"Я -человек, я - посредине мира".
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 60.5 КБ |
prezentaciya_geobio_urok.ppt | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока. Интегрированный урок по биологии и географии.
Тема: «Я – человек, я – посредине мира»
Класс: 10
Тип урока: обобщающий.
Вид урока: ролевая игра
Цель: опираясь на приобретенные знания, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека; убедиться в важности бережного отношения к природе, осознать необходимость строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе; понять необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.
Задачи:
- осознать свое положение в природе;
- развивать экологическое мышление;
- формировать экологическую совесть;
- учиться принимать правильные решения в различных ситуациях.
Оборудование: компьютер, проектор, слайдовая презентация.
Методы и приемы обучения: словесно – наглядный; самостоятельная работа в группах, игровые моменты.
План рока:
1. Организационный момент.
2. Экологическая разминка
3. Экологические задачи
4. Экипажи на задании.
5. Возвращение в лоно природы
6. Экологические факты
7. Подведение итогов.
8. Литературный монтаж.
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель:
В темноте космического пространства одиноко сияет голубым светом планета, несущая цивилизацию.( слайд 1)
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный интегрированный урок – биологии и географии.
Оговариваются условия оценки.
(На доске проецируется тема урока: «Я – человек, я – посредине мира»)
(А. Тарковский. Посредине мира). (слайд 2)
Тема сегодняшнего урока: «Я – человек, я – посредине мира»
Запись числа и темы в рабочую тетрадь.
Слова о переписи населения.
Музыка. Одинокий пастух (Рассказ на фоне музыки)
Герои рассказа Рея Бредбери «И грянул гром» из исполненного благополучия настоящего на машине времени совершают путешествие в отдаленное прошлое. Однако из обязательных условий такого перемещения – категорическое требование ничего не трогать, ничего не пытаться изменить, ни к чему не прикасаться. И вот один из путешественников совершает пустяковый и, казалось бы, невинный проступок: он наступает на бабочку, и она погибает. Вроде бы ничего не меняется в окружающем мире, и жизнь продолжается. Но по возвращении домой, в исходную точку времени, путешественники находят свой мир совсем иным, (слайд 3) не похожим на тот, что был, - и «грянул гром».
Фантастика? Красивая литературная аллегория? Нет и еще раз нет. Все в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна на всех землян. И другой не будет…
Сегодня мы попробуем взглянуть на самих себя со стороны. Побудем гостями у землян. Полет наших экипажей на корабле «Экология»
Прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте поприветствуем друг друга. Я предлагаю вам встать и дотронуться своей ладонью до ладони соседа. Гости тоже могут поприветствовать друг друга.
1 космическая станция. Экологическая разминка. Слайд 4
- Дайте определения терминам.
Правильность ответов проверяется по слайдам 5-10.
Экосистема (предложил английский эколог Тенсли в 1935 году. Это любая совокупность взаимодействующих организмов и условий среды.)
Биосфера (оболочка планеты, заселенная организмами; совокупность всех экосистем земного шара.
Гумус (детрит, главное вещество почвы)
Антропогенный фактор (воздействие человека на экосистему, приводящее к ее изменению)
Ресурсообеспеченность ( соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования)
Географическая среда (часть земной поверхности , с которой человеческое общество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности и на определенном этапе исторического развития.
2 космическая станция. Экологические задачи. Слайд 11.
( представители экипажей выбирают задачи в конвертах.
Звучит музыка).
Время на обдумывание 3 минуты.
Правильность ответов проверяется по слайдам 12-14.
Задача 1
В нашей стране стали усиленно уничтожать выдру как вредителя рыбоводства. Однако это повлекло за собой вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?
Ответ: выдра питается в первую очередь больной рыбой и поддерживает таким образом нормальное состояние популяции.
Задача 2.
Стеклянный сом – это рыба, предпочитающая жить на небольших глубинах при достаточно ярком солнечном освещении. Объясните, почему этих рыб не пугает большое количество хищников, обитающих здесь же.
Ответ: для стеклянного сома солнечный свет становится средством защиты благодаря прозрачности его тела.
Задача 3.
Почему бабочки березовой пяденицы, имеющие в большинстве своем светлые крылья, в прошлом веке в Англии приобрели темную окраску?
Ответ: Это явление промышленного меланизма, вызванного загрязнением среды в связи с широким использованием каменного угля. Продукт его сгорания – сажа – оседал на стволах берез, и в результате выживали особи с темными крыльями.
3 космическая станция. Экипажи на задании. Слайд15
Учитель: Ну, вот, теперь вы во всеоружии и готовы разрешить все накопившиеся у землян вопросы и проблемы. У вас есть конверты с заданиями. Вскройте их. Найти нужно не только правильное, но и быстрое решение. Время на обдумывание 3 минуты. Музыка.
Экипаж № 1
- На какие группы делятся организмы по способу питания?
- Составьте цепь питания организмов, используя головные уборы с надписями организмов, взявшись за руки.(солнце, водоросли, криль, кальмар, кит, тюлень, рыба, пингвин, касатка.
Экипаж № 2
- Кто такие продуценты, консументы, редуценты?
- Распределите организмы по ярусам и назовите их.(все необходимое в коробке.)
Экипаж № 3
- У вас на столе книга « Жигулевский заповедник». Найти названия 5 охраняемых растений или животных.
- Представьте себе, что здесь разместили несколько лагерей и баз отдыха. Не вызовет ли это нарушений в данной экосистеме? Составьте прогноз. Продумайте свои предложения по сохранению уникальной растительности и природы в целом.
4 космическая станция. «Возвращение в лоно природы». Слайд 16.
Учитель. Ну, что ж, думается, жителям Земли теперь не так тяжело будет нести груз своих экологических проблем. А ведь наши экипажи захватили с собой еще и различные советы, рекомендации, предостережения для землян.
Экипаж № 1 Реклама транспорта.
Транспорт светлого будущего – велосипед. Его преимущества: здоровье – тренируются мышцы; экономия – дешево стоит, чистота – самый экологически чистый вид транспорта; приносит радость общения с природой( песня «солнце на спицах, синева над головой»)
Экипаж № 2 Реклама одежды.
Одежда будущего должна быть только из природных материалов – всегда свежа, не имеет статического заряда электричества.
(звучит песня:
Ксюша, Ксюша, Ксюша,
Юбочка из плюща,
Русая коса,
Ксюша, Ксюша, Ксюша,
Никого не слушай
И ни в чем другом ты не гуляй.
(выходит девочка в юбочке из кусочков искусственного плюща)
Экипаж № 3 Реклама косметики.
Туш из сажи – это просто сказка,
Тушь из сажи не щиплет глазки,
Тушь из сажи нежна и ласкова…
Тушь – природное средство.
Она удлиняет ресницы,
Увеличивает объем ресниц на 200%.
Придает стойкий цвет.
Что вы видите? Сажу?
Нет! Ресницы!!!
Ведь вы этого достойны.
Ну что, убедились в преимуществе выбора нашей команды?
Тогда вперед, в будущее, с оптимизмом! Ведь вы этого достойны.
5 космическая станция. Экологические факты.
У Межелайтиса есть такие строки:
Что Земля без меня?
Неживой,
Сплюснутый и морщинистый шар
Заблудился в бескрайних просторах
И в Луне, словно в зеркале, видел,
Как он мертв.
И как некрасив.
Я был создан Землею - с тоски.
А в минуту печали Земля
Подарила мне шар головы,
Так похожий на Землю и Солнце.
Подчинилась Земля мне, и я
Одарил ее красотой.
Я же Землю пересотворил –
Новой, лучшей, прекрасной,- такой
Никогда она не была.
Учитель. А сейчас мы увидим какой же новой, лучшей красотой наделил Землю человек, осваивая новые территории и ресурсы.
( представители экипажей выбирают задачи в конвертах. 3 минуты.
Звучит музыка).
Экипаж № 1
Недавно американские географы, изучавшие космические снимки, пришли к выводу о том, что, 48 млн кВ км земной суши не несут никаких видимых следов человеческой деятельности.
Задание: Распределите регионы мира по степени уменьшения их использования человеком: Антарктида, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка, страны СНГ.
Ответ: Зарубежная Европа, Зарубежная Азия , страны СНГ,
Северная Америка, Антарктида
Учитель: Экипаж №1 продемонсторировал нам регионы мира, которые в наибольшей степени пострадали от деятельности человека.
Экипаж № 2
Процесс опустынивания протекает со скоростью примерно 7 кв км в час, или 6,9 млн га в год. Кроме того, ежегодно более 20 млн га земель в пустынных и полупустынных районах приходят в состояние сильной деградации.
Задание: Выберите регионы мира, наиболее подверженные опустыниванию: Австралия, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия , Северная Америка, Антарктида, Африка, Южная Америка,
страны СНГ.
Ответ: Африка, Азия, Сев и Юж Америка, Австралия.
Экипаж № 3
США закупают пресную воду в Канаде, ФРГ в Швеции, Нидерланды импортируют ее из Норвегии, Саудовская Аравия из Майлазиии. Инженерами разработаны проекты перекачки пресной воды по трансокеаническим трубопроводам из Гренландии и Антарктиды в Европу, от устья Амазонки в Африку.
Задание: Выберите регионы мира, испытывающие недостаток водных ресурсов: Австралия, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия , Северная Америка, Антарктида, Африка, Южная Америка,
страны СНГ.
Ответ: Африка, Зар Европа, Зар. Азия, Австралия.
6. Подведение итогов.
Подсчитывается количество баллов. Экипаж – победитель получает сосуд с «живой водой» для залечивания ран Земли, нанесенных человеком» и «рецепт» приема этого средства.
6. Литературный монтаж. Слайды 17-21 (Под музыку)
Человек.
…Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей,
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна! В. Шефнер.
Урок окончен. Всем спасибо.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Идеал Человека в религиях мира
Буддизм, индуизм, христианство, ислам. Каков идеал Человека в этих религиях?...
7 класс. Итоговая работа по теме "Идеал человека в религиях мира"
Работа в формате ЕГЭ. Учебник Г. И. Даниловой (7-9 класс)...
Человек в окружающем мире. (Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») Цель урока: раскрыть замысел писателя, показать единство ч...
Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.
Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....
Классный час на тему: "Права человека в современном мире"
Классный час на тему: "Права человека в современном мире"Цели: объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;сформировать...
Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г.
Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г....
Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г.
Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г....