Образовательная программа музыкальной студии " Веселые нотки"
рабочая программа по музыке на тему

Большакова  Надежда  Владимировна

Воспитание детей на музыкальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия в студии пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивить его музыкальную культуру и школьную эстраду. Программа составлена  на 4 года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_muz._studii_veselye_notki_4_goda.doc122.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

            Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 

                   « Средняя общеобразовательная школа № 29»     

                          Образовательная программа

             музыкальной  студии « ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ»

                                           

                                                                              Руководитель : Большакова Н. В.

                                                             Ревда

                                                         2011-2015г.

 Пояснительная записка.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Песня, современная песня в  школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

Занятия в студии пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.

Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашей студии

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников.

Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению , хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.

В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:

1 год – 2 часа в неделю, 68 часа в течение года
2 год – 2часа в неделю, 68 часа в течение года

3 год – 2 часа в неделю, 68 часа в течение года

4 год – 2 часа в неделю, 68 часов в течение года

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7 до 15 лет.

Цель: привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные     произведения.

Задачи:

  1. На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
  2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
  3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений,  песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
  4. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
  5. Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов, исполнителей.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Методы и формы.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

  1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов коллектива осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
  2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

  1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
  2. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Содержание программы:

Программа имеет четырехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).

Первый год обучения.

“ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

Второй год обучения.

“МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосовые импровизации, пунктирный ритм.

Третий год обучения.

“ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!” Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться  популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.

Четвертый год обучения.

“МУЗЫКА – УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!” Обозначается вокальное мастерство. Улучшается качество звучания.  Приобретается собственный стиль исполнения. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.

Отдельного озвучивания требует теоретический раздел (сугубо индивидуальный для каждого обучающегося), который включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение и обобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение “сольфеджио” допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

      Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это приобретет прикладной смысл занятиям вокальной студии

Первый год обучения:

№ п/п

Тема

Кол- час

Груп.занятия

Инд.

занятия

Т П

1

Введение, знакомство с голосовым аппаратом,

Использование певческих навыков.

5

5

 

 

2

Знакомство с различной манерой пения.

Вокальные навыки.

10

5

5

3

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Движения под музыку.

10

5

5

4

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.

Вокально-хоровая работа.

20

10

10

5

Сценическая хореография.

5

2

3

6

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

10

5

5

7

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.

8

Условные обозначения:
Т – теория;
П – практика.

В году – 34 недели.
2 часа в неделю, в т.ч. индивидуально
Всего за год – 68 часов

Второй год обучения:

№ п/п

Тема

Кол. час

Групп. занятия

Инд. занятия

Т П

1

Введение, владение своим голосовым аппаратом,

Использование певческих навыков.

5

2

3

 

2

Овладение собственной  манерой вокального исполнения.

5

2

3

3

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Великие вокалисты.

Вокальные навыки.

10

5

5

4

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Движения под музыку.

5

2

3

5

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.

Вокально-хоровая работа.

Нотная грамота.

10

5

5

6

Сценическая хореография.

5

2

3

7

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

18

8

10

8

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.

10

Условные обозначения:
Т – теория;
П – практика.

В году – 34 недели.
2 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 68 часов.

Третий год обучения:

№ п/п

Тема

Кол. часов

Групп.занятия

Инд.

занятия

 

1

 

Введение, владение своим голосовым аппаратом,

Использование певческих навыков.

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.

Собственная манера исполнения вокального произведения.

   5

2

 

3

 

2

Работа над собственной манерой вокального исполнения.

Творчество и импровизация.

Сценическое искусство.

10

5

5

3

Знакомство с произведениями

Различных жанров, манерой исполнения.

Великие вокалисты.

Вокальные навыки.

Освоение исполнения бэк- вокал.

10

5

5

4

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Движения под музыку.

Постановка танцевальных движений, театральные постановки.

5

2

3

5

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.  Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса.

Вокально-хоровая работа.

Нотная грамота.

10

5

5

6

Сценическая хореография.

5

2

3

7

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

13

5

8

8

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.

10

Условные обозначения:
Т – теория;
П – практика.

В году – 34 недели.
2часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 68 часов

 Четвертый год обучения:

№ п/п

Тема

Кол. часов

Групп.занятия

Инд.

занятия

 

1

 

Введение, владение своим голосовым аппаратом,

Использование певческих навыков.

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.

Собственный стиль исполнения вокального произведения.

   5

2

 

3

 

2

Работа над собственным стилем исполнения.

Творчество и импровизация.

Сценическое искусство.

10

5

5

3

Знакомство с произведениями

Различных жанров, манерой исполнения.

Великие вокалисты.

Вокальные навыки.

Знакомство с многоголосным пением.

Освоение исполнения бэк-вокал.

10

5

5

4

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Движения под музыку.

Постановка танцевальных движений, театральные постановки.

5

2

3

5

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса.

Вокально-хоровая работа.

Нотная грамота.

10

5

5

6

Сценическая хореография.

5

2

3

7

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

13

5

8

8

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.

10

Условные обозначения:
Т – теория;
П – практика.

В году – 34 недели.
2часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 68 часов

Планируемый результат.

Первый год обучения:

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

Второй год обучения:

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Третий год обучения:

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности ;
  • умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
  •  использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
  •  умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
  • услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
  • умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием . 

Четвертый год обучения:

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм;
  • умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
  • участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной, конкурсной  и пропагандистской деятельности;
  • исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
  • услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
  • умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием ..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"

Программа внеурочной деятельности "Весёлые нотки" предназначена для детей 6-7 летнего возраста (1 класс). Обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокаль...

Программа вокального кружка "Веселые нотки" для детей дошкольного возраста (3-7 лет)

Материал предназначен для музыкальных руководителей, которые ведутвокальный кружок....

«Музыкотерапия как средство развития творческого потенциала личности на занятиях музыкальной студии «Весёлые нотки»

Представлена    итоговая работапо модулю вариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Развитие творческого потенциала личности  в обучении». музыкотерапия ...

Внеклассное музыкальное занятие "Веселые нотки - чудесные дни".

Мероприятие направлено на развитие творческих способностей учеников начальных классов: развитие воображения, творческого подхода к исполняемой и слушаемой музыки.Этому способствуют различные виды деят...

Образовательная программа музыкальной студии «DEMO» (Клавишный синтезатор) на 5 лет (возраст детей 7-15 лет)

Образовательная программа музыкальной студии «DEMO»(клавишный синтезатор) Пояснительная записка  Изобретение электромузыкальных инструментов (синтезаторов) привлекло большое внимание му...

УМК к образовательной программе художественной направленности "Веселые нотки"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16535875","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Сценарий отчетного концерта музыкальной студии «Весёлые нотки» «Льётся музыка…»

Подведение итогов работы музыкальной студии за 2016-2017 учебный год. Творческая реализация детей. Создание эмоционально-доброжелательной атмосферы общения детей и их родителей. Воспитание чувства кол...