Методическая разработка открытого занятия на тему: «Роспись салфетки в стиле Мезенской росписи»
методическая разработка по теме
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
ПРЕДМЕТ: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 199.96 КБ |
obraz_konya_v_mezenskoy_rospisi.pptx | 1.68 МБ |
prezentatsiya_rospis_salfetki_mezen.pptx | 1.88 МБ |
kartochka-zadanie.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Ветлужский районный дом детского творчества
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
ПРЕДМЕТ: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
ТЕМА УРОКА:
«Роспись салфетки
в стиле мезенской росписи»
Педагог дополнительного образования
Подгурская Оксана Викторовна
Тема урока:
«Роспись салфетки для сервировки стола «Мезенский конь».
Цель:
- Повторение и закрепление знаний о традициях изображения мезенской росписи;
- Продолжение росписи салфетки для сервировки стола «Мезенский конь».
Задачи:
- Дидактические:
- Повторить знания о мезенской росписи;
- Повторить элементы народной росписи;
- Повторить цвета мезенской росписи;
- Повторить этапы выполнения мезенской росписи;
- Способствовать освоению приема построения линейного орнамента (вспомогательные линии, разметка полосы);
- Способствовать освоению приема построения композиции (вспомогательная схема «центр и кайма»);
- Способствовать освоению изобразительной деятельности, работы графическими материалами, кистью, красками.
- Развивающие:
- Способствовать формированию и развитию художественных умений и навыков при построении орнамента в полосе для росписи формы поставка;
- Способствовать формированию и развитию умений и навыков при работе с линейкой, красками и цветовой палитрой для выполнения росписи салфетки;
- Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, сравнивать – на примере образцов готовых работ; обобщать, определять и объяснять понятия – на примере работы с инструкционно - технологическими картами).
- Коррекционные:
- Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развития глазомера – при работе с линейкой и разметке полосы для построения орнамента, ориентировки в пространстве – при построении композиции, точности и тонкости различения цвета и формы – при выполнении работы в цвете);
- Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук – при работе с графическими материалами, развитие двигательной сноровки, соразмерность движений – при работе с кистью);
- Воспитательные:
- Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности;
- Способствовать формированию терпения, усидчивости.
Методическое оснащение урока:
- Материально-техническая база:
- Оборудованный учебный кабинет (декоративно-прикладное творчество);
- инструменты и приспособления: карандаш простой, краски (текстильные), кисть (колонок №1, 2), баночка для воды, палитра.
- Дидактическое обеспечение:
- Н. Величко. Энциклопедия «Роспись» - М., 1999; С.К. Жегалова. Русская народная живопись – М., 1984; Ю.Г., альбом-пособие для детей «Мезенская роспись»
- технологическая карта «Этапы выполнения росписи»;
- инструкционные карты «Отличие орнамента от узора», «Виды орнамента», «Построение орнамента», «Виды кистей»;
- образец объекта труда (расписная салфетка);
- образец поузловой обработки;
- образцы изделий народного творчества;
- кроссворд, карточки-задания.
Методы обучения:
- Словесный метод: беседа методом постановки вопросов; рассказ-объяснение;
- Наглядно-демонстрационный метод: демонстрация наглядных пособий; личный показ учителем трудовых приёмов;
- Практический метод: упражнения; работа с письменными инструкциями.
Тип урока:
урок с элементами игры по выполнению комплексных работ по закреплению приобретённых знаний, умений и навыков.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Приветствие;
- Проверка явки учащихся;
- Проверка готовности учащихся к уроку;
- Настрой учащихся на работу (аутотренинг «сегодня у меня все получится»);
- Доведение до учащихся плана урока (объяснить цели и задачи урока, объяснить каких результатов ученики должны достигнуть в конце урока, каким должно получиться изделие: красивым, аккуратным, грамотно выполненным).
- Здравствуйте, ребята.
Сегодня на уроке мы продолжим работу над росписью салфетки для сервировки стола.
Так же мы повторим все то, что успели узнать о росписи, которую сейчас проходим.
И узнаем что-то новое.
- Повторение пройденного материала.
Проверка знаний учащихся.
- Обратите внимание на роспись, которой мы оформляем салфетку. Как она называется? (Мезенская роспись)
Что мы знаем об этой росписи и о крае, в котором она зародилась? (видео «Архангельская область»)
- Давайте разберемся, что изображали на изделиях мастера? (смотрим слайды)
- Закрепление знаний учащихся.
- А теперь давайте проверим свои знания.
- Чтобы выполнить мезенскую роспись на изделии, необходимо точно соблюсти порядок ее выполнения.
Задание. «Этапы выполнения мезенской росписи» (карточки-задания).
Из каких элементов собраны все эти узоры и персонажи? Перечислите элементы росписи, которые вы знаете (слайды «элементы мезенской росписи»).
- Динамическая пауза.
Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать
Шесть — за стол тихонько сесть.
- Изложение педагогом материала.
- Снова рассмотрим салфетку: вы не задумывались, почему мы выбрали образ коня для оформления салфетки. Обратите внимание, что конь – это один из любимых персонажей мезенской росписи. Что бы узнать, почему образ коня так любим мезенскими мастерами, необходимо провести расследование (слайды с лошадьми, видеоряд).
А пока давайте вернемся к нашей работе над салфеткой.
Вот она перед вами, уже почти готовая. Осталось ее раскрасить. Салфетка уже выглядит хорошо. Но так ли было в начале?
Давайте вспомним, с чего мы начинали (презентация «Роспись салфетки в технике мезенской росписи»)
1. Из чего сделана эта салфетка? (из ткани)
2. Сначала вырезали салфетку из ткани;
3. Затем распустили края, сделав бахрому;
4. Перенесли рисунок с эскиза на ткань с помощью копировки, которую сделали сами (как делать копировку? зачем?)
5. Обвели рисунок на ткани специальной краской «контуром по ткани»;
6. После того, как контур высох нужно раскрасить рисунок на ткани красками.
Сейчас мы приступим к последнему этапу оформления салфетки – будем раскрашивать рисунок на ткани.
- Практическая часть урока.
Перед выполнением работы красками повторяем правила техники безопасности, обращаем внимание на осанку, на правила организации рабочего места.
Вводный инструктаж учителя:
- сообщение названия практической работы (роспись изделия);
- проверка готовности рабочего места к практической работе;
- разъяснение задач практической работы:
продолжить выполнение росписи на салфетке: раскрасить узор с конем, заполняя контур рисунка краской.
Во время работы, дети получают инструкции, как правильно держать кисть, вспоминают о свойствах кисти, какие номера кистей нужны для данной работы; Повторяют правила для аккуратного выполнения работы: не выходить за контур, раскрашивать аккуратно.
Самостоятельная работа учащихся.
- Текущий инструктаж педагога (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)
- Формирование умений:
-проверка организованности начала работы учащихся;
-проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты и приспособления);
-соблюдение правил ТБ при работе с текстильными красками, кистью.
- Усвоение знаний:
-инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией, соблюдение ТУ на выполнение задания.
- Целевые обходы:
-инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций;
-концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения операций;
-оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
-контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
- рациональное использование учебного времени учащимися.
- Заключительный инструктаж педагога:
-анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
-разбор типичных ошибок учащихся;
-вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
-повторное объяснение педагога способов устранения ошибок.
- Уборка рабочих мест.
- Подведение итогов урока педагогом:
- сообщение педагога о достижении целей урока;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; поощрение учащихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конь в жизни человека: Хорошо вышколенный боевой конь не только нёс своего господина, но и помогал ему в бою. Мощные удары копытами были опасными для всех. лошадь на войне
лошадь и охота Почти во всех странах мира, где распространён конный спорт, существует и конная охота.
лошадь и труд человека Человек запрягал лошадь в повозку, в соху: что-то перевозил, возделывал землю.
лошадь как транспорт
Очень долго лошадь была единственным средством передвижения на Руси: её запрягали в телегу, в сани.
В древности люди думали, что Солнце – бог, который каждый день пересекает небо с востока на запад в золотой колеснице, а вечером исчезает под горизонтом.
Пегас, крылатый конь греческой мифологии
Солнце и конь Раньше люди верили, что Солнце совершает за одни сутки один оборот вокруг Земли. Считалось, что бог Солнца каждый день пересекает небо с востока на запад в золотой колеснице, а вечером исчезает за горизонтом… Вот и бегут по мезенским прялкам кони, указывая на солнечное движение по небосводу. Нужно успеть солнышку всю землю обскакать, осветить, подарить тепло и радость всему живому. Видимо поэтому у мезенских коней такие длинные, гибкие, быстрые ноги. А грива состоит из множества лучиков.
Прялка. Фрагмент. «Кони» 1898г.
Изделия современных мастеров
Как нарисовать коня
Рисуем коня
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Красивые вещи делать легко! Мастер-класс нацелен на то, чтобы показать, как легко и быстро можно сделать красивую вещь – салфетку для сервировки стола, своими руками.
Почему Мезенская роспись? Простота графических изображений, незамысловатый колорит в сочетании выглядят нарядно и стильно. Наивная и вместе с тем художественная роспись прекрасно вписывается в современный интерьер.
Основные элементы мезенской росписи.
Цветы из простых элементов: линий, завитков, капель
Звездочки, решётки, дуги
Изображение оленя
Изображение коня
Грива у коня
Птицы: утки, лебеди
Изделия мезенских мастеров
Современное применение приемов Мезенской росписи
Современное прочтение мезенской росписи в нашем изделии! Выполнять салфетку мы будем не в точных традициях мезенской росписи. Авторский подход будет заключаться в том, что вместо традиционного красного цвета, мы возьмём тот, который захотим! Например, синий , зелёный !
Оформление салфетки в технике мезенской росписи
С чего начать Работу начинаем с выбора материалов: Ткань, Ножницы, Карандаш, Линейка, Бумага, Контур по ткани, Краска по ткани (цвет выбираем сами), Кисти (колонок, белка № 1, 3)
Как изготовить салфетку Изготовить салфетку можно самим. Для этого следует определиться с выбором ткани. Подойдет лён, можно и холст. Эти ткани достаточно плотные, нити из них хорошо выдергиваются, это нужно для создания бахромы.
Изготовление салфетки Из отреза ткани выкраиваем салфетку размером 20х20см
Изготовление салфетки На краях салфетки делаем бахрому шириной 1 см.
С чего начать роспись Роспись следует начать с разработки эскиза. Если затрудняетесь нарисовать рисунок сами, возьмите готовый! Рисунок можно переснять с помощью кальки, например.
Подготовка к росписи Заштрихуйте обратную сторону рисунка простым карандашом, для получения эффекта копировальной бумаги. Это нужно, чтобы перевести рисунок на ткань.
Подготовка к росписи Положите рисунок заштрихованной стороной на лицевую сторону салфетки. Зафиксируйте его и твердым карандашом или ручкой обведите рисунок по контуру. На салфетке останется отпечаток рисунка!
Как расписывать Возьмите тюбик с контуром для ткани и, аккуратно выдавливая краску, обведите рисунок по карандашу.
Роспись салфетки После того, как контур полностью высох, раскрашиваем сам рисунок. Для мезенской росписи характерен красный цвет. Возьмите любой другой, проявите свою индивидуальность!
Творите красоту своими руками!
Предварительный просмотр:
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ
1.
2.
3.
Задание:
Вырежи ножницами образцы этапов и их названия. Вклей в ячейки картинки и надписи так, чтобы они соответствовали порядку выполнения мезенской росписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"
Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....
Презентация к методической разработке открытого занятия по теме "Здравствуй, боярыня Масленица!"
Презентация к методической разработке открытого занятия по теме "Здравствуй, боярыня Масленица!"...
Методическая разработка открытого занятия на тему: "Цветочные фантазии из бумаги"
Цветы - символ любви и верности, они привносят в нашу жизнь радость и счастье. Даже маленький букетик цветов придает комнате праздничный вид, создает приподнятое настроение. Однако, живые цветы недолг...
Методическая разработка открытого занятия по теме "Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников" (для 10 класса школы или 1 курса колледжа)
План - конспект урока по теме "Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников"....
Методическая разработка открытого занятия на тему СТЕНЫ ИЗ КИРПИЧА
В разработке приведены план и технологическая карта учебного занятия, тесты для контроля знаний, конспект лекции. Предназначены для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального обр...
Методическая разработка открытого занятия на тему: "Поэтапное выполнение основного элемента Мезенской росписи-коня"
Раздел -Декоративно-прикладное искусство. Место учебного занятия в образовательном процессе: обобщающее занятие в разделе программы «Изучение элементов Мезенской росписи» дополнительного образова...
Методическая разработка по проведению мастер-класса "Кулон именной" (в стиле мезенской росписи)
Мезенская роспись прекрасно подходит для использования в творческих занятиях с детьми. Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с ...