Разработка элективного курса по теме: "Решение математических задач" (математика, 11 класс)
рабочая программа (11 класс) на тему
Пояснительная записка
В качестве программы данного элективного курса, цель которого – подготовка учащихся к ЕГЭ, использован перечень вопросов содержания (кодификатор) школьного курса математики, усвоение которых проверялось при сдаче единого государственного экзамена по математике в 2009 году.
Элективный курс по подготовке к Единому Государственному Экзамену основан на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее. Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями вошедшими в ЕГЭ прошлых лет или же удовлетворяющие перечни контролируемых вопросов. На курсах также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ЕГЭ.
Целью предлагаемой программы является не только подготовка к
ЕГЭ и вступительному экзамену по математике, но и обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме. Это создаст предпосылки для рождения ученика как математика-профессионала, но даже если это не произойдёт, умение мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.
Элективный курс "Основные вопросы математики в ЕГЭ" рассчитан на 34 часа для учащихся 11 классов. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ЕГЭ. Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного профиля обучения.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ. При проверке результатов может быть использован компьютер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_11_klass_matematika.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Лутна
Разработка элективного курса по теме:
"Решение математических задач"
(математика, 11 класс)
Бибикова О.А.
учитель математики,
I квалификационная категория
Пояснительная записка
В качестве программы данного элективного курса, цель которого – подготовка учащихся к ЕГЭ, использован перечень вопросов содержания (кодификатор) школьного курса математики, усвоение которых проверялось при сдаче единого государственного экзамена по математике в 2009 году.
Элективный курс по подготовке к Единому Государственному Экзамену основан на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее. Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями вошедшими в ЕГЭ прошлых лет или же удовлетворяющие перечни контролируемых вопросов. На курсах также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ЕГЭ.
Целью предлагаемой программы является не только подготовка к
ЕГЭ и вступительному экзамену по математике, но и обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме. Это создаст предпосылки для рождения ученика как математика-профессионала, но даже если это не произойдёт, умение мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.
Элективный курс "Основные вопросы математики в ЕГЭ" рассчитан на 34 часа для учащихся 11 классов. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ЕГЭ. Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного профиля обучения.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ. При проверке результатов может быть использован компьютер.
Цели курса:
- На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 10 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса математики.
- Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
- Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
- Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
- Выявление и развитие их математических способностей.
- Подготовка к обучению в ВУЗе.
- Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
- Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
- Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
- Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Виды деятельности на занятиях:
Лекция, беседа, практикум, консультация, работа на компьютере.
Формы контроля.
- Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
- Тематический контроль: тест.
- Итоговый контроль: итоговый тест.
Особенности курса:
- Краткость изучения материала.
- Практическая значимость для учащихся.
- Введение материала по геометрии.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, и успешной сдачи ЕГЭ по математике.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование тем | Всего Часов | В том числе | Форма контроля | |
Лекция | Практ. | ||||
1. | Выражения и преобразования. | 4 | 1 | 3 | Практическая работа |
2. | Уравнения и системы уравнений. | 7 | 1 | 6 | Самостоятельная работа |
3. | Неравенства. | 5 | 1 | 4 | Тест |
4. | Функции. | 6 | 1 | 5 | Тест |
5. | Планиметрия. | 5 | 1 | 4 | Практическая работа |
6. | Стереометрия. | 7 | 1 | 6 | Самостоятельная работа |
Всего: | 34 | 6 | 28 |
Учебно-тематический план
Тема 1. Выражения и преобразования (4 часа)
Корень степени n. Степень с рациональным показателем. Логарифм. Тригонометрия.
Владение понятия степени с рациональным показателем, умение выполнять тождественные преобразования и находить значение степеней. Умение выполнять тождественные преобразования логарифмических и тригонометрических выражений. Умение выполнять тождественные преобразования степенных выражений и находить их значения.
Тема 2. Уравнения и системы уравнений (7 часов)
Иррациональные уравнения. Показательные уравнения. Логарифмические уравнения. Тригонометрические уравнения. Комбинированные уравнения. Системы уравнений.
Умение применять общие приёмы решения иррациональных уравнений. Умение решать простейшие показательные, логарифмические и тригонометрические уравнения. Умение использовать несколько приёмов при решении комбинированных уравнений (показательно-иррациональных).
Тема 3. Неравенства (4 часа)
Рациональные неравенства. Показательные неравенства. Логарифмические неравенства. Комбинированные неравенства.
Умение применять способ интервалов при решении рациональных неравенств. Умение решать простейшие показательные, логарифмические и тригонометрические неравенства. Умение использовать несколько приёмов при решении комбинированных неравенств. Умение использовать график функции при решении неравенств (графический метод решения неравенств).
Умение решать неравенства, содержащую переменную под знаком модуля.
Тема 4. Функции (7 часов)
Область определения и область значений функции. Взаимное расположение графиков функций. Свойства функций: монотонность, чётность, нечётность. Свойства функций, связанные с графиками. Производная. Первообразная и площадь.
Умение читать свойства функции по графику (возрастание (убывание) на промежутке, множество значений, чётность (нечётность)). Умение находить множество значений и область определения функции и исследовать функцию с помощью производной (по графику производной). Умение находить наибольшее и наименьшее значения сложной функции Умение находить значения функции и использовать чётность и нечётность функции
Тема 5. Планиметрия (5 часов)
Треугольники. Параллелограмм. Трапеция. Трапеция и окружность. Правильные многоугольники.
Умение решать планиметрические задачи.
Тема 5. Стереометрия (7 часов)
Параллелепипед. Прямая треугольная призма. Прямая четырёхугольная призма. Цилиндр. Конус. Прямоугольный параллелепипед. Треугольная пирамида. Четырёхугольная пирамида.
Умение решать стереометрические задачи.
Планируемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Литература
1. Гольдич В.А. Алгебра. Решение уравнений и неравенств. - СПб.: Литера
2. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. - М.-Харьков: "ИЛЕКСА", "Гимназия"
3. Математика в школе / Журнал.
идр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Элективного курса «Практикум по решению математических задач»
Пояснительная записка Программа элективного курса «Практикум по решению математических задач» рассчитана на 64 часа для учащихся 6 и 7 классов.Основная задача практикума по решению задач з...
Элективный курс по теме: «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...
Элективный курс по теме: «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...
Элективный курс по теме: «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...
Рабочая программа элективного курса по теме: «Решение текстовых задач».
Программа курса может быть эффективно использована в 8-9 классах с любой степенью подготовленности, способствовать развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставить возможность оценит...
Элективный курс по теме "Решение текстовых задач" 10 класс
Данный курс состоит из занятий, включающих в себя задания из разделов математики и геометрии. В связи с изменением содержания ЕГЭ по математике в сторону практического применения математических знаний...
Тематическое планирование Элективного курса по теме"Решение задач на проценты"
Тематическое планирование элективного курса по теме: "решение задач на проценты"...