Дополнительное образование как способ реализации одарённости ребёнка
статья на тему
Статья о необходимости развития дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do_kak_sposob_realizatsii_sposobnostey.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительное образование как способ
реализации одарённости ребёнка
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости.
Воспитательное воздействие дополнительного образования в школе на учащихся очень велико. Для оказания целенаправленного воздействия на личность ученика, удовлетворяя его потребности в различных видах деятельности, на базе школы организованны кружки и секции, детские объединения.
Внеурочная деятельность воспитательной системы МБОУ Шугурской СОШ включает круговой цикл традиционных и календарных праздников и систему дополнительного образования. Участие школьников в коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха в нем и на этой основе повысить самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время.
Дополнительное образования рассматривается администрацией и педагогическим коллективом школы как полноценная составляющая процесса непрерывного образования человека и является составной частью учебно-развивающей среды школы.
Главной задачей дополнительного образования в школе, вытекающей из законодательных актов и методических рекомендаций, является организация содержательного наполнения свободного времени детей с целью раскрытия творческих способностей учащихся, удовлетворение познавательных потребностей учащихся, развитие социально-значимых качеств личности, предупреждение причин асоциального поведения несовершеннолетних во всех сферах социума, интеграция урочной деятельности с системой дополнительного образования. В МБОУ Шугурской СОШ созданы условия для организации работы педагогов дополнительного образования:
- Имеются оборудованные помещения
- Учебно-методические пособия
- Компьютеры
- Телевизоры
- Видеомагнитофоны
- Музыкальные центры
- Мультимедийные проекторы
- Интерактивные доски
Материально-техническая база для внеурочной работы с обучающимися включает в себя:
-актовый зал на 64 места
-спортивный зал
-компьютерный класс на 12 мест
-кабинет технологии для девочек 10 мест
Созданные в школе условия для организации дополнительного образования способствуют достижению определённых результатов. Учащиеся школы постоянные участники, победители и призёры различных конкурсов разных уровней: районных, окружных, областных, российских и международных. В основном это работы детей, занимающихся рисованием и декоративно – прикладным искусством. Для организации других направлений деятельности дополнительного образования либо нет условий, либо специалистов. Последний аспект очень актуален для нашей школы. Так, например, родители и дети хотели бы чтобы были организованы детские объединения: бокс, борьба, волейбол, лыжи, плавание и др.
Анализ состояния дополнительного образования в школе
Вариативность направлений, по которым организовано дополнительное образование в МБОУ Шугурской СОШ.
Направление | Цель | Наименование кружков, объединений |
Спортивно – техническое | Развитие знаний в области компьютерных технологий, в областях связанных с применением персонального компьютера, обработка и хранение информации программированием. |
|
Художественно - эстетическое | Создание условий для развития и самореализации индивидуальных способностей каждого ученика, формирование эстетического вкуса, развитие творческих способностей детей, воображения в условиях национальной школы. |
|
Туристско - краеведческое | Формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края, пропаганда здорового образа жизни. |
|
Количественный анализ по направлениям дополнительного образования учащихся в школе
Учебный год | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 |
Количество детских объединений, организованных в ОУ | 8 | 6 | 7 |
Количество учащихся, охваченных дополнительным образованием, % | 90 % | 85% | 88 % |
Положительной тенденцией в деятельности коллективов дополнительного образования является сохранность контингента учащихся и участие данных коллективов в школьных, районных, окружных мероприятиях и конкурсах.
В большинстве сельских поселений школа является центром не только образовательной деятельности, но и всей культурной жизни в целом. Наша школа не исключение. На территории нашего поселения функционирует сельский Дом культуры, в котором организовываются занятия для детей по декоративно – прикладному искусству, хореографии, вокалу. Но отсутствие квалифицированных специалистов (музыкантов, режиссёров и т.д.) сказывается на результатах деятельности, и, как правило, дети не имеют возможности проявить себя в полной мере и таким образом составить конкуренцию ребятам из других поселений. Ещё одной проблемой является слабая материально – техническая база данного учреждения. К сожалению других спортивных или культурных учреждений в поселении нет.
Хорошим дополнением для творческой самореализации и самовыражения детей в условиях малокомплектной сельской школы является детский этноздоровительный центр «Няврамыт Павыл» (детская деревня), где организуются тематические смены в течение каникулярного периода в естественных природных условиях с сохранением элементов традиционного хозяйствования кондинских манси.
Танцевальный коллектив «Шугуряночка», который существует уже более 15 лет, также способствует раскрытию и развитию творческих способностей детей. Это коллектив, участницы которого занимаются разучиванием и исполнением национальных (мансийских и хантыйских) танцев, неоднократно принимал участие в фестивалях и конкурсах как в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре, так и за его пределами, и за рубежом. Представители малочисленного народа севера (манси) в лице танцевального коллектива «Шугуряночка», исполняли свои танцы в Венгрии, Болгарии, им аплодировали зрители Краснодарского края.
В своих танцах девчонки рассказывают о нелёгком труде женщин – северянок: выделка шкур, сбор ягод, ловля рыбы и др.
Через национальный танец происходит не только знакомство с культурой народа, но и формируется внутренний мир, самосознание, осознание себя как частицы этого народа. А кроме того развивается пластика, чувство ритма, эстетический вкус.
В заключение хочется сказать, что к любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием. Задача каждого коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность и взрастить талант каждого конкретного ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие воображения средствами ИЗО-терапии на занятиях дополнительного образования» (нетрадиционные способы рисования)
Арт-терапию при работе с детьми правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, которая может проявляться на уровне образовательной программы, инновационной технологии, чер...
Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одарёнными детьми
Глобальные преобразования в российском обществе выдвинули в качестве приоритетного направления социальной политики поиск и раннее развитие талантливых молодых людей....
Интеграция общего и дополнительного образования в работе с одарёнными детьми
В помощь заместителю директора по УВР...
Экологическое образование как способ реализации творческого саморазвития и социализации обучающихся БУ ОО ДО «Орловская станция юных натуралистов»
Стратегия развития нашего общества направлена на гармоничное развитие ребенка, на выявление и реализацию его творческих возможностей. Для системы образования среди актуальных направлений развития оста...
«Вариативность дополнительного образования как способ реализации возможностей личностного развития ребенка»
В данных материалах представлена методическая разработка семинарского занятия для педагогов художественной направленности...
Семинар - практикум "Компетентности педагога дополнительного образования, необходимые для реализации образовательных стандартов". ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА (для педагогов дополнительного образования МБУ ДО «СЮТ»)
Создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей педагога.Задачи:· создание в группе атмосферы, способствующей самопроявлен...
Условия развития центра дополнительного образования в рамках реализации Целевой модели развития дополнительного образования в Республике Адыгея.
Благодаря федеральному проекту "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" МБУ ДО "Майкопский центр развития творчества детей и взрослых" удалось до...