Рабочая программа по физкультурной внеурочной деятельности для 5 класса.
рабочая программа (5 класс) на тему

Зотова Марина Георгиевна

Рабочая прграмма по ОФП для 5 класса по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по ОФП.44.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

«Рассмотрена»                                                               «Согласована»                                               «Утверждена»              

МО учителей – предметников

естественно – математического цикла                        Зам. Директора                                               Директор            

_____________________________                               ____________ Аксенова Е.Е.                        __________ Пронина Л.В.                            «___» _______________ 2014 г.                                  «___»__________ 2014 г.                                «___»__________ 2014 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса

по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка»

 Срок реализации: 2014-2015 учебный год

Фамилия, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы: Зотова  Марина  Георгиевна, учитель физической                                     культуры первой квалификационной категории.

г. Югорск


Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности по общей физической подготовке составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»  и на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья  школьников, в основу, которой положены современные культурологический, системно – деятельностный и личностно-ориентированный подходы, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные и игровые технологии.

Программа внеурочной деятельности по ОФП носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей: 

  • формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.  
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья  школьников. 

Цели конкретизированы следующими задачами:

Формировать:

  • представления о факторах, оказывающих влияние на здоровье, правильном (здоровом) питании и его режиме, рациональной организации режима дня,  двигательной активности, основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни, влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие, влияние вредных привычек на организм обучающегося;
  • навыки конструктивного общения;
  •  здоровый образ жизни;
  •  осознанное отношение к своему физическому и психическому здоровью;
  •  навыки, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств.

Обучать:

  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

Методическое обеспечение  программы

Формы занятий:

  • групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные;
  • занятия оздоровительной направленности;
  • эстафеты, праздники и соревнования;
  • самостоятельная работа,  наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью (измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств, измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений), домашние задания.

Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:

  • информационно-познавательные (беседы, показ, просмотр);
  • творческие (развивающие игры);
  • методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).

Эффективность реализации программы:

  • способствовать поднятию уровня физического здоровья  обучающихся;
  • развить логическое, пространственное и ассоциативное мышление;
  • развить физические качества;
  • сформировать мотивацию к занятиям физической культурой.

Общая  характеристика  

 Согласно концепции развития содержания образования в области физической культуры, учебным предметом образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.

        В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности, программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности) и «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).  Ориентируясь на решение задач образования обучающихся в области физической культуры, настоящая программа в своём  предметном содержании направлена: на  реализацию принципа вариативности, соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, расширение межпредметных связей, усиление оздоровительного эффекта.

        Место  учебного  предмета  в учебном плане

        Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся 5-х  классов общеобразовательной  школы и направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления. Программа рассчитана  на 35  учебных часов (занятий) из расчета 1 час в неделю. В основе принципов  создания программы  лежит концепция  личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. Программа  раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами внеурочной деятельности в соответствии с целями общей физической подготовки, которые определены стандартом.

Годовой   план-график распределения учебного материала группы ОФП

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Основы знаний и умений. Способы физкультурной деятельности.

  Во время  занятий            

2

Легкая атлетика

6

3

Футбол

5

4

Волейбол

10

5

Баскетбол

10

5

Гимнастика

4

Всего

35

Результаты  освоения

Универсальные компетенции:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

-     умения доносить информацию в доступной, форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты:

-  активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-  проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты:

- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- оценивать красоту телосложении, осанки и обосновывать эстетические признаки в движениях;

- выполнять технически правильно  двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой различной деятельности.

Предметные результаты:

- представлять  задания и игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- оказывать  помощь и  поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, помогать устранять ошибки;

- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, помогать осуществлять их объективное судейство;

- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью

- взаимодействовать со сверстниками согласно правилам проведения;

- выполнять двигательные действий, анализировать, находить и исправлять ошибки, выделять отличительные признаки и элементы;

- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Содержание программы 

Знания о физической культуре

Физическая культура и спорт. Возникновение и история физической культуры. Достижения российских спортсменов.

Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи. Личная гигиена. Двигательный режим школьников-подростков. Оздоровительное и закаливающее влияние естественных факторов природы  и физических упражнений.

Врачебный контроль и самоконтроль во время занятий.

Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. 

Способы двигательной деятельности

Легкая атлетика. Бег, прыжки и метания, занимают одно из главных мест в физическом воспитании обучающихся, отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях. Упражнения ОФП.

Гимнастика: Строевые, общеразвивающие упражнения, преодоление полосы препятствий, гимнастические упражнения на снарядах: девочки - сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке; мальчики - подтягивание; лазание по канату. Упражнения ОФП.

Спортивные игры:

      Баскетбол. Упражнения без мяча: прыжок вверх толчком одной с приземлением на другую; передвижение в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге. Упражнения с мячом: ловля мяча после отскока от пола, ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения; бросок мяча в корзину двумя руками снизу после ведения и от груди с места. Игра в баскетбол по упрощенным  правилам.
      
Волейбол. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача мяча через сетку с лицевой линии площадки; передача мяча после перемещения; передача мяча из зоны в зону. Игра в волейбол  по упрощенным правилам.
      
Футбол (мини-футбол). Упражнения с мячом: ведение мяча с ускорением (по прямой, по кругу, между стоек); удар с разбега по катящемуся мячу. Игра в мини-футбол по упрощенным правилам. Упражнения ОФП.

Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий ОФП с игровыми элементами, ЛФК, участие обучающихся в «Весёлых стартах», соревнованиях, праздниках  совместно с родителями и социальными партнерами: ФСК «Юность», шефами  молодежного комитета Югорского УМТСиК. Каждое занятие является звеном системы занятий, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы.

Планирование учебного материала составлено в соответствии с половозрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса и местными  климатическими условиями.

 Тематическое планирование группы ОФП (35 часов)

п/п

Дата

Раздел, кол-во часов

Основные виды деятельности

1/1

03.09

Легкая

атлетика

(3 часа)

Физическая культура и основы здорового образа жизни.  Инструктаж по ТБ.  Ускорения 300-500м. Развитие скоростных качеств. Эстафета.

2/2

10.09

Основы легкой атлетики. Командные виды спорта. Ускорения. Бег  300-500м. Эстафета 4*50м. Развитие скоростных качеств.

3/3

17.09

Беговые упражнения. Кроссовая подготовка. Правила соревнований.

Составление плана и подбор подводящих упражнений: силовые упражнения (подтягивание).

4/1

24.09

Спортивные игры:

футбол

(3 часа)

Основы игры футбол. Техника ведения мяча  (по прямой, по кругу, «змейкой»).

5/2

01.10

Подводящие упражнения для освоения техники ведения мяча разными способами. Технические приемы в  футболе.

6/3

08.10

Подводящие упражнения для освоения техники ведения мяча разными способами. Основные правила игры. Техника ведения мяча  (по прямой, по кругу, «змейкой», между стоек). Передача мяча.

7/1

15.10

Волейбол

(5 часов)

Основы игры волейбол. Составление плана и подбор подводящих упражнений.

Стойка игрока. Передача мяча сверху.

Подвижные игры. Челночный бег 3*10м (у).

8/2

22.10

Основные правила игры. Передача мяча сверху. Перемещение в стойке. Прием мяча снизу.

Подвижные игры с элементами волейбола.

9/3

29.10

Передача мяча сверху. Перемещение в стойке. Прием мяча снизу.

Подвижные игры с элементами волейбола

10/4

12.11

Передача мяча, прием мяча снизу. Нижняя прямая  подача. Упражнения со скамейкой, игровые задания.

11/5

19.11

Спец. беговые упражнения. Стойка игрока.

Передача мяча сверху. Нижняя прямая,  боковая подача.

12/1

26.11

Баскетбол

(5 часов)

Основы игры баскетбол. Техника передвижения и остановки прыжком. Эстафеты с баскетбольными мячами.

13/2

03.12

Ведение мяча «змейкой», передачи. Техника остановки двумя шагами бросок в кольцо.

Развитие координационных качеств. Игра в мини-баскетбол.

14/3

10.12

Эстафеты баскетболистов с ведением мяча змейкой, передачей двумя руками от груди.

15/4

17.12

Бросок мяча одной рукой от плеча. Передачи: от груди, головы, от плеча. Упражнения на группу мышц  б /пресса.

16/5

24.12

Ведение мяча с изменением направления. Совершенствование передачи мяча. Игра в баскетбол.2*2

17/1

14.01

Гимнастика (2 часа)

Основы гимнастики. Техника безопасности. Упражнения и прыжки через скакалку. Лазание по канату. Физическая подготовка  и нагрузка (что это такое?).

18/2

21.01

ОРУ на месте  и в движении. «Веселые старты – Бегом в Новый год!»

19/1

28.01

Волейбол

(5 часов)

Специальные  беговые упражнения. Стойка игрока.

Передача мяча сверху. Нижняя прямая,  боковая подача.

20/2

04.02

Передача мяча сверху. Нижняя прямая,  боковая подача.

21/3

11.02

Передача мяча сверху. Нижняя прямая,  боковая подача.

22/4

18.02

Специальные упражнения на координацию движений. Прием мяча снизу. Подвижные игры с элементами волейбола.

23/5

25.02

Правила соревнований. Турнир по «Пионерболу».

24/1

04.03

Гимнастика

(2 часа)

Строевая подготовка. ОРУ с предметами на месте и в движении. Упражнения ОФП на силовую выносливость

25/2

11.03

Игра-путешествие в Спортландию.

26/1

18.03

Баскетбол

(5 часов)

Ведение мяча с изменением направления. Совершенствование передачи мяча и бросков. Игра в мини-баскетбол 3*3.

27/2

01.04

Техника передвижения и остановки прыжком. Бросок в кольцо. Эстафеты с баскетбольными мячами. Вырывание

и выбивание мяча. Игра в мини- баскетбол.

28/3

08.04

Правила игры стритбол. Бросок в кольцо. Эстафеты с баскетбольными мячами. Игра Стритбол.

29/4

15.04

Правила соревнований. Турнир по стритболу.

30/5

22.04

Спец. упражнения и подготовка для баскетболиста.

31/1

29.04

Футбол

(2 часа)

Удар внутренней и внешней стороной стопы. Ведение по прямой, с обводкой предметов. Учебная игра.

32/2

06.05

Правила соревнований. Турнир по мини-футболу.

33/1

13.05

Легкая

атлетика

(3 часа)

ОРУ в движении, полоса препятствий. Эстафета. Игры.

Способы закаливания.

34/2

20.05

Кроссовая подготовка. Подвижные игры на свежем воздухе.

35/3

27.05

Спортивный праздник «Здравствуй, лето!».


Материально - техническое обеспечение

Место проведения:

  • Спортивная площадка;
  • Класс (для теоретических занятий);
  • Спортивный зал.

Инвентарь:

  • волейбольные мячи;
  • баскетбольные мячи;
  • футбольные мячи;
  • скакалки;
  • теннисные мячи;
  • малые мячи;
  • гимнастическая стенка;
  • гимнастические скамейки;
  • сетка волейбольная;
  • щиты с кольцами;
  • секундомер;
  • маты;
  • ракетки;
  • обручи.

Планируемые  результаты

Обучающиеся  научатся:

- рассматривать и выделять исторические этапы  развития физкультуры и спорта, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;

- характеризовать  основы здорового образа жизни, раскрывать  взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

- выполнять упражнения по обучению двигательным действиям,   анализировать  особенности   их  выполнения,   выявлять ошибки и своевременно устранять их;

- выполнять основные технические действия и приёмы спортивных игр в условиях учебной и игровой деятельности;

- выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств;

- взаимодействовать со сверстниками, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Обучающиеся  получат возможность научиться:

- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;

- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него выполнение самостоятельных  физических упражнений разной функциональной направленности;

- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;

- выполнять тестовые нормативы по общей физической подготовке;

- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов.

Критерии оценивания результатов

  • усвоение знаний (опрос, контрольное упражнение, тестирование);
  • устойчивость интереса к предмету (опрос, индивидуальная беседа, коллективная рефлексия, анкетирование);
  • достижения (контрольные испытания, тесты, участие в соревнованиях).
  • физическое развитие (тестирование физической подготовленности, педагогическое наблюдение, антропометрическое обследование).

Список источников

  1. Программа    общеобразовательных учреждений физическая культура основная школа (5 – 9 классы) – А.П.Матвеев,  (М; Просвещение, 2010).
  2.  «Физическая культура» (Физкультурно-оздоровительная работа в школе): Методическое пособие под редакцией В.С Кузнецова, Г.А. Колодницкого – М. «Издательство НЦ ЭНАС» 2003;
  3. Комплексная  программа  физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: «Просвещение», 2010).
  4.  «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». Система заданий: пособие для учителя/ (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  5. «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации  внеучебной деятельности учащихся».
  6. Нормативные документы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по Физической культуре, спорту и туризму, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности. Письма МО и РТ от 18.08.2010 г. №6871/10 «О введении ФГОС НОО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 11 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 11 класс "За страницами учебника" - математика....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 5 класс " Увлекательная география"

В федеральном  учебном плане в 5 и 6 классе на географию отводится всего по одному часу, конечно же, этого слишком мало для формирования основ этого интересного предмета, формирования географичес...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 5 класс " Увлекательная география"

В федеральном  учебном плане в 5 и 6 классе на географию отводится всего по одному часу, конечно же, этого слишком мало для формирования основ этого интересного предмета, формирования географичес...