Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 2 класс
рабочая программа по теме
Рабочая учебная программа музыкальной студии для 2 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования Приказ МО 2009 года РФ от 06.10.2009г., примерной программы начального общего образования по музыке с учетом концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2011 г.), примерной программы начального общего образования внеурочной деятельности, с учетом авторской программы «Музыкальной студии», автор: В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр - М. Вентана-Граф, 2011).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 138 КБ |
Календарно - тематическое планирование | 96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
«БОГРАДСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
|
|
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно – нравственному направлению
«Музыкальная студия»
2 класс
Учитель:
Коломиец Е. Д.
Боград
2014 г.
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа музыкальной студии для 2 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования Приказ МО 2009 года РФ от 06.10.2009г., примерной программы начального общего образования по музыке с учетом концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2011 г.), примерной программы начального общего образования внеурочной деятельности, с учетом авторской программы «Музыкальной студии», автор: В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр - М. Вентана-Граф, 2011).
Цель:
- формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одной из составных частей общей культуры личности.
- воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений; патриотизма и средствами искусства.
- приобщение учащихся к мировому культурному наследию.
Задачи:
- формирование музыкально-информационной культуры и культуры музыкального восприятия, эмоционально-ценностного отношения к музыке;
- развитие интереса к слушанью народной и классической музыки;
- развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству;
- развитие музыкально – исполнительской культуры (приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения);
- развитие навыков элементарного музицирования, импровизации музыкального инсценирования.
- выявление и развитие музыкальных способностей творческого потенциала учащихся.
- воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека сочиняющего, исполняющего, слушающего.
- раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека;
- приобретение основ музыкально-теоретических, и музыкально исторических знаний.
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа курса «Музыкальной студии» во втором классе направлена на приобщение обучающихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства, на развитие художественных способностей и художественного вкуса, на формирование навыков и способов художественной деятельности. Особое внимание уделено знакомству школьников с истоками возникновения музыки.
В программе «Музыкальной студии» уделяется большое внимание вокально-хоровой деятельности: развитию певческого дыхания, певческих навыков, звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитию музыкального восприятия и творческого воображения. В программе использованы различные виды арт-терапии. Целостный подход программы включает в себя: исполнение, слушание и импровизирование музыки. Привлечение рисунков, поэтических строк, художественной прозы, ярких по своей образности и отвечающих теме музыкальных занятий, помогают детям обобщать свои жизненные наблюдения и глубже чувствовать настроение и характер музыкальных произведений, которые они слушают и исполняют. Каждый из этих видов деятельности имеет свое линейное развитие, т.е. постепенное и последовательное усложнение музыкального материала и навыков его освоения. При этом одни и те же навыки по возможности осваиваются в разных видах деятельности, в том числе и в импровизации.
Содержание программы музыкального искусства отражает: сказочные сюжеты, образы природы, исторические сюжеты, героические образы в музыке; русское народное музыкальное творчество и творчество других народов; исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов. Такой тематизм несет в себе возможности для реализации задач воспитания детей, развития их нравственных чувств и переживаний и опирается на Федеральный государственный стандарт начального общего образования по искусству.
Программа «Музыкальной студии» опирается на следующие принципы:
- преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
- возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства;
- деятельностное освоение искусства;
- моделирование художественно-творческого процесса.
Все виды музыкальной деятельности направлены на осознание учащимися языка музыкального искусства и протекают как творческий познавательный процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.
Сопровождение здоровьесберегающих технологий используется на каждом этапе урока.
Учебный материал выстроен по тематическому принципу - он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько тем.
Содержание курса
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Истоки возникновения музыки – 9 ч. | ||
Рождение музыки, что значит слышать музыку Колыбельность. Жанровое начало в музыке. Развитие образно – игрового видения и восприятия музыки. Слушание поэтических строк народного творчества в процессе исполнения. Введение в сферу народного, композиторского музыцирования. Музыкальные краски осени. Звучащий образ Родины. | Как можно услышать музыку. Где музыка берет начало? Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, cкороговорок, закличек. | Освоить основы музыкальных знаний. Владеть первоначальными певческими навыками. Выразительно исполнять народные и композиторские песни. Различать стаккато и легато. Узнавать на слух высоту звука. Уметь записать и прохлопать ритм. Различать тембры разных инструментов. Уметь выражать словами свои музыкальные впечатления и эмоциональные реакции на музыку. Различать народные песни от композиторских. Сравнивать темп, характер народных песен и композиторских. Различать народное творчество от композиторских песен. Знать и уметь определять жанровое начало музыки. |
Содержание и формы бытования музыки – 17 ч. | ||
Былины. Исторические события наших предков. Народное творчество в музыке русских композиторов. Детская жизнь в музыке композиторов. Что может музыка? Зима в музыке. Музыка и движение. Музыкальная грамота. Музыка в сказках. Весна в музыке. Музыка о маме. Мелодии и краски пробуждающейся природы. | В мире сказочных мелодий русских композиторов. Играем в сказку. Моя Россия. В песне – душа народа Многообразие народной музыки. Звучащий образ Родины Былина, былинность, как художественное явление. «…Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой ». | Освоить основы музыкальных знаний. Владеть первоначальными певческими навыками. Выразительно исполнять народные и композиторские песни. Различать стаккато и легато. Узнавать на слух высоту звука. Уметь записать и прохлопать ритм. Различать тембры разных инструментов. Уметь выражать словами свои музыкальные впечатления и эмоциональные реакции на музыку. Различать народные песни от композиторских. Сравнивать образы музыкальных произведений. Различать музыкальные инструменты. Знать и уметь петь по фразам, четко и ясно произносить текст при исполнении, следить за паузами, уметь исполнять народные песни, знать музыкальную грамоту, образы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, обряды). |
Язык музыки – 8ч. | ||
Композитор, исполнитель, слушатель. Правила поведения в театре. Знакомство с жанром опера. Способность слышать, чувствовать, оценивать. Тембры народных инструментов. Концерт. Выставка. Картины. Можно ли услышать музыку.
| Что может музыка? Музы не молчали. Музыка и стихи о маме. Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека. В детском музыкальном театре (опера). Легко ли стать музыкальным исполнителем ? (Симфония). Русские народные инструменты. На концерте Музыкальная прогулка по выставке. Легко ли стать музыкантом? Что значит услышать музыку? | Освоить правила поведения в концертном зале. Владеть первоначальными певческими навыками. Выразительно исполнять песни. Различать музыкальные инструменты и их тембры, жанры в музыке. Узнавать на слух высоту звука. Уметь записать и прохлопать ритм. Различать тембры разных инструментов. Уметь выражать словами свои музыкальные впечатления и эмоциональные реакции на музыку. Различать народные песни от композиторских. Сравнивать образы музыкальных произведений. Знать и уметь музыкальные жанры, театр, оркестр, дирижер. Усвоение понятий музыкальность, мелодия. |
III.ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ
1.Требование к результатам:
Личностные результаты:
первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека; выражение своих чувств и настроений, уважение к чувствам и настроениям другого человека; чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру; доброжелательное отношение к людям.
Метапредметные результаты: ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск нужной информации, ориентироваться в способах решения исполнительской задачи; осуществлять первоначальный контроль своего участия в различных видах музыкальной деятельности; уметь сопоставлять музыкальное произведение с живописью и литературой.
Предметные результаты: формирование восприятия доступной музыки разного эмоционально-образного содержания; умение различать музыку разных жанров; умение выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям; умение воплощать настроение музыкальных произведений в пении.
2.Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
- Ценностно-смысловая ориентация учащихся
- Действие смыслообразования.
- Нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные ууд
- Умение выражать свои мысли.
- Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
- Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные ууд
- Целеполагание.
- Волевая саморегуляция.
- Коррекция.
- Оценка качества и уровня усвоения.
3.Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
- Умение структурировать знания.
- Смысловое чтение.
- Знаково – символическое моделирование.
- Выделение и формулирование учебной цели.
Логические:
- Анализ объектов.
- Синтез, как составление целого из частей.
- Классификация объектов.
- Доказательство.
- Выдвижение гипотез и их обоснование.
- Построение логической цепи рассуждения.
Виды занятий: урок, экскурсия, путешествие.
4.Формы и виды контроля:
- входной, текущий, итоговый.
- фронтальный, комбинированный, устный.
Формы (приемы) контроля:
Виды контроля:
- устный опрос;
- наблюдение;
- самостоятельная работа;
- работа по карточке;
- тест.
5. Формы и виды организации учебного процесса:
-фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные, классные и внеклассные, экскурсия, путешествие, работа в группах и самостоятельная работа детей, урок – концерт, обобщающий урок.
Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность); контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы; устанавливать ассоциативные связи между услышанной музыкой и жизненными ситуациями.
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;
Урок закрепления знаний и выработка умений – УЗЗВУ;
Урок комплексного использования знаний – УКИЗ;
Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;
Урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ.
6. Содержание курса с определением основных видов учебной деятельности начально – общего образования.
№ п\п | Содержание курса | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
2 Кл. | .
| |||
1. | Истоки возникновения музыки: Музыкальный язык Звучность мира Характеристика звуков Регистр. Звуковысотный слух. Тембровые различия. Ладовое, динамическое развитие. Звукообразование. | 1 1 1 2 1 2 2 | Музыкально – дидактические игры на развитие звуковысотного, ладового, тембрового слуха. Вокально-хоровая работа (звукообразование, отработка дикции, слуховое восприятие музыки). Импровизация. | |
2. | Содержание и формы бытования музыки: Многообразие народной музыки. Истоки Русского фольклора. Народные традиции и обычаи. Знакомство с музыкальными инструментами. Виды музыкальных инструментов. Маленький музыкант. | 2 2
3 4 4 2 |
| Вокально-хоровая работа. Импровизация вокально-речевая (импровизация). Элементы ритмопластики. Драматизация. Музыкальные игры. Музыкально-дидактические игры на развитие слуха. Вокально-хоровая деятельность. Элементарное музицирование. Музыкально-инструментальная импровизация. |
3. | Язык музыки: Великие музыкальные сказочники. Сказочные образы в музыке. Путешествие в сказку. | 3 2 2 | Вокально-хоровая работа. Восприятие музыки. Музыкально-ритмическая деятельность. Театрализованная деятельность. | |
Итого: | 34 |
7. Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Содержание курса | Количество часов |
1. | Истоки возникновения музыки | 9 часов |
2. | Содержание и формы бытования музыки | 17 часов |
3. | Язык музыки | 8 часов |
Итого: | 34 |
8. Объем и сроки изучения:
На изучение курса «Музыкальной студии» внеурочной деятельности во втором классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа:
I четверть – 9 ч., II четверть – 7 ч., III четверть – 9 ч., IV четверть - 9ч.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Освоение музыкальных знаний:
- освоить основу музыкальных знаний.
- владеть первоначальными, певческими навыками.
- выразительно исполнять включённые в программу народные и композиторские песни в удобном диапазоне.
- различать виды музыкальных инструментов.
- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментов.
- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений, определять их названия.
- уметь выражать словами свои музыкальные впечатления.
- уметь оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости.
- получить первоначальные знания в области нотной грамоты.
- участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
- исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках.
Должны решать учебные и практические задачи:
- выявлять интерес к слушанию народной и классической музыки;
- приобретать опыт в музыкально – исполнительской культуре (хорового, ансамблевого и сольного пения), а так же навыки в игре на музыкально – шумовых инструментах;
- различать характер музыки, ее динамические регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;
- приобретать знания о истоках возникновения музыки, структуре, формы, содержания и ее структуре;
- различать музыкальные инструменты по названию и исполнению.
К концу года обучающиеся должны знать/понимать:
- специфику музыки как вида искусства;
- истоки музыкального искусства;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- происхождения песни;
- сферу народного и композиторского музицирования;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- Гимн России, как символ нашей Родины;
- «музыкально – поэтический» жанр былина;
- выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
- что музыка умеет изображать характер животных и птиц;
- название изученных произведений и их авторов;
- смысл понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- жанры музыки;
- понимание того, что музыка умеет изображать картины природы;
- многообразие музыкальных образов и способы их развития;
- ноты, темп (быстро, медленно), динамику (громко, тихо);
- наиболее популярные в России музыкальные инструменты;
- образы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
- музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижер, музыкальность, мелодия;
- поведение в оперном театре;
- опера, балет, концерт, хор, солисты, исполнитель.
К концу года обучающиеся должны уметь:
- эмоционально – образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- различать звуки по высоте;
- слышать ритм в песне;
- выявлять жанровое начало;
- образно воспринимать, определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности;
- выразительно исполнять песни;
- эмоционально образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений;
- передавать настроение музыки в пении и музыкально – пластическом движении;
- определять характер героев и их настроение;
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях;
- петь, ощущать внутри себя, услышать и предать другим людям характер и образ песни;
- определять и сравнивать характер музыкальных произведений;
- узнавать по изображениям рояль, пианино, скрипку, флейту, арфу;
- народные инструменты: гармонь, баян, балалайка;
-исполнять народные песни;
- вовремя начинать и заканчивать песни;
- слышать в музыке тепло, нежность, ласку, чувство покоя;
- петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить текст при исполнении.
VI. СФОРМИРОВАННОСТЬ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Запланировано развитие первоначальных умений и навыков:
- музыкально – инструментальной, музыкально – речевой, музыкально – игровой, музыкально – двигательной и музыкально – изобразительной импровизации; -
- умений и навыков выразительного исполнения детского фольклора, а также вошедших в программу песен композиторов – классиков и современных авторов для детей.
В программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, знакомство с музыкальным фольклором народов России, с центрами отечественной музыкальной культуры.
К концу обучения у учащихся будут сформированы:
ЛИЧНОСТНЫЕ
у обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению музыки;
- опыт музыкально-исполнительской деятельности;
- первоначальные навыки поиска и анализа информации о музыкальном искусстве;
- умение вслушиваться в музыку;
- система духовно-нравственных ценностей.
могут быть сформированы:
- восприятие музыки как части общей культуры личности;
- потребность в самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы в группе (вокальный ансамбль);
положительная учебно-познавательная мотивация к обучению.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся:
- владеть основами музыкальных знаний;
- владеть первоначальными певческими умениями и навыками;
- выразительно исполнять народные и композиторские песни;
- различать ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах;
- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;
- выражать свое отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;
- связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
- оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д;.
- координировать движение и пение, отражая настроение музыки;
- эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений; пластического интонирования;
- владеть навыками «свободного дирижирования»;
- понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;
- эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, религиозной музыке, классической и современной;
- понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет);
- высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);
- анализировать содержание, форму, музыкальный язык разных жанров;
- использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
- знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;
- узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов;
- узнавать музыку различных жанров (простых и сложных);
- понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, ИЗО, кино, театр);
- личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы;
- приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу;
- понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
- адекватно воспринимать предложения учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать музыкально-исполнительскую задачу;
- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;
- принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);
- находить в музыкальном тексте разные части;
- понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
- читать простое схематическое изображение;
- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи..
Обучающийся получит возможность научиться:
- соотносить различные произведения по настроению,форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика);
- пользоваться карточками ритма;
- понимать нотную запись;
- строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
- понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
- контролировать свои действия в коллективной работе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции;
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.
VII. ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Список литературы:
Для обучающихся:
- В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 2 класс, - М.:Вентана-Граф, 2011;
- О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Блокнот для учащихся 1 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2011;
Для учителя:
- В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А.Школяр, «Музыкальное искусство. 2 класс. Методическое пособие», - М.:Вентана-Граф, 2011;
- Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 2 класс, в 2- частях.
Рекомендуемая литература:
Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999
Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990
Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999
В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000
М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005
Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010
В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990
Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991
VIII.МОТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п\п | Наименование объектов и средств материально – техническое обеспечения. | Количество. |
1 | Библиотечный фонд. Программа основного общего образования по музыке. Авторские программы по музыке. Хрестоматии с нотным материалом. Методические пособия (рекомендации к уроку). Методический журнал «Музыка в школе». Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство». Учебно-методический комплект. | 1 3 7 7 10 1 1 |
2 | Технические средства обучения: Компьютер. Музыкальный центр. Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны). Мультимедийная аппаратура Экран. | 1 1 3 1 1 |
3 | Экранно-звуковые пособия: Аудиозаписи. Фонохрестоматии по музыке. Видеофильмы о творчестве композиторов. Видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей. | 1 комп. 1 1 3 |
4 | Печатные пособия: Таблицы: нотные примеры. Схемы: расположение инструментов. Транспарант: нотный и поэтический текст гимна. Портреты композиторов. | 5 1 1 1комп. |
5 | Учебно-практическое оборудование: Клавишный синтезатор «YMAHA» Комплект детских музыкально-шумовых инструментов. | 3 1 1 |
Предварительный просмотр:
….V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «МУЗЫКАЛЬНАЯ СТУДИЯ» 2 класс.
2014 – 2015 уч.г.
№ уроков | Дата проведения | Тема урока | Элементы содержания | Музыкальный материал | Планируемый результат обучения | |||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | |||
I четверть (9 часов) | ||||||||
1. | 01.09.2014г | «Как можно услышать музыку» | Введение в проблему рождения музыки. Помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть? | Р.М.Глиэр «Концерт для голоса с оркестром» (1ч.), «Заплетися, плетень» р. н. п., И.-С.Бах «Прелюдия до-мажор». | Знать специфику музыки как вида искусства. | |||
2. | 08.09.3014г | «Что значит «слышать музыку»? | Помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и т.д. | Б.Окуджава «Музыкант», романс Ф.Шуберта «К музыке», песня Г.А. Cтруве «Музыка». | Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Знать истоки музыкального искусства. | |||
3. | 15.09.2014г | Колыбельная песня. | Колыбельность – начало познания музыки и жизни. Выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека. | Колыбельные: «Ай, баю-бай…», «Ходит сон по лавочке»; П.И.Чайковский, сл. А.Майкова «Колыбельная», В.Усачева «Зыбка поскрипывает…» | Знать основные жанры народной и профессиональной музыки. Уметь эмоционально образно воспринимать музыкальные произведения. | |||
4. | 22.09.2014г | Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, cкороговорок, закличек. | Развитие образно-игрового видения, слушание поэтических строк народного творчества в процессе исполнения. | Загадки, скороговорки, заклички. «Щетина у чушки, чешуя у щучки». Сл. народные, муз. В. Усачовой. | Знать истоки происхождения музыки. Уметь различать звуки по высоте. | |||
5. | 29.09.2014г | Родные корни. Родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, скороговорок, закличек, хороводов, прибауток. | Хороводы, заклички, прибаутки. «Арина грибы мариновала» Муз. В. Усачевой. «По-за городу гуляет» | Знать истоки происхождения песни. Уметь слышать ритм в песне. | ||||
6. | 06.10.2014г | В мире сказочных мелодий русских композиторов. | Введение учащихся в сферу народного, композиторского музицирования с целью воссоздать сам музыкально – созидательный процесс. | А. Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка», Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Пестрый колпачок». | Знать сферу народного и композиторского музицирования. Уметь выявлять жанровое начало (песни, танца, марша). | |||
7. | 13.10.2014г | Играем в сказку. | Развитие образно – игрового восприятия музыки. | Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка» муз. В. Яновской. | Знать специфику музыки. Уметь образно воспринимать, определять своё отношение к музыкальным явлениям действительности. | |||
8. | 20.10.2014г | Музыкальные краски осени. | Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей. | А.Филиппенко «Урожай собирай»; «Осень» П.Чайковского, (сл.А.Плещеева); «Песенка об осеннем солнышке) В.Николаева (сл. И.Сусидко); «Эхо» Е.Поплянова (сл. Н.Пикулевой). | Знать многообразие музыкальных образов и способов их развития. Уметь выразительно исполнять песни. | |||
9. | 27.10.2014г | Звучащий образ Родины | Познакомить с символами нашей Родины. | П.И.Чайковский «Симфония №4» (финал); «Во поле березонька стояла» (русская народная песня); В.Баснер «С чего начинается Родина»; муз. А.Александрова, сл.С.Михалкова «Гимн России». | Знать Гимн России, как символ нашей Родины. Уметь выразительно исполнять народные песни. | |||
II четверть (7 часов) | ||||||||
10. | 10.11.2014г | Былина, былинность как художественное явление. | Проникновение в понятие «музыкально – поэтическое» через прикосновение к жанру былины. | «Про Добрыню», «О Вольге и Микуле»; М.Глинка «Первая песня Баяна». | Знать «музыкально-поэтический» жанр былина. Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. | |||
11. | 17.11.2014г | «…Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой ». | Дать ребятам почувствовать себя причастными к своей национальной культуре, истории через синтез музыки, слова и исторических событий. | Фрагменты из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»: первая песня Баяна, ария Людмилы из 1 действия, ария Руслана из II действия, марш Черномора. | Знать основные жанры народной и профессиональной музыки. Уметь выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведение. | |||
12. | 24.11.2014г | Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях. | Вслушаться в богатейшие интонации детского говора, подметить тончайшие нюансы человеческих чувств, воплотив в музыкально – интонационную форму свои детские ощущения. | Д.Кабалевский «Клоуны», М.П. Мусоргский «В углу», «С няней», «С куклой». | Знать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь передавать настроение музыки в пении и музыкально-пластическом движении. Ументь определять характер героев и их настроение. | |||
13. | 01.12.2014г | Поход в музыкальный зоопарк. | Проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического. | К.Сен-Санс «Карнавал животных» («Кукушка в глубине леса», «Королевский марш льва», «Упрямцы с длинными ушами», «Куры и петух»). | Осознание того, что музыка умеет изображать характеры животных и птиц. | |||
14. | 08.12.2014г | Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях. | Показать жизнь ребенка, воссозданную языком музыкального искусства. Знакомство с распорядком дня детишек, которые жили в ХIХ веке. | П.И.Чайковский «Детский альбом». | Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в муз про-ниях (фрагментах). | |||
15. | 15.12.2014г | И шелест к шороху спешит (бумажная симфония). | Развитие музыкальности детей и способности к импровизационному творчеству в совместном музицированнии | «Танец бабочек» в обр. Чо Гир-Сока, «Шуточка» В.Селиванова. | Знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».Умение спеть, ощутить внутри себя, услышать и передать другим людям. | |||
16. | 22.12.2014г. | Что может музыка? | Помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни. | П.И.Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»). | Знать названия изученных жанров музыки. Уметь определять и сравнивать характер музыкальных произведений. | |||
III четверть (9 часов) | ||||||||
17. | 19.01.2015г. | Зима в музыке. | Помочь детям почувствовать, что музыка способна «заморозить», «завьюжить», в ней можно услышать «холод и тепло». | А.Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»), Р.Шуман «Дед Мороз». | Знать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимание того, что музыка умеет изображать картины природы. | |||
18. | 26.01.2015г. | Музыка и движение. | Показать способность музыки передавать движение. | Р.Шуман «Смелый наездник», муз. В.Калистратова, сл. В.Приходько «Пешком шагали мышки». | Знать многообразие музыкальных образов и способы их развития. | |||
19. | 02.02.2015г. | Где живут ноты. | Познакомить с нотами, нотным станом, звукорядом. | Муз. В.Герчик, сл.Н.Френкель «Нотный хоровод», муз. В. Дроцевич, сл. В.Сергеева «Семь подружек». | Знать ноты, темп (быстро-медленно), динамику (громко-тихо). | |||
20. | 09.02.2015г. | Музыка передаёт характер сказочных героев. | Показать способность музыки описывать характер сказочных героев. | В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба Яга», обработка М.Иорданского, «Деревянный поезд» из сборника Г.Ванагайте «Мы и игрушки». | Знать наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Узнавать по изображениям рояль, пианино, скрипку, флейту, арфу. Народные инструменты: гармонь, баян, балалайка. | |||
21. | 16.02.2015г | Музы не молчали. | Показать способность музыки воспевать силу и храбрость русских солдат. | «Вспомним, братцы , Русь и славу», «Славны были наши деды», «Соловьи» В.Соловьёв-Седой, «Богатырская симфония» А.Бородин (фрагмент ч.1). | Умение увидеть в музыке отважных, сильных богатырей. | |||
22. | 02.03.2015г. | Русские обряды – масленица. | Показать закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке. | «Служил я хозяину», «Весна-красна, на чём пришла?», «Едет масленица», «Блины» - русские народные песни. | Знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь исполнять народные песни. | |||
23. | 09.09.2015г. | Природа просыпается. Весна в музыке. | Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу | Э.Григ «Весной», П.Чайковский «Песня жаворонка», «Ой, бежит ручьем вода» (украинская народная песня в обработке К.Волкова, русский текст Н. Френкель), З.Левина «Кап-кап». | Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности. Умение вовремя начинать и заканчивать песни. | |||
24. | 16.03.2015г. | Музыка и стихи о маме. | Сопоставить поэзию и музыку В.Орлова, Г. Гладкова, М. Кажлаева и подвести детей к выводу: благодаря напевности, плавности поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности. | Г.Гладков «Колыбельная», М.Кажлаев «Колыбельная» (из «Детского альбома»), Е.Соколова «Сегодня мамин день», муз. А.Филиппенко, ст. Т.Волгиной «Весенний вальс». | Услышать в музыке урока: тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя. | |||
25. | 16.03.2015г
| Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека. | Показать обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке. | Р.Шуман «Весёлый крестьянин», Э. Григ «Халлинг», муз. В.Николаева, сл. Н.Алпаровой «Песня ручья», муз. Я.Дубравина, ст. Е.Руженцева «Капли и море», муз. В. Усачёва, сл. Э.Мошковской «Жила-была работа». | Умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить текст при исполнении. | |||
IV четверть (9 часов) | ||||||||
26. | 30.03.2015г. | Как можно «услышать» музыку? В детском музыкальном театре (балет). | Способствовать осознанию учащимися, что для композитора сочинять музыку – это значит полноценно прожить жизнь. | C.С.Прокофьев «Гавот» (из «Классической симфонии»), «Танец Шутиных дочерей» (из «Сказки про шута, семерых шутов перешутившего»), «Девушки с лилиями» (из балета «Ромео и Джульетта»). | Умение создавать свою импровизацию на услышанную тему. Ярко представить все характеры, cобытия, танцевальные движения. | |||
27. | 06.04.2015г. | В детском музыкальном театре (опера). | Познакомить детей с оперой и правилами поведения в театре. | C.Прокофьев. Опера «Великан». | Усвоение правил поведения в оперном театре. | |||
28. | 13.04.2015г. | Легко ли стать музыкальным исполнителем ? (Симфония). | Помочь учащимся осознать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать. | И.Гайдн «Детская симфония» (ч.1), муз. И.Завалишина, сл. И.Андреевой «Музыкальная семья». | Усвоение знаний о том, что такое музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр. | |||
29. | 20.04.2015г. | Русские народные инструменты. | Познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки). | В.Агафонникова «Музыкальные загадки», муз. Г.Левкодимова, ст.Э.Костиной «Весёлые инструменты», «Саратовская гармоника», «Во кузнице» (трио рожечников), «Плясовые наигрыши» (береста, ложки, гусли, жалейка), «Пойду ль я, выйду ль я» (балалайка, баян). | Знать, что такое опера, балет, хор, солисты. | |||
30. | 27.04.2015г. | На концерте. | Познакомить с правилами поведения на концерте, жанром «концерт». | А.Шнитке «Rondo» (из Concerto grosso» №1), муз. В.Шаинского, сл. Э.Успенского «Голубой вагон». | Концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте. | |||
31. | 04.05.2015г. | Музыкальная прогулка по выставке. | Способствовать формированию восприятия музыки как картины, изображенной при помощи определённых знаков. | М.Мусоргский «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»), муз. Е.Тиличеевой, сл.А.Гангова «Догадайся, кто поёт». | Усвоение понятий музыкальность, мелодия. | |||
32. | 11.05.2015г | Легко ли стать музыкантом? | Способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем). | И.Бах «Прелюдия и фуга До-мажор», муз. В.Дементьева, сл. И. Векшегоновой «Необычный концерт». | Главный критерий - артистизм | |||
33-34 | 18.05.2015г. 25.05.2015г. | Что значит услышать музыку? | Обобщение темы года. Знать как можно услышать музыку и что это значит? | Ф.Шуберт «К музыке», Г.Струве «Музыка», сл. И.Исаковой, И.- С.Бах «Прелюдия До-мажор». | Музыка обогащает наши знания о мире и о человеке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 1 класс
Рабочая учебная программа музыкальной студии для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образов...
Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 3 – 4 класс
Рабочая учебная программа музыкальной студии для 3 -4 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего обра...
Тематическое планирование занятий внеурочной деятельностью по духовно - нравственному направлению «Я – гражданин России» для обучающихся 5-6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» рассчитана на развитие гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ внеурочная деятельность "Основы духовно-нравственной культуры России"
Рабочая программа для 5 класса. Внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...