РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ГИМНАСТИКА
рабочая программа на тему

Аюпова Гульнара Тимерхановна

Физическое, психологическое, профессиональное и духовное развитие ребенка с помощью гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastika.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Нижнесортымская Детская школа искусств»

«Гимнастика»

Программа «Хореографическое творчество»

2012 г.

«Одобрено»

Методическим советом

МБОУ ДОД «Нижнесортымская ДШИ»

дата рассмотрения    «___»______________12г.

«Утверждаю»

Директор – В.И.Волобуев

______________

(подпись)

дата утверждения

«___»_______________12 г.

Разработчик(и )    Аюпова Г.Т.. преподаватель по классу хореографии

Рецензент – __________________________________

Рецензент – __________________________________

  1. Пояснительная записка

     Дети, поступающие на хореографическое отделение, как правило, не имеют какой-либо подготовки в области культуры движения, страдают недостатками физического сложения тела. У детей очень слабо развита мускулатура спины и живота. Эти факторы создают значительные дополнительные трудности при освоении учащимися материала специальных дисциплин. Гимнастические упражнения, отвечающие задачам хореографического обучения, позволяют ускорить исправление физических недостатков и развитие профессиональных данных детей.

     В этой ситуации очень важное значение приобретает введение в учебный процесс предмета «Гимнастика».

     Цель предмета – преобразовать личность ребенка, его внутренний духовный мир и внешний облик.

     Задачи предмета – физическое, психологическое, профессиональное и духовное развитие ребенка.  

     Главная задача педагога – создать условия для вовлечения ученика в процесс активного труда и развития у него разносторонних качеств, в том числе и профессиональных данных.

При реализации программы «Хореографическое творчество» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки учебного предмета «Гимнастика» составляет – 65 часов (32 часа из них на предусмотрено на самостоятельную работу)

Срок реализации данной образовательной программы – 2 года - для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет.

Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго – 33 недели. Учебный предмет учебного плана  осуществляется в форме мелкогрупповых аудиторных занятий (численностью от 4 до 11 человек).

Программа «Хореографическое творчество» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта танцевально-исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению хореографического искусства.

     В практические задачи данного курса входит:

 1. формирование осанки

 2. корректировка физических недостатков строения тела

 3. тренировка дыхательной системы

 4. развитие мышечно-связочного аппарата и профессиональных данных

 5. воспитание психологических качеств личности

 6. развитие танцевально-ритмической координации и выразительности

     Все перечисленные задачи курса связаны между собой. Результаты их освоения взаимообусловлены, имеют взаимозависимый характер. Например, формирование осанки, корректировка отдельных недостатков в физическом строении тела  находятся в прямой зависимости от постановки дыхательной системы у конкретного ученика, от его умений, навыков использования правил дыхания. В свою очередь, выработка правильного дыхания зависит от осанки и  развития мышечно-связочного аппарата.

Методические рекомендации по самостоятельной работе:

1.Систематическая подготовка домашних заданий учащимся.

2.Участие родителей в организации домашней работы учащегося и контроля успеваемости по дневнику.

3.Умение гибко распределять свое время между различными объектами работы.

4.Четко оформленная и понятная ученику запись домашнего задания преподавателем.

5.Выставление преподавателем в дневник ученика оценок за выполнение домашнего задания за каждый урок.

6.Поиск и отбор информации об исполняемых произведениях и аудиозаписей.

7.Учитывать тот факт, что ребенок может удерживать внимание в течении 30 минут.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

Материально – техническое обеспечение

  • Специально оборудованные хореографические классы (станки, зеркала, помещение для переодевания).
  • Наличие технических средств обучения (телевизор, магнитофон, видео).
  • Наличие специальной формы для занятий (белые, черные купальники, чешки).
  • Обеспечение уроков музыкальным сопровождением (фортепьяно, баян).
  • Наличие методической литературы, нотного материала.
  • Наличие необходимого инвентаря (коврики, скакалки).

Методы  и формы  организации  образовательного процесса

Формы занятий:

  1. Учебное тренировочное занятие с группой и индивидуально с обучающимся;
  2. Постановка и репетиция танцев;
  3. Концерты,   конкурсы   и   фестивали   внутри   школы,   округа,   города,   региона,   России, Международном.

Методы обучения

1.        Словесные (беседа, объяснение, убеждение, поощрение);

2.  Наглядные (показ, пример);

  1. Практические (упражнения);
  2. Аналитические (сравнение, самоконтроль, самоанализ);
  3. Результативность (знания и умения, творческое отношение, выступления на концертах и  конкурсах);

Педагогические технологии, применяемые в программе:

         Программа строится с учётом основных принципов, средств, форм и методик, позволяющих организовать образовательный процесс на основе общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков:

  • Групповые технологии  
  • Личностно – ориентированные технологии  
  • Культурно - воспитывающие  технологии
  • Здоровьесберегающие технологии  (сохранение и укрепление здоровья обучающихся).
  • Коллективно-творческая деятельность (КТД):

II.Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1 год обучения

1 раздел (разогрев)

2 раздел (постановка корпуса)

3 раздел (партер)

4 раздел (координация)

Аудиторные мелкогрупповые занятия

32

16

16

2 год обучения

1 раздел (разогрев)

2 раздел (постановка корпуса)

3 раздел (партер)

4 раздел (координация)

Аудиторные мелкогрупповые занятия

33

16,5

16,5

III.Содержание учебного предмета

Первый год обучения

Задачи

  1. Ознакомление учащихся с элементарными знаниями анатомии человека и системой дыхания
  2. Развитие сознательного управления своим телом
  3. Исправление отдельных недостатков в физическом строении тела
  4. Овладение первоначальными навыками координации движений
  5. Освоение рисунка построений для развития ориентировки в пространстве

Практические занятия

Раздел 1 (разогрев)

  1. Бытовой шаг
  2. Танцевальный шаг
  3. Шаги на пятках
  4. Шаги на полупальцах с вытянутыми коленями
  5. Шаги с подъемом ноги, согнутой в коленях, на месте и в продвижении
  6. Легкий бег с пальцев вытянутой стопы
  7. Бег с отбрасыванием ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении
  8. Бег с подниманием вперед ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении.

Раздел 2 (постановка корпуса)

Осанка

  1. «Стакан с водой»
  2. Принцесса
  3. Елочка

Пояснично-крестцовый пояс

  1. закрепление мышц живота
  2. прогибание и выгибание поясницы и крестца с работой мышц живота
  3. укрепление мышц поясницы и крестца
  4. смешение таза вперед и назад

Плечевой и грудной пояса

  1. раскрытие плеч и верха груди
  2. прогиб верха груди
  3. движение плечами
  4. смещение верха груди

Раздел 3 (партер)

Исходное положение -  лежа на спине

  1. напряжение брюшных и тазобедренных мышц с вытягиванием ног в коленях и стопах по первой прямой позиции
  2. поочередное сокращение стопы правой и левой ноги, затем одновременное сокращение стоп по первой прямой позиции
  3. «лягушка»
  4. медленный подъем ног на 45º, опускание вытянутых ног, сначала отдельно каждой, затем двух вместе по первой прямой позиции
  5. приведение ног в положение первой выворотной позиции
  6. подтягивание к груди согнутой в колене ноги поочередное и одновременное в положение «калачик»
  7. «Мостик»
  8. «Калачик»

Исходное положение – сидя на полу

  1. подъем-опускание правого и левого плеча поочередно, затем вместе
  2. повороты головы направо и налево
  3. наклоны головы к правому и левому плечу, вперед и назад, затем круговые движения головы
  4. наклоны корпуса к ногам по первой прямой, затем по первой выворотной позиции

Исходное положение – лежа на животе

  1. приведение ног в положение первой выворотной позиции
  2. «лягушка»
  3. подъем корпуса с опорой на руки, затем без опоры
  4. подъем ног назад поочередно, двух ног в положение «лодочка», затем раскачивание в этом положении с включением корпуса и рук

Раздел 4 (координация)

  1. Подскоки по первой прямой позиции с вытягиванием стоп: на месте, с продвижение вперед, назад и из стороны в сторону
  2. перескоки с ноги на ногу на месте и в продвижении с положением стопы на щиколотке, затем у колена.
  3. медленное поднимание рук вперед-вверх, в сторону-вверх с одновременным отведением ноги на носок назад и в сторону

Второй год обучения

Задачи

  1. дальнейшее развитие двигательных функций ног в воротном положении: вытянутости стопы и колена, уровня высоты поднимаемой ноги (танцевального шага)
  2. Расширение комплекса упражнений на развитие гибкости корпуса
  3. Развитие выносливости и силы ног за счет изменения характера движения, увеличения количества движений в упражнениях и ускорения темпа исполняемых движений
  4. Расширение комплекса упражнений на развитие шага и прыжка
  5. Развитие дыхания, силы и выносливости за счет увеличения количества исполняемых движений (до 32-х раз подряд)
  6. Развитие ловкости и танцевально-ритмической координации в упражнениях
  7. Освоение приемов вращений.

Практические занятия

Раздел 1 (разогрев)

  1. Комбинирование различных шагов, изученных на первом году обучения
  2. Мелкий бег на полупальцах
  3. Выбрасывание вытянутых ног вперед и назад на 45º - на месте и с продвижением вперед и назад
  4. Поднимание на полупальцы по первой прямой и первой выворотной позициям
  5. Комбинирование различных видов шагов с бегом
  6. Комбинирование различных видов бега с подскоками
  7. Упражнения на укрепление боковых мышц стопы

Раздел 2 (постановка корпуса)

Руки

  1. «Лепестки»
  2. «Деревце»
  3. Восточные руки
  4. Волнообразные движения
  5. Круговые движения

Стопы

  1. Укрепление стопы

Верх ног

  1. Отведение ног вперед, в сторону  в различных положениях

Пояснично-крестцовый пояс

  1. Укрепление внутренних мышц низа живота
  2. Укрепление спины и вестибулярного аппарата

Плечевой и грудной пояса

      1.Смещение корпуса в диафрагменном поясе

      2. «Спираль»

Ось человека

  1. Вертикальная линия паха
  2. Лицевая ось и профильная ось
  3. Крест внутренний
  4. Балетная мышца и ось ноги

Раздел 3 (партер)

Исходное положение - сидя на полу

  1. поочередное, затем одновременное сокращение стоп в выворотном положении
  2. поочередные, затем одновременные круговые движения стоп в выворотном положении
  3. наклоны корпуса
  4. прямой шпагат с правой и левой ноги

Исходное положение – лежа на спине

  1. медленный поочередный, затем одновременный подъем ног в выворотном положении на 45º,  затем на 90º с опусканием в исходное положение
  2. резкие броски в выворотном положении вперед на 45º,  затем на 90º
  3. поочередное сокращение стоп в выворотном положении ноги  на 45º,  затем на 90º
  4. отведение ноги в выворотном положении в сторону на 45º,  затем на 90º
  5. медленный подъем ноги на 90º и отведение ноги в сторону, возвращение ноги по полу в исходное положение
  6. подтягивание  к груди согнутой в колене ноги, затем разворот ноги в тазобедренном суставе до пола

Исходное положение – лежа на животе

  1. медленный поочередный, затем одновременный подъем ноги в выворотном положении назад
  2. резкие броски назад в выворотном положении
  3. подъем корпуса с помощником, удерживающим ноги в выворотном положении с отведением рук в стороны, затем переводом их на затылок
  4. «кольцо»
  5. «дельфин» с положением рук на затылке
  6. Повторение ранее пройденных движений на полу и стоя с убыстрением темпа исполнения, удлинением комбинаций движений, увеличением количества отрабатываемого в упражнении движения
  7. Наклоны корпуса: вперед, назад, вправо, влево, круговые движения
  8. Круговые движения рук: кистью, локтем, всей рукой
  9. Круговые движения плеч – поочередные и одновременные
  10. Растяжка у станка (положение работающей ноги на палке)
  11. «Колесо»
  12. Поворот на одной ноге на 360º
  13. Прыжки (до 32-х раз)

- по первой прямой и первой выворотной позициям

- на одной ноге

- трамплинные

- с поворотом на 180º, затем на 360º

- с поджатыми ногами

Раздел 4 (координация)

  1. прыжки по первой прямой позиции на месте и с продвижением вперед-назад и вправо-влево
  2. прыжки с хлопками
  3. короткие комбинации на подскоки по линиям и по кругу
  4. комбинация «кузнечики» - хлопки и подскоки
  5. резкий подъем рук вперед-вверх, в сторону-вверх с одновременным подъемом на полупальцы
  6. «догонялки»
  7. Медленное кругообразное движение рук: вперед, вверх, в сторону, вниз, затем в обратном направлении с подъемом на полупальцы и опусканием в исходное положение
  8. Упражнения для рук «догонялки»
  9. Небольшие танцевально-гимнастические этюды, составленные из пройденных движений
  10. Различные  port de bras и движения для восстановления дыхания
  11. Различные построения в пространстве (линия - две линии, колонна - две колонны, круг - два круга, «открытый треугольник» - «закрытый треугольник»)

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения данного учебного предмета является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знание анатомического строения тела;

- знание приемов правильного дыхания;

- знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;

- знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;

- умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

- умение сознательно управлять своим телом;

- умение распределять движения во времени и пространстве;

- владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;

- навыки координации движений.

V. Формы и методы контроля, система оценок

При составлении  учебной программы «Гимнастика» в планировании

текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся составитель руководствовался Рекомендациями по организации промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, опубликованными в Сборнике материалов для детских школ искусств «О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств» (Москва, Минкультуры России, 2012.–Ч.1).

Формы текущего контроля в данной учебной программе – контрольные уроки в 1,2,3,4 полугодии, иной формы контроля не предусмотрено.  Контрольный урок проводится в виде самостоятельного исполнения заданий и упражнений, соответствующих темам  учебного предмета по полугодиям.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

   Первые годы обучения в школе совпадают по времени с бурным развитием всего организма ребенка. У детей формируется скелет, мышечная система, развиваются внутренние органы. Это обстоятельство накладывает на преподавателя особую ответственность при определении объема учебной нагрузки учащихся на каждом уроке.

     Структура всех уроков имеет единую форму. Урок делится на три части:

  1. подготовительную часть
  2. основную часть
  3. заключительную часть

     В начале обучения гимнастике, когда у ребенка еще не окреп позвоночный столб и слабо развиты мышцы и связочный аппарат, упражнения основной части урока выполняются на полу (лежа и сидя). В дальнейшем можно чередовать исходное положение с другими упражнениями: лежа на полу, сидя на полу, стоя лицом к станку, стоя на середине зала.

     Особое внимание необходимо уделить осознанному исполнению учащимися движений. Они должны знать и понимать, что делают, зачем это надо делать так, а не иначе. Сознательное исполнение ускорит выработку мышечных ощущений (напряжение и расслабление), а также закрепление теоретического понимания и практического умения, что положительным образом скажется на качестве исполнения изучаемого материала.

     При начальном изучении необходимо соблюдать медленный темп, чтобы не потерять ощущения мышц.

     В процессе обучения необходимо ознакомить учащихся со строение тела и некоторыми анатомическими терминами.

     Чтобы овладеть корпусом, надо ощутить каждую часть тела отдельно, и научиться ею владеть. Необходимо разделить корпус на 5 поясов:

1. плечевой

2. грудной

3. диафрагменный

4. поясничный

5. крестцовый

  1. Список литературы и средств обучения

        Предлагаемая программа составлена на основе примерной программы, созданной автором С.Г. Федотовой, заведующей хореографическим отделением ДШИ № 6 г. Москвы и методической разработки по начальному обучению классическому танцу.

     С.Г Федотова при разработке примерной программы использовала рекомендации медицинских исследований в спортивной и художественной гимнастике, проведенные в детских группах и группах юниоров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" на основе ритмической гимнастики 1-4 класс ФГОС

С введением третьего часа физической культуры во многих школах возникают проблемы, где и в какой форме этот час проводить. Проведение этого часа как урок "Ритмикки" может заинтересовать многих хореогр...

Рабочая программа по предмету Компьютерное делопроизводство (в рамках предмета Технология) 2 часа в неделю, 11 класс

Программа курса составлена на основе авторской программы (автора учебника) М.В.Кирсановой. Программа курса предусматривает изучение в рамках предмета технологии основ современного делопроизводства. Дл...

Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"

Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...

Рабочая программа по предмету "Естествознание (Введение в естественно-научные предметы. Физика и химия)" (ФГОС ООО)

Рабочая программа по предмету "Естествознание  (Введение в естественно-научные предметы. Физика и химия)" разработана в соответствии с ФГОС ООО. В программе определены планируемые предметные и ме...

Рабочая программа элективного предмета предмета "Математика на практике" в 10 классе физико - математического профиля на 2014-2015

Данная работа содержит программу элективного предмета "Математика на практике" для 10 класса...

Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ

     Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...

Рабочая программа по предмету "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс

Развитие устной речи на основе изучения  предметов и явлений окружающей действительности...