"Я -человек, я - посредине мира".
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Бурматнова Ольга Алексеевна
Данный урок является интегрированным по географии и биологии, проводится в 10 классе, на этапе обобщения и закрепления темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc60.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_geobio_urok.ppt2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока. Интегрированный урок по биологии и географии.

Тема: «Я – человек, я – посредине мира»

Класс: 10

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: ролевая игра

Цель: опираясь на приобретенные знания, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека;  убедиться в важности бережного отношения к природе, осознать необходимость строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе; понять необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.

Задачи:

- осознать свое положение в природе;

- развивать экологическое мышление;

- формировать экологическую совесть;

- учиться принимать правильные решения в различных ситуациях.

Оборудование: компьютер, проектор, слайдовая презентация.

 Методы и приемы обучения: словесно – наглядный; самостоятельная работа в группах, игровые моменты.

План рока:

1. Организационный момент.

2. Экологическая разминка

3. Экологические задачи

4. Экипажи на задании.

5. Возвращение в лоно природы

6. Экологические факты

7. Подведение итогов.

8. Литературный монтаж.

                       

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель:

В темноте космического пространства одиноко сияет голубым светом планета, несущая цивилизацию.( слайд 1)

   Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный интегрированный урок  – биологии и географии.

Оговариваются условия оценки.

(На доске проецируется тема урока: «Я – человек, я – посредине мира»)

                                                    (А. Тарковский. Посредине мира). (слайд 2)

Тема сегодняшнего урока: «Я – человек, я – посредине мира»

Запись числа и темы в рабочую тетрадь.

Слова о переписи населения.

Музыка. Одинокий пастух  (Рассказ на фоне музыки)

       Герои рассказа Рея Бредбери «И грянул гром» из исполненного благополучия настоящего на машине времени совершают путешествие в отдаленное прошлое. Однако из обязательных условий такого перемещения – категорическое требование ничего не трогать, ничего не пытаться изменить, ни к чему не прикасаться. И вот один из путешественников совершает пустяковый и, казалось бы, невинный проступок: он наступает на бабочку, и она погибает. Вроде бы ничего не меняется в окружающем мире, и жизнь продолжается. Но по возвращении домой, в исходную точку времени, путешественники находят свой мир совсем иным, (слайд 3) не похожим на тот, что был, - и «грянул гром».

          Фантастика? Красивая литературная аллегория? Нет и еще раз нет. Все в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна на всех землян. И другой не будет…

      Сегодня мы попробуем взглянуть на самих себя со стороны. Побудем гостями у землян. Полет наших экипажей на корабле «Экология»

Прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте поприветствуем друг друга. Я предлагаю вам встать и дотронуться своей ладонью до ладони соседа. Гости тоже могут поприветствовать друг друга.

1 космическая станция.  Экологическая разминка. Слайд 4

  1. Дайте определения терминам.

Правильность ответов проверяется по слайдам  5-10.

Экосистема (предложил английский эколог Тенсли в 1935 году. Это любая  совокупность взаимодействующих организмов и условий среды.)

Биосфера (оболочка планеты, заселенная организмами; совокупность всех  экосистем земного шара.

Гумус (детрит, главное вещество почвы)

Антропогенный фактор (воздействие человека на экосистему, приводящее к ее  изменению)

Ресурсообеспеченность ( соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования)

Географическая среда (часть земной поверхности , с которой человеческое общество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности и на определенном этапе исторического развития.

2 космическая станция.  Экологические задачи. Слайд 11.

( представители экипажей выбирают задачи в конвертах.  

 Звучит музыка).

Время на обдумывание 3 минуты.

Правильность ответов проверяется по слайдам 12-14.

Задача 1

В нашей стране стали усиленно уничтожать выдру как вредителя рыбоводства. Однако это повлекло за собой вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?

Ответ: выдра питается в первую очередь больной рыбой и поддерживает таким образом нормальное состояние популяции.

Задача 2.

Стеклянный сом – это рыба, предпочитающая жить на небольших глубинах при достаточно ярком солнечном освещении. Объясните, почему этих рыб не пугает большое количество хищников, обитающих здесь же.

Ответ: для стеклянного сома солнечный свет становится средством защиты благодаря прозрачности его тела.

Задача 3.

Почему бабочки березовой пяденицы, имеющие в большинстве своем светлые крылья, в прошлом веке в Англии приобрели темную окраску?

Ответ: Это явление промышленного меланизма, вызванного загрязнением среды в связи с широким использованием каменного угля. Продукт его сгорания – сажа – оседал на стволах берез, и в результате выживали особи с темными крыльями.

                3 космическая станция.  Экипажи на задании. Слайд15

Учитель: Ну, вот, теперь вы во всеоружии и готовы разрешить все накопившиеся у землян вопросы и проблемы. У вас есть конверты с заданиями. Вскройте их. Найти нужно не только правильное, но и быстрое решение. Время на обдумывание 3 минуты. Музыка.

Экипаж № 1

  1. На какие группы делятся организмы по способу питания?
  2. Составьте цепь питания организмов, используя головные уборы с надписями организмов, взявшись за руки.(солнце, водоросли, криль, кальмар, кит, тюлень, рыба, пингвин, касатка.

Экипаж № 2

  1. Кто такие продуценты, консументы, редуценты?
  2. Распределите организмы по ярусам  и назовите их.(все необходимое в коробке.)

Экипаж № 3

  1. У вас на столе книга « Жигулевский заповедник». Найти названия 5 охраняемых растений или животных.
  2. Представьте себе, что здесь разместили несколько лагерей и баз отдыха. Не вызовет ли это нарушений в данной экосистеме? Составьте прогноз. Продумайте свои предложения по сохранению уникальной растительности и природы в целом.

4 космическая станция.  «Возвращение в лоно природы». Слайд 16.

Учитель. Ну, что ж, думается, жителям Земли теперь не так тяжело будет нести груз своих экологических проблем. А ведь наши экипажи захватили с собой еще и различные советы, рекомендации, предостережения для землян.

Экипаж № 1 Реклама транспорта.

Транспорт светлого будущего – велосипед. Его преимущества: здоровье – тренируются мышцы; экономия – дешево стоит, чистота – самый экологически чистый вид транспорта; приносит радость общения с природой( песня «солнце на спицах, синева над головой»)

Экипаж № 2 Реклама одежды.

Одежда будущего должна быть только из природных материалов – всегда свежа, не имеет статического заряда электричества.

(звучит песня:

Ксюша, Ксюша, Ксюша,

Юбочка из плюща,

Русая коса,

Ксюша, Ксюша, Ксюша,

Никого не слушай

И ни в чем другом ты не гуляй.

(выходит девочка в юбочке из кусочков искусственного плюща)

Экипаж № 3 Реклама косметики.

Туш из сажи – это просто сказка,

Тушь из сажи не щиплет глазки,

Тушь из сажи нежна и ласкова…

Тушь – природное средство.

Она удлиняет ресницы,

Увеличивает объем ресниц на 200%.

Придает стойкий цвет.

Что вы видите? Сажу?

Нет! Ресницы!!!

Ведь вы этого достойны.

Ну что, убедились в преимуществе выбора нашей команды?

Тогда вперед, в будущее, с оптимизмом! Ведь вы этого достойны.

5 космическая станция. Экологические факты.

У Межелайтиса есть такие строки:

Что Земля без меня?

Неживой,

Сплюснутый и морщинистый шар

Заблудился в бескрайних просторах

И в Луне, словно в зеркале, видел,

            Как он мертв.

И как некрасив.

Я был создан Землею -  с тоски.

А в минуту печали Земля

Подарила мне шар головы,

Так похожий на Землю и Солнце.

Подчинилась Земля мне, и я

Одарил ее красотой.

Я же Землю пересотворил –

Новой, лучшей, прекрасной,- такой

Никогда она не была.

Учитель. А сейчас мы увидим какой же новой, лучшей красотой наделил Землю человек, осваивая новые территории и ресурсы.

( представители экипажей выбирают задачи в конвертах.  3 минуты.

 Звучит музыка).

Экипаж № 1

Недавно американские географы, изучавшие космические снимки, пришли к выводу о том, что, 48 млн кВ км земной суши не несут никаких видимых следов человеческой деятельности.

Задание: Распределите регионы мира по степени уменьшения их использования человеком: Антарктида, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка, страны СНГ.

Ответ: Зарубежная Европа, Зарубежная Азия , страны СНГ,

 Северная Америка,  Антарктида

Учитель: Экипаж №1 продемонсторировал нам регионы мира, которые в наибольшей степени пострадали от деятельности человека.

Экипаж № 2

Процесс опустынивания протекает со скоростью примерно 7 кв км в час, или 6,9 млн га в год. Кроме того, ежегодно более 20 млн га земель в пустынных и полупустынных районах приходят в состояние сильной деградации.

Задание: Выберите регионы мира, наиболее подверженные опустыниванию: Австралия, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия , Северная Америка,  Антарктида, Африка, Южная Америка,

страны СНГ.

Ответ: Африка, Азия, Сев и Юж Америка, Австралия.

Экипаж № 3

США закупают пресную воду в Канаде, ФРГ в Швеции, Нидерланды импортируют ее из Норвегии, Саудовская Аравия из Майлазиии. Инженерами разработаны проекты перекачки пресной воды по трансокеаническим трубопроводам из Гренландии и Антарктиды в Европу, от устья Амазонки в Африку.

Задание: Выберите регионы мира, испытывающие недостаток водных ресурсов:  Австралия, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия , Северная Америка,  Антарктида, Африка, Южная Америка,

страны СНГ.

 Ответ: Африка, Зар Европа, Зар. Азия, Австралия.

6.  Подведение итогов.

Подсчитывается количество баллов. Экипаж – победитель получает сосуд с «живой водой» для залечивания ран Земли, нанесенных человеком» и «рецепт» приема этого средства.

6. Литературный монтаж. Слайды 17-21 (Под музыку)

  Человек.

…Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей,

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей!

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна!                  В. Шефнер.

Урок окончен. Всем спасибо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идеал Человека в религиях мира

Буддизм, индуизм, христианство, ислам. Каков идеал Человека в этих религиях?...

7 класс. Итоговая работа по теме "Идеал человека в религиях мира"

Работа в формате ЕГЭ. Учебник Г. И. Даниловой (7-9 класс)...

Человек в окружающем мире. (Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)       Цель урока: раскрыть замысел писателя,  показать единство ч...

Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.

Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....

Классный час на тему: "Права человека в современном мире"

Классный час на тему: "Права человека в современном мире"Цели: объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;сформировать...

Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г.

Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г....

Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г.

Сборник работ XVI научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации. 2013 г....