Дизайн в дошкольном образовательном учреждении
статья по теме

Харламова Татьяна Андреевна

В статье расрываются особенности использования средств и элементов дизайна в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Харламова Татьяна Андреевна

МБДОУ детский сад «Детство» комбинированного вида

Дизайн в дошкольном образовательном учреждении

В современных социально-экономических условиях ежедневного ускорения темпа технологических, информационных и коммуникативных преобразований в жизни общества, возникает необходимость модернизации содержания образования, от которой в большой степени зависит интеллектуальное и эмоциональное развитие молодого поколения, формирование его ценностных ориентаций, социальных, этических и эстетических идеалов, овладение опытом творческой деятельности.

Поиск моделей обучения, соответствующих уровню мирового образовательного пространства активизирует исследования, направленные на раскрытие творческого потенциала ребенка. Одним из решений таких поисков может стать дизайн, в котором объединены различные формы общественной деятельности и познания, проявляющиеся в отношении личности к окружающему миру, предметной среде и самой себе [2].

К настоящему времени обучение дизайну в дошкольном образовательном учреждении можно отнести к нововведениям, завоевывающим должное пространство в образовательном процессе. Необходимой базой для реализации дизайна является образовательная область «Художественное творчество».

Отечественный исследователь Г.Н. Пантелеев выделяет понятие «детский дизайн» и указывает на то, что он отвечают фундаментальным педагогическим задачам: формирует эстетику среды, окружающей ребенка, стимулирует его творчество, активность, готовит к жизни в социуме. В содержание «детского дизайна» Г.Н. Пантелеев включает такие понятия как «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». Дизайн-рукоделие – это небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно. «Дизайн-проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитекртурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн). Главная идея «дизайн-проекта» – направленность учебно-познавательной деятельности дошкольников на результат, при решении практической или теоретической проблемы. Именно ожидание результата имеет для ребенка значительно больший личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственно учения.

Дизайн призван не только интегрировать все получаемые в образовательном учреждении знания, умения и навыки, но и формировать такие черты личности, как находчивость, целеустремленность, необходимые для активного восприятия изменений, происходящих в мире.

В пользу применения дизайна в дошкольном образовательном учреждении говорят следующие аргументы: дизайн развивает прирожденные способности; дизайн помогает мыслительному развитию через предметно-образный способ познания; дизайн создает благоприятные условия для развития способностей к невербальному мышлению и общению; дизайн углубляет знания дошкольников и формирует их духовную культуру [3].

Таким образом, опора в образовательном процессе на дизайн позволяет использовать его возможности как существенный фактор всестороннего развития детей.

Литература:

  1. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн / Г.Н. Пантелеев. – М.: Карапуз, 2006. – 192 с.
  2. Салтыкова Г.М. Научно-методическое обоснование системы обучения школьников дизайну на базе черчения: Автореф… диссерт… канд. пед. наук: 13.00.02 / Г.М. Салтыкова. - Москва, 2004. – 25 с.
  3. Тхагапсоев Х.Г. Дизайн как феномен культуры и образования / Х.Г. Тхагапсоев. – Нальчик: Нальчикский колледж дизайна, 1997. – 39 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника дошкольного образовательного учреждения

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагогического работника дошкольного образовательного учреждения подготовлена Центром аттестации раб...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей.

  Возраст 6-7 лет специалисты считают наиболее благоприятным для художественно-эстетического  развития. Это развитие не осуществится само по себе. Для этого требуется большая, н...

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях специального детского сада на первый план...

Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...

Интеграция дополнительного образования с дошкольными образовательными учреждениями в образовательном пространстве города Донецка.

Взаимодействие спортивных образовательных учреждений дополнительного образования с дошкольными, это актуальная тема. Есть виды спорта, требующия занятия с детьми с более раннего возраста, да и двигате...

Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования  детей  с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и  предствлены мной  на КМО в ЦПМСС К...

Формирование социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста в условиях сельского дошкольного образовательного учреждения

Проблема развития социальной компетентности детей – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально...