Человек в информационном мире
статья на тему

Павлий Алексей Игнатьевич

Одной из бурно развивающихся областей прикладных исследований в современной социальной психологии являются исследования особенностей коммуникации при условии ее протекания с помощью новых информационных  технологий.                                                                                                                         

Возможности современной вычислительной техники и информационно-коммуникативных технологий сделали информатизацию не только техническим феноменам, но и движущей силой социально-экономических изменений современного общества. Сегодня термины информационное общество и информатизация прочно заняли свое место, причем не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий 21 век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.                                                       Как считает профессор У. Мартин под информационным обществом понимается «Развитое постиндустриальное общество» возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах (Япония, США, Западная Европа) в которых 60х-70х годах сформировалось постиндустриальное общество.      

 У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям:        

·        Технологический: ключевой фактор- информационной технологии которые широко применяются в производстве, системе образования, в быту.

·        Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора            изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

·        Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

·        Политический: свобода информации ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными строями населения.

·       Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждения информационных ценностей в интересах развития отдельного индивидуума и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества». С другой стороны, наблюдаются серьезные потенциальные проблемы, возникает опасность ущемления независимости и самостоятельности ученых. Так как практически мгновенное распространение научных результатов и гипотез в современном мире приводит к своеобразной «синхронизации ученых». Как известно информация это власть или возможность влиять на власть. Можно выделить два аспекта этой проблемы:

Во-первых, это власть компьютерной сети над отдельными своими членами. Получается удивительная вещь, в новых условиях никакого ограничения на информацию нет – наоборот, получить можно практически любую информацию. Но эта информационная свобода удивительным образом может привести к увеличению контроля и ограничению свободы.

Во-вторых, у научного сообщества увеличивается объем властных полномочий, в обществе оно объективно начинает играть все более важную роль в научно-техническом прогрессе и развитие цивилизации.                    

 Таким образом, новые информационные технологии меняются парадигму, лежащую в основе научных исследований как области информационной деятельности.               

 Научно-техническая революция, широко развернувшаяся во второй половине XX века, породила не только проблемы и противоречия, но и надежды на то, что с помощью новых научных дисциплин и новой техники, будут наконец разрешены трудные проблемы и противоречия человеческой жизни. Такие умонастроения получили в наше время названия «сциентистских» и «техницистских». Формы их различны, существовали разновидности «кибернетического» «компьютерного» и т.д. техницизма и сциентизма. В свою очередь, различные виды сциентизма положены в основание концепции индустриального, постиндустриального, информационного общества, которые в 50х-80х годах сменяли друг друга.                       Рассматривая общественное развитие как «смену стадий» сторонники теорий информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого» информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается что капитал и труд как основа индустриального общества, уступает место информацииизнанию в информационном обществе.      

 Концепция информационного общества вызывает критику  со стороны гуманистически ориентированных философов и ученых, указывающих на негативные последствия компьютеризации общества.              

 Д. Белл «В наступающем столетии решающее значения для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникацию. Революция в организации и обработке информаций и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества. Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции:

·        переход от индустриального к сервисному обществу;

·        решающее значение кодифицированного теоритического знания для осуществления технологических инноваций;

·        превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений»

Из этого вытекает следующая мысль: в будущем информационном обществе решающее значение будут иметь глобальные информационные коммуникации.          

Вовлечение процесс их развития традиционных систем их деятельностей и процессов социального общения порождает множественность социальных экспликаций электронной техники, обретающих, свой смыл и значение в контексте новых форм жизнедеятельности человека. Поэтому анализ изменений практики человеческих деятельности под влиянием информационно-коммуникативных технологий становится первым шагом не пути решения проблем человеческого существования в информационном мире.

 

                                                                                                                                        

          

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_v_informatsionnom_mire.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Магистрант  ФФЧ  Павлий А.И

Сочинение.

Тема: Человек в информационном мире.

Одной из бурно развивающихся областей прикладных исследований в современной социальной психологии являются исследования особенностей коммуникации при условии ее протекания с помощью новых информационных  технологий.                                                                                                                        

Возможности современной вычислительной техники и информационно-коммуникативных технологий сделали информатизацию не только техническим феноменам, но и движущей силой социально-экономических изменений современного общества. Сегодня термины информационное общество и информатизация прочно заняли свое место, причем не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий 21 век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.                                                       Как считает профессор У. Мартин под информационным обществом понимается «Развитое постиндустриальное общество» возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах (Япония, США, Западная Европа) в которых 60х-70х годах сформировалось постиндустриальное общество.      

 У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям:        

  • Технологический: ключевой фактор- информационной технологии которые широко применяются в производстве, системе образования, в быту.
  • Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора            изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
  • Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
  • Политический: свобода информации ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными строями населения.
  • Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждения информационных ценностей в интересах развития отдельного индивидуума и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества». С другой стороны, наблюдаются серьезные потенциальные проблемы, возникает опасность ущемления независимости и самостоятельности ученых. Так как практически мгновенное распространение научных результатов и гипотез в современном мире приводит к своеобразной «синхронизации ученых». Как известно информация это власть или возможность влиять на власть. Можно выделить два аспекта этой проблемы:

Во-первых, это власть компьютерной сети над отдельными своими членами. Получается удивительная вещь, в новых условиях никакого ограничения на информацию нет – наоборот, получить можно практически любую информацию. Но эта информационная свобода удивительным образом может привести к увеличению контроля и ограничению свободы.

Во-вторых, у научного сообщества увеличивается объем властных полномочий, в обществе оно объективно начинает играть все более важную роль в научно-техническом прогрессе и развитие цивилизации.                    

 Таким образом, новые информационные технологии меняются парадигму, лежащую в основе научных исследований как области информационной деятельности.                

 Научно-техническая революция, широко развернувшаяся во второй половине XX века, породила не только проблемы и противоречия, но и надежды на то, что с помощью новых научных дисциплин и новой техники, будут наконец разрешены трудные проблемы и противоречия человеческой жизни. Такие умонастроения получили в наше время названия «сциентистских» и «техницистских». Формы их различны, существовали разновидности «кибернетического» «компьютерного» и т.д. техницизма и сциентизма. В свою очередь, различные виды сциентизма положены в основание концепции индустриального, постиндустриального, информационного общества, которые в 50х-80х годах сменяли друг друга.                       Рассматривая общественное развитие как «смену стадий» сторонники теорий информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого» информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается что капитал и труд как основа индустриального общества, уступает место информацииизнанию в информационном обществе.      

 Концепция информационного общества вызывает критику  со стороны гуманистически ориентированных философов и ученых, указывающих на негативные последствия компьютеризации общества.              

 Д. Белл «В наступающем столетии решающее значения для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникацию. Революция в организации и обработке информаций и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества. Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции:

  • переход от индустриального к сервисному обществу;
  • решающее значение кодифицированного теоритического знания для осуществления технологических инноваций;
  • превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений»

Из этого вытекает следующая мысль: в будущем информационном обществе решающее значение будут иметь глобальные информационные коммуникации.          

Вовлечение процесс их развития традиционных систем их деятельностей и процессов социального общения порождает множественность социальных экспликаций электронной техники, обретающих, свой смыл и значение в контексте новых форм жизнедеятельности человека. Поэтому анализ изменений практики человеческих деятельности под влиянием информационно-коммуникативных технологий становится первым шагом не пути решения проблем человеческого существования в информационном мире.

                                                                                                                                       

           

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идеал Человека в религиях мира

Буддизм, индуизм, христианство, ислам. Каков идеал Человека в этих религиях?...

7 класс. Итоговая работа по теме "Идеал человека в религиях мира"

Работа в формате ЕГЭ. Учебник Г. И. Даниловой (7-9 класс)...

Внеклассное занятие на тему "Брейн-ринг в информационном мире"

Сценарий внеклассного занятия по информатике для учеников 8-9 классов....

Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г.

Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г....

Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г.

Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г....

Разработка открытого урока Тема урока: Портфолио в профессиональной деятельности человека. Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Мультимедийные технологии.Тема урока:  Портфолио в профессиональной деятельности человека.Цели урока: Учебные – закрепление основных технологий создания слайдовых презентаций с помощью программы ...

Занятие элективного курса "Человек и информационное общество"

Цель: Углубление представлений учащихся об  обществе как развивающейся системе, о сущностных изменениях человека в процессе общественного развития.Задачи:активизировать самостоятельную мыслительн...