Конструирование 3 класс
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс конструирования включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.
Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане, как бы следуя историческому процессу развития геометрических понятий. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Для выполнения заданий такого рода используются такие виды деятельности, как наблюдение, изготовление (рисование) двухмерных и трехмерных геометрических фигур из бумаги, картона, счетных палочек, пластилина, мягкой проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для установления простейших свойств фигур (например, равенства, равносоставленности, равновеликости, симметричности); измерение, моделирование.
Использование моделирования в процессе обучения создает благоприятные условия для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников.
Основная цель курса «Конструирование» состоит в том, чтобы заложить начальные геометрические представления, развивать логическое мышление и пространственные представления детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления, т.е. научить детей анализировать представленный объект невысокой степени сложности.
Основными задачами курса являются:
- Изучение основных понятий, формирующих базу знаний геометрического материала с целью обобщить и систематизировать ранее полученные навыки и облегчить изучение курса геометрии в дальнейшем.
- При ведущей и направляющей роли учителям организовать самостоятельную работу уч-ся по изучению материала, развивая творческие способности и повышая познавательный уровень учащихся.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания – через включение проектной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные содержательные линии:
Формирование геометрических представлений. Свойства фигур выясняются только экспериментальным путем. Фигуры - носители своих свойств и распознаются по этим свойствам. Рассматривая разнообразные материальные модели геометрических фигур, выполняя с ними разнообразные опыты, ученики выявляют наиболее общие признаки, не зависящие от материала, цвета, положения, веса и т.п.
Развитие мышления. В процессе изучения материала у школьников формируются навыки индуктивного мышления, умение делать простейшие индуктивные умозаключения. Одновременно развиваются навыки дедуктивного мышления. Идет формирование приемов умственных действий, таких, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
Формирование пространственных представлений и воображения. Пространственные представления отражают соотношения и свойства реальных предметов. Пространственные представления памяти отражают предмет почти в том виде, как он был дан для восприятия. Представления памяти в начальном курсе математики можно распределить на группы в зависимости от их содержания: образы реальных предметов, образы геометрических тел (материальных моделей) и фигур, образы чертежей и рисунков геометрических фигур и т.д. Дети воспроизводят по памяти виденные ими ранее образы. Представления воображения отличаются от представлений (образов) памяти тем, что это новые образы, возникающие после мысленной переработки (воссоздающее воображение) заданного материала. В 3-м классе работа по формированию пространственных представлений усложняется. Следует, например, формировать представления об одной фигуре с опорой на непосредственное восприятие другой фигуры. Формирование навыков. Важное методическое условие реализации этой системы: ученик должен научиться осознанно выполнять действия и лишь затем шлифовать навыки, доводя их до автоматизма. Результат обучения геометрии - не только создание прочных практических навыков измерений и построений фигур, но и формирование представлений о точности.
Использование наглядности.
Роль и место средств наглядности в изучении геометрического материала на каждом этапе обучения различны. В 3-м классе заметно повышается роль геометрического чертежа. Геометрический чертеж постепенно становится основным средством наглядности.
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).
Курс рассчитан на 1 час в неделю: 34 часа в 4 классе. Относится к внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению с включением проектной деятельности, предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф.Виноградовой) и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по математике (автор В.Н. Рудницкая) и другим предметам, расширяя и обогащая его.
Предполагаемые результаты.
Курс предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. Учащиеся устанавливают связи между свойствами фигуры и самими фигурами. На этом уровне происходит логическое упорядочивание свойств фигур и самих фигур. Выясняется возможность следования одного свойства из другого, уясняется роль определения. На этом уровне совместно с экспериментом выступают и дедуктивные методы, что позволяет из нескольких свойств, добытых экспериментально, получить другие свойства путем рассуждения.
измерения, вычерчивания, моделирования.
Методы и приемы педагогической техники
Учителем применяются в педагогической деятельности следующие методы обучения:
- деятельностный,
- поисковый,
- эвристический,
- исследовательский,
- практический,
- наглядный,
- самостоятельный,
- метод моделирования и конструирования,
- метод создания игровых ситуаций,
- метод проектов,
- проблемное обучение,
- разноуровневое обучение,
- индивидуальное обучение,
- обучение в сотрудничестве:
а) совместное обучение в малых группах;
б) обучение в командах на основе игры, турнира;
в) индивидуальное обучение в командах.
Учителем на различных этапах используются следующие приемы педагогической техники:
- Привлекательная цель: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
- Удивляй!: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
- Отсроченная отгадка: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыт на уроке при работе над новым материалом.
- Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
- Лови ошибку!:
а) объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки;
б) ученик получает текст или задание со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».
- Практичность теории: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
- Пресс-конференция: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.
- Повторяем с контролем: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
- Повторяем с расширением: ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
- Свои примеры: ученик подготавливают свои примеры к новому материалу.
- Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
- Обсуждаем домашнее задание: учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.
- Три уровня домашнего задания: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней (обязательный минимум, тренировочный, творческое задание).
- Задание массивом: любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом (10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить не менее заранее оговоренного минимума объема задания).
- Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание, например, по разработке дидактических материалов.
- Необычная обычность: учитель задает домашнее задание необычным способом.
- Идеальное задание: учитель предлагает школьникам выполнить работу по их собственному выбору и пониманию.
- Организация работы в группах:
а) группы получают одно и то же задание;
б) группы получают разные задания;
в) группы получают разные задания, но работающие на общий результат.
- Учебно-мозговой штурм: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
- Игры-тренинги:
а) игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели;
б) логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
- Театрализация: разыгрывается сценка на учебную тему.
- «Да» и «Нет» говорите: учитель или ученик загадывает геометрическую фигуру. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы по ее свойствам. На эти вопросы учитель или ученик отвечает словами «Да», «Нет».
В ходе решения системы геометрических, исследовательских и проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Формирование универсальных учебных действий
К концу 3 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные – умение действовать по плану и планировать свою деятельность, контроль.
Познавательные - сравнение, анализ и синтез, декодирование/ считывание информации; умение использовать наглядные модели для решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные - согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
Личностные – действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные – способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; прогнозирование, коррекция, оценка.
Познавательные - обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
установление аналогий; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.
Коммуникативные - заранее предвидеть разные возможные мнения;
обосновывать и доказывать собственное мнение.
Планируемые результаты
К концу 3 класса ученики научатся:
- устанавливать соотношения между значениями одноименных величин и выражать все величины в одних и тех же единицах при выполнении вычислений;
- использовать навыки измерений и зависимости между величинами для решения практических задач;
- исследовать и описывать реальные объекты, отмечая их схожесть/ различие с пространственными геометрическими фигурами – многогранниками (кубом, прямым параллелепипедом, призмой, пирамидой) и телами вращения (шаром, цилиндром, конусом);
- классифицировать, группировать, называть, обозначать и строить с помощью линейки, угольника, циркуля, “по клеточкам” и от руки все типы треугольников.
Содержание обучения
№ | Наименование раздела учебного материала | Количество часов на изучение раздела | Содержание по изучению материала | Формы и периодичность контроля результативности | Предполагаемый результат | ||
Всего | Теория | Практика | |||||
1. | Решение топологических задач. Лабиринты. | 2 | 0.5 | 1.5 | Составление топологического плана местности. Отличие плана от рисунка. Легенда о Минотавре и Тесее. Моделирование различных лабиринтов. Нахождение выхода из лабиринтов. Решение задач, связанных с поиском на местности по плану | Стартовая диагностика | |
2. | Километр. | 1 | 0.5 | 0.5 | Новая единица измерения длины – километр. Сферы использования | Графический диктант | |
3 | Миллиметр. | 1 | 0.5 | 0.5 | Новая единица измерения длины – миллиметр. Работа с миллиметровой бумагой. Измерения с точностью до миллиметра | Графический диктант | |
4 | Проект «Логические игры» | 3 | 0.5 | 2.5 | шашки, шахматы, нарды, уголки, крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске), морской бой, логические игры в древней истории, логические игры в книгах, логические игры в фильмах, забытые игры | Защита проекта | |
5 | Чемпионат класса по шахматам | 2 | 0 | 2 | Чемпионат класса по шахматам | Игра, турнир | |
6 | Симметрия | 2 | 0.5 | 1.5 | Построение симметричных фигур и узоров на бумаге | Графический диктант | |
7 | Проект «Симметрия в природе» | 4 | 0.5 | 3.5 | симметрия в мире растений, симметрия в мире животных, симметрия неживой природы, симметрия в жизни человека | Защита проекта | |
8 | Деление окружности на равные части. Вычерчивание «розеток» | 2 | 0.5 | 1.5 | Работа с циркулем, деление окружности на 4, 6, 3 равные части. Узоры из окружностей | Графический диктант | |
9 | Построение вписанных многоугольников. | 2 | 0.5 | 1.5 | Понятие «вписанный многоугольник». Построение вписанных правильных многоугольников | Логическая игра | |
10 | Прямая. Параллельные и непараллельные прямые. | 1 | 0.5 | 0.5 | Понятие о прямой как бесконечном множестве точек. Горизонтальные, вертикальные и наклонные прямые. Прямые параллельные и непараллельные. Параллельные прямые в природе | Графический диктант | |
11 | Перпендикулярность прямых | 1 | 0.5 | 0.5 | Понятия «перпендикулярные прямые», «перпендикуляр». Построение прямого угла на нелинованной бумаге (с помощью циркуля) | Графический диктант | |
12 | Построение симметричных фигур с помощью угольника и линейки | 1 | 0.5 | 0.5 | Построения симметричных отрезков, фигур с помощью чертежных инструментов на клетчатой и нелинованной бумаге | Логическая игра | |
13 | Параллельность прямых | 1 | 0.5 | 0.5 | Построение параллельных прямых при помощи угольника и линейки | Логическая игра | |
14 | Построение прямоугольников. | 2 | 0.5 | 1.5 | Повторение основных свойств противоположных сторон прямоугольника и квадрата. Построение чертежей с помощью линейки и угольника на нелинованной бумаге | Графический диктант | |
15 | Измерение времени | 1 | 0.5 | 0.5 | Единицы времени. Соотношение между единицами времени. Приборы для измерения времени. | Графический диктант | |
16 | Проект «Как измеряли время в древности» | 3 | 0.5 | 2.5 | древний календарь, солнечные часы, водные часы, часы-цветы, измерительные приборы в древности | Защита проекта | |
17 | Решение логических задач. Шифрование текста | 2 | 0.5 | 1.5 | Логические задачи, связанные с мерами длины, площади, времени. Графические модели, схемы, карты. Моделирование из бумаги с опорой на графическую карту с инструкцией. | Логическая игра | |
18 | Проект «Шифрование местонахождения» (или «Передача тайных сообщений») | 3 | 0.5 | 2.5 | способы шифрования текстов, приспособления для шифрования, шифрование местонахождения, знаки в шифровании, игра «Поиск сокровищ», конкурс дешифраторов, создание приспособления для шифрования | Защита проекта |
Материально-техническая база
Для реализации рабочей программы требуется следующая минимальная материально-техническая база:
-отдельное учебное помещение площадью 25 кв.м. с окнами, имеющее искусственное освещение; соответствующее требованиям СанПин, охраны труда и пожарной безопасности;
- мебель: регулируемые парты и стулья, адаптированные с учетом физиологических особенностей детей; доска; освещение над доской в соответствии с СанПин и требованиями по охране и пожарной безопасности; стол письменный, стенды, тематические планы по охране труда; шкаф.
- мебель, в количестве соответствующем контингенту (регулируемые в соответствии с ростом одноместные парты, стулья, доска меловая, освещение над доской, стол письменный, стул офисный, тематические стенды/информационные доски, шкафы для хранения пособий);
- технические средства обучения (ноутбук, интерактивная доска/экран, мультимедийный проектор)
Список литературы
- Александрова Э. И. Программа развивающего обучения: математика. 1-5 классы. – М., 1999.
- Ануфриева Л. П., Гусева В. И. Методика обучения простейшим геометрическим построениям учащихся начальной школы. – Тамбов, 1999.
- Ануфриева Л. П. Обучение учащихся начальной школы элементам геометрии. – Тамбов, 1995.
- Байрамукова П. У. Внеклассная работа по математике в начальных классах. – М, 1997.
- Белошистая А. В., Кабанова Н. В., Моделирование в курсе «Математика и конструирование» // Нач. школа. 1999, № 9, с. 38-44.
- Бененсон Е. П., Вольнова Е. В., Итина Л. С. Знакомьтесь: геометрия. Тетради № 1, № 2. – М., 1995.
- Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой – М., 1996.
- Гин А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-пресс, 1999.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
- Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
- Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. – М.: Просвещение, 1975.
- Занимательная геометрия: пропись-раскраска. / Сост. О. Н. Левин. – Краснодар, 1995. Тетрадь № 1, № 2.
- Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. – М., 1986.
- Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики. – М., 1990.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под. ред. д-ра пед. наук, проф. Е. С. Полата – М., 2001.
- Панчищина В. А., Гельфман Э. Г., Ксенева В. Н, Лобаненко Н. Б. Геометрия для младших школьников: учебное пособие по геометрии. – Томск: изд-во Том. ун-та, 1994.
- Перельман Я. И. Занимательная геометрия. – М., 1994.
- Предметные недели в школе. Математика. / Сост. Л. В. Гончарова. – Волгоград, 2001.
- Русанов В. М. Математические олимпиады младших школьников. – М., 1990.
- Симановский А. Развитие пространственного мышления ребенка. – М.: Рольф, 2000.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1986.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. // Обруч – М.: Сентябрь, 1996.
Приложение к рабочей программе (РП № )
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Характеристика видов деятельности обучающегося | № учебной недели | Фактическая дата проведения урока* |
1 | Решение топологических задач | Введение нового материала. | 1 | |
2 | Лабиринты | Игра. Повторение | 2 | |
3 | Километр | Введение нового материала. | 3 | |
4 | Миллиметр | Введение нового материала. | 4 | |
5 | Проект «Логические игры» | Проектная деятельность | 5 | |
6 | Проект «Логические игры» | Проектная деятельность | 6 | |
7 | Проект «Логические игры» | Проектная деятельность | 7 | |
8 | Чемпионат класса по шахматам | Комбинированный урок. Соревнование команд | 8 | |
9 | Чемпионат класса по шахматам | Комбинированный урок. Соревнование команд | 9 | |
10 | Симметрия | Введение нового материала. | 10 | |
11 | Симметрия | Игра. Повторение | 11 | |
12 | Проект «Симметрия в природе» | Проектная деятельность | 12 | |
13 | Проект «Симметрия в природе» | Проектная деятельность | 13 | |
14 | Проект «Симметрия в природе» | Проектная деятельность | 14 | |
15 | Проект «Симметрия в природе» | Проектная деятельность | 15 | |
16 | Деление окружности на равные части. | Введение нового материала. | 16 | |
17 | Деление окружности на равные части. | Введение нового материала. Самостоятельная работа | 17 | |
18 | Построение вписанных многоугольников. | Введение нового материала. | 18 | |
19 | Построение вписанных многоугольников. | Игра. Повторение | 19 | |
20 | Прямая. Параллельные и непараллельные прямые | Введение нового материала. | 20 | |
21 | Перпендикулярность прямых | Введение нового материала. | 21 | |
22 | Построение симметричных фигур | Введение нового материала. Самостоятельная работа | 22 | |
23 | Параллельность прямых | Введение нового материала. | 23 | |
24 | Построение прямоугольников | Введение нового материала. Самостоятельная работа | 24 | |
25 | Построение прямоугольников | Игра. Повторение | 25 | |
26 | Измерение времени | Игра. Повторение | 26 | |
27 | Проект «Как измеряли время в древности | Проектная деятельность | 27 | |
28 | Проект «Как измеряли время в древности | Проектная деятельность | 28 | |
29 | Проект «Как измеряли время в древности | Проектная деятельность | 29 | |
30 | Решение логических задач. | Комбинированный урок. Соревнование команд | 30 | |
31 | Шифрование текста | Введение нового материала | 31 | |
32 | Проект «Шифрование местонахождения | Проектная деятельность | 32 | |
33 | Проект «Шифрование местонахождения | Проектная деятельность | 33 | |
34 | Проект «Шифрование местонахождения | Проектная деятельность | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Конструирование фартука" 5 класс
Презентация "Конструирование фартука" 5 класс...
Программа дополнительного образования детей 7 - 8 классов "Конструирование и моделирование одежды"
Программа имеет экспертное заключение...
«Конструирование юбки. Виды поясных изделий. Мерки, их запись. Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки». 7 класс.
Данный урок входит в раздел "Технология изготовления швейного изделия" по программе 7-го класса. На занятиях учащиеся продолжают изучать правила снятия мерок, учатся правильно измерять фигуру человека...
Художественное конструирование на уроках технологии в 5-7 классах
Данная статья помогает учителю найти приёмы и ввести школьников в процесс художественного конструирования...
Конспект урока по предмету "Математические представления и конструирование" на тему: "Конструирование башни из кубиков. Понятие "много"
Здесь представлен конспект интегрированного урока по предмету "Математические представления и конструирование"...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2
Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1ВВид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...
Методическая разработка урока по предмету «Математические представления и конструирование» для учащихся 8 класса на тему: «Конструирование по объемному образцу. Постройки на основе анализа образца».
Цель урока – закрепление знаний о геометрических фигурах и телах, закрепление умений конструирования с помощью счетных палочек.Задачи:коррекционно-образовательные:Закрепить понятия: квадрат, пря...