Методическая разработка по теме «Методологические особенности работы над обработками (вариациями) народных песен»
методическая разработка на тему

Миронова Екатерина Александровна

В разработке представлен опыт работы педагога Мироновой Е.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_po_narodnym_pesnyam_seminar.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме

«Методологические особенности работы

над обработками (вариациями) народных песен»

1. Развитие творческих способностей детей в процессе оркестровой практики, как один из методов реализации функций системы дополнительного образования.

Эпиграф

Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Он представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства и обладает при этом неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской национальной культуры.

Функции дополнительного образования

Образовательная функция - совершенствование навыков игры на русских народных инструментах (навыки чтения с листа, ансамблевое музицирование, активизация исполнительских приемов, овладение музыкально-теоретическими знаниями).

Развивающая функция - выявление и развитие природных музыкальных способностей (активизация музыкального слуха. памяти. моторики, умений сопрягать «личное» и «коллективное», повышение мотивации к инструментальному исполнительству, развитие ассоциативного мышления, накопление опыта музыкально-эмоциональных переживаний и художественных представлений).

Воспитывающая функция - воспитание чувства сопричастности к классической музыке, пробуждение интереса к культуре и  искусству, расширение эстетического кругозора.

Информативная функция - расширение спектра знаний и представлений об окружающем мире, обогащение личного музыкального и личностного опыта.

Функция социализации - приобретение опыта самореализации в коллективе, воспитание толерантности, адекватного реагирования.

Компенсаторная функция - преодоление личностно-психологических комплексов, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, создание «атмосферы успеха».

Оркестр русских народных инструментов – как воспитывающая система и активная образовательная среда.

2. Народная песня в инструментальной обработке - как синтез художественного творчества и обобщения действительности.

Синкретизм фольклора - слияние различных видов искусства (музыка, поэзия, декоративно-прикладное творчество, театр).

Народная песня – музыкально-поэтическое повествование, рассказ, игра, притча, картина природы, обряд.

Коллективный характер песенного фольклора. В исторических условиях появлялись произведения, созданные «всем народом, как одним нравственным лицом» - обобщение и историзм. Традиционность.    

Дидактическая целесообразность воспитания юного музыканта на примерах детского фольклора

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Детский фольклор (пестушки, потешки, заклички)— универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта отобрали самые естественные и самые необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов. И не просто отобрали, как сумму неких методических приемов, а облекли в художественную форму.

Концепция о детях как субэтносе (микрокосмос) Дети как самостоятельный субэтнос в рамках различных этносов мира оказываются носителями, хранителями и создателями своей субкультуры, которая определяется прежде всего наличием своей «картины мира». Детский фольклор, являющийся языком детской субкультуры, служит важнейшим средством формирования, сохранения и трансляции картины мира.

Самый ранний младенческий, «дофонемный» (Л.П. Якубинский) период жизни ребенка связан с бытованием колыбельной песни – одного из главных слагаемых поэзии пестования. Колыбельные песни, как и другие произведения лирики материнства, уже на досознательной (для ребенка) стадии выполняют очень важную задачу включения его в процесс «культурации», врастания в культуру. И оно происходит с помощью таких художественных форм, которые соответствуют психологическим особенностям каждого возрастного этапа детства

(Исполнение муз. произведения «Как у нашего кота»)

3. Народная песня - как образец (ветвь, корень) музыкального искусства.

Обращение к народным мелодиям композиторов-классиков - П.И.Чайковский (Детский альбом Концерт для фортепиано с оркестром №1), Э Грига (Лиричесике пьесы, норвежские танцы), .Г.Свиридова (Детские пьесы), В.А.Моцарта, ЛВ.Бетховена (вариации), И.Берковича (обработки и вариации), И Стравинского («Весна священная»).

Формирование репертуара оркестра – как единой целостной музыкально-образовательной системы - создание «детского альбома инструментальных народных  мелодий»:

Характеристика:

Разножанровость

Многонациональность

Контрастность и яркость художественных образов.

Контрастность темпо-ритмических особенностей (в соответствии с особенностями детского темперамента).

Принцип педагогической целесообразности (адекватность исполнительскому уровню учащихся, их психолого-педагогическим особенностям).

Принцип отбора музыкального материала, способного пробудить фантазию ребенка, обогатить его мир чувствами и эстетическими переживаниями

Интерпретация (исполнение) народных мелодий как произведений классического репертуара.

(Исполнение муз. произведения «Пастушечный наигрыш» -

черты классического адажио, скандинавский колорит,

динамические «волны» как средство создания музыкальной формы)

   

4. Методологические особенности работы над народными песнями (обработками) в инструментальном переложении.

Выразительные средства народной песни

мелос (от речитативного - эстонские руны, южнославянский эпос, до богато орнаментального, лирические песни ближнесредневосточных музыкальных культур);

метод - народная песня (мотив, попевка) как первоначальный этап овладения навыками исполнения произведений кантиленного характера - умения слышать развитие фразы, владение способами звукоизвлечения, восприятие музыкального произведения как выразительной речи, богатой эмоциональными переживаниями.

многоголосие (обработки для ансамбля, фортепиано, оркестра) полиритмичное сочетание попевок - канон, хоровая аккордика, квартосекундовая и среднерусская подголосочная полифония, Функцией подголоска является либо поддержание снизу основной мелодии голоса, либо украшение её сверху, либо создание контраста.  

метод - воспитание полифонического мышления - умения слышать одновременно несколько мелодических линий. развитие музыкально-интонационных способностей, пространственного музыкального восприятия (исполнение произведения по голосам. сольфеджирование в составе с ансамбля).

ладозвукорядная система (от простейших малоступенных и узкообъёмных ладов до развитой диатоники «свободного мелодического строя»).

метод - воспитание чувства лада, ладогармонических изменений. Красок (пробуждение зрительных ассоциаций, образного мышления).

ритмика (в частности, ритмоформулы, обобщившие ритмику типовых трудовых и танцевальных движений);

метод- тактирование, упражнении и музыкальные игры на развитие ритма, развитие способности к восприятию ритма как выразительного средства для создания художественного образа (показ).

формы (строфы, куплеты, свободные, вариационные формы)...

метод - развитие инструментального мышления - умения анализировать музыкальную форму.

(Исполнение муз. произведения «Василек»)

5. Оркестр как система взаимодействия тембров.

Современный оркестр русских народных инструментов (о.р.н.и.) включает в свой состав следующие группы и инструменты: представление групп оркестра:

  • домры – пикколо (д. п.), малые (д. м.), альтовые (д. а.), басовые (д. б.);
  • балалайки – примы (б. пр.), секунды (б. с.), альты (б. а.), басы (б. б.), контрабасы (б. к-б.);
  • баяны (б-ны) – собственно баяны и оркестровые гармоники;
  • духовые инструменты – флейты, гобои;
  • гусли – щипковые и клавишные;
  • ударные инструменты. 

метод - «погружения в оркестровое пространство», в процесс взаимодействия различных музыкальных «голосов», умение слышать тембровую «вертикаль», понимать функцию каждой оркестровой группы, слышать и участвовать в «инструментальные диалогах (мелодия и аккомпанемент, тутти, соло). Метод - «ролевой игры».

Приемы дифференцированного оркестрового изложения предполагают использование инструментальных групп оркестра в качестве различных, относительно самостоятельных тембровых единиц, функции которых ясно, четко разграничены.

Структура о.р.н.и. предопределяется, прежде всего, особенностями взаимосвязей домр и балалаек, составляющих основную массу инструментов оркестра.

Баянам и духовым инструментам (флейтам, гобоям) в о.р.н.и. принадлежит особая, исключительная роль. Имея немало общего в своих тембровых, динамических и некоторых иных характеристиках, баяны и духовые инструменты на общем оркестровом фоне образуют тембровую сферу, во всех отношениях противостоящую звучанию других инструментальных групп.

Гусли относятся к числу основных, «старейших» участников о.р.н.и. и находят самое широкое применение в инструментовке для данного состава.  При всём разнообразии использования гуслей в современных партитурах, их роль в оркестре сводится к двум основным функциям: колористической и динамической.

Использование ударных инструментов в народном оркестре (по сравнению с другими инструментальными составами) чрезвычайно своеобразно.

Дело в том, что приёмы игры на струнных инструментах о.р.н.и. (домрах, балалайках, гуслях) и ударных инструментах опираются на общий принцип звукоизвлечения: короткие звуки исполняются с помощью удара (щипка), долгие звуки – с помощью тремоло.

Педагогическая задача автора переложений (инструментовок, обработок) (для конкретного состава оркестра народных песен - как скульптору, резчику в музыке, создать тончайшие музыкальные образы, будто кружева из шелка. Техника переложение настолько "ажурная", будто тонкая резьба из золота, украшенная самоцветным камнями маленькую простенькую мелодию он развернет на широкую картину с множеством самых красок.

(Исполнение муз. произведения «Аннушка»)

6. Музыкально-эстетическое воспитание детей через соприкосновение с художественно-поэтическими образами народной песни: картины природы. Быта, исторические события, обряды, лирические переживания, сцены народных праздников, детские игры.

Всемирно известная обработка Щедрик относится к тем, над которыми Николай Леонтович работал почти всю жизнь.  

Впервые Щедрик был исполнен хором Киевского Университета в 1916. В основу произведения положена украинский песня - песня добрых пожеланий, которая исполняется в период зимних праздников. В "Щедрик" поется про ласточку, которая прилетела в дом возвестить богатый год для семьи. Согласно популярной, но неточной интерпретацией, украинский оригинал опирается на старую славянскую легенду о том, что каждый колокол в мире прославлял Иисуса в ночь, когда он родился. Композитор использует прием мотивного остинато. Эта песня имеет несколько нехарактерные для рождественской песни черты, ибо выполняется в минорном ключе, в очень быстром темпе. Тема звучит как архаическая закличка.

(Исполнение муз. произведения «Щедрик»)

7. Специфика работы над динамическими оттенками в обработках народных мелодий.

Разнообразие динамических оттенков в звучании оркестра русских народных инструментов.

Динамика как способ создания развернутой формы произведения.

Динамика - как средство передачи эмоциональных переживаний.

Русский народный оркестр обладает великолепным пиано. Этот динамический нюанс – по своим акустическим параметрам, прозрачности, тонкости звучания и разнообразию тембрового колорита – во многих случаях превосходит пиано в других инструментальных составах, включая пианиссимо (ppp) симфонического оркестра. Разнообразная и широко развитая сфера пиано накладывает определенный отпечаток на весь динамических диапазон народного оркестра в том плане, что на фоне глубокого и разнообразного по тембру пиано, в сравнении с ним - простое форте оркестра с использованием звучных регистров инструментов звучит достаточно ярко и убедительно. Фрагменты работы «Хлопчик пашенку пахае».

(Исполнение муз. произведения «Хлопчик пашенку»)

Музыкальный Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для музыкального развития, образования и воспитания наши дни. Потому что именно народная песня (в инструментальном варианте в том числе) включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях и воспитываются наши дети. Знание фольклора может дать ребенку знание народе, истории культуре и в конечном итоге о самом себе.

Напрасно думать, что музыка были лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» - Л.Н. Толстой.

(Исполнение муз. произведений «Казав мене батьку»,

«Ой, лопнул обруч»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Из опыта работы подготовки школьников к олимпиадам по математике".

Внеклассная работа по предмету.Подготовка учащихся к олимпиадам. В целях развития у учащихся интереса к математике проводятся математические олимпиады различных уровней. Умение решать задач...

Методическая разработка по теме: «Некоторые особенности решения задач С1 ЕГЭ»

презентация "Отбор корней при решении тригонометрических уравнений"...

Методическая разработка по теме "Оперативное планирование работы производства."

Тема урока: Оперативное планирование работы производства. Виды меню. Тип урока: практическое занятие. Цели урока:Образовательная: закрепить знания, полученные учащимися на уроках теоретическ...

Методическая разработка по теме «Методологические особенности работы над обработками (вариациями) народных песен»

В данной методической разработке представлены тезисы к семинару по заданной теме по следующим разделам:1. Развитие творческих способностей детей в процессе оркестровой практики, как один из методов ре...

Методическая разработка на тему "Внеклассные формы работы, как средство развития музыкального образования"

Одной из наиболее актуальных проблем не только педагогики, но и всего общества в целом сегодня является проблема  музыкального образования учащихся. Современное общество как никогда ранее нуждает...

Методическая разработка к темам программы "Трафаретные работы" для 5-9 классов

В методической разработке представлен материал по трафаретным работам. Виды трафаретных работ, его назначение, технология изготовления шаблонов для трафаретных работ и сама технологическая последовате...

Методические разработки по теме "Биоэнергопластика в работе логопеда"

Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения языка или ч...