Авторская программа «Народно-сценический танец»
рабочая программа (9 класс) на тему
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия 4 раза в неделю по 1 академическому часу. Всего в год – 132 часа.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является форма кружка.
Состав участников – не более 14 человек.
Главным условием отбора детей в хореографический кружок является их желание и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься танцами, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Программа предусматривает сочетание как групповых (раздельно мальчики и девочки, либо все вместе), так и индивидуальных занятий, встречи с интересными людьми, по возможности – посещение Дома культуры, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
На занятиях «Народно-сценического танца» необходимо формировать не только специальные способности, но и общие творческие способности, которые являются универсальными в любой художественной деятельности. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, лекций, бесед, практических занятий.
Знания учащихся определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы, а умения – с практическими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_narodno-stsenicheskomu_tantsu.docx | 44.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ СОШ №4 _______________ /Фадеев С.Г./ «_____»_______________2012г. |
Авторская программа
«Народно-сценический танец»
разработана в 2013 году
для учащихся 9-11 классов (от 15 до 17 лет)
Срок реализации – 1 год
по дисциплине «Хореография»
Согласовано «__»_______20 г Зам директора по УВР ______А. В. Валиулина | Рассмотрено на заседании экспертной комиссии Председатель ________Стаецкая И.Г. |
Разработал педагог дополнительного образования Песковицкая Оксана Васильевна |
Лесогорск – 2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни.
Народный танец – родоначальник всех видов хореографического искусства. Он богат и разнообразен. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею – он всегда содержателен.
Программа по «Народно-сценическому танцу» посвящена одной из главных изучаемых дисциплин в системе хореографического образования.
Народно - сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу. Обучение народно - сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа, дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения различных народов, сложностью их темпов и ритмов.
Новизна программы
Данная образовательная программа была написана на основании анализа примерной программы для детских хореографических школ и хореографических отделений школ искусств Федерального агентства по культуре и кинематографии «Научно-методического центра по художественному образованию» за 2006 год. Данная программа имеет свою ценность, но ее содержание предусматривает более углубленное изучение, что не соответствует условиям массовой школы. В данной программе представлен особый, более широкий комплексный подход к реализации цели и задач обучения. Обучающиеся овладевают навыками основополагающего принципа синтетического танцевального искусства, включая детальную предварительную работу с музыкальным материалом. Представленная программа «Народно-сценический танец» является авторской и разработана для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы в возрасте 15-17 лет с учетом их возрастных возможностей и способностей.
Актуальность данной программы заключается в том, что народные танцы имеют большое значение для физического развития человека, что немало важно в современном мире компьютерных технологий.
В городах и сёлах получили широкое развитие танцевальные коллективы художественной самодеятельности, в которых народный танец является основным жанром народной хореографии. Увлечение народным танцем знакомит детей с сокровищницей народного творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным ценностям. Изучение народно-сценического танца развивает художественно-одарённых детей, помогает усвоению технических особенностей танца, его выразительной национальной манеры, расширяет кругозор, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности. Он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность.
«Народно-сценический танец» возник как симбиоз культуры исполнения классического, народно-характерного танца и самобытных фольклорных источников. Именно поэтому данный кружок является одним из самых интересных, а также помогает старшеклассникам ориентироваться в разнообразии жанров и форм народного искусства. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, необходимы для понимания самобытности культуры народа. Народно-сценический танец является источником высокой исполнительской культуры - в этом его значение и значимость.
Педагогическая целесообразность программы
На занятиях специального учебного предмета «Народно-сценический танец» происходит массовое обучение основам народной хореографии. Это, безусловно, поможет педагогическому коллективу в организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, например в подготовке школьных и внешкольных мероприятий.
Освоение программы не ограничивается только русским народным танцем, так как все танцы, входящие в понятие «народный танец», имеют в образовательном процессе равные права, и настаивать на приоритете одного вида национальности (русского, молдавского, венгерского, украинского и др.) является некорректным. Освоение разновидностей танцев народов мира, предлагаемых программой, направлено на пробуждение у школьников интереса и уважения к национальной культуре и искусству других народов.
Цель программы - формирование целостного представления об окружающем мире и высоких нравственных идеалах средствами народной хореографии.
Задачи:
- ознакомление с народно-сценическим танцем;
- формирование исполнительских умений и навыков, необходимых для точного и выразительного исполнения народных танцев;
- формирование умения самостоятельно создавать композиции из базовых фигур;
- формирование культуры общения и культуры поведения;
- развитие хореографических и музыкальных способностей, физических данных.
В течение года следует стимулировать занятия обучения народному танцу. Для этого целесообразно информировать танцевальные ансамбли об их рейтинге в классе, школе, городе, республике. Роль информатора с успехом могут выполнять стенгазеты, фотогазеты, брошюры, буклеты и т.д. Хорошей традицией является награждение в конце учебного года солистов ансамбля по различным номинациям (самый результативный, самый техничный и т.д.) с последующим концертом или конкурсом с участием всех классов.
Данная программа знакомит обучающихся с характером, стилем и манерой танцев разных народов. В течение всего курса изучаются элементы русского, украинского, молдавского, танцев. Большое внимание уделяется работе в паре, ансамбле и манере исполнения, характерной для изучаемой национальности. Урок строится по канонам классического танца. Особое внимание уделяется постановке рук, ног, головы в упражнениях у станка и на середине зала; затем изучаются простейшие движения народного и народно-сценического танцев, а также упражнений на развитие координации. Составляются несложные танцевальные комбинации на 8–16 тактов из двух-трех пройденных движений, далее возможны постановки небольших этюдов в характерах изучаемых народностей.
Все изучаемые танцы также являются материалом для проведения учебных конкурсов и подготовки концертных номеров.
В процессе реализации программы необходимо приобщить обучающихся к посещению концертов лучших хореографических коллективов, работающих в других жанрах хореографии.
Содержание программы является примерным. Учитель может корректировать объем изучаемого материала в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:
-развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих оcнову бальных танцев);
-формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений;
-формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в ансамбле, навыкам выступления, умению понимать друг друга на танцевальной площадке;
-формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления.
Основными условиями реализации программы являются:
- высокий профессиональный уровень преподавателя (как в предметной сфере, так и в психолого-педагогической);
- грамотное методическое изложение материала; личный выразительный показ преподавателя;
- преподавание по принципу «от простейших». выполнение важных педагогических принципов: систематичность, целенаправленность, доступность, регулярность учебного процесса;
- умение преподавателя вовлечь учащихся в творческий процесс; позитивный психологический климат во время урока;
- организация мероприятий по сплочению группы: чаепития, экскурсии, проведение вечеров, концертов и т. д.;
- материально- техническое оснащение (аудио-, видеоаппаратура), наличие танцевального зала, музыкального инструмента, наглядных пособий.
В программе выделены следующие направления:
- развитие физических способностей детей;
- приобретение танцевально-ритмических навыков;
- работа над танцевальным репертуаром;
- музыкально-теоретическая подготовка;
- теоретико-аналитическая работа;
- концертно-исполнительская деятельность.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
-словесный;
-игровой;
-наглядный;
-практический;
-метод контроля;
-творческий метод.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников хореографического кружка в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах; открытые занятия для родителей; выступления на тематических праздниках; организация и проведение конкурсов; участие пар в конкурсных программах разного уровня.
При анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками педагог использует карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням:
- максимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения (победитель международных, всероссийских, областных, районных конкурсов);
- средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок (участвует в смотрах, конкурсах на уровне Дома детского творчества, посёлка, школы);
- минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях (участвует в конкурсах на уровне коллектива).
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия 4 раза в неделю по 1 академическому часу. Всего в год – 132 часа.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является форма кружка.
Состав участников – не более 14 человек.
Главным условием отбора детей в хореографический кружок является их желание и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься танцами, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Программа предусматривает сочетание как групповых (раздельно мальчики и девочки, либо все вместе), так и индивидуальных занятий, встречи с интересными людьми, по возможности – посещение Дома культуры, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
На занятиях «Народно-сценического танца» необходимо формировать не только специальные способности, но и общие творческие способности, которые являются универсальными в любой художественной деятельности. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, лекций, бесед, практических занятий.
Знания учащихся определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы, а умения – с практическими.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В результате программы «Народно-сценический танец» обучающиеся должны знать:
– основной понятийный терминологический аппарат по хореографии;
– работу суставно-связочного аппарата;
– специфику построения танцевальных комбинаций;
– манеру исполнения упражнения и характер изучаемой национальности.
Обучающиеся должны уметь:
– правильно и грамотно подбирать музыкальный материал;
– различать лексику разных народностей;
– применять методические, теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;
– самостоятельно составлять комбинации и вариации из изученных элементов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 4 |
2 | Русская пляска | 31 |
3 | Украинский танец | 31 |
4 | Молдавский танец | 32 |
5 | Венгерский танец | 32 |
10 | Итоговая диагностика | 2 |
Итого | 132 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
- Введение.
Тема: Вводное занятие:
-анкетирование детей.
Тема: Техника безопасности:
-инструктаж по технике безопасности.
Тема: Начальная диагностика:
-выявление уровня ЗУН, который имеют дети.
2. Русская пляска.
Тема: Основы музыкальной грамотности:
-музыкально-ритмическая характеристика танца.
Тема: Ориентирование в пространстве:
-знакомство с направлениями движений в танце.
Тема: Изучение основ танца:
- позиции рук и ног в русской пляске;
- шаги и ходы;
- дроби и дробные шаги;
- концовки;
- движения с хлопушками;
- движения на месте;
- присядки.
Тема: Постановка танцевальной композиции:
-постановка упрощенного варианта русской пляски.
3. Украинский танец.
Тема: Основы музыкальной грамотности:
-музыкально-ритмическая характеристика танца.
Тема: Ориентирование в пространстве:
-знакомство с направлениями движений в танце.
Тема: Изучение основ танца:
- женские и мужские положения рук;
- шаги и ходы;
- присядки;
- «голубцы».
Тема: Постановка танцевальной композиции:
-постановка упрощенного варианта украинского танца.
4. Молдавский танец.
Тема: Основы музыкальной грамотности:
-музыкально-ритмическая характеристика танца.
Тема: Ориентирование в пространстве:
-знакомство с направлениями движений в танце.
Тема: Изучение основ танца:
- женские и мужские положения рук;
- шаги и ходы;
- вращения;
- «ключи»;
- концовка.
Тема: Постановка танцевальной композиции:
-постановка упрощенного варианта молдавского танца.
5. Венгерский танец.
Тема: Тема: Основы музыкальной:
-музыкально-ритмическая характеристика танца.
Тема: Ориентирование в пространстве:
-знакомство с направлениями движений в танце.
Тема: Изучение основ танца:
- положения головы, корпуса, рук;
- шаги и ходы;
- парные вращения;
- «ключи»;
- концовка.
Тема: Постановка танцевальной композиции:
-постановка упрощенного варианта венгерского танца.
10. Итоговая диагностика.
Тема: Контрольное занятие:
-проверка ЗУН детей.
Тема: Отчетный концерт:
-демонстрация изученных танцевальных композиций.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ № п\п | Раздел | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Введение | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Начальная диагностика | 2 | 2 | 4 |
2 | Русская пляска | Основы музыкальной грамотности Ориентирование в пространстве Изучение основ танца Постановка танцевальной композиции | 1 | 2 18 10 | 31 |
3 | Украинский танец | Основы музыкальной грамотности Ориентирование в пространстве Изучение основ танца Постановка танцевальной композиции | 1 | 2 18 10 | 31 |
4 | Молдавский танец | Основы музыкальной грамотности Ориентирование в пространстве Изучение основ танца Постановка танцевальной композиции | 1 | 3 18 10 | 32 |
5 | Венгерский танец | Основы музыкальной грамотности Ориентирование в пространстве Изучение основ танца Постановка танцевальной композиции | 1 | 3 18 10 | 32 |
10 | Итоговая диагностика | Контрольное занятие Отчетный концерт | - | 2 | 2 |
Итого: теоретические занятия – 9 часов;
практические занятия – 59 часов;
всего- 132 часов.
КОНТРОЛЬНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Режим занятий:
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Формы занятий:
- беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
- практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают основные элементы танцевальной композиции.
- занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
- заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
- выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному исполнению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения танцам детей является демонстрация педагогом манеры исполнения.
Каждое занятие строится по схеме:
– партерная гимнастика;
– экзерсис на середине;
– разучивание новых элементов и комбинаций;
– повторение пройденного материала;
– анализ занятия;
– задание на дом.
КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников кружка и их способностей.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных школьных праздников, важнейших событий текущего года. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года и предусматривает:
- презентацию фото- и видеоматериала из выступлений;
- подведение итогов деятельности каждого ученика, награждение наиболее успешных и результативных;
- итоговую рефлексию «Чему я научился за год»;
- выступление на выпускном бале.
Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Основная задача педагога – воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством.
Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмом, динамикой, отшлифовывается исполнительская манера каждого исполнителя.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
1. Наличие специального кабинета (актовый зал).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Музыкальный центр, компьютер.
4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
5. Электроаппаратура.
6. Зеркало.
7. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
8. Записи выступлений, концертов.
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Богданов Г. Урок русского народного танца. – М., 1995. – 150 с.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (танцевальные движения и комбинации на середине зала). – М.: ВЛАДОС, 2004. – 207 с.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка). – М.: ВЛАДОС, 2002. – 207 с.
- Калыгина А. «Традиционные народные танцы и игры», М., 2005г
- Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная «Учите детей танцевать», М., «Гуманитарный издательский центр», 2003г.
- Центральный научно - методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства « Народно - сценический танец». Программа для хореографических отделений ДМШ и ДШИ. М., 1983г.
- Королева Э., Курбет В, Мардарь М. Молдавский народный танец. – М., 1984.
- HOREOGRAF.RU
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Батырев А., Бурцева Г. Композиция танца. – Барнаул, НМЦ, 1991. – 34 с.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. 2004.
- Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. Методическая разработка. С-П, 2001.
- Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1975.
- Klipariki.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный материал к занятию по теме: "Танец живота - танец здоровья" с презентацией
Для большинства людей танец живота - просто очень красивый экзотический восточный танец . Однако оказывается, он не только несет в себе эстетическую и духовную составляющие, но и необычайно полезен дл...
Авторская рабочая программа "Ритмика и танец" для 5- 9 классов
введение,объяснительная записка, тематическое планирование5-9 классы,учебные нормативы,литература...
Методическая разработка к программе "Народно - сценический танец"
Шуточный танец "Валенки" (первый год обучения)...
Рабочая программа "Народно – сценический танец"
Народно – сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только к...
Авторская программа Майоровой О.А. "Русский танец, областные особенности"
Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь населяющих её народов. Российская Федерация, Россия, независимое федеративное государство. В него вход...
Авторская программа Майоровой О.А. "Русский танец, областные особенности"
Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь населяющих её народов. Российская Федерация, Россия, независимое федеративное государство. В него вход...
Авторская программа «Бальный танец»
Программа рассчитана на 1 год обучения.Занятия 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Всего в год – 68 часов.Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является форма кружка.С...