Система приёмов и методов по организации и развитию внимания учащихся
статья по теме
Данный материал в очередной раз поднимает вопрос организации и развития внимания на занятиях в дополнительном образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyafedotova_e.yu_.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Система приёмов и методов по организации и развитию внимания учащихся
Внимание есть та дверь, через которую проходит все,
что только входит в человека из внешнего мира"
К.Д.Ушинский
Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно - необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий
нас мир.
Нужно сказать, что внимание нельзя считать самостоятельным психическим процессом, подобно ощущению, восприятию, памяти, мышлению, эмоциям. Оно не существует вне каких-либо психических процессов. Мы можем внимательно думать, внимательно воспринимать, внимательно запоминать, но быть просто внимательным независимо от ощущений, восприятия, мышления - невозможно. Внимание характеризует состояние психических процессов, является как бы одной из сторон психической деятельности личности.
Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии. Система приёмов по организации и развитию внимания, применяемая учителем, опирается как на развитие основных свойств внимания, так и на основные компоненты структуры личности и группы в целом.
Внимание не может быть беспредметно. Организуя его, педагог, прежде всего, должен указать, на чём в данный момент нужно сосредоточиться учащимся, и умело переключить внимание с одного предмета на другой. Каждый педагог знает, что без специальной организации внимания учащихся на занятии, без повседневной, систематической работы по развитию внимания невозможно полноценное усвоение учебного материала. Как бы ни был талантлив учащийся, у него всегда будут проблемы в знаниях, если внимание его плохо организовано, если он часто невнимателен и рассеян.
Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком в зависимости от возраста, и вызывают у него различные реакции. Поэтому успех деятельности педагога зависит не от того, в какой мере он знает своих учащийся, учитывает их индивидуальные и возрастные особенности. Эти особенности зависят от физиологического созревания, от пройденного человеком жизненного пути, от воспитания, которое он получил.
В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание. Внимание дошкольника неустойчиво, отличается частым непроизвольным перемещением с одного объекта на другой. Внимание - одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается. Общий психологический склад личности в значительной степени зависит от соотношения процессов возбуждения и торможения. Если в раннем детстве возбудительные процессы нередко преобладают над тормозными, то уже в младшем школьном возрасте, под влиянием условий жизни и воспитания, происходит некоторое уравновешивание процессов возбуждения и торможения.
Давая общую характеристику среднего школьного возраста, нельзя не учитывать, что дети 11-12 лет значительно отличаются от детей 14 - 15 по своим физическим и психическим качествам.
Процессы возбуждения и торможения в коре полушарий головного мозга сменяются у средних школьников довольно быстро. В этом возрасте им трудно сосредоточиться на одном объекте. Внимание у них отличается переключаемостью и отвлечением. С физиологической точки зрения это означает, что доминанта в мозгу ребёнка достаточно ещё не стойкая, новые раздражители не столько подкрепляют её, сколько вызывают образование новой доминанты.
Такая повышенная чувствительность в этом возрасте обуславливает наличие у ребёнка довольно сильного рефлекса на всё новое. Слишком много этого нового в окружающем мире, чтобы ребёнок не старался обратить внимание на все те внешние раздражители, которые на него действуют. При этом нередко бывает так, что интересный для ребёнка предмет мешает воспринимать главное.
Существует мнение, что учащиеся в этом возрасте более наблюдательны, чем взрослые люди. Это впечатление складывается потому, что учащиеся замечают в вещах иногда такие несущественные элементы, на которые взрослые не обращают внимания.
Если в дошкольном возрасте для привлечения внимания имеет значение качество раздражителей (сила, яркость т. д.), то у школьников всё большее и большее значение имеет соответствие объекта внимания их внутреннему состоянию и прошлому опыту.
Нужно сказать, что обучение ребёнка на занятиях, сам процесс получения знаний, - всё это способствует быстрому росту у учащихся 5-6 классов произвольного внимания, развивающегося у них, главным образом, на основе возникающих интересов, в частности интереса к занятиям.
В дальнейшем учебные интересы учащихся начинают дифференцироваться и постепенно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательными при одних видах работы, и отличаются рассеянностью при других видах учебных занятий.
У учащихся непроизвольное внимание в большей степени зависит от впечатляемости материала, от его наглядности и конкретности, от воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. В учебной деятельности большое значение имеет произвольное внимание. Этот вид внимания, - пишет Б. Г. Ананьев, - является продуктом воспитания, совместной жизни и совместной деятельности детей и взрослых. Наиболее наглядно складывается эта зависимость развития произвольного внимания от воспитания воли и мышления в школьном возрасте».
Большое место в учебной работе занимает, помимо произвольного и послепроизвольного, привычное внимание, когда учащемуся удаётся легко сосредоточиться на неинтересной работе только в силу того, что он неоднократно занимался аналогичным делом.
Регуляция внимания тесно связана не только с волей, но и с развитием логического мышления. Для произвольного внимания необходим достаточно высокий его уровень. Чтобы заставить себя быть внимательным, человек должен прийти к выводу о необходимости сосредоточиться, взвесить все «за» и «против» и отвергнуть выводы, которые способствуют отвлечению от предмета, на котором надо сосредоточиться.
Именно поэтому произвольное внимание является не только волевым, но и интеллектуальным, то есть связанным с достаточно развитым мышлением.
Таким образом, мы видим здесь действие двух психологических факторов: внимание является условием интенсивной мыслительной деятельности; мышление, в свою очередь, оказывает большое влияние на внимание.
Педагогу надо не только хорошо знать свой предмет, но и уметь сделать его достоянием своих воспитанников. «Иные люди много знают, - говорил М. И. Калинин. - Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначит такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать свой предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринялся слушателями».
Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство педагога основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности. Одной из психологических опор наглядности является подражание. Подражание есть действие, направленное на познание действительности на основе образности, (по В. А. Артёмову, 1969). Следовательно, педагог должен быть выразительным и привлекательным, чтобы учащимся хотелось бы стать такими же, как он.
Из детской и педагогической психологии известно, что одни учащиеся более впечатлительны по отношению к звучащим воздействиям; другие лучше воспринимают, легче запоминают, дальше сохраняют в памяти и легче воспроизводят зрительные впечатления; для третьих учащихся главную роль играют моторные впечатления. Наконец, встречается четвёртый тип - дети, имеющие смешанный тип восприятия и памяти.
В равной мере известно, что воспитанники обладают различной направленностью их внимания, в частности одни схватывают целостное впечатление от объектов, а другие предпочитают аналитический путь распознавания, т. е. начинают с опознавания составляющих целых частей, иногда даже их деталей.
Работа педагога на занятии строится с учётом ряда методических требований. Даже если педагог будет полностью соблюдать эти требования, у него могут возникнуть трудности в том отношении, что отдельные, недисциплинированные учащиеся будут невнимательны к учебной работе. Но, если на занятии значительная часть учащихся не внимательна, это говорит о серьёзных недостатках в самой методике преподавания.
Для того, чтобы занятие отвечало всем методическим требованиям, педагогу необходимо тщательно к нему подготовиться, подобрать яркий и содержательный материал, подумать об отдельных учащихся, об их особенностях, о приёмах поддержания внимания на занятии, переключения при переходе от одного вида работы к другой. /Гоноболин Ф. Н. Воспитание внимания у учащихся/ стр. 21. - Москва, 1995 г./.
Занятие пройдёт значительно лучше, если с самого его начала внимание учащихся будет привлечено, во-первых, сообщением педагога о его цели, во-вторых, чем-либо интересным, не только показом и рассказом педагога, но и увлекательным заданием, которое они должны выполнить. Тут сразу же мобилизуется внимание учащихся, которое и дальше будет поддерживаться.
Для организации внимания детей на занятии необходимо, чтобы занятие, прежде всего, отличался содержательностью, чтобы теория давалась в единстве с практикой.
Хорошее занятие заставляет детей сосредотачиваться не только в силу интереса к учебному материалу, но и вследствие удовольствия, получаемого ими от приобретения знаний.
Утомление - главный враг внимания. Поэтому на занятиях необходимо разнообразить содержание учебного материала и приёмы работы.
Здесь имеет место и правильное составление плана занятия, и форма подачи материала и темп объяснения, и учёт индивидуальных особенностей учащихся.
Важно также соблюдать организационные требования к учебной работе не тратить на это время занятия. Ничто не отвлекает внимания учащихся, как беспорядочная суетливая подготовительная работа к занятию во время самого занятия. Заранее подготовленный музыкальный материал даёт возможность не сбавлять темп обучения. При определении необходимого темпа занятий нужно учитывать степень трудности изучаемого материала, возраст воспитанников, уровень их знаний и навыков, а также индивидуальные особенности внимания детей.
Для внимания очень большое значение имеет слаженность работы группы. Надо, чтобы все учащиеся начинали и заканчивали работать всегда одновременно. Это обеспечивает определённый ритм в труде, совершенно необходимый при работе в коллективе.
Очевидно, что для успеха общения педагогу необходимо, прежде всего, умение управлять вниманием учащихся. В этом плане окажут пользу следующие приёмы привлечения внимания воспитанников.
Приём новизны, когда педагог в самом начале занятия или беседы заинтриговывает воспитанников сообщением какой-то информации, не абсолютно новой (такая информация меньше затрагивает ум), а такой, когда в известном, казалось бы явлении открывается новое. Весьма важным условием мобилизации внимания является готовность воспринимать, ожидание чего-либо. Поэтому учителю необходимо перед сообщением нового материала оживить, восстановить в сознании детей пройденный ранее материал. Новый занятие почти всегда должен представлять собой естественное продолжение и развитие предыдущих занятий. В этих целях предыдущее занятие полезно закончить вопросом, ответ на который будет дан на следующем занятии. Во время занятий следует избегать однообразной работы. Весьма действенным является метод противопоставлений. Большую роль играет контраст впечатлений, также внезапность, неожиданность Смена темпа занятий (от более быстрых движений к медленным и наоборот). Однако, слишком частая смена видов работы на занятиях не приучает учащихся к устойчивости внимания и может вызвать затруднение в связи с переключением внимания с одного вида занятий на другой.
Важно иметь ввиду,что если ребята находятся в состоянии повышенной возбудимости и очень бурно реагируют на слова ,то более эффективной является подача материала от менее интересного к более интересному. Когда же учащееся индифферентны к предмету беседы, то эффективнее обратный порядок преподнесения материала - от самого интересного к менее интересному.
Действенным приёмом является создание проблемной ситуации и решение её совместно с учащимися. Например; Занимаясь постановкой корпуса в паре, я прошу поставить стойку, а исправление ошибок доверяю самим учащимся. Ребята помогают своим товарищам встать в нужную позицию. Или, после объяснения движения только с одной ноги я прошу ребят станцевать то же самое движение с другой ноги. Этот приём активизирует внимание и мышление даже у слабо успевающих детей.
Большую роль для мобилизации внимания учащихся имеет речь педагога. Речь преподавателя должна отличаться чёткостью, выразительностью, ясностью и доступностью изложения.
Плохо, если речь педагога бывает слишком громкой, крикливой. Это не способствует мобилизации внимания учащихся. Негромкая речь издаёт более сложную обстановку в классе, заставляя детей лучше слушаться педагога. Говоря о речи педагога, надо указать и на значение отдельных его приёмов, имеющих назначение привлекать внимание учащихся. В одних случаях педагога при изложении учебного материала, не прибегают ни к каким замечаниям и действиям, призывающих детей к вниманию. В других случаях они поступают по-другому:
- делают паузу перед началом какого-либо вопроса, изложения;
- повышают голос;
- прибегают к жестам с целью сосредоточения внимания учащихся на какой-либо
мысли и т. д. - следует иногда" поиграть голосом"
Наблюдения показывают, что применение таких частых приёмов бывает весьма эффективным, даёт возможность учителю овладеть вниманием учащихся. Монотонная речь, по выражению Павлова, действуя на одни и те же клетки мозга, вызывает их торможение, которое иррадирует на всю кору головного мозга, в результате слушатели буквально засыпают.
Иногда хорошую роль может сыграть приём соучастия, сопереживания. Объясняя ошибки своим учащимся, я рассказываю как - то или иное не отработанное движение повлияло на выступление пары.
Самый беспроигрышный приём-юмор. Несколько юмористических штрихов снимут усталость, активизируют внимание и мышление. Лучше спародировать многие ошибки доступными для детей образами. Однако, смешная история, рассказанная не к месту, явится только помехой.
Приём ассоциативного мышления. Объяснение материала на основе знакомых образов
или явлений. Например: Рассказывая о наклоне корпуса в правом или левом повороте, приводится аналогия с крыльями самолёта.
Достаточно сложной темой является скорость при исполнении различных движений. Сравнивая машины "Запорожец" и "Джип" ребёнок быстрее осваивает эту тему, так как эти образы ему близки и доступны. Конкурсно-соревновательный метод обучения является наиболее перспективным, повышается заинтересованность учащихся в предмете. Например: Кто лучше выполнит то или иное задание? Причём оценивать, лучше предоставить самим учащимся, а педагог должен акцентировать и скорректировать правильное исполнение. Необходимо в каждом воспитаннике подчеркнуть лучшее. Любой метод основан на знании предмета, способа его подачи и особенностях психического развития детей. Проверка и анализ освоенности материала даёт возможность менять, экспериментировать, искать новые приёмы в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и развитие внимания учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности
В работе представлены различные методы активизации непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания. Рассмотрен спектр заданий на развитие внимания, как...
Приёмы развивающего обучения на уроках географии. Развитие внимания.
В основе любой методической системы лежат педагогические приёмы – наиболее простые по своей структуре способы воздействия учителя на учащихся.Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х го...
Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».
В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....
Развитие внимания учащихся на уроках математики
В статье по теме : "Развитие внимания учащихся на уроках математики" описываются различные способы и упражнения на развитие внимания...
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообра...
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка. Актуальность проблемы развития внимани...
Статья "Эффективные методы и приемы по развитию внимания у обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)"
В статье актуализируется значение внимания для успешного усвоения школьных знаний обучающимися. Представлены эффективные методы и приемы по развитию внимания у детей....