Занятие кружка "Мир занимательных задач" 6 класс. Презентация.
презентация урока для интерактивной доски (6 класс) на тему

Алалыкина Тамара Аркадьевна

Представляю занятие кружка по математике в 6 классе"Мир занимательных задач" в виде презентации. Занятие проходит в форме соревнования двух команд по решению занимательных задач с картинками и рисунками. Расчитано на 45 минут. В конце занятия подводятся итоги. Победители награждаются призами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Учитель  математики 1 категории

                                          Алалыкина Т.А.

                                           МОАУ « Лицей 21» города Кирова                    

Кружок по математике

«Занимательный мир задач»  6 класс

 

                «Математическая задача иногда столь же увлекательна, как кроссворд и напряженная умственная работа может быть столь же желанным упражнением, как стремительный теннис»

                                                     Д. Пойа


Цели: .

1. Образовательная: формировать умения решать сюжетные задачи разными способами.

2 Развивающая: способствовать развитию логического мышления , творческих способностей учащихся , приемов умственной и исследовательской деятельности.

3. Воспитательная :способствовать повышению интереса к изучению математики  и ее истории, формировать навыки учебного труда  по поиску и применению  новой работы в коллективе.        .

Средства обучения:

 мультимедийная  презентация, раздаточный материал, (карточки с задачами, фишки, конверты  накопительные для команд и конверт для  творческих работ  учащихся с заданиями по домашней работе)

Методы обучения :

-- частично поисковый,

-- игра-соревнование ,

--исследовательский.

Формы организации работы:

-- групповая,

  -Фронтальная.

Ход мероприятия: 

I.Организационный момент: объявление темы занятия.

Мотивация: учитель предлагает одному из учащихся прочитать слова:

Чтобы спорилось нужное дело

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В занимательный мир задач.                

Цели: Углублять знания по математике ,применять их в измененной ситуации, развивать  дарования, логическое  мышление, формировать умение работать в группе, расширять кругозор.

Условия проведения: класс делится на 2 команды, выбираются капитаны команд. Учитель объявляет правила :  занятие в виде игры –соревнеования , за каждый правильный ответ команда получает 2 балла ( в конверт кладется кружок), за ответ на вопрос другой команды-3 балла ( в конверт треугольник),за нарушение дисциплины –щтраф  3 балла. В конверте каждой команды накапливаются кружки и треугольники.

Представление команд. В каждой команде по 9 игроков. Представление жюри. Это  ученики 11б класса . ( 3 человека)

 II Применение знаний  в измененной ситуации.

 
 Конкур 1:! « Смекалкины  обгонялки ». 
Учитель выдает каждой команде конверт с задачами. В каждом конверте по 5 задач на разминку. Команды готовят ответы (5минут) . Конверты с задачами сдают учителю и по очереди отвечают.  Во время ответов задачи показываются на доске.

Задачи для команд.

1 ,Три плюс три умножить на три. Сколько  будет?  (  12  )

2. У треугольника 3 угла. Если один срезать, сколько останется?  ( 4 )

3. Сколько концов у 3,5 палок? ( 8 )

4. Шла старуха в Москву  ,а навстречу 3 старика. Сколько человек шло в Москву  ? ( один )

5. Бежала тройка лошадей. Каждая пробежала 5 км. Сколько км. проехал ямщик? (5 км.)

6. Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг. железа? ( одинаково )

7. 3 курицы за 3 дня снесли 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней ? ( неизвестно )

 8. На елке горело 7 свечей, 5 из них погасло. Сколько свечей осталось? ( 7 )

9. Две дочери,  две матери, да бабушка с внучкой . Сколько всех ? ( трое)

10. Сколько надо сделать распилов ,чтобы распилить бревно на 12 частей? (11 )

.  

 

 Конкурс 2: «Логический Фейерверк». (На доске оформлен фейерверк с  карточками( на  внутренней стороне каждой  карточки  написаны тексты задач ), капитаны команд  выбирают по 3 задачи из всех задач по очереди .   Решают одновременно  Время – 7 минут. После ответа на экран выводится задача и ее  решение  с  ответом.


№1      Некий  математик насчитал на выгоне 70 коров. «Какую долю от всего стада составляют эти коровы?» спросил он у пастуха. « Я выгнал  пастись две трети  от трети всего стада» , отвечал пастух  . Сколько голов скота насчитывается во всем стаде? ( 315 голов)  Решение:  Пусть х  –число голов во всем стаде. Тогда 2/3 * 1/3х=70 ; 2/9 х=70, х=315.


№ 2     Из четырех посетителей храма второй дал в 2 раза больше монет, чем первый, третий – в 3 раза больше монет., ем второй, .а четвертый -в 4 раза больше монет. ,чем  третий. Всего было дано 132 монеты .  Сколько монет дал первый ? (4 монеты )    Решение : Пусть х монет дал первый.   Х+2Х+6Х+24Х=132 ;  3 3Х=132;   Х= 4

№ 3   Даны два положительных числа. Одно из них увеличили на 1%,а другое на 4%. Могла ли их сумма увеличиться на 3% ?  (Да, числа 100 и 200 )  Решение: Пусть 100 х – первое число , 100у-второе число.  Уравнение : 101х+104у=103 (х+у) ;  у=2х

№4   Замените цифрами буквы так, чтобы равенство оказалось верным . Одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры. Разным буквам – разные цифры.    ДОМА + ДОМА = ГОРОД.       ( 8739 +8739 =17478

№5     Расстояние 1км.540м  муха пролетает  за 6 минут 25 секунд. За сколько секунд она сможет пролететь 208 метров при той же скорости ?  ( 52 сек ) Решение:1) 1540:385=4(м/с) скорость мухи.   2) 208:4=52 (м)

№ 6   Сумма цифр двузначного числа равна наименьшему из двузначных чисел , а цифра десятков  в 4 раза меньше цифры единиц. Найдите это  число.  (28 )

                                         

.Конкурс 3: «Математический марафон». 
Задачи по одной выводятся на доску. Команды решают одновременно одну задачу. Кто быстрее?  

№1   Внуку, деду и отцу вместе 99 лет. Дед старше сына на столько, на   сколько отец старше  сына.  Внуку 12 лет. Сколько лет деду? (54 г.).

№2   Матроскин продает молоко через магазин и хочет получить за него 50 рублей за литр. Магазин удерживает 20 % стоимости проданного товара. По какой цене будет продаваться молоко в магазине?(62,5 руб)

№3  .На складе хранилось 100 кг. ягод, содержание воды в которых составляет 99%. От долгого хранения содержание воды в ягодах сократилось на 98%. Сколько теперь весят ягоды? (50 кг )

№4  По шоссе едут два автомобиля с одинаковыми скоростями. Если первый увеличит скорость на 11 км/ч, а второй уменьшит на 3 км/ч, то первый пройдет за 2 часа столько же, сколько второй за 3 часа. С какой скоростью они едут?  (31км/ч)

 Конкурс 4 : «Десять задач». На доску последовательно выводятся задачи по одной и по 3 ответа к каждой задаче Выбрать верный ответ.     Личное первенство. Каждый игрок может принести баллы своей команде верно выбрав ответ.

III  ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ:
Задача Дидоны.
Финикийская царевна Дидона, спасаясь от своего брата, тирана Пигмалиона, отплыла из родного города Тира с небольшим отрядом своих сторонников. Было это, если верить легенде, около 825 года до нашей эры. Долго плыли царевна и ее спутники по Средиземному морю, пока не пристали к берегу Африки. Жили в тех местах нулидийцы. Пришельцы им были совершенно ни к чему. Но Дидоне некуда было деться, место ей понравилось, и царевна стала упрашивать нулидийского царя Ярба продать ей немного земли. Желая, видимо, отделаться от назойливой финикиянки, Ярб заломил баснословную цену за клочок земли, который можно окружить одной бычьей шкурой. К его удивлению и разочарованию, Дидона приняла это издевательское предложение, расплатилась и отправилась отмерить свою землю. Только она не стала расстилать шкуру на берегу. Как она это сделала?(Учащимся предлагается макет бычьей шкуры, вырезанный из альбомного листа бумаги и ножницы)
(Ответ: Сначала она разрезала ее так, что получила тонкий кожаный ремешок (а он вышел очень длинный), и этим ремешком окружила солидный участок, на котором и основала в последствии великий город Карфаген. Ярб был в ярости: так, как его, мало кого одурачивали за всю историю человечества. Но он был честным человеком и сдержал слово: земля осталась за Дидоной. Так это было или не так - теперь судить трудно. Но, между прочим, карфагенская цитадель называлась Бирса, что и значит «бычья шкура»
Итак, задача, которую пришлось решить Дидоне, такова: какую наибольшую площадь можно окружить веревкой заданной длины? Или, иначе: какая геометрическая фигура среди фигур с одинаковым периметром имеет наибольшую площадь? (оказывается, круг)

IV.Подведение итогов. Пока жюри подводит итоги, учитель задает домашнее задание : найти в учебнике математики 5-6 класс под редакцией Петерсона  задачи Толстого, Ньютона, Магницкого, Пифагора, Пуассона. Портреты ученых показаны на доске. Оформить задачи в рисунках. В конверт для домашних работ  вложить найденные дома занимательные задачи..

V Выступление жюри. Объявление победителей. Вручение призов.

VI Рефлексия.  

Учитель читает стихи:              

 Учебник математики  берете вы с тревогою

Там функции и графики и уравнений тьма!

 А модуль почему- то сводит вас с ума.        

И правила         и формулы, все так легко забыть.

Но все ж без математики нам не возможно жить.

Любите математику и вы поймете вдруг:

Что правда «математика-царица всех наук»                                                  

На доске слова:

Конкурс сегодня завершен,

Но каждый должен знать:

Познание, упорство, труд

К прогрессу в жизни приведут!                                                                                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занимательный Мир задач 6 класс

Слайд 2

«Математическая задача иногда столь же увлекательна, как кроссворд, и напряженная умственная работа может быть столь же желанным упражнением, как стремительный теннис» Д.Пойа

Слайд 3

Чтобы спорилось нужное дело , Чтобы в жизни не знать неудач, Мы в поход отправляемся смело , В занимательный мир задач .

Слайд 4

«Смекалкины обгонялки» 1 . Три плюс три умножить на три. Сколько будет? 2. У треугольника 3 угла. Если один срезать, сколько останется? 3. Сколько концов у 3,5 палок? 4. Шла старуха в Москву ,а навстречу 3 старика. Сколько человек шло в Москву? 5. Бежала тройка лошадей.Каждая пробежала 5 км. Сколько км проехал ямщик?

Слайд 5

6. Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг. железа? 7. 3 курицы за 3 дня снесли 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней ? 8. На елке горело 7 свечей, 5 из них погасло. Сколько свечей осталось? 9. Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой . Сколько всех ? 10. Сколько надо сделать распилов ,чтобы распилить бревно на 12 частей?

Слайд 6

«Логический Фейерверк»

Слайд 7

№ 1. Некий математик насчитал на выгоне 70 коров. «Какую долю от всего стада составляют эти коровы?» спросил он у пастуха. « Я выгнал пастись две трети от трети всего стада», отвечал пастух. Сколько голов скота насчитывается во всем стаде?

Слайд 8

№ 2. Из четырех посетителей храма второй дал в 2 раза больше монет, чем первый, третий – в 3 раза больше монет, чем второй, а четвертый -в 4 раза больше монет, чем третий. Всего было дано 132 монеты. Сколько монет дал первый? Решение: Пусть х монет дал первый. х +2 х +6 х +24 х =132; 33 х =132; Х =4

Слайд 9

№ 3. Даны два положительных числа. Одно из них увеличили на 1%, а другое на 4%. Могла ли их сумма увеличиться на 3%? Решение: Пусть 100х – первое число, 100у-второе число. Уравнение: 101х+104у=103(х+у); у=2х Ответ: Да, это числа 100 и 200.

Слайд 10

№4. Замените цифрами буквы так, чтобы равенство оказалось верным. Одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры. Разным буквам – разные цифры. ДОМА + ДОМА = ГОРОД. Решение : 8739 +8739 = 17478

Слайд 11

№5. Расстояние 1км 540м муха пролетает за 6 минут 25 секунд. За сколько секунд она сможет пролететь 208 метров при той же скорости? Решение: 1) 1540:385=4(м/с)-скорость мухи. 2) 208:4= 52 (с)

Слайд 12

№ 6. Сумма цифр двузначного числа равна наименьшему из двузначных чисел, а цифра десятков в 4 раза меньше цифры единиц. Найдите это число. Ответ : 28

Слайд 13

«Математический марафон» №1. Внуку, деду и отцу вместе 99 лет. Дед старше сына на столько, на сколько отец старше сына. Внуку 12 лет. Сколько лет деду? №2. Матроскин продает молоко через магазин и хочет получить за него 50 рублей за литр. Магазин удерживает 20 % стоимости проданного товара. По какой цене будет продаваться молоко в магазине? №3 . На складе хранилось 100 кг ягод, содержание воды в которых составляет 99%. От долгого хранения содержание воды в ягодах сократилось на 98%. Сколько теперь весят ягоды? №4. По шоссе едут два автомобиля с одинаковыми скоростями. Если первый увеличит скорость на 11 км/ч, а второй уменьшит на 3 км/ч, то первый пройдет за 2 часа столько же, сколько второй за 3 часа. С какой скоростью они едут?

Слайд 15

Сравните числа: (57+48):0,9 и 50:1,2+2:6 > < = Подумай! Молодец! Не верно!

Слайд 16

Прочитайте полезный совет, воспользовавшись таблицами: 9 20 13 2 17 5 16 22 10 8 12 1 3 25 18 19 7 15 6 21 4 23 11 24 14 А Н И Е Н Й З К Д З Ч Р Ш А И Х Е Е Т И А У А Д Б

Слайд 17

Задача. «То» да «это», да половина «того» да «этого» – сколько будет процентов от трех четветей «того» да «этого» ? 200 150 250 Подумай! Не верно! Молодец!

Слайд 18

Найдите значение выражения, если: х=5,4 ; у = - 0,5 ; с = - 2,3 . Ответ округлите до целых. 10 8 9 Подумай! Не верно! Правильно!

Слайд 19

Задача. На автомобильной стоянке стоят 12 автомобилей, причем легковых автомобилей одна треть от грузовых. Сколько грузовых автомобилей на стоянке? 4 8 9 Подумай! Не верно! Молодец!

Слайд 20

Блиц. 1. 2. 3. Баскетбольный матч команд закончился счетом 75 : 80 , но ни один баскетболист ни забросил ни одного мяча. Как это могло быть? Если в 12 часов ночи идет дождь ,то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? Что произойдет, если всесокрушающее пушечное ядро попадет в несокрушимый столб ?

Слайд 21

Задача. Лодка проплыла 55 км по течению реки за 2,5 часа .Скорость течения реки равна 0,8 км/ч. Какова скорость лодки против течения? 20,4 20,8 Верно! Не верно! Подумай! 20,6

Слайд 22

Найдите корень уравнения: 0,8(3х - 2) - 10,1 = 0,3(х - 4) 5 0,5 50 Не верно! Подумай! Верно!

Слайд 23

Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько времени покроется водой третья ступенька лестницы? Кто самый внимательный?

Слайд 24

Решите старинную индийскую задачу: Если задуманное число умножить на 5, из получившегося произведения вычесть его треть, остаток разделить на 10 и к результату прибавить последовательно , и первоначального числа, то получится 68. Чему равно задуманное число? 1 3 - 1 2 - 1 4 - 84 86 48 Нет! Подумай? Молодец!

Слайд 25

Домашнее задание . Найти в учебнике математики 5-6 кл. под редакцией Петерсона задачи Толстого, Н ь ютона, Магницкого, Пифагора, Пуассона. Оформить их в рисунках.

Слайд 26

Конкурс сегодня завершен, Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К прогрессу в жизни приведут! Всем спасибо, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие кружка "Занимательная математика" и технология. Тема "Путешествие за геометрической мозаикой" 2 класс УМК "Планета знаний"

Цель занятия: развить интерес к занятиям математикой, расширить и углубить представление о квадрате, познакомить с теоремой Пифагора. Результат-квадрат, состоящий из 4 прямоугольных треугольников. Орг...

Открытое занятие кружка "Занимательный английский" в 1-ом классе "Что я умею делать?" в рамках районного семинара руководителей образовательных учреждений на тему:" Формирование гражданской культуры личности ребёнка через внеурочную деятельность".

Занятие кружка "Занимательный английский"  "Что я умею делать?" для учащихся 1-го класса проведено мною в цели активизации пройденной лексики через игру, развитие речевых способностей, памяти, мо...

Возникновение письменности. Занятие кружка "Занимательный русский язык" в 6 классе.

Учащиеся знакомятся с пиктографией,  иероглифами,  клинописью....

Архаизмы и историзмы. Занятие кружка "Занимательный русский язык" в 6 классе

Внеклассное занятие об архаизации слов и тематических группах историзмов....

Презентация занятия по "Занимательному азбуковедению" Знакомство с согласным звуком и буквой "Ж"

Целью данного занятия является знакомство с согласным звуком "Ж"...

материалы элективного занятия по геометрии 9 класс презентация приложение №1

материалы элективного занятия по геометрии 9 класс презентация приложение №1...