Организация образовательного процесса
методическая разработка на тему

Угрюмова Елена Борисовна

Представлена концептуальная модель организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей (на основе опыта ГБОУ ДОД ЦДТТ "Город Мастеров"). Может быть использована как пример.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_obrazovatelnogo_protsessa.doc298.5 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция образовательного процесса ЦДТТ «Город Мастеров»

Система дополнительного образования позволяет поставить в центр образовательного процесса личность ребенка с его интересами и потребностями, дать ему возможность получения свободного индивидуального образования с учетом особенностей его личности.

Миссией ЦДТТ «Город Мастеров» является развитие способностей, формирование культуры личности через реализацию образовательных программ и организацию досуговых и массовых мероприятий, способствующих саморазвитию, самоопределению и интеграции в обществе, подготовке обучающихся к полноценной жизни. Исходная позиция такого подхода  – видение ребенка не объектом, а субъектом обучения. «Никого и ничему нельзя научить (в том числе учиться), можно лишь создать желание и дать возможность» (из выступления Кукалева С.В. на конференции «Три поколения ТРИЗ», 2000 г).

Результат образования детей мы представляем в виде общей модели личности выпускника Центра детского технического творчества «Город Мастеров» с определенными качествами в идеальном варианте. Выпускник ЦДТТ «Город Мастеров» - развивающаяся культурная личность, усвоившая определённые знания, умения, навыки на индивидуальном уровне, готовая к интеграции в постоянно меняющемся обществе, к полноценной жизни в современном мире. Модель личности позволяет определить и содержание образования.

 Для достижения такого результата образовательная среда ЦДТТ «Город Мастеров» организована в четырех взаимодействующих секторах:

1 - предметно-деятельностный сектор отвечает за совершенствование обучающегося в избранном для освоения направлении деятельности

2 –  сектор повышения функциональной грамотности  направлен на адаптацию ребенка в окружающей среде, на эффективную реализацию возможностей и потребностей обучающихся

3 – сектор личностного роста предполагает удовлетворение духовных потребностей ребенка (от самопознания к самореализации) и развитие его творческого потенциала.

4 – сектор физической культуры направлен на привитие культуры здорового образа жизни.

Суть полноценного образования заключается во взаимодействии всех четырех секторов. Речь идет о едином образовательном пространстве,  что дает возможность реализовать основополагающие принципы дополнительного образования:

1.Общестратегические

Принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);

Принцип гуманизации – в основе образовательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры;

Принцип демократизации – предоставление каждому ребенку права выбора своей образовательной траектории развития и участия в образовательном процессе.

2. Ценностно-ориентационные

Принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

Принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности обучающихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;

Принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня.

3. Конструктивно-технологические

Принцип дифференциации и индивидуализации образования – в образовательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;

Принцип креативности – обеспечивает максимальную ориентацию на творческое начало;

Принцип непрерывности и преемственности – предполагает наличие единой системы целей и содержания образования на всем пути обучения в ЦДТТ «Город Мастеров»;

Принцип маршрутности – предполагает обеспечение индивидуально-образовательной траектории каждому обучающемуся на основе доступных ему программ, темпа, ритма, способов действия освоения программ;  

Принцип сотрудничества –  совместная деятельность детей и взрослых.

Принцип комфортности -  заключается в обеспечении психологической комфортности ребенка  в учреждении.

Модель образовательной деятельности Центра «Город Мастеров»

«От любознательности к совершенству!»

Образовательная деятельность в Центре обеспечивается системой взаимосвязанных  программ, направленных на формирование способностей к познанию, общению, совместной и индивидуальной деятельности.

Подготовительная ступень

«От любознательности – к увлечению».

Цель -  адаптация ребенка к новым условиям, выявление и развитие интересов и способностей ребенка.

Результат – развитие мотивации, потребности к познанию, накопление сенсорного, познавательного, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного опыта как основы творческой деятельности.

Ступень образовательно-развивающей деятельности

«От увлечения к  мастерству»

Цель – создание условий для  свободного выбора дальнейшего маршрута обучения на основе интереса, уже сформированного на предыдущем этапе, переноса  приобретенного  опыта творчества   в  конкретной деятельности на другие виды,  дальнейшее развитие творческого потенциала личности.

Результат – успешное обучение в выбранном направлении, развитие устойчивой мотивации  к познанию и творчеству в других областях, что способствует целостному личностному и социальному развитию.

На данной ступени реализуются комплексные образовательные программы, направленные на освоение как определенного вида творческой деятельности, на базе знаний, умений и навыков приобретенных ранее.

Предусмотрена гибкая система обучения, предлагаются необходимые условия и возможности перехода детей из одного объединения в другое. Также предоставляется возможность осваивать несколько программ параллельно.

Ступень допрофессионального и социального самоопределения

«От мастерства – к совершенству»

Цель – создать условия для дальнейшего совершенствования личности обучающихся, их гармоничного развития и осознания ими собственных потребностей в допрофессиональном самоопределении.

Результат – достижение стойкого интереса обучающихся, свободный осознанный выбор индивидуального маршрута саморазвития, самовоспитания и самообразования.

Результаты продуктивной творческой деятельности носят авторский характер.

Состоит из углубленных, профессионально ориентирующих, специализированных программ, предполагающих допрофессиональное становление и личностное развитие старших школьников по индивидуальным маршрутам.  Продолжает и логически завершает обучение, начатое  на предыдущих  ступенях.

Внутри каждой ступени  предусмотрена вариативность программ для обучающихся с разным уровнем подготовки, разными способностями, интересами и потребностями. В рамках отдельного направления (образовательной области) или направленности  имеют место содержательно-целевые линии  развития, которые определяют возможные индивидуальные образовательные маршруты, и подчиняются содержательно-целевой ориентации данной ступени.

Все ступени самостоятельны, вместе с тем существует преемственность между ними, которая обеспечивает возможность непрерывного перехода обучающихся с одной ступени на другую. Преемственность выражается в определенной степени готовности к освоению программы. Эту готовность ребенок может приобрести не только в ЦДТТ «Город Мастеров». В период комплектования групп для определения уровня подготовки ребенка педагоги обычно проводят собеседование или тестирование. В пределах каждой  содержательно-целевой линии определяющим является соответствие критериев оценки результативности по завершению одной программы требованиям к начальному уровню следующей программы.

 Таким образом,  для того, чтобы обеспечить максимально возможный  выбор,  мы не замыкаемся в рамках одной программы  длительного срока реализации, а, обеспечивая преемственность, предлагаем  обучающимся различные варианты образовательных маршрутов как на каждой ступени обучения, так   и «сквозные» с опорой на базовые секторы образовательной среды - предметно-деятельностный, повышения функциональной грамотности, личностного роста и физической культуры, соответствующие граням развития личности идеального выпускника ЦДТТ «Город Мастеров» - практической, социальной, интеллектуальной и физического здоровья.

Пирамида личностного роста выпускника ЦДТТ “Город Мастеров”

(на примере индивидуального образовательного маршрута)

- сектор предметно-деятельностный

- сектор функциональной грамотности

- сектор развития личности

- сектор физической культуры

Глоссарий

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.Г. есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.[1]

Непрерывность – наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования в учреждении, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное продвижение обучающихся вперед на каждом из последовательных временных  этапов обучения.

Преемственность – непрерывность на границах различных этапов образования.

Мы различаем внутреннюю и внешнюю непрерывность (преемственность). Внешняя – организационный переход обучения на более высокую ступень. Внутренняя – определяется соотнесенностью содержания образования на каждой предшествующей и последующей ступени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

В статье рассматривается опыт учителя МХК по эффективному использованию педагогических технологий в обучении и воспитании....

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

Современная педагогика осознает необходимость формирования человека творческого, искреннего и последовательного в глубинных личностных и социальных проявлениях, активно занятого созиданием своег...

Организация образовательного процесса с использованием возможностей театрального искусства. Организация театрализованной деятельности в школе.

Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...