Современный учитель изобразительного искусства. Какой он?
статья
Целью преподавания изобразительного искусства в школе является формирования художественной культуры ребенка , как неотъемлемой части духовной, нравственно-этической культуры; передача социального художественного опыта народов страны мира; развития способности зрения и руки (система “глаз-мозг-рука” ) при овладении ассоциативно-образным мышлением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_uchitel_izobrazitelnogo_iskusstva_dlya_vlasovoy_sa.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный учитель изобразительного искусства. Какой он?
Целью преподавания изобразительного искусства в школе является формирования художественной культуры ребенка , как неотъемлемой части духовной, нравственно-этической культуры; передача социального художественного опыта народов страны мира; развития способности зрения и руки (система “глаз-мозг-рука” ) при овладении ассоциативно-образным мышлением.
Художественная культура понимается ребенком как культура мироотношения , культура эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. Вот эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, являются главным средством воспитания на уроке искусства сегодня.
Необходимо подчеркнуть, что современный урок искусства – не обучение деланию красивых вещей. Ребенок должен иметь богатство и разнообразие художественных впечатлений, т.к. ведущая задача – это формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни искусства. Стремление к выражению собственного отношения к окружающему миру должно служить источником развития образного мышления ребенка ( для образца представлены детские работы, выполненные не по образцу, не по шаблону, а по воображению детей).
Таким образом, сегодня на уроках искусства художественные знания, умения и навыки являются не целью, а основным средством приобщения к художественной культуре своего народа, России, мирового художественного наследия.
Сегодня творческие отношения учителя к работе имеет принципиальное значение, т.к. помогает формировать у учащегося познавательный интерес к нему и стремление к его самостоятельному изучению.
т.к. одна из ведущих задач – творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. Важно “расковывать детей” , высвободить их творческую энергию. Решение этой задачи требует жесткого отказа от выполнения задания по схемам, образцам, по стереотипу. Механический прием останавливает мышление. Ибо изучение искусства в школе это не только подготовка и выработка потребителя, но и воспитание творчески созидательной личности – творца, человека, способности не только воспринимать искусство, но и самому быть художественно активным, формируя конкретную среду, свой мир, то, что рассматривается нами как непрерывный процесс художественного саморазвития. Сегодня работа учителя соизмерима с работой Бога, Творца.
Формируя ребенка, мы формируем не только его – мы создаем будущее нашей страны и какое мы дадим детям представление о счастье, как научим их быть счастливым, такими и будут мечты, труд и счастье целых поколений.
Роль театральных игра на уроках изобразительного искусства
В своих уроках я часто использую театральные игры и этюды. Целью театральных развивающих игр является помощь детям и учителю в создании психологической комфортной атмосферы занятий.
Методы, формы и содержание театральных игр, которые учитель должен предложить детям, реализуют одновременно следующие цели:
- погружение детей в присущую стихию игры, сглаживание рамки урока;
- формирование раскованного, общительного человека, владеющего и словом , и телом, умеющего слушать, а главное – понимать своего партнера;
- это развитие фантазии, памяти, внимания; это развития чувство ритма, чувство пространства и времени, чувство слова и других психологических составляющих личность ;
- развития познавательных интересов школьников.
Каждый ребенок должен получить возможность тренировать способность абстрагировать от посторонних раздражителей и приобрести смелость выступить. Эта смелость должна корректироваться необходимостью точно и интересно выполнить поставленное задание.
Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступить только в свое время и на своем месте. С другой стороны, необходима и тренировка, раскрытие, активизация своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задачей служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнение в соответствии со своим пониманием ы выдумкой.
В процессе театральной игры совершенно необходимо смелость, свобода и творческий покой каждого ученика в группе. Нельзя чтобы дети боялись выйти к “к доске”, “перед всем классом и учителем” показать свою выдумку, работу, пробу. Нельзя допускать в атмосфере занятий страха ошибка. ребенок должен обязательно встать на позицию творящего, пробующего, готового сделать, выполнить, показать, выдумать.
Педагогу и самому надо быть готовым «превращаться», т.е. играть, вовлекая, участвуя, помогая детям. Но необходимо строго следить за тем, чтобы своей игрой, актерской активностью не подавить детей, превратив их в зрителей, не подавить их своею раскованностью.
На своих уроках я использую как театральные этюды, так и просто игры формы урока, которые помогают сделать тему интереснее, вызвать у детей эмоциональный всплеск.
«НЕСЧАСТНОЕ ДЕРЕВО»
( 3 кл. урок: «В музеях хранятся пейзажи.» Мрачный, печальный пейзаж )
Когда на дворе ненастье, человек прячется в квартире. У животных и насекомых есть норы, гнездо, дупла… И только растения нигде не могут спрятаться от природной стихии.
Покажите дерево:
- во время засухи;
- под снегом;
- среди выхлопов автомобиля;
- на сильном ветру;
- после пожара.
«ОДЕЖДА ДЛЯ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ»
(2 кл. урок: «Выражение характера через изображение человека.»
3 кл. итоговый урок: «Художник и зрелище.»)
Проверьте себя на наличие талантливого модельера и нарисуйте эскиз костюмов для сказочных персонажей:
- рабочий костюм Б. Яги;
- парадный костюм Ивана Дурачка;
- домашний костюм Змея Горыныча;
- спортивный костюм Кощея Бессмертного;
- зимний костюм Водяного.
« СКАТЕРТЬ – САМОБРАНКА»
(3 кл. итоговый урок: «Искусство в твоем доме»)
Во многих сказках герои пользуются услугами скатерти – самобранки. Но вот беда: ни в одной сказке не говорится, как выглядела она, какой на ней был узор, орнамент ,или рисунок. Попробуйте нарисовать то, что было бы изображено на скатерти – самобранке для:
- приема дорогих гостей;
- того, чтобы перекусить на работе;
- выезда в лес на пикник.
«ФАНТИК ДЛЯ КОНФЕТЫ»
(1 кл. урок: «Знакомство с мастером украшений»)
Придумай обёртки для новых конфет:
- молочные;
- ореховые;
- ягодные;
- фруктовые;
- медовые.
( 3 кл. урок: «Искусство перевоплощения»)
1. «Интонация»
Любое предложение можно произнести с огромным количеством оттенков, эмоций и чувств. И каждый раз оно будет иметь новое значение. Попробуйте сказать: «Ну, вот и все!»
- радостно, словно вы закончили писать сочинение;
- кровожадно, словно перебили дома всех мух;
- печально, словно досмотрели до конца любимый мультфильм;
- испуганно, словно вас догнал волк;
- устало, словно вы закончили чистить два вера картошки.
2. «Необычная Декламация»
Прочесть стихотворение: «Уронили мишку на пол», «Наша Таня громко плачет» :
- если вы сильно замерзли;
- вам придавили ногу;
- у вас во рту горячая картошка;
- вы очень хотите спать.
3. «Звукоподражатели»
Звуковая зарисовка своим голосом:
- на морском берегу;
- гонки на мотоциклах;
- утро в деревне;
- железно - дорожный вокзал.
4. «Походка»
Изобразите походку человека, который:
- хорошо пообедал;
- у которого жмут ботинки;
- который неудачно пнул кирпич;
-который оказался ночью в лесу;
-у которого сильно болит спина(зуб).
5 «Ловилки»
Покажите как…
-вратарь ловит мяч;
-зоолог ловит бабочку;
-рыбак ловит большую рыбу;
-домохозяйка ловит муху.
«Маски»
Изготовьте маску следующих богов:
-бога засухи Мцц ;
-бога наводнения Джж;
-бога молнии Кхх;
-бога ночи Тфф;
-бога ветра Пшш.
«Улыбка»
Улыбка позволяет передать сотню оттенков чувств и
эмоций. Попробуйте изобразить улыбку которая говорила бы:
-«Приятная встреча»(радостная);
-«Все будет хорошо»(утешительная );
-«Какой успех!»(счастливая);
-«Не может быть!»(удивительная);
-«Как же так…»(огорчительная).
Свое выступление я бы хотела закончить этюдом »Улыбка»
-изобразите улыбкой впечатление о моем выступлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны
Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и практическое зн...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...
Современный учитель изобразительного искусства. Какой он?
Целью преподавания изобразительного искусства в школе является формирования художественной культуры ребенка , как неотъемлемой части духовной, нравственно-этической культуры; передач...
Программы для современного учителя изобразительного искусства.
Программы нужные современному учителю на сегодняшний день в своей профессиональной деятельности....
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...
Современный учитель изобразительного искусства. Какой он?
Художественная культура понимается ребенком как культура мироотношения , культура эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. Вот эти ценности как ...
Выступление на заседании ШМО учителей Изобразительного искусства: "Современные технологии оценки качества художественного образования как показатель эффективности процесса обучения искусству в начальной и средней школе".
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатик...