Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 2 класс
рабочая программа по теме

Коломиец Елена Дмитриевна

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 2 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта  второго поколения начального общего образования Приказ МО 2009 года РФ от 06.10.2009г., примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2011 г.), примерной программы начального общего образования внеурочной деятельности, с учетом авторской программы «Музыкальной студии», автор: В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр - М. Вентана-Граф, 2011).

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

«БОГРАДСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

 

Рассмотрено

на заседании МО

ПГ______Корниенко О.В.

Согласовано с заместителем

            директора по  

УВР                Домишева Т.А.

 

 

                 

                    Утверждаю:

      Директор ________/Сердюкова Г.В.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 по духовно – нравственному направлению

«Музыкальная студия»

2 класс

                                                          

 

                                                                                                                                     Учитель:  

                                                                                                                                  Коломиец Е. Д.

                                                                                                                   

 

 

Боград

 2014 г.

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 2 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта  второго поколения начального общего образования Приказ МО 2009 года РФ от 06.10.2009г., примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2011 г.), примерной программы начального общего образования внеурочной деятельности, с учетом авторской программы «Музыкальной студии», автор: В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр - М. Вентана-Граф, 2011).

Цель:

- формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одной из составных частей общей культуры личности.

- воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений; патриотизма и средствами искусства.

- приобщение учащихся к мировому культурному наследию.

Задачи:

 

- формирование музыкально-информационной культуры и культуры музыкального восприятия, эмоционально-ценностного отношения к музыке;

- развитие интереса к слушанью народной и классической музыки;

- развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству;

- развитие музыкально – исполнительской культуры (приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения);

- развитие навыков элементарного музицирования, импровизации музыкального инсценирования.

- выявление и развитие музыкальных способностей творческого потенциала учащихся.

- воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека сочиняющего, исполняющего, слушающего.

- раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека;

- приобретение основ музыкально-теоретических, и музыкально исторических знаний.

 

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Программа курса «Музыкальной студии» во втором классе направлена на приобщение обучающихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства, на развитие художественных способностей и художественного вкуса, на формирование навыков и способов художественной деятельности. Особое внимание уделено знакомству школьников с истоками возникновения музыки.

   В программе «Музыкальной студии» уделяется большое внимание вокально-хоровой деятельности: развитию певческого дыхания, певческих навыков, звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитию музыкального восприятия и творческого воображения. В программе использованы различные виды арт-терапии. Целостный подход программы включает в себя: исполнение, слушание и импровизирование музыки. Привлечение рисунков, поэтических строк, художественной прозы, ярких по своей образности и отвечающих теме музыкальных занятий, помогают детям обобщать свои жизненные наблюдения и глубже чувствовать настроение и характер музыкальных произведений, которые они слушают и исполняют. Каждый из этих видов деятельности имеет свое линейное развитие, т.е. постепенное и последовательное усложнение музыкального материала и навыков его освоения. При этом одни и те же навыки по возможности осваиваются в разных видах деятельности, в том числе и в импровизации.

   Содержание программы музыкального искусства отражает: сказочные сюжеты, образы природы, исторические сюжеты, героические образы в музыке; русское народное музыкальное творчество и творчество других народов; исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов. Такой тематизм несет в себе возможности для реализации задач воспитания детей, развития их нравственных чувств и переживаний и опирается на Федеральный государственный стандарт начального общего образования по искусству.

Программа «Музыкальной студии» опирается на следующие принципы:

- преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

- возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства;

- деятельностное освоение искусства;

- моделирование художественно-творческого процесса.

   Все виды музыкальной деятельности направлены на осознание учащимися языка музыкального искусства и протекают как творческий познавательный процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.

 Сопровождение здоровьесберегающих технологий используется на каждом этапе урока.

   Учебный материал выстроен по тематическому принципу - он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько тем.

Содержание курса

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Истоки возникновения музыки – 9 ч.

Рождение музыки, что значит слышать музыку Колыбельность. Жанровое начало в музыке. Развитие образно – игрового видения и восприятия музыки. Слушание поэтических строк народного творчества в процессе исполнения. Введение в сферу народного, композиторского музыцирования.

Музыкальные краски осени. Звучащий образ Родины.

Как можно услышать музыку. Где музыка берет начало? Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, cкороговорок, закличек.

Освоить основы музыкальных знаний.

Владеть первоначальными певческими навыками.

Выразительно исполнять народные и композиторские песни.

Различать стаккато и легато.

Узнавать на слух высоту звука.

Уметь записать и прохлопать ритм.

Различать тембры разных инструментов.

Уметь выражать словами свои музыкальные впечатления и эмоциональные реакции на музыку.

Различать народные песни от композиторских.

Сравнивать темп, характер народных песен и композиторских.  

Различать  народное творчество от композиторских песен.

Знать и уметь  определять жанровое начало музыки.

Содержание и формы бытования музыки – 17 ч.

Былины. Исторические события наших предков. Народное творчество в музыке русских композиторов. Детская жизнь в музыке композиторов. Что может музыка? Зима в музыке. Музыка и движение. Музыкальная грамота. Музыка в сказках. Весна в музыке. Музыка о маме. Мелодии и краски пробуждающейся природы.

В мире сказочных мелодий русских композиторов. Играем в сказку. Моя Россия. В песне – душа народа Многообразие народной музыки. Звучащий образ Родины Былина, былинность, как художественное явление. «…Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой ».

Освоить основы музыкальных знаний.

Владеть первоначальными певческими навыками.

Выразительно исполнять народные и композиторские песни.

Различать стаккато и легато.

Узнавать на слух высоту звука.

Уметь записать и прохлопать ритм.

Различать тембры разных инструментов.

Уметь выражать словами свои музыкальные впечатления и эмоциональные реакции на музыку.

Различать народные песни от композиторских.

Сравнивать образы музыкальных произведений.

Различать  музыкальные инструменты.

Знать и уметь  петь по фразам, четко и ясно произносить текст при исполнении, следить за паузами, уметь исполнять народные песни, знать музыкальную грамоту, образы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, обряды).

Язык музыки – 8ч.

Композитор, исполнитель, слушатель. Правила поведения в театре. Знакомство с жанром опера. Способность слышать, чувствовать, оценивать. Тембры народных инструментов. Концерт. Выставка. Картины. Можно ли услышать музыку.  

   

Что может музыка? Музы не молчали. Музыка и стихи о маме. Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека. В детском музыкальном театре (опера). Легко ли стать музыкальным исполнителем ? (Симфония).

Русские народные инструменты. На концерте Музыкальная прогулка по выставке. Легко ли стать музыкантом? Что значит услышать музыку?

Освоить правила поведения в концертном зале.

Владеть первоначальными певческими навыками.

Выразительно исполнять песни.

Различать музыкальные инструменты и их тембры, жанры в музыке.

Узнавать на слух высоту звука.

Уметь записать и прохлопать ритм.

Различать тембры разных инструментов.

Уметь выражать словами свои музыкальные впечатления и эмоциональные реакции на музыку.

Различать народные песни от композиторских.

Сравнивать образы музыкальных произведений.

Знать и уметь музыкальные жанры, театр, оркестр, дирижер.

Усвоение понятий музыкальность, мелодия.  

 

III.ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ

1.Требование к результатам:

Личностные результаты:

первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека; выражение своих чувств и настроений, уважение к чувствам и настроениям другого человека; чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру; доброжелательное отношение к людям.

Метапредметные результаты: ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск нужной информации, ориентироваться в способах решения исполнительской задачи; осуществлять первоначальный контроль своего участия в различных видах музыкальной деятельности; уметь сопоставлять музыкальное произведение с живописью и литературой.

Предметные результаты: формирование восприятия доступной музыки разного  эмоционально-образного содержания; умение различать музыку разных жанров; умение выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям; умение воплощать настроение музыкальных произведений в пении.

2.Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся
  • Действие смыслообразования.
  • Нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные ууд

  • Умение выражать свои мысли.
  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные ууд

  • Целеполагание.
  • Волевая саморегуляция.
  • Коррекция.
  • Оценка качества и уровня усвоения.

3.Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

  • Умение структурировать знания.
  • Смысловое чтение.
  • Знаково – символическое моделирование.
  • Выделение и формулирование учебной цели.

Логические:

  • Анализ объектов.
  • Синтез, как составление целого из частей.
  • Классификация объектов.
  • Доказательство.
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Построение логической цепи рассуждения.

Виды занятий: урок, экскурсия, путешествие.

4.Формы и виды контроля:

- входной, текущий, итоговый.

- фронтальный, комбинированный, устный.

Формы (приемы) контроля:

Виды контроля:

- устный опрос;

- наблюдение;

- самостоятельная работа;

- работа по карточке;

- тест.

5. Формы и виды организации учебного процесса:

-фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные, классные и внеклассные, экскурсия, путешествие, работа в группах и самостоятельная работа детей, урок – концерт, обобщающий урок.

   Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность);  контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы; устанавливать  ассоциативные связи между услышанной музыкой и жизненными ситуациями.

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;

Урок закрепления  знаний и выработка умений – УЗЗВУ;

Урок комплексного использования знаний – УКИЗ;

Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;

Урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ.

6. Содержание курса с определением основных видов учебной деятельности начально – общего образования.

№ п\п

Содержание курса

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

2

Кл.

 .

 

 

1.

Истоки возникновения музыки:

Музыкальный язык

Звучность мира

Характеристика звуков

Регистр. Звуковысотный слух.

Тембровые различия.

Ладовое, динамическое развитие.

Звукообразование.

1

1

1

2

1

2

2

Музыкально – дидактические игры на развитие звуковысотного, ладового, тембрового слуха.

Вокально-хоровая работа (звукообразование, отработка дикции, слуховое восприятие музыки).

Импровизация.

2.

Содержание и формы бытования музыки:

Многообразие народной музыки.

Истоки Русского фольклора. Народные традиции и обычаи.

Знакомство с музыкальными инструментами.

Виды музыкальных инструментов.

Маленький музыкант.

2

2

 

3

4

4

2

     

     

Вокально-хоровая работа.

Импровизация вокально-речевая (импровизация).

Элементы ритмопластики.

Драматизация.

Музыкальные игры.

Музыкально-дидактические игры на развитие слуха.

Вокально-хоровая деятельность.

Элементарное музицирование.

Музыкально-инструментальная импровизация.

3.

Язык музыки:

Великие музыкальные сказочники.

Сказочные образы в музыке.

Путешествие в сказку.

3

2

2

Вокально-хоровая работа.

Восприятие музыки.

Музыкально-ритмическая деятельность.

Театрализованная деятельность.

Итого:

34

 7. Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Содержание курса

Количество часов

1.

Истоки возникновения музыки

9 часов

2.

Содержание и формы бытования музыки

17 часов

3.

Язык музыки

8 часов

Итого:

34

 

 

    

8. Объем и сроки изучения:

На изучение курса «Музыкальной студии» внеурочной деятельности во втором классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа:

I  четверть – 9 ч., II  четверть – 7 ч., III четверть – 9 ч., IV четверть -  9ч.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ    

Освоение музыкальных знаний:

- освоить основу музыкальных знаний.

- владеть первоначальными, певческими навыками.

- выразительно исполнять включённые в программу народные и композиторские песни в удобном диапазоне.

- различать виды музыкальных инструментов.

- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментов.

- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений, определять их названия.

- уметь выражать словами свои музыкальные впечатления.

- уметь оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости.

- получить первоначальные знания в области нотной грамоты.

- участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.

- исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках.

Должны решать учебные и практические задачи:

- выявлять интерес к слушанию народной и классической музыки;

- приобретать опыт  в музыкально – исполнительской культуре (хорового, ансамблевого и сольного пения), а так же навыки в игре на музыкально – шумовых инструментах;

- различать характер музыки, ее динамические регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;

- приобретать знания о истоках возникновения музыки, структуре, формы, содержания и ее структуре;

- различать музыкальные инструменты по названию и исполнению.

К концу года обучающиеся должны знать/понимать:

- специфику музыки как вида искусства;

- истоки музыкального искусства;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- происхождения песни;

- сферу народного и композиторского музицирования;

- многообразие музыкальных образов и способов их развития;

- Гимн России, как символ нашей Родины;

- «музыкально – поэтический» жанр былина;

- выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

- что музыка умеет изображать характер животных и птиц;

- название изученных произведений и их авторов;

- смысл понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

- жанры музыки;

- понимание того, что музыка умеет изображать картины природы;

- многообразие музыкальных образов и способы их развития;

- ноты, темп (быстро, медленно), динамику (громко, тихо);

- наиболее популярные в России музыкальные инструменты;

- образы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

- музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижер, музыкальность, мелодия;

- поведение в оперном театре;

- опера, балет, концерт, хор, солисты, исполнитель.

К концу года обучающиеся должны уметь:

- эмоционально – образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- различать звуки по высоте;

- слышать ритм в песне;

- выявлять жанровое начало;

- образно воспринимать, определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности;

- выразительно исполнять песни;

- эмоционально образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений;

- передавать настроение музыки в пении и музыкально – пластическом движении;

- определять характер героев и их настроение;

- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях;

- петь, ощущать внутри себя, услышать и предать другим людям характер и образ песни;

- определять и сравнивать характер музыкальных произведений;

- узнавать по изображениям рояль, пианино, скрипку, флейту, арфу;

- народные инструменты: гармонь, баян, балалайка;

-исполнять народные песни;

- вовремя начинать и заканчивать песни;

- слышать в музыке тепло, нежность, ласку, чувство покоя;

- петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить текст при исполнении.

VI. СФОРМИРОВАННОСТЬ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Запланировано развитие первоначальных умений и навыков:

- музыкально – инструментальной, музыкально – речевой, музыкально – игровой, музыкально – двигательной и музыкально – изобразительной импровизации; -

- умений и навыков выразительного исполнения детского фольклора, а также вошедших в программу песен композиторов – классиков и современных авторов для детей.

В программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, знакомство с музыкальным фольклором народов России, с центрами отечественной музыкальной культуры.

К концу обучения у учащихся будут сформированы:

ЛИЧНОСТНЫЕ

у обучающихся будут сформированы:

- положительное отношение и интерес к изучению музыки;

- опыт музыкально-исполнительской  деятельности;

- первоначальные навыки поиска и анализа информации о музыкальном искусстве;

- умение вслушиваться в музыку;

- система духовно-нравственных ценностей.

могут быть сформированы:

- восприятие музыки как части общей культуры личности;

- потребность в самостоятельной музыкально-творческой деятельности;

- адекватная самооценка;

- чувство ответственности за выполнение своей части работы в группе (вокальный ансамбль);

положительная учебно-познавательная мотивация к обучению.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

- владеть основами музыкальных знаний;

- владеть первоначальными певческими умениями и навыками;

- выразительно исполнять народные и композиторские песни;

- различать ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;

- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах;

- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;

- выражать свое отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;

- связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

- оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д;.

- координировать движение и пение, отражая настроение музыки;

- эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений; пластического интонирования;

- владеть навыками «свободного  дирижирования»;

- понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;

- эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, религиозной музыке, классической и современной;

- понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных  жанров (опера, балет);

- высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

- импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);

- анализировать содержание, форму, музыкальный язык разных жанров;

- использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;

- знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;

- узнавать творческий  почерк русских и зарубежных композиторов;

- узнавать музыку различных жанров  (простых и сложных);

- понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, ИЗО, кино, театр);

- личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы;

- приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу;

- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;

- осуществлять первоначальный контроль своего участия  в интересных для него видах музыкальной деятельности;

- адекватно воспринимать предложения учителя.

Обучающийся  получит возможность научиться:

- принимать музыкально-исполнительскую задачу;

- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;

- принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.

Познавательные  универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);

- находить в музыкальном тексте разные части;

- понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;

- читать простое схематическое изображение;

- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи..

Обучающийся  получит возможность научиться:

- соотносить различные произведения по настроению,форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);

- пользоваться карточками ритма;

- понимать нотную запись;

- строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;

- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные  универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

- учитывать настроение других людей, их эмоции  от  восприятия музыки;

- принимать участие в групповом  музицировании, в коллективных инсценировках;

- понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);

- контролировать свои действия в коллективной работе.

Обучающийся  получит возможность научиться:

- исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции;

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

- следить за действиями других  участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.

VII. ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Список литературы:

Для обучающихся:

- В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 2 класс, - М.:Вентана-Граф, 2011;

- О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Блокнот для учащихся 1 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2011;

Для учителя:

- В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А.Школяр, «Музыкальное искусство. 2 класс. Методическое пособие», - М.:Вентана-Граф, 2011;

- Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 2 класс, в 2- частях.

Рекомендуемая литература:

Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999

Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990

Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999

В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000

М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005

Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010

Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010

В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990

Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991

VIII.МОТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№ п\п

Наименование объектов и средств материально – техническое обеспечения.

            Количество.

1

Библиотечный фонд.

Программа основного общего образования по музыке.

Авторские программы по музыке.

Хрестоматии с нотным материалом.

Методические пособия (рекомендации к уроку).

Методический журнал «Музыка в школе».

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».

Учебно-методический комплект.

1

3

7

7

10

1

1

2

Технические средства обучения:

Компьютер.

Музыкальный центр.

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны).

Мультимедийная аппаратура

Экран.

1

1

3

1

1

3

Экранно-звуковые пособия:

Аудиозаписи.

Фонохрестоматии по музыке.

Видеофильмы о творчестве композиторов.

Видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.

1 комп.

1

1

3

4

Печатные пособия:

Таблицы: нотные примеры.

Схемы: расположение инструментов.

Транспарант: нотный и поэтический текст гимна.

Портреты композиторов.

5

1

1

1комп.

5

Учебно-практическое оборудование:

Клавишный синтезатор «YMAHA»

Комплект детских музыкально-шумовых  инструментов.

3

1

1

 

   



Предварительный просмотр:

….V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «МУЗЫКАЛЬНАЯ СТУДИЯ» 2 класс.

2014 – 2015 уч.г.

№  уроков

Дата проведения

Тема урока

Элементы содержания

Музыкальный материал

Планируемый результат обучения

1

2

3

5

6

7

I четверть (9 часов)

1.

01.09.2014г

«Как можно услышать музыку»

Введение в проблему рождения музыки. Помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть?

Р.М.Глиэр «Концерт для голоса с оркестром» (1ч.), «Заплетися, плетень» р. н. п., И.-С.Бах «Прелюдия до-мажор».

Знать специфику музыки как вида искусства.

2.

08.09.3014г

«Что значит «слышать музыку»?

Помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и  т.д.

Б.Окуджава «Музыкант», романс Ф.Шуберта «К музыке», песня Г.А. Cтруве «Музыка».

Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

Знать истоки музыкального искусства.

3.

15.09.2014г

Колыбельная песня.

Колыбельность – начало познания музыки и жизни. Выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека.

Колыбельные: «Ай, баю-бай…», «Ходит сон по лавочке»; П.И.Чайковский, сл. А.Майкова «Колыбельная», В.Усачева «Зыбка поскрипывает…»

Знать основные жанры народной и профессиональной музыки.

Уметь эмоционально образно воспринимать музыкальные произведения.

4.

22.09.2014г

Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, cкороговорок, закличек.

Развитие образно-игрового видения, слушание поэтических строк народного творчества в процессе исполнения.

Загадки, скороговорки, заклички.

«Щетина у чушки, чешуя у щучки». Сл. народные, муз. В. Усачовой.

Знать истоки происхождения музыки.

Уметь различать звуки по высоте.

5.

29.09.2014г

Родные корни. Родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, скороговорок, закличек, хороводов, прибауток.

Хороводы, заклички, прибаутки.

«Арина грибы мариновала»

Муз. В. Усачевой.

«По-за городу гуляет»

Знать истоки

происхождения песни.

Уметь слышать ритм в песне.

6.

06.10.2014г

В мире сказочных мелодий русских композиторов.

Введение учащихся в сферу народного, композиторского музицирования с целью воссоздать сам музыкально – созидательный  процесс.

А. Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка», Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Пестрый колпачок».

Знать сферу народного и композиторского музицирования.

Уметь выявлять жанровое начало (песни, танца, марша).

7.

13.10.2014г

Играем в сказку.

Развитие образно – игрового восприятия музыки.

Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка» муз. В. Яновской.

Знать специфику музыки.

Уметь образно воспринимать, определять своё отношение к музыкальным явлениям действительности.

8.

20.10.2014г

Музыкальные краски осени.

Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей.

А.Филиппенко «Урожай собирай»; «Осень» П.Чайковского, (сл.А.Плещеева); «Песенка об осеннем солнышке) В.Николаева (сл. И.Сусидко); «Эхо» Е.Поплянова (сл. Н.Пикулевой).

Знать многообразие музыкальных образов и способов их развития.

Уметь выразительно исполнять песни.

9.

27.10.2014г

Звучащий образ Родины

Познакомить с символами нашей Родины.

П.И.Чайковский «Симфония №4» (финал); «Во поле березонька стояла» (русская народная песня); В.Баснер «С чего начинается Родина»; муз. А.Александрова, сл.С.Михалкова «Гимн России».

Знать Гимн России, как символ нашей Родины.

Уметь выразительно исполнять народные песни.

II четверть (7 часов)

10.

10.11.2014г

Былина, былинность как художественное явление.

Проникновение в понятие «музыкально – поэтическое» через прикосновение к жанру былины.

«Про Добрыню», «О Вольге и Микуле»; М.Глинка «Первая песня Баяна».

Знать «музыкально-поэтический» жанр былина.

Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

11.

17.11.2014г

«…Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой ».

Дать ребятам почувствовать себя причастными к своей национальной культуре, истории через синтез музыки, слова и исторических событий.

Фрагменты из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»: первая песня Баяна, ария Людмилы из 1 действия, ария Руслана из II действия, марш Черномора.

Знать основные жанры народной и профессиональной музыки.

Уметь выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведение.

12.

24.11.2014г

Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях.

Вслушаться в богатейшие интонации детского говора, подметить тончайшие нюансы человеческих чувств, воплотив в музыкально – интонационную форму свои детские ощущения.

Д.Кабалевский «Клоуны», М.П. Мусоргский «В углу», «С няней», «С куклой».

Знать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь передавать настроение музыки в пении и музыкально-пластическом движении. Ументь определять характер героев и их настроение.

13.

01.12.2014г

Поход в музыкальный зоопарк.

Проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.

К.Сен-Санс «Карнавал животных» («Кукушка в глубине леса», «Королевский марш льва», «Упрямцы с длинными ушами», «Куры и петух»).

Осознание того, что музыка умеет изображать характеры животных и птиц.

14.

08.12.2014г

Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях.

Показать жизнь ребенка, воссозданную языком музыкального искусства. Знакомство с распорядком дня детишек, которые жили в ХIХ веке.

П.И.Чайковский «Детский альбом».

Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в муз про-ниях (фрагментах).

15.

15.12.2014г

И шелест к шороху спешит (бумажная симфония).

Развитие музыкальности детей и способности к импровизационному творчеству в совместном музицированнии

«Танец бабочек» в обр. Чо Гир-Сока, «Шуточка» В.Селиванова.

Знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».Умение спеть, ощутить внутри себя, услышать и передать другим людям.

16.

22.12.2014г.

Что может музыка?

Помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни.

П.И.Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»).

Знать названия изученных жанров музыки. Уметь определять и сравнивать характер музыкальных произведений.

III четверть (9 часов)

17.

19.01.2015г.

Зима в музыке.

Помочь детям почувствовать, что музыка способна «заморозить», «завьюжить», в ней можно услышать «холод и тепло».

А.Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»), Р.Шуман «Дед Мороз».

Знать выразительность и изобразительность музыкальной интонации.  Понимание того, что музыка умеет изображать картины природы.

18.

26.01.2015г.

Музыка и движение.

Показать способность музыки передавать движение.

Р.Шуман «Смелый наездник», муз. В.Калистратова, сл. В.Приходько «Пешком шагали мышки».

Знать многообразие музыкальных образов и способы их развития.

19.

02.02.2015г.

Где живут ноты.

Познакомить с нотами, нотным станом, звукорядом.

Муз. В.Герчик, сл.Н.Френкель «Нотный хоровод», муз. В. Дроцевич, сл. В.Сергеева «Семь подружек».

Знать ноты, темп (быстро-медленно), динамику (громко-тихо).

20.

09.02.2015г.

Музыка передаёт характер сказочных героев.

Показать способность музыки описывать характер сказочных героев.

В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба Яга», обработка М.Иорданского, «Деревянный поезд» из сборника Г.Ванагайте «Мы и игрушки».

Знать наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Узнавать по изображениям рояль, пианино, скрипку, флейту, арфу. Народные инструменты: гармонь, баян, балалайка.

21.

16.02.2015г

Музы не молчали.

Показать способность музыки воспевать силу и храбрость русских солдат.

«Вспомним, братцы , Русь и славу», «Славны были наши деды», «Соловьи» В.Соловьёв-Седой, «Богатырская симфония» А.Бородин (фрагмент ч.1).

Умение увидеть в музыке отважных,  сильных богатырей.

22.

02.03.2015г.

Русские обряды – масленица.

Показать закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

«Служил я хозяину», «Весна-красна, на чём пришла?», «Едет масленица», «Блины» - русские народные песни.

Знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь исполнять народные песни.

23.

09.09.2015г.

Природа просыпается. Весна в музыке.

Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу

Э.Григ «Весной», П.Чайковский «Песня жаворонка», «Ой, бежит ручьем вода» (украинская народная песня в обработке К.Волкова, русский текст Н. Френкель), З.Левина «Кап-кап».

Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности. Умение вовремя начинать и заканчивать песни.

24.

16.03.2015г.

Музыка и стихи о маме.

Сопоставить поэзию и музыку В.Орлова, Г. Гладкова, М. Кажлаева и подвести детей к выводу: благодаря напевности, плавности поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности.

Г.Гладков «Колыбельная», М.Кажлаев  «Колыбельная» (из «Детского альбома»), Е.Соколова «Сегодня мамин день», муз. А.Филиппенко, ст. Т.Волгиной «Весенний вальс».

Услышать в музыке урока: тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя.

25.

16.03.2015г

 

Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека.

Показать обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

Р.Шуман «Весёлый крестьянин», Э. Григ «Халлинг», муз. В.Николаева, сл. Н.Алпаровой «Песня ручья», муз. Я.Дубравина, ст. Е.Руженцева «Капли и море», муз. В. Усачёва, сл. Э.Мошковской «Жила-была работа».

Умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить текст при исполнении.

IV четверть (9 часов)

26.

30.03.2015г.

Как можно «услышать» музыку? В детском музыкальном театре (балет).

Способствовать осознанию учащимися, что для композитора сочинять музыку – это значит полноценно прожить жизнь.

C.С.Прокофьев «Гавот» (из «Классической симфонии»), «Танец Шутиных дочерей» (из «Сказки про шута, семерых шутов перешутившего»), «Девушки с лилиями» (из балета «Ромео и Джульетта»).

Умение создавать свою импровизацию на услышанную тему. Ярко представить все характеры, cобытия, танцевальные движения.

27.

06.04.2015г.

В детском музыкальном театре (опера).

Познакомить детей с оперой и правилами поведения в театре.

C.Прокофьев. Опера «Великан».

Усвоение правил поведения в оперном  театре.

28.

13.04.2015г.

Легко ли стать музыкальным исполнителем ? (Симфония).

Помочь учащимся осознать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать.

И.Гайдн «Детская симфония» (ч.1), муз. И.Завалишина, сл. И.Андреевой «Музыкальная семья».

Усвоение знаний о том, что такое музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр.

29.

20.04.2015г.

Русские народные инструменты.

Познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки).

В.Агафонникова «Музыкальные загадки», муз. Г.Левкодимова, ст.Э.Костиной  «Весёлые инструменты», «Саратовская гармоника», «Во кузнице» (трио рожечников), «Плясовые наигрыши» (береста, ложки, гусли, жалейка), «Пойду ль я, выйду ль я» (балалайка, баян).

Знать, что такое опера, балет, хор, солисты.

30.

27.04.2015г.

На концерте.

Познакомить с правилами поведения на концерте, жанром «концерт».

А.Шнитке «Rondo» (из Concerto grosso» №1), муз. В.Шаинского, сл. Э.Успенского «Голубой вагон».

Концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте.

31.

04.05.2015г.

Музыкальная прогулка по выставке.

Способствовать формированию восприятия музыки как картины, изображенной при помощи определённых знаков.

М.Мусоргский «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»), муз. Е.Тиличеевой, сл.А.Гангова «Догадайся, кто поёт».

Усвоение понятий музыкальность, мелодия.

32.

11.05.2015г

Легко ли стать музыкантом?

Способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем).

И.Бах «Прелюдия и фуга До-мажор», муз. В.Дементьева, сл. И. Векшегоновой «Необычный концерт».

Главный критерий - артистизм

33-34

18.05.2015г.

25.05.2015г.

Что значит услышать музыку?

Обобщение темы года. Знать как можно услышать музыку и что это значит?  

Ф.Шуберт  «К музыке», Г.Струве «Музыка», сл. И.Исаковой,  И.-

С.Бах «Прелюдия  До-мажор».

Музыка обогащает наши знания о мире и о человеке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 1 класс

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта  второго поколения начального общего образов...

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 3 – 4 класс

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 3 -4  класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего обра...

Тематическое планирование занятий внеурочной деятельностью по духовно - нравственному направлению «Я – гражданин России» для обучающихся 5-6 класса

         Рабочая программа внеурочной деятельности  «Я – гражданин России» рассчитана на развитие  гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...