Обзор УМК по русскому языку под грифом ФГОС
статья на тему
Обзор УМК по русскому языку под грифом ФГОС.
(Работа над развитием речи. Сравнительный анализ учебников Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и В.В. Бабайцевой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzor_umk_po_russkomu_yazyku_pod_grifom_fgos.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Заверено руководителем ГМО
учителей русского языка и литературы
_____________ Марталер А.Ю.
Протокол №____от 5 ноября 2013 года
Тема: Обзор УМК по русскому языку под грифом ФГОС.
(Работа над развитием речи. Сравнительный анализ учебников Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и В.В. Бабайцевой).
Выступила Толстова Р.Ф.
учитель русского
языка и литературы
МОБУ СОШ № 21 г. Белорецк
Тема: Обзор УМК по русскому языку под грифом ФГОС.
(Работа над развитием речи. Сравнительный анализ учебников Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и В.В. Бабайцевой).
Знание - столь драгоценная вещь,
что его не зазорно добывать
из любого источника.
Абу-аль-Фарадж
Русский язык и литература - особая образовательная область, в процессе изучения которой выбор современного учебно-методического комплекта нередко имеет решающее значение не только для учителя, но и для учащихся.
Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Среди широкого разнообразия современных УМК учителю порой трудно выбрать тот, который в полной мере позволит обеспечить достижение необходимого образовательного уровня общего развития учащихся по предметам.
Идеальных учебников, наверное, нет. У каждого есть свои минусы и плюсы. Второй год преподаю русский язык по УМК Р.Н. Бунеева. Учебники данного автора входят в образовательную систему «Школа 2100».
Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода. Цели обучения русскому языку по учебникам Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной в основной школе - это овладение учащимися четырьмя компетенциями: лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой.
Задания учебников по русскому языку построены и сформулированы таким образом, что процесс обучения на уроке становится всегда обучением деятельности. Учебники учат ребенка сознательно ставить цель, формируют мотивацию к активной позиции на уроке, предоставляют возможность находить пути и средства к достижению поставленной цели, помогают ребенку формировать собственные умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
С помощью упражнений в учебнике, дидактическом материале, в тетрадях для проверочных и контрольных работ ребенок не только «тренируется» выполнять операции (приемы), т.е. учится предметно-практическим действиям, но и постигает способы и приемы учебной деятельности (техника разных видов разбора), деятельности познавательной (способы работы со словарем), учится самостоятельно выбирать наиболее подходящий прием решения задач (в том числе и орфографических), искать свои собственные, не встречавшиеся в его опыте приемы решения, выходящие за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений.
Таким образом, многие задания учебника творческого характера, что позволяет, опираясь на предшествующее (спонтанное развитие), самостоятельное «житейское» развитие, углубить и расширить потенциал ребенка. Используя материал учебника, учитель без труда может организовать на уроке совместную учебно-познавательную деятельность, где сам будет выступать в роли «дирижера». Через систему подобных упражнений в учебниках реализуются принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, поэтому ученик сможет применять полученные на уроке знания, умения и навыки в жизни.
Рассмотрим, какая работа проводится по развитию речи в данном учебнике. Развитие речи учащихся – одна из важнейших задач учителя. Я стараюсь заниматься этим каждодневно. Для того, чтобы наглядно убедиться в том, что учебники данных авторов действительно способствуют развивающему обучению, сравним календарно-тематическое планирование двух УМК (В.В.Бабайцевой и Р.Н.Бунеева) и посмотрим, сколько часов отводится на такие проверочные работы, как контрольный диктант, изложения, сочинения в 5 классе.
Учебник Диктанты Излож. Сочин. Свобод. дик. Твор.спис
В.В.Бабайцевой 9 3 3 - -
Р.Н.Бунеева 6 3 5 8 2
Такое сравнение помогает понять, что учебник Р.Н.Бунеева носит более развивающий характер. Большее количество сочинений - это не только сочинения-описания картин, но и такие работы, как сочинение-размышление, сочинение-повествование с использованием местоимений. Работы такого типа не только развивают речь, но и носят практический характер, прививают культуру разговорной речи.
Если в учебнике В.В.Бабайцевой на развитие речи в 5 классе отводится более 20 часов, а остальное время идет на отработку орфограмм и пунктограмм, то в учебнике Р.Н.Бунеева практически каждый урок носит развивающий характер.
Сравним первый урок - урок-введение. Учебник В.В.Бабайцевой предлагает нам обратиться к эпиграфам и подумать, что их объединяет (упр. 1), быстро и четко произнести скороговорки (упр.3), отгадать загадки (упр.4), записать пословицы и подумать, как передается потомкам народная мудрость (упр.5), прочитать выразительно и записать высказывание И.С.Тургенева «Берегите наш язык…» (упр.10)
Учебник Р.Н.Бунеева после прочтения отрывка из книги Л.В.Успенского «Слово о словах» предоставляет учащимся продолжить мысль автора и предлагает сформулировать тему первого урока русского языка (упр.1), знакомит с основами сопоставительного анализа на примере трех произведений (И.С.Тургенев «Русский язык», стих. И.А.Бунина «Слово», стих. А.А.Ахматовой «Мужество». (Заметил ли ты, что все три произведения в чем-то созвучны друг другу? В чем именно? Попытайся объяснить. Прочитай определения, которые находят авторы к словам русский язык, русская речь, русское слово. Сравни их. Что ты заметил? (упр.4)
Сравнение двух первых уроков показывает, что материал в учебнике Р.Н.Бунеева имеет более сложный, развивающий характер.
Дальше задания к упражнениям становятся глубже, сложнее, требуют больше осмысления, «говорения». Например, упр. 245, задание: напиши небольшой текст-повествование по данному началу, озаглавь текст, начни так: «Однажды днём я увидел ласточку…», подчеркни дополнения. Данное упражнение нацелено на повторение дополнения, а также на развитие речи учащихся.
Хотелось бы отметить, что данная работа проводится на каждом уроке, что позволяет планомерно развивать речь учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Русский язык. 5 класс . ФГОСы нового поколения
Представлена рабочая программа по УМК В.В. Бабайцевой для 5 класса в соответствии с новыми стандартами. Тематическое планирование в 8 разделах!!!...
Формирование ключевых компетенций студентов СПО в условиях билингвизма посредством межпредметной интеграции на уроках русского языка при реализации ФГОС
В докладе содержится методический материал об интеграции русского языка с предметами спеццикла....
Конспект урока по русскому языку в свете ФГОС по теме : "Чередующиеся гласные в корне слова".
Разработка конспекта урока по русскому языку в свете требований ФГОС ....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса ФГОС...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС ООО по курсу 5-9 класс
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ...