Статья "Радость в каждом сердце"
методическая разработка на тему
Данная статья о социальном партнерстве в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье описано взаимодействие учреждений дополнительного образования с реабилитационными центрами и интернатами. Социальное партнерство проявляет себя в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, участвует в сохранении традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_venets.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Ревякина Елена Николаевна
Волкова Оксана Викторовна
методисты МБОУДОД ДОО(П)Ц»Венец» награждены благодарственными письмами мэрии г.о. Тольятти
Радость в каждом сердце.
Среди социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь образовательного учреждения, важное место занимают социальные партнеры. Любое образовательное учреждение, в том числе и дополнительное, может оказать достаточно заметное встречное влияние на ситуацию в своей ближайшей среде. На наш взгляд, определение своего круга социальных партнеров и путей сотрудничества с ними можно рассматривать как дополнительный ресурс развития образовательного учреждения.
Данное сотрудничество позволяет: привлекать ресурсы общества на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения; способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера; позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества.
Социальное партнерство предоставляет возможность всем субъектам образовательного процесса осуществлять деятельность в условиях социального партнерства, руководствуясь следующими принципами:
- самостоятельности и ответственности в принятии решений;
- сотворчества – реализуется в совместном творчестве всех субъектов партнерской деятельности;
- открытости, так как социальное партнерство предполагает наличие открытой системы и предоставления возможности расширять круг заинтересованных в проекте лиц;
- гуманистической направленности, то есть принятие субъектов партнерства с учетом их индивидуальных особенностей;
- толерантности – предполагает высокую степень терпимости и принятия социальных особенностей социальных партнеров;
- общественной значимости – деятельность в условиях социального партнерства должна иметь значимость не только для конкретных исполнителей, но и для других микро- и макрогрупп.
Социальное партнерство успешно проявляется в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Реабилитация детей с ограниченными возможностями возложена в нашем государстве на медицинские учреждения и социальные службы. Несогласованность в их действиях, а также недооценка влияния социальной среды как важнейшего воспитывающего фактора нередко затрудняют процесс реабилитации. Практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с нарушениями здоровья обусловлены не только биологическими (наследственными) факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений(прежде всего со сверстниками), отсутствует или сужена активная самостоятельная, а также совместно-раздельная деятельность.
Ведь проблема и состоит в том, что существующая система образования, да и сама жизнь способствует формированию у детей с ограниченными возможностями комплекса ущербности, что препятствует их эмоциональному и психическому развитию, полноценному общению со сверстниками, вхождению в самостоятельную жизнь.
Поэтому основной работой коллектива центра стало вытеснение стереотипов ущербности внутреннего мира ребенка с ограниченными возможностями, замена их позитивными установками, что положительно отражается на психическом здоровье и раскрытии творческого потенциала детей. У ребенка с ОВЗ необходимо развивать социально-значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, уступить, проявить заботу о слабом, пожилом. В идеале надо стремиться к развитию у детей гибкости социального поведения, так как это подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде и способствует становлению навыков социального поведения в различных ситуациях.
Главным результатом является разработка и реализация совместных мероприятий, таких как: добровольческие акции; работа педагогов дополнительного образования с детьми с ОВЗ на базе интернатов и реабилитационных центров.
Целью работы педагогического коллектива является создание реальных условий для интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.
Пути решения мы видим в создании мотивации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через развитие навыков конструктивного общения. А также в формировании личности, свободной от комплекса неполноценности через участие детей в досуговых мероприятия.
На базе различных образовательных и реабилитационных учреждений успешно работают творческие объединения, такие как: «Ступеньки мастерства», «Волшебные ручки», «Академия волшебства», «Секреты декупажа», спортивная секция по каратэ киокусинкай. Дети с нарушением развития овладевают различными техниками декоративно-прикладного искусства: оригами, бисероплетение, лепка из теста и пластелина, познают секреты декупажа, изготавливают керамические украшения, занимаются изготовлением кукол. Декоративно-прикладное творчество способствуют сближению ребенка с культурой, помогают осмыслить связь искусства с жизнью, хорошо развивают мелкую моторику и волевые процессы.
Любая игровая программа, используемая педагогами, способна подарить детям с ограниченными возможностями здоровья дополнительные стимулы к жизни, богатство эмоций и здоровье.
Младшая группа детей детского дома «Ласточка» познают искусство восточных единоборств, участвуют в соревнованиях и занимают призовые места. Участие в подобных программах становится для такого человека еще одним шагом на пути адаптации, принятия самого себя и трудностей мира, в котором он живет и действует. Показателем успешной работы объединений являются призовые места воспитанников в конкурсах различных уровней.
В целях повышения эффективности данной работы организовано взаимодействие с реабилитационными центрами и интернатами.
Социальные партнеры | Совместная деятельность |
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» | Городская Акция «100 добрых дел». Концертно-игровая программа «Весеннее настроение» |
ГБС (К) ОУ школа-интернат №5 | Мастер-классы по декоративно-прикладному искусству «Пасхальное поздравление», «Разноцветные ладошки» |
Детский дом №6 «Ласточка» | Кукольный спектакль «Сказка о дружбе» (подготовка кукол и декораций, постановка спектакля при активном участии воспитанников детского дома) |
Творческая программа «Смешарики» | |
Спортивно-показательная программа по каратэ киокусинкай «Как стать каратистом» | |
МБУ СШ № 26 (коррекционные классы) | Мастер-класс по оригами «Подвижная игрушка» |
Изготовление и развешивание кормушек для птиц «Творим добро» | |
Самарская Областная Федерация Киокусинкай каратэ до | Предоставление сладких призов. Организация совместного чаепития. |
АНО «Центр развития добровольчества» | Сбор вещей, игрушек, книг. Передача их нуждающимся семьям. |
МУЗ ДПСЧ «Бережок» | Городская акция «Осенняя неделя добра». Концертная игровая программа «Осенняя радость» |
Мастер-класс по живой колористике «Живая мозаика» | |
Депутат Городской Думы городского округа Тольятти ЗАО Кондитерская фабрика «Slasti» Фонд «Люди дела» Самарская Областная Федерация Киокусинкай каратэ до | Открытый конкурс восточного танца «Восточная феерия» с участием детей с ОВЗ |
Коллектив центра старается создать обстановку доброты и взаимопонимания, чтобы дети и педагоги оказывали друг другу моральную поддержку, вместе радовались успехам.
Ожидаемый результат:
1. В результате участия в совместных мероприятиях дети смогут самореализоваться, качественно проводить свой досуг.
2. Ребенок с ограниченными возможностями будет включен в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, что будет способствовать расширению его жизненного пространства, восстановлению его индивидуальной и общественной ценности.
3. У детей с ограниченными возможностями здоровья повысится положительная динамика общего эмоционального настроя – от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширятся социальные контакты, будут преодолены социо - культурная и психологическая изоляция, повысится самооценка, расширятся возможности взаимопонимания между детьми и родителями.
- Перед ребенком с ОВЗ откроется возможность творчества, творческого постижения мира, восприятия чужого и собственного творчества – это и есть реабилитация.
В процессе реализации различных мероприятий и расширению зоны сотрудничества, вовлечение различных организаций в совместную деятельность происходит развитие личности ребенка, использование в мероприятиях разнообразных форм и методов работы с детьми с ОВЗ, а также наблюдаются тенденции конструктивного общения.
Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, участвует в сохранении традиций. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет обучающимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.
Пока все считают, что сдвинуть гору невозможно, кто-то просто начинает перетаскивать маленькие камушки и, когда у него получается сдвинуть гору, все начинают считать его особенным, хотя маленькие камушки под силу каждому ( В.Гете).
Список литературы
- Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., Просвящение, 1998.
- Захаров Е.С., Карасов А.М., Сафонов А.Б. Энциклопедия физической подготовки. – М., 1994.
- Корчак Я. Как любить детей. – М., 1993.
- Шмаков С.А. Уроки детского досуга. - М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "В каждом сердце улыбка"
Данный проект направлен на организацию и проведение праздника для детей школы-интерната...
Достучаться до каждого сердца!
Данный материал предназначен для классных руководителей основной школы....
Педсовет "Достучаться до каждого сердца..." Организация работы с детьми попавшими в сложную жизненнную ситуацию.
Повестка:Нормативно - правовая база при работе с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.Психологические особенности подросткового возраста.Кризис подросткового возраста.Каким должно быть об...
Презентация Педсовет "Достучаться до каждого сердца..."
Организация работы с детьми попавшими в сложную жизненную ситуацию....
Положение конкурса творческих работ «Достучаться до каждого сердца…»
Конкурс, посвящённый Дню учителя, проводился среди студентов 1-2 курсов в октябре 2013 года...
Конспект классного часа к 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина «И в каждом сердце Пушкин отзовется...»
Классный час«И в каждом сердце Пушкин отзовется...»Цель:формирование положительного отношения к личности Пушкина и его произведениям.Задачи:образовательные:обобщить знания детей о тв...
И в каждом сердце Пушкин отзовётся...
Классный час для учащихся 5-7 классов....