РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ МБОУ СОШ № 25 г.Шахты Ростовской области
рабочая программа на тему
Программа предполагает широкое ознакомление учащихся школы с хореографией и общей культурой. В студию принимаются все желающие физически здоровые дети, имеющие склонность к танцевальной деятельности.
Занятия в хореографической студии содействуют росту их общей культуры, нравственному и физическому развитию, знакомят их с искусством танца. В конечном результате занятия в хореографической студии подводят обучающихся к пониманию искусства танца и к умению правдиво и выразительно отображать художественные образы в танце. Овладение определенным кругом знаний и навыков содействует развитию художественного вкуса детей, что представляет одну из существенных задач эстетического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_programma_khoreograficheskoy_studii_mbou_sosh_no25.doc | 440.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю _______________________
Директор МБОУ СОШ № 25 Дудкина Е.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ МБОУ СОШ № 25
Ансамбль народного танца «Лазорик». Количество часов по программе: 4 часа в неделю. Ансамбль бального танца «Ариадна». Количество часов по программе: 4 часа в неделю. Ансамбль эстрадного танца «Мелисса». Количество часов по программе: 5 часов в неделю. |
Составитель: педагог дополнительного образования высшей категории
Мажарова Л.И.
г. Шахты
2013-2014 учебный год
Образовательная программа
хореографической студии МБОУ СОШ № 25.
«Свобода тела и духа рождает творческую мысль, движения тела должны быть выражением внутреннего импульса. Танцор должен привыкнуть двигаться так, словно движение никогда не заканчивается, оно всегда есть результат внутреннего осмысления. Тело в танце должно быть забыто, оно лишь инструмент, хорошо настроенный и гармоничный. В гимнастике движениями выражается только тело, в танце же чувства и мысли сквозь тело».
Айседора Дункан
Танец – самый прекрасный и завораживающий вид искусства. Он таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Еще столетие назад умение и желание красиво двигаться под музыку для человека было таким же естественным, как дышать. Времена меняются, но по-прежнему, умеющие танцевать привлекают взоры и вызывают восхищение. И какую огромную радость и восторг вызывают легко и мастерски танцующие на сцене люди. Танец пробуждает светлые и радостные чувства.
Особенностью данной программы является то, что она разработана специально для хореографической студии МБОУ СОШ №25.
В состав хореографической студии входят:
- ансамбль народного танца «Лазорик»;
- ансамбль спортивного бального танца «Ариадна»;
- ансамбль современного эстрадного танца «Мелисса».
Назначение программы
Программа предполагает широкое ознакомление учащихся школы с хореографией и общей культурой. В студию принимаются все желающие физически здоровые дети, имеющие склонность к танцевальной деятельности.
Занятия в хореографической студии содействуют росту их общей культуры, нравственному и физическому развитию, знакомят их с искусством танца. В конечном результате занятия в хореографической студии подводят обучающихся к пониманию искусства танца и к умению правдиво и выразительно отображать художественные образы в танце. Овладение определенным кругом знаний и навыков содействует развитию художественного вкуса детей, что представляет одну из существенных задач эстетического воспитания.
Занятия и коллективные выступления хореографического ансамбля перед зрителями воспитывают у обучающихся чувство ответственности за общее дело, чувство дружбы и товарищества.
Занятия прививают навыки культурного поведения, способствуют физическому развитию обучающихся, укрепляют их организм и положительно сказываются на осанке и культуре движений.
Участники студии знакомятся с жизнью, бытом, костюмом, музыкой, национальными особенностями разнообразных народов мира.
Образовательная программа студии «Ариадна» является многоуровневой, комплексной учебно-образовательной программой, так как осваиваются народный, современный и спортивный бальный танцы.
За период обучения в хореографической студии «Ариадна» образовательная программа в перспективе позволяет обучающимся применить свои способности, развить склонности, приобрести опыт собственной творческой деятельности. Это выступления в концертах, фестивалях, конкурсах, тематических линейках и т.д., всё это позволяет показать результаты своего труда и творчества, что отвечает задачам данной программы.
Цели и задачи программы
Цели:
- развитие творческого и духовного потенциала детей средствами хореографии;
- раскрытие индивидуальных возможностей личности ребёнка в целом и его определенных способностей;
- оказание помощи воспитанникам в поиске профессиональной ориентации и адаптации в современных условиях жизни;
- формирование устойчивой мотивации к хореографическому искусству.
Задачи:
Образовательные:
- формирование базовых хореографических навыков в области народного, эстрадного и бального танцев, актерского мастерства, знание основных хореографических стилей и жанров;
- развитие исполнительских способностей детей;
- организация постановочной работы и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие в концертах, конкурсах, фестивалях и т.п.).
Развивающие:
- развитие творческих способностей и творческого воображения ребёнка;
- развитие коммуникативных навыков;
- приобщение воспитанников к истории искусства танца;
- развитие интереса к традициям русской культуры;
- обучение участников хореографической студии приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия;
- формирование таких качеств личности как терпение, целеустремленность, выносливость, стремление к самосовершенствованию и творческому росту;
- воспитание художественно - эстетического вкуса;
- воспитание общей культуры личности ребёнка, способного адаптироваться в современном обществе;
- воспитание понимания значимости танца в жизни народа и лично воспитанника, чувства причастности к своему народу, его истории;
- формирование потребностей и навыков сохранения и укрепления здоровья;
- формирование у обучающихся собственной системы нравственных и эстетических ценностей, общей культуры личности.
Перечень ключевых понятий
В программе предусматривается знакомство с такими понятиями:
- ритмика и тренаж;
- танцевальная азбука;
- танцевальная лексика танца;
- народный, современный эстрадный и спортивный бальный танец;
- композиция и постановка танца;
- освоение музыкальной грамоты;
- работа над техникой исполнения и выразительностью в танце;
- работа с ансамблем (в ансамбле);
- индивидуальная работа (работа с солистами над артистичностью, техникой, выразительностью);
- сводный танец (сводные репетиции, работа над репертуаром в ансамбле).
Система занятий в хореографической студии МБОУ СОШ № 25 создает условия для многостороннего и гармоничного развития обучающихся, позволяет им самовыразиться, продемонстрировать свои способности, укрепляет здоровье, дает уверенность в себе, формирует осанку и красоту тела.
Организация процесса обучения
В процессе хореографических занятий развитию у ребёнка стремления к творчеству, творческих способностей содействуют определенные методы и приемы в организации образовательной деятельности:
Метод показа.
Разучивание нового движения или комбинации педагог начинает с точного безукоризненного показа.
Словесный метод.
Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Происходит знакомство с методикой исполнения, специальными терминами. Так же педагог ставит перед учащимися определенные задачи, хвалит и предъявляет требования. Это определяет разнообразие методических приемов использования слова в обучении: рассказ, беседа, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку. Очень важна интонация и эмоциональность учителя.
Наглядный метод.
Просмотр видеозаписей с выступлениями коллектива, а так же различных хореографических ансамблей, фотографий, иллюстраций.
Музыкальное сопровождение как методический прием.
Педагог своими пояснениями помогает детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Музыка, сопровождая движения, повышает качество их исполнения: выразительность, ритмичность, четкость, координацию.
Метод использования минимума танцевальных элементов при максимуме их всевозможных сочетаний.
Этот метод актуален. Детальная проработка небольшого количества движений дает возможность их качественного усвоения, а большое количество сочетаний из этих элементов создает у обучающихся впечатление новизны и дает простор фантазии.
Практический метод.
Самостоятельное выполнение обучающимися упражнений и танцевальных комбинаций.
Формы и режим занятий
Формы занятий:
- репетиционные;
- постановочные;
- информационные.
Репетиционные занятия (репетиция от лат. repetitio - повторение) - основная форма подготовки под руководством хореографа концертных программ, отдельных номеров, сцен путем многократных повторений (целиком и частями).
Постановочные занятия - творческий процесс создания танцевального номера, осуществляется постановщиком, иногда совместно с участниками коллектива.
Информационное занятие предполагает беседы. Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Во время информационного занятия участники хореографической студии знакомятся с историей танца, костюма, поднимаются вопросы общей культуры.
Формы занятий: групповая.
Режим занятий.
Регулярность занятий каждого ансамбля (группы) следующая:
- групповые занятия – 2 раза в неделю по 2часа;
- индивидуальные занятия (по мере необходимости).
Количественный состав группы - 15 человек, кроме индивидуальных (например, работа с солистами)..
Время индивидуальных занятий, включая работу с солистами, берется из расчета 0,5 часа на человека.
Формы воспитания и обучения в образовательном процессе студии теснейшим образом сплетаются в единый комплекс, способствующий эстетическому развитию юных исполнителей.
Учебные темы программы включают в себя теоретические и практические занятия. Занятия по общей культуре, беседы по истории бальных и современных танцев предполагают главной целью эстетическое воспитание. Важнейшим конечным результатом эстетического воспитания является формирование общей культуры личности.
Предлагаемые занятия – это уроки эмоциональной культуры, уроки настроений. Одной из традиционных форм работы в хореографии является урок, включающий упражнения тренировочного характера, тренаж, элементы танца.
Я в своей работе часто использую метод интегрированного урока, включая в учебный процесс беседы о хореографии, истории костюма, современной эстрадной и бальной хореографии, занятия по актёрскому мастерству и др.
Основные принципы и педагогические подходы к реализации программы.
Образовательный процесс строится с учетом основных педагогических принципов:
- последовательность в овладении материалом;
- систематичность и регулярность занятий;
- постепенность развития профессиональных данных обучающихся
(от простого к сложному);
- целенаправленность учебного процесса.
Основной подход к реализации программы в условиях хореографической студии МБОУ СОШ № 25– объем и распределение материала в течение учебного года.
Однако не следует стремиться к прохождению материала в полном объеме в ущерб правильности исполнения и задачам эстетического воспитания учащихся. Руководствуясь основными принципами, изложенными в программе, педагог может увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава коллектива и конкретных условий работы.
Ограниченность физических данных большинства обучающихся заставляет проявлять большую осторожность, например, при выборе репертуара, построенного на основе народного танца, и опираться в большей степени на современный или бытовой бальный танец
Все сказанное и определяет особенность настоящей программы. В ней не предусмотрено прохождение сложных танцевальных элементов народного, бального и современного танца.
На начальном этапе изучаются характерные для разных танцев позиции рук и ног, осваивается простейшая координация, а также удобные и понятные подросткам элементы танцев. Следует избегать слишком раннего и быстрого введения специфических особенностей сценического танца, которые трудно, а зачастую и невозможно согласовать с начальной стадией обучения танцу.
В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям, учитывая их творческие наклонности и физические данные, степень восприятия и усвоения материала.
Принцип доступности необходимо соблюдать при формировании репертуара. Замыслу отбираемого для сценического воплощения произведения должны соответствовать исполнительские, художественные возможности хореографического коллектива.
Бедой многих хореографических ансамблей является то, что этот принцип доступности не всегда соблюдается. Педагоги – хореографы таких коллективов делают сложные постановки, в них теряется лицо ребёнка, они не справляются со сложной лексикой, не выдерживают техники исполнения.
Виды и формы контроля
Входной контроль осуществляется при приеме детей в хореографическую студию.
В сентябре педагог дополнительного образования проводит просматривание детей школы по следующим критериям: внешние данные, физические возможности, чувство ритма, музыкальность, внимание, такт. К мальчикам предъявляются минимальные требования, так как они менее охотно, чем девочки, идут в танцевальный коллектив.
Текущий контроль практически действует на протяжении всего учебного года. В конце каждого месяца хореограф проводит контрольное занятие,
при этом объектом контроля являются правильность исполнения, техничность, активность, уровень физической нагрузки, формами контроля являются: просмотр, анализ выполненного задания.
Педагог-хореограф отбирает наиболее подготовленных исполнителей для хореографических номеров, готовящихся для концертов, тематических линеек, шоу-программ.
Итоговый контроль выполняется по результатам года обучения.
Он проходит в конце учебного года и служит для выявления изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения.
В ходе итогового годового контроля оценивается: правильность исполнения; техничность; активность; уровень физической нагрузки; знание теоретической и практической части; творческий подход, артистичность. Формой контроля является участие в городских, областных конкурсах и фестивалях, в концертах, шоу – программах, проводимых в школе.
Временные рамки
Учебно-образовательная программа хореографической студии состоит из трех ступеней обучения:
- первая ступень соответствует подготовительному курсу обучения.
Он закладывает фундамент тех знаний и навыков, которые будут закрепляться и развиваться в последующие годы. Особенностью подготовительного курса является возможность дать обучающимся определенную базу, на которой будет строиться дальнейшее обучение.
- вторая ступень соответствует начальному курсу обучения бального, современного эстрадного и народного танца;
- третья ступень – завершающий этап развития обучения членов хореографической студии, участие в ансамбле.
Это рубеж к переходу наиболее способных обучающихся в ансамбль, выявление наиболее талантливых детей. Обучающиеся к этому времени раскрывают свои способности в полной мере. В процессе преподавания уже осуществляется дифференцированный подход к детям с учетом их физических данных и творческих способностей к восприятию предлагаемого материала.
Закрепляются навыки ансамблевого исполнения, эмоциональность, чистота стиля и хорошая манера исполнения танцевальных номеров, формирование общей культуры.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Главным результатом программы является сплоченный хореографический коллектив с устойчивым интересом к выбранному виду деятельности.
Пройдя все этапы образовательного процесса в коллективе, наши воспитанники приобретут следующие знания, умения и навыки:
- навыки музыкально-ритмической деятельности;
- навыки правильного и выразительного движения;
- эмоциональную выразительность;
- усвоение основ народно-сценического, современного и бального танцев;
- освоение хореографической терминологии;
- использование приобретенного творческого потенциала в процессе занятий и постановочной работе;
- понимание межличностных отношений в ходе общих дел;
- научатся аккуратности и дисциплинированности.
Воспитанники коллектива стремятся к победам на фестивалях и конкурсах в результате высокого исполнительского мастерства.
Эффективность реализации данной программы зависит не только от содержания и объема учебно-танцевального материала, формы проведения занятий. Во многом это зависит и от системы отслеживания результатов (мониторинг) и его своевременного корректирования.
Мониторинг образовательных результатов.
Мониторинг осуществляется через следующие формы контроля:
- наблюдение;
- самоконтроль;
- концерты.
Ведущими формами мониторинга эффективности реализации программы является отчетные концерты ансамблей народного, эстрадного и бального танцев, где каждый обучающийся может показать свое исполнительское мастерство.
Основными показателями танцевальной культуры и эстетической воспитанности обучающихся можно считать:
- музыкальность и выразительность;
- правдивость и искренность в передаче танцевального образа;
- осмысленное отношение к танцу как к художественному произведению.
Циклограмма деятельности хореографической студии МБОУ СОШ № 25 на 2014-2015 учебный год.
Циклограмма деятельности включает в себя следующие мероприятия:
- обязательные (демонстрация образовательного результата на конкурсах различного уровня);
- периодические повторяющиеся в течение учебного года (выступления в концертных программах школы);
- планируемые (выступление в рамках городских и областных мероприятий).
Материально-техническое обеспечение программы
Основной задачей хореографической студии является качественное обучение, которое зависит не только от высокопрофессионального преподавательского состава, правильно и систематически выстроенного учебного процесса, но и от необходимых условий для проведения учебных и репетиционных занятий:
- наличие танцевального зала;
- оборудование: зеркала, раздевалки;
- техническое оснащение: музыкальный центр, СД-диски с записями музыки для танцевальных номеров;
- сценическая площадка для репетиций не менее одного раза в неделю;.
- оформление концертных номеров:
- изготовление костюмов в соответствии с репертуаром;
- обувь для сцены;
- оформление сцены (в соответствии с тематикой выступления).
Проблемные вопросы и задания. Результативность освоения программы
Программа рассчитана на обычных детей с разной степенью одаренности и склонности к танцевальному искусству. Поэтому педагогу-хореографу необходимо выработать единый образовательный стандарт, который должен освоить подросток со средними данными.
Главное для педагога – научить детей красиво и правильно держаться, свободно двигаться и ориентироваться в пространстве.
Исходя из поставленных задач к концу первой ступени обучения исполнитель должен научиться:
- сохранять правильную осанку;
- передвигаться по определенной площадке и в определенном рисунке, запоминая изменения рисунка;
- согласовывать движения с музыкой;
- переходить из одного движения в другое;
- усвоить основы правильной постановки корпуса (при этом педагогу следует обратить внимание на природные особенности сложения воспитанников);
- развивать чувство ритма, уметь отражать в движениях характер музыки;
- усвоить позиции рук, ног.
К концу второй ступени обучения обучающийся в хореографической студии должен овладеть рядом знаний и навыков, изучая основы народного, современного эстрадного, бального танца:
- правильно двигаться в такт музыке, сохраняя красивую осанку;
- чувствовать характер музыки и в соответствии с этим уметь передать настроение;
- справляться с несложными танцевальными комбинациями;
- приобрести навыки актерской выразительности.
К концу третьей ступени обучения занятия значительно удлиняются, а задания усложняются. В программу входят учебные занятия по различным танцам, постановочная и репетиционная работа.
Закрепляются навыки ансамблевого исполнения, эмоциональность, чистота стиля и хорошая манера исполнения танцевальных номеров, формирование общей культуры.
Результатом работы являются выступления ансамблей народного, эстрадного, бального танца во всевозможных концертах, шоу-программах, фестивалях.
Содержательная характеристика образовательного процесса
Программа содержит тренировочные упражнения и танцевальную лексику народного, эстрадного, бального танцев, теоретическую и практическую части, индивидуальные, сводные и постановочные репетиции.
Это способствует развитию танцевальных навыков учащихся.
Теоретические сведения даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над сценическими постановками, постепенно вводится теоретический цикл:
- общая культура и эстетика;
- история хореографии;
- история костюма.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, которые должны получать дети в процессе обучения (знания по музыкальной грамоте, методике исполнения и выразительности языка танца, танцевальной терминологии, характерных черт и историю танцев различных эпох и народов, знания по танцевальному этикету).
В практическую часть программы входит перечень умений и навыков, упражнений, знания танцевальной лексики и танцев из репертуара ансамбля.
Материал программы включает несколько разделов по следующим дисциплинам:
- ритмика и тренаж;
- народно-сценический танец;
- современный эстрадный танец;
- спортивный бальный танец;
- композиция и постановка танца.
Участники хореографической студии показывают свои достижения через такие формы, как выступления, концерты, фестивали, конкурсы.
Учебно-тематический план
хореографической студии МБОУ СОШ № 25
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего | Теория | Практика |
1. | Народно-сценический танец. Ансамбль народного танца «Лазорик». | 140 | 24 | 116 |
2. | Спортивный бальный танец. Ансамбль бального танца «Ариадна». | 140 | 24 | 116 |
3. | Современный эстрадный танец. Ансамбль эстрадного танца «Мелисса». | 175 | 24 | 151 |
Итого: | 455 | 72 | 383 |
Ансамбль народного танца «Лазорик».
Народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека и тесно связан с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.
Развитие народного танца тесно связано с историей народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве, народном танце.
Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика. Изучение народного танца, как старинного, так и современного, правильное понимание стиля, характера и манеры его исполнения дают возможность создать на сцене средствами танца правдивый образ человека, воспитывают хороший вкус, чувство национальной гордости за свой народ, любовь к Родине.
Основными задачами курса “Народно-сценический танец” является освоение народного танца, накопление теоретических знаний и практических навыков.
Основная форма ведения предмета: практическое занятие.
Результативность освоение данного курса программы проводится в виде
показа этюдов, хореографических зарисовок, концертных номеров.
Учебно-тематический план ансамбля народного танца «Лазорик» на 2014-2015 г.
№ п / п | Наименование разделов, тем | Тео рия | Прак тика | Все го | Дата | ||||
1. | Организационная работа. Введение. | 2 | 2 | ||||||
2.
| Ритмика и тренаж. | 10 | |||||||
2.1. Ритмический рисунок музыки. | 2 | ||||||||
2.2. Движение в различных темпах. | 2 | ||||||||
2.3. Ритмические упражнения. | 2 | ||||||||
2.4. Основные танцевальные движения. | 4 | ||||||||
3. | Изучение основных элементов русского народного танца. | 26 | |||||||
3.1.Знакомство с народным танцем. | 2 | ||||||||
3.2. Изучение, отработка основных шагов русского народного танца:
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
3.3. Изучение и отработка притопов: | |||||||||
| 2 | ||||||||
на слабую долю (синкопа) одной ногой; | 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
3.4. Виды вращений. | |||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
3.5.Изучение и отработка ходов и проходок: | |||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
4. | Хоровод – основной жанр русского народного танца. | 28 | |||||||
4.1. Положение корпуса, позиции рук, ног. | |||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
4.2.Основные движения и ходы хоровода. | |||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
линиям. | 2 | ||||||||
4.3.Разновидности хороводов. | |||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
5. | Композиция и постановка. Стилизованный танец «Печаль-река». | 32 | |||||||
5.1.Постановочно-репетиционная работа. | |||||||||
| 8 | ||||||||
| 6 | ||||||||
| 8 | ||||||||
5.2.Танцевальный образ в хороводе. | |||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
5.3.Танцевальная координация. | |||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
5.4.Ориентация в пространстве. | 2 | ||||||||
6. | Композиция и постановка. Танец «Ирландская полька». |
38 | |||||||
6.1.Постановочно-репетиционная работа. | |||||||||
| 4 | ||||||||
| 6 | ||||||||
| 6 | ||||||||
| 4 | ||||||||
| 8 | ||||||||
6.2.Танцевальный образ в польке. | |||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
6.3.Танцевальная координация. | |||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
7. | Народный танец – древнейший вид искусства. | 4 | |||||||
| 2 | ||||||||
| 2 | ||||||||
Итого: | 24 | 116 | 140 |
Программное содержание курса «Народно-сценический танец».
Раздел 1. Введение. Организационная работа.
Просмотр учащихся школы по следующим критериям:
- внешние данные;
- физические возможности;
- чувство ритма;
- музыкальность.
Знакомство с обучающимися и предварительное распределение в ансамбль народного танца.
Раздел 2. Ритмика и тренаж включает ритмическую гимнастику и тренаж современной пластики.
Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отображены в движении.
Вместе с тем ритмические упражнения служат и задачей физического воспитания, они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно влияют на работу органов дыхания, кровообращения.
Танцевальная азбука.
- Музыкально-ритмическая деятельность.
- Знакомство с ритмическим рисунком музыки.
- Знакомство с различным характером, темпом музыкального произведения.
- Точное начало и окончание движения вместе с началом и окончанием музыкальной части.
- Движение в различных темпах (быстро, медленно).
- Знакомство с музыкальным размером музыки.
Ритмические упражнения.
Упражнения на развитие основных навыков и умений:
- Постановка корпуса.
- Позиции рук.
- Позиции ног – 1, 2, 3, 6.
- Повороты и наклоны головы.
- Наклоны корпуса вперед, в сторону и назад.
Упражнения на развитие координации движений.
Освоение пружинных, маховых, плавных движений.
Изоляция:
- голова: крест, квадрат, круг, полукруг;
- плечи: вверх-вниз, вперед-назад, твист, круг, полукруги;
- грудная клетка: подъем вверх, квадрат, полукруги;
- бедро: круг, вращение.
Упражнения на развитие ориентации в пространстве.
- Построение в линии, шеренгу, колонну по одному.
- Перестроение из колонны по одному в пары и обратно.
- Построение в диагональ, две диагонали.
- Построение в круг, сужение и расширение круга.
- Свободное размещение в зале.
Основные танцевальные движения. Тренаж.
Танцевальные элементы народного танца:
- Основные положения ног.
- Основные положения рук.
- Поклоны.
- Основные шаги:
- простой шаг (с продвижением вперед, назад);
- переменный шаг (с продвижением вперед, назад);
- переменный шаг с притопом (с продвижением вперед, назад);
- переменный шаг с каблука (с продвижением вперед – мужск.).
- Притопы:
- удары всей стопой в пол;
- на сильную долю, одной ногой;
- на слабую долю (синкопа) одной ногой;
- припадания.
Раздел 3. Изучение основных элементов народного танца.
Тема 3.1.Изучение, отработка и усложнение основных шагов русского народного танца:
- шаг с продвижением (вперед и назад);
- переменный шаг (с продвижением вперед и назад));
- простой переменный шаг с притопом (с продвижением вперед и назад);
- женский шаг в хороводе.
Тема 3.2.Изучение и отработка притопов:
- удары всей стопой в пол;
- на сильную долю, одной ногой;
- на слабую долю (синкопа) одной ногой;
- припадания.
Тема 3.3.Разновидности вращений. Изучение и отработка вращений в народном русском танце. Темп вращений.
Тема 3.4.Изучение и отработка ходов и проходок:
- хороводная проходка;
- шаги с поворотом в продвижении;
- движения по диагонали.
Раздел 4. Хоровод - основной жанр русского народного танца.
Тема 4.1. Положение корпуса, позиции рук, ног.
Тема 4.2. Основные движения и ходы хоровода:
- хороводная проходка – включает в себя все проученные ходы, логично
выстраиваются по рисунку: квадрат, линии, диагональ, круги, в парах;
- все проученные движения на середине исполняются в законченной
композиции. Можно сделать смену рисунка, чередовать исполнение по
линиям.
Тема 4.3. Разновидности хороводов:
- характеристика и определение хоровода;
- примеры игровых хороводов;
- примеры орнаментальных хороводов.
Раздел 5. Композиция и постановка. Стилизованный танец «Печаль-река». Танец «Отпусти меня».
Тема 5.1. Постановочно-репетиционная работа:
- изучение и отработка движений;
- движения в связках;
- движения в этюдной форме;
- разводка номера.
Тема 5.2.Танцевальный образ в хороводе:
- хореографический художественный образ как процесс познания;
- стилизация народного танца;
- роль эстетического восприятия в процессе формирования хореографического образа.
Тема 5.3.Танцевальная координация:
- понятие о танцевальной координации;
- упражнения на координацию в танце;
- упражнения на координацию в танце, как в отдельных элементах, так и в танцевальных комбинациях.
Тема 5.4.Ориентация в пространстве.
Раздел 6. Народный танец – древнейший вид искусства:
- беседа о национальных танцах народов мира;
- знакомство с Русским народным танцем.
Ансамбль бального танца «Ариадна».
Бальный танец обладал и обладает огромным потенциалом для развития гармоничной личности. Начиная с XVIII и по сегодняшний день, бальная хореография придает уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры, что положительным образом влияет на психический строй человека, и повышает его самооценку.
Кроме того, бальный танец формирует у личности более высокий уровень культуры во внешнем виде (танцевальный имидж), поведении, отношениях с другими людьми, а также и уровень творческого восприятия музыки и танца, театрального искусства и проблемы собственной реализации в мире людей, как творческой, так и личностной.
Для того, чтобы танец оставался, кроме спорта и искусством, необходимо еще и присутствие духовности.
0
Духовный подход к танцу более осмыслен и куда более важен, чем вариации, репертуар и техническое мастерство его исполнителя. Безусловно, танец - это физический труд, скрупулезная работа определенной группы мышц спортсмена. Систематическая тренировка необходима, как воздух. Но когда, человек все делает «с душой» и сосредоточен на своем любимом деле, каждая (и особенно танцевальная!) физическая задача становится объектом умственной работы.
Наиглавнейшая роль прогрессивного педагога - ассистент, и его первая заповедь: «Хочешь помочь - не мешай».
Задача педагога - помочь ребенку раскрыться, развиться, реализовать то, что в нем уже есть, а не покрыть его новыми табу и ограничениями, не закрепостить требованиями.
Радость победы над собой, над своей инертностью и своими комплексами, над своим страхом раскрыть перед другими свое истинное лицо в танце, обнажить свою душу, но не радость втоптать в грязь конкурентов своей победой - вот что должно быть целью и стимулом современной бальной хореографии.
Учебно-тематический план ансамбля бального танца «Ариадна» на 2014-2015 г.
№ п/п | Наименование разделов | Тео рия | Прак тика | Все го | Дата |
1. | Введение. | 2 | |||
| 1 | ||||
| 1 | ||||
2. | Ритмика и тренаж бального танца. | 10 | |||
Знакомство с понятиями бытового бального танца. | 2 | ||||
Положение корпуса, положение в паре. | 2 | ||||
Понятия «контакт», «крест», | 2 | ||||
Понятия «свинг», «толчок». | 2 | ||||
Танцевальные элементы бытового бального танца. | 2 | ||||
3. | Изучение основных элементов бальных танцев. |
32 | |||
3.1. Танец «Блюз». | |||||
| 1 | ||||
| 2 | ||||
| 2 | ||||
| 2 | ||||
| 2 | ||||
3.2. Танец «Вечерний ритм». | |||||
| 1 | ||||
| 2 | ||||
| 2 | ||||
| 2 | ||||
3.3. Танец «Фигурный вальс». | |||||
| 1 | ||||
| 2 | ||||
| 2 | ||||
| 2 | ||||
| 2 | ||||
3.4. Латино-американский танец «Джайв». | |||||
| 1 | ||||
| 2 | ||||
| 4 | ||||
4. | Хореографические номера «Блюз», «Джайв». | 60 | |||
4.1. Постановочно-репетиционная работа. | |||||
| 14 | ||||
| 12 | ||||
| 12 | ||||
4.2. Танцевальный образ в танце. | |||||
| 6 | ||||
| 12 | ||||
4.3. Танцевальная координация. | |||||
| 2 | ||||
| 2 | ||||
5. | Хореографические композиции для праздников. | 36 | |||
5.1. Постановочно-репетиционная работа. Постановочно-репетиционная работа хореографических зарисовок для Новогоднего праздника, Женского дня, Последнего звонка и т.д. | 30 | ||||
5.2. Танцевальный образ в танце. | 6 | ||||
Итого: | 24 | 116 | 140 |
Программное содержание курса «Бальный танец».
Раздел 1. Введение:
- обсуждение планов учебного года;
- повторение пройденного материала;
- беседа по истории хореографии.
Раздел 2.Ритмика и тренаж бального танца.
Знакомство с понятиями бытового бального танца. Положение корпуса, положение в паре, понятия «контакт», «крест», «свинговое движение», «толчок».
Танцевальные элементы бытового бального танца.
Раздел 3. Изучение основных элементов бальных танцев.
Тема 3.1. Изучение и отработка основного шага, основных фигур (поворот, смена мест, сольный поворот партнерши под рукой, растяжка) танца «Блюз».
Тема 3.2. Изучение и отработка основного шага и основных фигур танца «Вечерний ритм». Знакомство со сменой ритма в танце.
Тема 3.3. Изучение и отработка основного шага (балансе) и основных фигур (повороты, зеркальце, смена мест, соло-поворот, правый поворот в паре по 3-ей позиции) в танце «Фигурный вальс».
Тема 3.4. Изучение и отработка основного шага латино-американского танца «Джайв» по частям. Основной шаг в паре, смена мест справа налево, смена мест слева направо, твист, смена мест за спиной.
Раздел 4. Хореографический номер «Блюз», «Джайв».
Тема 4.1. Постановочно-репетиционная работа.
- разводка номера;
- индивидуальные репетиции (работа с солистами);
- сводные репетиции.
Тема 4.2. Танцевальный образ в постановочных номерах:
- освоение стиля и манеры исполнения основных элементов танца;
- использование элементов спортивных бальных танцев.
Тема 4.3. Танцевальная координация.
- усложненные упражнения на координацию в танце;
- упражнения на координацию в танцевальных постановочных комбинациях.
Раздел 5. Хореографические композиции для праздников.
5.1. Постановочно-репетиционная работа хореографических зарисовок для Новогоднего праздника, Женского дня, Последнего звонка и т.д.
5.2. Танцевальный образ в каждой зарисовке.
Ансамбль эстрадного танца «Мелисса»
Современные эстрадные танцы являются важной составляющей для развития координации, чувства ритма и мышечной памяти у детей. Сегодняшние дети учатся всему что актуально и модно.
Танцы для детей способствуют их общему развитию и раскрывают творческие способности. Как и спортивные занятия, танцы помогают подрастающему организму развиваться правильно.
Уроки танцев для детей нужны для развития гибкости, ловкости, укрепления и поддержания разных групп мышц, стимуляции роста. Меняется походка, становится легкой и плавной, движения приобретают грациозность, организм выносливее и здоровее.
Занятия в ансамбле направлены на многостороннее развитие ребенка, раскрытие в нем творческого таланта, внутреннее раскрепощение и физическое развитие.
Активные уроки танцев для детей будут способствовать выплеснуть ребенку избыток энергии и тем самым направить ее в правильное русло. Огромное значение детских эстрадных танцев проявляется в преодолении детской робости и застенчивости. Для детей современные эстрадные танцы помогут решить массу внутренних проблем, создадут гармонию души и тела, улучшат внутреннее состояние, повысят настроение, самооценку и прибавят уверенности в себе.
Учебно-тематический план
ансамбля эстрадного танца «Мелисса» на 2014-2015 уч.г.
№ п/п | Наименование разделов | Тео рия | Практика | Всего | Дата |
1. | Введение. |
6 | |||
| 1 | 4 | |||
| 1 | ||||
2. | Ритмика и тренаж. | 10 | |||
| 2 | ||||
| 4 | ||||
| 2 | 2 | |||
3. | Изучение основных элементов эстрадного танца «Мгновения». | 38 | |||
3.1. Изучение и отработка положения рук и ног в танце. | 4 | ||||
3.2. Движения рук. Работа с тканью. | |||||
| 2 | 4 | |||
|
4 | ||||
3.3. Бег танца «Мгновения». | |||||
| 2 | ||||
(pas ballone); |
4 | ||||
| 4 | ||||
| 2 | ||||
3.4. Ходы и проходки.
| 4 | ||||
| 2 | ||||
| 2 | ||||
| 4 | ||||
4. | Хореографический номер «Мгновения». | 42 | |||
4.1. Постановочно-репетиционная работа. | |||||
| 10 | ||||
| 8 | ||||
| 8 | ||||
4.2. Танцевальный образ в танце. | |||||
| 2 | 2 | |||
| 2 | 2 | |||
4.3. Танцевальная координация. | |||||
| 4 | ||||
| 4 | ||||
5. | Эстрадный танец «Чарльстон» | 41 | |||
5.1.Основной шаг танца. | |||||
| 4 | ||||
| 2 | ||||
5.2. Ходы и проходки танца «Чарльстон». | |||||
| 2 | ||||
| 5 | ||||
| 2 | ||||
5.3. Постановочно-репетиционная работа. | |||||
| 4 | 8 | |||
| 6 | ||||
| 8 | ||||
6. | Постановка хореографических зарисовок к Дню матери, Новому году, Женскому дню, последнему звонку (выпускной бал) | 32 | 32 | ||
7. | Место и роль современного эстрадного танца в развитии хореографии. | 6 | |||
| 2 | ||||
| 4 | ||||
Итого: | 24 | 151 | 175 |
Программное содержание
курса «Современный эстрадный танец».
Раздел 1. Введение:
- обсуждение планов учебного года;
- повторение пройденного материала;
- беседа по истории хореографии.
Знакомство с обучающимися и предварительное распределение в ансамбль современного эстрадного танца.
Раздел 2. Ритмика и тренаж.
Комплексы упражнений по развитию современной пластика , разучивание элементарных танцевальных движений (шаги, повороты и т.д.).
Танцевальные элементы современного танца.
Раздел 3. Изучение основных элементов эстрадного танца «Мгновения».
Тема 3.1. Изучение и отработка положения рук и ног в танце.
Тема 3.2. Изучение и отработка движений рук, работа с тканью:
- позиции рук в классике, джазовые элементы при работе руками;
- подъём-опускание ткани, волны, образование купола из ткани.
Тема 3.3. Бег «Мгновения»:
- бег «Мгновения» на месте и с продвижением вперед;
- шаг с подскоком и одновременным броском и сгибанием ноги в колене
(pas ballone);
- перескоки с ноги на ногу;
- подскоки в полуприседании на пальцах по 3-й позиции на месте и в повороте.
Тема 3.4. Изучение и отработка ходов, проходок эстрадного танца «Мгновения».
Раздел 4. Хореографический номер «Мгновения».
Тема 4.1. Постановочно-репетиционная работа.
- разводка номера;
- индивидуальные репетиции (работа с солистами);
- сводные репетиции.
Тема 4.2. Танцевальный образ в эстрадном танце «Мгновения»:
- освоение стиля и манеры исполнения основных элементов танца «Мгновения»;
- использование элементов джазовой хореографии в танце.
Тема 4.3. Танцевальная координация.
- усложненные упражнения на координацию в танце;
- упражнения на координацию в танцевальных комбинациях эстрадного танца «Мгновения».
Раздел 5.Эстрадный танец «Чарльстон»
Тема 5.1. Изучение и отработка основного шага танца «Чарльстон». Работа стоп, пружина, твист.
Тема 4.2. Изучение и отработка ходов, проходок танца «Чарльстон».
Тема 4.3. Постановочно-репетиционная работа эстрадного танца «Чарльстон». Работа с палочкой.
Раздел 6. Постановка хореографических зарисовок к Дню матери (композиция «Помолимся за родителей»), к Новому году (танец «Новогодний калейдоскоп», к Женскому дню, последнему звонку (вальс выпускников)
Раздел 7. Место и роль современного эстрадного танца в развитии хореографии:
- беседа о направлениях в современной эстрадной хореографии;
- соединение основ классического и джазового танца в современной хореографии.
Композиция и постановка танца
На занятиях по постановке танца большое внимание уделяется развитию активного детского творчества, детской фантазии. В процессе занятий нужно дать возможность для самостоятельной работы обучающихся, научить подростков мыслить самостоятельно, приобщать их к сотворчеству.
Постановке танца предшествует работа над образом (этюдная работа). Это развивает творческую инициативу ребят, помогает им понять характер танцевальных образов.
Предлагая ребятам темы этюдов, нужно стараться, чтобы работа эта была совместной. Темы также могут предлагать и сами обучающиеся, нужно только направить ребят на создание образов, различных ситуаций в сочетании с прилагаемой музыкой.
Нужно несколько раз прослушать музыку и дать возможность детям пофантазировать.
Вначале это будут этюды, затем разучиваются танцевальные элементы, на основе которых будет ставиться танец.
Не следует увлекаться технической сложностью, нужно брать темы близкие и понятные исполнителям, добиваться осознанного и выразительного исполнения.
При постановке танцев нужно также учитывать возрастные особенности исполнителей.
Подготовка концертных номеров – особый, трудоемкий процесс. Здесь и прослушивание музыки, и беседы об особенностях танцевального образа, о костюме, о красоте танца, о совершенстве человеческого тела, выразительности, грации, т.е. о том, как богат язык танца, и что можно достичь им.
Последовательность подготовки хореографического номера:
- постановочные репетиции (проучивание движений, движения в связках, в этюдной форме, разводка номера);
- технические репетиции;
- индивидуальные репетиции (работа с солистами);
- сводные репетиции;
- репетиции в костюмах;
- репетиции на сцене;
- генеральные репетиции;
- концерты, конкурсы, фестивали, шоу – программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по реализации физкультурно-оздоровительного образования МБОУ СОШ № 11 город Каменск-Шахтинский Ростовской области
Проект по реализации физкультурно-оздоровительного образования МБОУ СОШ № 11 был разработан в 2010 году. Он был одобрен всеми участниками проекта, утверждён на педагогическом совете школы. С 01.09 201...
Опыт работы за последние три 2009 - 2011 годы. Папка профессиональных достижений Ковалева Геннадия Алексеевича, учителя физической культуры МБОУ СОШ № 11 г.Каменск-Шахтинский Ростовской области
Это моя конкурсная работа ПНПО 2012. В ней изложена моя трудовая деятельность за последние три года согласно критериям конкурсного отбора лучших учителей ПНПО 2012. Прошу дать независимую объективную ...
«Город «Н» сценарий торжественного посвящения в танцоры первоклассников образцовой хореографической студии «Надежда» МБОУ ДОД ЦДТ
Доброй традицией в нашей студии стал большой праздник: Посвящения в танцоры. Когда мы его готовили в первый раз, то сталкнулись с трудностями в написании сценария, надеюсь наш материал поможет другим ...
КАМЕННОУГОЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ В ГОРОД ШАХТЫ).
В данной работе дан обзор геологической экскурсии в город Шахты для изучения древней флоры карбона...
Программа хореографической студии МБОУ СОШ №25
Данная программа предполагает широкое ознакомление обучающихся с хореографией и общей культурой.На основе данной программы формируется базовая культура личности подростка, включающая в себя потребност...
Модель развития одаренных детей в хореографической студии «Вензеля» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.
Исходя из мониторинга изучения уровня развития ребенка, педагогом выделяется группа детей, которую можно отнести к категории «одаренные дети». Далее на педагогическом совете МБОУ ДО ...
Эффективность программы развития одаренности в хореографической студии МБОУ ДО "ДДТ" п. Пурпе.
Показателями эффективности можно считать:- Высокий уровень познавательной мотивации к танцам (измеряется ...