Рабочая программа "Народно – сценический танец"
рабочая программа по теме
Народно – сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу. Обучение народно – сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивает те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа, дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения различных народов, сложностью их темпов ритмов.
Курс народно – сценического танца рассчитан на шесть лет. При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:
1 целенаправленность учебного процесса,
2 систематичность и регулярность занятий,
3 постепенность в развитии танцевальных данных учащихся,
4 строгая последовательность в освоении лексикой и техническими приемами танца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_narodno-stsenicheskiy_tanets.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Народно – сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу. Обучение народно – сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивает те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа, дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения различных народов, сложностью их темпов ритмов.
Курс народно – сценического танца рассчитан на шесть лет. При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:
- целенаправленность учебного процесса,
- систематичность и регулярность занятий,
- постепенность в развитии танцевальных данных учащихся,
- строгая последовательность в освоении лексикой и техническими приемами танца.
Цели:
- формирование устойчивого интереса к предмету «народно – сценический танец».
- развитие свободной творческой личности учащегося,
- укрепление здоровья,
- сохранение и совершенствование традиций русского народного танца,
- подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению танцев разных народов,
- воспитание трудолюбия,
- воспитание исполнительской культуры.
Задачи:
- всестороннее развитие всех мышц, суставов, связок,
- развитие техники,
- развитие артистичности,
- усвоения стиля и манеры исполнения танцев разных народов,
- развитие ритма.
Образовательная программа «Народно–сценический танец» состоит из 3-х разделов:
- Экзерсис у палки.
- Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала
- Работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов.
Все перечисленные разделы связаны между собой, однако, каждый из них имеет свои конкретные задачи:
Экзерсис у палки
Раздел включает в себя повороты стопы и бедра, удары стопой, каблуком, полупальцами, движения на присогнутых ногах, движения свободной стопой, плавные и резкие приседания, прыжки, соскоки, подскоки, перескоки, большое значение придается перегибам корпуса и другим упражнениям, отражающим многообразие народно-сценического танца. Каждый урок включает 6-7 упражнений построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими, упражнения на вытянутых ногах – с упражнениями на присогнутых ногах и т.д. Основу раздела составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски, круговые движения ногой, низкие и высокие развороты ноги, дробные выстукивания, подготовка к «веревочке», раскрывание ноги на 90, большие броски. Основной задачей этого раздела является постепенное введение в работу суставно-связочного аппарата. В названии движений сохранена французская терминология, а также употребляются образно-народные названия движений.
Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала
Раздел включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, хлопушек, используемых в народных танцах, причем за основу взяты движения русского народного танца. В каждом классе предлагается изучение основных движений определенных народных танцев. На основе изученных движений, элементов постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые из года в год усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца. Основной задачей раздела является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся, приобретение навыков и умения передавать характерные особенности того или иного народного танца.
Работа над этюдами
Раздел включает в себя этюды в характере русских, украинских, белорусских, молдаванских, цыганских, испанских танцев. Каждый этюд должен представлять собой небольшой народный танец. Основной задачей раздела является закрепление полученных знаний и умений упражнений у станка и на середине зала, развитие и совершенствование техники танца, актерского мастерства. Предлагаемые народные танцы рекомендованы для обязательного изучения. Исходя из уровня подготовленности класса, преподавателю разрешается использовать творческую инициативу выбора хореографического материала.
Данная программа рассчитана на 5 лет, по 2 часа в неделю.
Формы контроля. В конце 1-4 четверти – контрольный урок, открытый урок по требованиям, соответствующим году обучения.
Ожидаемые результаты: по окончании изучения программы по предмету «Народно-сценический танец» выпускники должны;
Знать:
- терминологию народно-сценического танца,
- метроритмические раскладки исполнения движения,
- особенности и традиции изучаемых народностей.
Владеть:
- культурой исполнения,
- хореографической памятью,
- техникой движения.
Уметь:
- передавать в движении сложные ритмические рисунки русских, молдавских, украинских, татарских, венгерских, грузинских, испанских, цыганских и белорусских танцев,
- исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращения, дроби (для девочек), различные виды присядок, «хлопушек» (для мальчиков).
Критерии оценивания.
«5» - Правильное и музыкальное исполнение пройденных элементов. Достаточно быстрое освоение нового материала. Безукоризненное отношение к работе на уроке. Точное положение рук, головы и корпуса в характере изучаемого национального материала.
«4» - Правильная постановка корпуса, ног, рук и головы в экзерсисе у станка и на середине. В исполнении экзерсиса у станка, на середине зала , допущение незначительных ошибок, но грамотное, музыкальное, техничное их исправление. Позитивный настрой в работе.
«3» - Не в достаточной степени владение пройденным материалом. Недостаточное выразительное исполнение экзерсиса у станка, на середине зала, этюдных форм. Невнимательное отношение к музыкальному сопровождению.
«2» - Незнание материала. Допущение грубых ошибок. Пропуски занятий.
Первый год обучения.
Экзерсис у палки.
Постановка корпуса.
Первым требованием при изучении элементов экзерсиса у палки является правильная постановка корпуса без наклона вперед или прогиба в спине назад, со спокойно, естественно опущенными плечами, подтянутым животом и свободно не напряженно, держащейся головой.
Позиции ног.
В народно – сценическом танце применяются те же позиции ног, что и в классическом танце. Однако эти позиции выполняются несколько иначе, а именно менее выворотно, чем в классике.
- открытые (выворотные)
- прямые
- свободные
- закрытые.
Позиции рук.
- 1-я,2-я,3-я позиции аналогичны 1-й,2-й,3-й позициям классического танца;
- подготовительное положение (обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу;
- комбинированные положения (одна рука находится в одной из основных позиций, другая в другой позиции).
Подготовка к движению (preparation)
Все упражнения на уроках народно-сценического танца начинают обычно с различных подготовок, они вводят исполнителей в ритм и характер музыки, дают исходное положение, с которого начинается упражнение, направляют внимание на само упражнение.
1. Demi-plies и grand-plies (полуприседания и полные приседания)
- плавное
- резкое (с акцентом вниз и вверх)
2. Battement tendu (упражнение на развитие подвижности стопы)
- с переводом работающей ноги с носка на каблук
- с demi-plies на опорной ноге
3. Battement tendu jetes (маленькие броски)
- с акцентом «от себя» и «к себе»
- с demi-plie на опорной ноге
4. Rond de jambe par terre (круг носком по полу)
- с demi-plie на опорной ноге
- круг пяткой по полу
5. Подготовка к «Веревочке»
- перевод ноги, согнутой в колене, то вперед, то назад
6. Упражнение для бедра
- повороты согнутой ноги коленом то внутрь, то наружу, усложненные вращением в тазобедренном суставе.
7. Подготовка к Flic-Flac (упражнение со свободной стопой)
8. Дробные выстукивания
- удары всей стопой
- в сочетании с двойным ударом одной ногой
9. Battement developpe (раскрывание ноги на 90*)
- плавное (с сокращенной стопой)
- резкое
10. Grand battement jetes ( большой бросок)
- с сокращенной стопой
Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала.
Русский танец.
Поклон:
- на месте без рук и с руками
- с продвижением вперед и отходом назад
1. Позиции рук:
- 1-я,2-я,3-я позиция.
Движения рук в русских одиночных плясках не являются точно установленными. Девушка и юноша пляшут, импровизируя;также и движения рук изменяются в зависимости от музыки.
2. Постановка корпуса:
- у девушки прямой и спокойный
- у юноши корпус более подвижен.
3. Плечи прямые, спокойные.
4. Голова определяется характером танца и подчеркивает его эмоциональное содержание.
5. Ходы и проходки:
- простой бытовой шаг
- переменный ход на всю ступню
- сценический переменный ход
6. Дроби и дробные ходы:
- дробный ход
- переменный дробный ход
7. Движения на месте:
- «ковырялочка»
- «гармошка»
- «елочка»
8. Присядки:
- с выбрасыванием ноги вперед
- боковая присядка с выбрасыванием ноги в сторону
- с «ковырялочкой»
9. Хлопушки:
- тройная хлопушка с притопом
- перескоки с хлопушками.
Белорусский танец.
1. Положения рук и положения в парах
2. Основные движения белорусского танца:
- основной ход танца «Лявониха»
- боковой ход с подбивкой (галоп)
- притопы в три удара
- основной ход из танца «Крыжачок»
- полька с вращением.
Работа над этюдами.
1. Русский хоровод.
2. Русская пляска.
3. Белорусский танец «Крыжачок» или «Лявониха».
Второй год обучения.
Экзерсис у палки.
1. Demi-plies и grand-plies
- с подъемом на полупальцы
- с наклоном корпуса
2. Battement tendu и Battement tendu jetes
- с подъемом пятки опорной ноги
3. Rond de jambe par terre
- круг носком по воздуху
4. «Веревочка»
- с demi-plie на опорной ноге
5. Упражнение для бедра с подъемом на полупальцы.
6. Pas tortille (зигзаг)
- плавное
- с ударом.
7. Подготовка к Flic-Flac
- с переступанием
- по 3-й позиции (вперед, в сторону)
7. Дробные выстукивания:
- ключ 1,2,3,4.
8. Battement developpe
- в сочетании с ударом пятки опорной ноги
9. Grand battement jetes
- с demi-plie на опорной ноге
Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала.
Украинский танец.
1. Позиции рук:
- женские руки мягкие, плавные, широкие, спокойные.
- мужские руки широкие, спокойные, но более сильные, мужественные.
2. Корпус:
- украинскому женскому танцу свойственны в основном плавные, спокойные движения корпуса.
- в мужских танцах положения корпуса более разнообразны, движения более широки и свободны.
3. Голова исполнителя украинских танцев обычно бывает своюодно и весело приподнята.
4. Движения на месте:
- «бигунец» - стремительный ход вперед
- «тынок» - перескок из стороны в сторону
- медленный женский ход
- боковой ход «Дорижка»
- «Веревочка»
- притопы
- «выхилясник» - подскоки на опорной ноге и с каждым подскоком выносится работающая нога то на носок, то на каблук.
- «выхилясник» с «угинанием» - маленькие подскоки на опорной ноге, то сгибая спереди работающую ногу, то резко выбрасывая ее впереди.
- «упадание»
- «голубец»
* низкий (женский)
* высокий (мужской)
* в сочетании с притопом
- большой «тынок»
5. Присядки:
- «ползунок»
- «мельница»
- «подсечка»
Татарский танец.
1. Позиции рук в городских и деревенских танцах.
- работа с платком
2. Основные движения:
- одинарные и двойные «чалыштыру»
- «борма»
- «забивание гвоздей»
- «молька»
- «елочка»
- «ковырялочка»
3. Дробные ходы и дроби.
Элементы русского танца.
1. Навыки работы с платком
2. «Переменный шаг»
- с притопом и продвижением вперед и назад
3. «Веревочка»
- простая с поочередными переступаниями
4. «Ковырялочка» с подскоками.
5. Дробные движения:
- простая дробь на месте
- тройная дробь (поочередные выстукивания всей стопой) на месте и с продвижением вперед
6. Присядки:
- присядка с выбрасыванием ноги на ребро каблука вперед и в сторону по 1-й прямой и открытой позициям
- присядка с выбрасыванием ноги на воздух вперед и в сторону
- присядка с продвижением в сторону и выбрасыванием ноги на каблук и на воздух
7. Хлопушки:
- удары руками по голенищу сапога спереди и сзади с продвижением вперед, назад и в строну
- фиксирующие и скользящие удары по подошве сапога, по груди, по полу.
- по голенищу сапога спереди крест накрест
8. Вращения ( на усмотрение педагога)
Исполняют только девушки.
Работа над этюдами.
1. Украинский танец «Гопак»
2. Украинский женский лирический
3. Татарский женский лирический
4. Татарский мужской танец
Третий год обучения.
Экзерсис у палки.
1. Demi-plies и grand-plies по 1-й прямой позиции с поворотом коленей.
2. Battement tendu
- с выносом ноги на каблук
- с поворотом стопы в закрытое положение и выведением ноги в сторону
3. Battement tendu jetes
- с одним или двойным ударом ребром каблука работающей ногой по полу
4. Rond de jambe par terre
- с поворотом стопы опорной ноги
- круг по воздуху ногой с поворотом опорной ноги
4. Двойная «веревочка»
- подготовка к «веревочке» с прыжком
5. Упражнения для бедра с прыжком
6. Battement fondu (низкие развороты работающей ноги)
7. Flic-Flac (по всем направлениям)
8. Дробные комбинации
- чередование ударов полупальцами и каблуками
9. Battement developpe с двойным ударом пятки опорной ноги
10. Grand battement jetes с coupe.
Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала.
Молдавский танец.
1. Позиции рук.
2. Ходы и движения на месте:
- легкий бег
- шаги с подскоками
- бег с одной ноги
- «переплетающаяся дорожка»
- основные движения «Молдовеняска»
- характерные шаги вперед через каблук
- боковой ход на одну ногу, другая поднимается под колено
- мелкие переступания на полупальцах на месте, вокруг себя и с продвижением в сторону
- прыжок с поджатыми ногами
- тройной перескок и остановка
- тройной перескок с одним ударом
Венгерский танец.
1. Положение рук и ног.
2. «Ключ» - удар каблуками
- одинарный
- двойной
3. Заключение (усложненный «ключ»)
- одинарный
- двойной
4. Шаг в сторону с двумя переступаниями (pas balance)
5. Перебор – три переступания на месте с открыванием ноги на 35*
6. Голубец
- из стороны в сторону
- в прыжке с двойными ударами по 1-й прямой позиции
7. Поворот на обеих ногах по 5-й открытой позиции.
Элементы русского танца.
1. «Маятник» в прямом положении
2. «Подбивка»
- на месте
- с двумя переступаниями
3. «Моталочка»
4. «веревочка»
- простая и двойная с «ковырялочкой»
5. Хлопушки и присядки.
6. Вращения по диагонали.
Работа над этюдами.
1. Молдавский танец «Жок»
2. Венгерский танец «Чардаш».
Четвертый год обучения.
Экзерсис у станка.
1. Demi-plies и grand-plies с наклоном корпуса от станка и к станку через положение en face.
2. Battement tendu с мазком полупальцев по полу
3. Battement tendu jetes с ударом пятки опорной ноги (сквозные броски)
4. Rond de jambe en lair со скачками на опорной ноге (2,3 скачка)
5. Battement fondu с подъемом на полупальцы.
6. Flic-Flac со скачком на опорной ноге
7. Упражнение на выстукивание
- прямая дробь
8. Battement developpe с проскоком
9. Grand battement jetes с увеличенным размахом.
Испанский танец.
1. Положение рук:
Руки все время находятся в движении: они то слегка приподнимаются, то опускаются (позы строго выдерживаются).
2. Корпус выпрямлен и чуть отклонен назад (талия не перегибается).
3. Основные движения:
- «пасо ларго» - основное жвижение хоты
- «талон-пунта» - разновидность ковырялочки.
- «пасо корто» - прыжки
- «пасо де ладо» - ход в сторону.
4. Вращения.
Фламенко.
1. Позиции рук.
2. Упражнения по вращению кистями рук.
3. Дроби (сапатеадо)
- простая и сложная
- мелкая дробь «пробежка»
4. Упражнения для игры с веером
5. Широкий ход на присогнутых ногах («кошачий ход»)
Итальянский танец.
1. Положение рук, ног, головы и корпуса.
2. Основные движения:
- скольжение ноги на носок вперед и назад
- маленькие броски вперед
а) с шагом
б) с подскоком
- pas balance
- pas echappe, с поворотом
- ballonnee вперед
- выбрасывание ноги с каблука на носок
Работа над этюдами.
1. «Арагонская хота»
2. Фламенко
3. «Тарантелла»
Пятый год обучения.
Экзерсис у станка.
1. Double flic c ударом пятки опорной ноги.
2. Battement fondu на 90*.
3. Battement developpe с прыжком.
4. Grand battement jetes в сочетании с опусканием на колено.
Цыганский танец.
1. Основной ход вперед.
2. Ход с продвижением назад.
3. Flic-Flac с откидыванием ноги назад.
4. Ход с чечеткой.
5. Повороты.
6. Хлопки.
7. «Голубец»
8. Опускание на колени:
- на одно
- на два
- с прыжка с поджатыми ногами.
9. Перегибы корпуса.
Грузинский танец.
1. Положение рук:
- женские (плавные, певучие). Переходы из одного положения в другое делаются медленно, мягко, спокойно и сопровождаются плавным и медленным вращательным движением кистей «от себя» и иногда – «к себе»
- мужские (жесткие, крепкие, переходы выполняются боли резко, четко, определенно, с точной фиксацией позы).
2. Корпус в грузинском танце свойственна подтянутость, строгость, собранность.
3. Плечи женские спокойны, мягко опущены: вздергивания плеч или резких поворотов не допускается.
4. Голова сохраняя приподнятое положение, поворачивается от одного плеча к другому.
5. Ходы и движения на месте:
- «свла» - плавный, мелкий шаг.
- «гасма» - проводить
- «куслура» - с выдвижением ноги на пятку.
- «чаквра»
а) «сада» - простая
б) «гахснили» - открытая
в) «пехшвили»
- «бруни» - повороты.
6. Движения на пальцах
- вскакивание на пальцы обеих ног
- вскакивание на пальцы то одной, то другой ноги
- переступания на пальцы.
Работа над этюдами
1. Цыганский женский
2. Грузинский танец «Картули»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок "Народно-сценический танец"
План - конспект урока Народно-сценического танца...
Методическая разработка к программе "Народно - сценический танец"
Шуточный танец "Валенки" (первый год обучения)...
конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии
Надеюсь, что данный материал поможет педагогам -хореографам расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...
методическая разработка «Народно-сценический танец как одна из форм этнокультурного воспитания обучающихся »
Доклад прочитан на зональном семинаре "Все звуки мира в гости к нам". Семинар проходил в виде концерта-путешествия, где дети всех отделений школы искусств знакомили дуг друга с...
Народно-сценический танец
Материал о сохранении народных традиций через народно-сценический танец....
Народно - сценический танец и его роль от истоков до современности.
Становление народно-сценического танца в России....
Рабочая образовательная программа по предмету Народно-сценический танец
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"8715428","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 100px; margin: 5px; float: left;"}}]]Рабочая образовательная п...