Методическая разработка «Эстрадный вокальный коллектив как субъект социально-культурной деятельности»
методическая разработка на тему
Развитие и воспитание культурной личности в социо-культурной деятельности на занятиях эстрадным вокалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrab.no1_.docx | 40.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Зеленоградский дворец творчества детей и молодёжи
Методическая разработка
на тему
«Эстрадный вокальный коллектив
как субъект социально-культурной деятельности»
Автор: педагог дополнительного образования
Климась Александра Сергеевна
Москва - 2012
В настоящее время широкое распространение получили различные виды детского и юношеского творчества, в частности эстрадное-вокальное творчество, осуществляемые в процессе социально-культурной деятельности.
В свете нынешних суждений понятие «социально-культурная деятельность» следует рассматривать как видовое по отношению к более общему, родовому понятию «досуговая деятельность» («досуг») и обладающее в связи с этим всеми присущими ему признаками: обозначаемая им деятельность является результатом свободного выбора занятий, не продиктована «внешней» необходимостью, которая осуществляется не с целью заработка. Вместе с тем данное понятие заключает в себе и специфические особенности. Социально-культурная деятельность направлена на воспитание развитой, разносторонней, гармоничной личности.
Побудительным моментом для нее являются культурные потребности: в творчестве, общении, познании, общественно-политической и религиозной деятельности, спорте, туризме, различного рода игровых занятиях. Как любую человеческую деятельность, ее можно охарактеризовать с точки зрения субъекта, цели, средства, результата, самого процесса, а также механизмов ее осуществления - психологических компонентов, лежащих за пределами собственно деятельности: ценностных установок, ориентаций, мотивов.
Субъектом ее могут выступать отдельные слои общества, социальные и социально-демографические группы населения, группы совместного проведения досуга, учреждения и организации, с помощью которых осуществляется накопление и передача культурного опыта, приобретение большого объема культурологических знаний, освоение культурных форм общественной жизни. Содержание социально-культурной деятельности, виды занятий динамичны, изменяются на протяжении жизни поколений по мере накопления людьми опыта в освоении окружающего мира, развития техногенных процессов. Они обусловлены определенным типом культуры, сложившимся в конкретном человеческом сообществе, связаны с традициями, менталитетом, образом жизни отдельных народов. Правомерно говорить о социальной роли социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность конструктивна. Она обогащает духовный мир человека, формирует его личность, развивает эстетически, нравственно, физически. Социально-культурная деятельность способствует умножению духовной культуры (например, высокие образцы народного художественного творчества), содействует созданию культурной среды, положительно влияет на человеческие взаимоотношения.
Таким образом, социально-культурная деятельность становится частью конкретно-исторической программы развития личности. Досуг становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности и наполняется разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми. Это позволяет организовывать систематическое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической модели личности и уклада ее жизни. Культурный досуг, являясь важной составной частью культуры, сохраняя и совершенствуя сервисную функцию, меняет свое содержание.
Социально-культурная деятельность проявляется в различных формах. Эти формы могут быть классифицированы по разным основаниям: по субъекту деятельности (социально-культурная деятельность в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности); по месту осуществления деятельности (домашние и внедомашние формы социально-культурной деятельности); по характеру организации деятельности (институциональные или общественно организованные и неорганизованные формы социально-культурной деятельности); по наличию творческого элемента (активные и пассивные формы социально-культурной деятельности). Сегодня многие ученые сходятся во мнении о том, что такие виды занятий, как чтение книг, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров относятся к пассивным формам культурно-досуговой деятельности, а любительские занятия, характеризующиеся художественным и техническим творчеством - к активным.
Государственные институты социально-культурной деятельности, в частности дома и дворцы культуры, центры народного творчества и молодежного досуга занимают одно из ведущих мест в структуре культурно-досуговой деятельности. Они выступают как полномочные субъекты разработки и претворения в жизнь общегосударственной культурной политики, которая находит отражение в программах по сохранению и развитию культуры, а также способствует формированию духовного и физического здоровья граждан. Внешкольному образованию и развитию детей и молодежи государство уделяет особое внимание. Начало было положено в 1978 году с появлением домов пионеров, которые в 1992 году были преобразованы в детско-юношеские центры, с сохранением своих основных задач: предоставление возможностей творческой самореализации личности, участие в художественной самодеятельности, организация свободного времени детей и молодежи. Основной их целью является создание необходимых условий для организации свободного времени школьников.
Одним из наиболее эффективно действующих и популярных центров досуга для детей и молодежи являются дворцы творчества детей и молодежи. В их состав входят клубы и кружки различного направления, обучаются коллективы художественной самодеятельности, методический отдел занимается разработкой сценариев, подготовкой и организацией досуговых, концертных и иных программ.
Основной формой групповой работы в Дворцах творчества детей и молодежи являются творческие объединения, в которых обучающиеся, имеют общность интересов в сфере творчества, основной деятельностью которых является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в творческих объединениях обучающиеся приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе. Творческие объединения позволяют детям получить не только знания и умения, но и возможность пообщаться со сверстниками, осуществляя свою деятельность в различных формах.
Форма работы - один из необходимых элементов функционирования учреждения культуры, компонент социально-культурной деятельности. Методика массовых форм культурно-досуговых программ включает:
- четкое осмысление и понимание цели всеми участниками;
- анализ вида, типа и жанра массовой формы;
- создание организационно-педагогических условий для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы;
- определение содержания, соответствующего цели программы;
- органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих единый познавательный, ценностно-ориентационный коммуникативный процесс;
- выбор рациональных методов и приемов организации аудитории, для которой оно проводится, обеспечение максимальной активности зрителей, слушателей;
Методика групповых форм культурно-досуговой деятельности имеет структуру, которая, соединяя общественные и личные интересы, создает оптимальный культурно-нравственный микроклимат, способствует воспитанию участников коллективов; позволяет обеспечить общую направленность содержания деятельности участников коллектива художественного творчества, любительских объединений и неформальных групп, а также разовых и цикловых программ.
Таким образом, методика подготовки групповых форм культурно-досуговых программ предполагает изучение закономерностей творческого процесса в самодеятельных коллективах, любительских объединениях и их деятельности в рамках учреждения культуры. Процесс этот сложный, многоплановый, противоречивый, который можно раскрыть лишь при сочетании общей, типовой и частной методик. Это позволяет организовать систематический, последовательный, активный технологический процесс, специфику которого составляет целевая установка на объединение всех видов деятельности участников: познавательной, преобразовательной, коммуникативной ценностно-ориентационной, творческой. На основе реализации этой установки можно сформулировать мотивы, интересы, потребности участников коллектива.
Психологами установлено, что у человека активно-действенное положительное отношение к жизни возникает и устойчиво проявляется только тогда, когда он глубоко осознает социальную ценность своей деятельности. Через мотив участия в тех или иных групповых формах социально-культурной деятельности наиболее четко виден внутренний мир человека, его жизненная позиция.
В результате общения у человека формируется, изменяется или утверждается собственное мнение и отношение к различным проблемам. Мнения отдельных личностей, сталкиваясь, взаимно добавляя и отрицая что- то, создают мнение группы. Общее мнение, в свою очередь, формирует сознание этой группы.
Одним из субъектов социально-культурной деятельности является эстрадный вокальный коллектив. Большую роль в разработке теории коллектива сыграли работы А.С. Макаренко,[1] Л.П. Буевой,[2] Л.И. Уманского.[3] В этих работах раскрываются вопросы межличностных отношений, коллективного общения, и психологического климата, раскрываются социальные закономерности развития коллектива и личности. Эстрадный вокальный коллектив напрямую связан с эстрадой, он сочетает в себе много стилей и направлений, создает богатую палитру выразительных средств, ярких и интересных, позволяющих не только продемонстрировать все способности вокалиста, но также подать произведение в необходимом драматическом исполнении. Эстрадный вокальный коллектив, как правило, возникает на основе профессиональных или возрастных интересов людей. При организации работы в эстрадном вокальном коллективе также учитываются их национальные, возрастные, профессиональные особенности, которые в значительной мере определяют систему образов, ассоциаций. Учет этих особенностей позволяет педагогу вносить коррективы как в содержание, так и в форму подачи материала, в характер общения с коллективом. В эстрадном вокальном коллективе участники реализовывают свои творческие возможности через совместную творческую и общественно полезную деятельность, а также приобщаются к миру музыки.
Музыка всегда считалась одним из могущественных средств воздействия на духовный мир человека. Мелодия и ритм изменяют настроение человека, перестраивают его внутреннее состояние. Аристотель считал, что в основе музыки лежат зародыши нравственных состояний. В настоящее время главной задачей музыкального воспитания в детских учреждениях нужно считать не столько обучение музыки, сколько воздействие через музыку на нравственность детей. Музыка формирует мышление, развивает воображение, впечатлительность и, в конечном счете, влияет на нравственность.
Музыкальная культура детей формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Наиболее эффективной формой музыкальной работы с детьми является концертная деятельность, которая оказывает эмоционально-образное воздействие на ребенка, играет воспитательную роль, способствует активному самовыражению личности ребенка. Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического развития ребенка. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на него, воспитывают, формируют его взгляды, чувства.
Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.
Диапазон форм, средств и методов работы в эстрадном вокальном коллективе чрезвычайно широк. Сочетание учебных, творческих и социальных задач способствует созданию «своей» психологической атмосферы в коллективе. Значительное место в деятельности эстрадного вокального коллектива занимает участие в концертах, конкурсах-фестивалей. Наиболее распространенными формами их участия стали вечера-концерты. Их деятельность выражает не только музыкальную, но и смысловую и культурную ориентацию значительной части молодежи.
Эстрадный вокальный коллектив выполняет множество разнообразных функций: воспитательную, познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную, функцию отдыха. Многообразие функций свидетельствует о разностороннем характере социально-культурной деятельности и большом диапазоне воспитательных средств, которыми она располагает. В этой связи необходимо отметить активный характер деятельности участников эстрадного вокального коллектива, непосредственно участвующих в творческом процессе создания художественного образа. Эстрадному вокальному искусству свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность.
Развивая как искусство праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к необычности и разнообразию. Само ощущение праздничности создавалось за счет внешней зрелищности, игры света, смены живописных декораций, изменения формы сценической площадки.
Важной особенность эстрадного вокального коллектива является разновозрастность участников которая выражается в особых взаимоотношениях между участниками коллектива, потребностью приобщить детей к коллективной творческой деятельности, в которой каждый участник смог бы ощутить свою личную значимость, применить свои знания умения и навыки в вокально-техническом и словесном материалах, выразить свою творческую индивидуальность, показать способность к творческой само-актуализации через решения поставленных вокально-художественных задач.
Самодеятельный эстрадный вокальный коллектив также является объектом педагогического воздействия. Исследование ученых показало на отдельные стороны воспитательного процесса, возможности формирования в художественной самодеятельности отдельных качеств участников такие как сплоченность, коллективизм, культура общения, коммуникабельность, социальная активность личности самореализация личности, творческая активность личности и творческие способности, мотивация к знаниям, потребности и интересы, повышение культурно-образовательного уровня. (Л.Л. Дугинец)[4]
Таким образом, опыт исследований показал, что вышеуказанные компоненты педагогического процесса существуют и способствуют общему развитию личности в творческих объединениях. В них большое внимание уделяется не только развитию творческих качеств, навыков, мастерства отдельных участников коллектива, но и групповому общению, развитию и возвышению духовных потребностей индивида, приобщению его к художественным ценностям. Психолого-педагогический процесс влияния на отдельную личность проявляется в нескольких направлениях:
- формирование общественной направленности личности;
- развитие креативности творческой личности;
- ее приобщение к духовным ценностям;
- развитие ее коллективистских и коммуникативных качеств;
Любой вид художественной деятельности творческого коллектива является уникальным явлением. Участники творческого коллектива, активно соприкасаясь с искусством, стараются познать его тайны, убеждаясь в том, что глубокое понимание искусства возникает лишь тогда, когда человек не просто созерцает его или просто разговаривает о нем, а учится искусству на самом искусстве. Ученые утверждают, что искусство – мощный аккумулятор духовной культуры, хранитель человеческих ценностей.
Работа любого творческого объединения оценивается по конечному результату, например, отчетному концерту художественной самодеятельности, участию в культурном мероприятии, в фестивалях и конкурсах, празднике города. В качестве продукта этого результата выступают, с одной стороны, репертуар, а с другой стороны, руководство психолого-педагогическим процессом развития личности (изменение креативного, интеллектуального, коммуникативного уровня участников коллективов). Регулярное и целенаправленное обращение к произведениям искусства приводит человека к активному созиданию духовных ценностей для себя и для других.
Мы согласны с Г.С. Тарасовым, который подчеркивает, что в духовной деятельности индивид, объективируя себя, одновременно обнаруживает перспективу своего развития и, таким образом, его духовная потребность выступает как своеобразная потребность духовного саморазвития. Творчество – процесс социально-культурной деятельности, который всегда обязательно связан с порождением нового, преобразованием, созданием, качественно оригинального результата, так как предполагает всегда творца, субъекта творческой активности. Творчество можно рассматривать как и творческим акт. Ему предшествует продолжительное накопление соответствующих знаний, навыков, опыта, скрупулезное обдумывание того, что участник разновозрастного эстрадного вокального коллектива хочет воплотить. Творческий акт можно охарактеризовать переходом количества разнообразных идей и подходов к решению вопроса в их своеобразное новое качество, которое является ее решением.
Обращаясь к теории творчества, подчеркнем, что существуют различные его уровни. Наиболее распространенным является положение о том, что к творчеству может быть отнесена лишь деятельность, результатом которой является создание вещей, обладающих высокой общественной значимостью, полезностью, содействующих прогрессу общества. Такое творчество и его результаты можно отнести к высокому уровню. Но не менее ценной стороной сущности творчества является процесс саморазвития личности, ее самовыражение в любой художественно-творческой форме, где природа, динамика и генезис его результатов могут объективно находиться на более низком уровне, но в психологическом аспекте имеют принципиально важное значение для личности.
Опыт нашего исследования показал, что творческий продукт, созданный в эстрадном вокальном коллективе для своих товарищей по образовательному процессу, имеет благоприятные психолого-педагогические последствия для участника этого коллектива, стимулирует и изменяет его творческие и художественные потребности, подвигает на новые проекты самодеятельного творчества. В системе досуга реализуются ценностно-ориентационные установки членов коллектива, есть возможность высказать свою точку зрения, поделиться опытом и ценностными идеалами с участниками эстрадного вокального коллектива, участвовать в их воспитательном процессе. Деятельность личности в досуговом коллективе оказывает благоприятное влияние на творческую потенцию ее участников и способствует активизации процесса их приобщения к художественным ценностям.
Основное положение в трудах современной психологии (Л.С. Выготский,[5] А.Н. Леонтьев,[6] С.Л. Рубинштейн[7]) состоит в том, что психологическая деятельность возникает из практической, психологические процессы сама личность формирует прижизненно. Поэтому, участие личности в художественно-творческой деятельности способно повлиять на креативные, коммуникационные, духовные и другие особенности участников творческого коллектива. В.А. Сухомлинский[8] утверждал, что «процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и ее результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним. Одухотворение и вдохновение одной личности порождает одухотворение и вдохновение других людей. Творчество – это незримые ниточки, соединяющие людей. Чтобы человек благотворно влиял на человека, утверждайте в духовной жизни коллектива и личности творчество. Возможности для творчества безграничны».
Досуговое объединение эстрадного вокального коллектива обладает уникальными психолого-педагогическими возможностями влияния на личность в непосредственной близости к творческому процессу. По мысли В.Е. Семенова, главная специфика художественного коллектива заключается в том, что в силу своего характера он обладает большим потенциалом подлинного совместного творчества. В художественном объединении происходит преимущественно творческое взаимодействие, общение в процессе создания художественного образа.
Таким образом, мы пришли к выводу, что анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что мы должны опираться на следующие положения:
- художественные ценности являются частью духовных ценностей и создаются личностью в условиях самодеятельного вида творческой деятельности;
- художественная деятельность является одним из способов «удвоения» потребности реальной человеческой жизни, воплощенная в продукте этой деятельности, и позволяет личности накапливать, качественно преобразовывать свои духовные потребности и ценности;
- художественная деятельность и ценности осваиваются личностью в различных социальных институтах, среди которых особое место занимает Зеленоградский дворец творчества детей и молодежи;
- проблема приобщения личности к художественным ценностям может успешно решаться в условиях рационального и творческого использования свободного времени посредством занятий личности в творческом объединении (в нашем исследовании – эстрадного вокального коллектива);
- рассмотрение процесса приобщения участников разновозрастного эстрадного вокального коллектива к художественным ценностям обусловило выбор методологических принципов исследования: аксиологического и деятельностного подходов исследования проблемы.
[1] Макаренко А.С. Жизнь и педагогическое таорчество. Москва : изд-во и тип. Изд-ва Акад. пед. наук РСФСР, 1949.
[2] Буева Л.П. Социалтная среда и личность Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 268 с
[3] Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора психологических наук. (731) / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - Москва : [б. и.], 1968. - 30 с.
[4] Дугинец Л.Л. овершенствование просвещения участников художественной самодеятельности в условиях клуба : диссертация ... кандидата : Ленинград, 1984. - 208 c.
[5] Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1982. - 504 с.
[6] Леонтьев А.М. Деятельность, сознание, личность. М. : Смысл, 2005 (ППП Тип. Наука). - 431 с
[7] Рубинштейн Л.С. Бытие и сознание. Человек и мир. Питер, 2003 (ГПП Печ. Двор). - 508 с
[8] Сухомлинский В.А. Развитие и воспитание нравственных чувств школьников в педагогическом наследии. диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Киров, 1998. - 227 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"
Этот блок уроков может использоваться и для 8 и для 10-го классов. Декабристы, заслуживают большего внимания не только специалистов,но и учащихся, ещё только открывающих для себя родную историю....
Методическая разработка по теме: "Современные образовательные технологии. Проектная деятельность на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе."
Данная разработка содержит рекомендации в применении метода проектов на уроке...
методическая разработка - « Здоровое питание» организация исследовательской (либо проектной) деятельности детей (серия классных часов для 1-го ( 2-го) курса НПО)
методическая разработка серии классных часов (проекта, исследовательской работы) на тему "здоровое, правильное питание" направлена на достижение следующих целей:пропаганда здорового образа жизни...
Методическая разработка. "Приемы вокально-хоровой работы на занятиях хора 1 год обучения".
Для начинающих педагогов хора и вокала. Распевки,работа с муз. материалом....
Методическая разработка. "Организация взаимодействия с субъектами профилактики"
Взаимодействие - это обмен документами и информацией, в том числе в электронной форме, между субъектами профилактики для осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несоверш...
Методическая разработка "Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора"
Тема «Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора» актуальна в настоящее время.В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. Эт...
Методическая разработка занятия «Вокальное слово и дикция».
Одним из первых навыков, приобретаемым детьми в процессе обучения вокалу, является навык певческого дыхания и певческой дикции. Это – основа всего обучения....