Дополнительное образование как способ реализации одарённости ребёнка
статья на тему

Бринстер Инна Сергеевна

Статья о необходимости развития дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_kak_sposob_realizatsii_sposobnostey.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование как способ

реализации одарённости ребёнка

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости.

Воспитательное воздействие дополнительного образования в школе на учащихся очень велико. Для оказания целенаправленного воздействия на личность ученика, удовлетворяя его потребности в различных видах деятельности, на базе школы организованны кружки и секции, детские объединения.

Внеурочная деятельность воспитательной системы МБОУ Шугурской СОШ включает круговой цикл традиционных и календарных праздников и систему дополнительного образования. Участие школьников в коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха в нем и на этой основе повысить самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время.

Дополнительное образования рассматривается администрацией и педагогическим коллективом школы как полноценная составляющая процесса непрерывного образования человека и является составной частью учебно-развивающей среды школы.

 Главной задачей дополнительного образования в школе, вытекающей из законодательных актов и методических рекомендаций, является организация содержательного наполнения свободного времени детей с целью раскрытия творческих способностей учащихся, удовлетворение познавательных потребностей учащихся, развитие социально-значимых качеств личности, предупреждение причин асоциального поведения несовершеннолетних во всех сферах социума, интеграция урочной деятельности с системой дополнительного образования. В МБОУ Шугурской СОШ созданы  условия для организации работы педагогов дополнительного образования:

  • Имеются оборудованные помещения
  • Учебно-методические пособия
  • Компьютеры
  • Телевизоры
  • Видеомагнитофоны
  • Музыкальные центры
  • Мультимедийные проекторы
  • Интерактивные доски

 Материально-техническая база для внеурочной работы с обучающимися включает в себя:

-актовый зал на 64 места

-спортивный зал

-компьютерный класс на 12 мест

-кабинет технологии для девочек 10 мест

Созданные в школе условия для организации дополнительного образования способствуют достижению определённых результатов. Учащиеся школы постоянные участники, победители и призёры различных конкурсов разных уровней: районных, окружных, областных, российских и международных. В основном это работы детей, занимающихся рисованием и декоративно – прикладным искусством. Для организации  других направлений деятельности дополнительного образования либо нет условий, либо специалистов. Последний аспект очень актуален для нашей школы. Так, например, родители и дети хотели бы  чтобы были организованы детские объединения: бокс, борьба, волейбол, лыжи, плавание и др.

Анализ состояния дополнительного образования в школе

Вариативность направлений, по которым организовано дополнительное образование в МБОУ Шугурской СОШ.

Направление

Цель

Наименование кружков, объединений

Спортивно – техническое

Развитие знаний в области компьютерных технологий, в областях связанных с применением персонального компьютера, обработка и хранение информации программированием.

  • «Мы с компьютером на ТЫ»
  • Баскетбол (РДЮСШ)
  • Спортивные и подвижные игры
  • Лыжные гонки

Художественно - эстетическое

Создание условий для развития и самореализации индивидуальных способностей каждого ученика,

формирование эстетического вкуса, развитие творческих способностей детей, воображения в условиях национальной школы.

  • «Искусство: северный дизайн»
  • «Городецкая роспись»
  • Театр этномоды «Найсамкве»
  • Танцевальный коллектив «Шугуряночка»

Туристско - краеведческое

Формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края, пропаганда здорового образа жизни.  

  • «Манси Павыл»
  • «Манси латын»

Количественный анализ по направлениям дополнительного образования учащихся в школе

Учебный год

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Количество детских объединений, организованных в ОУ

8

6

7

Количество учащихся, охваченных дополнительным образованием, %

90 %

85%

88 %

Положительной тенденцией в деятельности  коллективов дополнительного образования является сохранность контингента учащихся  и участие данных коллективов в школьных, районных, окружных  мероприятиях и конкурсах.

В большинстве сельских поселений школа является центром не только образовательной деятельности, но и всей культурной жизни в целом. Наша школа не исключение. На территории нашего  поселения функционирует сельский Дом культуры, в котором организовываются занятия для детей по декоративно – прикладному искусству, хореографии, вокалу. Но отсутствие квалифицированных специалистов (музыкантов, режиссёров и т.д.) сказывается на результатах деятельности, и, как правило, дети не имеют возможности проявить себя в полной мере и таким образом составить конкуренцию ребятам из других поселений. Ещё одной проблемой является слабая материально – техническая база данного учреждения. К сожалению других спортивных или культурных учреждений в поселении нет.

Хорошим дополнением для творческой самореализации и самовыражения  детей в условиях малокомплектной сельской школы является детский этноздоровительный центр «Няврамыт Павыл» (детская деревня), где организуются тематические  смены в течение  каникулярного периода в  естественных  природных  условиях  с сохранением  элементов  традиционного  хозяйствования  кондинских манси.

Танцевальный коллектив «Шугуряночка», который существует уже более 15 лет, также способствует раскрытию и развитию творческих способностей детей. Это коллектив, участницы которого занимаются разучиванием и исполнением национальных (мансийских и хантыйских) танцев, неоднократно принимал участие в фестивалях и конкурсах как в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре, так и за его пределами, и за рубежом. Представители малочисленного народа севера (манси) в лице танцевального коллектива «Шугуряночка», исполняли свои танцы в Венгрии, Болгарии, им аплодировали зрители Краснодарского края.

В своих танцах девчонки рассказывают о нелёгком труде женщин – северянок: выделка шкур, сбор ягод, ловля рыбы и др.

Через национальный танец происходит не только знакомство с культурой народа, но и формируется внутренний мир, самосознание, осознание себя как частицы этого народа. А кроме того развивается пластика, чувство ритма, эстетический вкус.

В заключение хочется сказать, что к любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием. Задача каждого коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность и взрастить талант каждого конкретного ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие воображения средствами ИЗО-терапии на занятиях дополнительного образования» (нетрадиционные способы рисования)

Арт-терапию при работе с детьми   правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, которая может проявляться на уровне образовательной программы, инновационной технологии, чер...

Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одарёнными детьми

Глобальные преобразования в российском обществе выдвинули в качестве приоритетного направления социальной политики поиск и раннее развитие талантливых молодых людей....

Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся БУ ОО ДО «Орловская станция юных натуралистов»

Стратегия развития нашего общества направлена на гармоничное развитие ребенка, на выявление и реализацию его творческих возможностей. Для системы образования среди актуальных направлений развития оста...

«Вариативность дополнительного образования как способ реализации возможностей личностного развития ребенка»

В данных материалах представлена методическая разработка семинарского занятия для педагогов художественной направленности...

Условия развития центра дополнительного образования в рамках реализации Целевой модели развития дополнительного образования в Республике Адыгея.

Благодаря федеральному проекту "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"  МБУ ДО "Майкопский центр развития творчества детей и взрослых" удалось до...