Открытый урок на тему "Воспитание патриотизма посредством изучения кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский"
учебно-методический материал (7 класс) на тему
Урок с учащимися 7 класса музыкального отделения, раздел "Отечественная музыка XX века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_aleksandr_nevskiy.docx | 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание патриотизма посредством изучения кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»
Класс: 7 класс музыкального отделения
Раздел: Отечественная музыка XX века
Тема урока: С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: Формирование у учащихся навыков анализа музыкального материала, музыкальной символики.
Задачи урока:
- образовательная: познакомить учащихся с историческим прошлым через творчество С.С. Прокофьева;
- воспитательная: воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине;
- развивающая: развивать творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализирования музыкального произведения, ассоциативных связей музыки с литературой, историей, киноискусством.
Музыкальный материал: аудиофрагменты кантаты «Александр Невский»
Видеоматериал: Фильм «Александр Невский», реж. С. Эйзенштейн
Оборудование: компьютер, телевизор, музыкальный центр
Этапы урока:
- Организационный момент – 2 мин;
- Изучение новой темы – 30 мин:
- Сравнительный анализ, закрепление материала – 5 мин
- Подведение итогов, задание на дом – 3 мин.
Формы обучения: групповая познавательно-аналитическая деятельность.
Ход урока.
- Краткая историческая справка. Победы Александра Невского.
- Фрагменты фильма «Александр Невский», музыкальное сопровождение видеоряда.
- В нескольких монументальных произведениях Прокофьева нашли отражение важные события отечественной истории. Это музыка к фильмам «Александр Невский» (и кантата с таким же названием), «Иван Грозный», опера «Война и мир». Написанные в советский период творчества композитора, эти произведения проникнуты любовью к отчизне, воспевают народ, его величие и силу духа. В них развивается героико-эпическая линия русской музыкальной классики, идущая от «Ивана Сусанина» Глинки, «Князя Игоря» Бородина, «Бориса Годунова» Мусоргского. Вместе с тем, исторические картины Прокофьева отличает острое чувство современности.
Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен С. Эйзенштейном в 1938 году, незадолго до Великой Отечественной войны. Создание фильма было очень своевременным, укрепляло силу духа русского народа, напоминая о его героическом прошлом. В кантате 7 частей, каждая из которых поражает яркостью образов.
- Анализ музыкального материала каждой части. Отметить следующие моменты:
- оркестровые средства
- интонационные особенности характеристик
- связь с произведения русских классиков («сусанинский» контраст характеристик, «бородинские» интонации плача и т.д)
- особенности тонального плана
- гармонические особенности
5. В кантате «Александр Невский» наблюдается сочетание народных песенных традиций с прокофьевскими современными музыкальными приемами, наблюдается также преемственность эпических традиций русских классиков. В этом произведении, посвященном далеким историческим событиям, Прокофьев прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием, величие и силу духа русского народа. Именно поэтому кантата «Александр Невский» звучит актуально и в наше время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 11 классе (углубленное изучение) по теме The World’s Best, The World’s Worst. The Mystery of the Disappearing Author. Использование метода мозгового штурма.
Метод мозгового штурма это перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам, если учителю, конечно, интересно развивать творческие способности учеников. Мозговой штурм - это активн...
Конспект открытого урока в 5 классе (углубленное изучение) УМК И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева по теме "Health is Above Wealth".
Данный урок направлен на обобщение наиболее интересных и эффективных приемов работы по теме "Health is Above Wealth". Постановка цели урока, содержательность, многообразие используемых упражнений...
Конспект открытого урока развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся СКОШ VIII вида по теме: «Мебель и её назначение»
Цели:образовательная- расширять знания о предметах мебели, мире профессий; коррекционная- формировать мышление;воспитательная - воспитывать уважение и интерес к людям различных профессий.Оборудование:...
открытый урок "Живые организмы как объекты изучения естественных наук"
открытый урок по естествознанию...
Конспект открытого урока развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся СКОШ VIII вида по теме: «Перелётные и зимующие птицы"»
Цели: Расширить знания о зимующих и перелётных птицах. Развивать логическое мышление....
Показательный (открытый) урок по теме Патриотизм стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Данный урок составлен для учащихся 5 класса. Рассчитан на педагогов, работающих по учебнику под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Прошёл апробацию в МОУ "СОШ ст. Курдюм имени Героя Советского Союза П.Т. Поно...
Открытый урок на тему "Глагол. Повторение изученного в 5 классе"
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ, ПОЛУЧЕННЫХ В 5 КЛАССА...