Исследовательская работа по экологии "Живи ярко - бросай отдельно!"
творческая работа учащихся по биологии (10 класс) по теме
В исследовательской работе "Живи ярко - бросай отдельно!" отражена глобальная проблема человечества - загрязнение планеты бытовым мусором!
Цель работы выяснить каков состав мусорных отходов одной средней семьи, утилизация отходов.
Исходя из цели проекта, поставлены следующие задачи:
1) Изучить литературу по проблеме бытовых отходов;
2) Исследовать и описать мусор, накопленный в мусорной корзине одной семьёй;
3) Произвести расчеты количества мусора на семью, на одного человека за неделю, за месяц, за год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivi_yarko_-_brosay_otdelno.docx | 538.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Межегей Исследовательская работа по экологии «Живи ярко – бросай отдельно!» Выполнила: ученица 5 «а» класса Ооржак Чайзат Хензиг-ооловна Руководитель: Монгуш Нелли Маадыровна | ||
Содержание | ||
Введение. | 2 | |
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………………. | ||
1.1. | Современное состояние проблемы……………………………………………… | 3 |
1.2. | Классификация отходов………………………………………………………… | 4 |
1.3 | Утилизация бытовых отходов………………………………………………….. | 8 |
1.4. | Утилизация бытовых отходов в России……………………………………….. | 9 |
1.5. | Обращение с отходами в США и штате Калифорния…………………………. | 13 |
1.5.1. | Система сбора коммунальных отходов в Сан-Франциско……………………. | 13 |
1.5.2 | Финансирование………………………………………………………………….. | 15 |
1.6 | Отходы производства и потребления в Республике Тыва по состоянию 2012 года………………………………………………………………………………… | 18 |
Глава 2. Исследовательская часть | ||
2.1. | Методика исследований………………………………………………………… | 20 |
2.2. | Результат исследований………………………………………………………… | 20 |
2.3. | Выводы и предложения…………………………………………………………. | 21 |
2.4. | Заключение………………………………………………………………………. | 21 |
Список использованной литературы…………………………………………… | 22 | |
Приложения………………………………………………………………………. |
Введение
В наши дни сбор и вывоз мусора, а также утилизация мусора приобрели особую актуальность. Растет население сел, городов, мегаполисов. Повышается потребление продуктов питания и товаров народного потребления. Каждый из нас выносит на свалку различные отходы — от продуктов питания и всевозможной упаковки и до старой мебели, вышедшей из строя бытовой техники. Ежедневно мы выбрасываем огромное количество полиэтиленовых пакетов и бутылок, строительный мусор и отходы промышленного производства, и даже не задумываемся, что с ними происходит дальше. В большинстве случаев мусор из контейнеров вывозится на специальные полигоны, где подвергается распаду и угрожает тем самым экологической безопасности планеты. Следовательно, остро встает такой вопрос как сбор мусора, а также вывоз и утилизация мусора бытового. Усложняются производственные технологии, увеличивается количество отработанных веществ, которые представляют опасность для человека и окружающей среды, а это экологическая проблема Человечества. Человек не задумывается, сколько он выбрасывает каждый день мусора? Сколько за месяц? За год?
Цель моей работы выяснить каков состав мусорных отходов одной средней семьи, утилизация отходов.
Исходя из цели проекта, мы поставили следующие задачи:
1) Изучить литературу по проблеме бытовых отходов;
2) Исследовать и описать мусор, накопленный в мусорной корзине одной семьёй;
3) Произвести расчеты количества мусора на семью, на одного человека за неделю, за месяц, за год.
Объект исследования – 2 семьи из 4 человек с. Межегей
Предмет исследования – бытовой мусор
Методы исследования: 1.Исследовательский метод
2.Поисковый метод
3.Статистический метод
Пути исследования:
- Поиск информации.
- Работа с информацией.
- Систематизация материала.
- Исследование объекта проблемы.
- Статистическая обработка полученных результатов.
- Выводы.
- Рекомендации.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Современное состояние проблемы
Поверхность земли испытывает самую значительную по массе и очень опасную антропогенную нагрузку. Если в атмосферу выбрасывается менее 1 млрд. т вредных веществ (без СО2), а в гидросферу – около 15 млрд. т загрязнителей, то на землю попадает ежегодно примерно 85 млрд. т антропогенных отходов. По некоторым оценкам, их общий объём к концу 90-х годов превысил 1500 куб. км, что соответствует объёму 600 тыс. пирамид Хеопса. Если даже преобладающая часть этого объёма химически инертна, то для того чтобы его разместить на земле, человек уничтожает природные экосистемы на значительной площади.
В Российской Федерации ежегодно образуется около 7 млрд. т. промышленных отходов. На территории страны в отвалах, свалках, полигонах, хранилищах накоплено порядка 80 млрд. т. твёрдых отходов, в том числе более 1.1 млрд. т. токсичных промышленных отходов. Их количество ежегодно возрастает примерно на 120 млн. т. Главные техногенные загрязнители земли – это тяжёлые металлы, пестициды, нефтепродукты и их высокотоксичные производные [2; 95].
Бытовые отходы, образующиеся в бытовых условиях, обычно твердые, состоящие из твердых веществ (пластмасса, бумага, стекло, кожа и др.) и пищевых отбросов. Но они могут быть и жидкими, представленными сточными водами бытового назначения [3; 137].
Одна из серьёзных экологических проблем – твёрдые бытовые отходы (ТБО). В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий, начиная со старых газет, пустых консервных банок, бутылок, пищевых отходов, обёрточной бумаги и кончая изношенной одеждой, разбитой посудой и вышедшей из строя бытовой техникой. По данным на 1994 год, на каждого из 6 млрд. жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. Его количество ежегодно возрастает примерно на 120 млн. т. В городах и крупных посёлках Российской Федерации каждый год образуется 140 млн. куб. м ТБО, т. е. почти по кубометру на каждого жителя [2; 96].
Основную массу ТБО составляют пищевые отходы и бумага, что видно из приведенных данных.
Ориентировочный морфологический состав ТБО городов России.
Компонент Содержание, % массы
Бумага 20 – 30
Пищевые отходы 33 – 43
Дерево 1,5 – 3
Металлы 0,5 – 3,5
Текстиль 3 – 5
Кости 0,5 – 2
Стекло 5 – 7
Кожа, резина 2 – 4
Пластмасса 2 – 5
Для разных городов и регионов России состав ТБО изменяется в широких пределах. Кроме того, в каждом городе состав ТБО зависит даже от дней недели и сезона года. Например, содержание пищевых отходов весной составляет 20 – 25 %, а осенью 40 – 50 % , что связано с большим потреблением овощей и фруктов. Наметилась тенденция к увеличению содержания бумаги, полимерных материалов [4; 123].
Есть несколько причин увеличения количества мусора:
1. Увеличение производства товаров массового потребления одноразового использования;
2. Увеличение количества упаковки;
3. Повышение уровня жизни, позволяющего пригодные к использованию вещи заменять новыми.
В целом по стране промышленным методом (на мусоросжигательных заводах) перерабатывается только до 5% ТБО, остальное идёт в захоронения. Причём более 70% отходов вывозится на несанкционированные свалки, занимающие порядка 250 тыс. га. земли. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах [2; 98].
Особенность современных отходов – трудность их биохимического распада. Количество и разнообразие отходов стали так велики, что проблема их хранения и утилизации с каждым годом становится всё актуальнее для любой страны мира.
1.2. Классификация отходов.
Существует множество классификаций отходов, которые предназначены для разных целей. Ниже приведены наиболее часто используемые. Принадлежность к группам определяется по классификатору промышленных отходов, расчетным путем, если известны гигиенические параметры вещества и экспериментальным путем.
1.1 Классификация отходов по степени опасности.
1.2 Классификация отходов по материалу, из которого они изготовленны
- Макулатура: а) бумага, б)картон, в) газеты, г) текстиль
В России и странах СНГ макулатура бумажная и картонная заготавливается и закупается перерабатывающими предприятиями
- Стекло:
- стеклотара; стеклобой.
- Металлолом: чёрный;
Железный лом: стружка, окалина, отходы литья, отработавшие срок службы изделия.
Чугунный лом: стружка, отходы литья и др.
нержавеющий лом: отходы металлообработки, б/у изделия. цветной;
Медный лом: отходы металлообработки, и др отходы.
Лом медных сплавов: отходы из медных сплавов (латунь, бронза, томпак)
Алюминиевый лом: всевозможный лом алюминия и его сплавов.
Магниевый лом: самолетный металлолом.
Титановый лом: самолетный и корабельный лом титановых сплавов.
Свинцовый лом: аккумуляторный и кабельный.
Редкометальный лом: лом сложных сплавов и отходы высокотехнологичных производств.
Полупроводниковый лом
Химикаты: кислоты; щёлочи; органика.
- Нефтепродукты: масла; битум; асфальт.
- Электроника: изделия; платы; аккумуляторы; ртутные лампы; провод.
- Пластмассы
- Резина: шины; резина.
- Биологические: пищевые отходы; жиры; ссенизация.
- Древесина: сучья; стружка; листья.
- Строительные: кирпич; бетон.
- Сточные воды
Классификация отходов по источнику возникновения.
Отходы в общем виде подразделяются на две группы: отходы производства и отходы потребления.
Отходы производства — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства; вновь образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения.
Отходы потребления — изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате износа.
Классификация отходов по возможности вторичного использования
Пищевые отходы.
Ущерб природе: практически не наносят. Используются для питания различными организмами.
Вред человеку: гниющие пищевые отходы – рассадник микробов.
Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами.
Конечный продукт разложения: тела организмов, углекислый газ и вода.
Время разложения: 1 – 2 недели.
Способ вторичного использования: компостирование.
Наименее опасный способ обезвреживания: компостирование.
Категорически запрещается бросать в огонь, так как могут образоваться диоксиды.
Макулатура.
Материал: бумага, иногда пропитанная воском и покрытая различными красками.
Ущерб природе: собственно бумага ущерба не наносит. Однако краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые газы.
Вред человеку: краска может выделять при разложении ядовитые вещества.
Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами.
Конечный продукт разложения: перегной, тела различных организмов, углекислый газ и вода.
Время разложения: 2 – 3 года.
Способ вторичного использования: переработка на обёрточную бумагу.
Наименее опасный способ обезвреживания: компостирование.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода, зола.
Категорически запрещено сжигать бумагу в присутствии пищевых продуктов, так как могут образоваться диоксиды.
Изделия из тканей.
Ткани бывают синтетические и натуральные. Всё, написанное ниже, относится к натуральным тканям.
Ущерб природе: не наносят.
Пути разложения: используются в пищу некоторыми микроорганизмами.
Конечный продукт разложения: перегной, тела организмов, углекислый газ и вода.
Время разложения: 2 – 3 года.
Способ вторичного использования: компостирование.
Наименее опасный способ обезвреживания: сжигание в условиях, обеспечивающих полноту сгорания.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода и зола.
Деревянные изделия.
Материал: дерево.
Ущерб природе: не наносят.
Вред человеку: могут вызвать травмы.
Пути разложения: используются в пищу некоторыми микроорганизмами.
Конечный продукт разложения: перегной, тела организмов, углекислый газ и вода.
Время разложения: несколько десятков лет.
Способ вторичного использования: переработка на бумагу или древесно-стружечный материал.
Наименее опасный способ обезвреживания: сжигание
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ и вода.
Консервные банки
Материал: оцинкованное или покрытое оловом железо.
Ущерб природе: соединение цинка, олова и железа ядовиты для многих организмов. Острые края банок травмируют животных.
Вред человеку: ранят при хождении босиком. В банках накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих насекомых.
Пути разложения: под действие кислорода железо медленно окисляется.
Конечный продукт разложения: мелкие куски ржавчины или растворимые соли железа.
Время разложения: на земле – несколько десятков лет, в пресной воде – около 10 лет, в солёной воде – 1-2 года.
Способ вторичного использования: переплавка вместе с металлом.
Наименее опасный способ обезвреживания: захоронение после предварительного обжига.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: оксиды или растворимые соли железа, цинка и олова.
Металлолом
Материал: железо или чугун.
Ущерб природе: соединения железа ядовиты для многих организмов. Куски металлов травмируют животных.
Вред человеку: вызывают различные травмы.
Пути разложения: под действием растворённого в воде или находящегося в воздухе кислорода медленно окисляется до оксида железа.
Конечный продукт разложения: порошок ржавчины или растворимые соли железа.
Скорость разложения: на земле – 1 мм в глубину за 10 – 20 лет, в пресной воде – 1мм в глубину за 3 – 5 лет, в солёной воде – 1 мм в глубину за 1 – 2 года.
Способ вторичного использования: переплавка.
Наименее опасный способ обезвреживания: вывоз на свалку или захоронение.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: оксиды или растворимые соли железа.
Фольга.
Материал: алюминий.
Ущерб природе: практически не наносит.
Пути разложения: под действием кислорода медленно окисляется до оксида алюминия.
Конечный продукт разложения: оксид или соли алюминия.
Время разложения: на земле – несколько десятков лет, в пресной воде – несколько лет, Вт солёной воде – 1-2 года.
Способ вторичного использования: переплавка.
Наименее опасный способ обезвреживания: захоронение.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: оксид алюминия.
Банки из-под пива и других напитков
Материал: алюминий и его сплавы.
Ущерб природе: острые края банок вызывают травмы у животных.
Вред человеку: в банках накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих насекомых.
Пути разложения: под действием кислорода медленно окисляется до оксида алюминия.
Конечный продукт разложения: оксид или соли алюминия.
Время разложения: на земле – сотни лет, в пресной воде – несколько десятков лет,
в солёной воде – несколько лет.
Способ вторичного использования: переплавка.
Наименее опасный способ обезвреживания: захоронение.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: оксид алюминия.
Стеклотара
Материал: стекло.
Ущерб природе: битая стеклотара может вызывать ранения животных.
Вред человеку: битая стеклотара может вызывать ранения. В банках накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих насекомых.
Пути разложения: медленно растрескивается и рассыпается от перепадов температур; стекло постепенно кристаллизуется и рассыпается.
Конечный продукт разложения: мелкая стеклянная крошка, по виду неотличимая от песка.
Время разложения: на земле – несколько сотен лет, в спокойной воде – около 100 лет.
Способ вторичного использования: использование по прямому назначению или переплавка.
Наименее опасный способ обезвреживания: вывоз на свалку или захоронение.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: стеклянная крошка.
Изделия из пластмасс.
Ущерб природе: препятствует газообмену в почвах и водоёмах. Могут быть проглочены животными, что приведёт к гибели последних.
Вред человеку: пластмассы могут выделять при разложении ядовитые вещества.
Пути разложения: медленно окисляются кислородом воздуха. Медленно разрушается под действием солнечных лучей.
Конечный продукт разложения: углекислый газ и вода.
Время разложения: около 100 лет, может быть и больше.
Способ вторичного использования: переплавка.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ и вода.
Упаковка для пищевых продуктов
Материал: бумага и различные виды пластмасс.
Ущерб природе: могут быть проглочены животными.
Пути разложения: медленно окисляются кислородом воздуха. Медленно разрушается под действием солнечных лучей.
Время разложения: десятки лет, может быть и больше.
Способ вторичного использования: не существует.
Наименее опасный способ обезвреживания: захоронение.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ и вода, хлороводород, ядовитые соединения.
Категорически запрещается сжигать указанные материалы, так как при этом могут образоваться диоксиды.
Батарейки.
Очень ядовитый мусор!
Материал: цинк, уголь, оксид марганца.
Ущерб природе: ядовиты для многих организмов.
Вред человеку: ядовиты для человека.
Пути разложения: окисляются под действием кислорода.
Конечный продукт разложения: соли цинка и марганца.
Время разложения: на земле – около 10 лет, в спокойной воде – несколько лет, в солёной воде – около года.
Способ вторичного использования: цинк можно использовать в школьной лаборатории для получения водорода, оксид марганца – для получения хлора.
Наименее опасный способ обезвреживания: вывоз на свалку.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: соли цинка и марганца.
1.3. Утилизация бытовых отходов
Бытовые отходы представлены различными видами органических и неорганических соединений, естественного или искусственного происхождения. В зависимости от вида бытовых отходов различаются и способы их утилизации и переработки. Наиболее распространенными способами переработки бытовых отходов на сегодняшний день, являются следующие способы. Самым распространенным на сегодняшний день и один из самых старых – это способ, при котором производиться сбор и захоронение твердых бытовых отходов на специально предназначенных для этого полигонах.
К сожалению, сегодня в России очень часто бытовые отходы утилизируются на полигонах без предварительной подготовки местности. Сами бытовые отходы практически не сортируются, да и выбор места для будущих полигонов, зачастую производится практически стихийно. К тому же еще одним негативным фактором является увеличение числа стихийных полигонов, а так же не санкционированных захоронений, опасных твердых бытовых отходов. Важно, чтобы все эти проблемы решались на государственном уровне.
Таким способом утилизируется до 50-55% всех бытовых отходов по всему миру, данный показатель разнится в разных странах.
Следующим способом, немного уступающим первому способу по распространенности, но намного превосходящий его по экономическим и экологическим положительным характеристикам, является повторное использование твердых бытовых отходов, то есть вторичная переработка материала с целью получения сырья. Сегодня вторичной переработки может подвергаться довольно большая группа бытовых отходов. Основными ее представителями являются макулатура, и картонно-бумажные бытовые отходы. После нескольких видов сортировки, дополнительного измельчения происходит специальный технологический процесс, направленный на получение нормальной бумаги и картона из бытовых отходов. Применение этого производства позволяет значительно уменьшить количество вырубаемых для целлюлозной промышленности деревьев. Все это благотворн6о действует на окружающую среду, а так же удешевляет стоимость конечной продукции. Другим видом бытовых отходов, являются алюминиевые банки. Благодаря тому, что их собирают в специальных контейнерах, а затем спрессовывают, облегчается их дальнейшая переработка, что уменьшает количество добываемой алюминиевой руды, и уменьшает стоимость конечного продукта, то есть других алюминиевых банок. В связи со значительным увеличением количества различных пластиковых отходов, встал вопрос о необходимости использования данного вида сырья в промышленности.
Такой подход значительно снижает затраты на электроэнергию при производстве изделий из пластика. Так же одним из видов бытовых отходов, подвергающихся вторичной переработке, являются различные стеклянные бытовые отходы. Их можно применять, как повторно в стеклодувной промышленности, в измельченном виде, либо в других отраслях промышленности, давая им вторую жизнь, а так же сберегая экологию и финансовые средства.
Далее идет довольно распространенный в развивающихся странах метод утилизации бытовых отходов, путем их сжигания в специальных высокотемпературных печах. Согласно опубликованной статистики только в Европе в 1995 году таким образом было утилизировано семнадцать процентов всех отходов. Положительная сторона такой утилизации в том, что объем отходов, уменьшается на девяносто процентов, а вес на шестьдесят - семьдесят. Кроме того, при сжигании отходов выделяется тепловая энергия, которую можно использовать для выработки электроэнергии или обогрева помещений. Однако следует признать, что в процессе горения могут образовываться токсины и тяжелые металлы, потому стремясь обезопасить окружающую среду и не допустить выброса токсинов и тяжелых металлов в атмосферу необходимо печи оборудовать сложными и дорогостоящими фильтрами. В процессе использования они также приходят в негодность и отправляются на свалку. Потому при утилизации отходов путем сжигания необходимо большое внимание уделять снижению количества кислотных газов, оксида азота, двуокиси серы и конечно же выброса тяжелых металлов. Все эти вещества наиболее опасны. Они выделяются в процессе горения и могут попасть даже в продукты питания, так как в виде мельчайших частиц сажи попадают на растения, которыми питаются животные. А если человеческий организм усвоит вместе с пищей полученные эти элементы, они могут вызвать самые непредсказуемые последствия и заболевания раком, расстройство гормональной системы организма.
Последним методом, наиболее щадящим экологическую обстановку, является набирающий все большую популярность в развитых странах, метод биологической переработки. Большим минусом, ограничивающим его широкое внедрение, является тот факт, что данным методом могут перерабатываться только лишь органические соединения, да и то не всех химических групп. Ведется постоянный поиск микроорганизмов способных разлагать все новые.
1.4. Утилизация отходов в России
В России утилизации придавалось большое значение. Были разработаны унифицированные бутылки для молока, пива и прохладительных напитков, по всей стране существовали пункты сбора стеклотары. Для сбора макулатуры и металлолома привлекались школьники и члены пионерской организации. Был налажен жесткий учет драгметаллов, применяемых в промышленности, в частности в электронике.
Вторичное сырье заготавливали четыре главка:
- Главвторсырье (Министерство легкой промышленности) — сбор вторсырья в городах и рабочих поселках;
- Центросоюз — сельские местности;
- Главвторчермет (Министерство черной металлургии) — промышленные предприятия, совхозы и МТС;
- Главвторцветмет (Министерство цветной металлургии) — промышленные предприятия, совхозы и МТС.
Перспективы утилизации отходов.
К настоящему времени сложились следующие основные предпосылки для необходимости и возможности решения проблемы сбора и переработки отходов в России:
- действующие инструменты государственного управления уже не могут обеспечить существенное повышение уровня сбора и переработки основной массы отходов, по крайней мере, без поддержки бюджетного финансирования муниципальных и городских органов административного управления;
- имеется зарубежный опыт создания централизованно-управляемых национальных систем сбора и переработки отходов, функционирующих за счет экологических платежей, то есть без целевого бюджетного финансирования (за исключением специальных государственных программ);
- имеется отечественный опыт 70-80-х годов по организации сбора и переработки традиционных видов вторичного сырья на территории России по территориальному принципу. Отдельные элементы этой системы продолжают функционировать и в сложившихся экономических условиях;
- имеется отечественный опыт создания в последние годы локальных систем сбора и переработки отходов в рамках крупных российских городов (Москвы, Санкт-Петербурга и др.), работающих при финансовой поддержке их административных органов.
Для комплексного решения обострившейся с начала 90-х годов проблемы сбора и переработки отходов в Российской Федерации целесообразно создать принципиально новую систему вторичных ресурсов, способную работать в рыночных условиях хозяйствования, то есть без выделения целевых средств из Федерального бюджета на эти цели. По экономическим условиям функционирования такая система должна быть аналогична национальным системам сбора и переработки отходов упаковки, созданным в последние годы в странах ЕС, то есть работать при финансовой поддержке за счет системы экологических платежей и общих мер экономического стимулирования предпринимательской деятельности. Однако, ее функциональные задачи целесообразно расширить в направлении увеличения номенклатуры перерабатываемых отходов и с учетом специфических условий России. Элементы такого подхода фактически имеют место и в ряде стран ЕС.
В первом приближении Российская система вторичных ресурсов может быть представлена в виде централизованно-управляемой на договорных условиях организационно-производственной инфраструктуры, осуществляющей заготовку и переработку наиболее распространенных отходов, и совокупности законодательно установленных нормативных и экономических условий, обеспечивающих их рентабельную переработку.
Для осуществления функций головной организации, на которую Правительством Российской Федерации должна быть возложена ответственность за организацию сбора и переработки вторичного сырья на территории России (или которая с разрешения Правительства Российской Федерации взяла бы на себя эти функции), целесообразно учредить специализированную организацию с условным названием Российская компания «Вторресурсы» или иначе. По опыту зарубежных стран статус такой организации должен быть определен как некоммерческая организация, что в наибольшей степени соответствует рыночным условиям хозяйствования. Однако, учитывая значительные масштабы территории России нельзя исключать из рассмотрения и вариант придания такой организации статуса государственного учреждения или унитарного предприятия.
Для организации заготовки и переработки вторичного сырья в регионах в соответствии со сложившимися в России традициями должны быть созданы региональные органы Российской компании Вторресурсы, которые могли бы работать на договорной основе, прежде всего, с имеющимися производственными предприятиями, занятыми в этой сфере. В случае необходимости региональными органами должны приниматься меры по созданию новых предприятий.
В производственной инфраструктуре, которую региональные органы вторресурсов должны создать или организовать, рекомендуется выделять следующие подразделения:
«Вторавторесурсы» — обеспечивающие сбор и прием выведенных из эксплуатации автомобилей, их дезагрегацию, первичную обработку и сбыт полученного в результате этого вторичного сырья, а также сбор и первичную переработку отходов, образующихся в результате эксплуатации автомобилей — автошин, аккумуляторов и аккумуляторных электролитов, промасленных фильтров, пластмассовых деталей;
«Втортехресурсы» — обеспечивающие сбор и прием вышедших из употребления сложной бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры (компьютерной техники, ксероксов, факсов, телевизоров, стиральных машин и т. п.), их дегазагрегацию, первичную обработку и сбыт полученного при этом вторичного сырья;
«Вторресурсы» — обеспечивающие заготовку макулатуры, отходов упаковки из ламинированной бумаги, полимерной пленки и других полимерных отходов, ПЭТ-бутылок, текстильных отходов, стеклобоя и др. видов традиционного вторичного сырья.
Помимо этого, должны быть установлены производственные связи или партнерские отношения с уже функционирующими на рынке вторичного сырья системами «Ртутьсервис» (люминесцентные лампы и другие ртутьсодержащие отходы), «Вторнефтепродукт», «Вторчермет» и «Вторцветмет».
Для финансовой поддержки производственной деятельности Российской системы вторичных ресурсов целесообразно, по опыту зарубежных стран, ввести экологические платежи (или систему лицензионных взносов) за использование упаковки. Кроме того, должен быть разработан механизм использования для этих целей средств, формируемых за счет платежей за размещение отходов. Важным инструментом экономического стимулирования, дополняющим платежи за упаковку и за размещение отходов, должен стать механизм возмещения затрат на сбор и предварительную переработку отдельных видов продукции после использования, например за вышедшие из употребления автомобили, аккумуляторы, автомобильные, автотракторные и авиационные шины, ртутные лампы, гальванические элементы, другие виды приборов, техники и оборудования. Номенклатура такой продукции подлежит дополнительному изучению и обоснованию.
Размер платежей за упаковку и на возмещение затрат должен определяться исходя из объективных затрат на организацию их сбора, дезагрегацию и переработку, а также из уровня их воздействия на окружающую природную среду при бесхозном размещении. Конкретные нормативы платежей подлежат последующему обоснованию применительно к условиям России.
Средства, вырученные за счет сбора экологических платежей, должны расходоваться на содержание или только в качестве финансовой поддержки деятельности Российской компании «Вторресурсы» и ее региональных органов, а также на поддержку предприятий по заготовке и переработке вторичного сырья, в особой мере нерентабельных и малорентабельных видов производства. Механизм аккумуляции и распределения таких средств подлежит дальнейшей разработке.
Для осуществления государственной координации деятельности Российской системы вторичных ресурсов в Минпромнауки России и в МПР России (а, возможно, и в Минэкономразвития России) целесообразно учредить Департаменты или отделы вторичных ресурсов.
В качестве первоочередных мероприятий по реализации изложенных предложений необходимо:
- Подготовить, согласовать и утвердить Постановление Правительства Российской Федерации «О создании Российской системы вторичных ресурсов» (или «О государственном управлении вторичными материальными ресурсами»);
- Подготовить изменения в российское законодательство в виде введения нового Федерального Закона «О вторичных ресурсах» или в виде поправок к Налоговому Кодексу, где определить статус платежей за использование упаковки и платежей на возмещение затрат на сбор и переработку отдельных видов продукции после использования, а также механизм их взимания и распределения.
- Разработать базовые нормативы тарифов для расчета платежей за использование упаковки и на возмещение затрат на сбор и предварительную переработку отдельных видов и продукции после использования. Ввести эти нормативы в действие с помощью специального нормативного правового документа;
- Разработать, согласовать и ввести в действие специальным Постановлением Правительства Российской Федерации Положение о Российской системе вторичных ресурсов;
- Разработать программу мер по совершенствованию инструментов государственного управления обращением со вторичным сырьем, в том числе в области ведения государственной статистической отчетности; применения разрешительной системы размещения отходов с установлением лимитов; взимания платежей за размещение отходов, являющихся вторичным сырьем; стандартов на вторичное сырье и продукцию с их использованием;
- Подготовить комплект нормативных правовых документов по ратификации Директивы ЕС № 62 «Об упаковке и отходах упаковки» 1994 года;
- Подготовить инвестиционную программу по совершенствованию технологической и производственной базы сбора и переработки вторичного сырья. (Реализацию этой программы можно осуществить в рамках раздела «Отходы» ФЦП «Экология и природные ресурсы»);
- Разработать программу мер по созданию системы идентификации материалов, содержащихся в отходах упаковки и в продукции конечного потребления, переходящей в категорию отходов.
Реализация предложения по созданию Российской системы вторичных ресурсов позволит принципиальным образом изменить организационные, нормативно-правовые и экономические условия для заготовки и переработки вторичного сырья в России. Уровень использования основных видов вторичного сырья повысится через 5 лет после ввода в действие системы не менее чем на 30 %, по ряду позиций в 1,5-2 раза, снизятся потери природного сырья, содержащегося в отходах. Заметно снизится уровень загрязнения отходами окружающей природной среды.
Будут созданы новые рабочие места, что благоприятно скажется на социально-экономических показателях большинства регионов России.
Будет выполнено одно из условий для вступления России в ВТО (в части ратификации Директивы ЕС 1994 года № 62 «Об упаковке и отходах упаковки»).
Возможна вторичная переработка бумаги: старые бумаги вымачиваются, чистятся и измельчаются для получения волокон — целлюлозы. Дальше процесс идентичен процессу производства бумаги из лесоматериалов.
В России основная часть макулатуры (до 75 %) используется для производства туалетной бумаги и картона (коробочного, тарного, гофрокартона).
Биогазовые установки.
Отходы сельского хозяйства и пищевой промышленности позволяют получать энергию. Такими отходами могут быть навоз скота, свиней, птичий помет, пивная дробина, послеспиртовая барда, свекольный жом, канализационные стоки и др.
Переработка отходов на биогазовой установке дает:
- биогаз в процессе брожения из биоотходов вырабатывается биогаз. Этот газ может использоваться как и обычный природный газ для обогрева, выработки электроэнергии. Его можно сжимать, использовать для заправки автомобиля, накапливать, перекачивать. Вы получаете собственную газовую скважину.
- электроэнергию - из 1 м3 биогаза можно выработать 2,4 кВт*ч электроэнергии (биогаз, который при сжигании в ко-генераторе дает электроэнергию)
- тепло - в биоустановке от охлаждения электрогенератора вырабатывается тепло без дополнительного сжигания газа.
- биоудобрения - переброженная масса - это экологически чистые жидкие и твердые удобрения (биогумус). Урожаи растут на 40-50%.
- утилизацию или очистку - обычные биоотходы (например, навоз) нельзя использовать по крайней мере 3 года (надо хранить в лагунах). А биоустановка перерабатывает отходы в удобрение (биоудобрение), готовое к использованию.
- топливо для авто – биогаз после очистки от СО2 - это метан, которым заправляют автомобили.
1.5. Обращение с отходами в США и штате Калифорния.
В 2000 г. в объем образования коммунальных отходов в США составил 400 млн. тонн. К этому моменту уровень переработки отходов по стране в целом составил 32%. Из оставшихся 61% были захоронены на полигонах и 7% - сожжены.
На этот момент в стране действовало 9700 программ по сбору отходов для переработки и 3800 объектов по производству компоста.
Агентством США по защите окружающей среды была поставлена задача достижения 35% переработки отходов на национальном уровне. При этом многие штаты определили для себя целевой уровень рециклинга в 50%, а некоторые - свыше 70%.
В 1989 г. правительством штата Калифорния перед городами и графствами штата была поставлена задача достижения 50%-ного уровня рециклинга с возможными штрафами за нарушение этого показателя - до 10,000 долларов в день.
К 2001 году объем образования отходов в целом по штату составил 68 миллионов тонн в год, при уровне рециклинга 42% (рис.1). В 195 сообществах штата был достигнут или превзойден уровень в 50%.
Рис.1. Образование, переработка и захоронение отходов в Калифорнии.
Розовый – общее образование отходов.
Зеленый – доля переработанных отходов.
Желтый – доля захороненных отходов.
1.5.1. Система сбора коммунальных отходов в Сан-Франциско
В городе и округе Сан-Франциско расположены 330 тыс. жилых домов, 60 тыс. предприятий. 30% населения проживают в квартирах многоэтажных домов, сдаваемых по найму, остальные – в частных коттеджах. Имеется также 60 тыс. предприятий – образователей отходов.
В 2003 году целевой уровень рециклинга 50% был признан муниципалитетом Сан-Франциско недостаточным. Была принята резолюция по достижению 75% уровня рециклинга к 2010 г. и «Zero Waste»[1] к 2020 г. По состоянию на 2007 г в целом по городу был достигнут уровень вторичной переработки всех видов отходов в 70%, а уровень переработки коммунальных отходов – более 50%.
В 1932 г. законом г. Сан-Франциско двум коммерческим компаниям: «Sunset Scavenger» и «Golden Gate Disposal» предоставлено эксклюзивное право по сбору и переработке коммунальных отходов со всего города и округа. Сбор строительных отходов производится на конкурсной основе также и другими компаниями по выбору образователя отходов. 70% строительных отходов перерабатываются. Отходы электроники, сбор которых совместно с коммунальными отходами запрещен, собираются на специальных площадках в городе в определенные дни. Отходов производства в округе не образуется.
Для повышения уровня рециклинга в муниципалитете внедрена программа раздельного сбора коммунальных отходов «Фантастические 3». Коммунальные отходы сортируются жителями и на предприятиях по трем позициям, и раскладываются в контейнеры, имеющие цветовое кодирование (рис. 2):
Рис 2. Контейнеры для раздельного сбора отходов из частных домовладений.
- в синий контейнер складываются все виды пригодных для вторичной переработки материалов (изделия из пластмасс, стекла, бумаги, металлов);
- в зеленый – все виды органических отходов, пригодных для компостирования, в т.ч. садовые, пищевые отходы, бумажная упаковка с пищевыми загрязнителями и др.);
- в черный – все остальные отходы.
Цветовая кодировка контейнеров едина для частных, многоквартирных домов и предприятий – образователей отходов. Стандартный объем контейнера для частных домовладений составляет 64 галлона, но может быть увеличен или уменьшен по желанию клиента. У многоквартирных домов и предприятий располагаются крупные контейнеры.
Вывоз отходов осуществляется двухкамерными мусоровозами, работающими на газовом топливе для снижения загрязнения окружающей среды (рис 3), по графику (обычно – 1 раз в неделю). Двухкамерные мусоровозы позволяют вывозить отходы из синего и черного контейнеров за один рейс. При этом, объем кузова поделен в соотношении 60%:40%. В большее отделение складываются вторичные ресурсы из синего контейнера, для сохранения их качества. При сборе водитель контролирует правильность сортировки отходов в различных контейнерах, и в случае наличия пересортицы - контейнер не опустошается.
Рис. 3 Двухкамерный мусоровоз
Отходы из синего контейнера направляются на мусоросортировочный комплекс (МСК), принадлежащий компании, откуда рассортированное вторичное сырье направляется потребителям.
Органические отходы направляются на площадку для полевого компостирования.
Отходы из «черного» контейнера направляются без сортировки на полигон для захоронения, принадлежащий внешней компании «Waste Management». Муниципалитетом города заключен договор с компанией на захоронение определенного общего объема отходов, причем срок, за который этот объем будет захоронен – не оговорен в договоре. Таким образом, муниципалитет заинтересован в снижении объемов захоронения отходов.
В результате применения программы «Фантастические 3» уровень сбора отходов для вторичной переработки в целом возрос в два раза и превысил 50%, а, например, уровень рециклинга отходов ресторанов превысил 90% (рис. 4). Наибольших результатов удалось добиться в частном секторе и в коммерческих предприятиях, где может быть установлена личная и корпоративная ответственность за отходы. В то же время, серьезную озабоченность у властей вызывают многоквартирные дома, где уровень раздельного сбора сравнительно низок. В связи с этим, для дальнейшего повышения уровня рециклинга, власти рассматривают возможность строительства т.н. «грязного МСК[2]», где будет осуществляться сортировка смешанных отходов из черного контейнера.
Рис. 4. Состав потоков отходов в Сан-Франциско
1.5.2. Финансирование.
Финансирование как сбора, так и захоронения отходов осуществляется их производителями – предприятиями и жителями, в частном секторе – индивидуально, а в многоквартирных домах – исходя из общего объема образования отходов. Оплата расходов компании осуществляется по тарифу, определяемому путем переговоров муниципалитета с компанией – исполнителем, и пересматриваемому один раз в 5 лет. При этом плата с жителей взимается только исходя из объема и частоты вывоза черного контейнера. Синий и зеленый контейнеры вывозятся как бы «бесплатно», однако взимаемые средства идут и на финансирование обращения с отходами, собираемыми для переработки. С коммерческих предприятий взимается также плата за вывоз органических отходов из зеленого контейнера, в размере 75% от тарифа на вывоз черного контейнера. В настоящее время стоимость работ по обращению с отходами составляет 19 долларов США в месяц, при объеме черного контейнера 64 галлона и вывозе – 1 раз в неделю. Такая схема стимулирует образователей отходов заниматься сортировкой. В то же время, для компании – исполнителя ситуация обратная: ведь чем больше уровень рециклинга отходов, тем меньше будет выручка. Между тем, реализация вторичных ресурсов позволяет сэкономить лишь часть затрат на обращение с синим и зеленым контейнером. Кроме того, применяемая схема не стимулирует к снижению общего объема образования отходов.
Сан-Франциско, как и весь штат Калифорния принимает участие в программе удержания залога за тару из-под напитков. В отличие от России, в США региональные и местные власти наделены большими полномочиями, и могут вводить залоговые стоимости самостоятельно. Так, на каждую проданную бутылку или банку начисляется надбавка около 10 центов, которую можно вернуть, сдав контейнер в специальный пункт приема. При этом, если 10 центов для тебя — не те деньги, ты можешь бросить банку в синий контейнер для рециклинга. Тогда залоговую стоимость получат сортировщики вторичного сырья.
Работа с населением, или «все на рециклинг»
Когда гуляешь по улицам Сан-Франциско, да и наверное любого другого города Калифорнии, кажется что рециклинг — это один из национальных проектов штата. Впрочем, наверное так оно и есть. Контейнеры для раздельного сбора встречаются повсюду: на паромах, в школах, в кафе, музеях и гостиницах. (рис. 5). Буклеты и агитационные материалы издаются не только на английском, но на китайском и испанском. В школах действуют целые сообщества по пропаганде раздельного сбора мусора, причем школьники сами снимают замечательные рекламные ролики, а муниципальное телевидение — эти ролики показывает.
Очень интересен опыт включения местных малообеспеченных людей в процесс санитарной очистки города. Все уличные урны имеют отдельный лоток, куда можно сложить опорожненную баночку или бутылку (рис. 6). Те же, кого эти банки и бутылки могут заинтересовать- собирают их и сдают в пункты приема, получая установленную залоговую стоимость. При этом, систематического сбора тары из лотков просто не существует - все делают неорганизованные сборщики, превращаясь тем самым из маргиналов во «внештатных сотрудников» муниципалитетов.
Рис. 5. Урна с лотком для раздельного сбора тары из-под напитков.
1.4.4. На пути к Zero Waste.
Достижение Zero Waste требует реализации принципа «3R» (Reduce, Reuse, Recycle)[3], из которых Recycle, или вторичная переработка, занимает важное, но не первое место. Как видно из рисунка 1, из-за роста объемов образования отходов, несмотря на все усилия по вторичной переработке, доля отходов, требующая захоронения, практически не снижается.
Можно утверждать, что потенциал раздельного сбора и вторичной переработки в Сан-Франциско практически исчерпан: в период с 2004 по 2007 г уровень вторичной переработки вырос лишь на 3% (c 67 до 70%).
В настоящее время дальнейшему продвижению Сан-Франциско к заявленной цели препятствуют:
- низкие затраты по захоронению отходов, слабо стимулирующие к внедрению альтернатив;
- нестабильный рынок продуктов из вторичного сырья, что, в частности, провоцируется миллиардными бюджетными субсидиями в добычу, переработку или закупку первичных природных ресурсов;
- сокращение, наоборот, бюджета финансирования программ вторичной переработки, происходящих при часто повторяющихся бюджетных кризисах правительства;
- необходимость вовлечения в переработку «проблемных» материалов, таких как пищевые отходы, загрязненные волокна, пластмасса и упаковки, строительные отходы, ковры, автомобильные шины и электроника.
В июне 2007 муниципалитетом графства было запрещено использование в предприятиях общественного питания одноразовой посуды из полистирола, и предписано применение только посуды, подверженной биокомпостированию. В декабре того же года – крупным универсамам было запрещено использовать пластиковые пакеты.
Некоторое время назад муниципалитетом планировалось выставлять жителям счет на услугу по обращению со всем объемом образующихся отходов (а не только отходов из черного контейнера). Одновременно на отходы из синего и зеленого контейнеров планировалось предоставлять скидку в 93% от величины счета. Введение этой схемы предполагало, прежде всего, с образовательными целями: люди должны понимать, что отходы остаются таковыми даже и при раздельном сборе. Но, по ряду причин, эта схема так и не была реализована.
Снижение количества захораниваемых отходов требует вмешательства на всех этапах дизайна, производства и использования товара чтобы, во-первых, продлить их жизненный цикл, а во-вторых – создать продукт, пригодный для повторного использования или вторичной переработки. Этому во многом может способствовать внедрение механизмов ответственности производителей продуктов, с целью переноса на них с муниципальных властей затрат на обращение с изделиями после окончания срока их службы.
Муниципалитет Сан-Франциско, и штат Калифорния в целом движутся в направлении внедрения ответственности производителя за жизненный цикл товара, однако до полной реализации этого принципа еще далеко.
Штатом Калифорния принят закон, запрещающий захоронение отходов электроники на полигонах, приведший к организации множества программ по сбору и переработке отходов электроники. Закон также вынудил некоторых производителей электроники (таких как Sony и Dell Computers) организовать прием произведенного ими отслужившего оборудования. Расширение таких программ заставит производителей учитывать при проектировании новых товаров требования по их переработке в конце жизненного цикла.
В настоящее время действует добровольная программа по вторичной переработке ковров. Такие товары, как пестициды, краски и ртутьсодержащие изделия запрещены к захоронению. Операторы по сбору отходов принимают эти отходы для дальнейшей переработки бесплатно - от жителей и за плату — от коммерческих структур.
Недавно город анонсировал переработку всех видов пластмасс (а не только полиэтилена и полиэтилентерефтаалта, наиболее легко поддающихся переработке). Подсчитано, что сбор и переработка других видов пластмасс обойдется муниципалитету в $1000 за тонну. Предполагается ввести механизм переноса этих затрат на производителей пластмасс (что приведет к уменьшению объема их образования), однако соответствующие стратегии пока не сформулированы.
1.6. Отходы производства и потребления в республике Тыва по состоянию 2012 года
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва количество субъектов хозяйственной и иной деятельности с установленными нормативами предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории Республики Тыва и подлежащих федеральному статистическому наблюдению по форме 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» в 2012 году – 27 единиц (2011 г. – 26 ед.).
Общее количество субъектов хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории Республики Тыва и подлежащих федеральному статистическому наблюдению по форме 2–ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» в 2012 году – 270 единиц (2011 г. – 253 ед.).
Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территории Республики Тыва в 2012 году – 19,561 тыс.тонн (2011 г. – 19,149 тыс. тонн).75
На уровне заместителя Председателя Правительства Республики Тыва В.И Ендана 15 марта 2012 года проведено селекторное совещание по вопросу о мерах по ликвидации стихийных свалок на территории Республики Тыва и результатах проведенных рейдовых проверок муниципальных образований.
В работе совещания приняли участие руководители министерств и ведомств республики, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представители муниципальных районов и администраций населенных пунктов, религиозные организации, общественные организации и СМИ, всего 102 участника.
В результате селекторного совещания приняты распоряжения Правительства Республики Тыва: от 4 августа 2012 г. № 253-р «О межведомственной комиссии по выявлению несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и решения проблем, связанных с их ликвидацией на территории Республики Тыва и положения о ней» и от 4 августа 2012 г № 254-р «Об утверждении плана мероприятий по стабилизации и улучшению обстановки в сфере обращения с отходами в Республике Тыва на 2012-2015 гг.».
14 декабря 2012 г. организовано и проведено республиканское совещание на уровне первого заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Козлова М.С. с представителями природоохранных и природоресурсных органов, контрольных и надзорных органов, органов местного самоуправления Республики Тыва и средств массовой информации «О ходе реализации Плана мероприятий по улучшению обстановки в сфере обращения с отходами на территории Республики Тыва на 2012-2015 годы и о ходе реализации приоритетного направления деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва на 2012 год».
В результате совещания дано поручение в 2013 году продолжить организацию работы по обращению с отходами производства и потребления на территории Республики Тыва и о ходе исполнения Плана мероприятий по стабилизации и улучшению обстановки в сфере обращения с отходами в Республике Тыва на 2011-2015 гг.
В 2012 году для пропаганды знаний в области обращения с отходами издана брошюра тиражом 45 тыс. экземпляров по безопасному обращению с ртутьсодержащими лампами (эксплуатация, сбор, хранение и сдача в специализированные предприятия) для бесплатного распространения во всех населенных пунктах республики.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 2 августа 2011 г. № 490 внесены изменения в Положение о республиканском конкурсе на лучшее благоустройство территории среди муниципальных образований Республики Тыва. В номинацию «Благоустройство территорий населенных пунктов» добавлен пункт «оценка проведения санитарной очистки в части ликвидации несанкционированных свалок и строительства специально отведенных мест (полигонов) твердых бытовых отходов».
Мероприятия по строительству полигона твердых бытовых отходов и строительство мусороперерабатывающего завода включены в республиканскую целевую программу «Комплексная программа модернизации систем коммунальной инфраструктуры Республики Тыва на 2012- 2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 12 июля 2011 г. № 457.
С целью утилизации непригодных ядохимикатов находящихся на территории республики и вывоз их на специализированный полигон Минсельхозпродом Республики Тыва был организован сбор данных химических средств на территории ГУП «Тепличный комбинат». Хозяйства, имеющие на своей территории непригодные к применению средства химизации (ядохимикаты) организовывали погрузку и транспортировку на территорию ГУП «Тепличный комбинат» после чего Минсельхозпродом Республики Тыва был заключен договор субсидирования на утилизацию ядохимикатов с ООО АПК «Сайзырал». В соответствии с договором субсидирования было утилизировано 10 тонн непригодных ядохимикатов на сумму 500 тыс. рублей.
В 2009 г. на базе Республиканской инфекционной больницы приобретен и установлен утилизатор медицинских отходов марки «Ньюстер 10». В настоящее время прорабатывается вопрос монтажа данного оборудования на базе ГУЗ «Республиканский наркологический диспансер» и централизованного сбора и утилизации медицинских отходов с учреждений здравоохранения г. Кызыла.
Глава 2. Исследовательская часть.
2.1. Методика исследования.
- Для исследования взята одна семья из четырех человек и проведена оценка количества и состава мусора, выбрасываемого за неделю
- Мусор сортировали, а затем тщательно взвешивали.
2.2. Результаты исследования.
Согласно методике (приложение 1) нами проведена оценка количества и состава мусора, выбрасываемого семьёй из четырёх человек за неделю, месяц, год. Мусор сортировали, а затем тщательно взвешивали. В исследовании приняли участие 2 семьи. Результаты исследований приведены в таблицах № 1, 2.
Таблица 1
Количество и состав мусора семьи № 1
Дни недели | Пищевые отходы | Бумага, картон | Пластмассы | Стекло, керамика |
1. Понедельник | 900 | 200 | 110 | 230 |
2. Вторник | 820 | 300 | 210 | 440 |
3. Среда | 600 | 320 | 240 | 560 |
4. Четверг | 500 | 260 | 310 | 580 |
5. Пятница | 320 | 180 | 350 | 610 |
6. Суббота | 320 | 140 | 410 | 630 |
7. Воскресенье | 1000 | 200 | 630 | 790 |
Всего | 4460 | 1600 | 2260 | 3840 |
Процентная доля | 36,6 | 13,1 | 18,58 | 31,57 |
Общий вес отходов за неделю – 12160 гр., за месяц – 48640 гр., за год –583680 гр.
Мы видим, что в мусорной корзине больше всего стекла: банки, посуда разбитая и т.д ., пищевых отходов. Меньше всего отходов из бумаги. Около 20% отходов составляет пластмассы.
Таблица 2
Количество и состав мусора семьи № 2
Дни недели | Пищевые отходы | Бумага
| Пластмассы
| Стекло, керамика |
1. Понедельник | 500 | 160 | 103 | 238 |
2. Вторник | 350 | 180 | 141 | 416 |
3. Среда | 500 | 210 | 250 | 491 |
4. Четверг | 350 | 328 | 286 | 548 |
5. Пятница | 400 | 393 | 312 | 592 |
6. Суббота | 520 | 416 | 443 | 740 |
7. Воскресенье | 550 | 580 | 498 | 931 |
Всего | 3170 | 2267 | 2033 | 3956 |
Процентная доля | 27,74 | 19,84 | 17,79 | 34,62 |
Общий вес отходов за неделю – 11426 гр., за месяц – 51417 гр., за год – 617004 гр.
В мусорной корзине второй семьи больше всего отходов из стекла и также пищевые отходы, пластмассы, бумаги в мусоре примерно одинаковое количество.
Из приведенных данных видно, что основную массу ТБО составляют пищевые отходы, стекло.
Средние значения по выбрасываемому мусору:
1. пищевые отходы – 3815 гр.
2. бумага – 1933 гр.
3. пластмасса – 2146 гр.
4. стекло – 3898 гр.
Исходя из этих данных, можно рассчитать количество мусора на одного человека: в неделю – 11792/4 = 2948 гр., за месяц – 11792 гр., за год – 141504 гр.
В настоящее время в с. Межегей проживает 1000 человек. Если произвести расчеты на количество жителей села, то получится, что за неделю в селе образуется 294.800 кг мусора, за месяц –11.792.000 кг, за год – 141.504.000 кг мусора.
2.3. Выводы и предложения
Весь этот мусор вывозится в лучшем случае на мусорную свалку, в худшем в ближайшую лесополосу или в подвал соседнего дома. Поэтому необходимо уже в домашних условиях сортировать мусор в разную тару и, по возможности, сдавать вторичное сырье в пункты приема.
Если этот мусор подвергать сортировке и бумагу, стекло сдавать на вторичную переработку, то количество мусора уменьшится. А если собирать пищевые отходы и компостировать их, в дальнейшем использовать как удобрение, то количество мусора в селе можно снизить почти на половину.
Исходя из приведенных данных, нами сделан вывод, что поставленная гипотеза справедлива и количество мусора в семье можно уменьшить.
Исходя из поставленных задач, мы сделали выводы:
1) Была изучена литература по проблеме бытовых отходов;
2) Исследован мусор, накопленный в мусорной корзине одной семьёй;
3) Произведены расчеты количества мусора на семью, на одного человека за неделю, за месяц, за год;
Предложения
1. Необходимо уже в домашних условиях сортировать мусор в разную тару и только потом отправлять мусор в контейнеры для разного вида мусора.(Серый контейнер-стекло,желтый-пластмассы,черный-металл,зеленый-пищевые отходы)
2. Поставить современные мусорные контейнеры с крышками.
3. Своевременный вывоз мусора на спецсвалки.
4. Воспитание экологической культуры населения
5. Еженедельные экологические субботники
6. Пропаганда экологических знаний среди населения.
7. Сортировка мусора по специальным контейнерам.
8. Строительство мусороперерабатывающих заводов в каждом городе.
9. Увеличить количество приемных пунктов по приему вторсырья.
10. Принять закон запрещающий сжигать мусор.
11. Принять закон запрещающий выбрасывать мусор в общественных местах.
Заключение
Сейчас проблема бытовых отходов является одной из главнейших проблем в мире. С каждым годом отходов становится все больше и больше. Состав их усложняется, следовательно, увеличивается токсичность таких отходов. Но главной проблемой является не увеличение количества отходов и не повышение их токсичности, главной проблемой является размещение бытовых отходов, проще говоря, проблема заключается в свалках и в их размещении. В результате этого в мире остро встал вопрос о «кризисе свалок», который заключается в отсутствии земли под складирование отходов. Так же проблемы ТБО существуют и в таких небольших городах, как Нижневартовск. Чтобы как-то решить эту проблему, люди стали придумывать различные способы утилизации отходов, например такие, как сжигание мусора на мусоросжигательных заводах, сливание отходов в водоемы, захоронение мусора и многие другие. Но каждый из этих видов утилизации имеет свои недостатки. Например: сжигая мусор, в результате мы получаем большой выброс диоксинов в атмосферу и несколько килограмм высокотоксичной золы, а, сливая мусор в водоканалы, мы загрязняем воду. Вследствие этого, мы считаем, что самый приемлемый способ утилизации - вторичное использование, которое помогает не только уменьшать количество мусора, но и сберегать ресурсы.
Список литературы
- Евгений Рихванов. Экологический журнал "Волна" №18(1), 1999. Твердые бытовые отходы. http://www.recyclers.ru/modules/section/item.php?itemid=189
- Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.
- Коробкин В. И., Передельский Л. В. ЭКОЛОГИЯ. Конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное и справочное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999.
- Утилизация отходов. http://pererabotka-musora.ru/.shtml
- http://greenpeace.ru
[1] Устойчивое выражение «Zero Waste», применяется для обозначения 100% использования ресурсов, содержащихся в отходах, может быть переведено как «ноль отходов» и «ноль потерь».
[2] МСК – мусоросортировочный комплекс
[3] Уменьшение количества образующихся отходов, повторное использование изделий и материалов, вторичная переработка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).
Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он, д...
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Исследовательская работа «Не бросай меня!» на тему проблем бездомных животных.
Каждое животное имеет право на существование, и человек не может лишить его жизни, только потому, что ему так хочется. Поэтому, становясь владельцем кошки или собаки, человек должен нести ответственно...
Основы научно - исследовательской работы (на примере участия в городском конкурсе исследовательских работ, посвященных 110-летию со Дня Рождения Д.Ф.Устинова)
Данный материал содержит основы научно - исследовательской работы и поможет в написании исследования....