Сценарий проведения КТД «Академия весёлых наук»
методическая разработка на тему
Цель: развитие познавательного интереса ребят к окружающему миру, миру науки, средствами игровой деятельности.
Задачи:
- развивать интеллектуальные и творческие способности воспитанников,
- расширение кругозора;
- способствовать развитию у воспитанников мотивации учебной
деятельности, интереса к исследовательской деятельности;
- способствовать сплочению детского коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktd_akademiya_vesyolykh_nauk.doc | 424.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий проведения
КТД «Академия весёлых наук»
(эксперименты, опыты, исследования, мастер-классы).
Цель: развитие познавательного интереса ребят к окружающему миру, миру науки, средствами игровой деятельности.
Задачи:
- развивать интеллектуальные и творческие способности воспитанников,
- расширение кругозора;
- способствовать развитию у воспитанников мотивации учебной
деятельности, интереса к исследовательской деятельности;
- способствовать сплочению детского коллектива;
Место и время проведения: 9 июня 2014г., 12.00, актовый зал, кабинеты ЦРТДиЮ, территория около здания.
Ход мероприятия
Звучит минусовая фонограмма песни «Волшебник-недоучка».
ВЕД.: - В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
- Дорогие друзья, разрешите сообщить вам об открытии в нашем лагере летней Академии Наук.
Но для того чтобы вас зачислили в эту Академии, надо вытянуть билеты. Здесь на столе разложены жетоны-билеты. Пожалуйста, возьмите каждый свой билет. (Дети подходят к столу, берут жетоны). Ребята, обратите внимание, что билеты разного цвета. А это значит, что вам сейчас необходимо собраться вместе так, чтобы у вас были одинакового цвета билеты. (Учащиеся собираются по командам, рассаживаются по местам).
Как видите, у нас с вами получилось 6 групп (по 3 в каждом отряде), которые пройдут курсы в Академии весёлых наук. Придумайте название для своей группы и напишите его на предложенных карточках (фломастеры, листочки бумаги).
Содержание КТД:
Каждый отряд делится на творческие группы. Они получают задание - подготовить предложенные опыты для демонстрации (выбирают по жребию).
Группам выдаются коробки со всем необходимым для проведения опыта, оборудованием и материалами.
На подготовку и апробацию опыта даётся 15 минут, после чего все группы собираются в одном месте, чтобы провести демонстрацию своих опытов.
Жюри – «Научный Совет Академии», состоящее из «Почётных Магистров» (педагогов), оценивает выступление каждой группы. Обращается внимание на артистизм и подачу демонстрируемого опыта. В демонстрации могут участвовать как все члены творческой группы, так и один-два человека, выбранные группой.
Для презентации можно использовать элементы костюмов и «научную» атрибутику - мантии, шапочки с кисточками, очки и т.д.
До начала (как затравку) и в конце КТД педагоги могут продемонстрировать некоторые из особенно зрелищных опытов:
Мастер-классы педагогов:
«Лава-лампа»
Понадобится: Два стакана, две таблетки шипучего аспирина, подсолнечное масло, два вида сока.
Ход опыта:
стаканы заполняются соком примерно на 2/3. Затем добавляется подсолнечное масло так, чтобы до края стакана осталось сантиметра три. В каждый стакан бросается таблетка аспирина.
Результат: содержимое стаканов начнет шипеть, бурлить, поднимется пена.
ВОПРОС: Какую реакцию вызывает аспирин? Почему? Смешиваются ли слои сока и масла? Почему?
«Неньютоновская жидкость»
Что это такое? Это одновременно твердое и мягкое вещество, свойства которого противоречат законам физики, открытым Исааком Ньютоном. Отсюда и название.
Понадобится: чашка, крахмал (лучше кукурузный, но подойдет и картофельный) и обычная вода.
Ход опыта:
В чашку насыпается крахмал, который затем заливается водой. В спокойном состоянии масса будет мягкой, тягучей, похожей на жевательную резинку. Но стоит резко ударить по такой жидкости, как она становится упругой. Если водить ладонью медленно, вещество останется однородным. Если опустить в жидкость пальцы и быстро сжать их – можно почувствовать твёрдые кусочки.
«Чудо-ракета из чайного пакета»
Понадобится: чайный пакетик, спички, ножницы.
Ход опыта:
Осторожно раскрыть обычный чайный пакетик, поставить его вертикально и поджечь.
Результат: Пакетик догорит до конца, взлетит высоко в воздух и будет кружить по воздуху.
Причина у этого явления та же, которая заставляет взлетать искры от костра. Во время горения создаётся поток тёплого воздуха, который выталкивает пепел вверх. Если поджигать и тушить пакетик постепенно, никакого полета не получится. Кстати, взлетать пакетик будет не всегда, если температура воздуха в помещении достаточно высока.
«Надуваем воздушный шар»
Понадобится: пластиковая бутылка, сода, уксус, столовая ложка, вода, воздушный шарик, скотч.
Ход опыта:
Бутылку заполнить на треть водой, добавить ложку соды и три ложки уксуса (одновременно три ложки, не по очереди!), БЫСТРО надеть на горлышко бутылки воздушный шарик и затем либо крепко держать руками, либо замотать скотчем.
Результат: Выделяющийся углекислый газ будет надувать шарик.
Опыты и эксперименты,
которые можно предложить выполнить детям:
«Танцы изюма и кукурузы»
Понадобится: Изюм, зёрна кукурузы, газировка, пластиковая бутылка.
Ход опыта:
В бутылку наливается газировка. Сначала опускается изюм, затем зерна кукурузы.
Результат: Изюм двигается вверх и вниз вместе с пузырьками газированной воды. Но достигнув поверхности, пузырьки лопаются и зерна падают на дно..
Что такое пузырьки и почему они идут вверх. Обратить внимание, что пузырьки маленькие по размеру, а могут увлечь за собой изюм и кукурузу, которая в несколько раз больше.
«Вода поднимается по салфетке»
Понадобится: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры, ножницы.
Ход опыта:
стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем от него отрезается кусочек примерно 5 см шириной. Этот кусочек необходимо развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Затем отступить от нижнего края примерно 5-7 см и начать ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде.
Результат: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками..
Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх.
«Радуга из воды»
Понадобится: ёмкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Ход опыта:
на дно ёмкости кладётся зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу.
Результат: на бумаге будет видна радуга.
Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?
«Сладкий и цветной»
Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка, шприц, вода.
Ход опыта:
в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ст.ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остаётся пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый - красную, во второй – жёлтую, в третий – зелёную, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять (вливаем шприцем или ложкой) содержимое стаканов, начиная с красного, затем жёлтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно.
Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя.
Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.
«Цвет в молоке»
Понадобится: чашка, молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.
Ход опыта:
В чашку с молоком насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги.
Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.
Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
«Коробка катается»
Понадобится: коробка из-под обуви, линейка, 10 круглых фломастеров, ножницы, воздушный шар.
Ход опыта: в меньше стороне коробки вырезается квадратное отверстие. Шар кладётся в коробку так, чтобы его отверстие можно было немного вытащить из квадрата. Нужно надуть шар и зажать отверстие пальцами. Затем положить под коробку все фломастеры и отпустить шар.
Результат: Пока шар будет сдуваться, коробка будет ехать. Когда весь воздух выйдет, коробка проедет еще немного и остановится..
Предметы изменяют состояние покоя или, как в нашем случае, равномерного движения по прямой линии, если на них начинает действовать сила. А стремление к сохранению прежнего состояния, до воздействия силы – это инерция. Какую роль выполняет шарик? Какая сила мешает коробке двигаться дальше? (сила трения).
«Вода в перевернутом стакане»
Понадобится: стакан, вода, лист бумаги.
Ход опыта:
Берётся стакан с водой, к нему плотно прижимается лист бумаги. Затем стакан перевернуть, и отпустить руку от листа бумаги.
Результат: вода останется в стакане.
Внутри стакана давление столбика воды меньше, чем давление воздуха снизу.
Этот опыт объясняет явление атмосферного давления: воздух давит на нас с такой силой, как будто мы носим на плечах 15 тонн груза. Но давит он со всех сторон и даже изнутри — поэтому человек ничего не ощущает.
«Опыт Рене Декарта или пипетка-водолаз»
Понадобится: пластиковая бутылка с пробкой, пипетка и вода.
Этому занимательному опыту около трехсот лет. Его приписывают французскому ученому Рене Декарту.
Ход опыта:
Наполните бутылку водой, оставив два-три миллиметра до края горлышка. Возьмите пипетку, наберите в неё немного воды и опустите в горлышко бутылки. Она должна своим верхним резиновым концом быть на уровне или чуть выше уровня воды в бутылке. При этом нужно добиться, чтобы от легкого толчка пальцем пипетка погружалась, а потом сама медленно всплывала. Теперь закройте пробку и сдавите бока бутылки. Пипетка пойдет на дно бутылки. Ослабьте давление на бутылку, и она снова всплывёт.
Дело в том, что мы немного сжали воздух в горлышке бутылки и это давление передалось воде. Вода проникла в пипетку — она стала тяжелее (так как вода тяжелее воздуха) и утонула. При прекращении давления сжатый воздух внутри пипетки удалил лишнюю воду, наш «водолаз» стал легче и всплыл. Если в начале опыта «водолаз» вас не слушается, значит, надо отрегулировать количество воды в пипетке. Когда пипетка находится на дне бутылки, легко проследить, как от усиления нажима на стенки бутылки вода входит в пипетку, а при ослаблении нажима выходит из нее.
Использованные ресурсы:
http://active-mama.com/opyty-dlya-detej-v-domashnix-usloviyax.html - Активная мама. - Опыты для детей в домашних условиях.
http://www.7ya.ru/article/Opyty-dlya-detej-zanimatelnaya-nauka-v-domashnih-usloviyah/?slide=6 – Семья. - Опыты для детей: занимательная наука в домашних условиях.
http://www.minibanda.ru/article/domashnyaya-laboratoriya-5-fizicheskix-opytov-dlya-detej - Мини-банда. - Домашняя лаборатория: 5 физических опытов для детей
http://www.stranamam.ru/article/1912580/ - Страна мам. - Увлекательные опыты для детей в домашних условиях.
http://dramateshka.ru/index.php/summer-camp/1493-scenariyj-dlya-letnego-lagerya-akademiya-veselihkh-nauk-avn - Драматешка. - Сценарий для летнего лагеря. Академия веселых наук (АВН).
«Танцы изюма и кукурузы»
Понадобится: Изюм, зёрна кукурузы, газировка, пластиковая бутылка.
Ход опыта:
В бутылку наливается газировка. Сначала опускается изюм, затем зерна кукурузы.
Результат: Изюм двигается вверх и вниз вместе с пузырьками газированной воды. Но достигнув поверхности, пузырьки лопаются и зерна падают на дно..
Что такое пузырьки и почему они идут вверх. Обратить внимание, что пузырьки маленькие по размеру, а могут увлечь за собой изюм и кукурузу, которая в несколько раз больше.
«Вода поднимается по салфетке»
Понадобится: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры, ножницы.
Ход опыта:
стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем от него отрезается кусочек примерно 5 см шириной. Этот кусочек необходимо развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Затем отступить от нижнего края примерно 5-7 см и начать ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде.
Результат: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками..
Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх.
«Радуга из воды»
Понадобится: ёмкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Ход опыта:
на дно ёмкости кладётся зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу.
Результат: на бумаге будет видна радуга.
Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?
«Сладкий и цветной»
Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка, шприц, вода.
Ход опыта:
в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ст.ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остаётся пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый - красную, во второй – жёлтую, в третий – зелёную, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять (вливаем шприцем или ложкой) содержимое стаканов, начиная с красного, затем жёлтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно.
Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя.
Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.
«Цвет в молоке»
Понадобится: чашка, молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.
Ход опыта:
В чашку с молоком насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги.
Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.
Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
«Коробка катается»
Понадобится: коробка из-под обуви, линейка, 10 круглых фломастеров, ножницы, воздушный шар.
Ход опыта: в меньше стороне коробки вырезается квадратное отверстие. Шар кладётся в коробку так, чтобы его отверстие можно было немного вытащить из квадрата. Нужно надуть шар и зажать отверстие пальцами. Затем положить под коробку все фломастеры и отпустить шар.
Результат: Пока шар будет сдуваться, коробка будет ехать. Когда весь воздух выйдет, коробка проедет еще немного и остановится..
Предметы изменяют состояние покоя или, как в нашем случае, равномерного движения по прямой линии, если на них начинает действовать сила. А стремление к сохранению прежнего состояния, до воздействия силы – это инерция. Какую роль выполняет шарик? Какая сила мешает коробке двигаться дальше? (сила трения).
«Вода в перевернутом стакане»
Понадобится: стакан, вода, лист бумаги.
Ход опыта:
Берётся стакан с водой, к нему плотно прижимается лист бумаги. Затем стакан перевернуть, и отпустить руку от листа бумаги.
Результат: вода останется в стакане.
Внутри стакана давление столбика воды меньше, чем давление воздуха снизу.
Этот опыт объясняет явление атмосферного давления: воздух давит на нас с такой силой, как будто мы носим на плечах 15 тонн груза. Но давит он со всех сторон и даже изнутри — поэтому человек ничего не ощущает.
«Опыт Рене Декарта или пипетка-водолаз»
Понадобится: пластиковая бутылка с пробкой, пипетка и вода.
Этому занимательному опыту около трехсот лет. Его приписывают французскому ученому Рене Декарту.
Ход опыта:
Наполните бутылку водой, оставив два-три миллиметра до края горлышка. Возьмите пипетку, наберите в неё немного воды и опустите в горлышко бутылки. Она должна своим верхним резиновым концом быть на уровне или чуть выше уровня воды в бутылке. При этом нужно добиться, чтобы от легкого толчка пальцем пипетка погружалась, а потом сама медленно всплывала. Теперь закройте пробку и сдавите бока бутылки. Пипетка пойдет на дно бутылки. Ослабьте давление на бутылку, и она снова всплывёт.
Дело в том, что мы немного сжали воздух в горлышке бутылки и это давление передалось воде. Вода проникла в пипетку — она стала тяжелее (так как вода тяжелее воздуха) и утонула. При прекращении давления сжатый воздух внутри пипетки удалил лишнюю воду, наш «водолаз» стал легче и всплыл. Если в начале опыта «водолаз» вас не слушается, значит, надо отрегулировать количество воды в пипетке. Когда пипетка находится на дне бутылки, легко проследить, как от усиления нажима на стенки бутылки вода входит в пипетку, а при ослаблении нажима выходит из нее.
АКАДЕМИЯ
ВЕСЁЛЫХ
НАУК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий проведения спортивного праздника "Весёлые старты".
Пропаганда здорового образа жизни среди детей и взрослых. Развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой. Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого...
СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР «ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ», «ПАПА, МАМА, Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ»
СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР «ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ», «ПАПА, МАМА, Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ»...
Программа внеурочной деятельности "Академия занимательных наук" 5 класс
Программа предназначена для обучающихся 5 классов. Программа имеет естественно – научную направленность, рассчитана на 34 часа. Содержание программы знакомит обучающихся со свойствами и пр...
Академия волшебных наук
С 1 сентября 2011 года начальная школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Их введение во многом изменит жизнь учащихся. Речь идет не только о совершенно др...
Программа кружка «Академия военных наук»
материал военно-патриотической направленности для использования и организации дополнительного образования или досуговой деятельности....
Мастер-класс Академия весёлых наук. Урок – игра «Словесные раскопки»
Внеклассное занятие по русскому языку для 6 класса...
Сценарий проведения соревнований «Весёлые старты» с участием родителей, посвящённых Международному женскому дню 8 Марта, среди учащихся 1-4 классов
Сценарий проведения соревнований «Весёлые старты» с участием родителей, посвящённых Международному женскому дню 8 Марта, среди учащихся ...