Программы по внеурочной деятельности для начальных классов
рабочая программа на тему
Прораммы напрвлены на общеинтеллектуальное развитие
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ Спас – Заулковская школа – интернат - ЦО «Планета детства»
УТВЕРЖДАЮ | ||
Директор школы – интернат ______ Старикова Г.В. Приказ по школе от 30.08. 2014г. № 61/2 | ||
Рабочая программа учителя
по курсу внеурочной деятельности
обшеинтеллектуального направления
«Азбука домашних животных»
3 класс
2014-2015 учебный год
Составитель:
учитель географии,
Шишмарева В.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Азбука домашних животных» разработана на основе программы «Азбука содержания животных», авторы В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын, М.: «Просвещение», 2011г. и соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования и структуре программы воспитания и социализации учащихся.
Цель курса – развитие способностей у детей действовать и мыслить рационально, формирование навыков научно-интеллектуального труда для расширения творческих возможностей обучающихся в проектно-исследовательской деятельности.
Используются следующие формы проведения занятий: выставки, работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники, индивидуальная работа и работа в парах (моделирование), творческая работа в группах (создание видеоролика).
Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста.
Программа позволит подготовить детей к познанию некоторых правил и требований к содержанию животных, позволит познакомить с правилами ухода за ними, а также предупредить о трудностях содержания животных, об ответственности за жизнь питомцев.
Программа предполагает обучение школьников, проявляющих интерес к изучению жизни животных, предусматривает последовательное расширение знаний о животном мире.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
Новизна программы заключается в индивидуальном подходе к ребёнку, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность, активном вовлечении в работу родителей.
Практическая значимость.
Программа позволит подготовить детей к познанию некоторых правил и требований к содержанию животных, позволит познакомить с правилами ухода за ними, а также предупредить о трудностях содержания животных, об ответственности за жизнь питомцев.
Программа предполагает организацию деятельности учащихся от простого наблюдения и собирательства интересного их жизни живых организмов к их описанию и исследовательскому поиску. В результате такого вида деятельности дети начинают овладевать элементарными навыками основ научно – исследовательской работы.
При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении таких предметов как окружающий мир, ИЗО, технологии; устанавливаются партнерские отношения между учениками и учителями, открываются возможности для самоутверждения.
Использование современных технологий и создание проектов позволят оптимизировать воспитательный процесс, помогут участникам учебно – воспитательного лучше познавать флору и фауну своего края.
Программа реализуется на основе следующих принципов:
- принцип развития мыслеобразов, при котором вся система представлений о животных опирается на образы, возникающие при эмоционально-эстетическом освоении мира природы;
- принцип развития партнерских взаимодействий ребенка, педагога с животными;
- принцип развития коактивности, который регулирует использование методов развития стратегий деятельности детей, направленной на животных.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Цели программы:
-Формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к ним.
-Освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными.
-Привитие любви ко всему живому, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.
Задачи программы:
-Научить детей использовать имеющиеся знания о животных в повседневной жизни.
- Обучить умению работать индивидуально и в группе; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
-Развивать природные задатки и способности детей.
- Воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Двигательная активность составляет 70%.
Описание места программы в структуре ООП
Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МОУ Спас-Заулковской школы-интернат – ЦО «Планета детства». Содержание программы соответствует общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) в 3 классе, что соответствует учебному плану школы.
Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
Программа носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер и состоит из трех основных блоков: предметно-деятельностный, блок функциональной грамотности и блок личностного роста.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
Первый уровень результатов
- Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
- Животные, с которыми можно дружить. Животные, которые помогают сохранить здоровье. Животные, которые нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми.
- Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения.
- Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой.
- Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Неразлучники. Канарейка.
- Основы аквариумистики. История аквариумистики. Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушки, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы, цихлиды, харациновые. Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб.
- Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить кошек и собак к чистоплотности. Представление об условных рефлексах.
- Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных.
- Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных.
Личностные результаты:
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
Учится работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
Оценивать правильность поведения людей в природе.
Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.
Называть условия, необходимые для жизни животных.
Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.
Приводить примеры домашних животных своего края.
Анализировать тексты писем.
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.
Содержание программы по внеурочной деятельности
Как животные оказались в нашем жилище?
Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др.Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов
Практика
Просмотр презентации. Составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными
Почему мы любим животных?
Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие.
Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство.
Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье.
Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их
Практика
Просмотр презентации. Викторина. Беседа с медсестрой. Конкурс эрудитов- любителей животных.
Собаки – самые верные друзья человека
Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания.
Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии собак».Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка.
Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках
Практика
Просмотр видеоматериалов. Заочное посещение выставки собак. Беседа с библиотекарем сельской библиотеки. Встреча с ветеринарным врачом. Просмотр презентации. Викторина «Лучший воспитатель щенка». Экскурсия. Встреча с кинологом. Организация выставки книг о воспитании собак
Кошки, которые не гуляют сами по себе
Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что надо кошке для её хорошего самочувствия.
Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках
Практика
Просмотр презентации. Конкурс рисунков. Викторина «Лучший знаток кошек». Подготовка сообщений совместно с родителями. Беседа с ветеринарным врачом
Освоение приёмов ухода за взрослой кошкой. Организация выставки книг о содержании кошек.
Пернатая радуга в комнате
Основы содержания комнатных птиц. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы
Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай Корелла. Неразлучники. Канарейка. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления
Основные трудности и опасности содержания птиц в жилищеГоворящие птицы. Кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.
Практика
Освоение приёмов чистки клеткиПросмотр видеоматериалов о птицах.Викторина «Лучший знаток птиц». Беседа с ветеринаром. Создание Памятки по уходу за пернатыми друзьями. Разучивание основных упражнений по обучению говорящих птиц человеческой речи. Беседа с библиотекарем сельской библиотеки. Организация выставки книг
о пернатых друзьях
Хомка и его ближайшие родственники
Особенности жизни грызунов в природе. Основы содержания мелких грызунов в домашних условиях. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук
На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Клетки для грызунов
и их оборудование. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах.
Практика
Просмотр видеоматериалов. Оформление места проживания хомячка. Просмотр презентации.Викторина «Лучший знаток грызунов».Беседа с ветеринарным врачом. Практикум по обустройству клетки для грызунов. Встреча с односельчанами, содержащими хомячков. Организация выставки книг о грызунах
Рыбы – самые тихие соседи.
Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия
Аквариум как модель природного водоёма.Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода.
Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры; другие необходимые приспособления. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые(петушок, гурами), карповые(золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы(крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды(скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тернециии). Правила покупки и транспортировки рыб
Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки. Литература
по аквариумистике.
Практика
Просмотр видеоматериалов. Освоение приёмов очистки стенок аквариума, смены воды в аквариуме, установка необходимых приспособлений. Сообщения, приготовленные совместно с родителями. Просмотр презентаций. Освоение приёмов транспортировки рыбок. Выставка рисунков. Встреча с односельчанами, содержащими рыбок
Организация выставки книг по аквариумистике.
Школа для наших любимцев
Основы воспитания и дрессировки животных.Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание
Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные – артисты. Методика дрессировки животных династии Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам
Практика
Просмотр видеоматериалов.Знакомство с выставкой книг о дрессировке животных.
Встреча с односельчанами, содержащими кошек. Беседа с ветеринарным врачом
Беседа с ветеринарным врачом. Встреча с кинологом. Заочное посещение цирка, обмен впечатлениями. Просмотр презентации. Отработка навыков дрессировки животных
Взрослые, которые всегда готовы помочь
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общества охраны животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и посвящённые содержанию животных
Телепередачи о животных. Зоомагазины. Приобретение животных в зоомагазинах. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных.
Практика
Просмотр презентации. Просмотр презентации. Встреча с ветеринарным врачом.Освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным. Экскурсия в клуб собаководов. Обзор периодической печати и животном мире. Подготовка сообщений совместно с родителями. Подготовка сообщений совместно с родителями. Экскурсия. Практическая работа по составлению списка необходимых для питомца товаров в зоомагазине.
Мы в ответе за тех, кого приручили
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных.Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи.Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным, как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. Всемирный день животных.
Практика
Практические работы: освоение приёмов фотографирования и рисования животных и птиц.
Итоговое занятие. Выставка
Подведение итогов занятий. Организация выставки фотографий. Создание компьютерной презентации результатов работы юных любителей животных. Рассматривание выставки работ обучающихся. Просмотр презентации
Тематическое планирование
№ | Тема | Дата | Всего | Теория | Практика | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||
планируемая | скорректированная | УУД | Личностные результаты | |||||
1 | Как животные оказались в нашем жилище? | 3А 3Б 01.09 01.09 | 1 | 1 | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Учебно-познавательный интерес. | ||
2 | Составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов по уходу за животными | 08.09 08.09 | 1 | |||||
3 | Почему мы любим животных? | 15.09 15.09 | 1 | 1 | Р. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие. | ||
4 | Беседа с медсестрой. Конкурс эрудитов- любителей животных. | 22.09 22.09 | 1 | 1 | ||||
5 | Собаки – самые верные друзья человека | 29.09 29.09 | 1 | 1 | Р. Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей. П. Осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения в зависимости от цели. К. Формулировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы и обращаться за помощью. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие. | ||
6 | Заочное посещение выставки собак. | 06.10 06.10 | 1 | 1 | ||||
7 | Беседа с библиотекарем сельской библиотеки на тему: «Собака – друг человека» | 13.10 13.10 | 1 | 1 | ||||
8 | Викторина «Лучший воспитатель щенка». | 20.10 20.10 | 1 | 1 | ||||
9 | Кошки, которые не гуляют сами по себе | 10.11 10.11 | 1 | 1 | Р.Формировать и удерживать учебную задачу П. Рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, формировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание. К. Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. | Мотивация учебной деятельности, осознание своей этнической принадлежности. | ||
10 | Конкурс рисунков на тему: «Пушистый друг» | 17.11 17.11 | 1 | 1 | ||||
11 | Освоение приёмов ухода за взрослой кошкой. | 24.11 24.11 | 1 | 1 | ||||
12 | Викторина «Лучший знаток кошек». | 01.12 01.12 | 1 | 1 | ||||
13 | Пернатая радуга в комнате | 08.12 08.12 | 1 | 1 | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Учебно-познавательный интерес. | ||
14 | Создание памятки по уходу за пернатыми друзьями. | 15.12 15.12 | 1 | 1 | ||||
15 | Викторина «Лучший знаток птиц» | 22.12 22.12 | 1 | 1 | ||||
16 | Хомка и его ближайшие родственники | 29.12 29.12 | 1 | 1 | Р. Выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь | Осознание своей этнической принадлежности, отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, | ||
17 | Практикум по обустройству клетки для грызунов. | 12.01 12.01 | 1 | 1 | для регуляции своего действия. П.Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||
18 | Викторина «Лучший знаток грызунов» | 19.01 19.01 | 1 | 1 | ||||
19 | Рыбы – самые тихие соседи | 26.01 26.01 | 1 | 1 | Р. . Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей. П. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. К. . Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Осознание своей этнической принадлежности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||
20 | Освоение приёмов очистки стенок аквариума, смены воды в аквариуме, установка необходимых приспособлений | 02.02 02.02 | 1 | 1 | ||||
21 | Выставка рисунков. Организация выставки книг по аквариумистике. | 09.02 09.02 | 1 | 1 | ||||
22 | Школа для наших любимцев | 16.02 16.02 | 1 | 1 | Р. . Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей. П. Осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения в зависимости от цели. К. Формулировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы и обращаться за помощью. | Учебно-познавательный интерес. | ||
23 | Знакомство с выставкой книг о дрессировке животных. | 02.03 02.03 | 1 | 1 | ||||
24 | Заочное посещение цирка, обмен впечатлениями. | 09.03 09.03 | 1 | 1 | ||||
25 | Взрослые, которые всегда готовы помочь | 16.03 16.03 | 1 | 1 | Р. Выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия. П.Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. К. Определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | Осознание своей этн этнической принадлежности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика». | ||
26 | Освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным. | 06.04 06.04 | 1 | 1 | ||||
27 | Практическая работа по составлению списка необходимых для питомца. | 13.04 13.04 | 1 | 1 | ||||
28 | Мы в ответе за тех, кого приручили | 20.04 20.04 | 1 | 1 | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Учебно-познавательный интерес. | ||
29 | Что такое культура содержания животных. | 27.04. 27.04 | 1 | 1 | ||||
30 | Права и обязанности хозяев животных | 04..05 04.05 | 1 | 1 | ||||
31 | Как помочь другим ребятам полюбить животных. | 11.05 11.05 | 1 | 1 | ||||
32 | Как правильно фотографировать и рисовать домашних животных. | 18.05 18.05 | 1 | 1 | ||||
33 | Организация выставки фотографий. | 25.05 25.05 | 1 | 1 | Р. Отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания. К. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие. | ||
34 | Создание презентации « Юные любители животных». | 25.05 25.05 | 1 | 1 | ||||
Итого | 34 | 10 | 24 |
Описание материально-технического обеспечения по внеурочной деятельности
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1.Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М.: «Просвещение», 2001г.
2.Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. Программы внеурочной деятельности–М.:Просвещение, 2011
3. Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. – М : Просвещение, 2011.
4.Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. – М: Псвещение,2011
5.Планируемые результаты начального образования. – М. : Просвещение,2011
6. А.Г. Асмолов, Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М. : Просвещение, 2011.
7. Модульная система кспериментовPROLog. Начальная школа. Инструктивно -методические материалы для педагога.
8. Документ-камера. Микроскоп цифровой. Инструктивно- методические материалы для педагога.
9. Ноутбук Acer Travel Mate 5744Z-P622G25Mikk 15,6")
10. ИнтерактивнаядоскаInterwriteDualBoard 1279М
11. ПроектормультимедийныйEpsonEB-X02 (3K)
12. Система контроля и мониторинга качества знаний (CKMK3)
13. Документ-камера Кеп-а-visionViewer с программным обеспечением
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
14. Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст/А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.
15. Плешаков А.А. Зеленые страницы Текст /А.А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2011.
СОГЛАСОВАНО |
Заместитель директора по ВР __________В.В.Даньшина |
Предварительный просмотр:
МОУ Спас – Заулковская школа – интернат - ЦО «Планета детства»
УТВЕРЖДАЮ | ||
Директор школы – интернат ______ Старикова Г.В. Приказ по школе от 30.08. 2014г. № 61/2 | ||
Рабочая программа учителя
по курсу внеурочной деятельности
обшеинтеллектуального направления
«Мир лекарственных растений»
2 класс
2014-2015 учебный год
Составитель: учитель географии,
Шишмарева В.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений», для учащихся 2 класса, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения Москва: «Просвещение» 2011г, примерной программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления, является модификацией программы «Мир лекарственных растений», автор Е. А. Постникова.
Цель курса заключается в развитии познавательных мотивов, направленных на получение
нового знания о живой природе, в том числе, о лекарственных растениях; развитие
индивидуальных качеств личности в области исследования природы, формирование
интеллектуальных умений.
Задачи курса:
- развивать познавательные мотивы, направленные на получение нового знания о живой природе,
в том числе, о лекарственных растениях; познавательных качеств личности, связанных с
усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы,
формированием интеллектуальных умений;
- осваивать опыт практического применения знаний и умений при заготовке и использовании
лекарственных растений;
-формировать умение вести диалог, о воспитании чувства бережного отношения к природе и
здоровью человека;
-формировать экологическое сознание
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
Рабочая программа учителя составлена с учетом возрастных, психофизиологических
особенностей детей,
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Программа построена на основе следующих принципов:
- доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
- актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников)
Для реализации программы используются следующие методы:
1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (объяснение, рассуждение, беседа, рассказ, повествование);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам)
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (восприятие и усваивание детьми готовой информации);
- репродуктивный (воспроизведение учащимися полученных знаний и освоенных способов деятельности);
- частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся);
- стимулирования и мотивации (игры, создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение, убеждение)
Программа учителя предусматривает различные виды деятельности: теоретические занятия, диспуты, опыты и практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу с целью изучения лекарственных растений своей местности, работа на пришкольном участке – в отделе лекарственных растений, знакомство с определителями, правилами гербаризации, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме проведения
занятий: игры, конкурсы, путешествия, экскурсии (наблюдательные, поисковые,
исследовательские), творческие занятия, лабораторные и практические работы, беседы, акции,
трудовые десанты, выставки, проекты, занятие – сказка.
Двигательная активность составляет 70%
Описание места программы в структуре ООП
Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы начального
общего образования (ООП НОО) МОУ Спас-Заулковской школы-интернат – ЦО «Планета
детства». Содержание программы соответствует общеинтеллектуальному направлению
внеурочной деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) во 2 классе,
что соответствует учебному плану школы.
Место проведения занятий: кабинет биологии, пришкольный участок – лекарственный
отдел, территория, прилегающая к школе, для проведения экскурсионных занятий.
Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию;
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни;
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе;
Ценность бережного и уважительного отношения к природе – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к природе, бережному отношению к живым организмам, в осознанном участии в природоохранной деятельности
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование экологического мышления: умений оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды; готовность следовать нормам природоохран-ного поведения;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации экологического образования;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Тематический план
№ П/П | Тема | Всего | Теория | Практика |
Введение | 4 | 2 | 2 | |
Дикорастущие лекарственные растения | 8 | 3 | 5 | |
Культурные лекарственные растения. | 8 | 5 | 3 | |
Сбор и хранение лекарственного сырья | 4 | 2 | 2 | |
Использование лекарственного сырья | 6 | 3 | 3 | |
Лекарственные препараты, изготовленные из растений. | 3 | 2 | 1 | |
Итоговая конференция, выставка гербарных экземпляров лекарственных растений | 1 | 1 |
Содержание программы
1.Введение (4 часа)
История использования лекарственных растений в медицине, в быту. Группы лекарственных растений: дикорастущие, культурные. Формы лекарственных растений: травянистые, полукустарниковые, кустарники, деревья.
Практические работы: работа с гербарными экземплярами лекарственных растений
Экскурсия: на пришкольный участок, знакомство с растениями лекарственного отдела
2. Дикорастущие лекарственные растения (8 часов)
Лекарственные растения нашей местности. Лекарственные растения леса: береза, дуб, черемуха, черника, брусника, клюква, ландыш майский, медуница, кипрей и т.д.
Лекарственные растения луга: тысячелистник обыкновенный, ромашка лекарственная, полынь горькая, одуванчик лекарственный, пижма, мать – и мачеха, череда, душица обыкновенная, шалфей, чабрец
Растения у нас под ногами (рудеральные растения): горец птичий, подорожник большой, лопух, пастушья сумка и д.р.
Практические работы: экскурсия на пустырь для выявления лекарственных растений, сбор и сушка лекарственных растений, выявление характерных признаков лекарственных растений, составление кратких характеристик лекарственных растений
3. Культурные лекарственные растения(8 часов)
Культурные растения, имеющие лекарственные свойства: овощные культуры (морковь, капуста белокочанная, свекла столовая, редька черная, картофель, чеснок, укроп, репа, топинамбур); плодовые культуры (черная смородина, шиповник, малина, облепиха, крыжовник); полевые культуры (овес, кукуруза, ячмень).
Цветочно – декоративные растения (алоэ древовидное, герань душистая, каланхоэ и др.)
Посев и посадка лекарственных растений, правила ухода за сеянцами
Практические работы:
Приготовление свежего сока капусты белокочанной, картофеля, свеклы; приготовление сока редьки с медом – средство от кашля; посев семян лекарственных растений (весна), уход за всходами, пикировка сеянцев
4. Сбор и хранение лекарственного сырья(4 часа)
Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). Правила сбора лекарственных растений: время сбора (утро 8 – 10 часов), место сбора: кроме угодий, прилегающих к крупным автомагистралям, промышленным предприятиям, фермам. Выборочный сбор: часть растения, оставляют для воспроизводства. Правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры. Правила сушки, условия и сроки хранения сырья
Практические работы:
Изучение способов хранения лекарственного сырья, работа со справочной литературой
5. Использование лекарственного сырья (6 часов)
Сборы лекарственных трав. Состав пяти – шести сборов. Правила приготовления соков, настоев и отваров.
Практические работы:
Приготовление одного – двух настоев лекарственных трав; работа по изучению состава растительного грудного сбора (промышленная упаковка), работа со справочной литературой
6. Лекарственные препараты, изготовленные из растений (3 часов)
Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений. Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома.
Практические работ: определение сроков годности лекарственного сырья на промышленных упаковках
7. Итоговая конференция, выставка гербарных экземпляров лекарственных растений (1 час)
Подготовка и проведение выставки гербарных образцов лекарственных растений, компьютерные мини - проекты
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
№ | Тема | Дата | Тео-рия | Прак-тика | Планируемые результат ы (в соответствии с ФГОС) | |||||||||
планируемая | скорректированная | УУД | Личностные результаты | |||||||||||
Введение (4 часа) | ||||||||||||||
1. | Из истории лекарственных растений | 2А 2Б 02.09 02.09 | 1 | Р.Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила. П. Осуществлять поиск и выделение информации. К. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. | Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды | |||||||||
2. | Знакомимся с лекарственными растениями. Работа с гербарными экземплярами лекарственных растений | 09.09 09.09 | 1 | Р. Работать по плану, сверять свои действия с целью; П. Объяснять взаимосвязи живых организмов со средой обитания; К. Аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | |||||||||
3 | Формы лекарственных растений: травянистые, полукустарниковые, кустарники, деревья. | 16.09 16.09 | 1 | Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; П. Умение анализировать и делать выводы; К. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения | Адекватная мотивация деятельности. Формирование начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире | |||||||||
4. | Экскурсия: на пришкольный участок, знакомство с растениями лекарственного отдела | 23.09 23.09 | 1 | Р. Формулирование проблемной ситуации и определение путей ее решения; П. Объяснять взаимосвязи живых организмов со средой обитания К. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения | Формирование экологического мышления | |||||||||
5. | Экскурсия на пустырь «Лекарственные растения нашей местности» | 30.09 30.09 | 1 | Р. Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; П. Работать с разными источниками биологической информации К. Сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; | Формирование познавательных интересов и мотивов | |||||||||
6. | Зеленая аптека на лесной опушке | 07.10 07.10 | 1 | Р. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия П. Находить различия в строении лекарственных растений К. Аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | Формирование познавательных интересов и мотивов | |||||||||
7. | Лекарственные растения луга | 14.10 14.10 | 1 | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. Видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы К. Формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование готовности следовать нормам природоохранного поведения | |||||||||
8. | Лекарственные растения у нас под ногами | 21.10 21.10 | 1 | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П.Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания | Умение вести диалог | |||||||||
9. | Пр. раб. Правила сбора лекарственных растений | 11.11 11.11 | 1 | Р.Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила. П. Осуществлять поиск и выделение информации. К. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других | Формирование экологического мышления | |||||||||
10. | Пр. раб «Выявление характерных признаков лекарственных растений» | 18.11 18.11 | 1 | Р.Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила; П.. Находить различия в строении лекарственных растений К. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других | Умение вести диалог | |||||||||
11 – 12. | Пр. раб. в малых группах « Составление кратких характеристик лекарственных растений» | 25.11 25.11 02.12 02.12 | 2 | Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; К. Работать в малых группах | Адекватная мотивация деятельности | |||||||||
13. | Лекарственные растения на грядке - овощные культуры | 09.12 09.12 | 1 | Р. Применять установленные правила в планировании способа решения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; П. Видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы; К. Формулировать собственное мнение и позицию | Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру | |||||||||
14. | Викторина «Загадки с грядки» | 16.12 16.12 | 1 | Р.Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель деятельности; П. Объяснять взаимосвязи живых организмов со средой обитания; К. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения | Адекватная мотивация деятельности. | |||||||||
15 | Пр. раб. «Приготовление свежего сока капусты белокочанной» | 23.12 23.12 | 1 | Р. Работать по плану, сверять свои действия с целью П. Видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы К. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения | Формирование осваивания простейших прием приготовления народных лекарственных средств | |||||||||
16 | Лекарственные ягодные культуры | 30.12 30.12 | 1 | Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему занятия; П. Осуществлять поиск и выделение информации. К. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других | Формирование экологического мышления | |||||||||
17 | Лекарственные злаки | 13.01 13.01 | 1 | Р. Работать по плану, сверять свои действия с целью П. Видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы К. Формулировать собственное мнение и позицию | Адекватная мотивация деятельности | |||||||||
18 | Пр.раб. «Приготовление средства от кашля – редька с медом» | 20.01 20.01 | 1 | Р.Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему П. Объяснять взаимосвязи живых организмов со средой обитания К. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения | Осваивать простейшие приемы приготовления народных лекарственных средств | |||||||||
19. | Лекарственные цветочно – декоративные растения | 27.01 27.01 | 1 | Р. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия П. Находить различия в строении лекарственных растений К. Аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | Умение вести диалог | |||||||||
19. | Посев семян лекарственных растений, уход за сеянцами | 03.02 03.02 | 1 | Р. Составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; П. Самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; К. Определять цели, функции участников, способы взаимодействия | Адекватная мотивация деятельности | |||||||||
20. | Правила сбора лекарственных растений | 10.02 10.02 | 1 | Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия; П. Осуществлять поиск и выделение информации; К. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других | Формирование экологической культуры: ценностного отношения к природному миру | |||||||||
21 | Правила сушки, условия и сроки хранения сырья | 17.02 17.02 | 1 | Р. Работать по плану, сверять свои действия с целью; П. Наблюдать, делать выводы и заключения ; К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) | Формирование познавательных интересов и мотивов | |||||||||
22 | Пр.раб. Работа со справочной литературой | 24.02 24.02 | 1 | Р. Определять цель учебной деятельности; П. Осуществлять поиск и выделение информации. К. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. | Адекватная мотивация деятельности | |||||||||
23 | Пр. раб. «Изучение способов хранения лекарственного сырья» | 03.03 03.03 | 1 | Р. Работать по плану, сверять свои действия с целью; П. Наблюдать, делать выводы и заключения ; К. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения | Формирование экологического мышления | |||||||||
24. | Сборы лекарственных трав | 10.03 10.03 | 1 | Р. . Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия; П. Осуществлять поиск и выделение информации; К. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других | Умение вести диалог | |||||||||
25 | Пр.раб. «Изучение состава лекарственного сбора» | 17.03 17.03 | 1 | Р. Работать по плану, сверять свои действия с целью; П. Наблюдать, делать выводы и заключения ; К. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения | Оценивать жизнен-ные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; | |||||||||
27 - 28 | Изучение свойств травяных настоев. Правила приготовления соков, настоев и отваров. | 07.04 07.04 14.04 14.04 | 2 | Р. Применять установленные правила в планировании способа решения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П. умение сравнивать, фиксировать различия К. Формулировать собственное мнение и позицию | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | |||||||||
29 | Пр. раб. «Приготовление настоя из ромашки лекарственной» | 21.04 21.04 | 1 | Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; П. Умение анализировать и делать выводы; К. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения | Осваивать простейшие приемы приготовления народных лекарственных средств | |||||||||
30 | Пр. раб. «Приготовление настоя из березовых почек» | 28.04 28.04 | 1 | Р. Работать по плану, сверять свои действия с целью; П. Видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы К. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; | Оценивать жизнен-ные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; | |||||||||
31 | Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений | 05.05 05.05 | 1 | Р. Работать по плану, сверять свои действия с целью; П. Выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач ; К. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других | Адекватная мотивация деятельности | |||||||||
32 | Правила хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома | 12.05 12.05 | 1 | Р.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; П. Умение сравнивать, фиксировать различия; К. Формулировать собственное мнение и позицию | Формирование познавательных интересов и мотивов | |||||||||
33 | Пр. раб. «Определение сроков годности лекарственного сырья на аптечных упаковках» | 1 | Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; П. Умение анализировать и делать выводы; К. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения | Оценивать жизнен-ные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; | ||||||||||
34 | Итоговое занятие. Мини - проекты Выставка гербарных образцов лекарственных растений | 19.05 19.05 | 1 | Р.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. П. Наблюдать, делать выводы и заключения; К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру | |||||||||
17 ч. | 17 ч. | Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия; П.; Самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера К. Четко излагать свои мысли, слушать и понимать речь других | Умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды; |
Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.
- Таблицы и наборы открыток «Лекарственные растения»
- Гербарный материал - лекарственные растения нашей местности;
- Научно-популярная, справочная, историческая литература по экологии;
- Видеофильмы по биологии и экологии;
- Материалы единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru, интернет – сайт http//www/floranimal/ru
6. компьютер;
7. проектор
Литература для учителя:
- Программа «Мир лекарственных растений», автор Е. А. Постникова, М.:
«Просвещение», 2011г.
- Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер Дикорастущие лекарственные растения - М.: 2003;
- В. И. Гулимова Эфирные масла в косметике и медицине - М.: 2003;
- Энциклопедия лекарственных растений народной медицины – Спб., 2006;
- М.А. Изотова, Т.Ф Плотникова, Ю. И. Кирова, Н.А. Сарафанова. Травник. Лучшие рецепты народной медицины – М.: Эксмо, 2009
Интернет – сайт http//www/floranimal/ru
Литература для учащихся:
- Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер Дикорастущие лекарственные растения - М.: 2003;
- М.А. Изотова, Т.Ф Плотникова, Ю. И. Кирова, Н.А. Сарафанова. Травник. Лучшие рецепты народной медицины – М.: Эксмо, 2009
- С. И. Смирнов Мир растений - М.: Молодая гвардия, 1981
Интернет – сайт http//www/floranimal/ru
СОГЛАСОВАНО |
Заместитель директора по ВР __________В.В.Даньшина |
Предварительный просмотр:
МОУ Спас – Заулковская школа – интернат - ЦО «Планета детства»
УТВЕРЖДАЮ | ||
Директор школы – интернат ______ Старикова Г.В. Приказ по школе от 30.08. 2014г. № 61/2 | ||
Рабочая программа учителя
по курсу внеурочной деятельности
обшеинтеллектуального направления
«Дом, в котором я живу»
1 класс
2014-2015 учебный год
Составитель:
учитель географии,
Шишмарева В.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Дом, в котором я живу» разработана на основе программы «Моя первая экология», автор В.А. Самкова - М.: «Вента-Граф», 2013 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся. Программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Цель курса – развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного познавательного опыта в проектно-исследовательской деятельности, расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
- Расширять контакт учащихся с природой, вовлекать их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
- Изучать природу родного края.
- Развивать познавательный интерес учащихся к природе
- Воспитывать экологическую культуру, бережное и ответственное отношение к окружающей среде.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
«Дом, в котором я живу» - программа для младших школьников, в содержании которой рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание программы включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.
Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам).
Особенностью данной программы является то, что изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Формами проведения занятий являются – путешествия, экскурсии (наблюдательные, поисковые, исследовательские), викторины, составление альбомов, выставка творческих работ, презентация индивидуальных творческих проектов, акции, трудовые десанты, конкурсы, викторины.
Двигательная активность составляет 70%.
Место программы в структуре ООП
Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МОУ Спас-Заулковской школы-интернат – ЦО «Планета детства». Содержание программы соответствует общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели) в 1 классе, что соответствует учебному плану школы.
Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
- развитие умений, связанных с изучением окружающей среды
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
Первый уровень
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний. Воспитание позитивного отношения к ценностям общества. Результатом является понимание детьми методов обработки информации, приобретение опыта самостоятельного поиска
Личностные результаты:
-развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
-воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
-формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
-овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
-освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
-формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Содержание программы по внеурочной деятельности
1.Введение (1 ч)
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.
2.Мой дом за окном (10ч)
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.
3.Я и моё окружение (12 ч)
Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.
Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.
Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.
Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.
Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе
Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.
4.Гигиена моего дома. (10 ч.)
Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.
Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.
Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.
Тематическое планирование
№ | Тема | Дата | Теория | Практика | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||
планируемая 1а/1б | скорректированная | ||||||
УУД | Личностные результаты | ||||||
1. | Что такое экология? | 01.09./ 01.09. | 1 ч | Р.Формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила. П. Осуществлять поиск и выделение информации. К. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. | Адекватная мотивация: формирование культа знаний и интеллекта, потребности в знаниях. | ||
2. | Мой дом | 08.09/ 08.09. | . | 1ч | Р.: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. П.: различать предмет и слово, его называющее. К: строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание. | Адекватная мотивация: отвечать на итоговые вопросы | |
3. | Дом, где мы живём | 15.09/ 15.09 | 1ч | Р: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. П: обрабатывать информацию, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с темой. К: слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Адекватная мотивация: уважительное отношение к иному мнению терпимость, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | ||
4. | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | 22.09/ 22.09 | 1 ч | Р: определять цель выполнения заданий П: выполнять рефлексию способов и условий действий, искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах К: строить монологическое высказывание, слушать собеседника. | Адекватная мотивация: уважительное отношение к иному мнению терпимость, самооценка на основе критериев успешности внеурочной деятельности. | ||
5. | Откуда берётся и куда девается мусор? | 29.10/ 29.10 | 1ч | Р: осуществлять констатирующие и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации. К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | Адекватная мотивация: самооценка на основе критериев успешности внеурочной деятельности. | ||
6. | Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени» | 06.10/ 06.10 | 1ч | Р: составлять план и последовательность действий. П: строить рассуждения, анализировать информацию и передавать её. К: осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество. | Правильная ориентация в отношениях с другими людьми, выработка необходимых действий и норм сотрудничества в разных ситуациях. | ||
7. | Деревья твоего двора | 13.10/ 13.10 | 1ч. | Р: предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок . П: выбирать наиболее эффективные способы решения задач (разбор жизненных ситуаций, связанных с целью занятия), использовать знаково — символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач . К: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника. | Достижение гармонии с окружающими | ||
8. | Экскурсия по территории школы | 20.10/ 20.10 | 1 ч | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека. П: осуществлять сравнение, анализ информации, ставить и формулировать проблемы. К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника. | Оценка простых ситуаций и однозначных поступков как «хороших» или «плохих». | ||
9. | Птицы нашего двора | 10.11/ 10.11 | 1ч. | Р: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. П: использовать знаково - символические средства для решения задач: устанавливать причинно-следственные связи. К: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. | Правильная ориентация в отношениях с другими людьми, выработка необходимых действий и норм сотрудничества в разных ситуациях. | ||
10. | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | 17.11/ 17.11 | . | 1 ч | Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации. П.: самостоятельно выделять и формулировать поставленную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К.: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | |
11. | Дорога из дома в школу | 24.11/ 24.11 | 1ч. | Р: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона , использовать установленные правила в контроле способа решения . П: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач К: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Соответствие поведения нормами морали, культуры общения, этикету отношений и этике взаимоотношений (позитивное сотрудничество в разных сферах деятельности). | ||
12. | Моя квартира | 01.12/ 01.12 | 1ч | Р: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи . П: использовать знаково — символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач ; осуществлять сбор информации из всех доступных источников. К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Установка на уважительное отношение к иному мнению. | ||
13. | Моя семья | 08.12/ 08.12 | 1 ч. | Р: предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии , устанавливать причинно-следственные связи. К: строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль. | Уважение и любовь к родным ,близким людям . | ||
14. | Соседи-жильцы | 15.12/ 15.12 | 1ч | Р:определять план выполнения заданий. П: : узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей среды К:уметь слушать других | Уважительное отношение к иному мнению, людям ,живущих рядом | ||
15. | Мой класс | 22.12/ 22.12 | 1ч. | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную: П: выбирать наиболее эффективные способы решения задач по теме. К: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, задавать вопросы. | Установка на общечеловеческие ценности и правила, определяющие отношения сверстников друг к другу, к окружающим людям, учителям, позитивное сотрудничество в разных ситуациях . | ||
16. | Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» | 29.12/ 29.12 | 1 ч | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную П: выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | .Уважение к результатам учебной деятельности, труда, любовь к процессу получения знаний, культура информационного взаимодействия с миром. | ||
17. | Дом моей мечты | 12.01/ 12.01 | 1ч | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную П: поиск и выделение необходимой информации К: слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Адекватная мотивация: уважительное отношение к иному мнению, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | ||
18. | Комнатные растения в квартире, классе | 19.01/ 19.01 | 1ч. | Р: использовать речь для регуляции своего действия. П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; передавать информацию. К: ставит вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Адекватная мотивация: уважительное отношение к иному мнению, ценностное отношение к природному миру. | ||
19. | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 26.01/ 26.01 | 1 ч | Р.: развивать смысловое чтение, подвести под понятие на основе распознавания объектов. П.: контролировать и оценивать процесс т результат деятельности. К.: уметь слушать собеседника, формулировать свои затруднения; участвовать в диалоге на уроке. | Установка на эстетические потребности, ценности, чувства(благородства души, стремление к добру и справедливости, к пониманию красоты, общечеловеческой духовности). | ||
20 | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | 02.02/ 02.02 | 1ч | Р: использовать установленные правила в контроле способа решения. П: выполнять рефлексию способов и условий действий, искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах К: строить монологическое высказывание, слушать собеседника. | Компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие. | ||
21 | Экскурсия в парк | 09.02/ 09.02 | 1ч | Р: осуществлять констатирующие и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. П: устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации. К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | ||
22 | Животные в доме | 16.02/ 16.02 | 1ч | Р: составлять план и последовательность действий . П: строить рассуждения, анализировать информацию и передавать её. К: осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, любовь к животным и забота о них. | ||
23 | Уход за квартирой | 02.03/ 02.03 | 1 ч | Р: предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы П: выбирать наиболее эффективные способы решения задач . К: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника. | Самостоятельность. | ||
24 | Гигиена класса | 09.03/ 09.03 | 1ч | Р: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П: осуществлять сравнение, анализ информации, ставить и формулировать проблемы. К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника. | Эстетические потребности, ценности, чувства. | ||
25 | Практическое занятие «Гигиена класса» | 16.03/ 16.03 | 1ч | Р: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. П: использовать знаково - символические средства для решения задач: устанавливать причинно-следственные связи. К: строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | ||
26 | Бытовые приборы в квартире | 06.04/ 06.04 | 1ч | Р: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную . П: осуществлять анализ информации, полученной в процессе переживания жизненных ситуаций, связанных с темой ; ставить и формулировать проблемы. К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Эстетические потребности, ценности, чувства. | ||
27 | Экскурсия в школьную кухню | 13.04/ 13.04 | 1ч | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: выбирать наиболее эффективные способы решения задач по исследованию и Сотрудничестве, взаимопомощь, умение задавать вопросы. | Формирование этических чувств; доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости | ||
28 | Природа в квартире и в классе | 20.04/ 20.04 | 1ч | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную ,предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. П: выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач ; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу | ||
29. | Наша одежда и обувь | 27.04/ 27.04 | 1ч | Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную П: поиск и выделение необходимой информации К: слушать и понимать речь других, задавать вопросы | Этические чувства, доброжелательность и эмоционально - нравственная отзывчивость. | ||
30. | Русская народная одежда | 04.05/ 04.05 | 1ч | Р: использовать речь для регуляции своего действия. П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; передавать информацию. К: ставит вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | ||
31 | Русская народная одежда | 11.05/ 11.05 | 1ч | Р: различать способ и результат действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; интерпретировать информацию. К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания. | Адекватная мотивация: уважительное отношение к иному мнению, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | ||
32 | Практическая работа «Уход за одеждой» | 18.05/ 18.05 | 1ч | Р: использовать установленные правила в контроле способа решения. П: выполнять рефлексию способов и условий действий, искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах . К: строить монологическое высказывание, слушать собеседника. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | ||
33. | Охрана природы | 25.05/ 25.05 | 1ч | Р: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. П: ставить и формулировать проблемы; устанавливать аналогии; строить рассуждения. К: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Установка на эстетические потребности, ценности, чувства(благородства души, стремление к добру и справедливости, к пониманию красоты, общечеловеческой духовности). | ||
33 ч | 21 ч | 12ч |
Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности
Литература для педагога:
1. Программа В.А.Самкова «Моя первая экология» - М.: «Вента-Граф» 2013 г
2. Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. Программы внеурочной деятельности
М.: Просвещение, 2011
3.Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников. Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
4.Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. – М.: Вита - Пресс, 1995.
5.Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению – М.: Учпедгиз, 1961.
6.Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа. Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
7.Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
8.Плешаков, А. А. Зелёные страницы – М.: Просвещение, 2008.
Литература для детей:
1. Большая детская энциклопедия
2. А. Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
3.Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
4.Большая Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
5.1000 загадок, скороговорок, считалок - М.: Астрель,2007
6.А.В.Горячев, Н.И. Иглина «Все узнаю все смогу»- М.: Баласс,2010
СОГЛАСОВАНО |
Заместитель директора по ВР __________В.В.Даньшина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыки для начальных классов
В программу включена пояснительная записка, цели и задачи урока музыки так же требование к окончанию 4 класса и планирование уроков 1-4 кл....
Рабочие программы по физкультуре для начальных классов и для 5-9 кл.
Распределение программного материала по часам на год....
Программа дополнительного образования для начальных классов коррекционной школы
Программа "Страна Вообразилия" направлена на развитие творческих способностей, на развитие внимания и воображения...
Рабочая программа по информатике в начальных классах(УМК Матвеева)
Программа реализована в УМК творческого коллектива Матвеевой....
Предпосылки усвоения программы русского языка учащимися начальных классов
Принципы русской орфографии,помогающие в написании слов,вызывающих затруднение у учащихся начальных классов....