Современный учитель изобразительного искусства. Какой он?
статья на тему

Власова Светлана Анатольевна

Целью преподавания изобразительного  искусства в школе является формирования художественной культуры ребенка  ,  как неотъемлемой части духовной, нравственно-этической культуры; передача социального художественного опыта народов страны мира;  развития способности зрения и руки (система “глаз-мозг-рука” ) при овладении ассоциативно-образным мышлением.      

            Художественная культура понимается ребенком как культура мироотношения  ,  культура эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. Вот эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, являются главным средством воспитания на уроке искусства сегодня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный учитель изобразительного искусства. Какой он?

        Целью преподавания изобразительного  искусства в школе является формирования художественной культуры ребенка  ,  как неотъемлемой части духовной, нравственно-этической культуры; передача социального художественного опыта народов страны мира;  развития способности зрения и руки (система “глаз-мозг-рука” ) при овладении ассоциативно-образным мышлением.        

        Художественная культура понимается ребенком как культура мироотношения  ,  культура эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. Вот эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, являются главным средством воспитания на уроке искусства сегодня.

        Необходимо подчеркнуть, что современный урок искусства – не обучение деланию красивых вещей. Ребенок должен иметь  богатство и разнообразие художественных впечатлений, т.к. ведущая задача – это формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни искусства. Стремление к выражению собственного отношения к окружающему миру должно  служить источником развития образного мышления ребенка ( для образца представлены детские работы, выполненные не по образцу, не по шаблону, а по воображению детей).

        Таким образом, сегодня на уроках искусства художественные знания, умения и навыки являются не целью, а основным средством приобщения к художественной культуре своего народа, России, мирового художественного наследия.

        Сегодня творческие отношения учителя к работе имеет принципиальное значение, т.к.  помогает формировать  у учащегося познавательный интерес к нему и стремление к его самостоятельному изучению.

т.к. одна из ведущих задач – творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. Важно “расковывать детей” ,  высвободить их творческую энергию. Решение этой задачи требует жесткого отказа от выполнения задания по схемам, образцам, по стереотипу. Механический прием останавливает мышление. Ибо изучение искусства в школе это не только подготовка и выработка потребителя, но и воспитание творчески созидательной личности – творца, человека, способности не только воспринимать искусство, но и самому быть художественно активным, формируя конкретную среду, свой мир, то, что рассматривается нами как непрерывный процесс художественного саморазвития. Сегодня работа учителя соизмерима с работой Бога, Творца.

        Формируя ребенка, мы формируем не только его – мы создаем будущее нашей страны и какое мы дадим детям представление о счастье, как научим их быть счастливым, такими и будут мечты, труд и счастье целых поколений.

Роль  театральных игра на уроках изобразительного искусства

        В своих уроках я часто использую театральные игры и этюды. Целью театральных развивающих игр является помощь детям и учителю в создании психологической комфортной атмосферы занятий.

        Методы,  формы  и содержание театральных  игр, которые учитель должен  предложить детям, реализуют одновременно следующие цели:

- погружение детей в присущую стихию игры, сглаживание рамки урока;

- формирование раскованного, общительного человека, владеющего и словом , и телом, умеющего слушать, а главное – понимать своего партнера;

- это развитие фантазии, памяти, внимания; это развития чувство ритма, чувство пространства и времени, чувство слова и других психологических составляющих личность ;

- развития познавательных интересов школьников.

        Каждый ребенок должен получить возможность  тренировать способность абстрагировать от посторонних раздражителей и приобрести смелость выступить. Эта смелость должна корректироваться необходимостью точно и интересно выполнить  поставленное задание.

        Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступить только в свое время и на своем месте. С другой стороны, необходима и тренировка, раскрытие, активизация своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задачей служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнение в соответствии  со своим пониманием ы выдумкой.

        В процессе театральной игры совершенно необходимо смелость, свобода и творческий покой каждого ученика в группе. Нельзя чтобы дети боялись выйти к “к доске”,  “перед всем классом и учителем” показать свою выдумку, работу, пробу. Нельзя допускать  в атмосфере занятий страха ошибка. ребенок должен обязательно встать на позицию творящего, пробующего, готового сделать, выполнить, показать, выдумать.

 Педагогу и самому надо быть готовым «превращаться», т.е. играть, вовлекая, участвуя, помогая детям. Но необходимо строго следить за тем, чтобы своей игрой, актерской активностью не подавить детей, превратив их в зрителей, не подавить их своею раскованностью.

На своих уроках я использую как театральные этюды, так и просто игры формы урока, которые помогают сделать тему интереснее, вызвать у детей эмоциональный всплеск.

«НЕСЧАСТНОЕ ДЕРЕВО»

( 3 кл. урок: «В музеях хранятся пейзажи.» Мрачный, печальный пейзаж )

Когда на дворе ненастье, человек прячется в квартире. У животных и насекомых есть норы, гнездо, дупла… И только растения нигде не могут спрятаться от природной стихии.

Покажите дерево:

- во время засухи;

- под снегом;

- среди выхлопов автомобиля;

- на сильном ветру;

- после пожара.

«ОДЕЖДА ДЛЯ СКАЗОЧНОГО  ГЕРОЯ»

(2 кл. урок: «Выражение характера через изображение человека.»

3 кл. итоговый урок: «Художник и зрелище.»)

Проверьте себя на наличие талантливого модельера и нарисуйте эскиз костюмов для сказочных персонажей:

- рабочий костюм Б. Яги;

- парадный костюм Ивана Дурачка;

- домашний костюм Змея Горыныча;

- спортивный костюм Кощея Бессмертного;

- зимний костюм Водяного.

« СКАТЕРТЬ – САМОБРАНКА»

(3 кл. итоговый урок: «Искусство в твоем доме»)

Во многих сказках герои пользуются услугами скатерти – самобранки. Но вот беда: ни в одной сказке не говорится, как выглядела она, какой на ней был узор, орнамент ,или рисунок. Попробуйте нарисовать то, что было бы изображено на скатерти – самобранке для:

- приема дорогих гостей;

- того, чтобы перекусить на работе;

- выезда в лес на пикник.

«ФАНТИК ДЛЯ КОНФЕТЫ»

(1 кл. урок: «Знакомство с мастером украшений»)

Придумай обёртки для новых конфет:

- молочные;

- ореховые;

- ягодные;

- фруктовые;

- медовые.

( 3 кл. урок: «Искусство перевоплощения»)

1. «Интонация»

Любое предложение можно произнести с огромным количеством оттенков, эмоций и чувств. И каждый раз оно будет иметь новое значение. Попробуйте сказать: «Ну, вот и все!»

- радостно, словно вы закончили писать сочинение;

- кровожадно, словно перебили дома всех мух;

- печально, словно досмотрели до конца любимый мультфильм;

- испуганно, словно вас догнал волк;

- устало, словно вы закончили чистить два вера картошки.

2. «Необычная Декламация»

Прочесть стихотворение: «Уронили мишку на пол», «Наша Таня громко плачет» :

- если вы сильно замерзли;

- вам придавили ногу;

- у вас во рту горячая картошка;

- вы очень хотите спать.

3. «Звукоподражатели»

Звуковая зарисовка своим голосом:

- на морском берегу;

- гонки на мотоциклах;

- утро в деревне;

- железно - дорожный вокзал.

4. «Походка»

Изобразите походку человека, который:

- хорошо пообедал;

- у которого жмут ботинки;

- который неудачно пнул кирпич;

-который оказался  ночью в лесу;

-у которого сильно болит спина(зуб).

5 «Ловилки»

Покажите как…

-вратарь ловит мяч;

-зоолог ловит бабочку;

-рыбак ловит большую рыбу;

-домохозяйка ловит муху.

«Маски»

Изготовьте  маску следующих богов:

-бога засухи Мцц ;

-бога наводнения Джж;

-бога молнии  Кхх;

-бога ночи Тфф;

-бога ветра Пшш.

«Улыбка»

Улыбка позволяет передать сотню оттенков чувств и

эмоций. Попробуйте изобразить улыбку которая говорила бы:

-«Приятная встреча»(радостная);

-«Все будет хорошо»(утешительная );

-«Какой успех!»(счастливая);

-«Не может быть!»(удивительная);

-«Как же так…»(огорчительная).

Свое выступление я бы хотела закончить этюдом »Улыбка»

-изобразите улыбкой впечатление о моем выступлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны

Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и  практическое зн...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...

Программы для современного учителя изобразительного искусства.

Программы нужные современному учителю на сегодняшний день в своей профессиональной деятельности....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Современный учитель изобразительного искусства. Какой он?

Целью преподавания изобразительного  искусства в школе является формирования художественной культуры ребенка  ,...

Современный учитель изобразительного искусства. Какой он?

Художественная культура понимается ребенком как культура мироотношения  ,  культура эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. Вот эти ценности как ...

Выступление на заседании ШМО учителей Изобразительного искусства: "Современные технологии оценки качества художественного образования как показатель эффективности процесса обучения искусству в начальной и средней школе".

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатик...