Программа "Академия лидерства"
рабочая программа на тему
Образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность. Наше время - время бурных социальных и экономических перемен. Преобразования общества требуют от каждого человека утверждения активной гражданской позиции. Процесс воспитания личности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества между детьми и взрослыми и проходить в духе взаимопонимания, уважения и доверия. Задача выявления лидеров и создание условий для развития лидерских способностей сегодня приобретает большую социальную значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Академия лидерства" | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Объединение «Академия лидерства»
Возраст обучающихся – 8-14 лет
Срок реализации программы 2 года
Албертовская Светлана Викторовна
Армавир
2011
II. Пояснительная записка
Образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность. Наше время - время бурных социальных и экономических перемен. Преобразования общества требуют от каждого человека утверждения активной гражданской позиции. Процесс воспитания личности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества между детьми и взрослыми и проходить в духе взаимопонимания, уважения и доверия. Задача выявления лидеров и создание условий для развития лидерских способностей сегодня приобретает большую социальную значимость.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения у воспитанников формируются навыки цивилизованного общения, выявляются и совершенствуются такие лидерские качества, как активность, инициативность, самообладание, наблюдательность, самостоятельность, организованность. Развитие лидерских и личностных качеств ребенка связано с процессом обогащения опыта отношения к себе, своему здоровью, окружающему миру, Родине и происходит через усвоение социальной и духовной культуры, включение подрастающего поколения в активную деятельность.
Актуальность программы обусловлена тем, что современный этап развития педагогики требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Данная программа направлена на формирование и раскрытие индивидуальности воспитанника, на создание ситуации успеха для воспитанника, на его обучение полноценному анализу деятельности, своих достижений и неудач, а также на выявление собственных критериев успешности.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена возрастающей активностью ребенка в социальной среде, осознанием им своего места в современном обществе. На занятиях ребятам предоставляется возможность познания своего внутреннего мира, своих возможностей, что позитивным образом влияет на самооценку повышение уверенности. Специально подобранные упражнения и техники позволяют ребенку расширить навыки конструктивного взаимодействия друг с другом: умение слышать другого, договариваться, заявлять о своем мнении и отстаивать свою точку зрения, находить выход из конфликтных ситуаций.
Цель программы – раскрытие и развитие лидерского потенциала ребенка, обучение навыкам эффективного взаимодействия через включение его в общественно-полезную деятельность.
Поставленная цель раскрывается в следующих задачах:
Обучающие:
- формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства;
- обучение воспитанников умениям и навыкам организаторской деятельности и самоорганизации;
- освоение воспитанниками знаний, умений и навыков оформительской работы и информационно-компьютерных технологий.
Развивающие:
- развитие лидерских качеств;
- приобретение практических навыков оформительской работы;
- развитие инициативы воспитанников в области организаторской деятельности, познавательных и творческих дел.
Воспитательные:
- формирование ценностных основ нравственности;
- усвоение норм цивилизованного общения;
- создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого общения.
Отличительной особенностью данной программы от других уже существующих в области социализации личности является не только самореализация каждого ребенка, а также изучение основ оформительской деятельности и журналистского творчества. Программа является средством развития интереса к различным видам информационно-компьютерных технологий в области газетного дела. Через СМИ воспитанники объединения смогут передать свой опыт другим.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 7-14 лет.
В возрасте 7-10 лет у ребенка развиваются навыки общения со сверстниками и взрослыми, формируется поведение в группе, появляется мотивация к работе в команде. Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
Возрасту 11-14 лет присуще сотрудничество со взрослыми в разных видах деятельности, где подросток помощник взрослого. В этом возрасте у ребенка растёт желание дружить с группой сверстников. Подросток желает быть независимым от своей семьи и поскорее стать взрослым.
Срок реализации данной программы – 2 года.
Первый год обучения рассчитан на 144 часа, а второй на 216 часов в год.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их способностей – это индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Важен принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.
Основной формой работы с детьми в объединении являются занятия: теоретические и практические. Содержание теоретических занятий взаимосвязано с практической работой.
Формы проведения занятий различные. Наряду с традиционными формами используются и нетрадиционные: занятие - деловая игра, занятие – игра, занятие – дискуссия. Учитывая возраст воспитанников и специфику деятельности объединения, на занятиях активно используются проблемно-поисковые методы, которые активизируют самостоятельное мышление детей и творческий подход к делу. В процессе обучения используются как общепедагогические методы (особое внимание уделяется игровым технологиям), так и психологические: наблюдение, тесты, опрос. В ходе работы объединения дети овладевают методикой использования психологических методов.
Первый год обучения предполагает проведение двух занятий в неделю продолжительностью 2 часа. Второй год обучения – 3 занятия в неделю по 2 часа.
Количество воспитанников в объединении – 15 человек.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В ходе поставленной цели и задач программы предполагается достижение следующих результатов:
- приобретение навыков лидерского поведения, организаторских умений;
- получение практических знаний по организации оформительской работы, методики коллективной творческой деятельности, этики и психологии общения, игровым и организаторским технологиям;
- усвоение ценностных основ нравственности, поведенческих норм;
- овладение навыками и умениями разработки и реализации общественных мероприятий;
- повышение творческой активности и коммуникабельности.
По истечении первого года обучения воспитанники объединения должны знать:
- формы работы в коллективе;
- базовые знания об имидже лидера и типология лидерства;
- основы оформительской работы;
- методику организации воспитательных мероприятий.
По истечении первого года обучения воспитанники должны уметь: организовывать и проводить воспитательные мероприятия, оформлять накопляемый методический материал.
По истечении второго года обучения воспитанники объединения должны знать:
- методику подготовки и проведения КТД;
- основы ораторского искусства и этикета;
- методику планирования собственной деятельности.
По истечении второго года обучения воспитанники должны уметь
- анализировать свою деятельность;
- разрабатывать и проводить коллективно-творческое дело;
- иметь общие представления о деятельности детских общественных организаций школ города.
Для реализации данной программы существуют определенные виды контроля:
- Начальный (информационно- аналитический) - сентябрь-октябрь.
Целью его является сбор информации о воспитаннике, выявление лидерских качеств, организаторских способностей. Для сбора и анализа как можно большего объема фактической информации используются различные методы:
- тестирование;
- наблюдение;
- анкетирование;
- собеседование;
- составление коллажа «Я и мои мечты».
2. Текущий (организационно - деятельностный) - ноябрь-апрель.
Целью его является формирование чувства товарищества и взаимопомощи, развитие организаторских способностей и лидерских качеств личности посредством включения воспитанника в активную организационно-массовую деятельность. Это участие в викторинах, играх, слетах а также ведение летописи своего объединения и личного портфолио.
- Итоговый – май.
Целью его является подведение воспитанником итогов своей работы за год. Используются следующие методики:
- тестирование;
- презентация творческих работ;
- составление контрольного коллажа.
Формы подведения итогов реализации данной программы каждый ребенок выбирает индивидуально. Традиционными являются:
- портфолио личностного роста;
- презентация творческой работы;
- защита проекта по планированию деятельности объединения;
- коллективная работа по социально-значимой инициативе.
V. Методическое обеспечение ДОП
Основной формой обучения является занятие.
В целях реализации программы используются разнообразные формы занятий в каждом разделе. Наряду с традиционными формами, такими как лекция, дискуссия используются и нетрадиционные.
В разделе «Теория лидерства» используются как теоретические, так и практические формы занятий. Особое внимание уделяется нетрадиционным формам
– игровые тренинги по развитию лидерских качеств,
- сюжетно-ролевые игры (игра «Остров»).
В разделе «Основы школьного самоуправления» используются:
- деловая игра «Я у штурвала детского объединения»,
- защита проектов о деятельности разных моделей ученического самоуправления.
Раздел «Оформительская работа лидера» включает в себя следующие формы занятий:
- практикумы,
-упражнения «Лид дня», «Аукцион штампов»,
- оформление и выпуск стенной газеты.
В разделе «Общение как способ взаимодействия» используются занятия, относящиеся к традиционным формам и нетрадиционным:
- дискуссии;
- конференции;
- интерактивные игры по проблеме общения, «Конверт вопросов»,
- тренинг «Публичное интервью».
Раздел «Основы организаторской деятельности» включает работу творческих групп по разработке и проведению различных форм деловых и сюжетно-ролевых игр.
В разделе «Игра как способ сплочения коллектива и развития творческих способностей» используются:
- игровые занятия на взаимодействие «Мы вместе», «Крепкий орешек».
Раздел «Внутриколлективные и традиционные дела». В этом разделе используются следующие формы занятий:
- «огоньки» на различные темы;
- экскурсии;
- конкурсы;
- викторины;
- презентации.
В процессе реализации данной программы используются следующие общепедагогические методы и приемы:
• Словесные: беседа, лекция, объяснение, диалог.
• Наглядные: плакаты, фотографии, таблицы, схемы, видеоматериалы.
• Практические: практические задания, упражнения.
• Методы проблемного обучения: постановка проблемных вопросов; создание проблемных ситуаций; поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств.
•Метод игры: игры (дидактические, развивающие, социальные, психологические), игра-конкурс, игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, деловая игра.
При проведении занятий наряду с общепедагогическими используются психологические и социологические методы и приемы:
• Анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты.
• Интервьюирование.
• Психологические тесты.
•Создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение).
Обеспечение программы методическими видами продукции. Для подготовки к занятиям используются:
- методические разработки для лидеров детских общественных объединений «Игры на развитие лидерских качеств», «Воспитываем лидера»;
- памятки «Общие качества личности организатора», «Правила организаторской работы», «Пять советов по секрету», «Правила работы в группе», «Приемы расположения к себе», «Основные этапы организаторской работы»;
- брошюра «Я – лидер!»;
- методические рекомендации «Система подготовки лидеров в ДОО»-
- презентации по теме занятий.
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:
• Систематические (таблицы, схемы, плакаты, диаграммы);
• Смешанные (видеозаписи, мультимидийные материалы);
• Дидактические пособия (тесты);
• Журналы («Внешкольник», «Воспитание школьника», «Читаем, учимся, играем»);
• Сборники материалов работы социально-педагогический службы ВДЦ «Орлёнок» («Школа интересных каникул», «Игровые модели досуга и оздоровления детей», «Азбука общения», «Я взрослый и хочу быть свободным!..»)
• Тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр, викторин, конкурсов.
Все занятия в рамках реализации данной образовательной программы проходят в оснащенном кабинете. Кабинет оборудован необходимым количеством столов, стульев. Используются технические средства обучения – компьютер, принтер, мультимидийный проектор.
Для теоретических и практических занятий воспитанникам необходимы следующие канцелярские принадлежности: блокнот для записи, ручка, карандаш, ластик, фломастеры, краски, ватман. Кисти.
В целях отслеживания результатов, усвоения образовательной программы для воспитанников используются следующие формы подведения итогов:
• тестирование;
• организация и проведение мероприятий;
• практикумы по изученной теме;
• презентация и защита творческих работ.
III. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов учебных занятий | ||
Теоретичес-кие | Практичес-кие | Выездные (индивид.) | |||
I год обучения | |||||
1. | Вводное занятие. Организационная встреча. Инструктаж по ТБ и правилам поведения в группе. | 2 | 2 | - | |
2. | Теория лидерства | 18 | 6 | 12 | |
3. | Основы школьного самоуправления. | 10 | 4 | 6 | |
4. | Оформительская работа лидера. | 38 | 12 | 26 | |
5. | Общение как способ взаимодействия. | 12 | 6 | 6 | |
6. | Основы организаторской деятельности. | 10 | 4 | 6 | |
7. | Портфолио как способ накопления и оценки индивидуальных достижений. | 10 | 4 | 6 | |
8. | Игра как способ сплочения коллектива и развития творческих способностей. | 8 | 2 | 6 | |
9. | Внутриколлективные и традиционные дела | 34 | - | 34 | |
10. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | |
ИТОГО: | 144 | 40 | 104 | ||
II год обучения | |||||
1. | Вводное занятие. Организационная встреча. Инструктаж по ТБ и правилам поведения в группе. | 2 | 2 | - | |
2. | Личность и коллектив | 20 | 4 | 16 | |
3. | Этика делового общения. | 10 | 4 | 6 | |
4. | Детское самоуправление. | 20 | 6 | 14 | |
5. | Методика подготовки и проведения КТД. | 20 | 6 | 14 | |
6. | Основы диагностики. | 12 | 2 | 10 | |
7. | Организаторская деятельность. | 16 | 4 | 12 | |
8. | Технология игр и игровых программ. | 20 | 6 | 14 | |
9. | Ораторское искусство. | 14 | 4 | 10 | |
10. | Основы этикета. | 12 | 6 | 6 | |
11. | Оформительская работа лидера. | 22 | 6 | 16 | |
12. | Портфолио как способ накопления и оценки индивидуальных достижений. | 16 | 2 | 14 | |
13. | Внутриколлективные и традиционные дела | 30 | - | 30 | |
14. | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | |
ИТОГО: | 216 | 52 | 164 |
IV. Содержание программы
I год обучения
- Вводное занятие. Организационная встреча. Инструктаж по ТБ и правилам поведения в группе.
- Теория лидерства.
Теория (6 часов): Современное понимание лидерства. Лидерские качества. Стили работы лидера. Лидер и группа.
Практика (12 часов): Анкетирование воспитанников с целью выявления лидерских качеств, тест «Я – лидер». Игры на знакомство и выявление лидеров в группе. Игра «Остров». Упражнения на взаимодействие в группе.
- Основы школьного самоуправления.
Теория (4 часа): Понятие о самоуправлении. Структура самоуправления. Принципы построения и развития самоуправления.
Практика (6 часов): Оформление папки о деятельности разных моделей органов ученического самоуправления. Разработка плана подготовки ученического самоуправления. Деловая игра «Я у штурвала детского объединения».
- Оформительская работа лидера
Теория (12 часов): Особенности стенной газеты. Внешний вид газеты, виды газет. Изучение шрифтов. Развитие шрифта. Особые виды выполнения шрифта. Построение шрифта. Шрифт в стенной газете. Использование современных методов подачи материалов для оформления газеты, буклета, презентации. Жанры журналистики: информационные, аналитические, художественно-публицистические, сатирические.
Практика (24 часа): Выпуск буклетов «Первые шаги юнкора», «Академия лидерства». Выпуск газет к знаменательным датам календаря. Упражнения «Лид дня», «Аукцион штампов». Практикум по теме «Словарь газетного дела». Практикум «Правила успешного интервью». Изготовление объемных букв.
- Общение как способ взаимодействия.
Теория (6 часов): Стороны и средства общения. Типы и стили общения. Правила эффективного общения. Конфликт – как способ неэффективного общения.
Практика (6 часов): Приемы расположения к себе. Тест «Умеете ли вы оценивать людей?». Тест «Интересен ли я в общении». Практикум «Конструктивное разрешение конфликтов».
- Основы организаторской деятельности.
Теория (4 часа): Понятие о цели и задачах, их соотношении. Особенности коллективного планирования, его формы. Основные этапы организаторской работы. Правила организаторской работы.
Практика (6 часов): Работа творческих групп по разработке и проведению различных форм деловой игры. Деловая игра «Я глазами меня». Тест «Испытайте себя: кто Вы? Капитан? Рулевой? Пассажир?».
- Портфолио как способ накопления и оценки индивидуальных достижений.
Теория (4 часа): Понятие о портфолио. Виды портфолио. Структура портфолио.
Практика (6 часов): Упражнение «Автобиография». Игра «Портфолио или дневник личных достижений». Индивидуальное оформление портфолио.
- Игра как способ сплочения коллектива и развития творческих способностей.
Теория (2 часа): Классификация игр. Игра как способ сплочения коллектива и развития творческих способностей.
Практика (6 часов): Игровое занятие на взаимодействие «Мы вместе». Игры на сплочение коллектива. Игры с залом.
- Внутриколлективные и традиционные дела.
Практика (34 часа): Проведение огоньков «Я расскажу вам про себя», «Небесное зеркало», «Возьмёмся за руки, друзья», «Посвящение в объединение», «Волшебный стул». Оформление альбома-летописи объединения. Экскурсии в редакцию газеты «Армавирский собеседник», «Информ Бюро». Экскурсия по памятным местам города Армавира. Встречи с интересными людьми.
- Итоговое занятие. «Напиши письмо… себе».
II год обучения
- Вводное занятие. Организационная встреча. Инструктаж по ТБ и правилам поведения в группе.
- Личность и коллектив.
Теория (4 часа): Понятие личности. Характер и темперамент личности. Организация групповой деятельности. Стадии развития группы (по А.Н. Лутошкину).
Практика (16 часов): Упражнения на сплочение коллектива. Игры на взаимодействие в группе.
- Этика делового общения.
Теория (4 часа): Особенности делового общения. Виды делового общения. Невербальные средства общения.
Практика (6 часов): Вечер дружеского общения. Игры на знакомство, представление участников.
- Детское самоуправление.
Теория (6 часов): Временные органы самоуправления. Варианты формирования микрогрупп. Нормативно-правовые акты самоуправления.
Практика (14 часов): Долгосрочная игра – экспедиция «Остров сокровищ».
- Методика подготовки и проведения КТД.
Теория (6 часов): Шесть стадий проведения КТД. Организаторские дела и приёмы. Способы подготовки КТД.
Практика (14 часов): Практикум «Методика конструирования КТД». Конструирование школьных КТД.
- Основы диагностики.
Теория (2 часа): Понятие о диагностических методах: наблюдение, анкетирование, беседа и технология их проведения.
Практика (10 часов): Диагностические методики: «Вот я какой», Достижение цели», «Ковёр мира», «Корабль среди скал». Разработка анкет, проведение тестирования.
- Организаторская деятельность.
Теория (4 часа): Планирование деятельности объединения. Этапы разработки плана.
Практика (12 часов): Упражнения на развитие организаторских способностей. Практикум по планированию своей деятельности, объединения.
- Технология игр и игровых программ.
Теория (6 часов): Понятие игры и игровой программы – их различие. Методика организации и проведения игровых программ.
Практика (14 часов): Конструирование игровых программ, викторин, игр-путешествий.
- Ораторское искусство.
Теория (4 часа): Основы ораторского искусства. Подготовка к публичным выступлениям. Приемы привлечения внимания аудитории.
Практика (10 часов): Подготовка к выступлениям, репетиции массовых мероприятий.
- Основы этикета.
Теория (6 часов): Современный этикет за столом, в общественных местах. Внешний вид. Представление и знакомство.
Практика (6 часов): Ролевые игры.
- Оформительская работа лидера.
Теория (6 часов): Фотография в газете: история возникновения и развития фотографии. Компьютерное оформление информации: буклет, презентация.
Практика (16 часов): Фотоколлаж «Осенний вернисаж». Конкурсы «Лучший снимок недели». Оформление и выпуск буклетов, презентаций о работе объединения.
- Внутриколлективные и традиционные дела.
Практика (30 часов): Проведение тематических огоньков. Оформление альбома-летописи объединения. Экскурсии, встречи с интересными людьми.
- Итоговое занятие. Презентации творческих работ.
VI. Список литературы
Список литературы рекомендуемой для педагога.
1. Антонов В.И. Информационные жанры газетной публицистики.- Саранск, 1996.
2. Азбука общения. – Н. Новгород: «Педагогические технологии», 2007.
3. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Сто отрядных дел.- Кострома: МЦ «Вариант», 2000.
4. Егидес А. Лабиринты общения, или как ладить с людьми. – М.: «Аст-пресс книга», 2002. 5. . Запаренко В.С. Школа рисования Виктора Запаренко. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004.
6. Иванов И.П. Коллективное творческое дело. - М., 1967.
7. Игротека. Лидер XXI века./ Сост. Л.А. Побережная.- Н.Новгород: «Педагогические технологии», 2006.
8. Игровые модели досуга и оздоровления детей: разработки занятий; развивающие программы; проекты; тематические смены /авт.-сост. Е.А. Радюк. - Волгоград: Учитель, 2008. 9. Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1996.
10. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. – СПб.: Питер, 2008.
11. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2008.
12. «Орлёнок», книга вожатого.- М.: «Собеседник», 2005.
13. Организация ученического самоуправления: Гражданский клуб. Социальные проекты. Мероприятия / авт.-сост. Е.В. Ведрова. – Волгоград: 2007.
14. Педагогические подписные издания («Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Здоровье» и т.п.).
15. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009.
16. Рожков М.И. Межрегиональная программа «Лидер». – М., 1995.
17. Сценарии праздников, конкурсов, игр для воспитателей и педагогов-организаторов.- Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
18. Уатт Ф. Как научится рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых/ Пер. с англ. М.Д. Лахути. – М.: ООО «РОСМЭН – ИЗДАТ», 2001.
19. Хочу быть лидером! Выпуск № 4.- Н.Новгород: «Педагогические технологии», 2007.
20. Школа интересных каникул /авт.-сост. С.Г. Огнева и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
21. Щипанов А.С., Шрифт в клубной работе. – М.: Издательство ВЦСПС Профиздат, 1965. (В помощь самодеятельному художнику).
Список литературы рекомендуемой для учащихся.
1. Антонов В.И. Информационные жанры газетной публицистики.- Саранск, 1996.
2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Сто отрядных дел.- Кострома: МЦ «Вариант», 2000.
3. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Графический редактор Paint. Редактор презентаций PowerPoint. – М.: Интеллект-Центр. 2003.
4. Запаренко В.С. Школа рисования Виктора Запаренко. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004.
5. Игротека. Лидер XXI века. /Сост. Л.А. Побережная. - Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
6. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.- М., 1997.
7. Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1996.
8. «Орлёнок», книга вожатого.- М.: «Собеседник», 2005.
9. Уатт Ф. Как научится рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых/ Пер. с англ. М.Д. Лахути. – М.: ООО «РОСМЭН – ИЗДАТ», 2001.
10. Федеральный закон РФ Об общественных объединениях, 1995.
11. Хочу быть лидером! Выпуск № 4.- Н.Новгород: «Педагогические технологии», 2007.
12. Щипанов А.С., Шрифт в клубной работе. – М.: Издательство ВЦСПС Профиздат, 1965. (В помощь самодеятельному художнику).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 измерений лидерства
Какими качествами должен обладать лидер ...
5 мифов о лидерстве
Существующие мифы о лидерах...
Мастер-класс по лидерству. Формирование лидерского потенциала в группе.
Формирование лидерского потенциала в группе. Рекомендации, упражнения, приемы, методы....
Презентация "Психология лидерства"
Презентация «Психология лидерства» посвящена вопросам лидерства в образовательных учреждениях - процессу, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой остальных. Да...
Политическое лидерство и политические элиты
Подборка документов к уроку...
Методическая разработка по программе «Основы лидерства» «Үз тормышым-үз юлым!” (Моя жизнь-мой выбор)
Классный час на тему "Үз тормышым-үз юлым! (Моя жизнь-мой выбор!)" как одна из нетрадиционных форм активизации профессионального самоопределения старшеклассников.Основная цель классного часа на ...
Календарно-тематическое планирование объединения "Ровесник" - школа лидерства
Подробный план занятий...