Разработка открытого урока по Шахматному всеобучу для 2 класса
методическая разработка по теме
Разработка открытого урока по Шахматному всеобучу для 2 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Тема урока: «В стране шахмат».
Цели урока: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме с элементами инсценировки.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фигур;
- пополнить знания детей об истории шахмат, рождении, распространении по другим странам;
- активизировать мыслительную деятельность.
Воспитательные:
- вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, спокойствие.
Развивающие:
- развивать аналитико-синтетическую деятельность;
- учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Оборудование:
- мультимедийная презентация;
- выставка различных шахмат, книг, детских книжек-самоделок.
Ход урока.
I. Сообщение темы и целей урока.
II. Рассказ учителя (сопровождается мультимедийной презентацией).
Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства.
Первоначальная разновидность шахмат ЧАТУРАНГА – зародилась в Индии в 5-6 веках. Двигаясь на восток, Чатуранга модернизировалась в китайские (СЯНЦИ) и японские (СЁГИ) разновидности шахмат.
Путь на Запад преобразовал чатурангу в игру, известную во всем мире под названием «ШАХМАТЫ».
Перебравшись через 2-3 столетия в Иран и на Арабский Восток, Чатуранга получила название ШАТРАНЖ – у арабов и ШАТРАНГ – у персов, игра была существенно изменена.
Презентация. СЛАЙД №2. «Египтяне, играющие шахматы».
Вскоре игра обосновалась на Европейском континенте в средиземноморских государствах: Португалии, Италии, Франции. Игра, носившая ярко выраженный военный характер, обретает немало почитателей и поклонников.
Презентация. СЛАЙД №3. «Самые древние шахматы в Европе».
Найдены в Албании в 2002 году. «Моржовый клык» – При раскопках в византийском дворце на юге Албании британским археологам удалось обнаружить шахматную фигуру, сообщает BBC News.
Ценный предмет был найден в культурном слое античного города Бутринта (Butrint).
Находка выполнена из моржового клыка. Повреждения фигуры незначительны. Исследователи датируют ее шестым веком нашей эры.
Профессор Ричард Ходжес (Richard Hodges) заявил: "Мы не знаем, король это или ферзь. На верху фигуры имеется небольшой крестик, но мы не уверены до конца".
До недавнего времени считалось, что шахматы стали популярны среди европейской элиты лишь через 700 лет после изобретения игры на Востоке.
Однако эта находка, по мнению руководителей экспедиции, организованной University of Anglia, свидетельствует о том, что европейцы начали играть в шахматы не в XII веке, а значительно раньше.
В 10–11 веках шахматы попадают из Франции в Англию, из Италии в Германию, Чехию и страны Скандинавии.
Несмотря на гонения церкви, считавшей шахматы азартной и языческой игрой, они продолжали распространяться по Европе. В 14 веке церковь сняла запрет с шахмат и эта игра вошла в быт разных сословий и даже среди духовенства.
Презентация. СЛАЙД №4. «Шахматные поединки происходили при дворах королей».
В конце 15 века стали издаваться первые шахматные печатные трактаты и устраиваться состязания между сильнейшими шахматистами.
Не было единых правил. Лишь в 18 веке были разработаны единые правила игры в шахматы, что послужило толчком к разработке шахматной теории.
В 19 веке начали проходить крупные международные турниры, и в конце столетия определен первый чемпион мира по шахматам, которым стал Вильгельм Стейниц.
Шахматы вошли в 20 век заметно помолодевшими, шахматная теория продолжает развиваться.
Презентация. СЛАЙД №5. «Чемпионы мира».
Знакомство с чемпионами мира, нашими соотечественниками:
- Михаил Ботвинник (слайд №6)
(4 августа 1911, Куоккала, Выборгская губерния, Великое княжество Финляндское — 5 мая 1995, Москва) — 6-й в истории шахмат и 1-й советский чемпион мира (1948—1957, 1958—1960, 1961—1963). Гроссмейстер СССР (1935), международный гроссмейстер и арбитр по шахматной композиции; заслуженный мастер спорта СССР, 6-кратный чемпион СССР (1931, 1933, 1939, 1944, 1945, 1952), абсолютный чемпион СССР (1941). Чемпион Москвы (1943/44). Шестикратный победитель Шахматных Олимпиад в составе команды СССР (двукратный победитель в личном зачёте). «Патриарх» советской шахматной школы. Председатель Всесоюзной шахматной секции (1938—1939). Заслуженный работник культуры РСФСР (1971), заслуженный деятель науки и техники России (1991).
- Анатолий Карпов (слайд №7)
(23 мая 1951 года, Златоуст, Челябинская область) — двенадцатый чемпион мира по шахматам (1975—1985), международный гроссмейстер (1970), заслуженный мастер спорта СССР (1974). Трёхкратный чемпион мира по шахматам среди мужчин (1975, 1978, 1981), трёхкратный чемпион мира ФИДЕ (1993, 1996, 1998), двукратный чемпион мира в составе сборной СССР (1985 и 1989), трёхкратный чемпион СССР (1976, 1983, 1988), чемпион РСФСР (1970).
- Гарри Каспаров (слайд №8)
(13 апреля 1963, Баку, Азербайджанская ССР) — советский и российский шахматист, 13-й чемпион мира по шахматам. Международный гроссмейстер (1980),заслуженный мастер спорта СССР (1985), чемпион СССР (1981, 1988), чемпион России (2004). Восьмикратный победитель Всемирных Шахматных олимпиад: четырежды в составе команды СССР (1980, 1982, 1986, 1988) и четырежды в составе команды России (1992, 1994, 1996, 2002). Каспаров стал чемпионом мира в 1985 году, победив Анатолия Карпова. Противостояние «двух К» продолжалось с середины 1980-х до начала 1990-х, за это время Карпов и Каспаров сыграли пять матчей за звание чемпиона мира
- Владимир Крамник (слайд №9)
(25 июня 1975, Туапсе) — российский шахматист, чемпион мира по версии Профессиональной Шахматной Ассоциации (2000—2006), 14-й официальный чемпион мира (2006—2007). В составе сборной России трёхкратный победитель Всемирных шахматных Олимпиад (1992, 1994, 1996) и победитель командного чемпионата Европы (1992). Заслуженный мастер спорта России.
- Сергей Рублевский (слайд №10)
(15 октября 1974, Курган) российский шахматист, гроссмейстер (1994), заслуженный мастер спорта России (1998). Чемпион России (2005). В составе команды России четырёхкратный победитель Всемирных Шахматных Олимпиад (1996, 1998, 2000, 2002) и двукратный победитель командных чемпионатов мира (1997, 2005).
В возрасте пяти лет мама привела его в шахматный кружок во Дворце спорта КЗКТ к тренеру Виталию Петровичу Корнилову. Сергей через три года выполнил норму первого разряда, а в возрасте 11 лет принял участие во взрослом чемпионате Курганской области. В 1991 году занял 1 место на чемпионате РСФСР среди взрослых и получил звание Мастер спорта СССР по шахматам. После победы в 1-м Мемориале Я. Д. Витебского в Кургане в 1993 году, он получил звание международного гроссмейстера в 1994 году.
В 1998 году присвоено звание «Заслуженный мастер спорта России». В ноябре 2000 года награждён почетным знаком «За заслуги в развитии олимпийского движения в России».
3 февраля 2012 года на заседании правления Российской шахматной федерации назначен старшим тренером женской сборной России по шахматам.
III. Дидактическая игра.
- Игра «Волшебный мешочек». Какая фигура в мешочке? Определить на ощупь.
- Загадки:
1. Не люди, не звери, не часы, а ходят? (Шахматные фигуры)
- Сколько шахматных фигур всего? (32)
2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных)
- Сколько клеток на шахматной доске? (64)
3. Маленькая, удаленькая, все поля прошла и фигурку нашла. (Пешка)
- Как ходит пешка?
4. Стоит на одной ноге, ходит буквой «Г». Может перепрыгивать через свои и через чужие фигуры? (Конь)
5. Гладкий люблю я, расчищенный путь.
На шаг в любую сторону могу шагнуть. (Король)
- Так как же ходит король? (На любое соседнее поле)
IV. Подведение итогов урока.
- Что расскажете дома о нашем уроке?
- Что узнали нового о шахматах?
- Спасибо, ребята! Молодцы!
- До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лоуренс Альма-Тадена. «Египтяне, играющие в шахматы». 1896 год
Найдены в Албании. VI век нашей эры. Материал: моржовый клык. Самые древние шахматы в Европе.
Шахматные поединки происходили при дворах королей и обставлялись очень торжественно – в духе рыцарских турниров.
Чемпионы мира: Михаил Ботвинник Анатолий Карпов Гарри Каспаров Владимир Крамник ________________________________________________________________________________ Сергей Рублевский
Михаил Ботвинник
Анатолий Карпов
Гарри Каспаров
Владимир Крамник
Сергей Рублевский
В стране шахмат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока "Человек в Антарктиде", 7 класс
Человек в Антарктиде…Мы отправляемся на зимовку!Что мы знаем об Антарктиде?...
Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"
Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства лю...
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...
Методическая разработка открытого урока по математике для 5 класса. Тема урока "Среднее арифметическое"
Тип урока: изучение нового материала (первый из пяти по данной теме).Цель урока: создание условий для формирования понятия среднего ...