Рабочая программа по физкультурной внеурочной деятельности для 5 класса.
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая прграмма по ОФП для 5 класса по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ОФП. | 44.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
МО учителей – предметников
естественно – математического цикла Зам. Директора Директор
_____________________________ ____________ Аксенова Е.Е. __________ Пронина Л.В. «___» _______________ 2014 г. «___»__________ 2014 г. «___»__________ 2014 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса
по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка»
Срок реализации: 2014-2015 учебный год
Фамилия, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы: Зотова Марина Георгиевна, учитель физической культуры первой квалификационной категории.
г. Югорск
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности по общей физической подготовке составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников, в основу, которой положены современные культурологический, системно – деятельностный и личностно-ориентированный подходы, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные и игровые технологии.
Программа внеурочной деятельности по ОФП носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья школьников.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формировать:
- представления о факторах, оказывающих влияние на здоровье, правильном (здоровом) питании и его режиме, рациональной организации режима дня, двигательной активности, основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни, влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие, влияние вредных привычек на организм обучающегося;
- навыки конструктивного общения;
- здоровый образ жизни;
- осознанное отношение к своему физическому и психическому здоровью;
- навыки, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств.
Обучать:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
Методическое обеспечение программы
Формы занятий:
- групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные;
- занятия оздоровительной направленности;
- эстафеты, праздники и соревнования;
- самостоятельная работа, наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью (измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств, измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений), домашние задания.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
- информационно-познавательные (беседы, показ, просмотр);
- творческие (развивающие игры);
- методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
Эффективность реализации программы:
- способствовать поднятию уровня физического здоровья обучающихся;
- развить логическое, пространственное и ассоциативное мышление;
- развить физические качества;
- сформировать мотивацию к занятиям физической культурой.
Общая характеристика
Согласно концепции развития содержания образования в области физической культуры, учебным предметом образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности, программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности) и «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности). Ориентируясь на решение задач образования обучающихся в области физической культуры, настоящая программа в своём предметном содержании направлена: на реализацию принципа вариативности, соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, расширение межпредметных связей, усиление оздоровительного эффекта.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся 5-х классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления. Программа рассчитана на 35 учебных часов (занятий) из расчета 1 час в неделю. В основе принципов создания программы лежит концепция личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами внеурочной деятельности в соответствии с целями общей физической подготовки, которые определены стандартом.
Годовой план-график распределения учебного материала группы ОФП
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Основы знаний и умений. Способы физкультурной деятельности. | Во время занятий |
2 | Легкая атлетика | 6 |
3 | Футбол | 5 |
4 | Волейбол | 10 |
5 | Баскетбол | 10 |
5 | Гимнастика | 4 |
Всего | 35 |
Результаты освоения
Универсальные компетенции:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- оценивать красоту телосложении, осанки и обосновывать эстетические признаки в движениях;
- выполнять технически правильно двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой различной деятельности.
Предметные результаты:
- представлять задания и игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказывать помощь и поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, помогать устранять ошибки;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, помогать осуществлять их объективное судейство;
- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
- взаимодействовать со сверстниками согласно правилам проведения;
- выполнять двигательные действий, анализировать, находить и исправлять ошибки, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание программы
Знания о физической культуре
Физическая культура и спорт. Возникновение и история физической культуры. Достижения российских спортсменов.
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи. Личная гигиена. Двигательный режим школьников-подростков. Оздоровительное и закаливающее влияние естественных факторов природы и физических упражнений.
Врачебный контроль и самоконтроль во время занятий.
Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.
Способы двигательной деятельности
Легкая атлетика. Бег, прыжки и метания, занимают одно из главных мест в физическом воспитании обучающихся, отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях. Упражнения ОФП.
Гимнастика: Строевые, общеразвивающие упражнения, преодоление полосы препятствий, гимнастические упражнения на снарядах: девочки - сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке; мальчики - подтягивание; лазание по канату. Упражнения ОФП.
Спортивные игры:
Баскетбол. Упражнения без мяча: прыжок вверх толчком одной с приземлением на другую; передвижение в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге. Упражнения с мячом: ловля мяча после отскока от пола, ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения; бросок мяча в корзину двумя руками снизу после ведения и от груди с места. Игра в баскетбол по упрощенным правилам.
Волейбол. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача мяча через сетку с лицевой линии площадки; передача мяча после перемещения; передача мяча из зоны в зону. Игра в волейбол по упрощенным правилам.
Футбол (мини-футбол). Упражнения с мячом: ведение мяча с ускорением (по прямой, по кругу, между стоек); удар с разбега по катящемуся мячу. Игра в мини-футбол по упрощенным правилам. Упражнения ОФП.
Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий ОФП с игровыми элементами, ЛФК, участие обучающихся в «Весёлых стартах», соревнованиях, праздниках совместно с родителями и социальными партнерами: ФСК «Юность», шефами молодежного комитета Югорского УМТСиК. Каждое занятие является звеном системы занятий, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы.
Планирование учебного материала составлено в соответствии с половозрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса и местными климатическими условиями.
Тематическое планирование группы ОФП (35 часов)
№ п/п | Дата | Раздел, кол-во часов | Основные виды деятельности |
1/1 | 03.09 | Легкая атлетика (3 часа) | Физическая культура и основы здорового образа жизни. Инструктаж по ТБ. Ускорения 300-500м. Развитие скоростных качеств. Эстафета. |
2/2 | 10.09 | Основы легкой атлетики. Командные виды спорта. Ускорения. Бег 300-500м. Эстафета 4*50м. Развитие скоростных качеств. | |
3/3 | 17.09 | Беговые упражнения. Кроссовая подготовка. Правила соревнований. Составление плана и подбор подводящих упражнений: силовые упражнения (подтягивание). | |
4/1 | 24.09 | Спортивные игры: футбол (3 часа) | Основы игры футбол. Техника ведения мяча (по прямой, по кругу, «змейкой»). |
5/2 | 01.10 | Подводящие упражнения для освоения техники ведения мяча разными способами. Технические приемы в футболе. | |
6/3 | 08.10 | Подводящие упражнения для освоения техники ведения мяча разными способами. Основные правила игры. Техника ведения мяча (по прямой, по кругу, «змейкой», между стоек). Передача мяча. | |
7/1 | 15.10 | Волейбол (5 часов) | Основы игры волейбол. Составление плана и подбор подводящих упражнений. Стойка игрока. Передача мяча сверху. Подвижные игры. Челночный бег 3*10м (у). |
8/2 | 22.10 | Основные правила игры. Передача мяча сверху. Перемещение в стойке. Прием мяча снизу. Подвижные игры с элементами волейбола. | |
9/3 | 29.10 | Передача мяча сверху. Перемещение в стойке. Прием мяча снизу. Подвижные игры с элементами волейбола | |
10/4 | 12.11 | Передача мяча, прием мяча снизу. Нижняя прямая подача. Упражнения со скамейкой, игровые задания. | |
11/5 | 19.11 | Спец. беговые упражнения. Стойка игрока. Передача мяча сверху. Нижняя прямая, боковая подача. | |
12/1 | 26.11 | Баскетбол (5 часов) | Основы игры баскетбол. Техника передвижения и остановки прыжком. Эстафеты с баскетбольными мячами. |
13/2 | 03.12 | Ведение мяча «змейкой», передачи. Техника остановки двумя шагами бросок в кольцо. Развитие координационных качеств. Игра в мини-баскетбол. | |
14/3 | 10.12 | Эстафеты баскетболистов с ведением мяча змейкой, передачей двумя руками от груди. | |
15/4 | 17.12 | Бросок мяча одной рукой от плеча. Передачи: от груди, головы, от плеча. Упражнения на группу мышц б /пресса. | |
16/5 | 24.12 | Ведение мяча с изменением направления. Совершенствование передачи мяча. Игра в баскетбол.2*2 | |
17/1 | 14.01 | Гимнастика (2 часа) | Основы гимнастики. Техника безопасности. Упражнения и прыжки через скакалку. Лазание по канату. Физическая подготовка и нагрузка (что это такое?). |
18/2 | 21.01 | ОРУ на месте и в движении. «Веселые старты – Бегом в Новый год!» | |
19/1 | 28.01 | Волейбол (5 часов) | Специальные беговые упражнения. Стойка игрока. Передача мяча сверху. Нижняя прямая, боковая подача. |
20/2 | 04.02 | Передача мяча сверху. Нижняя прямая, боковая подача. | |
21/3 | 11.02 | Передача мяча сверху. Нижняя прямая, боковая подача. | |
22/4 | 18.02 | Специальные упражнения на координацию движений. Прием мяча снизу. Подвижные игры с элементами волейбола. | |
23/5 | 25.02 | Правила соревнований. Турнир по «Пионерболу». | |
24/1 | 04.03 | Гимнастика (2 часа) | Строевая подготовка. ОРУ с предметами на месте и в движении. Упражнения ОФП на силовую выносливость |
25/2 | 11.03 | Игра-путешествие в Спортландию. | |
26/1 | 18.03 | Баскетбол (5 часов) | Ведение мяча с изменением направления. Совершенствование передачи мяча и бросков. Игра в мини-баскетбол 3*3. |
27/2 | 01.04 | Техника передвижения и остановки прыжком. Бросок в кольцо. Эстафеты с баскетбольными мячами. Вырывание и выбивание мяча. Игра в мини- баскетбол. | |
28/3 | 08.04 | Правила игры стритбол. Бросок в кольцо. Эстафеты с баскетбольными мячами. Игра Стритбол. | |
29/4 | 15.04 | Правила соревнований. Турнир по стритболу. | |
30/5 | 22.04 | Спец. упражнения и подготовка для баскетболиста. | |
31/1 | 29.04 | Футбол (2 часа) | Удар внутренней и внешней стороной стопы. Ведение по прямой, с обводкой предметов. Учебная игра. |
32/2 | 06.05 | Правила соревнований. Турнир по мини-футболу. | |
33/1 | 13.05 | Легкая атлетика (3 часа) | ОРУ в движении, полоса препятствий. Эстафета. Игры. Способы закаливания. |
34/2 | 20.05 | Кроссовая подготовка. Подвижные игры на свежем воздухе. | |
35/3 | 27.05 | Спортивный праздник «Здравствуй, лето!». |
Материально - техническое обеспечение
Место проведения:
- Спортивная площадка;
- Класс (для теоретических занятий);
- Спортивный зал.
Инвентарь:
- волейбольные мячи;
- баскетбольные мячи;
- футбольные мячи;
- скакалки;
- теннисные мячи;
- малые мячи;
- гимнастическая стенка;
- гимнастические скамейки;
- сетка волейбольная;
- щиты с кольцами;
- секундомер;
- маты;
- ракетки;
- обручи.
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
- рассматривать и выделять исторические этапы развития физкультуры и спорта, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
- характеризовать основы здорового образа жизни, раскрывать взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- выполнять упражнения по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
- выполнять основные технические действия и приёмы спортивных игр в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него выполнение самостоятельных физических упражнений разной функциональной направленности;
- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
- выполнять тестовые нормативы по общей физической подготовке;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов.
Критерии оценивания результатов
- усвоение знаний (опрос, контрольное упражнение, тестирование);
- устойчивость интереса к предмету (опрос, индивидуальная беседа, коллективная рефлексия, анкетирование);
- достижения (контрольные испытания, тесты, участие в соревнованиях).
- физическое развитие (тестирование физической подготовленности, педагогическое наблюдение, антропометрическое обследование).
Список источников
- Программа общеобразовательных учреждений физическая культура основная школа (5 – 9 классы) – А.П.Матвеев, (М; Просвещение, 2010).
- «Физическая культура» (Физкультурно-оздоровительная работа в школе): Методическое пособие под редакцией В.С Кузнецова, Г.А. Колодницкого – М. «Издательство НЦ ЭНАС» 2003;
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: «Просвещение», 2010).
- «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». Система заданий: пособие для учителя/ (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся».
- Нормативные документы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по Физической культуре, спорту и туризму, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности. Письма МО и РТ от 18.08.2010 г. №6871/10 «О введении ФГОС НОО»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 11 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 11 класс "За страницами учебника" - математика....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 1 класса.
Из опыта работы...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 2 класса.
Из опыта работы...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 5 класс " Увлекательная география"
В федеральном учебном плане в 5 и 6 классе на географию отводится всего по одному часу, конечно же, этого слишком мало для формирования основ этого интересного предмета, формирования географичес...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 5 класс " Увлекательная география"
В федеральном учебном плане в 5 и 6 классе на географию отводится всего по одному часу, конечно же, этого слишком мало для формирования основ этого интересного предмета, формирования географичес...