Статья "Радость в каждом сердце"
методическая разработка на тему

Данная статья о социальном партнерстве в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье описано взаимодействие учреждений дополнительного образования с реабилитационными центрами и интернатами. Социальное партнерство проявляет себя в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, участвует в сохранении традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_venets.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

 Ревякина Елена Николаевна

Волкова Оксана Викторовна

методисты МБОУДОД ДОО(П)Ц»Венец» награждены благодарственными  письмами  мэрии г.о. Тольятти

Радость в каждом сердце.

Среди социальных субъектов, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь образовательного учреждения, важное место занимают социальные партнеры. Любое образовательное учреждение, в том числе и дополнительное, может оказать достаточно заметное встречное влияние на ситуацию в своей ближайшей среде. На наш взгляд, определение своего круга социальных партнеров и путей сотрудничества с ними можно рассматривать как дополнительный ресурс развития образовательного учреждения.

Данное сотрудничество позволяет: привлекать ресурсы общества на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения; способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера; позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества.

Социальное партнерство предоставляет возможность всем субъектам образовательного процесса осуществлять деятельность в условиях социального партнерства, руководствуясь следующими принципами:

  • самостоятельности и ответственности в принятии решений;
  • сотворчества – реализуется в совместном творчестве всех субъектов партнерской деятельности;
  • открытости, так как социальное партнерство предполагает наличие открытой системы и предоставления возможности расширять круг заинтересованных в проекте лиц;
  • гуманистической направленности, то есть принятие субъектов партнерства с учетом их индивидуальных особенностей;
  • толерантности – предполагает высокую степень терпимости и принятия социальных особенностей социальных партнеров;
  • общественной значимости – деятельность в условиях социального партнерства должна иметь значимость не только для конкретных исполнителей, но и для других микро- и макрогрупп.

Социальное партнерство успешно проявляется в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Реабилитация детей с ограниченными возможностями возложена в нашем государстве на медицинские учреждения и социальные службы. Несогласованность в их действиях, а также недооценка влияния социальной среды как важнейшего воспитывающего фактора нередко затрудняют процесс реабилитации. Практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с нарушениями здоровья обусловлены не только биологическими (наследственными) факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений(прежде всего со сверстниками), отсутствует или сужена активная самостоятельная, а также совместно-раздельная деятельность.

Ведь проблема и состоит в том, что существующая система образования, да и сама жизнь способствует формированию у детей с ограниченными возможностями комплекса ущербности, что препятствует их эмоциональному и психическому развитию, полноценному общению со сверстниками, вхождению в самостоятельную жизнь.

Поэтому основной работой коллектива центра стало вытеснение стереотипов ущербности внутреннего мира ребенка с ограниченными возможностями, замена их позитивными установками, что положительно отражается на психическом здоровье и раскрытии творческого потенциала детей. У ребенка с ОВЗ необходимо развивать социально-значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, уступить, проявить заботу о слабом, пожилом. В идеале надо стремиться к развитию у детей гибкости социального поведения, так как это подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде и способствует становлению навыков социального поведения в различных  ситуациях.

Главным результатом является разработка и реализация совместных мероприятий, таких как: добровольческие акции; работа педагогов дополнительного образования с детьми с ОВЗ на базе интернатов и реабилитационных центров.

Целью работы педагогического коллектива является создание реальных условий для интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.

Пути решения мы видим в создании мотивации и социальной адаптации  детей с ограниченными возможностями здоровья через развитие навыков конструктивного общения. А также в формировании личности, свободной от комплекса неполноценности через участие детей в досуговых мероприятия.

На базе различных образовательных и реабилитационных учреждений успешно работают творческие объединения, такие как: «Ступеньки мастерства», «Волшебные ручки», «Академия волшебства», «Секреты декупажа», спортивная секция по каратэ киокусинкай. Дети с нарушением развития овладевают различными техниками  декоративно-прикладного искусства: оригами, бисероплетение, лепка из теста и пластелина, познают секреты декупажа, изготавливают керамические украшения, занимаются изготовлением кукол. Декоративно-прикладное творчество способствуют сближению ребенка с культурой, помогают осмыслить связь искусства с жизнью, хорошо развивают мелкую моторику и волевые процессы.
Любая игровая программа, используемая педагогами, способна подарить детям с ограниченными  возможностями здоровья дополнительные стимулы к жизни, богатство эмоций и здоровье.

Младшая группа детей детского дома «Ласточка» познают искусство восточных единоборств, участвуют в соревнованиях и занимают призовые места. Участие в подобных программах становится для такого человека еще одним шагом на пути адаптации, принятия самого себя и трудностей мира, в котором он живет и действует. Показателем успешной работы объединений являются призовые места воспитанников в конкурсах различных уровней.

В целях повышения эффективности данной работы организовано   взаимодействие с реабилитационными центрами и интернатами.

Социальные партнеры

Совместная деятельность

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория»

Городская Акция «100 добрых дел».

Концертно-игровая программа «Весеннее настроение»

ГБС (К) ОУ школа-интернат №5

Мастер-классы по декоративно-прикладному искусству «Пасхальное поздравление», «Разноцветные ладошки»

Детский дом №6 «Ласточка»

Кукольный спектакль «Сказка о дружбе» (подготовка кукол и декораций, постановка спектакля при активном участии воспитанников детского дома)

Творческая программа «Смешарики»

Спортивно-показательная программа по каратэ киокусинкай «Как стать каратистом»

МБУ СШ № 26 (коррекционные классы)

Мастер-класс по оригами «Подвижная игрушка»

Изготовление и развешивание кормушек для птиц «Творим добро»

Самарская Областная Федерация  Киокусинкай каратэ до

Предоставление сладких призов. Организация совместного чаепития.

АНО «Центр развития добровольчества»

Сбор вещей, игрушек, книг. Передача их нуждающимся семьям.

МУЗ ДПСЧ «Бережок»

Городская акция «Осенняя неделя добра». Концертная игровая программа «Осенняя радость»

Мастер-класс по живой колористике «Живая мозаика»

Депутат Городской Думы городского округа Тольятти

ЗАО Кондитерская фабрика «Slasti»

Фонд «Люди дела»

Самарская Областная Федерация  Киокусинкай каратэ до

Открытый конкурс восточного танца «Восточная феерия» с участием детей с ОВЗ

Коллектив центра старается создать обстановку доброты и взаимопонимания, чтобы дети и педагоги оказывали друг другу моральную поддержку, вместе радовались успехам.

Ожидаемый результат:

1. В результате участия в совместных мероприятиях дети смогут самореализоваться, качественно проводить свой досуг.

2. Ребенок с ограниченными возможностями будет включен в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, что будет способствовать расширению его жизненного пространства, восстановлению его индивидуальной и общественной ценности.

3. У детей с ограниченными возможностями здоровья повысится положительная динамика общего эмоционального настроя – от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширятся социальные контакты, будут преодолены социо - культурная и психологическая изоляция, повысится самооценка, расширятся возможности взаимопонимания между детьми и родителями.

  1. Перед ребенком с ОВЗ откроется возможность творчества, творческого постижения мира, восприятия чужого и собственного творчества – это и есть реабилитация.

В процессе реализации различных мероприятий и расширению зоны сотрудничества, вовлечение различных организаций в совместную деятельность происходит развитие личности ребенка, использование в мероприятиях разнообразных форм и методов работы с детьми с ОВЗ, а также наблюдаются тенденции конструктивного общения.

Таким образом, социальное партнерство проявляет себя  в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, участвует в сохранении традиций. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет обучающимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.

Пока все считают, что сдвинуть гору невозможно, кто-то просто начинает перетаскивать маленькие камушки и, когда у него получается сдвинуть гору, все начинают считать его особенным, хотя маленькие камушки под силу каждому  ( В.Гете).

Список литературы

  1. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
  2. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., Просвящение, 1998.
  3. Захаров Е.С., Карасов А.М., Сафонов А.Б. Энциклопедия физической подготовки. – М., 1994.
  4. Корчак Я. Как любить детей. – М., 1993.
  5. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. - М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "В каждом сердце улыбка"

Данный проект направлен на организацию и проведение праздника для детей школы-интерната...

Достучаться до каждого сердца!

Данный материал предназначен для классных руководителей основной школы....

Педсовет "Достучаться до каждого сердца..." Организация работы с детьми попавшими в сложную жизненнную ситуацию.

Повестка:Нормативно - правовая база при работе с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.Психологические особенности подросткового возраста.Кризис подросткового возраста.Каким должно быть об...

Презентация Педсовет "Достучаться до каждого сердца..."

Организация работы с детьми попавшими в сложную жизненную ситуацию....

Положение конкурса творческих работ «Достучаться до каждого сердца…»

Конкурс, посвящённый Дню учителя, проводился среди студентов 1-2 курсов в октябре 2013 года...

Конспект классного часа к 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина «И в каждом сердце Пушкин отзовется...»

Классный час«И в каждом сердце Пушкин отзовется...»Цель:формирование положительного отношения к личности Пушкина и его произведениям.Задачи:образовательные:обобщить знания детей  о тв...

И в каждом сердце Пушкин отзовётся...

Классный час для учащихся 5-7 классов....