Конструирование 3 класс
рабочая программа на тему

Романенко Елена Андреевна

Конструирование 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_3_klass_romanenko.docx40.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Курс конструирования включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.

Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане, как бы следуя историческому процессу развития геометрических понятий. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Для выполнения заданий такого рода используются такие виды деятельности, как наблюдение, изготовление (рисование) двухмерных и трехмерных геометрических фигур из бумаги, картона, счетных палочек, пластилина, мягкой проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для установления простейших свойств фигур (например, равенства, равносоставленности, равновеликости, симметричности); измерение, моделирование.

Использование моделирования в процессе обучения создает благоприятные условия для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников. 

Основная цель курса «Конструирование» состоит в том, чтобы заложить начальные геометрические представления, развивать логическое мышление и пространственные представления детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления, т.е. научить детей анализировать представленный объект невысокой степени сложности.

Основными задачами курса являются:

  1. Изучение основных понятий, формирующих базу знаний геометрического материала с целью обобщить и систематизировать ранее полученные навыки и облегчить изучение курса геометрии в дальнейшем.
  2. При ведущей и направляющей роли учителям организовать самостоятельную работу уч-ся по изучению материала, развивая творческие способности и повышая познавательный уровень учащихся.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания – через включение проектной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

•        Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

•        Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

•        Системность организации учебно-воспитательного процесса;

•        Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные содержательные линии:

Формирование геометрических представлений. Свойства фигур выясняются только экспериментальным путем. Фигуры - носители своих свойств и распознаются по этим свойствам. Рассматривая разнообразные материальные модели геометрических фигур, выполняя с ними разнообразные опыты, ученики выявляют наиболее общие признаки, не зависящие от материала, цвета, положения, веса и т.п.

Развитие мышления. В процессе изучения материала у школьников формируются навыки индуктивного мышления, умение делать простейшие индуктивные умозаключения. Одновременно развиваются навыки дедуктивного мышления. Идет формирование приемов умственных действий, таких, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Формирование пространственных представлений и воображения. Пространственные представления отражают соотношения и свойства реальных предметов. Пространственные представления памяти отражают предмет почти в том виде, как он был дан для восприятия. Представления памяти в начальном курсе математики можно распределить на группы в зависимости от их содержания: образы реальных предметов, образы геометрических тел (материальных моделей) и фигур, образы чертежей и рисунков геометрических фигур и т.д. Дети воспроизводят по памяти виденные ими ранее образы. Представления воображения отличаются от представлений (образов) памяти тем, что это новые образы, возникающие после мысленной переработки (воссоздающее воображение) заданного материала. В 3-м классе работа по формированию пространственных представлений усложняется. Следует, например, формировать представления об одной фигуре с опорой на непосредственное восприятие другой фигуры. Формирование навыков. Важное методическое условие реализации этой системы: ученик должен научиться осознанно выполнять действия и лишь затем шлифовать навыки, доводя их до автоматизма. Результат обучения геометрии - не только создание прочных практических навыков измерений и построений фигур, но и формирование представлений о точности.

Использование наглядности. 

Роль и место средств наглядности в изучении геометрического материала на каждом этапе обучения различны. В 3-м классе заметно повышается роль геометрического чертежа. Геометрический чертеж постепенно становится основным средством наглядности.

Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).

Курс рассчитан на 1 час в неделю: 34 часа в 4 классе. Относится к внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению  с включением проектной деятельности,      предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК  «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф.Виноградовой) и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по математике (автор В.Н. Рудницкая) и другим предметам, расширяя и обогащая его.

Предполагаемые результаты.

Курс  предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.  Учащиеся устанавливают связи между свойствами фигуры и самими фигурами. На этом уровне происходит логическое упорядочивание свойств  фигур и самих фигур. Выясняется возможность следования одного свойства из другого, уясняется роль определения. На этом уровне совместно с экспериментом выступают и дедуктивные методы, что позволяет из нескольких свойств, добытых экспериментально, получить другие свойства путем рассуждения.

измерения, вычерчивания, моделирования.

Методы и приемы педагогической техники

Учителем применяются в педагогической деятельности следующие методы обучения:

  1. деятельностный,
  2. поисковый,
  3. эвристический,
  4. исследовательский,
  5. практический,
  6. наглядный,
  7. самостоятельный,
  8. метод моделирования и конструирования,
  9. метод создания игровых ситуаций,
  10. метод проектов,
  11. проблемное обучение,
  12. разноуровневое обучение,
  13. индивидуальное обучение,
  14. обучение в сотрудничестве:

а) совместное обучение в малых группах;

б) обучение в командах на основе игры, турнира;

в) индивидуальное обучение в командах.

Учителем на различных этапах используются следующие приемы педагогической техники:

  1. Привлекательная цель: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
  2. Удивляй!: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
  3. Отсроченная отгадка: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыт на уроке при работе над новым материалом.
  4. Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
  5. Лови ошибку!:

а) объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки;

б) ученик получает текст или задание со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».

  1. Практичность теории: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
  2. Пресс-конференция: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.
  3. Повторяем с контролем: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
  4. Повторяем с расширением: ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
  5.  Свои примеры: ученик подготавливают свои примеры к новому материалу.
  6.  Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
  7.  Обсуждаем домашнее задание: учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.
  8.  Три уровня домашнего задания: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней (обязательный минимум, тренировочный, творческое задание).
  9.  Задание массивом: любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом (10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить не менее заранее оговоренного минимума объема задания).
  10.  Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание, например, по разработке дидактических материалов.
  11.  Необычная обычность: учитель задает домашнее задание необычным способом.
  12.  Идеальное задание: учитель предлагает школьникам выполнить работу по их собственному выбору и пониманию.
  13.  Организация работы в группах:

а) группы получают одно и то же задание;

б) группы получают разные задания;

в) группы получают разные задания, но работающие на общий результат.

  1.  Учебно-мозговой штурм: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
  2.  Игры-тренинги:

а) игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели;

б) логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

  1.  Театрализация: разыгрывается сценка на учебную тему.
  2.  «Да» и «Нет» говорите: учитель или ученик загадывает геометрическую фигуру. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы по ее свойствам. На эти вопросы учитель или ученик отвечает словами «Да», «Нет».

В ходе решения системы геометрических, исследовательских и проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов  в усвоении учащимися   содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

Формирование универсальных учебных действий

К концу 3 класса у учащихся будут сформированы следующие УУД:

Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Регулятивные  умение действовать по плану и планировать свою деятельность, контроль.

Познавательные - сравнение, анализ и синтез, декодирование/ считывание информации;  умение использовать наглядные модели  для решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме.

Коммуникативные - согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.

Ученик получит возможность  для формирования:

Личностные – действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные  способность принимать, сохранять цели  и следовать им в учебной деятельности; прогнозирование, коррекция, оценка.

Познавательные - обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

установление аналогий;  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.

Коммуникативные - заранее предвидеть разные возможные мнения;

обосновывать и доказывать собственное мнение.

Планируемые результаты

К концу 3 класса ученики научатся:

  • устанавливать соотношения между значениями одноименных величин и выражать все величины в одних и тех же единицах при выполнении вычислений;
  • использовать навыки измерений и зависимости между величинами  для решения практических задач;
  • исследовать и описывать реальные объекты, отмечая их схожесть/ различие с пространственными геометрическими фигурами – многогранниками (кубом, прямым параллелепипедом, призмой, пирамидой) и телами вращения (шаром, цилиндром, конусом);
  • классифицировать, группировать, называть, обозначать и строить с помощью линейки, угольника, циркуля, “по клеточкам” и от руки все типы треугольников.

Содержание обучения

Наименование раздела учебного материала

Количество часов на изучение раздела

Содержание  по изучению материала

Формы и периодичность контроля результативности

Предполагаемый результат

Всего

Теория

Практика

1.

Решение топологических задач. Лабиринты.

2

0.5

1.5

Составление топологического плана местности. Отличие плана от рисунка. Легенда о Минотавре и Тесее. Моделирование различных лабиринтов. Нахождение выхода из лабиринтов. Решение задач, связанных с поиском на местности по плану

Стартовая диагностика

2.

Километр.

1

0.5

0.5

Новая единица измерения длины – километр. Сферы использования

Графический диктант

3

Миллиметр.

1

0.5

0.5

Новая единица измерения длины – миллиметр. Работа с миллиметровой бумагой. Измерения с точностью до миллиметра

Графический диктант

4

Проект «Логические игры»

3

0.5

2.5

шашки, шахматы, нарды, уголки, крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске), морской бой, логические игры в древней истории, логические игры в книгах, логические игры в фильмах, забытые игры

Защита проекта

5

Чемпионат класса по шахматам

2

0

2

Чемпионат класса по шахматам

Игра, турнир

6

Симметрия

2

0.5

1.5

Построение симметричных фигур и узоров  на бумаге

Графический диктант

7

Проект «Симметрия в природе»

4

0.5

3.5

симметрия в мире растений, симметрия в мире животных, симметрия неживой природы, симметрия в жизни человека

Защита проекта

8

Деление окружности на равные части. Вычерчивание «розеток»

2

0.5

1.5

Работа с циркулем, деление окружности на 4, 6, 3 равные части. Узоры из окружностей

Графический диктант

9

Построение вписанных многоугольников.

2

0.5

1.5

Понятие «вписанный многоугольник». Построение вписанных правильных многоугольников

Логическая игра

10

Прямая. Параллельные и непараллельные прямые.

1

0.5

0.5

Понятие о прямой как бесконечном множестве точек. Горизонтальные, вертикальные и наклонные прямые. Прямые параллельные и непараллельные. Параллельные прямые в природе

Графический диктант

11

Перпендикулярность прямых

1

0.5

0.5

Понятия «перпендикулярные прямые»,  «перпендикуляр».  Построение прямого угла на нелинованной бумаге (с помощью циркуля)

Графический диктант

12

Построение симметричных фигур с помощью угольника и линейки

1

0.5

0.5

Построения симметричных отрезков, фигур с помощью чертежных инструментов на клетчатой и нелинованной бумаге

Логическая игра

13

Параллельность прямых

1

0.5

0.5

Построение параллельных прямых при помощи угольника и линейки

Логическая игра

14

Построение прямоугольников.

2

0.5

1.5

Повторение основных свойств  противоположных сторон прямоугольника и квадрата.  Построение чертежей с помощью линейки и угольника на нелинованной бумаге

Графический диктант

15

Измерение времени

1

0.5

0.5

Единицы времени. Соотношение между  единицами  времени. Приборы для измерения времени.

Графический диктант

16

Проект «Как  измеряли  время в древности»

3

0.5

2.5

древний календарь,  солнечные часы, водные часы, часы-цветы, измерительные приборы в древности

Защита проекта

17

Решение логических задач. Шифрование текста

2

0.5

1.5

Логические задачи, связанные с мерами длины, площади, времени. Графические модели, схемы, карты. Моделирование из бумаги с опорой на графическую карту с инструкцией.

Логическая игра

18

Проект «Шифрование местонахождения» (или «Передача тайных сообщений»)

3

0.5

2.5

способы шифрования текстов, приспособления для шифрования, шифрование местонахождения, знаки в шифровании, игра «Поиск сокровищ», конкурс дешифраторов, создание приспособления для шифрования

Защита проекта

Материально-техническая база

        Для реализации рабочей программы требуется следующая минимальная материально-техническая база:

-отдельное учебное помещение площадью 25 кв.м. с окнами, имеющее искусственное освещение; соответствующее требованиям СанПин, охраны труда и пожарной безопасности;

- мебель: регулируемые парты и стулья, адаптированные с учетом физиологических особенностей детей; доска; освещение над доской в соответствии с СанПин и требованиями по охране и пожарной безопасности; стол письменный, стенды, тематические планы по охране труда; шкаф.

- мебель, в количестве соответствующем контингенту (регулируемые в соответствии с ростом одноместные парты, стулья, доска меловая, освещение над доской, стол письменный, стул офисный, тематические стенды/информационные доски, шкафы для хранения пособий);

  1. технические средства обучения (ноутбук, интерактивная доска/экран, мультимедийный проектор)

Список литературы

  1. Александрова Э. И. Программа развивающего обучения: математика. 1-5 классы. – М., 1999.
  2. Ануфриева Л. П., Гусева В. И. Методика обучения простейшим геометрическим построениям учащихся начальной школы. – Тамбов, 1999.
  3. Ануфриева Л. П. Обучение учащихся начальной школы элементам геометрии. – Тамбов, 1995.
  4. Байрамукова П. У. Внеклассная работа по математике в начальных классах. – М, 1997.
  5. Белошистая А. В., Кабанова Н. В., Моделирование в курсе «Математика и конструирование» // Нач. школа. 1999, № 9, с. 38-44.
  6. Бененсон Е. П., Вольнова Е. В., Итина Л. С. Знакомьтесь: геометрия. Тетради № 1, № 2. – М., 1995.
  7. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в психологии. / Под ред.   Е. В. Шороховой – М., 1996.
  8. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-пресс, 1999.
  9. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
  10.  Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
  11. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. – М.: Просвещение, 1975.
  12. Занимательная геометрия: пропись-раскраска. / Сост. О. Н. Левин. – Краснодар, 1995. Тетрадь № 1, № 2.
  13. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. – М., 1986.
  14. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики. – М., 1990.
  15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под. ред. д-ра пед. наук, проф. Е. С. Полата – М., 2001.
  16. Панчищина В. А., Гельфман Э. Г., Ксенева В. Н, Лобаненко Н. Б. Геометрия для младших школьников: учебное пособие по геометрии. – Томск: изд-во Том. ун-та, 1994.
  17. Перельман Я. И. Занимательная геометрия. – М., 1994.
  18. Предметные недели в школе. Математика. / Сост. Л. В. Гончарова. – Волгоград, 2001.
  19. Русанов В. М. Математические олимпиады младших школьников. – М., 1990.
  20. Симановский А. Развитие пространственного мышления ребенка. – М.: Рольф, 2000.
  21. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.
  22. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1986.
  23. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. // Обруч – М.: Сентябрь, 1996.

Приложение к рабочей программе (РП №         )

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Характеристика видов деятельности обучающегося

№ учебной недели

Фактическая дата проведения урока*

1

Решение топологических задач

Введение нового материала.

1

2

 Лабиринты

Игра. Повторение

2

3

Километр

Введение нового материала.

3

4

Миллиметр

Введение нового материала.

4

5

Проект «Логические игры»

Проектная деятельность

5

6

Проект «Логические игры»

Проектная деятельность

6

7

Проект «Логические игры»

Проектная деятельность

7

8

Чемпионат класса по шахматам

Комбинированный урок. Соревнование команд

8

9

Чемпионат класса по шахматам

Комбинированный урок. Соревнование команд

9

10

Симметрия

Введение нового материала.

10

11

Симметрия

Игра. Повторение

11

12

Проект «Симметрия в природе»

Проектная деятельность

12

13

Проект «Симметрия в природе»

Проектная деятельность

13

14

Проект «Симметрия в природе»

Проектная деятельность

14

15

Проект «Симметрия в природе»

Проектная деятельность

15

16

Деление окружности на равные части.

Введение нового материала.

16

17

Деление окружности на равные части.

Введение нового материала. Самостоятельная работа

17

18

Построение вписанных многоугольников.

Введение нового материала.

18

19

Построение вписанных многоугольников.

Игра. Повторение

19

20

Прямая. Параллельные и непараллельные прямые

Введение нового материала.

20

21

Перпендикулярность прямых

Введение нового материала.

21

22

Построение симметричных фигур

Введение нового материала. Самостоятельная работа

22

23

Параллельность прямых

Введение нового материала.

23

24

Построение прямоугольников

Введение нового материала. Самостоятельная работа

24

25

Построение прямоугольников

Игра. Повторение

25

26

Измерение времени

Игра. Повторение

26

27

Проект «Как  измеряли  время в древности

Проектная деятельность

27

28

Проект «Как  измеряли  время в древности

Проектная деятельность

28

29

Проект «Как  измеряли  время в древности

Проектная деятельность

29

30

Решение логических задач.

Комбинированный урок. Соревнование команд

30

31

Шифрование текста

Введение нового материала

31

32

Проект «Шифрование местонахождения

Проектная деятельность

32

33

Проект «Шифрование местонахождения

Проектная деятельность

33

34

Проект «Шифрование местонахождения

Проектная деятельность

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Конструирование фартука" 5 класс

Презентация "Конструирование фартука" 5 класс...

«Конструирование юбки. Виды поясных изделий. Мерки, их запись. Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки». 7 класс.

Данный урок входит в раздел "Технология изготовления швейного изделия" по программе 7-го класса. На занятиях учащиеся продолжают изучать правила снятия мерок, учатся правильно измерять фигуру человека...

Художественное конструирование на уроках технологии в 5-7 классах

Данная статья помогает учителю найти приёмы и ввести школьников в процесс художественного конструирования...

Конспект урока по предмету "Математические представления и конструирование" на тему: "Конструирование башни из кубиков. Понятие "много"

Здесь представлен конспект интегрированного урока по предмету "Математические представления и конструирование"...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2

Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1ВВид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления и конструирование» для учащихся 8 класса на тему: «Конструирование по объемному образцу. Постройки на основе анализа образца».

Цель урока – закрепление знаний о геометрических фигурах и телах, закрепление умений конструирования с помощью счетных палочек.Задачи:коррекционно-образовательные:Закрепить понятия: квадрат, пря...