"Работа над мимикой для выражения характера отдельного танца"
методическая разработка на тему

Оранский Михаил Александрович

Неотъемлемой частью танца является мимика. Ведь именно выражение лица и эмоции помогают создать живой и законченный образ, который представлен в танце. Поэтому если вы танцуете с «каменным» или вообще «непонятным» выражением лица, то можно испортить даже самый лучший танец в мире. Значит, начиная обучение танцам, необходимо параллельно работать и над мимикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

      ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»

"Работа над мимикой для выражения характера отдельного танца"

(методические рекомендации)

                                                                               Автор-составитель:      Оранский М. А.                                                                                        

Краснодар

2012

     Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, работающих в клубах,  школах,  студиях спортивного бального танца при подготовке спортсменов-танцоров для участия в соревнованиях.

    Из опыта работы с детьми возраста:  6-12 лет , в танцевальном спортивном клубе "Мастер".

 На протяжении 5 лет работы в танцевально спортивном клубе "Мастер" апробировались, и внедрялись нижеперечисленные способы и методы.

Автор: Оранский Михаил Александрович

педагог дополнительного образования высшей категории

МОУДОД ДДТ "Созвездие"

                             Пояснительная   записка.

    Неотъемлемой частью танца является мимика. Ведь именно выражение лица и эмоции помогают создать живой и законченный образ, который представлен в танце. Поэтому если вы танцуете с «каменным» или вообще «непонятным» выражением лица, то можно испортить даже самый лучший танец в мире. Значит, начиная обучение танцам, необходимо параллельно работать и над мимикой.

    Основными целями данных методических рекомендаций, которые необходимо можно применять при работе над выражением лица во время танца являются : во-первых, уход от штампов – выражений на все случаи жизни не бывает, а искусственная демонстрация чувств, скорее всего, вызовет негативную реакцию у окружающих, во-вторых, в создании образа не рекомендуется копировать чужое выражение. Это тоже будет обман. Необходимо искать отклик внутри себя и наблюдать за тем, как он проявляется внешне. Конечно, создать законченный «психологический портрет» во время танца способны только те, кто умеет управлять своей мимикой. Но научиться этому может каждый при условии регулярной работы над расслаблением, раскрепощением мышц лица.

 Использование данных методических рекомендаций  в системе дополнительного образования детей может помочь  подготовить спортсмена к особенностям исполнения  танцевальных программ, а так же развить правильное восприятие себя - как танцора.

    Особенностью предлагаемых рекомендаций является то, что данные рекомендации и правила могут быть использованы не только в спортивном танцевальном направлении, но и в процессе обучения в других танцевальных направлениях.

                                              Основная часть.

Прежде всего запомните два правила:
Первое: нельзя заучить все лицевые выражения на все случаи жизни. Все созданные «маски» лишают мимику естественности. 
Второе: никогда нельзя копировать «чужую» мимику. Нужно демонстрировать свои эмоции и чувства — грусть, нежность, страсть, ненависть и т. д. Поэтому главная задача — научиться управлять ими. А для этого необходимо раскрепостить лицевые мышцы. 
Занятия по раскрепощению мышц проводят несколько раз в неделю (минимум 2–3 раза в неделю), и обязательно перед зеркалом. Для этого делают лицевой массаж и специальные упражнения.

Как же развить артистизм у детей? Главным и основным показателем артистизма является лицо. Что же такое наше лицо? Назовем его частью тела, обладающей костной и мышечной тканью. Ну а для развития любых мышц необходим тренаж. Для чего?

  1. Все мы умеем улыбаться, удивляться, пугаться, то есть выражать свои чувства, но делаем мы это на рефлекторном уровне. Для примера: грудной ребенок, когда ему хорошо - улыбается, когда плохо - плачет. Никто его этому не учил - это рефлексы. Но свойство всех рефлексов - они достаточно непродолжительны по времени. Для того чтобы удерживать долго то или иное выражение лица, необходима тренировка мышц.
  2. Бытовые проявления чувств отличаются от сценических. В быту наши чувства и соответствующее им выражение лица проявляются для себя или для людей, близко нас окружающих. В сценическом варианте то или иное выражение лица предназначено для зрителя, находящегося как в первом, так и в последнем ряду. Потому оно должно быть ярче, выразительнее, гротескнее. Здесь в помощь вступает также искусство грима. Ярким, красивым выражениям лица детей нужно научить - это опять тренировка.

Значит, логически мы подошли к выводу, что тренинг лица необходим. Это подвело меня к разработке программы «Развитие мышц лица», ведущей идеей которой, является:  добиться того, чтобы ребенок танцевал не движения, а свои чувства, переживания, эмоциональное состояние с помощью движений. Главная задача: научить ребенка владеть своим лицом.

Программа «Развитие мышц лица»

Разминка:

Не забываем про то, что любая хорошая разминка должна проходить по законам ритма, то есть под музыку. Каждое движение исполняется по 16 раз.

1. Нижняя челюсть - одна из самых подвижных частей лица:

  • движение из стороны в сторону;
  • движения вперед и в себя; оттягивание вниз;
  • сжатие зубов;

- зажать челюсти и пошевелить желваками.

2. Губы:

  • зажать верхними зубами нижнюю губу;
  • зубами нижней челюсти зажать верхнюю губу;
  • поджать две губы в ниточку; поцелуй;
  • нижней губой постараться дотянуться до носа;
  • то же самое двумя губами;
  • в этом положении пошевелить вверх и вниз, из стороны в сторону.

3.        Щеки:

  • надуть поочередно то одну, то другую щеку; надуть две шеки;
  • втянуть две щеки.

4.        Нос:

  • сморщить и расслабить;
  • приподнимание ноздрей по очереди.

5.        Веки:

  • нервный тик:
  • моргнуть двумя глазами;
  • моргаю поочередно.

6.        Глаза - одно из выразительных средств лица:

  • закатить вверх и опустить вниз:
  • движения из стороны в сторон}:
  • движения по кругу в одном направлении и в другом:
  • скосить и развести.

7.        Брови:

  • поднятие вверх;
  • опускание вниз.

Это основные элементы движений разминки. Проходят они по принципу постепенного увеличения темпа и усложнения координации. Можно придумать свои движения вплоть до шевеления ушами.

Маски:

В этом этапе проучивания нужно добиться яркого и выразительного лица. Часто дети просто не умеют создать яркую и выразительную маску. Этому их нужно научить и объяснить. Но бывает, что попадается ребенок с настолько яркой мимикой, что впору у него поучиться самому. Поэтому нужно быть наблюдательным, чтобы такого ребенка не пропустить. Здесь хочу повториться еще раз, что сценическое выражение лица должно быть гораздо ярче бытового.

1.        Радостная, улыбчивая:

-        рот растянуть в улыбку; губы и зубы приоткрыты, глаза широко открыты.

2.        Удивление:

-        нижняя челюсть оттягивается «вниз», рот раскрывается буквой «О» до отказа, брови поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил.

3.        Испуг:

-        голова втягивается в плечи, глаза сильно зажмуриваются, губы поджимаются.

4.        Плач:

-        этот вид маски можно проучивать сразу как живое лицо, только не позволять детям использовать руки и голос.

5.        Кокетство:

-        голова слегка наклонена или повернута, губы поджаты, глаза смещены до отказа в сторону вверх или вниз.

6.        Ненависть:

-        губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят из-под лобья.

Маски проучиваются на музыкальной основе. Одну музыкальную фразу удерживаю маску, другую отдыхаю.

Постепенно увеличиваю скорость возникновения и исчезания маски. Потом добиваемся быстрых переходов из одной маски в другую.

Эти занятия должны проходить «красной нитью» через весь урок. Допустим, в партерной гимнастике: одно упражнение делаю с улыбкой, другое с грустью. В станке: батман тандю - злое, а фондю - застенчивое. Ну а на середине зала, можно пробовать одну и ту же комбинацию разными масками. Здесь нужно учитывать один нюанс: движения должны соответствовать той или иной маске.

Живое лицо:

По самому названию уже понятно: лицо не застывает в маске, а находится в движении, переходя из одного оттенка масок в другой. Здесь подключаются руки, корпус, наклоны и повороты головы. Часто хореографы львиную долю проучивания уделяют ногам. Это и понятно: ноги одни из основных элементов танца,  несущие  большую  долю нагрузки. Но при этом  не нужно забывать про корпус, руки, голову и лицо. Если считать человеческое тело оркестром, а части тела - инструментами, то чем больше задействованы все инструменты, тем богаче, ярче, красочнее наш танец. Для развития  координации рук и корпуса я бы посоветовал «пордебра», как  можно больше и не обязательно классические, можно придумывать и самому.

Занятия мышцами лица обогатят исполнительское мастерство ваших детей. Позволят вам перейти к более сложным видам хореографии, такой, например, как сюжетная. Вы сможете показывать не просто танец, а мини-спектакль, где у каждого ребенка будет своя, пусть небольшая, роль или образ. Всем известна страсть детей к кривляниям и подражаниям, поэтому      они с большим удовольствием  занимаются этими упражнениями. Это не займет у вас     много времени, но занятия должны быть регулярными.   И еще хотелось бы сказать  следующее. Ни для кого не секрет, что наши артисты и актеры хорошо выглядят даже  в достаточно зрелом возрасте. Почему-то сложилось мнение, что у них безбедная, легкая  жизнь, мол, они стоят по выходным на даче в известной  позе. Но следует напомнить, что входя в различные роли и образы, артист ежедневно работает над мимикой своего лица, тренируя этим мышцы. А как известно, тренированные, сильные мышцы красивее дряблых и слабых. Одна из причин их красоты мне кажется именно в этом. Поэтому я бы советовал всем, а особенно женщинам, заниматься тренингом мышц лица, а не только масками, массажами и макияжами. Тогда вы всегда будете красивыми, обворожительными и эффектными.

Еще одним хорошим средством развития артистизма являются этюды на изображение животных, помимо артистизма, они развивают фантазию и наблюдательность детей и им они очень нравятся.

В более старшем возрасте хорошим развитием артистизма является смена партий. Мужской на женскую и наоборот. Это гасит стеснительность, важно в этих этюдах избежать кривляний, добиться натуральности.

При постоянной и целенаправленной работе по этой программе вы увидите, как изменятся ваши дети, они станут раскованными, яркими и неповторимыми.

 Список литературы:

 1.    «Азбука-класс по танцам» Н. Базаровой

2.     http://mir-todes.ru/articles/sozdaem-obraz/tanets-i-mimika/

3.     Васильева  Е.  «Танец»  М,  «Искусство»,  1968

4. Ражников В.Г. «Школа настроения - методика развития художественного сознания детей», журнал «Искусство в школе», № 1, 1993.

5.    Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. С-Пб, Детство-пресс, 2010

6.     Василевская М.В. «Танцы от А до Я», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО во 2 классе "Выражение характера человека через украшения""

Урок ИЗО по программе Б.М.Неменского 2 класс, 3 четверть.На уроке дети знакомятся с женскими головными уборами и украшениями. Во время практичекой работы украшают кокошники....

Проектная работа: "Отношение молодёжи к культурным ценностям (Язык танца)"

Актуальность проблемы: Падение интереса у молодежи к культурным ценностям.Новизна проекта: Проект впервые обозначает проблему перед учащимися.Цель проекта: Изучение отношения подростков Ватутинской шк...

Ритмичность как основа характера латиноамериканских танцев

Ритмичность и музыкальность - это первый критерий, по которому судьи оценивают спортсмена танцора на соревновании.  И в связи с тем, что по этой теме очень мало изданной информации, я посчитала, ...

Исследовательская работа по экологии "Живи ярко - бросай отдельно!"

В исследовательской работе "Живи ярко - бросай отдельно!" отражена глобальная проблема человечества - загрязнение планеты бытовым мусором!Цель работы выяснить каков состав мусорных отходов одной средн...

Самостоятельная работа "Квадрат суммы двух выражений. Квадрат разности двух выражений"

Самостоятельная работа по теме  "Квадрат суммы двух выражений. Квадрат разности двух выражений" предназначена для учащихся 7 класса  с целью первичного закрепления умений выполнять преобразо...

Из опыта работы по разработке рабочих программ по отдельным предметам в соответствии с требованиями ФГОС на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (на примере предметной области «Математика»).

Рабочая программа по учебному  предмету •математика - это документ, являющийся компонентом основной образовательной программы школы, который определяет цель, ­порядок, ­содержание, ­результаты и ...

Конспект урока по изобразительному искусству.Тема: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева», 2 класс

Конспект урока по изобразительному искусствуТема: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева».Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом...