Танцы, танцы, танцы...
план-конспект урока (музыка) по теме
Показать ученикам 2 класса многообразие танцевального жанра на примере Вальса, Польки, Камаринской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыка. 2 класс | 29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока музыки во 2-ом классе
учителя музыки Кожановой Оксаны Владимировны
ГБОУ школа №120 Выборгского района С-Пб
Тема урока: «День полный событий»
Места урока в системе уроков: текущий
Цели урока:
Показать многообразие танцевального жанра на примере Вальса, Польки, Камаринской.
Задачи урока:
закрепить понятие жанра;
закрепить понятия лад, ритм, метр, доля, мелодия;
работать над чистотой интонирования;
развивать у детей умение чувствовать характер музыки,
развивать у учащихся чувство кантилены, округленности звука;
развивать чувство ритма;
развивать творческие способности учащихся: память, внимание, воображение, фантазию;
развивать музыкальный кругозор;
воспитывать любовь к родине, к красоте русской природы;
способствовать воспитанию любви к вокально-хоровому исполнительству, интереса к музыкальному инструменту: свирель;
воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса
Тип урока: комбинированный с элементами закрепления материала и систематизации
знаний
Методы урока: объяснительно-иллюстративный с элементами репродуктивного
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная
Возрастная категория: 2класс
УМК:
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина: «Музыка 2 класс» - М.:Просвещение, 2010.
Г.П Сергеева., Е.Д Критская., Музыка. Хрестоматия музыкального
материала. – М.: Просвещение, 2005.
Технические средства обучения
Музыкальный материал:
«Детский альбом» П.И.Чайковский: Полька, Вальс, Камаринская;
«Добрый день» музыка Я.Дубравина, слова В.Суслова;
«Русские ложки» автор музыки и слов неизвестен.
Попевки: «Ду-ду-ду», Часы», «Жучка».
Оборудование: фортепиано, телевизор, DVD, компьютер, музыкальный центр, свирель,
деревянные ложки.
Технология:
Проблемное обучение
План урока:
1. Приветствие.
2. Слушание музыки.
3. Подготовка к песенной деятельности.
4. Песенная деятельность.
5. Музыкальный сюрприз.
6. Обобщение. Вывод.
Ход урока:
Учитель: (музыкальное приветствие, приложение 1)
Здравствуйте ребята.
Учащиеся: Здравствуйте учитель.
Учитель: Присаживайтесь, пожалуйста. Наше музыкальное королевство, всегда радо вас видеть у себя в гостях. И сегодня королева Мелодия приглашает нас с вами на бал. Все жители королевства тоже будут там. Каких придворных, помощников Королевы Мелодии, вы знаете и можете мне назвать?
Учащиеся: Жанр, Регистр, Лад, Ритм.
Учитель: Хорошо, а какие жанры могут нас встретить на балу?
Учащиеся: Песня, Марш, Танец.
Учитель: Как вы считаете, кто из этих жанров будет главным сегодня?
Учащиеся: Танец.
Учитель: Правильно, страничка 24, в нашей волшебной книге, нам поможет встретиться с жанром: танец, (открывают учебник Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка»). Посмотрите на рисунки. Какие интересные и разные танцы мы видим. Рядом с каждым названием танца выстроились ритмики. Какой министр помогает нам понять эту запись?
Учащиеся: Ритм.
Учитель: Ритм помогает нам понять и прочитать нотную запись, а что является сердцем музыки?
Учащиеся: Метр.
Учитель: Конечно, ведь удары сердца мы не слышим, но благодаря им мы живём. И музыка тоже.
Учитель: Сегодня нас ждёт встреча с прекрасными танцами. И ни один бал не обходится без Польки. Кто из вас когда-нибудь танцевал польку?
Учащиеся: Я.
Учитель: Этот танец танцует пара мальчик с девочкой или мужчина с женщиной, поэтому он называется парный. Ребята, а давайте, прямо сейчас послушаем Польку.
Учащиеся: Да.
Учитель: Слушаем музыку.
(при каждом прослушивании музыки у нас с ребятами есть
одно условие: учащиеся руки кладут на парту, а голову на руки)
Слушание музыки: П.И.Чайковский «Полька» из «Детского альбома»,
( слушание музыки в записи: Михаил Плетнёв, фортепиано).
Учитель: Какая была музыка, что мы в ней услышали?
Учащиеся: Весёлая, подпрыгивающая, красивая, заводная, быстрая, живая.
Учитель: Танец быстрый, подпрыгивающий. Посмотрите на наших ритмиков. Прочитайте запись. Какой метр в Польке?
Учащиеся: Раз, два.
Учитель: Ребята, а что такое доля?
Учащиеся: Каждый шаг метра. Есть сильные и слабые доли…
Учитель: Да, есть сильные и слабые доли. Как мы прохлопаем сильную долю?
Учащиеся: Громко.
Учитель: Покажи. А слабую?
Учащиеся: Тише.
Учитель: А какая доля в нашей польке сильная?
Учащиеся: Первая.
Учитель: Почему?
Учащиеся: В записи есть значок показывающий это. Клювик.
Учитель: В учебнике обведите слово «полька».
Учащиеся: (учащиеся обводят слово «полька» в учебнике «Музыка»).
Учитель: Также ни один бал не обходится без Вальса. Это очень красивый танец, который танцует пара девочка и мальчик, мужчина и женщина. Как называются такие танцы?
Учащиеся: Парные.
Учитель: Найдите в учебнике слово «Вальс», какой у него метр?
Учащиеся: Раз, два, три.
Учитель: Метр Вальса плавный, покачивающийся, как лодка на волнах.
(предлагаю пластическим движением руки показать движение
под музыку)
Слушание музыки: П.И.Чайковский «Вальс» из «Детского альбома»,
( слушание музыки в записи: Михаил Плетнёв, фортепиано).
Учитель: Какая была музыка, что мы в ней услышали?
Учащиеся: Это был вальс. Увидели балет. Музыка красивая, плавная, великолепная…
Учитель: Легкий, грациозный, плавный. Вращение по кругу, кружение. Одним словом прекрасный танец Вальс. В учебнике найдите и обведите слово «вальс».
Учащиеся: (учащиеся обводят слово «вальс» в учебнике «Музыка»).
Учитель: Скажите теперь, что общее в этих двух совершенно разных танцах?
Учащиеся: Парные, танцуют на балах.
Учитель: А отличие Вальса от Польки?
Учащиеся: Полька подпрыгивает с ножки на ножку, её пульс два шага. Вальс плавный, закругленный его пульс три шага.
Учитель: Ребята, какой министр помог нам отличить один танец от другого?
Учащиеся: Ритм.
Учитель: (перед распевкой и исполнением песен, мы обращаем
внимание на певческую посадку)
В вальсе ножки раз, два, три.
В польке ножки раз, два.
Наши ножки - раз,
Ручки - два,
Спинка - три,
Головка - четыре,
Приготовились петь-
Учащиеся: Пять.
Учитель: I - (дыхательные и мимические упражнения):
Дыхание. По жесту учителя дети носиком вдыхают,
следят, чтобы воздух «посетил» диафрагму. Выдох – ртом, «выбрасываем воздушный
мячик»;
Покусывание язычка;
Мячики. Толкаем язычком правую щёку- 5 раз, левую щёку - 5 раз. По очереди
право - лево. Затем верх-низ;
Колечки. По кругу язык вправо, влево;
Жвачка. «Пожевали» язык, щёчки. Рот закрыт;
Трубочка. Язычок закрутить трубочкой.
II - ( распевка на попевочках):
1) Ду-ду. (Приложение 2)
(попевку исполняем с пластическим движением рук
D - dur – G dur, вверх и вниз);
(прохлопываем ритмическую основу попевки, пропев про себя);
( играем на свирели: 0 - до, 1- си, 2 – ля. Но перед этим обязательно
напоминаю о посадке, руках, дыхании. Проверка дыхания: выдох на руку
горячим воздухом);
( играем на свирели: 1 (си)- 2(ля);
3) Часы. (Приложение 3)
(попевку исполняем с пластическим движением рук E - dur – G - dur, вверх и вниз);
(прохлопываем ритмическую основу попевки, пропев вслух);
4) Жучка. (Приложение 4)
(попевку исполняем с пластическим движением рук C - dur – D - dur, вверх).
Учитель: Дождь, тучка, солнце… Подскажите пожалуйста, какой
министр, помощник королевы Мелодии - отвечает за погоду в музыкальном королевстве?
Учащиеся: Лад.
Учитель: А какую музыкальную погоду вы знаете?
Учащиеся: Мажор. Минор.
Учитель: В каком ладу звучала наша попевочка «Жучка»? (наигрываю попевку «Жучка»)
Учащиеся: Мажор.
Учитель: Каждое утро друг другу мы говорим: «Доброе утро», а встретившись днём?
Учащиеся: Добрый день.
Учитель: Да, именно это название нашей с вами песни, 1 куплет мы уже выучили, давайте вспомним.
(обращаю внимание на певческую посадку: ручки, ножки, голова)
Исполнение 1 куплета песни «Добрый день» музыка Я.Дубравина, слова В.Суслова
(Приложение 5),
кантилена;
выдерживания пауз;
динамические оттенки.
Учитель: Послушайте 2 куплет песни. Как мы слушаем музыку?
(при каждом прослушивании музыки у нас с ребятами есть
одно условие: учащиеся руки кладут на парту, а голову на руки)
Исполнение 2 куплета песни «Добрый день» учителем.
Учитель: О чём говорится во 2 куплете песни?
Учащиеся: Просыпается природа: озёра, горы, и в наше окошко стучится ветер на рассвете.
Учитель: учим 2 куплет по фразам:
- учитель исполнил фразу;
- учитель на инструменте играет мелодию, дети поют про
себя;
- учащиеся вслух под аккомпанемент фортепиано исполняют
фразу;
- соединяем 2 куплет;
- исполнение 1 и 2 куплета.
Учитель: Сегодня для всех сюрприз: ребята из вокального ансамбля «Карамелька» споют русскую плясовую песню «Русские ложки».
( часть учащихся из этого класса занимаются у меня в театре
песни «Каприччио», и в их репертуаре эта русская плясовая песня).
Исполнение песни: «Русские ложки», (приложение 6) автор музыки и слов неизвестен.
Ребята исполняют песню с ритмическим рисунком деревянных ложек.
Учитель: Русская народная музыка богата своими плясовыми, шуточными песнями и танцами. Один из них Камаринская. Великий композитор Петр Ильич Чайковский взял за основу своей пьесы эту плясовую. Посмотрим и послушаем.
Слушание музыки: П.И.Чайковский «Камаринская» из «Детского альбома»,
фрагмент рисованного мультфильма «Детский альбом»,
автор сценария и режиссер И.Ковалевская.
Учитель: Какая музыка?
Учащиеся: Весёлая. Интересная. Красочная. Быстрая…
Учитель: Обратимся к нашим учебникам и найдём и отметим слово «Камаринская».
Учащиеся: (учащиеся обводят слово «Камаринская» в учебнике «Музыка»).
Учитель: Ребята, у какого жанра мы были в гостях?
Учащиеся: У танца.
Учитель: А с какими танцами мы познакомились?
Учащиеся: Вальс. Полька. Камаринская.
Учитель: Эти танцы такие разные. Что их отличает друг от друга?
Учащиеся: Ритм. Мелодия. Настроение.
Учитель: Мне бы хотелось, чтобы к следующему уроку вы послушали..,
услышали, если вдруг встретится, или у кого есть возможность, нашли с помощью старших помощников: мам, пап, братьев, сестёр в интернете различные танцы. Можно те, которые мы сегодня слушали, а можно даже совсем другие…
Наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Прощаемся.
(после этого слово, учащиеся встают, музыкальное
прощание, приложение 7)
До свиданья!
Учащиеся: До свиданья!
Литература:
1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Уроки музыки. - М.:
Просвещение, 2010.
2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Музыка. Хрестоматия музыкального
материала. – М.: Просвещение, 2005.
3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Музыка. - М.:
Просвещение, 2010.
4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/ Авт.- сост.
А.С.Кленов; Под общ. Ред. О.Г.Хинн. – М., 1998.
Интернет ресурсы:
1. cor.academic.ru
Малый академический словарь «Академик»
2. http://video.mail.ru
You Tube
Классическая музыка в мультиках. «Детский альбом» П.И.Чайковский,
Союзмультфильм, автор сценария и режиссёр И.Ковалевская
3. http://deti.dworik.com
Дети на дворике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по музыке "Танцы, танцы, танцы"
Разработка открытого урока во 2 классе: "Танцы, танцы, танцы"...
Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....
урок музыки во 2 классе "Танцы, танцы, танцы…"
Урок музыки во 2 классе по программе Е.Д.Критской. Цель - закрепить представления о танцевальных жанрах музыки и тех жизненных ситуациях, в которых люди разных времен и народов танцуют....
2 класс. Танцы, танцы, танцы
"Презентация к уроку музыки во 2 классе на тему "Танцы, танцы, танцы". Раздел в учебнике "День, полный событий"П.И. Чайковский "Полька, Камаринская, Вальс", "Песенка-чудесенка"...
Презентация к уроку "Не смолкнет сердце чуткое Шопена. Танцы, танцы, танцы".
В презентации представлены определения танцев - мазурка, полонез, вальс. Каждый танец дополнен аудиозаписью и рисунком. Основные даты из жизни Шопена, фотографии рассказывают нам о творчестве великого...
Презентация "Танцы, танцы, танцы" (2 класс)
Презентация "Танцы, танцы, танцы..."...
Урок музыки для 2 класса "Танцы, танцы, танцы..."
Урок по программе "Искусство. Музыка" Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой для 2-го класса из раздела "День, полный событий" (урок №6)....