся, их гармоничного развития и осознания ими собственных потребностей в допрофессиональном самоопределении.
Результат – достижение стойкого интереса обучающихся, свободный осознанный выбор индивидуального маршрута саморазвития, самовоспитания и самообразования.
Результаты продуктивной творческой деятельности носят авторский характер.
Состоит из углубленных, профессионально ориентирующих, специализированных программ, предполагающих допрофессиональное становление и личностное развитие старших школьников по индивидуальным маршрутам. Продолжает и логически завершает обучение, начатое на предыдущих ступенях.
Внутри каждой ступени предусмотрена вариативность программ для обучающихся с разным уровнем подготовки, разными способностями, интересами и потребностями. В рамках отдельного направления (образовательной области) или направленности имеют место содержательно-целевые линии развития, которые определяют возможные индивидуальные образовательные маршруты, и подчиняются содержательно-целевой ориентации данной ступени.
Все ступени самостоятельны, вместе с тем существует преемственность между ними, которая обеспечивает возможность непрерывного перехода обучающихся с одной ступени на другую. Преемственность выражается в определенной степени готовности к освоению программы. Эту готовность ребенок может приобрести не только в ЦДТТ «Город Мастеров». В период комплектования групп для определения уровня подготовки ребенка педагоги обычно проводят собеседование или тестирование. В пределах каждой содержательно-целевой линии определяющим является соответствие критериев оценки результативности по завершению одной программы требованиям к начальному уровню следующей программы.
Таким образом, для того, чтобы обеспечить максимально возможный выбор, мы не замыкаемся в рамках одной программы длительного срока реализации, а, обеспечивая преемственность, предлагаем обучающимся различные варианты образовательных маршрутов как на каждой ступени обучения, так и «сквозные» с опорой на базовые секторы образовательной среды - предметно-деятельностный, повышения функциональной грамотности, личностного роста и физической культуры, соответствующие граням развития личности идеального выпускника ЦДТТ «Город Мастеров» - практической, социальной, интеллектуальной и физического здоровья.
Пирамида личностного роста выпускника ЦДТТ “Город Мастеров”
(на примере индивидуального образовательного маршрута)
- сектор предметно-деятельностный | |
- сектор функциональной грамотности | |
- сектор развития личности | |
- сектор физической культуры |
Глоссарий
Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.Г. есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.[1]
Непрерывность – наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования в учреждении, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное продвижение обучающихся вперед на каждом из последовательных временных этапов обучения.
Преемственность – непрерывность на границах различных этапов образования.
Мы различаем внутреннюю и внешнюю непрерывность (преемственность). Внешняя – организационный переход обучения на более высокую ступень. Внутренняя – определяется соотнесенностью содержания образования на каждой предшествующей и последующей ступени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных ...
Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
В статье рассматривается опыт учителя МХК по эффективному использованию педагогических технологий в обучении и воспитании....
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...
критерий 4.2 «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе .rar
Приложение к критерию 4.2...
Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
Современная педагогика осознает необходимость формирования человека творческого, искреннего и последовательного в глубинных личностных и социальных проявлениях, активно занятого созиданием своег...
Организация образовательного процесса с использованием возможностей театрального искусства. Организация театрализованной деятельности в школе.
Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, ...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения
Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...