программа музыкальная студия
рабочая программа на тему
Образовательная программа " Музыкальная студия" возраст 7-15 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_440_programma_muzykalnaya_studiya.docx | 40.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа «Музыкальной студии» имеет художественно-эстетическую направленность. Сегодня проблема, связанная с сохранением здоровья подрастающего поколения, стала вопросом государственной важности, так как современные школьники представляют собой основной трудовой потенциал населения, здоровье которого - индикатор благополучия страны.
Пение является мощным средством балансировки нервной системы, психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания.
Искусство пения – это, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни.
В процессе занятий обучающиеся получают навыки правильного дыхания, что способствует умению управлять своим организмом. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Правильное дыхание стимулирует:
- работу сердца, - головного мозга и нервной системы, - лечит от заикания, кашля, бронхиальной астмы, - снимает усталость и переутомление.
Получают навыки пения, охраны голоса, звукообразования, вокально-хорового слуха.
Знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальной литературы, участвуют в концертной деятельности.
Непринужденная обстановка и преобладание творческого начала позволяют ребятам увлечься новым для себя делом. Добиться хороших результатов, повысить свой культурный уровень.
Программа рассчитана на три года. Возраст учащихся 7-15 лет. Репертуар программы соответствует возрастным особенностям школьников.
Актуальность программы подтверждается современными требованиями модернизации общеобразовательной школы, так как музыкальное искусство это не просто развлечение, а могучее средство воспитания и совершенствования здоровой и творческой личности. Актуальность тематики соответствует основному документу системы образования - Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».
«Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.» ( Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» статья 75)
Цель программы.
Поддержание здорового образа жизни посредством хорового пения, как эффективного способа воспитания творческой и здоровой личности ребенка, формирование его певческой культуры.
Задачи.
Образовательные:
формирование навыков певческого дыхания;
- формирование навыков певческой установки;
- создание условий для развития здоровой и творческой личности;
- формирование музыкальной памяти;
- развитие диапазона голоса;
- развитие умения строить, петь в ансамбле;
- создание атмосферы психологического комфорта, взаимопонимания, доброжелательности.
Воспитательные:
- Воспитание вокального слуха, как важного фактора пения в единой певческой манере;
- Воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного исполнения.
Развивающие:
- Развитие музыкальных способностей, интереса к хоровому пению детей, как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию;
- Развитие художественного вкуса.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа "Музыкальная студия" рассчитана на три года.
Возраст учащихся 7-15 лет.
Первый год обучения – ознакомление с правилами пения и дыхания, охраны голоса, разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу в объеме 72 часа в год.
Программа второго и третьего года обучения это повторение, закрепление и дальнейшее углубление приобретенных ранее знаний, умений и навыков у каждого обучающегося .
Занятия 2года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в объеме 144 часа в год.
Занятия 3 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа в объеме 108 часов в год. Программа сокращена на 1 час из - за подготовки обучающихся к ГИА.
Группы комплектуются из воспитанников проявивших интерес к пению, творческую активность и изъявивших желание продолжать более углубленное изучение вокально-хоровым искусством.
Организация работы по усвоению содержания программы.
Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков ребят от одной ступени обучения к другой, живое и непосредственное общение детей и педагога.
Особое внимание в данной программе уделяется развитию здоровой и творческой личности, через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка средствами музыкального искусства.
Основополагающим принципом работы считаю личностно-ориентированный подход в обучении и развитии детей. Личность ученика, ее индивидуальность при таком подходе находится в центре внимания педагога. Личностно -ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента .
Основным видом деятельности является игра.
Она продолжает оставаться одним из главных условий развития интеллекта школьника.
Игра помогает наполнять знания, быть средством музыкального развития ребенка.
Игровая форма организации занятий, значительно повышает творческую активность ребенка.
Игра расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует отдельные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.
Я использую на занятиях определенные дыхательные и голосовые упражнения, которые кроме развивающих и обучающих задач, решают еще и оздоровительно-коррекционные задачи. Это могут быть, например:
1.элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой; 2.упражнения для развития артикуляционного аппарата – скороговорки, речевые упражнения, артикуляционная гимнастика.
Правильно подобранный репертуар, беседы по изучаемому репертуару, знакомство с исполнительскими средствами выразительности.
Формы проведения занятий:
- репетиции
- открытые уроки, мастер классы
- проектная деятельность
- вокальные конкурсы ( районные, городские, всероссийские )
- активное участие в жизни школы, района, города.
- посещение театров, концертных площадок.
- Программа предполагает обязательные регулярные индивидуальные прослушивания ребят, отдельная работа с солистами.
Весь процесс обучения происходит на фоне возрастного роста и развития, отдельные периоды которого ( предмутационный, мутационный и постмутационный ) имеют особое значение для становления певческого голоса.
Прогнозируемые результаты.
За первый учебный год учащиеся должны научиться:
- Соблюдать певческую установку,
- Петь легким звуком, стараться его «тянуть» без всякого напряжения, без «утечки» воздуха.
- Знать, что певческий голос надо беречь.
- Правильно и ясно выговаривать слова песни.
- знать основы правильного дыхания:
- уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плеч, петь ровно короткие фразы на одном дыхании.
- Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание, характер голосоведения.
За второй и третий учебный год учащиеся должны научиться:
- Соблюдать при пении певческую установку.
- Петь чистым естественным звуком легко, нежно-звонко, мягко, сохранять индивидуальность здорового певческого звучания.
- Правильно формировать гласные и произносить согласные.
- Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы, стараться «тянуть» звук.
- Видеть свои недостатки, стремиться избавиться от них.
- Без сопровождения уверенно петь протяжные нетрудные одно-двухголосные песни.
- Понимать и следовать дирижерским жестам, обусловленным изучаемым репертуаром.
- Знать средства музыкальной выразительности.
Тематический план первого года обучения.
№ | Содержание и виды работы | Теория | Практика | Общее кол-во часов |
| Вокально-хоровая работа; | |||
1 | Исполнение народных песен; | 1 | 6 | 7 |
2 | Край, в котором ты живешь:
| 1 | 14 | 15 |
3 | Классическая музыка; | 2 | 10 | 12 |
4 | Музыка вокруг нас: - песни из кинофильмов, мультфильмов; | 1 | 7 | 8 |
|
| 1 | 7 | 8 |
III | Слушание музыки | 2 | 2 | 4 |
|
| 2 | 2 | 4 |
| Мероприятия воспитательно-познавательного характера | |||
1. 2. | Подготовка праздников:
- День Победы. Проектная деятельность | 2 2 | 8 2 | 10 4 |
ИТОГО: | 12 | 60 | 72 |
Содержание программы первого года обучения.
- Вокально-хоровая работа:
- Соблюдать при пении певческую установку;
- освоение навыка звукообразования (типы атаки звука);
- формирование навыка артикуляции (определение дикции, правила произношения гласных и согласных букв)
- развитие мелодического, ритмического и гармонического слуха каждого поющего;
- применять правила охраны голоса в связи с наступлением предмутационного периода.
- освоение навыка одновременного начала и окончания пения;
- освоение навыка кантиленного пения;
- воспитание унисонного пения, навыков чистого интонирования художественно-выразительного исполнения произведений;
- работа над простейшим многоголосием – каноном;
- Пение учебно-тренировочного материала
Учащиеся работают над техникой звука, разучивают упражнения для распевания. Стабильная группа упражнений периодически обновляется в зависимости от учебных задач.
- Слушание музыки.
Краткий рассказ о музыкальном произведении и его авторе. Прослушивание произведений. Беседа об особенностях музыкально-выразительных средств данного произведения.
Формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального произведения, в том числе, и при работе над разучиваемыми произведениями.
4. Музыкальная грамота.
- Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты.
- Ознакомление с мажорным и минорным ладами;
- Ознакомление с основными средствами музыкальной выразительности:
а) мелодия
б) лад
в) ритм
г) динамика
д) регистр
е) тембр
- знакомство с простейшими жанрами и формами музыки;
5. Мероприятия воспитательно-познавательного характера;
- Творческие встречи с хоровыми коллективами.
- Выступление на концертах.
- Коллективное посещение концертов, музыкальных спектаклей.
- Активное участие в жизни школы.
Тематический план второго года обучения.
Содержание и виды работы | Теория | Практика | Общее кол-во часов | |
I | Вокально-хоровая работа; | |||
1 | Исполнение народных песен; | 5 | 10 | 15 |
2 | Край, в котором ты живешь: песни о Кронштадте и Санкт-Петербурге; песни о море; | 3 | 20 | 23 |
3 | Классическая музыка; | 5 | 10 | 15 |
4 | Музыка вокруг нас: песни из кинофильмов, мультфильмов; | 3 | 13 | 16 |
II | Пение учебно–трениро-вочного материала | 4 | 20 | 24 |
III | Слушание музыки | 3 | 4 | 7 |
IV | Музыкальная грамота | 4 | 6 | 10 |
V | Пение импровизаций | 2 | 4 | 6 |
VI | Мероприятия воспитательно-познавательного характера | |||
1 | Подготовка праздников: День учителя; День матери; Новый Год; День снятия блокады; 8 марта; День Победы. Проектная деятельность. | 7 2 | 13 6 | 20 |
ИТОГО: | 38 | 106 | 144 |
Тематический план третьего года обучения.
Содержание и виды работы | Теория | Практика | Общее кол-во часов | |
I | Вокально-хоровая работа; | |||
1 | Исполнение народных песен; | 2 | 8 | 10 |
2 | Край, в котором ты живешь: песни о Кронштадте и Санкт-Петербурге; песни о море; | 3 | 17 | 20 |
3 | Классическая музыка; | 5 | 5 | 10 |
4 | Музыка вокруг нас: песни из кинофильмов, мультфильмов; | 3 | 7 | 10 |
II | Пение учебно–трениро-вочного материала | 2 | 8 | 10 |
III | Слушание музыки | 1 | 4 | 5 |
IV | Музыкальная грамота | 4 | 6 | 10 |
V | Пение импровизаций | 1 | 4 | 5 |
VI | Мероприятия воспитательно-познавательного характера | |||
1 | Подготовка праздников: День учителя; День матери; Новый Год; День снятия блокады; 8 марта; День Победы. Проектная деятельность. | 7 2 | 13 6 | 28 |
ИТОГО: | 30 | 78 | 108 |
Содержание программы второго и третьего года обучения
Вокально-хоровая работа.
Программа второго, третьего года обучения это повторение, закрепление и дальнейшее углубление приобретенных ранее знаний, умений и навыков у каждого обучающегося. Сплочение коллектива, укрепление дисциплины, личной ответственности за общий результат хоровой деятельности.
Выполнение певческих правил пения в хоре, охраны голоса. Продолжение работы по всем поставленным с начала обучение задачам. Певческая установка должна стать навыком. Дыхание ровным, спокойно-активным, экономным, длинным, обеспечивающим достаточную для этого возраста гибкость голоса. Диапазон голоса у каждого примерно полторы октавы. Музыкально-певческий слух развит разносторонне и гармонично. Пение выразительное, эмоциональное, дикция четкая.
- Пение учебно-тренировочного материала
Раскрытие учебной цели, назначение каждого нового упражнения для развития различных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения. Распевания, показы упражнений, их разучивание и впевание. Контроль за качеством их исполнения и формирование самоконтроля.
Слушание музыки.
Расширение кругозора ребят, формирование их слушательской культуры, развитие и умение анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни.
- Музыкальная грамота
Закрепление знаний, умений, навыков, получаемых на занятиях. Чтение нот и достаточно свободная ориентация в нотных текстах.
Пение импровизаций
Практические занятия. Показ возможных вариантов. Обучение импровизациям в процессе пения. Пение мелодий-импровизаций на разные стихотворные тексты или на заданную тему.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера;
- Творческие встречи с хоровыми коллективами.
- Выступление на концертах.
- Коллективное посещение концертов, музыкальных спектаклей.
- Активное участие в жизни школы.
Критерии и формы оценки качества знаний.
- Предварительное прослушивание (сентябрь). Цель прослушивания выяснение следующих данных поющего: ритма, памяти, интонации, диапазона, качества певческого голоса, эмоциональности.
- Учебные концерты, контрольный урок (конец полугодия)
- Отчетный концерт (в конце учебного года)
- Концерты для родителей, проведение вечеров, посвященных знаменательным датам
- Выступления в школах, в массовых мероприятиях (районных, городских)
- Выступление на фестивале творчества юных.
Материальное обеспечение программы
- музыкальный класс школы
- хоровой класс
- музыкальные инструменты (рояль)
- стулья, скамейки
- доска с нотными линейками
- шкафы для хранения нот
- магнитофон
- костюмы
Методическое обеспечение программы
- хоровые партии (партитуры)
- наглядные пособия
- музыкальные справочники
- ноты
- фонотека
- стенды с портретами композиторов, материалы, касающиеся деятельности хора
Кадровое обеспечение программы
Для успешной работы нужен концертмейстер.
Литература
- Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. Воронеж 1998 г.
- Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л. 1973г.
- Тихеева В. Школа хорового пения. М. 1981г.
- Безбородова Л. А. Дирижирование: Учебное пособие. М. 2000г.
- Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. М. 1976г.
- Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки. М. 1975г.
- Домрина Е. Н. Беседы о музыки. М. 1982г.
- Жарова Л. Начальный этап обучения хоровому пению. Сборник статей. М. 1981г.
- Идеи эстетического воспитания: В 2 томах. М. 1973г.
- Красотина Е. А. Хороведение. М. 1986г.
- Курс теории музыки. Ред. А. Л. Островского. М. 1978г.
- Медушевский В. В. Стиль в музыке. Музыкальный жанр. Сост. Т. В. Челышева. М. 1993г.
- Музыка в школе. 1987г. №1
- Музыкальная энциклопедия. М. 1973-1982гг.
- Музыкальное образование в школе. Учебное пособие. Ред. Л. В. Школяр.
- Овчиникова Т. Репертуар как основополагающий фактор музыкального воспитания. М. 1981г.
- Осеннева М. С., Самарин В. А. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М. 1999г.
- Пономарев А. Жизнь детского хора. М 1991г.
- Росихина В. П. Беседы о классической музыке. М. 1980г.
- Самарин В. А. Хороведение. М. 1998г.
- Струве Г. Школьный хор. М. 1981г.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. 1947г.
- Фриман Д. Ж. Как развить таланты ребенка. М. 1995г.
- Чесноков П. Г. Хор и управление им. М. 1961г.
- Энциклопедический музыкальный словарь. М. 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа Музыкально-театральной студии «Овация» - «Кладовая радости»
Данная программа предназначена для организации занятий в музыкально-театральной студии, охватывающей всех воспитанников детского дома при подготовке и проведении различных праздников, воспитател...
Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 1 класс
Рабочая учебная программа музыкальной студии для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образов...
Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 2 класс
Рабочая учебная программа музыкальной студии для 2 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образов...
Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 3 – 4 класс
Рабочая учебная программа музыкальной студии для 3 -4 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего обра...
Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальный знайка. Фортепиано» (Студия эстетического развития «Ника» 2014-15 учеб. г.)
Программа студии "Ника" ознакомительного уровня для обучения фортепиано учащихся 3-4 классов....
Образовательная программа музыкальной студии " Веселые нотки"
Воспитание детей на музыкальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия в студии пробуждают у ребят интерес к вокальному...
Образовательная программа музыкальной студии «DEMO» (Клавишный синтезатор) на 5 лет (возраст детей 7-15 лет)
Образовательная программа музыкальной студии «DEMO»(клавишный синтезатор) Пояснительная записка Изобретение электромузыкальных инструментов (синтезаторов) привлекло большое внимание му...