Программа "Академия лидерства"
рабочая программа на тему

Образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность. Наше время - время бурных социальных и экономических перемен. Преобразования общества требуют от каждого человека утверждения активной гражданской позиции. Процесс воспитания личности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества между детьми и взрослыми и проходить в духе взаимопонимания, уважения и доверия. Задача выявления лидеров и создание условий для развития лидерских способностей сегодня приобретает большую социальную значимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Академия лидерства"133.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

                                                       

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Объединение «Академия лидерства»

Возраст обучающихся – 8-14 лет

Срок реализации программы  2 года

                                                             Албертовская  Светлана  Викторовна

Армавир

2011

II. Пояснительная записка

Образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность. Наше время - время бурных социальных и экономических перемен. Преобразования общества требуют от каждого человека утверждения активной гражданской позиции. Процесс воспитания личности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества между детьми и взрослыми и проходить в духе взаимопонимания, уважения и доверия. Задача выявления лидеров и создание условий для развития лидерских способностей сегодня приобретает большую социальную значимость.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения у воспитанников формируются навыки цивилизованного общения, выявляются и совершенствуются такие лидерские качества, как активность, инициативность, самообладание, наблюдательность, самостоятельность, организованность. Развитие лидерских и личностных качеств ребенка связано с процессом обогащения опыта отношения к себе, своему здоровью, окружающему миру, Родине и происходит через усвоение социальной и духовной культуры, включение подрастающего поколения в активную деятельность.

Актуальность программы обусловлена тем, что современный этап развития педагогики требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Данная программа направлена на формирование и раскрытие индивидуальности воспитанника, на создание ситуации успеха для воспитанника, на его обучение полноценному анализу деятельности, своих достижений и неудач, а также на выявление собственных критериев успешности.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена возрастающей активностью ребенка в социальной среде, осознанием им своего места в современном обществе. На занятиях ребятам предоставляется возможность познания своего внутреннего мира, своих возможностей, что позитивным образом влияет на самооценку повышение уверенности. Специально подобранные упражнения и техники позволяют ребенку расширить навыки конструктивного взаимодействия друг с другом: умение слышать другого, договариваться, заявлять о своем мнении и отстаивать свою точку зрения, находить выход из конфликтных ситуаций.

Цель программы – раскрытие и развитие лидерского потенциала ребенка, обучение навыкам эффективного взаимодействия через включение его в общественно-полезную деятельность.

Поставленная цель раскрывается в следующих задачах: 

Обучающие:

  • формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства;
  • обучение воспитанников умениям и навыкам организаторской деятельности и самоорганизации;
  • освоение воспитанниками знаний, умений и навыков оформительской работы и информационно-компьютерных технологий.

              Развивающие:

  • развитие лидерских качеств;
  • приобретение практических навыков оформительской работы;
  • развитие инициативы воспитанников в области организаторской деятельности, познавательных и творческих дел.

Воспитательные:

  • формирование ценностных основ нравственности;
  • усвоение норм цивилизованного общения;
  • создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого общения.

Отличительной особенностью данной программы от других уже существующих в области социализации личности является не только самореализация каждого ребенка, а также изучение  основ оформительской деятельности и журналистского творчества. Программа является средством развития интереса к различным видам информационно-компьютерных технологий в области газетного дела. Через СМИ воспитанники объединения смогут передать свой опыт другим.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 7-14 лет.

В возрасте 7-10 лет у ребенка развиваются навыки общения со сверстниками и взрослыми, формируется поведение в группе, появляется мотивация к работе в команде. Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.

Возрасту 11-14 лет присуще сотрудничество со взрослыми в разных видах деятельности, где подросток помощник взрослого. В этом возрасте у ребенка растёт желание дружить с группой сверстников. Подросток желает быть независимым от своей семьи и поскорее стать взрослым.

Срок реализации данной программы – 2 года.

Первый год обучения  рассчитан на 144 часа, а второй на 216 часов в год.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их способностей – это индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Важен принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.

Основной формой работы с детьми в объединении являются занятия: теоретические и практические. Содержание теоретических занятий взаимосвязано с практической работой.

Формы проведения занятий различные.  Наряду с традиционными формами используются и нетрадиционные: занятие - деловая игра, занятие – игра, занятие – дискуссия. Учитывая возраст воспитанников и специфику деятельности объединения, на занятиях активно используются проблемно-поисковые методы, которые активизируют самостоятельное мышление детей и творческий подход к делу. В процессе обучения используются как общепедагогические методы (особое внимание уделяется игровым технологиям), так и психологические: наблюдение, тесты, опрос. В ходе работы объединения дети овладевают методикой  использования психологических методов.

Первый год обучения предполагает проведение двух занятий в неделю продолжительностью 2 часа. Второй год обучения  – 3 занятия в неделю  по 2 часа.

Количество воспитанников в объединении – 15 человек.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В ходе поставленной цели и задач программы предполагается достижение следующих результатов:

-  приобретение навыков лидерского поведения, организаторских умений;

- получение практических знаний по организации оформительской работы, методики коллективной творческой деятельности, этики и психологии общения, игровым и организаторским технологиям;

- усвоение ценностных основ нравственности, поведенческих норм;

- овладение навыками и умениями разработки и реализации общественных мероприятий;

- повышение творческой активности и коммуникабельности.

По истечении первого года обучения воспитанники объединения должны знать:

- формы работы в коллективе;

- базовые знания об имидже лидера и типология лидерства;

- основы оформительской работы;

- методику организации воспитательных мероприятий.

По истечении первого года обучения воспитанники должны уметь: организовывать и проводить воспитательные мероприятия, оформлять накопляемый методический материал.

По истечении второго года обучения воспитанники объединения должны знать: 

- методику подготовки и проведения КТД;

- основы ораторского искусства и этикета;

- методику планирования собственной деятельности.

По истечении второго года обучения воспитанники должны уметь 

- анализировать свою деятельность;

- разрабатывать и проводить коллективно-творческое дело;

- иметь общие представления о деятельности детских общественных организаций школ города.

Для реализации данной программы существуют определенные  виды контроля:

  1. Начальный (информационно- аналитический)  - сентябрь-октябрь.

Целью его является сбор информации о воспитаннике, выявление лидерских качеств, организаторских способностей.  Для сбора и анализа как можно большего объема фактической информации используются  различные методы:

- тестирование;

- наблюдение;

- анкетирование;

- собеседование;

- составление коллажа «Я и мои мечты».

     2.  Текущий (организационно - деятельностный) -  ноябрь-апрель.

Целью его является  формирование чувства товарищества и взаимопомощи, развитие организаторских способностей и лидерских качеств личности посредством включения воспитанника в активную организационно-массовую деятельность. Это участие в викторинах, играх, слетах а также ведение летописи своего объединения и личного портфолио.

  1. Итоговый – май. 

Целью его является подведение воспитанником итогов своей работы за год. Используются следующие методики:

- тестирование;

- презентация творческих работ;

- составление контрольного коллажа.

Формы подведения итогов реализации данной программы каждый ребенок выбирает индивидуально. Традиционными являются:

-  портфолио личностного роста;

- презентация творческой работы;

- защита проекта по планированию деятельности объединения;

- коллективная работа по социально-значимой инициативе.  

V. Методическое обеспечение ДОП

Основной формой обучения является занятие.

В целях реализации программы используются разнообразные формы занятий в каждом разделе. Наряду с традиционными формами, такими как лекция, дискуссия используются и нетрадиционные.

В разделе «Теория лидерства» используются как теоретические, так и практические формы занятий. Особое внимание уделяется нетрадиционным формам

– игровые тренинги по развитию лидерских качеств,

- сюжетно-ролевые игры (игра «Остров»).

В разделе «Основы школьного самоуправления» используются:

- деловая игра «Я у штурвала детского объединения»,

- защита проектов о деятельности разных моделей ученического самоуправления.

Раздел «Оформительская работа лидера» включает в себя следующие формы занятий:

- практикумы,

-упражнения «Лид дня», «Аукцион штампов»,

- оформление и выпуск стенной газеты.

В разделе «Общение как способ взаимодействия» используются занятия, относящиеся к традиционным формам и нетрадиционным:

- дискуссии;

- конференции;

- интерактивные игры по проблеме общения, «Конверт вопросов»,

- тренинг «Публичное интервью».

Раздел «Основы организаторской деятельности» включает работу творческих групп по разработке и проведению различных форм деловых и сюжетно-ролевых игр.

В разделе «Игра как способ сплочения коллектива и развития творческих способностей» используются:

- игровые занятия на взаимодействие «Мы вместе», «Крепкий орешек».

Раздел «Внутриколлективные и традиционные дела». В этом разделе используются следующие формы занятий:

- «огоньки» на различные темы;

- экскурсии;

- конкурсы;

- викторины;

- презентации.

В процессе реализации данной программы используются следующие общепедагогические методы и приемы:

• Словесные: беседа, лекция, объяснение, диалог.

• Наглядные: плакаты, фотографии, таблицы, схемы, видеоматериалы.

• Практические: практические задания, упражнения.

• Методы проблемного обучения: постановка проблемных вопросов; создание проблемных ситуаций; поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств.

•Метод игры: игры (дидактические, развивающие, социальные, психологические), игра-конкурс, игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, деловая игра.

При проведении занятий наряду с общепедагогическими используются психологические и социологические методы и приемы:

• Анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты.

• Интервьюирование.

• Психологические тесты.

•Создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение).

Обеспечение программы методическими видами продукции. Для подготовки к занятиям используются:

-  методические разработки для лидеров детских общественных объединений «Игры на развитие лидерских качеств», «Воспитываем лидера»;

- памятки «Общие качества личности организатора», «Правила организаторской работы», «Пять советов по секрету», «Правила работы в группе», «Приемы расположения к себе», «Основные этапы организаторской работы»;

- брошюра «Я – лидер!»;

- методические рекомендации «Система подготовки лидеров в ДОО»-

- презентации по теме занятий.

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:

• Систематические (таблицы, схемы, плакаты, диаграммы);

• Смешанные (видеозаписи, мультимидийные материалы);

• Дидактические пособия (тесты);

• Журналы («Внешкольник», «Воспитание школьника», «Читаем, учимся, играем»);

• Сборники материалов работы социально-педагогический службы ВДЦ «Орлёнок» («Школа интересных каникул», «Игровые модели досуга и оздоровления детей», «Азбука общения», «Я взрослый и хочу быть свободным!..»)

• Тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр, викторин, конкурсов.

Все занятия в рамках реализации данной образовательной программы проходят в оснащенном кабинете. Кабинет оборудован необходимым количеством столов, стульев. Используются технические средства обучения – компьютер, принтер, мультимидийный проектор.

Для теоретических и практических занятий воспитанникам необходимы следующие канцелярские принадлежности: блокнот для записи, ручка, карандаш, ластик, фломастеры, краски, ватман. Кисти.

В целях отслеживания результатов, усвоения образовательной программы для воспитанников используются следующие формы подведения итогов:

• тестирование;

• организация и проведение мероприятий;

• практикумы по изученной теме;

• презентация и защита творческих работ.

III. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего, час

Количество часов учебных занятий

Теоретичес-кие

Практичес-кие

Выездные (индивид.)

I  год обучения

1.

Вводное занятие. Организационная встреча. Инструктаж по ТБ и правилам поведения в группе.

2

2

-

2.

Теория лидерства

18

6

12

3.

Основы школьного самоуправления.

10

4

6

4.

Оформительская работа лидера.

38

12

26

5.

Общение как способ взаимодействия.

12

6

6

6.

Основы организаторской деятельности.

10

4

6

7.

Портфолио как способ  накопления и оценки индивидуальных достижений.

10

4

6

8.

Игра как способ сплочения коллектива и развития творческих способностей.

8

2

6

9.

Внутриколлективные и традиционные дела

34

-

34

10.

Итоговое занятие.

2

-

2

ИТОГО:

144

40

104

II  год обучения

1.

Вводное занятие. Организационная встреча. Инструктаж по ТБ и правилам поведения в группе.

2

2

-

2.

Личность и коллектив

20

4

16

3.

Этика делового общения.

10

4

6

4.

Детское самоуправление.

20

6

14

5.

Методика подготовки и проведения КТД.

20

6

14

6.

Основы диагностики.

12

2

10

7.

Организаторская деятельность.

16

4

12

8.

Технология игр и игровых программ.

20

6

14

9.

Ораторское искусство.

14

4

10

10.

Основы этикета.

12

6

6

11.

Оформительская работа лидера.

22

6

16

12.

Портфолио как способ  накопления и оценки индивидуальных достижений.

16

2

14

13.

Внутриколлективные и традиционные дела

30

-

30

14.

Итоговое занятие.

2

-

2

ИТОГО:

216

52

164

IV.  Содержание программы

I год обучения

  1. Вводное занятие. Организационная встреча. Инструктаж по ТБ и правилам поведения в группе.
  2. Теория лидерства.

Теория (6 часов): Современное понимание лидерства. Лидерские качества. Стили работы лидера. Лидер и группа.

Практика (12 часов): Анкетирование воспитанников с целью выявления лидерских качеств, тест «Я – лидер». Игры на знакомство и выявление лидеров в группе. Игра «Остров». Упражнения на взаимодействие в группе.

  1. Основы школьного самоуправления.

Теория (4 часа): Понятие о самоуправлении. Структура самоуправления. Принципы построения и развития самоуправления.

Практика (6 часов): Оформление папки о деятельности разных моделей органов ученического самоуправления. Разработка  плана подготовки ученического самоуправления. Деловая игра «Я у штурвала детского объединения».

  1. Оформительская работа лидера

Теория (12 часов): Особенности стенной газеты. Внешний вид газеты, виды газет. Изучение шрифтов. Развитие шрифта. Особые виды выполнения шрифта. Построение шрифта. Шрифт в стенной газете. Использование современных методов подачи материалов для оформления газеты, буклета, презентации. Жанры журналистики: информационные, аналитические, художественно-публицистические, сатирические.

Практика (24 часа): Выпуск буклетов «Первые шаги юнкора», «Академия лидерства». Выпуск газет к знаменательным датам календаря. Упражнения «Лид дня», «Аукцион штампов». Практикум по теме «Словарь газетного дела». Практикум «Правила успешного интервью». Изготовление объемных букв.

  1. Общение как способ взаимодействия.

Теория (6 часов): Стороны и средства общения. Типы и стили общения. Правила эффективного общения. Конфликт – как способ неэффективного общения.

Практика (6 часов): Приемы расположения к себе. Тест «Умеете ли вы оценивать людей?». Тест «Интересен ли я в общении». Практикум «Конструктивное разрешение конфликтов».

  1. Основы организаторской деятельности.

Теория (4 часа): Понятие о цели и задачах, их соотношении. Особенности коллективного планирования, его формы. Основные этапы организаторской работы. Правила организаторской работы.

Практика (6 часов): Работа творческих групп по разработке и проведению различных форм деловой игры. Деловая игра «Я глазами меня».  Тест «Испытайте себя: кто Вы? Капитан? Рулевой? Пассажир?».

  1. Портфолио как способ  накопления и оценки индивидуальных достижений.

Теория (4 часа): Понятие о портфолио. Виды портфолио. Структура портфолио.

Практика (6 часов): Упражнение «Автобиография». Игра «Портфолио или дневник личных достижений».  Индивидуальное оформление портфолио.

  1. Игра как способ сплочения коллектива и развития творческих способностей.

Теория (2 часа): Классификация игр. Игра как способ сплочения коллектива и развития творческих способностей.

Практика (6 часов): Игровое занятие на взаимодействие «Мы вместе». Игры на сплочение коллектива. Игры с залом.

  1. Внутриколлективные и традиционные дела.

Практика (34 часа): Проведение огоньков «Я расскажу вам про себя», «Небесное зеркало», «Возьмёмся за руки, друзья», «Посвящение в объединение», «Волшебный стул». Оформление альбома-летописи объединения. Экскурсии в редакцию газеты «Армавирский собеседник», «Информ Бюро». Экскурсия по памятным местам города Армавира. Встречи с интересными людьми.

  1. Итоговое занятие. «Напиши письмо… себе».

II год обучения

  1. Вводное занятие. Организационная встреча. Инструктаж по ТБ и правилам поведения в группе.
  2. Личность и коллектив.

Теория (4 часа): Понятие личности. Характер и темперамент личности. Организация групповой деятельности. Стадии развития группы (по А.Н. Лутошкину).

Практика (16 часов): Упражнения на сплочение коллектива. Игры на взаимодействие в группе.

  1. Этика делового общения.

Теория (4 часа): Особенности делового общения. Виды делового общения. Невербальные средства общения.

Практика (6 часов): Вечер дружеского общения. Игры на знакомство, представление участников.

  1. Детское самоуправление.

Теория (6 часов): Временные органы самоуправления. Варианты формирования микрогрупп. Нормативно-правовые акты самоуправления.

Практика (14 часов):  Долгосрочная игра – экспедиция «Остров сокровищ».

  1. Методика подготовки и проведения КТД.

Теория (6 часов): Шесть стадий проведения КТД. Организаторские  дела и приёмы. Способы подготовки КТД.

Практика (14 часов): Практикум «Методика конструирования КТД». Конструирование школьных КТД.

  1. Основы диагностики.

Теория (2 часа): Понятие о диагностических методах: наблюдение, анкетирование, беседа и технология их проведения.

Практика (10 часов): Диагностические методики: «Вот я какой», Достижение цели», «Ковёр мира», «Корабль среди скал». Разработка анкет, проведение тестирования.

  1. Организаторская деятельность.

Теория (4 часа): Планирование деятельности объединения. Этапы разработки плана.

Практика (12 часов): Упражнения на развитие организаторских способностей. Практикум по планированию своей деятельности, объединения.

  1. Технология игр и игровых программ.

Теория (6 часов): Понятие игры и игровой программы – их различие. Методика организации и проведения игровых программ.

Практика (14 часов): Конструирование игровых программ, викторин, игр-путешествий.

  1. Ораторское искусство.

Теория (4 часа): Основы ораторского искусства. Подготовка к публичным выступлениям. Приемы привлечения внимания аудитории.

Практика (10 часов): Подготовка к выступлениям, репетиции массовых мероприятий.

  1. Основы этикета.

Теория (6 часов): Современный этикет за столом, в общественных местах. Внешний вид. Представление и знакомство.

Практика (6 часов): Ролевые игры.

  1. Оформительская работа лидера.

Теория (6 часов): Фотография в газете: история возникновения и развития фотографии. Компьютерное оформление информации: буклет, презентация.

   Практика (16 часов): Фотоколлаж «Осенний вернисаж». Конкурсы «Лучший    снимок недели». Оформление и выпуск буклетов, презентаций о работе объединения.

  1. Внутриколлективные и традиционные дела.

Практика (30 часов): Проведение тематических огоньков. Оформление альбома-летописи объединения.  Экскурсии, встречи с интересными людьми.

  1. Итоговое занятие.  Презентации творческих работ.

VI. Список литературы

Список литературы рекомендуемой для педагога.

1. Антонов В.И. Информационные жанры газетной публицистики.- Саранск, 1996.

2. Азбука общения. – Н. Новгород: «Педагогические технологии», 2007.

3. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Сто отрядных дел.- Кострома: МЦ «Вариант», 2000.

4. Егидес А. Лабиринты общения, или как ладить с людьми. – М.: «Аст-пресс книга», 2002. 5. . Запаренко В.С. Школа рисования Виктора Запаренко. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004.

6. Иванов И.П. Коллективное творческое дело. -  М., 1967.

7. Игротека. Лидер XXI века./ Сост. Л.А. Побережная.- Н.Новгород: «Педагогические технологии», 2006.

8. Игровые модели досуга и оздоровления детей: разработки занятий; развивающие программы; проекты; тематические смены /авт.-сост. Е.А. Радюк. - Волгоград: Учитель, 2008. 9. Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1996.

10. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. – СПб.: Питер, 2008.

11. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2008.

12. «Орлёнок», книга вожатого.- М.: «Собеседник», 2005.

13. Организация ученического самоуправления: Гражданский клуб. Социальные проекты. Мероприятия / авт.-сост. Е.В. Ведрова. – Волгоград: 2007.

14. Педагогические подписные издания («Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Здоровье» и т.п.).

15. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009.

16. Рожков М.И. Межрегиональная программа «Лидер». – М., 1995.

17. Сценарии праздников, конкурсов, игр для воспитателей и педагогов-организаторов.- Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

18. Уатт Ф. Как научится рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых/ Пер. с англ. М.Д. Лахути. – М.: ООО «РОСМЭН – ИЗДАТ», 2001.

19. Хочу быть лидером! Выпуск № 4.- Н.Новгород: «Педагогические технологии», 2007.

20. Школа интересных каникул /авт.-сост. С.Г. Огнева и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

21. Щипанов А.С., Шрифт в клубной работе. – М.: Издательство ВЦСПС Профиздат, 1965. (В помощь самодеятельному художнику).

Список литературы рекомендуемой для учащихся.

1. Антонов В.И. Информационные жанры газетной публицистики.- Саранск, 1996.

2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Сто отрядных дел.- Кострома: МЦ «Вариант», 2000.

3. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Графический редактор Paint. Редактор презентаций PowerPoint. – М.: Интеллект-Центр. 2003.

4. Запаренко В.С. Школа рисования Виктора Запаренко. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004.

5. Игротека. Лидер XXI века. /Сост. Л.А. Побережная. -  Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

6. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.- М., 1997.

7. Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1996.

8. «Орлёнок», книга вожатого.- М.: «Собеседник», 2005.

9. Уатт Ф. Как научится рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых/ Пер. с англ. М.Д. Лахути. – М.: ООО «РОСМЭН – ИЗДАТ», 2001.

10. Федеральный закон РФ Об общественных объединениях, 1995.

11. Хочу быть лидером! Выпуск № 4.- Н.Новгород: «Педагогические технологии», 2007.

12. Щипанов А.С., Шрифт в клубной работе. – М.: Издательство ВЦСПС Профиздат, 1965. (В помощь самодеятельному художнику).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 измерений лидерства

Какими качествами должен обладать лидер  ...

5 мифов о лидерстве

Существующие мифы о лидерах...

Мастер-класс по лидерству. Формирование лидерского потенциала в группе.

Формирование лидерского потенциала в группе. Рекомендации, упражнения, приемы, методы....

Презентация "Психология лидерства"

Презентация «Психология лидерства» посвящена вопросам лидерства в образовательных учреждениях - процессу, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой остальных. Да...

Методическая разработка по программе «Основы лидерства» «Үз тормышым-үз юлым!” (Моя жизнь-мой выбор)

Классный час на тему "Үз тормышым-үз юлым! (Моя жизнь-мой выбор!)" как одна из нетрадиционных форм активизации профессионального самоопределения старшеклассников.Основная цель  классного часа на ...