Дополнительная общеобразовательная программа "Ударные инструменты"
рабочая программа на тему
Программа обучения детей игре на ударных инструментах для дальнейшего музицирования в оркестре русских народных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit._list_udarnye_instrumenty_spets._instr.doc | 80.5 КБ |
udarnye_instrumenty_spets._instr.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ЗДТДиМ
____________ О.Н. Сорокина
"____"______________20__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Ударные инструменты»
(оркестровая студия «Гармония»)
Возраст обучающихся – 7-18 лет
Срок реализации программы – 5 лет
Автор:
педагог дополнительного образования
Миронова Екатерина Александровна,
Бармина Галина Ивановна,
методист
Максимкина Светлана Владимировна
МОСКВА - 2013
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Ударные инструменты»
(оркестровая студия «Гармония»)
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель методического совета__________________/ /
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол №_______
от"____"____________20__г.
Председатель управляющего совета__________________/ /
Программа реализуется в ГБОУ ЗДТДиМ с 2005 года
Программа переработана и дополнена в 2013 году
Программа переработана и дополнена в году
Программа переработана и дополнена в году
Программа переработана и дополнена в году
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Клавишные гусли»
(оркестровая студия «Гармония»)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русские народные ударные инструменты являются важной составной частью национальной музыкальной культуры. Уже в эпоху Киевской Руси они использовались в войсковых соединениях, в торжественных случаях при княжеских дворах. Широкое распространение среди скоморохов получили бубны. До недавнего времени в профессиональном исполнительстве использовалась лишь небольшая часть народного инструментария - бубен, ложки, трещотки, рубель. Теперь же используются разнообразные русские ударные инструменты такие как рогач, ухват, ладошки, косы, пилы и др. Для современного оркестра русских народных инструментов используются не только русские инструменты, а еще и инструменты симфонического оркестра - литавры, малый барабан, большой барабан, кастаньеты, деревянные коробочки, маракасы, треугольники, тарелки, колокола, колокольчики, ксилофон и др.
Направленность дополнительной образовательной программы, актуальность, педагогическая целесообразность
Технологии творческого развития детей создания и обогащения культурных ценностей непосредственным образом связаны и взаимодействуют с технологиями изучения, сохранения, восстановления этих ценностей, освоения и использования культурного наследия в современном обществе.
Музыка как средство воспитания с древних времен в большей или меньшей мере использовалась во всех идеологических системах. Примечательно, что во многие эпохи проявлялось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки.
Испокон веков русский народ стремился выразить в музыке свои мысли, чаяния, душевные переживания. Они нашли полноценное художественное воплощение в различных образцах инструментального искусства.
Известное влияние на развитие музыкального слуха ребенка (и его эмоциональной сферы и психики вообще) оказывает вся «звучащая» среда - от случайных тоновых звуков окружающего мира до различных сознательно производимых ритмических и звуковысотных комбинаций голосом или музыкальными инструментами.
Сильное действие оказывает музыка на формирующийся духовный мир маленького человека.
Проведено также много экспериментов, доказывающих огромное влияние музыки на мышечную энергию, на дыхание, на кровообращение и кровяное давление, пульс и биение сердца и т.п. В процессе общения с различными музыкальными жанрами формируется эстетическое сознание личности, которое в свою очередь, находится в соответственной связи со всеми сторонами духовного мира человека.
Целенаправленное использование воспитательной силы музыки заключается в том, чтобы способствовать всестороннему и гармоническому развитию личности, обогащать ее духовный мир, утверждать социальную значимость в современном мире.
Ударные инструменты не дают полное гармоническое звучание. Поэтому на занятиях по классу ударных инструментов должен присутствовать концертмейстер.
Данная образовательная программа не самостоятельна. Она объединена с другими программами в Положении «Об оркестровой студии «Гармония».
Цель: достижение необходимого исполнительского уровня игры на ударных инструментах для полноценного участия обучающегося в оркестровом музицировании.
Задачи:
образовательные:
- Сформировать исполнительские навыки игры на инструментах;
- Выявить и развить музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
- Научить анализировать музыкальный материал.
развивающие:
- Способствовать общему музыкальному развитию;
- Развить творческие способности (импровизация, подбор, сочинение) обучающегося;
- Приобщить детей к лучшим образцам музыкального искусства;
воспитательные:
- Сформировать чувство уважения к традициям своего народа;
- Воспитывать лучшие качества личности для социальной адаптации обучающихся;
- Воспитать музыкальный вкус, расширить художественный кругозор.
Возраст детей: 7-18 лет
Сроки реализации: 5 лет
Форма и режим занятий:
По Положению «Об оркестровой студии «Гармония» обучение игре на народных инструментах разделено на пятилетнее и семилетнее обучение в зависимости от возраста ребенка. Дети с 7 лет обучаются по семилетней программе, дети с 9 лет - по пятилетней.
Форма занятий индивидуальная. Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 мин. (36 часов в год).
Прогнозируемые результаты по годам обучения
7-летняя программа обучения
1 год обучения
В конце первого года обучения воспитанник должен освоить необходимые ЗУН:
- ознакомиться с нотной грамотой: изучить ноты первой октавы на клавиатуре ксилофона или колокольчиков и в нотном тексте, длительности нот, знаки альтерации, порядок ударов;
- должен освоить постановку правой и левой рук, первичные навыками приемов звукоизвлечения.
За год воспитанник должен пройти большое количество простейших разнохарактерных произведений и ритмических упражнений на разных ударных инструментах на основе народных песен для накопления репертуара, для свободного чтения с листа, знакомства с разнообразными ритмическими рисунками.
В первом полугодии при хорошей подготовке воспитанник должен сдать на экзамене три разнохарактерных произведения. Во втором полугодии изучаемый музыкальный материал становится сложнее. На экзамене во втором полугодии воспитанник сдает три разнохарактерных произведения .
2 год обучения
В течение второго года обучения ребенок знакомится:
- с гаммой C-dur на ксилофоне;
- должен знать обозначение динамических оттенков;
- освоить восьмые длительности, штрихи staccato, тремоло;
- освоить постановку рук при игре на малом барабане;
- должен пройти за год 6 обязательных произведения на ксилофоне и 4-6 ритмических рисунков и оркестровых партий на разных ударных инструментах дополнительно.
3 год обучения
В течение третьего года обучения ребенок знакомится:
- с гаммами: C-dur, G-dur, A-moll на ксилофоне;
- должен знать обозначение динамических оттенков;
- слышать начало и конец фразы;
- освоить шестнадцатые длительности;
- штрихи staccato, тремоло;
- освоить постановку рук при игре на малом барабане, тарелке, большом барабане, бубне, трещотках;
- должен пройти за год 6 обязательных произведения на ксилофоне и 4-6 ритмических рисунков и оркестровых партий на разных ударных инструментах дополнительно.
4 год обучения
В течение четвертого года обучения ребенок знакомится:
- с гаммами: до трех знаков при ключе на ксилофоне;
- должен знать обозначение темпов;
- слышать начало и конец фразы;
- уметь анализировать произведение;
- освоить различные группировки из шестнадцатых и восьмых длительностей;
- штрихи staccato, тремоло, marcato;
- освоить постановку рук при игре на малом барабане, тарелке, большом барабане, бубне, трещотках, трех ложках, пиле;
- должен пройти за год 6 обязательных произведения на ксилофоне и 4-6 ритмических рисунков и оркестровых партий на разных ударных инструментах дополнительно.
5 год обучения
В течение года воспитанник должен изучить:
- гаммы до 4 знаков при ключе, хроматические гаммы;
- пунктирный ритм;
- триоли, квинтоли;
- освоить игру на трех ложках, рубеле, ухвате, бубне;
- должен пройти за год 6 обязательных произведений на ксилофоне и 4-6 произведений или оркестровых партий на разных ударных инструментах оркестра дополнительно.
6 год обучения
В течение года воспитанник должен изучить:
- гаммы до трех знаков при ключе на ксилофоне разными штрихами;
- уметь играть произведения с динамическими оттенками;
- освоить двойные ноты при игре на ксилофоне, колокольчиках;
- освоить приемы игры на пиле, колоколах;
- усложненные ритмы и тремоло на малом барабане, коробочке, трещотках, маракасах и др.;
- должен пройти за год 6 обязательных произведений на ксилофоне и 4-6 произведений или оркестровых партий на разных ударных инструментах оркестра дополнительно.
7 год обучения
В течение года воспитанник должен играть:
- пройденные гаммы до 4 знаков при ключе на ксилофоне в подвинутом темпе;
- освоить все предлагаемые ударные инструменты;
- уметь читать партии для них с листа;
- должен подготовить выпускную программу, состоящую из трех разнохарактерных произведений на ксилофоне и двух произведений на инструментах по выбору учащегося, используемых в оркестре русских народных инструментов.
5-летняя программа обучения
1 год обучения
В конце первого года обучения воспитанник должен освоить необходимые ЗУН:
- ознакомиться с нотной грамотой: изучить ноты первой октавы на клавиатуре ксилофона или колокольчиков и в нотном тексте, длительности нот, знаки альтерации, порядок ударов;
- должен освоить постановку правой и левой рук, первичные навыками приемов звукоизвлечения.
За год воспитанник должен пройти большое количество простейших разнохарактерных произведений и ритмических упражнений на разных ударных инструментах на основе народных песен для накопления репертуара, для свободного чтения с листа, знакомства с разнообразными ритмическими рисунками.
В первом полугодии при хорошей подготовке воспитанник должен сдать на экзамене три разнохарактерных произведения. Во втором полугодии изучаемый музыкальный материал становится сложнее. На экзамене во втором полугодии воспитанник сдает три разнохарактерных произведения .
2 год обучения
В течение второго года обучения ребенок знакомится:
- с гаммами: C-dur, G-dur, A-moll на ксилофоне;
- должен знать обозначение динамических оттенков;
- слышать начало и конец фразы;
- освоить шестнадцатые длительности, штрихи staccato, тремоло;
- освоить постановку рук при игре на малом барабане;
- должен пройти за год 6 обязательных произведения на ксилофоне и 4-6 ритмических рисунков и оркестровых партий на разных ударных инструментах дополнительно.
3 год обучения
В течение года воспитанник должен изучить:
- гаммы до 2 знаков при ключе, хроматические гаммы;
- пунктирный ритм.
- освоить игру на трех ложках, рубеле, ухвате, бубне;
- должен пройти за год 6 обязательных произведений на ксилофоне и 4-6 произведений или оркестровых партий на разных ударных инструментах оркестра дополнительно.
4 год обучения
В течение года воспитанник должен изучить:
- гаммы до трех знаков при ключе на ксилофоне разными штрихами;
- уметь играть произведения с динамическими оттенками;
- освоить двойные ноты при игре на ксилофоне, колокольчиках;
- триоли, квинтоли;
- освоить приемы игры на пиле, колоколах;
- усложненные ритмы и тремоло на малом барабане, коробочке, трещотках, маракасах и др.;
- должен пройти за год 6 обязательных произведений на ксилофоне и 4-6 произведений или оркестровых партий на разных ударных инструментах оркестра дополнительно.
5 год обучения
В течение года воспитанник должен играть:
- пройденные гаммы до 4 знаков при ключе на ксилофоне в подвинутом темпе;
- освоить все предлагаемые ударные инструменты;
- уметь читать партии для них с листа;
- должен подготовить выпускную программу, состоящую из трех разнохарактерных произведений на ксилофоне и двух произведений на инструментах по выбору учащегося, используемых в оркестре русских народных инструментов.
Формы подведения итогов
реализации дополнительной общеобразовательной программы
- Концертная деятельность на площадках г. Москвы и Московской области;
- Активная концертная деятельность в Зеленоградском Дворце творчества детей и молодежи;
- Участие и достижение положительных результатов в конкурсах-фестивалях детского и юношеского творчества;
- Активное участие в концертной деятельности профильных смен в летних выездных оздоровительных лагерях.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7-летняя программе обучения
1 год обучения
Название разделов | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1. Музыкальная грамота | 6 | 2 | 4 |
2. Постановка рук, посадка | 10 | 2 | 8 |
3. Работа над произведениями | 14 | 3 | 11 |
4. Чтение нот с листа | 6 | 2 | 4 |
ВСЕГО: | 36 | 9 | 27 |
2-6 года обучения
Название разделов | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1. Музыкальная грамота | 6 | 2 | 4 |
2.Посадка, формирование исполнительского аппарата, развитие мелкой техники | 9 | 3 | 6 |
3. Работа над произведениями | 12 | 4 | 8 |
4. Чтение нот с листа, работа над оркестровыми партиями | 9 | 3 | 6 |
ВСЕГО: | 36 | 12 | 24 |
7 год обучения
Название разделов | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1. Музыкальная грамота | 6 | 2 | 4 |
2. Формирование исполнительского аппарата, развитие мелкой техники | 8 | 2 | 6 |
3. Работа над произведениями | 14 | 4 | 10 |
4. Чтение нот с листа, работа над оркестровыми партиями | 8 | 2 | 6 |
ВСЕГО: | 36 | 10 | 26 |
5-летняя программа обучения
1-4 года обучения
Название разделов | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1. Музыкальная грамота | 6 | 2 | 4 |
2.Посадка, формирование исполнительского аппарата, развитие мелкой техники | 9 | 3 | 6 |
3. Работа над произведениями | 12 | 4 | 8 |
4. Чтение нот с листа, работа над оркестровыми партиями | 9 | 3 | 6 |
ВСЕГО: | 36 | 12 | 24 |
5 год обучения
Название разделов | Всего (часов) | Теория (часов) | Практика (часов) |
1. Музыкальная грамота | 6 | 2 | 4 |
2. Формирование исполнительского аппарата, развитие мелкой техники | 8 | 2 | 6 |
3. Работа над произведениями | 14 | 4 | 10 |
4. Чтение нот с листа, работа над оркестровыми партиями | 8 | 2 | 6 |
ВСЕГО: | 36 | 10 | 26 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7-летняя программа обучения
1 год обучения
Название разделов | Теория | Практика |
1.Музыкальная грамота | Знакомство с инструментами, исторические данные об инструментах, длительности нот, расположение нот на нотоносце,динамика | Умение записать ноты на нотоносце в первой октаве, изучение длительности нот, умение петь звуки в первой октаве |
2.Постановка рук, посадка | Первичные навыки приемов звукоизвлечения | Умение правильно играть за инструментом - прямая спина, свободный корпус. Работа над постановкой рук, игра упражнений работа над правильным звукоизвлечением |
3.Работа над произведениями | Основа музыкального произведения на начальной стадии обучения игре на ударных инструментах - народная песня - знаки альтерации, динамика | Игра народных песен, упражнений разными штрихами: смешанные штрихи, знаки альтерации, динамика |
4. Чтение нот с листа | Определение тональности, размера, аннотация к произведению | Игра легких пьес для приобретения навыка чтения нот с листа |
2-6 года обучения
Название разделов | Теория | Практика |
1. Музыкальная грамота | Теоретические сведения о строении интервалов, аккордов, и пр. сведения, небольшой гармонический анализ произведения | Определение предложения, периода, фразы, тональности, формы произведения. Голосоведение. |
2.Посадка, формирование исполнительского аппарата, развитие мелкой техники | Напоминание о правильной постановке за инструментом: прямая спина, свободный корпус, освобождение рук при игре | Умение следить за правильной постановкой за инструментами - прямая спина, свободный корпус, освобождение рук при игре |
3.Работа над произведениями | Осуществляется не только на основе художественных произведений, но и на специальном инструктивном материале | Работа над этюдами, упражнениями, гаммами, программными произведениями |
4. Чтение нот с листа, работа над оркестровыми партиями | Определение тональности, размера, аннотация к произведению | Игра легких пьес для приобретения навыка чтения нот с листа |
7 год обучения
Название разделов | Теория | Практика |
1.Музыкальная грамота | Теоретические сведения о строении интервалов, аккордов, и пр. сведения, небольшой гармонический анализ произведения | Определение предложения, периода, фразы, тональности, формы произведения. Голосоведение. |
2.Формирование исполнительского аппарата, развитие мелкой техники | Осуществляется не только на основе упражнений на развитие мелкой техники, гамм | Работа над этюдами, упражнениями, гаммами, |
3. Работа над произведениями | Теоретические сведения о закономерностях работы по всем разделам программы | Совершенствование и умение воплощать свои творческие навыки |
4. Чтение нот с листа, работа над оркестровыми партиями | Определение тональности, размера, аннотация к произведению | Самостоятельный разбор произведений на основе навыков чтения нот с листа, самостоятельный разбор, изучение оркестровых партий |
5-летняя программа обучения
1-4 года обучения
Название разделов | Теория | Практика |
1. Музыкальная грамота | Теоретические сведения о строении интервалов, аккордов, и пр. сведения, небольшой гармонический анализ произведения | Определение предложения, периода, фразы, тональности, формы произведения. Голосоведение. |
2.Посадка, формирование исполнительского аппарата, развитие мелкой техники | Напоминание о правильной постановке за инструментом: прямая спина, свободный корпус, освобождение рук при игре | Умение следить за правильной постановкой за инструментами - прямая спина, свободный корпус, освобождение рук при игре |
3.Работа над произведениями | Осуществляется не только на основе художественных произведений, но и на специальном инструктивном материале | Работа над этюдами, упражнениями, гаммами, программными произведениями |
4. Чтение нот с листа, работа над оркестровыми партиями | Определение тональности, размера, аннотация к произведению | Игра легких пьес для приобретения навыка чтения нот с листа |
5 год обучения
Название разделов | Теория | Практика |
1.Музыкальная грамота | Теоретические сведения о строении интервалов, аккордов, и пр. сведения, небольшой гармонический анализ произведения | Определение предложения, периода, фразы, тональности, формы произведения. Голосоведение. |
2.Формирование исполнительского аппарата, развитие мелкой техники | Осуществляется не только на основе упражнений на развитие мелкой техники, гамм | Работа над этюдами, упражнениями, гаммами, |
3. Работа над произведениями | Теоретические сведения о закономерностях работы по всем разделам программы | Совершенствование и умение воплощать свои творческие навыки |
4. Чтение нот с листа, работа над оркестровыми партиями | Определение тональности, размера, аннотация к произведению | Самостоятельный разбор произведений на основе навыков чтения нот с листа, самостоятельный разбор, изучение оркестровых партий |
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Привлекая ребенка к игре на ударных инструментах, необходимо обстоятельно поговорить с родителями. Они больше расскажут о склонностях и вкусах ребенка, о состоянии его здоровья.
Музыкальный слух. Развивать музыкальный слух можно при обучении игре на ксилофоне. Развитие музыкального слуха и чувства ритма необходимо для восприятия и понимания музыки. Постановка рук. Так же как и на любом другом инструменте особое внимание следует уделять постановке рук и ударам. С первого занятия когда ребенок берет в руки палочки, следует сразу направить удар не зажатой, а свободной рукой. Если сразу не уделить должного внимания освобождению рук, в дальнейшем это будет тормозить развитие мелкой техники и тремоло на различных инструментах.
Тремоло. Встречаются дети, с которыми его освоение возможно чуть ли не с первых уроков, но явление это очень редкое. Обычно тремоло дается с большим трудом. Детскому организму куда больше свойственно мускульное напряжение, чем расслабление. Можно добиться состояния расслабленной кисти и предплечья, а в это время где-то в плече будет узел зажатия, тормозящий весь процесс тремолирования. Необходимо постоянно контролировать состояние мышц рук, изобретать приемы их расслабления, чтобы привить навык минимальной затраты мускульной энергии на достижение нужного звукового результата, навык освобождения руки, кисти, пальцев при самой малейшей возможности. Не стоит торопиться, форсировать события лучше внимательно изучить индивидуальные психо-физиологические и анатомические особенности ученика.
Формы промежуточного и итогового контроля
Оркестровая студия «Гармония» - это образовательная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов: образовательная деятельность, культурно-досуговая деятельность, воспитательная деятельность, работа с родителями.
В студии дети обучаются игре на народных инструментах, знакомятся с теорией и историей музыки.
Весь образовательный процесс поделен на этапы:
I этап - характеристика обучаемого. Первая ступень адаптация детей к новым условиям, приобретение навыков общения - главная задача контакт педагога с ребенком, свобода общения. Техника безопасности, культура поведения, приучение к самостоятельной работе.
II этап - овладение каждым воспитанником ведущими видами деятельности в каждом разделе программы. Основной вид деятельности - образовательный. Превалирующий вид - учебный.
III этап — переход от репродуктивно-практической деятельности к совместному с педагогом составлению плана по реализации тем и заданий и разработка планового проекта по индивидуальному замыслу, то есть начало самостоятельной творческой деятельности.
В конце каждого полугодия и в конце года каждое выступление воспитанника обязательно оценивается. Впечатление от исполнения воспитанником программы зависит от многих особенностей: степень одаренности, отношение к музыкальной работе, степень готовности произведений, степень соответствия трудности данного произведения и особенности ученика
При этом должны быть учтены:
- правильность текста;
- осмысленность текста (фразировка);
- умение выбрать и сохранить темп произведения;
- разнообразие звука, эмоциональность;
- правильность исполнительских приемов ученика;
- артистическая выдержка, устойчивость, стабильность исполнения;
- общее поведение на эстраде.
Техническое оснащение занятий: аудитория для занятий, инструменты, палочки для ударных инструментов разного вида, стулья, подставки (под ноги), пюпитр, фортепиано для аккомпанемента.
5. СПИСОК ПРОГРАММ
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
1. Буданков В., Вахутинский М., Петров В. «Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах», М. 1991г.;
2. «Хрестоматия игры на ксилофоне и малом барабане»;
3. Макаров С. «Пьесы для ударных инструментов «От простого к сложному», М. 2002г.;
4. Оркестровые партии и др.
Список литературы для педагогов:
1. Буданков В., Вахутинский М., Петров В. «Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах», М. 1991г.;
2. Киселева Т., Красильников Ю. «Социально-культурная деятельность», М. 2004г.;
3. Лысенко Н.Т. «Методика обучения игре на домре», Киев, 1990г.;
4. Матонис В. «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Лен. 1988г.;
5. Мерзлякова С. «Фольклор - музыка - театр», М. 1999г.;
6. Рогаль-Левицкий Д. «Современный оркестр», МЛ 1956г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». Ансамбль. Срок реализации 5 лет.
Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». Ансамбль. Срок реализации 5 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр"
Данная программа является ознакомительным курсом обучения 1-й ступени в оркестровой студии "Гармония" для детей 1-2 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Сольфеджио"
В программе дан учебный курс для детей 1-2 классов для оркестровой студии "Гармония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Ансамбль"
В программе дан учебный курс по предмету ансамбль в оркестровой студии "Гаромония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Ударные инструменты"
Программа ознакомительного уровня для детей 1-2 кл....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ударные инструменты"
Программа лдя учащихся 2-4 кл....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ударные инструменты"
Программа для учащихся 5-9 кл....