Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы физических знаний»
рабочая программа по физике по теме

Чшиева Альбина Владимировна

Тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planir-ie_kr_2014-2015.doc359.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Основы физических знаний»

Возраст обучающихся: 13-15 лет

Срок реализации программы – 3 года

Автор:

Чшиева Албина Владимировна

педагог дополнительного образования

Республиканского центра

детского технического творчества

г. Владикавказ

ПЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Основы физических знаний и их практическое использование учащиеся изучают в школе. Но в любой работе, по окончании школы, они встречаются с технологическим применением различных физических явлений.

  Помочь детям подготовиться к подлинному творческому труду и получить более глубокие знания, призваны физико-технические объединения, заслуживающие широкого распространения.

  Физико-техническое объединение первого года занятий комплектуется из учащихся 7 классов. Их цель - дать теоретические знания по основам физики; привить практические навыки и умения; научить пользоваться различными техническими приборами; привить навыки конструирования различных приборов и моделей; показать роль физики в различных областях жизнедеятельности человека.

  Физико-технические объединения второго и третьего года обучения комплектуются из учащихся 8 и 9 классов, обладающих подготовкой.

  Задача этих объединений - дальнейшее расширение и углубление знаний в области физики.

Учебно-тематический план составлен с учетом «Обязательного минимума содержания основного общего образования по физике» [24, с.5] и «Примерной программы основного общего образования» под редакцией Коровина В. А. [24, с.8].

Учебно-воспитательная работа.

   В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение  определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Необходимо создать условия для формирования духовно развитой, творческой личности, способной на самостоятельный выбор идей на уровне достижений культуры, умеющей ориентироваться в современных условиях.

Тематический план. 7 класс

       Название разделов и тем

         Количество часов

 Всего

       в том числе

Теория

Практика

ВВЕДЕНИЕ.

2

2

0      

1

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ.

10

2

8

2

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА.

14

6

8

3

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ.

48

12

36

4

ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ.

46

12

34

5

РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ.

24

8

16

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.

2

1

1

                                                            ИТОГО:

144

41

103

   Тематический план. 8 класс

       Название разделов и тем

              Количество часов

 Всего

       в том числе

Теория*

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

0

2.

МЕХАНИКА

106

28

78

ТЕМА 1: КИНЕМАТИКА.

34

8

26

ТЕМА 2: ДИНАМИКА. ЗАКОНЫ НЬЮТОНА.

32

6

26

ТЕМА 3: ОТ БРОСАНИЯ КАМНЯ В ВОЗДУХ  

                ДО ЗАПУСКА ИСКУССТВЕННОГО

                СПУТНИКА ЗЕМЛИ И ПОЛЕТА 

              КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯЮ.

10

4

6

ТЕМА 4: РАБОТА, МОЩНОСТЬ, ЭНЕРГИЯ.

12

4

8

ТЕМА 5: ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ  

                И ИМПУЛЬСА.

16

6

12

3.

МЕХАНИКА ТВЕРДОГО ТЕЛА И СРЕД

34

8

26

ТЕМА 1: МЕХАНИКА ТВЕРДОГО ТЕЛА.

20

7

13

ТЕМА 2: МЕХАНИКА ЖИДКОСТИ:

          ГИДРОСТАТИКА И ГИДРОДИНАМИКА.

14

1

13

4.

Заключительное занятие.

2

1

1

                                                                       ИТОГО:

144

39

105

Тематический план.9 класс

       Название разделов и тем

         Количество часов

 Всего

       в том числе

Теория*

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

0

2.

   ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

66

16

50

ТЕМА 1: ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЕ  

                ПОЛЕ

14

5

9

ТЕМА 2:   ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК.

20

4

16

ТЕМА 3: ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РАЗРЯД

4

3

1

ТЕМА 4: МАГНИТНОЕ ПОЛЕ.

20

2

18

ТЕМА 5: ЗАРЯЖЕННЫЕ ЧАСТИЦЫ В

                ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ И  

                МАГНИТНОМ ПОЛЯХ.

8

2

6

3.

   КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ.

74

20

54

ТЕМА 1:  КОЛЕБАНИЯ.

16

4

12

ТЕМА 2: ВОЛНЫ.

12

4

8

ТЕМА 3: ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ  

                КОЛЕБАНИЯ. ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК.

12

4

8

ТЕМА 4: ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ  

                ВОЛНЫ.

34

8

26

4.

Заключительное занятие.

2

1

1

                                                              ИТОГО:

144

39

105

*Теоретические сведения составляют не более ¼ от общего количества

     часов.

 

Календарно-тематический план. 7 класс

                                                   

                                                        1 четверть

ур

Наименование разделов, тем, занятий

Кол-во часов

Кол-во часов

ТСО, ИКТ, ЦОР

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

Что изучает физика. Некоторые физические термины.

Наблюдения и опыты.

1

1

Демонстрации. Примеры физических явлений: скатывание шарика по желобу, колебания маятника, соприкасающегося со звучащим камертоном, нагревание спирали электрическим током и др. Показ наборов тел и веществ.

Тема 1. ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ(10ч)

Физические величины, измерение физических величин. Точность и погрешность измерений

1

1

Демонстрации. Применение мензурки.

Моделирование.

0

2

Изготовление бумажных моделей термометра, амперметра, часов…, для определения цены деления прибора и показаний

Практическая работа №1.

«Определение цены деления измерительного прибора»

0

2

Демонстрации. Применение мензурки и линейки для измерения цены деления прибора

Физика и техника.

1

1

Демонстрации. Современные электронные устройства (плеер, пейджер, мобильный телефон, видеомагнитофон), портреты ученых-физиков и выдающихся изобретателей

Решение задач.

0

2

Тема 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (14ч)

Строение вещества. Молекулы.

1

1

Демонстрации. Синтетические материалы (как примеры полученных человеком веществ с заранее заданными свойствами).

Моделирование.

0

2

Изготовление моделей молекулы воды в различных агрегатных состояниях.

Практическая работа №2

«Измерение размеров малых тел»

0

2

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

1

Демонстрации. Диффузия жидкостей, газов , твердых тел (фрагмент кинофильма "Молекулы и молекулярное движение", видеофрагмент "Диффузия") Модель движения молекул при низкой и высокой температуре

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

1

Демонстрации. Диффузия жидкостей, газов , твердых тел (фрагмент кинофильма "Молекулы и молекулярное движение", видеофрагмент "Диффузия") Модель движения молекул при низкой и высокой температуре

 Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

1

Демонстрации. Разламывание хрупкого тела, попытка соединения его частей. Сваривание в пламени спиртовки или горелки двух стеклянных палочек. Сжатие и распрямление упругого тела.

Три состояния вещества.

1

1

Демонстрации. Сохранение твердым телом формы, а жидкостью — объема.

Тема 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (48ч)

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения.

1

1

Демонстрации. Относительность движения Траектории движения шарика на шнуре и шарика, перебрасываемого из одной руки в другую. Измерение пути, пройденного куском мела по доске. Равномерное движение воздушного пузырька в стеклянной трубке с водой.

Моделирование.

0

2

Изготовление моделей для демонстрации относительности движения.

Скорость. Единицы скорости.

1

1

Демонстрации. Определение скорости движения

воздушного пузырька в трубке с водой и ученика по классу (известна длина шага).

Расчет пути и времени движения.

0

2

Демонстрации. Движение заводной игрушки (определение ее средней скорости).

Моделирование.

0

2

Изготовление моделей графиков зависимости скорости от времени.

Инерция. Решений задач

1

1

Демонстрации. Движение шайбы, соприкоснувшейся с клюшкой, насаживание молотка на рукоятку. Фрагмент видеофильма "Закон инерции".

Опыт по рисунку 41. колебания маятника.

Взаимодействие тел.

1

1

Демонстрации. Взаимодействие тел (по рис. 42, 43 учебника). Опыт с шаром, движущимся по направляющему желобу и ударяющимся о такой же, но неподвижный шар.

Масса тел. Единицы массы.

1

1

Демонстрации. Гиря массой 1 г. Монеты

 достоинством 1, 2, 3, 5 коп. (масса 1, 2, 3, 5 г). Определение масс монет — российских денег.

Практическая работа № 3

"Измерение массы тела на рычажных весах".

0

2

Практическая работа № 4

 "Измерение объема тела"

0

2

Демонстрации. Различные виды весов; взвешивание тела на демонстрационных весах (правила работы с весами).

Плотность вещества.

1

1

Демонстрации. Сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы (соответствующие наборы тел). Демонстрация того факта, что жидкости одинаковой массы могут иметь разные объемы.

Практическое занятие № 5

"Определение плотности твердого тела"

0

2

Расчет массы и объема тела по его плотности.

0

2

Демонстрации. Измерение объема деревянного бруска и вычисление его массы на основе данных табл. 2 учебника; проверка полученного результата при помощи весов.

Решение задач. Решение задач типа: 1) «Найдите массу 5 л воды (масла)»; 2) «Определите массу оконного стекла длиной 3 м, высотой 2,5 м и толщиной 0,6 см»; 3) «Какой объем занимает керосин массой 400 г?»;

0

2

4) «Определите плотность данной вам жидкости при помощи мензурки и весов». В начале или конце этого или следующего урока можно дать кратковременную самостоятельную или контрольную работу на 15-20 мин по материалу: "Инерция", "Масса тела", "Плотность вещества".

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

1

Демонстрации. Опыты по рис. 55, 56 учебника. Падение

шарика (в сосуд с песком). Движение тела, брошенного горизонтально.

Сила упругости. Закон Гука.

1

1

Демонстрации: Прибор для демонстрации видов деформации. Колебания пружинного маятника. Действие рогатки. Лабораторный динамометр.

Вес тела.

1

1

Демонстрации.

Демонстрация гирь массой 100 г и 1 кг (имеющих вес -1 Н и -10 Н).

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

1

Демонстрации. Демонстрация гирь массой 100 г и 1 кг (1 Н  и 10 Н).

Решение задач.

Практическая работа № 6

"Градуирование пружины и измерение сил динамометром"

0

2

Демонстрации.Градуирование демонстрационного динамометра; измерение силы, необходимой для подъема, передвижения, опрокидывания какого-либо предмета. Демонстрация других типов динамометров; измерение динамометром мускульного усилия.

Графическое изображение силы. Сложение сил.

0

2

Демонстрации. Определение массы тела на рычажных весах и веса этого тела динамометром .

Моделирование.

0

2

Изготовление моделей для демонстрации сложения сил.

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

1

1

Демонстрации. Измерение силы трения при движении бруска по столу. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела (можно провести в виде экспериментальной задачи). Способы увеличения (уменьшения) трения. Подшипники. Видеофильм "Трение в природе и технике".

Решение задач (плотность, вес, графическое изображение сил, виды сил).

0

2

Тема 4. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (46 ч)

Давление. Единицы давления.

1

1

Демонстрации.  Разрезание куска пластилина тонкой проволокой при действии небольшой силы; перенос "покупки". Определение давления, которое производит на стол гиря (на ее основание наклеен лист бумаги, расчерченный на квадратные сантиметры).

Способы увеличения и уменьшения давления.

0

2

Демонстрации. Кинофильм или видеофильм "Сила

давления и давление".

Давление газа. Повторение понятий "плотность", "давление". Закон Паскаля.

1

1

Демонстрации. Опыты по рис. 87 учебника (вместо колокола воздушного насоса можно взять круглодонную колбу и воспользоваться ручным насосом, вместо детского воздушного шарика — резиновую медицинскую перчатку) и по рис. 88 учебника (можно использовать трубку от прибора "Шар Паскаля"), Изменение давления газа при нагревании

Решение задач.

0

2

Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

1

1

Демонстрации. Горизонтальность свободной поверхности жидкости. Переливание из узкого сосуда в широкий (выяснить, изменится ли при этом вес жидкости и производимое ею давление). Погружение в сосуд с водой гири, подвешенной на нити и не касающейся дна и стенок сосуда (определить, как изменится давление воды на дно).

Решение задач.

Решение задач типа: 1) "В два одинаковых сосуда, наполненных водой до одного и того же уровня, опускают на нитях алюминиевый и свинцовый грузы одной и той же массы так, что они не касаются дна. Сравнить давление на дно этих сосудов";

0

2

2) "Какое давление на дно сосуда оказывает слой керосина высотой 0,5 м?"; 3) "Шлюз шириной 10 м заполнен водой до высоты 5 м. С какой силой вода давит на ворота шлюза? (Указание: найти среднее значение давления.)"; 4) "Каково давление на дно сосуда, если высота ее уровня 8 см?"; 5) "В цистерне, заполненной нефтью, на глубине 4 м поставлен кран, площадь которого 30 см2. С какой силой нефть давит на кран?"

Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.

1

1

Демонстрации.

Видеофильм "Применение сообщающихся сосудов".

Решение задач.

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

1

Демонстрации. Опыты по рис. 116-117, 119 учебника (в последнем опыте удобно воспользоваться демонстрационной пипеткой); Определение массы воздуха; по рисунку 38 – обнаружение давления внутри и вне воронки.

Измерение атмосферного давления.

1

1

Демонстрации.  Действие вантуза и присоски. Видеофрагмент "Использование атмосферного давления".  Сдавливание жестяной банки атмосферным давлением; действие присоски; опыт с магдебургскими полушариями

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

0

2

Демонстрации. Барометр-анероид; таблица "Схема устройства барометра". Изменение показаний барометра, помещенного под колокол воздушного насоса, при выкачивании воздуха. Изменение атмосферного давления с высотой

Моделирование.

0

2

Изготовление устройств для измерения атмосферного давления.

 Решение задач

0

2

Манометры.

1

1

Демонстрации. Металлический манометр. Действующая модель насоса (в проекции).

 Поршневой жидкостный насос

1

1

Демонстрации. Действующая модель насоса (в проекции).

Гидравлический пресс.

1

1

Демонстрации. Действие модели гидравлического

пресса. Видеофильм "Гидравлические машины".

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

1

Демонстрации. Опыты по рис. 137 и 138 учебника. (В последнем для заполнения стакана углекислым газом используют аппарат Киппа)

Архимедова сила. Плавание тел.

1

1

Демонстрации.. Плавание тел (парафин плавает в воде, но тонет в керосине; сырая картофелина плавает в соленой воде, но тонет в пресной).

Практическая работа№ 7

"Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело"

0

2

Решение задач на определение архимедовой силы и на условие плавания тел.

0

2

Практическая работа№ 8

"Выяснение условий плавания тела в жидкости"

0

2

Плавание судов. Воздухоплавание.

Моделирование.

0

2

Демонстрации.Плавание коробки из фольги (показать, что скомканный кусок фольги тонет в воде). Изменение осадки модели судна при увеличении груза на нем (насыпать песок или дробь). Изготовление воздушного змея, кораблика.

Решение задач. Повторение вопросов; архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание.

0

2

Тема 5. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ. (24 ч)

Механическая работа. Единицы работы.

Вычисление работы. Единицы ее измерения.

1

1

Демонстрации. Определение работы при подъеме бруска на I м и равномерном его перемещении на то же расстояние (обратить внимание учащихся на равенство силы тяги и трения при равномерном движении).

Мощность. Решение задач.

1

1

Демонстрации. Определение мощности, развиваемой при ходьбе.

Простые механизмы. Рычаг.

Моделирование.

0

2

Демонстрации. Простые механизмы.

Изготовление детских игрушек(рычаг).

Момент силы.

1

1

Демонстрации. Условие равновесия рычага.

Практическая работа№ 9

"Выяснение условий равновесия рычага"

0

2

Демонстрации. Устройство и применение различного вида ножниц, кусачек, рычажных весов, щипцов для раскалывания орехов и т. п.

Блоки. "Золотое правило механики".

0

2

Демонстрации. Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока (отсутствие выигрыша в силе). Действие подвижного блока (выигрыш в силе, проигрыш в расстоянии). Равенство работ. Фрагмент видеофильма "Движение и силы".

Коэффициент полезного действия механизма.

Решение задач.

1

1

Практическая работа№ 10

"Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости"

0

2

Решение задач (Определение КПД простых механизмов)

0

2

Потенциальная и кинетическая энергии.

1

1

Демонстрации. Скатывание шарика по наклонной плоскости с разной высоты и сравнение работ, произведенных им по перемещению бруска, лежащего у основания наклонной плоскости.

Превращение одного вида механической энергии в другой.  

1

1

Демонстрации. Превращения энергии при колебаниях маятника, раскручивании пружины заводной игрушки, движении шарика по наклонному желобу вверх и вниз, движении "сегнерова колеса".

Решение задач.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ(2ч)

Обобщающее занятие.

0

2

Презентация.

                         

Календарно-тематический план. 8 класс

                                                   

                                                        1 четверть

Дата проведения занятие состоит теоретической и практической частей «а(теор.)+б(практ.)»

Тема занятия

Краткое содержание

 1

2+0

Вводный инструктаж по т/б.

Порядок работы физико-технического объединения.

                                         МЕХАНИКА  (28+78)

 ТЕМА 1: КИНЕМАТИКА. (8+26)

 2

1+1

Введение. Модель материальной точки. Основная задача механики.

 3

1+1

Перемещение и путь. Скорость, средняя скорость.

 4

1+1

Равномерное прямолинейное движение. Определение координаты движущегося тела.

 5

0+2

Решение задач.

 6

1+1

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

 7

1+1

Равноускоренное и равнозамедленное движения. Ускорение.

 8

0+2

Решение задач.

 9

1+1

Перемещение при равнопеременном движении.

10

0+2

Решение задач.

11

0+2

Л/Р «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

12

0+2

Сложение двух прямолинейных движений – равномерного и с постоянным ускорением (движение по параболе тела, брошенного под углом к горизонту)

13

0+2

Л/Р «Движение по параболе».

14

0+2

Решение задач.

15

1+1

Равномерное движение по параболе. Угловая скорость. Центростремительное и тангенциальное ускорения.

16

0+2

Решение задач.

17

1+1

Неравномерное движение по окружности.

18

0+2

Решение задач.

                                                      2 четверть

Дата проведения

Тема занятия

Краткое содержание

ТЕМА 2: ДИНАМИКА.  ЗАКОНЫ    НЬЮТОНА.(6+26)

 1

1+1

I закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.  Инерция. Масса как мера инертности тела.

 2

0+2

Взаимодействие тел, сила.

 3

0+2

Сила тяжести и вес.

 4

0+2

Решение задач.

 5

1+1

Сила упругости.

 6

0+2

Решение задач. Практическое занятие.

 7

0+2

Л/Р «Измерение силы упругости»

 8

1+1

Сила трения.

Демонстрационный эксперимент

 9

0+2

Масса тела. Плотность вещества.

10

0+2

Силы, приложенные к телам, в различных ситуациях.

11

1+1

II закон Ньютона

12

1+1

Два способа измерения силы: по ускорению тела и по деформации.

13

0+2

Л/Р «Изучение движения тела брошенного горизонтально».

14

1+1

III закон Ньютона.

15

0+2

Решение задач.

16

0+2

Решение задач. Практическое занятие.

                                                   3 четверть

   

Дата проведения

Тема занятия

Краткое содержание

ТЕМА 3: ОТ БРОСАНИЯ КАМНЯ В   ВОЗДУХ   ДО ЗАПУСКА      ИСКУССТВЕННОГО  

                СПУТНИКА  ЗЕМЛИ И ПОЛЕТА   КОСМИЧЕСКОГО   КОРАБЛЯ. (4+6)

 1

1+1

I космическая скорость. Движение спутника Земли по круговой орбите.

Заслушать сообщения.

 2

1+1

Невесомость. II космическая скорость.

Решение задач.

 3

1+1

Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная.

 4

0+2

Решение задач.

 5

1+1

Роль тяготения во Вселенной.

ТЕМА 4: РАБОТА, МОЩНОСТЬ, ЭНЕРГИЯ. (4+8)

 6

1+1

Работа силы на некотором пути.

 7

1+1

Мощность.

 8

0+2

Решение задач.

 9

1+1

Механическая энергия. Закон сохранения энергии.

10

1+1

Работа силы упругости сжатой пружины.

11

0+2

Решение задач.

Решение задач.

ТЕМА 5: ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ   ЭНЕРГИИ  И  ИМПУЛЬСА. (6+12)

12

1+1

Закон сохранения энергии для консервативной системы.

13

1+1

Закон сохранения импульса.

14

0+2

Решение задач.

15

1+1

Абсолютно  упругое и абсолютно неупругое соударения.

16

0+2

Решение задач.

17

1+1

III закон Ньютона и закон сохранения импульса.

18

1+1

Реактивное движение. Ракета.

19

1+1

Закон сохранения энергии как следствие симметрии природы относительно переноса во времени.

20

0+2

Решение задач.

                                                       4 четверть

Дата проведения

Тема занятия

Краткое содержание

                   МЕХАНИКА ТВЕРДОГО ТЕЛА И СРЕД. (8+26)

ТЕМА 1: МЕХАНИКА ТВЕРДОГО ТЕЛА. (7+13)

 1

1+1

Момент силы относительно точки. Плечо силы.

Демонстрационные эксперименты.

 2

1+1

Правило моментов. Равновесие рычага.

Решение задач.

 3

0+2

Л/Р «Выяснение  условия равновесия рычага».

Решение задач.

 4

1+1

Правило моментов и центр массы тела. Вращательный момент: пара сил.

Эксперимент

 5

0+2

Л/Р «Определение центра масс тела».

Демонстрационный эксперимент.

 6

1+1

Блоки. Равновесие на блоке.

Демонстрационный эксперимент.

 7

1+1

Механическое напряжение в теле. Деформации тела.

Демонстрационный эксперимент.

 8

1+1

Упругие деформации. Закон Гука.

Эксперимент

 9

0+2

Решение задач.

10

1+1

Предел прочности и дефект кристаллической решетки.

Решение задач.

ТЕМА 2: МЕХАНИКА ЖИДКОСТИ:  ГИДРОСТАТИКА И ГИДРОДИНАМИКА. (1+13)

11

0+2

Давление на дно и стенки сосуда. Закон Паскаля.

Решение задач.

12

0+2

Решение задач. Практическое занятие.

13

0+2

Сообщающие сосуды. Капиллярные явления.

Давление на дне морей и океанов.

14

0+2

Сила Архимеда. Условия плавания тел.

Демонстрационный эксперимент

15

0+2

Уравнение Бернулли.

Измерение атмосферного давления.

16

1+1

Действует ли сила Архимеда в космическом корабле.

Эксперимент

17

0+2

Решение задач. Практическое занятие.

18

1+1

Обобщающее занятие.

Подведение итогов.

                             

Календарно- тематический план 9 класс

                                                   

                                                     1 четверть

Дата проведения

Тема занятия

Краткое содержание

 1

2+0

Вводный инструктаж по т/б.

Порядок работы физико-технического объединения.

        ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. (16+50)

 ТЕМА 1: ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЕ   ПОЛЕ  (5+9)

 2

1+1

Что такое электростатическое поле. Закон Кулона.

 3

0+2

Напряженность поля. Силовые линии поля. Электрический диполь.

 4

1+1

Работа сил поля по замкнутому пути. Работа сил поля и разность потенциалов.

 5

1+1

Проводники в электростатическом поле.

 6

0+2

Электроемкость проводника. Конденсаторы.

 7

1+1

Движение заряженной материальной точки в однородном электростатическом поле.

 8

1+1

Природа электрического тока. Сила тока.

Решение задач.

ТЕМА 2:   ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК (4+16)

 9

1+1

Электрическое напряжение.

10

0+2

Л/Р  «СБОРКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ И

ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА И НАПРЯЖЕНИЯ»

11

1+1

Электрическое сопротивление проводников.

 12

0+2

Л/Р  «ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ

ПРОВОДНИКА ПРИ ПОМОЩИ

АМПЕРМЕТРА И ВОЛЬТМЕТРА»

13

1+1

Закон Ома для участка электрической цепи. Гальванические элементы, ЭДС.

14

0+2

Закон Ома для замкнутой цепи.

15

0+2

Последовательное и параллельное соединение проводников.

16

1+1

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.

17

0+2

Л/Р   «ИЗМЕРЕНИЕ МОЩНОСТИ И РАБОТЫ

ТОКА  В  ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЛАМПЕ»

18

0+2

Решение задач.

 

                             

                                                      2 четверть

Дата

проведения

Тема занятия

Краткое

содержание

ТЕМА 3: ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РАЗРЯД (2+2)

 1

1+1

Электрический разряд в газах.

 2

1+1

Физика линейной молнии.

ТЕМА 4: МАГНИТНОЕ ПОЛЕ (2+18)

 3

0+2

Постоянные магниты. Линии магнитной индукции.

 4

0+2

Магнитное поле прямого тока, кругового тока, соленоида.

 5

0+2

Решение задач. Практическое занятие.

 6

0+2

Проводник с током в магнитном поле. Закон Ампера. Взаимодействие параллельных токов.

 7

0+2

Решение задач.

 8

1+1

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

 9

0+2

Закон Фарадея, явление электромагнитной индукции.

10

0+2

Л/Р  «ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ»

11

1+1

Правило Ленца. ЭДС индукции. Явление самоиндукции.

12

0+2

Решение задач.

ТЕМА 5: ЗАРЯЖЕННЫЕ ЧАСТИЦЫ      В   ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ И  МАГНИТНОМ ПОЛЯХ

                                                                                                                                                      (2+6)

13

1+1

Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Сила Лоренца.

14

0+2

Решение задач.

15

1+1

Электронно – лучевая трубка. Телевизор.

16

0+2

Решение задач. Практическое занятие.

                                                        3 четверть

Дата проведения

Тема занятия

Краткое содержание

                        КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. (20+54)

ТЕМА 1:  КОЛЕБАНИЯ (4+12)

 1

0+2

Колебательное движение. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение.

 2

0+2

Л/Р «ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ

ПЕРИОДА И ЧАСТОТ СВОБОДНЫХ

 КОЛЕБАНИЙ НИТЯНОГО

МАЯТНИКА ОТ   ЕГО ДЛИНЫ»

 3

1+1

Гармонические колебания.

Зависимость амплитуды колебаний и начальной фазы от начальной фазы от начальных условий.

 4

0+2

Колебания тела между двумя упругими пружинами. Колебания маятника.

 5

1+1

Свободные и вынужденные колебания. Явление резонанса.

 6

1+1

Сложение колебаний, происходящих в двух  взаимно перпендикулярных направлениях.

 7

0+2

Колебания маятника, находящегося на теле, соскальзывающем по наклонной плоскости.

Колебания маятника, находящегося на дне водоема.

 8

1+1

Колебания заряженного маятника внутри плоского конденсатора. Маятник в космическом корабле. Маятник на Луне.

ТЕМА 2: ВОЛНЫ (4+8)

 9

1+1

Разнообразие волн. Распространение колебаний в среде.

10

1+1

Упругие волны в газах, твердых телах, жидкос-тях.Сейсмические волны.  

Характеристики волн.

11

1+1

Звуковые волны и их характеристики.

12

1+1

Уравнение бегущей волны. Эффект Доплера.

13

0+2

Решение задач.

14

0+2

Интерференция и дифракция волн.

ТЕМА 3: ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ    КОЛЕБАНИЯ. ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК (4+8)

15

1+1

Колебательный контур. Превращение энергии в контуре.

16

0+2

Решение задач.

17

1+1

Собственная частота колебаний в контуре. Индуктивность контура.

18

1+1

Вынужденные электрические колебания. Переменный ток.

19

0+2

Генератор переменного тока.

20

0+2

Трансформатор.

                       

                                                           4 четверть

Дата проведения

Тема занятия

Краткое содержание

ТЕМА 4: ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫ ВОЛНЫ (8+26)

 1

1+1

Открытый колебательный контур.

 2

1+1

Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн; энергия.

 3

1+1

Электромагнитные волны в вакууме и средах.

 4

0+2

Решение задач. Практическое занятие.

 5

0+2

Шкала электромагнитных волн. Распространение радиоволн волн в атмосфере. Принцип радиосвязи.

 6

0+2

Решение задач. Практическое занятие.

 7

1+1

Амплитудная модуляция и детектирование. Радиоприемники. Принцип радиолокации.

 8

0+2

Решение задач. Практическое занятие.

 9

1+1

Принципы телевидения. Спутниковая связь.

 10

0+2

Свет как электромагнитные волны. Интерференция и дифракция световых волн.

11

0+2

Решение задач. Практическое занятие.

12

1+1

Когерентность света. Лазерное излучение.

13

0+2

Решение задач. Практическое занятие.

14

1+1

Оптическая голография; ее принципы и применение.

15

0+2

Решение задач. Практическое занятие.

16

1+1

Поляризация света. Дихроичные пластинки и поляризационные и поляризационные пластинки.

17

0+2

Решение задач. Практическое занятие.

18

1+1

Обобщающее занятие.

Подведение итогов.

                                                           Педагог дополнительного  образования,

                                                           руководитель творческого объединения

«_________»_______________2014-2015г.         _______________/Чшиева А.В./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей "Основы театрального искусства"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Основы театрального искусства". Срок реализации-3 года, для детей от 10 до 17 лет. Автор-составитель: Бакалец Ольга Васильевна, педагог доп...

Образовательная программа дополнительного образования детей основам журналистики

Подробная программа для работы с детьми по изучению основ журналистики и газетно-издательской деятельности в системе дополнительного образования....

Программа дополнительного образования детей "Основы компьютерного делопроизводства"

    Подготовка учащихся к общественно полезному труду, развитие у них самостоятельности, активности предполагает, наряду с другими умениями, формирование навыка владения деловой речи ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы фотографии»

Образовательная программа «Основы фотографии» реализует дополнительное образование детей, связанное с визуальными  технологиями. Визуальные  технологии заняли прочное место в жизн...

Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях р

Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по обучению...

Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у

Методические материалы  к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по об...

материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях реализации ФГОС

Практические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по обучению...