Сценарий проведения КТД «Академия весёлых наук»
методическая разработка на тему

Шиловская Любовь Александровна

Цель: развитие познавательного интереса ребят к окружающему миру, миру науки, средствами игровой деятельности.

Задачи:
- развивать интеллектуальные и творческие способности воспитанников,

- расширение кругозора;

- способствовать развитию у воспитанников мотивации учебной

  деятельности, интереса к исследовательской деятельности;
- способствовать сплочению детского коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktd_akademiya_vesyolykh_nauk.doc424.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проведения

КТД «Академия весёлых наук»

(эксперименты, опыты, исследования, мастер-классы).

Цель: развитие познавательного интереса ребят к окружающему миру, миру науки, средствами игровой деятельности.

Задачи:
- развивать интеллектуальные и творческие способности воспитанников,

- расширение кругозора;

- способствовать развитию у воспитанников мотивации учебной

  деятельности, интереса к исследовательской деятельности;
- способствовать сплочению детского коллектива;

Место и время проведения: 9 июня 2014г., 12.00, актовый зал, кабинеты ЦРТДиЮ, территория около здания.

Ход мероприятия

Звучит минусовая фонограмма  песни «Волшебник-недоучка».

ВЕД.: - В мире много интересного,
             Нам порою неизвестного.
             Миру знаний нет предела,
             Так скорей, друзья, за дело!

- Дорогие друзья, разрешите сообщить вам об открытии в нашем лагере летней Академии Наук.

Но для того чтобы вас зачислили в эту Академии, надо вытянуть билеты. Здесь на столе разложены жетоны-билеты. Пожалуйста, возьмите каждый свой билет. (Дети подходят к столу, берут жетоны). Ребята, обратите внимание, что билеты разного цвета.  А это значит, что вам сейчас необходимо собраться вместе так, чтобы у вас были одинакового цвета билеты.  (Учащиеся собираются по командам, рассаживаются по местам).

Как видите, у нас с вами получилось 6 групп (по 3 в каждом отряде), которые пройдут курсы в Академии весёлых наук. Придумайте название для своей группы и напишите его на предложенных карточках (фломастеры, листочки бумаги).  

Содержание КТД:

Каждый отряд делится на творческие группы. Они получают задание - подготовить предложенные опыты для демонстрации (выбирают по жребию).

Группам выдаются коробки со всем необходимым для проведения опыта, оборудованием и материалами.

На подготовку и апробацию опыта даётся 15 минут, после чего все группы собираются в одном месте, чтобы провести демонстрацию своих опытов.

Жюри – «Научный Совет Академии», состоящее из «Почётных Магистров» (педагогов), оценивает выступление каждой группы. Обращается внимание на артистизм и подачу демонстрируемого опыта. В демонстрации могут участвовать как все члены творческой группы, так и один-два человека, выбранные группой.

Для презентации можно использовать элементы костюмов и «научную» атрибутику - мантии, шапочки с кисточками, очки и т.д.

До начала (как затравку) и в конце КТД педагоги могут продемонстрировать некоторые из особенно зрелищных опытов:

Мастер-классы педагогов:

«Лава-лампа»

Понадобится: Два стакана, две таблетки шипучего аспирина, подсолнечное масло, два вида сока.

Ход опыта: 

стаканы заполняются соком примерно на 2/3. Затем добавляется подсолнечное масло так, чтобы до края стакана осталось сантиметра три. В каждый стакан бросается таблетка аспирина.

Результат: содержимое стаканов начнет шипеть, бурлить, поднимется пена.

ВОПРОС: Какую реакцию вызывает аспирин? Почему? Смешиваются ли слои сока и масла? Почему?

«Неньютоновская жидкость»

 
Что это такое? Это одновременно твердое и мягкое вещество, свойства которого противоречат законам физики, открытым Исааком Ньютоном. Отсюда и название.

Понадобится: чашка, крахмал (лучше кукурузный, но подойдет и картофельный) и обычная вода.

Ход опыта:

В чашку насыпается крахмал, который затем заливается водой. В спокойном состоянии масса будет мягкой, тягучей, похожей на жевательную резинку. Но стоит резко ударить по такой жидкости, как она становится упругой. Если водить ладонью медленно, вещество останется однородным. Если опустить в жидкость пальцы и быстро сжать их – можно почувствовать твёрдые кусочки.

«Чудо-ракета из чайного пакета» 

Понадобится: чайный пакетик, спички, ножницы.

Ход опыта:

Осторожно раскрыть обычный чайный пакетик, поставить его вертикально и поджечь.

Результат: Пакетик догорит до конца, взлетит высоко в воздух и будет кружить по воздуху.  

Причина у этого явления та же, которая заставляет взлетать искры от костра. Во время горения создаётся поток тёплого воздуха, который выталкивает пепел вверх. Если поджигать и тушить пакетик постепенно, никакого полета не получится. Кстати, взлетать пакетик будет не всегда, если температура воздуха в помещении достаточно высока.

«Надуваем воздушный шар»

Понадобится: пластиковая бутылка, сода, уксус, столовая ложка, вода, воздушный шарик, скотч.

Ход опыта:

Бутылку заполнить на треть водой, добавить ложку соды и три ложки уксуса (одновременно три ложки, не по очереди!), БЫСТРО надеть на горлышко бутылки воздушный шарик и затем либо крепко держать руками, либо замотать скотчем.

Результат: Выделяющийся углекислый газ будет надувать шарик.  

Опыты и эксперименты,

которые можно предложить выполнить детям:

«Танцы изюма и кукурузы»

Понадобится: Изюм, зёрна кукурузы, газировка, пластиковая бутылка.

Ход опыта:

В бутылку наливается газировка. Сначала опускается изюм, затем зерна кукурузы.

Результат: Изюм двигается вверх и вниз вместе с пузырьками газированной воды. Но достигнув поверхности, пузырьки лопаются и зерна падают на дно..

Что такое пузырьки и почему они идут вверх. Обратить внимание, что пузырьки маленькие по размеру, а могут увлечь за собой изюм и кукурузу, которая в несколько раз больше.

«Вода поднимается по салфетке»

Понадобится: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры, ножницы.

Ход опыта:

стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем от него отрезается кусочек примерно 5 см шириной. Этот кусочек необходимо развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Затем отступить от нижнего края примерно 5-7 см и начать ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде.

Результат: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками..

Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх.

«Радуга из воды»

Понадобится: ёмкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

Ход опыта: 

на дно ёмкости кладётся зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу.

Результат: на бумаге будет видна радуга.

Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?

«Сладкий и цветной»

Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка, шприц, вода.

Ход опыта:

в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ст.ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остаётся пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый - красную, во второй – жёлтую, в третий – зелёную, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять (вливаем шприцем или ложкой) содержимое стаканов, начиная с красного, затем жёлтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно.

Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя.

Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.

 

 

 

«Цвет в молоке»

Понадобится: чашка, молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта: 

В чашку с молоком насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги.

Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.

Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

«Коробка катается»

Понадобится: коробка из-под обуви, линейка, 10 круглых фломастеров, ножницы, воздушный шар.

Ход опыта: в меньше стороне коробки вырезается квадратное отверстие. Шар кладётся в коробку так, чтобы его отверстие можно было немного вытащить из квадрата. Нужно надуть шар и зажать отверстие пальцами. Затем положить под коробку все фломастеры и отпустить шар.

Результат: Пока шар будет сдуваться, коробка будет ехать. Когда весь воздух выйдет, коробка проедет еще немного и остановится..

Предметы изменяют состояние покоя или, как в нашем случае, равномерного движения по прямой линии, если на них начинает действовать сила. А стремление к сохранению прежнего состояния, до воздействия силы – это инерция. Какую роль выполняет шарик? Какая сила мешает коробке двигаться дальше? (сила трения).

«Вода в перевернутом стакане»

Понадобится: стакан, вода, лист бумаги.

Ход опыта:
Берётся стакан с водой, к нему плотно прижимается лист бумаги. Затем стакан перевернуть, и  отпустить руку от листа бумаги.

Результат: вода останется в стакане.

Внутри стакана давление столбика воды меньше, чем давление воздуха снизу.  

Этот опыт объясняет явление атмосферного давления: воздух давит на нас с такой силой, как будто мы носим на плечах 15 тонн груза. Но давит он со всех сторон и даже изнутри — поэтому человек ничего не ощущает.

«Опыт Рене Декарта или пипетка-водолаз»

Понадобится: пластиковая бутылка с пробкой, пипетка и вода.

Этому занимательному опыту около трехсот лет. Его приписывают французскому ученому Рене Декарту.

Ход опыта:

Наполните бутылку водой, оставив два-три миллиметра до края горлышка. Возьмите пипетку, наберите в неё немного воды и опустите в горлышко бутылки. Она должна своим верхним резиновым концом быть на уровне или чуть выше уровня воды в бутылке. При этом нужно добиться, чтобы от легкого толчка пальцем пипетка погружалась, а потом сама медленно всплывала. Теперь закройте пробку и сдавите бока бутылки. Пипетка пойдет на дно бутылки. Ослабьте давление на бутылку, и она снова всплывёт.

Дело в том, что мы немного сжали воздух в горлышке бутылки и это давление передалось воде. Вода проникла в пипетку — она стала тяжелее (так как вода тяжелее воздуха) и утонула. При прекращении давления сжатый воздух внутри пипетки удалил лишнюю воду, наш «водолаз» стал легче и всплыл. Если в начале опыта «водолаз» вас не слушается, значит, надо отрегулировать количество воды в пипетке. Когда пипетка находится на дне бутылки, легко проследить, как от усиления нажима на стенки бутылки вода входит в пипетку, а при ослаблении нажима выходит из нее.

Использованные ресурсы:

http://active-mama.com/opyty-dlya-detej-v-domashnix-usloviyax.html - Активная мама. - Опыты для детей в домашних условиях.

http://www.7ya.ru/article/Opyty-dlya-detej-zanimatelnaya-nauka-v-domashnih-usloviyah/?slide=6 – Семья. - Опыты для детей: занимательная наука в домашних условиях.

http://www.minibanda.ru/article/domashnyaya-laboratoriya-5-fizicheskix-opytov-dlya-detej - Мини-банда. - Домашняя лаборатория: 5 физических опытов для детей

http://www.stranamam.ru/article/1912580/ - Страна мам. - Увлекательные опыты для детей в домашних условиях.

http://dramateshka.ru/index.php/summer-camp/1493-scenariyj-dlya-letnego-lagerya-akademiya-veselihkh-nauk-avn - Драматешка. - Сценарий для летнего лагеря. Академия веселых наук (АВН).

«Танцы изюма и кукурузы»

Понадобится: Изюм, зёрна кукурузы, газировка, пластиковая бутылка.

Ход опыта:

В бутылку наливается газировка. Сначала опускается изюм, затем зерна кукурузы.

Результат: Изюм двигается вверх и вниз вместе с пузырьками газированной воды. Но достигнув поверхности, пузырьки лопаются и зерна падают на дно..

Что такое пузырьки и почему они идут вверх. Обратить внимание, что пузырьки маленькие по размеру, а могут увлечь за собой изюм и кукурузу, которая в несколько раз больше.

«Вода поднимается по салфетке»

Понадобится: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры, ножницы.

Ход опыта:

стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем от него отрезается кусочек примерно 5 см шириной. Этот кусочек необходимо развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Затем отступить от нижнего края примерно 5-7 см и начать ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде.

Результат: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками..

Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх.

«Радуга из воды»

Понадобится: ёмкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

Ход опыта: 

на дно ёмкости кладётся зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу.

Результат: на бумаге будет видна радуга.

Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?

«Сладкий и цветной»

Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка, шприц, вода.

Ход опыта:

в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ст.ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остаётся пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый - красную, во второй – жёлтую, в третий – зелёную, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять (вливаем шприцем или ложкой) содержимое стаканов, начиная с красного, затем жёлтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно.

Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя.

Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.

 

 

 

«Цвет в молоке»

Понадобится: чашка, молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта: 

В чашку с молоком насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги.

Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.

Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

«Коробка катается»

Понадобится: коробка из-под обуви, линейка, 10 круглых фломастеров, ножницы, воздушный шар.

Ход опыта: в меньше стороне коробки вырезается квадратное отверстие. Шар кладётся в коробку так, чтобы его отверстие можно было немного вытащить из квадрата. Нужно надуть шар и зажать отверстие пальцами. Затем положить под коробку все фломастеры и отпустить шар.

Результат: Пока шар будет сдуваться, коробка будет ехать. Когда весь воздух выйдет, коробка проедет еще немного и остановится..

Предметы изменяют состояние покоя или, как в нашем случае, равномерного движения по прямой линии, если на них начинает действовать сила. А стремление к сохранению прежнего состояния, до воздействия силы – это инерция. Какую роль выполняет шарик? Какая сила мешает коробке двигаться дальше? (сила трения).

«Вода в перевернутом стакане»

Понадобится: стакан, вода, лист бумаги.

Ход опыта:
Берётся стакан с водой, к нему плотно прижимается лист бумаги. Затем стакан перевернуть, и  отпустить руку от листа бумаги.

Результат: вода останется в стакане.

Внутри стакана давление столбика воды меньше, чем давление воздуха снизу.  

Этот опыт объясняет явление атмосферного давления: воздух давит на нас с такой силой, как будто мы носим на плечах 15 тонн груза. Но давит он со всех сторон и даже изнутри — поэтому человек ничего не ощущает.

«Опыт Рене Декарта или пипетка-водолаз»

Понадобится: пластиковая бутылка с пробкой, пипетка и вода.

Этому занимательному опыту около трехсот лет. Его приписывают французскому ученому Рене Декарту.

Ход опыта:

Наполните бутылку водой, оставив два-три миллиметра до края горлышка. Возьмите пипетку, наберите в неё немного воды и опустите в горлышко бутылки. Она должна своим верхним резиновым концом быть на уровне или чуть выше уровня воды в бутылке. При этом нужно добиться, чтобы от легкого толчка пальцем пипетка погружалась, а потом сама медленно всплывала. Теперь закройте пробку и сдавите бока бутылки. Пипетка пойдет на дно бутылки. Ослабьте давление на бутылку, и она снова всплывёт.

Дело в том, что мы немного сжали воздух в горлышке бутылки и это давление передалось воде. Вода проникла в пипетку — она стала тяжелее (так как вода тяжелее воздуха) и утонула. При прекращении давления сжатый воздух внутри пипетки удалил лишнюю воду, наш «водолаз» стал легче и всплыл. Если в начале опыта «водолаз» вас не слушается, значит, надо отрегулировать количество воды в пипетке. Когда пипетка находится на дне бутылки, легко проследить, как от усиления нажима на стенки бутылки вода входит в пипетку, а при ослаблении нажима выходит из нее.


АКАДЕМИЯ

ВЕСЁЛЫХ

НАУК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения спортивного праздника "Весёлые старты".

Пропаганда здорового образа жизни среди детей и взрослых. Развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой. Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого...

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР «ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ», «ПАПА, МАМА, Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ»

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР «ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ», «ПАПА, МАМА, Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ»...

Программа внеурочной деятельности "Академия занимательных наук" 5 класс

Программа  предназначена для обучающихся 5 классов. Программа имеет естественно – научную направленность, рассчитана на 34 часа. Содержание программы знакомит обучающихся со свойствами и пр...

Академия волшебных наук

С 1 сентября 2011 года начальная школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Их введение во многом изменит жизнь учащихся. Речь идет не только о совершенно др...

Программа кружка «Академия военных наук»

материал военно-патриотической направленности для использования и организации дополнительного образования или досуговой деятельности....

Мастер-класс Академия весёлых наук. Урок – игра «Словесные раскопки»

Внеклассное занятие по русскому языку для 6 класса...

Сценарий проведения соревнований «Весёлые старты» с участием родителей, посвящённых Международному женскому дню 8 Марта, среди учащихся 1-4 классов

Сценарий проведения соревнований «Весёлые старты» с участием родителей, посвящённых Международному женскому дню 8 Марта, среди учащихся ...