Комплект "Приглашение к танцу"
методическая разработка на тему
Комплект "Приглашение к танцу. Слуховой анализ на уроках сольфеджио в младших классах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка к комплекту | 339.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Ямальская Детская музыкальная школа»
Анализ музыкальных произведений
на уроках сольфеджио в младших классах
Мыс Каменный
2014 г.
Пояснительная записка
Слуховой анализ в курсе сольфеджио является одной из основных форм работы над развитием музыкального слуха обучающихся.
Задачи, стоящие перед педагогами в младших классах:
- научить слушать музыку
- создать слуховую базу для изучения и осознания музыкальных явлений и понятий
- обогатить внутренние слуховые представления детей
- развить музыкальное мышление
Комплекс «Приглашение к танцу» предназначен для использования на уроках сольфеджио в 1 – 4 классах ДМШ семилетнего курса обучения, ориентирован на целостный анализ музыкальных произведений (или их отрывков) на основе знакомства обучающихся с танцевальной культурой прошлого.
Цель – превратить слуховой анализ в красочную музыкальную картинку - действо, предложить обучающимся увлекательное путешествие в мир старинной танцевальной музыки.
Задачи:
- познакомить с популярными бальными танцами Западной Европы XVI -XVIII вв.
- научить определять на слух характерные особенности каждого изучаемого танца
- познакомить обучающихся с именами И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ж.-Б. Люлли, А. Корелли, Л. Моцарта и В. А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Ф. Шуберта
- познакомить с многообразием музыкальных форм, начиная с простого периода и заканчивая вариациями basso ostinato
- на основе графического изображения научить определять фактуру музыкального произведения
- подвести к пониманию понятий: танец, танцевальность, сюита, полифония
- использую интегральные связи, привлечь обучающихся к исполнению старинных танцев из репертуара по специальности для слухового анализа на уроках сольфеджио
- сформировать теоретическую базу знаний, подготавливающую освоение учебного материала первого года обучения дисциплины музыкальная литература
Критерии отбора музыкального материала для слухового анализа заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Ожидаемые результаты:
► после прослушивания музыкального произведения умение определять:
характер
размер
лад
темп
наличие затакта
форму
фактуру по (графическому изображению)
особенности исполняемой музыки
при повторном «знакомстве» - название танца
Комплекс «Приглашение к танцу» включает:
- Пояснительную записку и список использованной литературы
- Словарь «Старинные танцы» и список нотной литературы для преподавателей. Словарь танцев указан в алфавитном порядке. Приложение: компьютерная папка с отсканированными нотами (97 примеров).
- Комплект «Танцы-карточки» для обучающихся - 16 карточек с краткой характеристикой танца, картинкой-рисунком и музыкальным примером.
- Комплект «Сложи танец». Комплект включает: ноты танца для слухового анализа и разрезные такты музыкального периода. 4 танца (менуэт, гавот, бурре, сарабанда) представлены двумя вариантами карточек.
- Комплект раскрасок – 16 картинок в формате А-4. Приложение: компьютерная папка с образцами раскрасок.
- Комплект карточек «Играя, запоминаем» - разнообразные задания – карточки по проверке знаний обучающихся. Приложение: компьютерная папка с образцами заданий.
- Сценарий «Приглашение к танцу». Приложение: компьютерная папка с презентацией, видео-, аудиоматериалами к проведению тематического занятия.
- Компьютерная папка «Танцы: музыка, видео». Включает 17 папок по 16 изучаемых танцев и папкой «Редкие танцы». В общей сложности представлено 243 музыкальных треков для прослушивания, из них – 9 видеозаписи старинных танцев.
- Компьютерная презентация. Единая компьютерная презентация состоит из 16 слайдов – 16 старинных танцев.
- Карточки с графическим изображением фактуры музыкального произведения.
Для изучения со старинной танцевальной музыкой в комплекс «Приглашение к танцу» включено 16 танцев. Рекомендуемый план знакомства со старинными танцами:
- 1 класс II полугодие – менуэт, гавот, бурре, сарабанда
- 2 класс – продолжение знакомства с предыдущими танцами + ригодон, паспье, жига
- 3 класс – продолжение знакомства с изученными танцами + бранль, павана, гальярда
- 4 класс – закрепление изученного материала + чакона и пассакалия, аллеманда, куранта, экосез, контраданс
Первое знакомство с танцевальной бальной культурой начинается с менуэта, который становится некой определенной точкой, вокруг которой концентрируются все последующие «знакомства». Многообразие музыкальных форм менуэта позволяет, на основе этого танца, познакомить обучающихся с простейшими формами, начиная с простого периода, постепенно переходя к двухчастному периоду, двухчастной старинной форме, трехчастной форме и закончить формой вариаций. Каждое новое «знакомство», в особенности на начальном этапе, начинается со сравнительного анализа нового танца с изученными, определения схожих и отличительных характерных черт.
¶ Для 1 класса выбраны не только самые популярные бальные танцы прошлого, но и те, которые уже встречаются в нотной литературе по специальности. Рассказ о танце, слуховой анализ позволяет обучающимся разобраться в характере исполняемой музыки, прочувствовать ее особенности, а также предложить для слухового анализа в классе исполнение танца из репертуара по специальности в собственном исполнении.
¶ Во 2 классе список танцев расширяется ненамного, идет процесс закрепление изученного, сравнительный анализ одного и того же танца в творчестве разных композиторов, разнообразных музыкальных форм. Учащимся предлагаются игровые задания-карточки и карточки-такты «Сложи танец». Каждый комплект карточек содержит 8-9 карточек, которые нужно сложить в 2 ряда (2 предложения). После устного анализа, учитывающего наличие (или отсутствие) затакта, количество фраз, повторность или сквозное развитие предложений, учащиеся приступают к складыванию карточек-тактов. При наличии затакта 1 карточка (затакт) в первом ряду выступает вперед, 2-ой ряд карточек выкладывается под первым рядом, начиная со 2 карточки-такта. С 2 класса, после подробного изучения определенного танца, обучающимся раздаются карточки с краткой информацией о танце, рисунком и музыкальным фрагментом (из игры «Сложи танец). Начиная со 2 класса обучающимся предлагается раскрасить картинку – танец.
¶ В 3 классе обучающиеся, продолжая «встречи» с изученными танцами, знакомятся с бранлем, паваной, гальярдой, понятием «сюита», с помощью графического изображения определяют фактуру; продолжают выполнять задания по карточкам и складывать карточки-такты «Сложи танец».
¶ В 4 классе (I полугодие) обучающиеся анализируют чакону и пассакалию, аллеманду, куранту, экосез, контраданс; знакомятся с формой вариаций basso ostinato. Знакомство с чаконой и пассакалией введено сознательно, несмотря на самостоятельность данных жанров, как инструментальных произведений. Здесь учитывался фактор происхождения и включение чаконы и пассакалии в репертуар по специальности. Параллельно с курсом музыкальной литературы обучающиеся закрепляют понятия: танец и танцевальность, танцевальная музыка и инструментальное произведение танцевального характера, старинная танцевальная сюита, вершина жанра - в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя.
В заключении курса обучающимся предлагается поиграть в занимательную игру времен Й. Гайдна и В. А. Моцарта, популярную в XVIII веке и сложить несколько танцев.
Финальная точка - тематическое мероприятие «Приглашение к танцу» с участием педагога и обучающихся.
Организационные моменты:
- Каждое знакомство с новым танцем в течение всего курса изучения включает компьютерную заставку-презентацию, видео танца, аудиозаписи.
- Пройденный материал не повторяется из урока в урок. Поддерживая эффект новизны, «встречи» проходят спустя некоторое время.
- Подача материала всегда имеет отличительные особенности, сценарии «знакомства» не повторяются.
- Одним из условий закрепления полученного опыта является практика исполнения обучающимися старинных танцев из репертуара по специальности.
- «Приглашение к танцу» не является единственным материалам для слухового анализа на уроках сольфеджио в младших и средних классах. Используя принцип контрастности, анализ старинных танцев чередуется с анализом фортепианных пьес из циклов «Детский альбом» П. И. Чайковского и «Альбома для юношества» Р. Шумана.
Продолжением «знакомства» становятся следующие формы работы:
- запись ритма танца
- запись мелодии танца
- подбор второго голоса к данной мелодии танца
- сочинение второго предложения к данному первому
- ритмический аккомпанемент к исполняемому танцу
Интересной формой в продолжение слухового анализа работы является предложение обучающимся пофантазировать и попробовать себя в сочинительстве «пьесы» аналогичной прослушанной. Только пропустив через себя, свои творческие опыты-фантазии ребенок может прочувствовать музыкальные «законы» изнутри. И пусть это - опыт «проб и ошибок», но это и опыт осмысления и понимания.
Действие, умение делать что-либо всегда являлось надежной гарантией усвоения любого знания. Китайская мудрость гласит: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». Игровые задания «Сложи танец», «Учимся, играя», пластическое моделирование, собственное исполнение, разнообразные практические задания позволяют не только усвоить полученные знания, но и глубже взглянуть во внутренний мир музыкального произведения, понять тонкости, особенности старинной танцевальной музыки, малознакомой современным детям, и, тем не менее, чутко воспринимающими ее красоту и утонченность.
Список использованной литературы:
- «Академия танца», вып. 3. Историко-бытовой танец – Санкт-Петербург, «Композитор», 2002
- Ермакова О. К. «Уроки музыкальной литературы. Первый год обучения» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012
- «Краткий музыкальный словарь – справочник» - М., «Кифара», 2005
- «Музыкальные игры Гайдна и Моцарта». Учебно-игровое пособие – М., «Классика – XXI», 2011
- «Музыкальный энциклопедический словарь» - М., «Советская энциклопедия», 1991
- Островская Я., Фролова Л. «Музыкальная литература». Учебное пособие. 1 год обучения – Санкт – Петербург, «Комопозитор», 2010
- Рыцарева М. Г. «Музыка и я» - М., «Музыка», 1994
- Царева Н. А. «Уроки госпожи Мелодии» - М., «Росмэн», 2003
- Материалы интернетресурсов: «История танцев», «Историко-бытовые танцы», «История бальных танцев»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Танцы, танцы, танцы...
Показать ученикам 2 класса многообразие танцевального жанра на примере Вальса, Польки, Камаринской....
Открытый урок по музыке "Танцы, танцы, танцы"
Разработка открытого урока во 2 классе: "Танцы, танцы, танцы"...
Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....
урок музыки во 2 классе "Танцы, танцы, танцы…"
Урок музыки во 2 классе по программе Е.Д.Критской. Цель - закрепить представления о танцевальных жанрах музыки и тех жизненных ситуациях, в которых люди разных времен и народов танцуют....
2 класс. Танцы, танцы, танцы
"Презентация к уроку музыки во 2 классе на тему "Танцы, танцы, танцы". Раздел в учебнике "День, полный событий"П.И. Чайковский "Полька, Камаринская, Вальс", "Песенка-чудесенка"...
Презентация к уроку "Не смолкнет сердце чуткое Шопена. Танцы, танцы, танцы".
В презентации представлены определения танцев - мазурка, полонез, вальс. Каждый танец дополнен аудиозаписью и рисунком. Основные даты из жизни Шопена, фотографии рассказывают нам о творчестве великого...
Презентация "Танцы, танцы, танцы" (2 класс)
Презентация "Танцы, танцы, танцы..."...