Авторская программа «Байкальский психологический лагерь «Планета Лето - 2005»
проект на тему
Стационарный лагерь отдыха подростков предполагает, что дети отдыхают, их отдых организуют взрослые на свое усмотрение, исходя их воспитательных задач. Социально - психологический тренинг направлен на овладение определенными социально- психологическими знаниями, развитие коммутативных способностей, рефлексивных навыков, умение адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а так же развивается способность гибко реагировать на ситуациях . Как соединить такие важные задачи с детским творчеством, с детской самореализацией, с романтикой летней ночи, с гитарной песней? Как сделать так, чтобы у ребят дух захватывало от осознания того, что они сделали, что - то очень важное для себя и для других? На эти вопросы автор попытается ответить в данной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа психологического лагеря | 326.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс программ профильных, загородных лагерей
Авторская программа
«Байкальский психологический лагерь
«Планета Лето - 2005»
Автор: Ганьшина В.Н.,
педагог-психолог
г. Усолье - Сибирское 2005г.
МОУ «Лицей Ml»
I. Информационная карта
1. Полное наименование программы:
«Байкальский психологический лагерь «Планета Лето» для участников психологического клуба «Зеркало» (8-11 класс) МОУ «Лицей №1» г. Усолье - Сибирского и совета кадет Областной кадетской школы - интернат (9 класс) г. Усолье - Сибирское
2. Автор программы:
Ганьшина Валентина Николаевна, педагог - психолог, руководитель психологического клуба «Зеркало»
- Учреждение, заявившее программу:
МОУ «Лицей №1» г. Усолье - Сибирское - Полный адрес учреждения:
Россия 665462, Иркутская область г. Усолье - Сибирское, пр. Комсомольский 51, тел. (243) 6-36-65, (243) 6-31-01, факс (243) 6-22-35
- 5. Цель программы:
Научить навыкам безопасного эффективного общения на основе системы самоорганизации самих участников проекта в условиях летнего профильного, палаточного лагеря
- Образовательная область, в которой реализуется программа
Дополнительное образование. Психология общения. Летний оздоровительный отдых - Специализация программы
Полевой психолого - валео - экологический лагерь.
8. Возраст и категория школьников, для которых предназначена программа
- Учащиеся Лицея 13-17 лет - участники клуба «Зеркало»
- Кадеты областной кадетской школы-интерната (15лет), прошедшие обучение системе
служб самоорганизации в клубе «Зеркало»
9. С какого времени используется данная программа
С 2000 года примерно по этой же схеме на о. Байкал проводится фестиваль «Зов Байкала», в котором лицеисты принимали активное участие. С 2004 года - программа Байкальского психологического лагеря была организована в полном объеме. (Приложение №2)
10. Краткая информация об опыте работы по данной программе
Нами пополнен 4-х летний опыт организации психологического лагеря в полевых условиях. 3 года с 2000 года мы принимали участие в организации полевого лагеря молодежных делегаций Международного форума «Зов Байкала». В 2004 году впервые самостоятельно организовали Байкальский психологический лагерь «Тайны вокруг нас» (Приложение №4)
11. География использования или место дислокации работы по программе
Место дислокации: егерский кордон в районе п. Танхой (Бурятия)
12. Педагогический и вожатский состав (квалификация)
Начальник лагеря: Ганьшина Валентина Николаевна, психолог I квалификационной
категории Педагоги: Капустина Инга Николаевна, психолог I квалификационной категории
Ершова Татьяна Николаевна, учитель высшей категории Вожатые: Урсуленко Л.М. - студентка 4 курса БГУЭП (факультет «Управление
персоналом и психология бизнеса»), выпускница Лицея, 2002 год
Ефимова Н.Ю. - студентка 4 курса БГУЭП (факультет «Управление
персоналом и психология бизнеса»)
Неизвестных СЮ. - студент 4 курса АГТА
Кудрявцев А.Н. - студент 2 курса ИРГТУ, выпускник Лицея 2004 года Врач: из числа родителей
Завхоз: из числа родителей
II. Пояснительная записка
2.1. Аннотация
Стационарный лагерь отдыха подростков предполагает, что дети отдыхают, их отдых организуют взрослые на свое усмотрение, исходя их воспитательных задач. Социально - психологический тренинг направлен на овладение определенными социально- психологическими знаниями, развитие коммутативных способностей, рефлексивных навыков, умение адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а так же развивается способность гибко реагировать на ситуациях . Как соединить такие важные задачи с детским творчеством, с детской самореализацией, с романтикой летней ночи, с гитарной песней? Как сделать так, чтобы у ребят дух захватывало от осознания того, что они сделали, что - то очень важное для себя и для других? На эти вопросы автор попытается ответить в данной программе.
2.2. История клуба «Зеркало»
(из проекта клуба «Зеркало»)
2.3. Актуальность и новизна предлагаемой программы
Актуальность
Ведущим видом деятельности подростков является общение. Но как раз общение становиться большой проблемой. Как ориентироваться в межличностных процессах (авторитетность, внушаемость, настойчивость, организованность, позиция, характер, честолюбие, эгоизм, экспрессия) и межличностных состояниях (дружба, коммуникация, комфортность, конфликт, лидерство, подражание, соперничество, эмпатия, близость, любовь, отчужденность, совместимость, слаженность, сплоченность). Очень важно, чтобы подростки задумывались не только над личностными проблемами, но и умели находить позитивные выходы, умели строить межличностные отношения. Эти умения актуальны для детей не только в подростковом возрасте, но и в целом по жизни. Новизна.
Программа байкальского психологического лагеря «Планета Лето - 2005» рассчитана на 18 дней. В том числе: день заезда, день выезда, 8 дней социально -психологического тренинга через проведение силами психологов, студентов и самих участников социальных мастерских , 1 день отдыха (организация бани), 7 тематических дней (2 большие психологические игры, спортивные соревнования, праздники, поход, экологические десанты)
Тренинг - погружение позволит привлечь внимание учащихся к социально -коммуникативным проблемам, помочь им разрешить проблемы, сформировать навыки ведения таких тренингов. По направлению мастерской «Профилактика наркомании и других социально - негативных явлений» учащиеся смогут сдать экзамен и защитить свои проекты, что даст им возможность сдать экзамены в ресурсном центре при фонде «Возрождение земли сибирской» и в дальнейшем вести эти мастерские. 7 тематических дней организуют сами участники проекта при кураторстве психологов и вожатых. Эти творческие дни позволят самореализоваться подросткам, повысят их самостоятельность, креативность. Во время проведения тематических дней участники проекта должны продемонстрировать те умения и навыки, которые сформировались за время работы клуба «Зеркало» в учебном году и во время социально - психологического тренинга в лагере. Всё выше перечисленное обосновывает новизну данной программы.
2.4. Концептуальные положения
В Программе Развития МОУ «Лицей №1» поставлена цель: создание резонансной образовательной среды как комплекса возможностей для развития самоактуализирующейся личности.
Программа БПЛ «Планета Лето» рассчитана на создание условий для самоактуализации личности лицеиста, самоактуализация в самом кратком виде может быть определена как полное использование и реализация способностей, таланта, потенциала личности, которая развивается до состояния полностью адекватного их возможностям. Этот критерий предполагает удовлетворение потребности в безопасности, принадлежности, любви, уважения и самоуважении, потребностей в знании и понимании или в некоторых случаях, победу над этими потребностями. «Самоактуализирующиеся люди имеют более глубокие и более всеобъемлющие межличностные отношения. Они способны к большей самоотдаче, любви, более совершенной идентификации, более полному выходу за границы своего «Я» (А. Маслоу) Таким образом, создаются условия для личностного роста лицеиста. Основные направления личностного роста (по К. Роджерсу):
1.Принятие себя и вера в себя, доверие к собственной природе.
2.Открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, адекватное представление о себе.
3.Внутренний локус оценивания, т.е. ответственность за себя и независимость внешних оценок.
4.Интегрированность внутреннего мира, единство, целостность.
5.Гибкость, динамичность, способность меняться.
б.Дифференцированное и точное восприятие действительности и других людей, эмпатичность.
7.Естественное поведение.
8.Принятие и уважение других.
9.Творческая адаптивность, способность решать жизненные проблемы.
2.5. Гипотеза
Взрослый тогда может способствовать личностному росту подростка, когда укрепляет его веру в себя, способствует раскрытию его творческого потенциала
2.6. Цель БПЛ «Планета Лето»
Создать психолого-педагогические условия для личностного роста, творческой реализации всех участников программы
2.7. Задачи БПЛ «Планета Лето»
- Обучить навыкам самоорганизации, ответственного, активного отношения в условиях
байкальского психологического лагеря - Развить коммутативные способности, рефлексивные навыки, умения адекватно
воспринимать себя и окружающих - Организовать итоговый инструкторский тренинг «Профилактика наркомании и
влияние других социально - негативных явлений», провести защиту проектов - Организовать тематические дни отдыха, которые могут способствовать личностному
продвижению стажеров и инструкторов клуба «Зеркало» - Активно внедрять здоровьесберегающие технологии в БПЛ, привлекая к их
организации всех участников проекта, и таким образом, способствовать сохранению,
укреплению и развитию здоровья детей - Направить активность детей в рамках экологического воспитания на сохранение
такого чуда природы, как озеро Байкал, проведя экологические десанты по уборке
территории, организация листовок, плакатов, призывающих к бережному отношению. - Организовать тренинговые занятия в близ лежащем лагере по теме «Профилактика
наркомании»
III. Описание разделов программы
3.1. ожидаемые результаты
- В области воспитания: участники проекта приобретут богатый опыт самоорганизации
своей деятельности в условиях БПЛ, (научатся работать в команде, самостоятельно
принимать решения, помогать друг другу, брать на себя ответственность, проявлять
инициативу, креативно относится к любому делу). - В области психологии общения: научатся навыкам активного слушания, навыкам
рефлексии (способности анализировать ситуации, как членов группы, так и свои
собственные), получат новые знания по организации большой психологической игры,
психологически - тематического дня, навыки работы в команде. - В области профилактики наркомании и других социально - негативных явлений:
научатся проводить тренинг в указанной области, получат навык, как справляться с
«трудными» участниками тренинговой группы, сами смогут упорядочить свои знания в
области профилактики наркомании.
>* В области управления психологическим климатом в коллективе: научаться создавать, ценить и управлять психологической атмосферой.
- В области укрепления здоровья: ежедневные занятия физическими упражнениями,
дане - терапией, для желающих - обливания холодной водой, купания при постоянном
контакте с природой расширяет адаптивные возможности организма, укрепляет
физически и духовно. - В области экологического воспитания: возможно, научить ценить, сохранять, не
загрязнять природу Байкала и вообще окружающую среду, оберегать экологическое
равновесие.
3.2.Условия реализации программы
> Обучение стажеров и инструкторов психологического клуба «Зеркало» в течение
учебного года навыкам организации тематической мастерской, фан - клуба, ведению
дневника личностного роста, ведению документации инструктора, умению
справляться с обидами, знаниям, умениям, навыкам профилактики наркомании, дать
опыт участия в тематических праздниках. Подвести итоги учебного года, дав
возможность перейти на другую степень мастерства во время лицейской конференции
«Фантазия. Творчество. Открытия» в апреле 2005 года.
^ Вакцинация от клещевого энцефалита.
- Предварительное согласование по обустройству полевого лагеря на егерском гордоне
в близи п. Танхой (Бурятия). Занятие и оборудование домика, бани, места под палатки. - Разработка программы БПЛ «Планета Лето» её утверждение на разных уровнях
Подбор кадров педагогов и вожатых для реализации программы, врач и завхоз из
числа родителей. Всего 5 взрослых педагогов и родителей, 5 вожатых - студентов
выпускников Лицея. - Предварительная договоренность с лагерем отдыха на станции Танхой о проведении у
них мастерских по профилактики наркомании.
Участники клуба «Зеркало» - 25 человек Члены совета кадетской школы - интерната -
5 человек
Итого: 40 человек.
> Составление сметы расходов и решение вопросов финансирования (родители,
администрация Лицея спонсоры) За счет гранда предполагается финансовая поддержка
студентам - вожатым, и учащимся из числа социально незащищенных.
Структура тренинга
- Упражнения на установление психологической атмосферы
- Входная анкета
- Основная часть тренинга
- Подведение итогов. Выходная анкета.
Один день отведен на зачетную защиту проекта по тренингу «Профилактика наркомании и других социально - негативных явлений».
В тематические дни происходит практическая обработка умений и навыков, приобретенных в течение учебного года и на мастерских и тренингах БПЛ.
1 день. Выход в лагерь отдыха на станцию с. Танхой мастерскими по профилактики
наркомании и другими.
- день. Большая психологическая игра «Форд препятствий» (организация подвижных
игр, направленных на проверку умений действовать командой) - день. Танцевальный фейерверк (отработка танцевальных навыков, умение выстроить
танцевальный праздник) - день. День спорта (день подвижных спортивных игр, отработка умений действовать
командой, брать ответственность на себя, быть лидером) - день. День творчества (отработка креативных навыков арт - терапии, умение
управлять эмоциональным состоянием через техники артперапии) - день. Лесные клады (умение выживать в сложных ситуациях, находить грибы, ягоды,
шишки) - день. Большая психологическая игра «Священный Байкал» (знание истории озера
Байкала, отработка умения организовать экологическую работу)
3.4. Тематическое планирование
- тренинг «Профилактика наркомании и других социально- негативных явлений»
(Приложение №1)
- тренинг «Конфликт - менеджмент» (приложение №3)
- мастерская «Дане - терапия»
- моделирование эмоционального состояния с помощью упражнений боевых искусств
Блок «Здоровьетворение»
Ежедневная физическая зарядка, обливание холодной водой из Байкала, соревнование, купание, 4 -х разовое питание. Спортивные подвижные игры.
IV. Календарный план БПЛ «Планета Лето»
(ориентировочно с 25 июля по 11 августа,
плюс - минус 2-3 дня)
Дни | Виды деятельности | Ответственн ые | Примечание |
1 | Заезд, устройство на месте | Совет старших, проектная | Обустройство |
базового лагеря, организация | служба, все участники | на месте под | |
на месте работе служб | БПЛ | девизом: | |
самоорганизации | «Лагерь - мой | ||
дом, и я, хозяин | |||
в нем» | |||
2, 3, | Тренинговые занятия, | Психологи, вожатые | За каждый |
4, 5, | мастерские. | инструктора 4 -ой ступени | вечер отвечают |
6,7 | Вечерние программы: | определенные | |
2 ой презентация 2- х | Ганьшина В.Н. | ответственные, | |
трениговых команд и совета | которые | ||
старших: название, девиз, | заранее должны | ||
гимн, герб. | Ганьшина В.Н. | привести свои | |
3 й вечер «Самый - самый» | Капустина И.Н. | задания | |
4 й вечер гитарной песни | Кудрявцев С. | ||
5 й вечер «Загадки леса» | Суродеев И. | ||
6 й вечер конкурс «Академия | Кислун О. | ||
веселых наук» | Урсуленко Л. | ||
7 й конкурс «Лидеры» | Ефимова Н. | ||
8 | Сдача экзамена по теме | Урсуленко Л. | Все кто сдаст |
«Профилактика наркомании и | Ефимова Н. | экзамен и | |
других социально негативных | + | защитит свой | |
явлений» и защита проекта | все, кто желает сдать | проект | |
своей мастерской по данной | экзамен | мастерской | |
теме | сможет и далее | ||
сдать экзамены | |||
в фонде | |||
«Возрождение | |||
земли | |||
сибирской» | |||
9 | Выезд в лагерь отдыха на ст. | Все, кто сдаст экзамен и | |
Танхой для организации | защитит проект своей | ||
мастерских по профилактике | мастерской | ||
наркомании. Просветительский | |||
маршрут | |||
10, | Подготовка тематических | Служба жизни | Написание |
11, | дней. Организация | обеспечения | сценариев дня |
12, | мероприятий совместного | Баранникова В. (ученица | до 30 мая, |
13, | отдыха. | 9 класс, ЛК -1 курс) | чтобы все |
14, | 10 й организация бани | кадеты | подготовительн |
15, | 11 й большая психологическая | Кислун О. (10 класс, ЛК - | ые материалы |
16, | игра «Форд препятствий» | 2 курс) | были взяты |
17, | 12 й действие «Танцевальный | Суродеев И., (10 класс, | участниками |
фейерверк» | ФМ - 2 курс) | проекта из | |
13 йдень спорта | Корогодин Т. (10 класс, | дома. | |
14 й день творчества | ЛК - 2 курс) | ||
15 й игра «Лесные клады» | Урсуленко Л. | ||
16 й большая психологическая | Россов М. (11 класс, ЭКМ |
игра «Священный Байкал» | - 3 курс) | ||
17 й экологический десант. | Кадеты | ||
Подготовка к отъезду. Подарок | Ефимова Н. | ||
другу - подарок кругу. | Ильина В. (10 класс, ЛК | ||
- 2 курс) | |||
Тарунина Д. | |||
Кудрявцев С. | |||
Проектная служба | |||
18 | выезд | Все участники | Процедуры |
прощания |
По итогам работы в лагере каждому участнику и каждому вожатому выдается Сертификат достижений, где Совет старших на основе Блокнота личностного роста участника описывает, то, что он достиг.
Смета программы байкальского психологического лагеря
«Планета Лето - 2005»
1. планируемые доходы
- целевые взносы родителей 12000
- спонсорская помощь 15000
- гранд 40000
Итого: 67000
2. смета расходов
- питание 40 чел. х 70 рублей х 18 50400
- транспортные расходы 8000
(аренда транспорта при перевозе продуктов, билеты до станции Танхой и до егерского кордона и обратно, аренда дежурного транспорта)
2.3.расходные материалы
медицинская аптечка 800
канцтовары 1600
2.4 видеосъемка 500
- фотосъемка 500
- призовой фонд 3000
2.7 средства на развитие лагеря 2200
Итого: 67000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Зеленая планета»
Лето — любимое время каждого школьника. Это наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с интересным. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое нап...
Рабочая программа по УМК "Планета знаний" в соответствии с авторской программой 1 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской общеобразовательной программой по УМК "Планета знаний" 1 класс для гимназии...
Авторская программа «III Байкальский психологический лагерь «Карта звездных дорог»
Опыт нескольких лет организации детского психологического лагеря показывает, что старшим подросткам и юношеству очень...
Авторская программа IV Байкальский психологический лагерь «Таежный вкус лета»
Нами накоплен 6-летний опыт организации психологического лагеря в полевых условиях. Три года с 2000 года мы принимали участие в организации полевого лагеря молодежных делегаций Международного форума «...
Материалы книжки для памяти в Байкальском психологическом лагере
В каждом лагере создаётся книжка для памяти, в которую вносятся самые важные моменты для работы в лагере...
Авторская программа курса «Психологический практикум» для обучающихся 7 - 9 классов ГБОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Радикальные изменения, происходящие в последние годы в общей системе школьного образования, их демократичность и гуманистическая направленность в полной мере затрагивает и школу для детей с ОВЗ. На эт...
Программа пришкольного оздоровительного лагеря "Планета Технологий"
Пояснительная записка Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в летний период – одна из приоритетных задач социальной и молодёжной политики. Она вытекает из объективн...