Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы физических знаний»
рабочая программа по физике по теме
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Основы физических знаний»
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации программы – 3 года
Автор:
Чшиева Албина Владимировна
педагог дополнительного образования
Республиканского центра
детского технического творчества
г. Владикавказ
ПЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основы физических знаний и их практическое использование учащиеся изучают в школе. Но в любой работе, по окончании школы, они встречаются с технологическим применением различных физических явлений.
Помочь детям подготовиться к подлинному творческому труду и получить более глубокие знания, призваны физико-технические объединения, заслуживающие широкого распространения.
Физико-техническое объединение первого года занятий комплектуется из учащихся 7 классов. Их цель - дать теоретические знания по основам физики; привить практические навыки и умения; научить пользоваться различными техническими приборами; привить навыки конструирования различных приборов и моделей; показать роль физики в различных областях жизнедеятельности человека.
Физико-технические объединения второго и третьего года обучения комплектуются из учащихся 8 и 9 классов, обладающих подготовкой.
Задача этих объединений - дальнейшее расширение и углубление знаний в области физики.
Учебно-тематический план составлен с учетом «Обязательного минимума содержания основного общего образования по физике» [24, с.5] и «Примерной программы основного общего образования» под редакцией Коровина В. А. [24, с.8].
Учебно-воспитательная работа.
В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Необходимо создать условия для формирования духовно развитой, творческой личности, способной на самостоятельный выбор идей на уровне достижений культуры, умеющей ориентироваться в современных условиях.
Тематический план. 7 класс
№ | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | в том числе | |||
Теория | Практика | |||
ВВЕДЕНИЕ. | 2 | 2 | 0 | |
1 | ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ. | 10 | 2 | 8 |
2 | ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА. | 14 | 6 | 8 |
3 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. | 48 | 12 | 36 |
4 | ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ. | 46 | 12 | 34 |
5 | РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ. | 24 | 8 | 16 |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ. | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 144 | 41 | 103 |
Тематический план. 8 класс
№ | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | в том числе | |||
Теория* | Практика | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | 0 |
2. | МЕХАНИКА | 106 | 28 | 78 |
ТЕМА 1: КИНЕМАТИКА. | 34 | 8 | 26 | |
ТЕМА 2: ДИНАМИКА. ЗАКОНЫ НЬЮТОНА. | 32 | 6 | 26 | |
ТЕМА 3: ОТ БРОСАНИЯ КАМНЯ В ВОЗДУХ ДО ЗАПУСКА ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ И ПОЛЕТА КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯЮ. | 10 | 4 | 6 | |
ТЕМА 4: РАБОТА, МОЩНОСТЬ, ЭНЕРГИЯ. | 12 | 4 | 8 | |
ТЕМА 5: ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ И ИМПУЛЬСА. | 16 | 6 | 12 | |
3. | МЕХАНИКА ТВЕРДОГО ТЕЛА И СРЕД | 34 | 8 | 26 |
ТЕМА 1: МЕХАНИКА ТВЕРДОГО ТЕЛА. | 20 | 7 | 13 | |
ТЕМА 2: МЕХАНИКА ЖИДКОСТИ: ГИДРОСТАТИКА И ГИДРОДИНАМИКА. | 14 | 1 | 13 | |
4. | Заключительное занятие. | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 144 | 39 | 105 |
Тематический план.9 класс
№ | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | в том числе | |||
Теория* | Практика | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | 0 |
2. | ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. | 66 | 16 | 50 |
ТЕМА 1: ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ | 14 | 5 | 9 | |
ТЕМА 2: ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК. | 20 | 4 | 16 | |
ТЕМА 3: ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РАЗРЯД | 4 | 3 | 1 | |
ТЕМА 4: МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. | 20 | 2 | 18 | |
ТЕМА 5: ЗАРЯЖЕННЫЕ ЧАСТИЦЫ В ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ И МАГНИТНОМ ПОЛЯХ. | 8 | 2 | 6 | |
3. | КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. | 74 | 20 | 54 |
ТЕМА 1: КОЛЕБАНИЯ. | 16 | 4 | 12 | |
ТЕМА 2: ВОЛНЫ. | 12 | 4 | 8 | |
ТЕМА 3: ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ. ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК. | 12 | 4 | 8 | |
ТЕМА 4: ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ. | 34 | 8 | 26 | |
4. | Заключительное занятие. | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 144 | 39 | 105 |
*Теоретические сведения составляют не более ¼ от общего количества
часов.
Календарно-тематический план. 7 класс
1 четверть
№ ур | Наименование разделов, тем, занятий | Кол-во часов | Кол-во часов | ТСО, ИКТ, ЦОР |
ВВЕДЕНИЕ (2 ч) | ||||
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. | 1 | 1 | Демонстрации. Примеры физических явлений: скатывание шарика по желобу, колебания маятника, соприкасающегося со звучащим камертоном, нагревание спирали электрическим током и др. Показ наборов тел и веществ. | |
Тема 1. ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ(10ч) | ||||
Физические величины, измерение физических величин. Точность и погрешность измерений | 1 | 1 | Демонстрации. Применение мензурки. | |
Моделирование. | 0 | 2 | Изготовление бумажных моделей термометра, амперметра, часов…, для определения цены деления прибора и показаний | |
Практическая работа №1. «Определение цены деления измерительного прибора» | 0 | 2 | Демонстрации. Применение мензурки и линейки для измерения цены деления прибора | |
Физика и техника. | 1 | 1 | Демонстрации. Современные электронные устройства (плеер, пейджер, мобильный телефон, видеомагнитофон), портреты ученых-физиков и выдающихся изобретателей | |
Решение задач. | 0 | 2 | ||
Тема 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (14ч) | ||||
Строение вещества. Молекулы. | 1 | 1 | Демонстрации. Синтетические материалы (как примеры полученных человеком веществ с заранее заданными свойствами). | |
Моделирование. | 0 | 2 | Изготовление моделей молекулы воды в различных агрегатных состояниях. | |
Практическая работа №2 «Измерение размеров малых тел» | 0 | 2 | ||
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | 1 | 1 | Демонстрации. Диффузия жидкостей, газов , твердых тел (фрагмент кинофильма "Молекулы и молекулярное движение", видеофрагмент "Диффузия") Модель движения молекул при низкой и высокой температуре | |
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | 1 | 1 | Демонстрации. Диффузия жидкостей, газов , твердых тел (фрагмент кинофильма "Молекулы и молекулярное движение", видеофрагмент "Диффузия") Модель движения молекул при низкой и высокой температуре | |
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 1 | 1 | Демонстрации. Разламывание хрупкого тела, попытка соединения его частей. Сваривание в пламени спиртовки или горелки двух стеклянных палочек. Сжатие и распрямление упругого тела. | |
Три состояния вещества. | 1 | 1 | Демонстрации. Сохранение твердым телом формы, а жидкостью — объема. | |
Тема 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (48ч) | ||||
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения. | 1 | 1 | Демонстрации. Относительность движения Траектории движения шарика на шнуре и шарика, перебрасываемого из одной руки в другую. Измерение пути, пройденного куском мела по доске. Равномерное движение воздушного пузырька в стеклянной трубке с водой. | |
Моделирование. | 0 | 2 | Изготовление моделей для демонстрации относительности движения. | |
Скорость. Единицы скорости. | 1 | 1 | Демонстрации. Определение скорости движения воздушного пузырька в трубке с водой и ученика по классу (известна длина шага). | |
Расчет пути и времени движения. | 0 | 2 | Демонстрации. Движение заводной игрушки (определение ее средней скорости). | |
Моделирование. | 0 | 2 | Изготовление моделей графиков зависимости скорости от времени. | |
Инерция. Решений задач | 1 | 1 | Демонстрации. Движение шайбы, соприкоснувшейся с клюшкой, насаживание молотка на рукоятку. Фрагмент видеофильма "Закон инерции". Опыт по рисунку 41. колебания маятника. | |
Взаимодействие тел. | 1 | 1 | Демонстрации. Взаимодействие тел (по рис. 42, 43 учебника). Опыт с шаром, движущимся по направляющему желобу и ударяющимся о такой же, но неподвижный шар. | |
Масса тел. Единицы массы. | 1 | 1 | Демонстрации. Гиря массой 1 г. Монеты достоинством 1, 2, 3, 5 коп. (масса 1, 2, 3, 5 г). Определение масс монет — российских денег. | |
Практическая работа № 3 "Измерение массы тела на рычажных весах". | 0 | 2 | ||
Практическая работа № 4 "Измерение объема тела" | 0 | 2 | Демонстрации. Различные виды весов; взвешивание тела на демонстрационных весах (правила работы с весами). | |
Плотность вещества. | 1 | 1 | Демонстрации. Сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы (соответствующие наборы тел). Демонстрация того факта, что жидкости одинаковой массы могут иметь разные объемы. | |
Практическое занятие № 5 "Определение плотности твердого тела" | 0 | 2 | ||
Расчет массы и объема тела по его плотности. | 0 | 2 | Демонстрации. Измерение объема деревянного бруска и вычисление его массы на основе данных табл. 2 учебника; проверка полученного результата при помощи весов. | |
Решение задач. Решение задач типа: 1) «Найдите массу 5 л воды (масла)»; 2) «Определите массу оконного стекла длиной 3 м, высотой 2,5 м и толщиной 0,6 см»; 3) «Какой объем занимает керосин массой 400 г?»; | 0 | 2 | 4) «Определите плотность данной вам жидкости при помощи мензурки и весов». В начале или конце этого или следующего урока можно дать кратковременную самостоятельную или контрольную работу на 15-20 мин по материалу: "Инерция", "Масса тела", "Плотность вещества". | |
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 | 1 | Демонстрации. Опыты по рис. 55, 56 учебника. Падение шарика (в сосуд с песком). Движение тела, брошенного горизонтально. | |
Сила упругости. Закон Гука. | 1 | 1 | Демонстрации: Прибор для демонстрации видов деформации. Колебания пружинного маятника. Действие рогатки. Лабораторный динамометр. | |
Вес тела. | 1 | 1 | Демонстрации. Демонстрация гирь массой 100 г и 1 кг (имеющих вес -1 Н и -10 Н). | |
Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | 1 | 1 | Демонстрации. Демонстрация гирь массой 100 г и 1 кг (1 Н и 10 Н). | |
Решение задач. | ||||
Практическая работа № 6 "Градуирование пружины и измерение сил динамометром" | 0 | 2 | Демонстрации.Градуирование демонстрационного динамометра; измерение силы, необходимой для подъема, передвижения, опрокидывания какого-либо предмета. Демонстрация других типов динамометров; измерение динамометром мускульного усилия. | |
Графическое изображение силы. Сложение сил. | 0 | 2 | Демонстрации. Определение массы тела на рычажных весах и веса этого тела динамометром . | |
Моделирование. | 0 | 2 | Изготовление моделей для демонстрации сложения сил. | |
Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. | 1 | 1 | Демонстрации. Измерение силы трения при движении бруска по столу. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела (можно провести в виде экспериментальной задачи). Способы увеличения (уменьшения) трения. Подшипники. Видеофильм "Трение в природе и технике". | |
Решение задач (плотность, вес, графическое изображение сил, виды сил). | 0 | 2 | ||
Тема 4. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (46 ч) | ||||
Давление. Единицы давления. | 1 | 1 | Демонстрации. Разрезание куска пластилина тонкой проволокой при действии небольшой силы; перенос "покупки". Определение давления, которое производит на стол гиря (на ее основание наклеен лист бумаги, расчерченный на квадратные сантиметры). | |
Способы увеличения и уменьшения давления. | 0 | 2 | Демонстрации. Кинофильм или видеофильм "Сила давления и давление". | |
Давление газа. Повторение понятий "плотность", "давление". Закон Паскаля. | 1 | 1 | Демонстрации. Опыты по рис. 87 учебника (вместо колокола воздушного насоса можно взять круглодонную колбу и воспользоваться ручным насосом, вместо детского воздушного шарика — резиновую медицинскую перчатку) и по рис. 88 учебника (можно использовать трубку от прибора "Шар Паскаля"), Изменение давления газа при нагревании | |
Решение задач. | 0 | 2 | ||
Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. | 1 | 1 | Демонстрации. Горизонтальность свободной поверхности жидкости. Переливание из узкого сосуда в широкий (выяснить, изменится ли при этом вес жидкости и производимое ею давление). Погружение в сосуд с водой гири, подвешенной на нити и не касающейся дна и стенок сосуда (определить, как изменится давление воды на дно). | |
Решение задач. Решение задач типа: 1) "В два одинаковых сосуда, наполненных водой до одного и того же уровня, опускают на нитях алюминиевый и свинцовый грузы одной и той же массы так, что они не касаются дна. Сравнить давление на дно этих сосудов"; | 0 | 2 | 2) "Какое давление на дно сосуда оказывает слой керосина высотой 0,5 м?"; 3) "Шлюз шириной 10 м заполнен водой до высоты 5 м. С какой силой вода давит на ворота шлюза? (Указание: найти среднее значение давления.)"; 4) "Каково давление на дно сосуда, если высота ее уровня 8 см?"; 5) "В цистерне, заполненной нефтью, на глубине 4 м поставлен кран, площадь которого 30 см2. С какой силой нефть давит на кран?" | |
Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов. | 1 | 1 | Демонстрации. Видеофильм "Применение сообщающихся сосудов". | |
Решение задач. | ||||
Вес воздуха. Атмосферное давление. | 1 | 1 | Демонстрации. Опыты по рис. 116-117, 119 учебника (в последнем опыте удобно воспользоваться демонстрационной пипеткой); Определение массы воздуха; по рисунку 38 – обнаружение давления внутри и вне воронки. | |
Измерение атмосферного давления. | 1 | 1 | Демонстрации. Действие вантуза и присоски. Видеофрагмент "Использование атмосферного давления". Сдавливание жестяной банки атмосферным давлением; действие присоски; опыт с магдебургскими полушариями | |
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 0 | 2 | Демонстрации. Барометр-анероид; таблица "Схема устройства барометра". Изменение показаний барометра, помещенного под колокол воздушного насоса, при выкачивании воздуха. Изменение атмосферного давления с высотой | |
Моделирование. | 0 | 2 | Изготовление устройств для измерения атмосферного давления. | |
Решение задач | 0 | 2 | ||
Манометры. | 1 | 1 | Демонстрации. Металлический манометр. Действующая модель насоса (в проекции). | |
Поршневой жидкостный насос | 1 | 1 | Демонстрации. Действующая модель насоса (в проекции). | |
Гидравлический пресс. | 1 | 1 | Демонстрации. Действие модели гидравлического пресса. Видеофильм "Гидравлические машины". | |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 1 | 1 | Демонстрации. Опыты по рис. 137 и 138 учебника. (В последнем для заполнения стакана углекислым газом используют аппарат Киппа) | |
Архимедова сила. Плавание тел. | 1 | 1 | Демонстрации.. Плавание тел (парафин плавает в воде, но тонет в керосине; сырая картофелина плавает в соленой воде, но тонет в пресной). | |
Практическая работа№ 7 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело" | 0 | 2 | ||
Решение задач на определение архимедовой силы и на условие плавания тел. | 0 | 2 | ||
Практическая работа№ 8 "Выяснение условий плавания тела в жидкости" | 0 | 2 | ||
Плавание судов. Воздухоплавание. Моделирование. | 0 | 2 | Демонстрации.Плавание коробки из фольги (показать, что скомканный кусок фольги тонет в воде). Изменение осадки модели судна при увеличении груза на нем (насыпать песок или дробь). Изготовление воздушного змея, кораблика. | |
Решение задач. Повторение вопросов; архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание. | 0 | 2 | ||
Тема 5. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ. (24 ч) | ||||
Механическая работа. Единицы работы. Вычисление работы. Единицы ее измерения. | 1 | 1 | Демонстрации. Определение работы при подъеме бруска на I м и равномерном его перемещении на то же расстояние (обратить внимание учащихся на равенство силы тяги и трения при равномерном движении). | |
Мощность. Решение задач. | 1 | 1 | Демонстрации. Определение мощности, развиваемой при ходьбе. | |
Простые механизмы. Рычаг. Моделирование. | 0 | 2 | Демонстрации. Простые механизмы. Изготовление детских игрушек(рычаг). | |
Момент силы. | 1 | 1 | Демонстрации. Условие равновесия рычага. | |
Практическая работа№ 9 "Выяснение условий равновесия рычага" | 0 | 2 | Демонстрации. Устройство и применение различного вида ножниц, кусачек, рычажных весов, щипцов для раскалывания орехов и т. п. | |
Блоки. "Золотое правило механики". | 0 | 2 | Демонстрации. Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока (отсутствие выигрыша в силе). Действие подвижного блока (выигрыш в силе, проигрыш в расстоянии). Равенство работ. Фрагмент видеофильма "Движение и силы". | |
Коэффициент полезного действия механизма. Решение задач. | 1 | 1 | ||
Практическая работа№ 10 "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости" | 0 | 2 | ||
Решение задач (Определение КПД простых механизмов) | 0 | 2 | ||
Потенциальная и кинетическая энергии. | 1 | 1 | Демонстрации. Скатывание шарика по наклонной плоскости с разной высоты и сравнение работ, произведенных им по перемещению бруска, лежащего у основания наклонной плоскости. | |
Превращение одного вида механической энергии в другой. | 1 | 1 | Демонстрации. Превращения энергии при колебаниях маятника, раскручивании пружины заводной игрушки, движении шарика по наклонному желобу вверх и вниз, движении "сегнерова колеса". | |
Решение задач. | ||||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ(2ч) | ||||
Обобщающее занятие. | 0 | 2 | Презентация. |
Календарно-тематический план. 8 класс
1 четверть
№ | Дата проведения занятие состоит теоретической и практической частей «а(теор.)+б(практ.)» | Тема занятия | Краткое содержание |
1 | 2+0 | Вводный инструктаж по т/б. | Порядок работы физико-технического объединения. |
МЕХАНИКА (28+78) | |||
ТЕМА 1: КИНЕМАТИКА. (8+26) | |||
2 | 1+1 | Введение. Модель материальной точки. Основная задача механики. | |
3 | 1+1 | Перемещение и путь. Скорость, средняя скорость. | |
4 | 1+1 | Равномерное прямолинейное движение. Определение координаты движущегося тела. | |
5 | 0+2 | Решение задач. | |
6 | 1+1 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении. | |
7 | 1+1 | Равноускоренное и равнозамедленное движения. Ускорение. | |
8 | 0+2 | Решение задач. | |
9 | 1+1 | Перемещение при равнопеременном движении. | |
10 | 0+2 | Решение задач. | |
11 | 0+2 | Л/Р «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | |
12 | 0+2 | Сложение двух прямолинейных движений – равномерного и с постоянным ускорением (движение по параболе тела, брошенного под углом к горизонту) | |
13 | 0+2 | Л/Р «Движение по параболе». | |
14 | 0+2 | Решение задач. | |
15 | 1+1 | Равномерное движение по параболе. Угловая скорость. Центростремительное и тангенциальное ускорения. | |
16 | 0+2 | Решение задач. | |
17 | 1+1 | Неравномерное движение по окружности. | |
18 | 0+2 | Решение задач. |
2 четверть
№ | Дата проведения | Тема занятия | Краткое содержание |
ТЕМА 2: ДИНАМИКА. ЗАКОНЫ НЬЮТОНА.(6+26) | |||
1 | 1+1 | I закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Инерция. Масса как мера инертности тела. | |
2 | 0+2 | Взаимодействие тел, сила. | |
3 | 0+2 | Сила тяжести и вес. | |
4 | 0+2 | Решение задач. | |
5 | 1+1 | Сила упругости. | |
6 | 0+2 | Решение задач. Практическое занятие. | |
7 | 0+2 | Л/Р «Измерение силы упругости» | |
8 | 1+1 | Сила трения. | Демонстрационный эксперимент |
9 | 0+2 | Масса тела. Плотность вещества. | |
10 | 0+2 | Силы, приложенные к телам, в различных ситуациях. | |
11 | 1+1 | II закон Ньютона | |
12 | 1+1 | Два способа измерения силы: по ускорению тела и по деформации. | |
13 | 0+2 | Л/Р «Изучение движения тела брошенного горизонтально». | |
14 | 1+1 | III закон Ньютона. | |
15 | 0+2 | Решение задач. | |
16 | 0+2 | Решение задач. Практическое занятие. |
3 четверть
№ | Дата проведения | Тема занятия | Краткое содержание |
ТЕМА 3: ОТ БРОСАНИЯ КАМНЯ В ВОЗДУХ ДО ЗАПУСКА ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ И ПОЛЕТА КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ. (4+6) | |||
1 | 1+1 | I космическая скорость. Движение спутника Земли по круговой орбите. | Заслушать сообщения. |
2 | 1+1 | Невесомость. II космическая скорость. | Решение задач. |
3 | 1+1 | Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. | |
4 | 0+2 | Решение задач. | |
5 | 1+1 | Роль тяготения во Вселенной. | |
ТЕМА 4: РАБОТА, МОЩНОСТЬ, ЭНЕРГИЯ. (4+8) | |||
6 | 1+1 | Работа силы на некотором пути. | |
7 | 1+1 | Мощность. | |
8 | 0+2 | Решение задач. | |
9 | 1+1 | Механическая энергия. Закон сохранения энергии. | |
10 | 1+1 | Работа силы упругости сжатой пружины. | |
11 | 0+2 | Решение задач. | Решение задач. |
ТЕМА 5: ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ И ИМПУЛЬСА. (6+12) | |||
12 | 1+1 | Закон сохранения энергии для консервативной системы. | |
13 | 1+1 | Закон сохранения импульса. | |
14 | 0+2 | Решение задач. | |
15 | 1+1 | Абсолютно упругое и абсолютно неупругое соударения. | |
16 | 0+2 | Решение задач. | |
17 | 1+1 | III закон Ньютона и закон сохранения импульса. | |
18 | 1+1 | Реактивное движение. Ракета. | |
19 | 1+1 | Закон сохранения энергии как следствие симметрии природы относительно переноса во времени. | |
20 | 0+2 | Решение задач. |
4 четверть
№ | Дата проведения | Тема занятия | Краткое содержание |
МЕХАНИКА ТВЕРДОГО ТЕЛА И СРЕД. (8+26) | |||
ТЕМА 1: МЕХАНИКА ТВЕРДОГО ТЕЛА. (7+13) | |||
1 | 1+1 | Момент силы относительно точки. Плечо силы. | Демонстрационные эксперименты. |
2 | 1+1 | Правило моментов. Равновесие рычага. | Решение задач. |
3 | 0+2 | Л/Р «Выяснение условия равновесия рычага». | Решение задач. |
4 | 1+1 | Правило моментов и центр массы тела. Вращательный момент: пара сил. | Эксперимент |
5 | 0+2 | Л/Р «Определение центра масс тела». | Демонстрационный эксперимент. |
6 | 1+1 | Блоки. Равновесие на блоке. | Демонстрационный эксперимент. |
7 | 1+1 | Механическое напряжение в теле. Деформации тела. | Демонстрационный эксперимент. |
8 | 1+1 | Упругие деформации. Закон Гука. | Эксперимент |
9 | 0+2 | Решение задач. | |
10 | 1+1 | Предел прочности и дефект кристаллической решетки. | Решение задач. |
ТЕМА 2: МЕХАНИКА ЖИДКОСТИ: ГИДРОСТАТИКА И ГИДРОДИНАМИКА. (1+13) | |||
11 | 0+2 | Давление на дно и стенки сосуда. Закон Паскаля. | Решение задач. |
12 | 0+2 | Решение задач. Практическое занятие. | |
13 | 0+2 | Сообщающие сосуды. Капиллярные явления. | Давление на дне морей и океанов. |
14 | 0+2 | Сила Архимеда. Условия плавания тел. | Демонстрационный эксперимент |
15 | 0+2 | Уравнение Бернулли. | Измерение атмосферного давления. |
16 | 1+1 | Действует ли сила Архимеда в космическом корабле. | Эксперимент |
17 | 0+2 | Решение задач. Практическое занятие. | |
18 | 1+1 | Обобщающее занятие. | Подведение итогов. |
Календарно- тематический план 9 класс
1 четверть
№ | Дата проведения | Тема занятия | Краткое содержание |
1 2+0 | Вводный инструктаж по т/б. | Порядок работы физико-технического объединения. | |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. (16+50) | |||
ТЕМА 1: ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ (5+9) | |||
2 | 1+1 | Что такое электростатическое поле. Закон Кулона. | |
3 | 0+2 | Напряженность поля. Силовые линии поля. Электрический диполь. | |
4 | 1+1 | Работа сил поля по замкнутому пути. Работа сил поля и разность потенциалов. | |
5 | 1+1 | Проводники в электростатическом поле. | |
6 | 0+2 | Электроемкость проводника. Конденсаторы. | |
7 | 1+1 | Движение заряженной материальной точки в однородном электростатическом поле. | |
8 | 1+1 | Природа электрического тока. Сила тока. | Решение задач. |
ТЕМА 2: ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК (4+16) | |||
9 | 1+1 | Электрическое напряжение. | |
10 | 0+2 | Л/Р «СБОРКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ И ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА И НАПРЯЖЕНИЯ» | |
11 | 1+1 | Электрическое сопротивление проводников. | |
12 | 0+2 | Л/Р «ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРОВОДНИКА ПРИ ПОМОЩИ АМПЕРМЕТРА И ВОЛЬТМЕТРА» | |
13 | 1+1 | Закон Ома для участка электрической цепи. Гальванические элементы, ЭДС. | |
14 | 0+2 | Закон Ома для замкнутой цепи. | |
15 | 0+2 | Последовательное и параллельное соединение проводников. | |
16 | 1+1 | Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. | |
17 | 0+2 | Л/Р «ИЗМЕРЕНИЕ МОЩНОСТИ И РАБОТЫ ТОКА В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЛАМПЕ» | |
18 | 0+2 | Решение задач. |
2 четверть
№ | Дата проведения | Тема занятия | Краткое содержание |
ТЕМА 3: ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РАЗРЯД (2+2) | |||
1 | 1+1 | Электрический разряд в газах. | |
2 | 1+1 | Физика линейной молнии. | |
ТЕМА 4: МАГНИТНОЕ ПОЛЕ (2+18) | |||
3 | 0+2 | Постоянные магниты. Линии магнитной индукции. | |
4 | 0+2 | Магнитное поле прямого тока, кругового тока, соленоида. | |
5 | 0+2 | Решение задач. Практическое занятие. | |
6 | 0+2 | Проводник с током в магнитном поле. Закон Ампера. Взаимодействие параллельных токов. | |
7 | 0+2 | Решение задач. | |
8 | 1+1 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | |
9 | 0+2 | Закон Фарадея, явление электромагнитной индукции. | |
10 | 0+2 | Л/Р «ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ» | |
11 | 1+1 | Правило Ленца. ЭДС индукции. Явление самоиндукции. | |
12 | 0+2 | Решение задач. | |
ТЕМА 5: ЗАРЯЖЕННЫЕ ЧАСТИЦЫ В ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ И МАГНИТНОМ ПОЛЯХ (2+6) | |||
13 | 1+1 | Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Сила Лоренца. | |
14 | 0+2 | Решение задач. | |
15 | 1+1 | Электронно – лучевая трубка. Телевизор. | |
16 | 0+2 | Решение задач. Практическое занятие. |
3 четверть
№ | Дата проведения | Тема занятия | Краткое содержание |
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. (20+54) | |||
ТЕМА 1: КОЛЕБАНИЯ (4+12) | |||
1 | 0+2 | Колебательное движение. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение. | |
2 | 0+2 | Л/Р «ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ПЕРИОДА И ЧАСТОТ СВОБОДНЫХ КОЛЕБАНИЙ НИТЯНОГО МАЯТНИКА ОТ ЕГО ДЛИНЫ» | |
3 | 1+1 | Гармонические колебания. | Зависимость амплитуды колебаний и начальной фазы от начальной фазы от начальных условий. |
4 | 0+2 | Колебания тела между двумя упругими пружинами. Колебания маятника. | |
5 | 1+1 | Свободные и вынужденные колебания. Явление резонанса. | |
6 | 1+1 | Сложение колебаний, происходящих в двух взаимно перпендикулярных направлениях. | |
7 | 0+2 | Колебания маятника, находящегося на теле, соскальзывающем по наклонной плоскости. | Колебания маятника, находящегося на дне водоема. |
8 | 1+1 | Колебания заряженного маятника внутри плоского конденсатора. Маятник в космическом корабле. Маятник на Луне. | |
ТЕМА 2: ВОЛНЫ (4+8) | |||
9 | 1+1 | Разнообразие волн. Распространение колебаний в среде. | |
10 | 1+1 | Упругие волны в газах, твердых телах, жидкос-тях.Сейсмические волны. | Характеристики волн. |
11 | 1+1 | Звуковые волны и их характеристики. | |
12 | 1+1 | Уравнение бегущей волны. Эффект Доплера. | |
13 | 0+2 | Решение задач. | |
14 | 0+2 | Интерференция и дифракция волн. | |
ТЕМА 3: ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ. ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК (4+8) | |||
15 | 1+1 | Колебательный контур. Превращение энергии в контуре. | |
16 | 0+2 | Решение задач. | |
17 | 1+1 | Собственная частота колебаний в контуре. Индуктивность контура. | |
18 | 1+1 | Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. | |
19 | 0+2 | Генератор переменного тока. | |
20 | 0+2 | Трансформатор. |
4 четверть
№ | Дата проведения | Тема занятия | Краткое содержание |
ТЕМА 4: ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫ ВОЛНЫ (8+26) | |||
1 | 1+1 | Открытый колебательный контур. | |
2 | 1+1 | Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн; энергия. | |
3 | 1+1 | Электромагнитные волны в вакууме и средах. | |
4 | 0+2 | Решение задач. Практическое занятие. | |
5 | 0+2 | Шкала электромагнитных волн. Распространение радиоволн волн в атмосфере. Принцип радиосвязи. | |
6 | 0+2 | Решение задач. Практическое занятие. | |
7 | 1+1 | Амплитудная модуляция и детектирование. Радиоприемники. Принцип радиолокации. | |
8 | 0+2 | Решение задач. Практическое занятие. | |
9 | 1+1 | Принципы телевидения. Спутниковая связь. | |
10 | 0+2 | Свет как электромагнитные волны. Интерференция и дифракция световых волн. | |
11 | 0+2 | Решение задач. Практическое занятие. | |
12 | 1+1 | Когерентность света. Лазерное излучение. | |
13 | 0+2 | Решение задач. Практическое занятие. | |
14 | 1+1 | Оптическая голография; ее принципы и применение. | |
15 | 0+2 | Решение задач. Практическое занятие. | |
16 | 1+1 | Поляризация света. Дихроичные пластинки и поляризационные и поляризационные пластинки. | |
17 | 0+2 | Решение задач. Практическое занятие. | |
18 | 1+1 | Обобщающее занятие. | Подведение итогов. |
Педагог дополнительного образования,
руководитель творческого объединения
«_________»_______________2014-2015г. _______________/Чшиева А.В./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей "Основы театрального искусства"
Образовательная программа дополнительного образования детей "Основы театрального искусства". Срок реализации-3 года, для детей от 10 до 17 лет. Автор-составитель: Бакалец Ольга Васильевна, педагог доп...
Образовательная программа дополнительного образования детей основам журналистики
Подробная программа для работы с детьми по изучению основ журналистики и газетно-издательской деятельности в системе дополнительного образования....
Программа дополнительного образования детей "Основы компьютерного делопроизводства"
Подготовка учащихся к общественно полезному труду, развитие у них самостоятельности, активности предполагает, наряду с другими умениями, формирование навыка владения деловой речи ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы фотографии»
Образовательная программа «Основы фотографии» реализует дополнительное образование детей, связанное с визуальными технологиями. Визуальные технологии заняли прочное место в жизн...
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях р
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению...
Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по об...
материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях реализации ФГОС
Практические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению...