Рабочая программа объединения "Туристско - краеведческий"
рабочая программа на тему
.
Программа разработана на основе ст.12,п.4 федерального закона "Об образовании в Российской Федерации " № 273 - ФЗ; письма от 11.12.2006 г. №06 - 1844 " Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей ".
Данная программа имеет туристско - краеведческую направленность, адаптированная и разработана на основе типовых программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по туризму и краеведению.("Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение" Издание третье, дополненное. М.: Просвещение, 1982 г.) Идеологической основой программы является краевая целевая программа развития детско - юношеского туризма " Кубанский край - земля родная" на 2011 - 2014 гг., разработанная ГУДОД "КрайСЮТур" с использованием федеральной программы Российского туристско - краеведческого движения обучающихся " Отечество".
Цель программы - создание условий для всестороннего развития личности и развития индивидуальных особенностей каждого учащегося с помощью занятий в туристско-краеведческом объединении.
В программе краеведение выступает как форма исследовательской деятельности учащихся в походах, путешествиях и экскурсиях под руководством педагога. Отличительной особенностью этой программы от уже существующих программ данной направленности является то, что в нее внесены добавления краеведческого характера, раскрывающие специфику многообразия природных условий и богатейшей истории Краснодарского края и Северского района.
Выполнение программы рассчитано на 2 года обучения: программа 1 года составляет 144 часа (по 4 часа в неделю), программа 2-го года -216 часов ( по 6 часов в неделю). Занятия в группах проводятся для первого года обучения 2 раза в неделю по 2 часа, для второго года обучения 3 раза в неделю по 3 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_turistsko_-_kraevedcheskiy.docx | 55.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа объединения "Туристско - краеведческий"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа разработана на основе ст.12,п.4 федерального закона "Об образовании в Российской Федерации " № 273 - ФЗ; письма от 11.12.2006 г. №06 - 1844 " Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей ".
Данная программа имеет туристско - краеведческую направленность, адаптированная и разработана на основе типовых программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по туризму и краеведению.("Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение" Издание третье, дополненное. М.: Просвещение, 1982 г.) Идеологической основой программы является краевая целевая программа развития детско - юношеского туризма " Кубанский край - земля родная" на 2011 - 2014 гг., разработанная ГУДОД "КрайСЮТур" с использованием федеральной программы Российского туристско - краеведческого движения обучающихся " Отечество". Цель краевой программы - создание условий для гражданского и личностного становления подрастающего поколения посредством туристско - краеведческой деятельности.
Новизна этой программы заключается в том, что в ней уделяется серьезное внимание физической подготовке обучающихся в соответствии с Государственной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006 - 2015 гг.", предусматривающей реализацию недельного объема двигательного режима не менее 8 часов. Государственная программа также предусматривает развитие детско - юношеского туризма и его внедрение в образовательные учреждения. Программа туристско - краеведческого объединения полностью соответствует реализации вышеназванных государственных программ и является весьма актуальной. Туризм и краеведение, дополняя друг друга, осуществляют комплекс образовательно-воспитательных, спортивно-оздоровительных и научно-познавательных задач. Туристско - краеведческая деятельность является комплексным в деле воспитания и образования учащихся средством, и в тоже время очень действенным в силу своей демократичности и гуманности. Следовательно, туристско-познавательная деятельность учащихся является весьма актуальной для их всестороннего развития, занимает важное место в общей системе обучения учащихся и остается педагогически целесообразной. Более чем столетний опыт России в применении краеведения в обучении подтверждает актуальность и педагогическую целесообразность туристско - краеведческих программ и этой формы деятельности учащихся.
Цель программы - создание условий для всестороннего развития личности и развития индивидуальных особенностей каждого учащегося с помощью занятий в туристско-краеведческом объединении.
Задачи программы:
- углубление и расширение краеведческих знаний: знаний географии, истории, природы и культуры Краснодарского края;
- приобщение учащихся к краеведческой научно-исследовательской работе и развитие познавательной активности;
- привитие основных эколого-туристических навыков и умений;
- укрепление психического и физического здоровья обучающихся;
- воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к историческому, культурному и природному наследию края;
- формирование чувства коллективизма и воспитание морально-этических качеств;
-привитие здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения.
В программе краеведение выступает как форма исследовательской деятельности учащихся в походах, путешествиях и экскурсиях под руководством педагога. Отличительной особенностью этой программы от уже существующих программ данной направленности является то, что в нее внесены добавления краеведческого характера, раскрывающие специфику многообразия природных условий и богатейшей истории Краснодарского края и Северского района.
Эта программа рассчитана для поэтапного развития школьников в области туризма и краеведения. На каждом этапе решаются свои специфические задачи.
Первый этап - информационно - познавательный ( 1- й год обучения). Обучающиеся в этот период овладевают основами туристских и краеведческих знаний и умений.
Второй этап - операционно - деятельностный ( 2- й год бучения ). На этом этапе формируются умения обучающихся самостоятельно выполнять определенные задания педагога: самостоятельное выполнение обязанностей в группе по должностям, разбивка и свертывание бивака, приготовление пищи, разработка маршрута, подготовка и ремонт снаряжения, умения работать с краеведческим источником, проводить наблюдения, описывать наблюдаемые объекты и явления и т.д.
Для реализации поставленных задач необходимы взаимное сотрудничество педагога и учащегося, доверительные отношения между ними. Принцип реализации индивидуализации и дифференциации имеет важное значение в подборе для каждого обучающегося соответствующих методов и приемов дополнительного образования. Реализации программы способствует использование метода комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, морально-эстетических и других форм воспитания.
Достижение цели программы зависит от количества и качества проведенных на природе занятий, походов и экскурсий.
Выполнение программы рассчитано на 2 года обучения: программа 1 года составляет 144 часа (по 4 часа в неделю), программа 2-го года -216 часов ( по 6 часов в неделю).
Занятия в группах проводятся для первого года обучения 2 раза в неделю по 2 часа, для второго года обучения 3 раза в неделю по 3 часа.
Обе программы предусматривают 2 этапа обучения: теоретические занятия и практические занятия. В программе 1 года обучения на теоретические занятия отводится 46 часов, на практические - 98 часов. В программе 2 года бучения на теоретические занятия приходится 64 часа, на практические 152 часа. Программа 2 года обучения более углублена и рассчитана на то, что полученные за первый год обучения знания, умения и навыки должны стать базой для самостоятельных краеведческих исследований. Большая часть занятий проводится на природе, где от педагога требуется повышение внимание и контроль за действием обучающихся.
Возраст обучающихся в объединении предлагается от 7 до 18 лет. Количество детей в группе 1 года обучения 12 -15 человек, 2 года обучения - 8 - 12 человек.
Ожидаемые результаты.
По завершении 1 года обучения обучающиеся должны знать:
- особенности природы края, географическое положение;
- историю своего населенного пункта, района, края и их достопримечательности;
- искусство кубанского народа, достижения культуры и науки, выдающихся деятелей науки, культуры и спорта;
- правила поведения на природе.
По завершении 1 года обучения обучающиеся должны уметь:
- давать общую характеристику края;
- проводить наблюдения и исследования на природе, простые опыты и практические работы;
- ориентироваться на местности с помощью карты и компаса;
- пользоваться туристическим снаряжением: укладывать рюкзак, устанавливать палатку и осуществлять простейший ремонт;
- устанавливать и сворачивать бивуак;
- приготовить пищу на костре;
- передвигаться в составе группы;
- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему;
соблюдать правила поведения на природе и меры предосторожности.
По завершению 2 года обучения обучающиеся должны знать:
- значение туристско -краеведческой подготовки в общей системе обучения;
- географическое положение, рельеф, геологическое строение, особенности климата Краснодарского края;
- экономическое положение края, развитие народного хозяйства, этнический состав населения;
- историю и культуру, достопримечательности края и Северского района;
- экологические проблемы района и края, особоохраняемые природные территории;
- правила поведения на природе и формы участия в ее охране;
- историю названий основных географических объектов района и края;
- приемы страховки и самостраховки.
По завершению 2 года обучения обучающиеся должны уметь:
- давать общую характеристику своего района и края;
- проводить наблюдения и исследования на природе, поводить фото - и видеосъемку;
- принимать участие в краеведческих конкурсах и викторинах;
- оформлять путевые записи, дневники, стенды и туристические газеты;
- ориентироваться на незнакомой местности с помощью карты и компаса, по солнцу, звездам и т.д.;
- пользоваться туристическим снаряжением;
- передвигаться в составе группы;
- устанавливать бивуак и убирать места привалов и бивуаков;
- выполнять основные обязанности по должностям в тургруппе;
- вязать основные узлы, пользоваться приемами страховки;
- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему в различных ситуациях.
Для полноценной реализации данной программы используются следующие виды контроля:
вводный - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащегося в процессе занятий и собеседования с ним;
текущий - контрольные задания на местности, тестирование, учебные тренировки;
итоговый - участие в походах, соревнованиях, конкурсах и викторинах.
Подведение итогов реализации программы происходит во время многодневного похода, организуемого в конце учебного года, где на практике проверяются знания, умения и навыки каждого воспитанника.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов учебных занятий | |
Теоретические | Практические | |||
1 год обучения | ||||
Введение. Туристско-краеведческая деятельность учащихся | 2 | 2 | - | |
Краеведческая работа в походе | 50 | 24 | 26 | |
2.1. | Общая характеристика края: история, география, природа | 10 | 6 | 4 |
2.2. | Культура и народные традиции | 8 | 6 | 2 |
2.3. | Природа и экология, охрана природы | 10 | 4 | 6 |
2.4. | Топонимика | 6 | 6 | - |
2.5. | Сбор краеведческого материала | 16 | 2 | 14 |
Основы туристкой подготовки | 92 | 20 | 72 | |
3.1. | Организация и проведение туристических походов | 10 | 4 | 6 |
3.2. | Техника безопасности | 4 | 2 | 2 |
3.3. | Туристическое снаряжение | 6 | 2 | 4 |
3.4. | Туристическая техника | 10 | 2 | 8 |
3.5. | Тактическая подготовка | 6 | 2 | 4 |
3.6. | Топографическая подготовка и ориентирование | 10 | 4 | 6 |
Медико-санитарная подготовка, гигиена | 6 | 4 | 2 | |
Общая физическая подготовка | 40 | - | 40 | |
Итого | 144 | 46 | 98 | |
2 год обучения | ||||
1. | Вводное занятие. Значение краеведческой подготовки в общей системе обучения | 2 | 2 | - |
2. | Краеведческая работа в походе | 60 | 26 | 34 |
2.1. | Географическая характеристика и природа края | 12 | 6 | 6 |
2.2. | История и края и культурное наследие, охрана памятников | 10 | 6 | 4 |
2.3. | Топонимика | 8 | 6 | 2 |
2.4. | Экология и охрана природа | 10 | 4 | 6 |
2.5. | Сбор краеведческого материала | 20 | 4 | 16 |
3. | Основы туристической подготовки | 154 | 36 | 118 |
3.1. | Подготовка похода. Обеспечение безопасности. | 10 | 4 | 6 |
3.2. | Туристическое снаряжение | 8 | 2 | 6 |
3.3. | Тургруппа в походе. Организация лагеря, бивуака | 10 | 4 | 6 |
3.4. | Подведение итогов похода | 8 | 2 | 6 |
3.5. | Топография и ориентирование | 16 | 6 | 10 |
3.6. | Тактика и техника пешеходного туризма | 20 | 6 | 14 |
3.7. | Медико-санитарная подготовка, гигиена | 8 | 4 | 4 |
3.8. | Специальная физическая подготовка туриста-краеведа. | 74 | 8 | 66 |
Итого | 216 | 64 | 152 |
Содержание программы
1 год обучения
Тема № 1. Вводное занятие. (2 часа)
Определение значения туристско-краеведческой деятельности учащихся в общей системе обучения.
Раздел № 1
Краеведческая работа в походе (50 часов)
Тема №2
Общая характеристика края - (10 часов)
Знакомство с картой Краснодарского края. Территория и географическое расположение
края. История края, района, своего населенного пункта; памятные исторические места.
Особенности природы края: климат, растительность, животный мир, полезные
ископаемые. Памятники природы.
Практические занятия (4 часа)
Определение границ края и района на карте, просмотр фото, видео материалов, обзорная
экскурсия.
Тема №3.
Культура и народные традиции. (8 часов)
Население края, этнический состав. Материальная, духовная культура, традиции кубанских казаков.
Искусство кубанского народа, выдающиеся деятели культуры . достопримечательности края и Северского района. Практическая работа (2 часа) Благоустройство памятников культуры Северского района.
Тема №4. Природа и экология. (4 часа)
Растительный и животный мир Кубани, Красная Книга. Водоемы края; почвы. Природные сообщества . Кавказский государственный биосферный заповедник. Экология и охрана природы. Правила поведения на природе.
Практические занятия (6 часов)
Посадка зеленых насаждений. Очистка лесов, родников, Охрана памятников природы.
Тема №5 Топонимика (6 часов)
История названий географических объектов Краснодарского края: общеизвестных населенных пунктов, своего района и населенного пункта, морей, рек и водоемов, гор.
Тема №6
Сбор краеведческого материала в походе (16 часов)
Формы туристско-краеведческой и туристической деятельности учащихся: беседы, экскурсии, походы... Методы сбора краеведческого материала: наблюдение, фотографирование, ведение дневника и путевых записей, описание экскурсионных объектов.
Практические занятия: (14 часов) Метеорологические наблюдения, изучение народных примет. Зоологические наблюдения: наблюдение за обитателями леса, степи, гор, рек и водоемов. Наблюдение и исследование растительного мира края. Фотографирование и ведение дневника наблюдений. Посещение краеведческого музея в ст. Северской, памятников истории и культуры края, памятников природы и мест, интересных своеобразным проявлением природы. Составление описаний экскурсионных объектов. Встречи со старожилами-краеведами. Оформление историко-краеведческой туристической газеты.
Раздел 2. Основы туристской подготовки ( 92 часа)
Тема № 7
Организация и проведение туристических походов (10 часов)
Поход - основная форма историко-краеведческой деятельности. Правила организации и доведения туристических походов. Распределение обязанностей в группе. Режим ходового дня. Хронометраж движения. Организация питания в походе.
Практический занятия:
Движение колонной, направляющий, замыкающий. Строевой и походный шаг. развертывание и свертывание бивака. Приготовление пищи на костре. Виды костров. Обсуждение итогов походов.
Тема № 8
Техника безопасности. (4 часа)
Основы безопасности проведения занятий в учебном классе, спортзале, на природе. Правила поведения на природе, меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте. Обеспечение безопасности при проведении полевого лагеря.
фактический занятия (2 часа)
Закрепление на практике знаний и умений полученных на теоретических занятиях.
Тема № 9
Туристическое снаряжение. (6 часов)
Групповое, личное и индивидуальное снаряжение юного туриста. Основные требования к
снаряжению: легкость, прочность, удобство.
Устройство туристической палатки. Рюкзак: виды рюкзаков, основные требования ним,
кладка рюкзака. Уход за снаряжением, его хранение и ремонт. Узлы, их назначение и
применение.
Практическое занятие:
Установка и снятие палатки, укладка рюкзака, вязка узлов, ремонт тур. Снаряжения
Тема № 10
Туристическая техника (10 часов)
Туристическая техника и основные виды туристического многоборья, туристическая полоса препятствий.
Практические занятия ( 8 часов)
Преодоление препятствий. Организация «Веселых стартов» и эстафет по тур. Технике между командами, классами, в школе.
Тема № 11
Практическая подготовка.
Понятие о практике и технике в пешеходном туризме. Виды и нормы нагрузок в походе. Режим и темп движения. Планирование основного и вспомогательного маршрутов.
Практические занятия:
Выбор пути движения, передвижение в составе группы. Профилактика аварийных
ситуаций в пешеходных походах.
Тема № 12
Топографическая подготовка и ориентирование (10 часов)
Знакомство с топографической картой, масштаб. Условные знаки, определение расстояния на карте и на местности.
Практические занятия ( 6 часов)
Зарисовка топографических знаков, изменение расстояний по карте и на местности (шагами, во времени, визуально). Развитие глазомера. Упражнение с масштабами топографических карт. Определение сторон горизонта по компасу, упражнение в определении азимута на предмет.
Тема № 13
Медико-санитарная подготовка (6 часов)
Гигиена туриста. Гигиенический требования к одежде, постели, посуде туриста. Гигиена в условиях полевого лагеря. Профилактика заболеваний и несчастных случаев. Состав медицинской аптечки. Организация первой доврачебной помощи.
фактические занятия (2 часов)
Комплектование мед. аптечки, изучение приемов оказания доврачебной помощи условно
пострадавшему.
Тема № 14
Общая физическая подготовка - (40 часов)
Практические занятия различными видами ходьбы, бега. Упражнения направленные на развитие быстроты, силы, гибкости, выносливости, упражнения на равновесие и расслабление; спортивные и подвижные игры, легкая атлетика. Организация кроссов, эстафет, «веселых стартов".
Содержание программы
II год обучения
Раздел 1. Введение - 2 часа
Вводное занятие. Значение и место туристско - краеведческой подготовки учащихся в общей системе обучения. Определение плана работы объединения на учебный год. Туристские возможности края.
Раздел 2. Краеведческая работа в походе - 60 часов
2.1. Физико-географическая характеристика края - 12 часов
Теоретические занятия - 4 часа
Географическое положение и координаты края.
Рельеф, геологическое строение, почвы, горы, полезные ископаемые, гидрография.
Климат. Флора и фауна Краснодарского края, природные сообщества.
Экономика края: промышленность, сельское хозяйство, курорты. Население края, города.
Практические занятия – 6 часов
Знакомство с картами интересных туристических районов края, просмотр фото- видеоматериалов, изучение литературы и выявление краеведческих и экскурсионных объектов мест, интересных своеобразным проявлением природы.
2.2 История и культурное наследие, охрана памятников края - 10 часов
Теоретические занятия - 6 часов
История родного края: Кубань в прошлом и настоящем. Археологические памятники края. Античные поселения на Черноморском побережье. Период средневековья и заселение Кубани казаками. Край в годы Великой Отечественной войны. Культура: искусство, архитектура, литература. Радетели земли Кубанской, выдающиеся деятели культуры. Знакомство с памятниками истории и культуры края.
Практические занятия - 4 часа
Охрана памятников: благоустройство памятников истории и культуры Северского района, обелисков, братских могил.
2.3 Топонимика - 8 часов
Теоретические занятия - 6 часов
История названий географических объектов Краснодарского края: населенных пунктов, рек, водоемов, горных вершин…как изменялись названия. Легенды, сказания, раскрывающие и объясняющие названия.
Практические занятия – 2 часа
Организация встреч со старожилами с целью выявления названий географических названий объектов Северского района.
2.4 Экология и охрана природы - 10 часов
Теоретические занятия - 4 часа
Экология края: основные экологические проблемы, выявление районов, подверженных большей опасности возникновения экологических чрезвычайных ситуаций.
Редкие исчезающие виды животных и растений края. Красная книга Краснодарского края. Заповедники и заказники края и другие охраняемые природные территории.
Формы участия учащихся в охране природы. Правила поведения на природе.
Практические занятия - 6 часов
Пропаганда охраны природы, участие в акциях по охране памятников природы, посадке зеленых насаждений. Очистка лесов, родников.
Выявление экологически неблагоприятных мест в своем районе. Маркировка и оборудование маршрутов походов выходного дня.
2.5. Сбор краеведческого материала в походе - 20 часов
Теоретические занятия - 4 часа
Ведение краеведческой работы в походе; формы и методы сбора краеведческого знала.
Выбор объекта краеведческого исследования: памятники истории, культуры, природы.
Места, интересные своеобразным проявлением природы, отдельные представители флоры и фауны края.
Практические занятия - 16 часов
Непосредственные наблюдения за объектами исследований на местности, ведение дневника наблюдений и составление описания объекта.
Ведение путевых записей, графика прохождения маршрута. Фото- и видеосъемке краеведческих объектов.
Сбор информации об истории, о культуре края. Оформление историко- краеведческой газеты, составление путеводителя по историческим, культурным, природным местам своего района.
Оформление фотостенда о деятельности объединения.
Раздел 3. Основы туристической подготовки - 154 часов
3.1. Подготовка похода. Обеспечение безопасности – 10 часов
Теоретические занятия – 4 часа
Определение маршрута и сроков похода.
Сбор сведений о районе планируемого похода.
Подбор группы, распределение обязанностей: костровой, дежурный, завхоз, капитан.
Меню для походов. Меры предосторожности.
Практические занятия - 6 часов
Составление сметы расходов на поход, раскладки продуктов и меню, графика дежурства. Подбор и подготовка личного и группового снаряжения, их ремонт.
3.2. Туристическое снаряжение- 8 часов
Теоретические занятия - 2 часа
Личное, групповое и специальное туристическое снаряжение. Типы палаток, рюкзаков, кострового оборудования.
Специальное снаряжение для выполнения краеведческих работ по гидрологии, геологии, ботанике и т.д.
Специальное туристическое снаряжение для участия в соревнованиях по туртехнике и туристическому многоборью.
Практические занятия - 6 часов
Подготовка и ремонт личного, группового и специального снаряжения. Закрепление на практике умений и навыков пользования снаряжением.
3.3. Тургруппа в походе. Организация лагеря и бивуака - 10 часов
Теоретические занятия - 4 часа
Краеведческое и спортивное содержание похода.
Виды естественных препятствий и их преодоление, меры предосторожности.
Нормы переходов. Строй, темп, режим. Движение по ровной и пересеченной местности.
Требования к одежде. Правильная оценка сил и умений юных туристов.
Правила поведения в походе, дисциплина.
Организация лагеря и бивуака. Требования к месту бивуака: наличие питьевой воды, дров, безопасность при различных природных явлениях, эстетические и гигиенические требования
Типовая планировка территории бивуака, элементы комфорта. Уборка места привалов и бивуаков.
Практические занятия - 6 часов
Работа с картой в пути, разведка на маршруте. Организация бивачных работ: установка палаток, оборудование костра, кухни, мусорных ям, мест для умывания и забора вод товка и хранение дров.
Уборка мест привалов и бивуаков: сжигание мусора, закапывание пищевых отходов.
3.4. Подведение итогов похода – 8 часов
Теоретические занятия - 2 часа
Разбор похода в группе. Чистка, ремонт и сдача снаряжения. Составление отчетов, паспорта маршрута.
Оформление документов о выполнении разрядных требований.
Практические занятия - 6 часов
Оформление дневника похода и наблюдений, составление отчета и отзывов учащихся о походе. Приведение в порядок туристического снаряжения.
3.5 Топографическая подготовка и ориентирование - 16 часов
Теоретические занятия - 6 часов
Виды и свойства карт. Виды топографических карт, схем. Топографические условные знаки. Спортивные карты и условные знаки.
Рельеф. Изображение рельефа на карте.
Ориентирование на карте, по компасу и местным предметам. Ориентирование по солнцу и звездам.
Практические занятия - 10 часов
Упражнения с масштабами различных карт, измерение расстояний. Работа с картой на маршруте по ее дополнению и уточнению, вырисовка карт.
Ориентирование на местности различными способами. Движение по карте и с помощью компаса. Взятие азимута на предмет и движение по азимуту.
3.6 Тактика и техника пешеходного туризма - 20 часов
Теоретические занятия - 6 часа
Понятие о тактике и технике в пешеходном туризме. Понятие о плановом и самодеятельном туризме. Причины аварийных ситуаций и их профилактика.
Виды и нормы нагрузок. Скоростные и временные нагрузки в походе.
Значение дисциплины, уровень подготовленности группы и ее оснащенности снаряжением. Страховка и самостраховка.
Планирование «нитки» маршрута: линейная, кольцевая и радиальная схема маршрута.
Практические занятия - 14 часов
Разработка плана-графика прохождения маршрута. Оформление маршрутных документов (маршрутный лист, книжка).
Оформление маршрута через маршрутно-квалификационную комиссию (МКК). Постановка на учет в спасслужбу (ПСС, МЧС, КСО).
Отработка приемов страховки и самостраховки. Вязка узлов. Прохождения турполосы препятствий.
3.7. Медико – санитарная подготовка – 8 часов
Теоретические занятия - 4 часа
Гигиена туриста в походе. Индивидуальный медицинский пакет туриста. Медицинская аптечка тургруппы.
Причины несчастных случаев в походе. Меры предупреждения травм и заболеваний.
Назначение лекарственных средств.
Оказание доврачебной помощи пострадавшему и способы его транспортировки.
Практические занятия - 4 часа
Освоение приемов самоконтроля за физическим состоянием.
Изучение приемов оказания доврачебной помощи пострадавшему при травмах, ожогах, обморожении, тепловом и солнечном ударе, пищевом отравлении.
Определение назначения лекарственных средств.
3.8 Специальная физическая подготовка - 74 часов
Теоретические занятия - 10 часов
Нормативные требования по туризму - юношеские и взрослые разряды по пешеходному туризму.
Физические и морально-волевые качества туриста. Виды туристических соревнований.
Практические занятия - 64 часа
Закаливание. Комплекс утренней зарядки.
Специальные упражнения на развитие выносливости, быстроты, ловкости, прыгучести силы, гибкости.
Гимнастические упражнения с предметами и на гимнастических снарядах.
Спортивные и подвижные игры.
Организация кроссов, эстафет, «веселых стартов».
Различные виды ходьбы, бега.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа туристско-краеведческой направленности
В основе содержания и структуры данной рабочей программы лежит образовательная программа «Юные туристы», составитель Кондратьев А.В.., педагог дополнительного образования.Цель программы – формирование...
Рабочая программа школьного краеведческого музея
Данная программа расчитана на два учебных года. В ней отображены различные аспекты деятельности учащихся....
Рабочая программа литературно-краеведческого кружка "Литературный геокешинг"
Данная программа носит название «Литературный геокешинг». Геокешинг - туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками...
Рабочая программа историко-краеведческого клуба "Поиск"
Рабочая программа определяет цели и задачи деятельности исторического клуба. В материале предствлены планирование деятельности, список проводимых мероприятий. Направление: гражданско-патриотическое во...
Рабочая программа туристско-краеведческой деятельности
Краеведение и туризм имеют большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческ...
Рабочая программа туристско-краеведческого летнего профильного лагеря "Туризм"
Рабочая программа туристско- краеведческого летнего профильного лагеря "Туризм " позволит учителя подготовить детей к соревнованиям по спортивно-туристск...
Рабочая программа кружка «Краеведческий»
Краеведение...