Авторская программа дополнительного образования для учащихся среднего звена по мировой художественной культуре «Ты – творец!»
рабочая программа (6 класс) по теме
Рецензент: В.Г. Максимов, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева
В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования России становятся такие новые черты, как динамизм и вариативность.
Инновационным подходом данной разработки можно считать следующие факторы, влияющие на всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка:
1. Данный курс может проводиться на занятиях разного рода: на уроках изобразительного искусства, элективных курсах и кружковых занятиях.
2. Может быть полезен для учащихся среднего звена (5-7 классы).
3. Сочетает в себе теоретические основы знаний и практические занятия.
4. Носит в себе гармоничное сочетание знаний по МХК, истории, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, технологии.
Такой курс поможет педагогам лучше узнать своих учеников, направить их энергию и умственные возможности в нужное русло, развить их внутренний потециал.
Внимание!
Здесь мною выложены только общие положения программы. Подробную разработку занятий вы можете получить, обратившись к автору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Авторская программа дополнительного образования
для учащихся среднего звена
по мировой художественной культуре
«Ты – творец!»
Фоминой
Веры
Александровны
учителя высшей квалификационной категории
г. Шумерля
2012 год
Содержание
От автора ________________________________________________________
Пояснительная записка _____________________________________________
Вводное занятие ____________________________________________________
Пирамиды Древнего Египта __________________________________________
Висячие сады Вавилона _____________________________________________
Статуя Зевса в Олимпии ____________________________________________
Храм Артемиды в Эфесе ____________________________________________
Гробница царя Мавсола в Галикарнасе _______________________________
Колосс на острове Родос ___________________________________________
Александрийский маяк _____________________________________________
Послесловие ______________________________________________________
Библиография _____________________________________________________
От автора
В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования России становятся такие новые черты, как динамизм и вариативность.
Инновационным подходом данной разработки можно считать следующие факторы, влияющие на всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка:
- Данный курс может проводиться на занятиях разного рода: на уроках изобразительного искусства, элективных курсах и кружковых занятиях.
- Может быть полезен для учащихся среднего звена (5-7 классы).
- Сочетает в себе теоретические основы знаний и практические занятия.
- Носит в себе гармоничное сочетание знаний по МХК, истории, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, технологии.
Такой курс поможет педагогам лучше узнать своих учеников, направить их энергию и умственные возможности в нужное русло, развить их внутренний потенциал.
Главной заботой государства, власти должна быть
не химера национальной идеи, а культура…
Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла
Д.С. Лихачев
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Ты – творец!» разработана для обучающихся 5-7 классов общеобразовательной школы. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на активизацию творческих способностей школьников, их мировосприятия и культуры поведения.
Программа базируется на материалах, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации в общеобразовательной области «Изобразительное искусство и художественный труд» и «Мировая художественная культура» для средней школы, а так же на оригинальных авторских разработках в разделах «Техника монотипии», «Объемная бумажная пластика» и «Работа с пластмассой», а также развивает практические умения обучающихся, которые они смогут применить на практике.
Данная программа является авторской, модифицированной, по уровню усвоения - общекультурной, по способу подачи содержания и организации учебного процесса - комплексной, горизонтально- вертикальной, репродуктивно - творческой.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из различных материалов.
Актуальность дополнительной образовательной программы «Художественная культура и дизайн» состоит в том, что она стимулирует познавательную деятельность обучающихся в области современного дизайнерского искусства, а также в ее практической направленности.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью формированием у обучающихся потребности в постоянном самообразовании, повышении общей культуры, расширении кругозора, создании условий для творческой практической деятельности обучающихся.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневной жизни общества – главный смысловой стержень программы изучения изобразительного искусства в программе основной школы. Программа строится таким образом, чтобы дать школьникам представление о роли и значении искусства в жизни людей, в его связи с историческими аспектами, практической деятельностью Одна из главных целей преподавания искусства – развитие интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживать, понимать других людей, осознавать себя и свои внутренние переживания в контексте истории культуры.
Несколько лет работая по программе Б.М. Неменского для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», я отметила основные сдерживающие творческий потенциал ребёнка составляющие. Главным методическим принципом программы Б. М. Неменского является целостность и неспешность освоения художественного опыта. Каждый учебный год посвящён определённой проблеме, каждая четверть изучает одну из граней заданной проблемы, которые зачастую не взаимосвязаны друг с другом, а освоение материала построено в основном на теоретическом исследовании.
На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры и архитектуры, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Программа ставит довольно строгие рамки в изучении курса изобразительного искусства, не системно интегрируя с другими предметами, необходимыми для более глубокого освоения материала (история, МХК, технология и др.).
К тому же, урок изобразительного искусства – это всего один час в неделю, соответственно, имеется большой разрыв во времени между уроками.
Дополнительные знания по изобразительному искусству при такой постановке программы получить можно только при условии посещения кружковых занятий, элективных курсов, либо при правильной организации уроков ИЗО. Если взять во внимание, что данный модуль будет использоваться на занятиях ИЗО, то интеграция различных предметов и разных форм работы: теоретической и практической, позволит на протяжении большего количества времени, отведенного для самостоятельной подготовки, быть, что называется, внутри материала, гармонично пересекаясь для выполнения задания к следующим урокам в различных предметных плоскостях.
Разработка модульного цикла уроков поможет учащимся в более полном освоении знаний из области МХК, истории, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, технологии.
Принцип модульности предполагает цельность и завершённость, полноту и логичность построения частей учебного материала в виде модулей. Каждый модуль является самостоятельным продуктом, который можно использовать, не нарушая системы учебного материала. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, развития общеучебных умений и навыков, развитие личности. Динамичность этой технологии и её гибкость заключается в вариативности и индивидуализации темпа усвоения знаний, умений и навыков учащихся, выборе учащимися и учителем оптимального и эффективного пути обучения.
Мною была составлена методическая разработка модульного курса «Ты - творец» для углубленного изучения изобразительного искусства, истории, МХК, технологии, в котором многие темы, приёмы, методы работы, описанные в методической литературе по истории и искусству, добавлены собственными творческими находками. Основной темой методической разработки служит изучение древнейших архитектурных и скульптурных памятников человечества, известных всем под названием «Семь чудес света».
Основная цель модульного курса:
- приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия.
- расширение знаний учащихся о древнейших архитектурных и скульптурных памятниках человечества.
Данный модуль дает возможность поставить и решить в ходе учебного процесса целый ряд задач:
- Соблюсти принцип межпредметных связей, который постоянно рекомендуется выдерживать, но на практике это бывает трудновыполнимо. Занятия, включённые в модульный курс, позволяют учащимся применять знания, полученные на уроках ИЗО, истории, МХК, технологии.
- Дополнить и углубить знания учащихся о культуре древнего мира, исторических событиях, мифах и легендах древности, которые связывались с теми или иными знаменитыми личностями или сооружениями.
- Расширить кругозор детей, дать им базу для понимания произведений литературы и искусства последующих эпох.
- Учить детей работать в коллективе, воспитывать ответственность перед товарищами. Ряд заданий, которые дети выполняют на занятиях модульного курса «Ты – творец!», предполагает групповую работу.
- Продолжать знакомство детей с различными техниками художественного творчества, а именно с рисованием, живописью, элементами черчения, лепкой из пластилина и соленого теста, с макетированием из бумаги, с техникой коллажа и аппликации. Владение, даже на начальном уровне, всем разнообразием этих приемов даст детям возможность выбора направления для самостоятельного творчества и самовыражения.
Таким образом, модульный курс решает задачу и общекультурного, и эстетического развития учащихся.
В разработанном блоке присутствуют важные элементы музейной педагогики, внедрение которой в учебный процесс является на сегодняшний день инновацией.
Музейная педагогика – это приобщение человека к музейным ценностям, интегрирующее такие разнообразные действия как ознакомление, рассказ, показ и т.д. Суть музейной педагогики в школе не только и не столько в обращении к изучению культурного наследия, сколько — и именно это самое важное — в использовании специфических приемов в преподавании и усвоении знаний, в постановке перед ребенком определенных задач, в выработке у него соответствующих мотивировок и навыков. Основные из этих приемов:
• эмоциональное восприятие детьми учебного материала;
• самостоятельное применение на практике своих знаний;
• стимуляция самостоятельной работы по получению дополнительных знаний и эмоциональных ощущений;
• выполнение творческих заданий;
• выработка навыка постижения через предмет (вещь, сооружение) сути и духа эпохи;
• выработка навыка пристального разглядывания предмета или сооружения, вчитывания в текст мифа или легенды, вдумчивое отношение к элементам ритуалов и др.;
• выработка мотивировок для самостоятельной работы в музеях, для самостоятельной творческой и научной деятельности;
• постановка перед ребенком важной «взрослой» задачи, привлечение к ее решению, что стимулирует выбор им жизненного пути и духовных ориентиров.
В процессе обучения предполагается овладение конкретными знаниями:
- знания из области истории Древнего мира;
- освоение искусствоведческих терминов;
- освоение выразительных возможностей художественного языка композиции, цвета, формы, пространства и средств художественной выразительности в изобразительном искусстве и технологии.
Знания по программе курса призваны сформировать практические умения и навыки:
- умение выполнять изображение на плоскости и в объёме;
- умение изображать по памяти и представлению;
- развитие навыков объёмно-пространственного моделирования;
- навыки декоративная работа с различными материалами;
- умение работать в группе;
- навыки самостоятельного поиска материала;
- формирование способности воспринимать, понимать, ценить произведения искусства;
- развитие сознательного подхода к восприятию, пониманию и оценке эстетического в действительности и в искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
- формирование способности воспринимать, понимать, ценить произведения искусства.
Данная программа предусматривает тесный контакт учителя ИЗО и учителей истории, технологии. Результатом этих контактов могут быть подготовленные учащимися доклады на исторические темы (в частности, об истории создания и причинах разрушения «чудес света»), а также комплекты изображений и макетов «чудес света», которые явятся учебными пособиями и украшением кабинетов истории, школьного музея.
Структура модульного курса
Модульный курс рассчитан на 1 час в неделю.
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | Пирамиды Древнего Египта | 2 |
3. | Висячие сады Вавилона | 3 |
4. | Статуя Зевса в Олимпии | 2 |
5. | Храм Артемиды в Эфесе | 3 |
6. | Гробница царя Мавсола в Галикарнасе | 2 |
7. | Колосс на острове Родос | 2 |
8. | Александрийский маяк. | |
Общее количество часов |
Каждая тема состоит из теоретического и практического модуля. Таким образом, каждая тема курса состоит из 1-3 занятий. В конце каждого теоретического модуля учащиеся получают творческие задания по теме. В конце практического модуля происходит анализ творческих работ и отслеживание результатов. Каждое творческое задание предлагается оценивать не только педагогу, но и самим учащимся. Форма оценивания может быть самой разнообразной.
В конце изучения каждой темы происходит обмен мнениями с учащимися о том, что было интересно или что можно изменить в занятиях для большей их эффективности. В завершении модульного курса проводится тестирование (см. приложение).
Индикатором отслеживания результатов освоения модульного курса является готовый продукт – рисунок, модель, скульптура, эскиз и т.д.
С результатами работы учащихся можно знакомить педагогов, работающих в классе, администрацию школы и, в первую очередь, родителей учеников. Родители должны знать, что волнует ребёнка, с какими проблемами он сталкивается, в каких ситуациях он нуждается в родительской поддержке. Необходимо выставлять наиболее удачные работы на экспозицию в школьном музее.
Этот курс благотворно влияет на формирование ученического коллектива. Учащиеся видят своих одноклассников интересными, думающими и рассуждающими людьми.
Такой курс очень полезен в школах с продлённым днём, так как поможет педагогам, работающим с детьми в рамках продлённого дня направить энергию детей и их умственные возможности в нужное русло, помочь развить их творческий потенциал.
Послесловие.
Большинство ребят с раннего детства любят рисовать. Придя в школу, они с удовольствием работают на уроках изобразительного искусства и художественного труда, но к 5–6-му классам этот интерес ослабевает или пропадает совсем. Причина этого известна каждому педагогу: ребенок достигает к подростковому возрасту определенного уровня изобразительной деятельности, который характеризуется правдоподобием изображения, реалистичностью, похожестью, четким очертанием предметов на плоскости, но вместе с тем частичным или полным отсутствием перспективы и пластичности в изображении. Редко кто из ребят поднимается выше этой ступени, если не занимается художественно-изобразительной деятельностью специально.
Для подростка уже недостаточно работы одного воображения, его уже не удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь, он остро чувствует недостаток художественных умений и навыков. В результате уроки изобразительного искусства в школе становятся неинтересными и тягостными.
Считаю, что предлагаемый цикл занятий поможет решить эти проблемы. На занятиях модульного курса «Ты – творец!», посвящённого изучению Семи чудес света, учащиеся применяют уже имеющиеся у них умения и навыки, активно пользуются полученными знаниями для решения новых, увлекательных задач.
В модульном курсе в большинстве случаев не учитель, а сами ребята являются источником информации, они перестают быть пассивными слушателями, а включаются в диалог. Сочетание разнообразных техник в работе поддерживает интерес учащихся к занятиям, требует от них собранности, точности, дает возможность широко проявить дарование каждого ребенка.
В предложенном модульном курсе каждый учитель может найти для себя что-то полезное и интересное. Представленное планирование уроков не является догмой, при работе необходимо ориентироваться на конкретный класс, конкретных учеников, учитывать их возможности. Вероятно, на проработку некоторых тем может понадобиться чуть больше времени, чем предложено мною, а что-то, наоборот, можно будет сократить. Индивидуальную и групповую работу учитель тоже может варьировать по своему усмотрению. Предлагаемый зрительный ряд может быть расширен и дополнен в соответствии со вкусом и возможностями учителей.
Я считаю, что уроки художественно-эстетического цикла, где дети непосредственно соприкасаются с прекрасным, обязаны нести радость, стимулировать творческую активность, приносить чувство удовлетворения своей работой. Именно это является главной и основной целью модульного курса.
Библиография.
Василевская Л.Ю., Дивненко О.В., Зарецкая Д.М., Смирнов В.В. Мировая художественная культура. — М., 1996.
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. — М.: Современник, 1996.
Домашев А., Дроздова Т. Из глубины веков. — М., 1985.
Ивлев С.А. Художественная культура Древнего Востока. Материалы для учителя МХК. – М., 2001.
Кохно Б.И. Садово-парковое искусство. — Л., 1980. (Садово-парковое искусство Вавилонии.)
Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. – М.: Вако, 2004.
Нейхард А.А., Шишова И.А. Семь чудес Древнего мира. — СПб.: Литера, 1999.
Панкратова Т.Н., Скуратова О.Б. Семь чудес света, цикл занятий для учащихся 4-5 классов. - Журнал «Искусство», № 3, 8-12, 15, 2008
Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. — М.: Искусство, 1995.
Райхард Г. Семь чудес света. Пирамиды. Серия «Что есть что». — М., 1993, 1995.
Технология современной дидактики в процессе управления методической работой в школе. – М.: Аркти, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.
Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...
Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс
Презентация "Художественная культура Древнего Рима". Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...
Методическая разработка по теме «Приемы и методы развития мотивации к изучению мировой художественной культуры в пространстве дополнительного образования»
Анализ эффективности приёмов и методов мотивации в условия дополнительного образования....
Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут
Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...
О дополнительных занятиях победителей и призёров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 9-11 классов по искусству (мировой художественной культуре)
Приказ, подтверждающий о дополнительных занятиях Приказ, подтверждающий о дополнительных занятиях победителей и призёров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 9-11 классов по ис...
Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» предназначена для изучения мировой художественной культуры на профильном уровне в общеобразовательном учреждении, реализующем образовательную программу среднего (полного) общего о
Рабочая программа по МХК. Профильный уровень....
Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»
Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»...