уроки театра№1
план-конспект урока на тему
Тренинг, обучающий сценическому мастерству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_teatra_1.docx | 107.83 КБ |
uroki_teatra2.docx | 101.49 КБ |
uroki_teatra_3.docx | 112.57 КБ |
uroki_teatra_4.docx | 110.26 КБ |
uroki_teatra5.docx | 165.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Отделение дополнительного образования детей « РИТМ» ГБОУ лицей №378 Кировского района Санкт-Петербурга
«Уроки театра»
№1
АВТОР СОСТАВИТЕЛЬ: Соколовская Татьяна Николаевна
«Уроки театра»
Занятие 1.
Первый год обучения.
Тренинг.
Тренинг – это воспитательный процесс, обучающий сценическому мастерству (сценической технике), воспитывающий вашу творческую индивидуальность.
Если в процессе тренинга тренинга возникают вопросы: зачем? Почему? Для чего? Почему так? – спрашивайте! Вы должны все не только знать, но и понимать.
Все начинается с актерского туалета. В него входит порядок везде, в каждом, во всем!
Как вы думаете, зачем? Давайте все вместе наведем порядок, создадим творческую атмосферу! И сядем в полукруг. А почему? Молодцы! Только сидим немного не так. А если по алфавиту, месяцам, годам рождения?
Успокоились! (6 раз).
Начинаем зарядку «Слухового аппарата» - 30 с.; «послушаем тишину» в комнате, на улице, в коридоре; зарядка «зрительного внимания» - «Познакомимся». Называем всех перед собой и себя – вставать, представляясь. Коллективное творчество: ПО «Мы отправляемся в «Страну чудес» - строим замок из всех подручных материалов; в «Стране чудес» они могут быть гранитными камнями и т.д.
Главное условие: чтоб не рухнул! Был красив! И в нем можно было жить! (хотя бы одному из нас). Строят все вместе, на совесть! Кто поселится? А ну-ка, расскажи о нем! Что это? А ты кто?
А теперь – упражнение на ощущение «П» (пространства) и
«В» (времени). Сможете все поставить на место? Как и где было? Это упражнение для «разведчиков», помните Штирлица?. А за одну минуту?
П – пространство.
В – время.
На раскрепощение: каждый по очереди встает и читает с максимальным «выражением», можно от лица любого сказочного героя-персонажа: читаем 4 строки любого стихотворения.
Назовем его:»Концерт сказочных персонажей» или «Литературный конкурс сказочных героев»! (Учредить приз!)
Условие: «Ничего я не боюсь, потому что я Змей Горыныч».
Или педагог в отдельную тетрадь группы фиксирует зажимы и дефекты каждого, где потом появляются специальные задания ученику. А теперь подведем итог: Что мы сегодня узнали? Какие сделали открытия? Что вам понравилось? А Что нет?
Ваши впечатления!!!
Кто будет дежурным на следующий урок?
Педагог высказывает свое впечатление. Кого-то (желательно как можно больше) хвалит и за что.
(Можно попробовать, вместо четверостишия, сочинить сказку «Жили-были» и т.д., а на завтра ее сыграть (по очереди).
Домашнее задание
- Тетрадь, ручка, спортивная форма (свободная).
- Выучить пословицу, поговорку, скороговорку.
- Дежурные принесут спички.
До встречи!!!
(Вместо урока – 90 минут, с переменой 5 – 10 минут)
Предварительный просмотр:
Отделение дополнительного образования детей « РИТМ» ГБОУ лицей №378 Кировского района Санкт-Петербурга
«Уроки театра»
№2
АВТОР СОСТАВИТЕЛЬ: Соколовская Татьяна Николаевна
« Уроки театра».
1 год обучения.
2 занятие.
Дежурный проверяет «пароль» - пословицу, поговорку, скороговорку. Знакомство с альбомами (до урока, с комментариями)
Актерский туалет. Создать атмосферу уюта, чтобы хотелось работать, придумывать, творить.
Наличие тетрадей, ручек. (Предлагаю на занятиях садиться в полукруг, назовем его творческим полукругом.)
Перед началом урока я отвечу на вопросы, которые у нас накопились за время нашей разлуки, после просмотра альбомов и т.д. – 5 мин.
Перед уроком у нас теперь всегда будет тренинг, или зарядка.
- «Йоги». Приготовимся к творческому процессу! Успокоимся.
- Начинаем зарядку слухового аппарата – 30 с.
- Зрительное внимание: игра «Шпион» - кто-то выходит, меняет детали в одежде, а все узнают.
- Логическое мышление. Игра «Сказочный герой». Ответить на 15 вопросов (да – нет). Отгадать, кого загадали, логически подбирая вопросы по очереди.
- Мышечная свобода. «Мы решили помочь маме вымыть окна, постирать белье, помыть полы». Стоп. А что еще можно делать в этом положении (позе)?!!! (Оправдать позу.)
Очень хорошо! Пытайтесь во всех упражнениях тренинга не быть на кого-то похожими, работайте над своей индивидуальностью и верьте, что вы тоже чем-то интересны. Найдите это «чем-то». Но как в театре – смело, ярко и с вдохновением. Все этому только порадуются вместе с вами.
Теперь заполним тетради. Подпишем (5 мин).
ПФД – упражнение на развитие памяти физических действий.
Театральные игры.
Самый серьезный, самый высокий театр все равно, плюс ко всему самому серьезному, еще игра! Но с первого урока необходимо усвоить каждому, что театр – это, прежде всего, игра коллективная. «Играя, мы познаем мир» - сказал какой-то мудрец.
Попытайтесь это понять и запомнить. А теперь вместе негромко повторяйте за мной: «Театр – это игра чувств, ума и вдохновения». Повторяйте молча еще 2 раза. Запомнили?!
Предлагаю наш следующий урок называть «Театральные игры». И как в каждой игре существуют правила, в наших тоже есть свои законы.
Самый первый среди всех равных – это закон «сценической правды». Это самый трудный, самый непреодолимый – единицы достойных сумели его одолеть. Хочу верить, что среди вас найдутся такие.
… Весь мир театр.
И все мы в нем актеры.
В.Шекспир
В этих стенах за правду не судят. Она отсюда никуда не уходит. Живет здесь до тех пор, пока мы в нее верим, и помогает нам во всех творческих делах. Кто попытается ее искалечить или, не дай Бог, изгнать – отчисляем!!! Кто за этот договор?
С этого дня мы учимся говорить (одну) единую «правду»!!! Согласен, очень нелегко. Но кто не дерзает, тот не становится!!!
В конце каждого урока я буду спрашивать:
«Кто сегодня не солгал ни разу?»
Верно, постепенно необходимость в этом отпадет. А вы научитесь думать, прежде чем скажете или сделаете.
А теперь – этюды:
Что это? Правильно, это эпизод, где что-либо случается. Обязательно с кем-то или с чем-то. (Это в театре называется событием). Этюд на беспредметное действие «Колобок».
Всего у вас их будет три: «Пуговица», «Я помогаю маме», «Я – художник». Запомните – везде «Я». Что это значит? Мы начинаем изучать свои способности, свой интерес, искать свое «чем-то особенное» творческое лицо (индивидуальность).
А начинать этюд нужно с подготовки реквизита. Проведем исследование (знакомство), так как эти этюды направлены на развитие физических действий.
Определить и запомнить.
- Объем , вес.
- Поверхность: теплая, шершавая, скользкая и т.д.
- Степень значимости: дорогая, нужная, неизвестная, запрещенная, любимая и т.д.
Тем самым мы будем знать, что с ней делать. Как? Определим «Цель и отношение».
Давайте попробуем все вместе! Вот коробок! Как будто – без предмета.
- Просто зажег (костер).
- Мокрую спичку (пошел дождь).
- В комнате спящей мамы (поздно пришла).
Что было интереснее всего? А почему? Рождалось конкретное отношение, настоящее чувство.
Цель одна – зажечь, чтобы осветить.
А отношения… Они как украшения вашего этюда, согласны?
Театр – это школа человеческих чувств, и мы с вами должны уметь это лучше всех. Вот мы и добрались до самого интересного.
А пока:
Кто попробует зажечь спичку без предметов? Сохранив все остальное сыгранное вами.
Почему не получается? Руки забыли физические действия!
Что для этого нужно сделать? Правильно, натренироваться!
Дома: этюд на беспредметное действие «Колобок», где присутствуют цель и отношение. Придумайте, а лучше вспомните, когда такое было. Договорились?
Не забудьте пароль. Кто будет дежурить на следующем уроке?
Ему сверхсекретное специальное задание!
А теперь подведем итог:
Что мы сегодня узнали нового? Какие сделали открытия?
Что понравилось?
А что – нет? Ваши впечатления, и замечательно, если они не совпадут с нашими. Спасибо за урок! Все было очень интересно!!!
До встречи!!!
Урок – 90 мин., с переменой в 5 мин.
(С дежурным можно подготовить этюд «Пуговица», на следующее занятие с событием, и краткий материал о театре – любой.)
PS.: Каждому мастеру следует помнить, что надо приучить себя выслушивать все ответы на поставленные вопросы. Так воспитывается мировоззрение и творческое «Я». Больше коротких вопросов! Скорее родится человек разумный.
Предварительный просмотр:
Отделение дополнительного образования детей « РИТМ» ГБОУ лицей №378 Кировского района Санкт-Петербурга
«Уроки театра»
№3
АВТОР СОСТАВИТЕЛЬ: Соколовская Татьяна Николаевна
«Уроки театра»
Занятие 3.
1 год обучения.
Дежурный проверяет «пароль» Актерский туалет – 5 мин. Беседа о театрах: что читали? (ведет дежурный). Есть ли ко мне вопросы? Какие? У меня к вам вопрос: «Вам интересно узнать, что такое театр? И где это можно узнать?»
Начинаем тренинг
- «Йоги». Сели правильно. 6 раз – вдох, выдох, сняли зажимы и подготовились к творческому процессу, забыв все невзгоды и горести сегодняшнего дня! Их никому не избежать, но забыть можно.
- Разминка. Послушали «Тишину». Самое трудное – научиться слушать!
- «Шпион» - ему задание: запомнить порядок, кто где сидит (когда он вышел, одного-двух пересадить, можно всех).
- Логическое мышление (15 вопросов).
«Крокодил» - загадать всем слово, пользуясь мимикой и жестами.
- Мышечная свобода. Основное условие: «Никогда не повторяйте и не копируйте другого. Не верьте, что его вариант – самый лучший… Ищите свой! И найдете! И все должны догадаться, что за предмет зашифрован».
Сегодня мы имеем возможность познакомиться еще с одним законом сцены.
Закон зрителя: « Все для него, его левая сторона, твоя правая и т.д. Он всегда прав! Никогда не забывайте, для кого вы работаете, им важно видеть все, и поэтому не поворачивайтесь к ним спиной! Вас могут не понять, не увидеть, не расслышать!
Хлопком предупреждаем его о начале (или звонком), всегда смотрим ему в глаза и говорим честно. Кто этому научится, тот раньше других выйдет на сцену в спектакле.
- Коллективное творчество; повторение пройденного.
ПО – всем и каждому, повторяя и закрепляя тему каждого урока; «Колобок»; сыграли все вместе этюд «Клад». В огромной пещере вы обнаружили или прячете, или выследили клад (на этюд – 1 мин., отношение ПФД). Включаю музыку – пошел этюд, не обращайтесь пока «за помощью» друг к другу – пробуйте сами. Давайте выпустим на свободу ваш талант, пусть погуляет! – всего 1 мин. И пусть проснется ваше вдохновение! (Через 1 мин. – перемена). Можно разделить группу на две творческие подгруппы и дать задание: одним – «Клад», другим: «Спите на даче, шорох!»
Попытайтесь найти и зажечь спичку, может быть сквозняк, отсырела и т.д.
Театральные игры.
- Обязательное условие для выполнения этюда – музыкальное оформление (фоном). Дома вы репетировали этюд «Колобок», отработали до совершенства физические действия, нашли и поверили чувствам, возникающим в сердце, спровоцированным отношением. Это уже маленькая первая роль – эпизод, с него, именно, начинается карьера любого артиста, именно, с эпизода, где все заметили твое лицо, твое «что-то», твою индивидуальность, твой талант, а это – 99% труда.
Разбиваем группу на творческие пары, и они по очереди просматривают этюды друг друга. А мастер смотрит, подходя к каждой паре, выбирая двух-трех лучших.
«Не бойся первой ошибки, избегай второй! Смотри внимательно работы товарищей, пытаясь заметить его «что-то», понять отношение, цель. Поучиться у него, дабы избежать ошибок. Помочь, если это необходимо».
Подсказать ему, где он ошибся, похвалить за интересные находки – этим и талантлив актер. Определить, смог ли он своим «мастерством» убедить вас в том, что в руках его коробок. Затем мастер предлагает просмотреть интересные этюды и обсудить вместе.
Поверили вы ему? (Этюд-эпизод длится всего 1-1,5 мин, нужно сыграть 2-3 этюда. На этом закончить.)
- Помните ли вы первый закон сценической правды? Кто сегодня не солгал ни разу? (Руку, хлопок.) Вы хорошо потрудились, заслужили доверие, познали радость творчества и успеха. Стали интереснее… А теперь пришла пора давать задание на дом. Следующий этюд – «Пуговица» (объяснить, что необходимо делать, цепочку физических действий, отношений).
Ну, вот мы и добрались до самого главного. Сейчас вы внимательно посмотрите работу, обратите внимание на то, что в ней будет самым интересным. Посмотрим этюд дежурного. Так что? Событие – вдруг! Поняли, что от вас требуется на следующем уроке?.. «Найти событие»! Есть ли у вас планы? Я знаю, что у вас три плана!
Пора подводить итог:
- Что узнали нового, какое сделали открытие?
- Что понравилось?
- А что – нет?
Одним словом – ваше впечатление?! Всем спасибо за урок! Очень понравилось! Кто дежурный на следующий урок? Ему - совершенно секретное задание! (Этюд «Я помогаю маме»: цель, отношение, характер.) Помни второй закон студии: «Не бойся ошибки».
До встречи!!!
Предварительный просмотр:
Отделение дополнительного образования детей « РИТМ» ГБОУ лицей №378 Кировского района Санкт-Петербурга
«Уроки театра»
№4
АВТОР СОСТАВИТЕЛЬ: Соколовская Татьяна Николаевна
«Уроки театра»
Занятие 4.
1 год обучения.
Актерский туалет – создание рабочей, творческой атмосферы. Маленькая информация о театре, вырезки в «Амбарную тетрадь».
- Я хотела бы вам напомнить одну пословицу: «Точность – вежливость королей». Как это понять? Это – третий закон студии. Актер приходит на спектакль за 60 мин, дежурный – за 15 мин, студийцы – за 5 мин. до урока.
Все очень просто! Рассчитайте по времени. А вот зачем!?
Тренинг – зарядка.
- С сегодняшнего дня мы будем начинать все уроки тренинга так. Встали в стойку.
Давайте, подвигаем пальчиками (вращаем их туда и обратно), кистью, до локтя, всей рукой.
- А, теперь, в разные стороны. Сбросили.
- Головой, сломались в поясе и вращаем. Сбросили.
Пальчиками левой ноги вращаем, вращаем ступней, до колена, все ногой; встали в ласточку и не двигаемся 10 секунд. Сбросили.
«Побежали» вправо, влево, вверх, вниз, назад, вперед. Упали.
Прижали колени к себе, руки вперед (лодочкой), а теперь пролезем «под забором», как котята: вперед, назад.
На счет 3 – разбились на творческие пары. И месим тесто, по очереди: один «пекарь», другой – «тесто». Главное, чтобы ему не было щекотно и больно. В конце, аккуратно, походили «по тесту», от колен до шеи. Тесто может громко кричать. Поменялись. Все. Сели. Как себя чувствуете? И так будут начинаться все остальные уроки.
- «Йоги». Готовимся к творческому процессу. Успокоились.
- Разминка. Послушаем «тишину» - в комнате, на улице, в коридоре.
- Встали! Рот – на зевок. Руки – в замок и за голову. Потянулись. Достаньте потолок руками! Подрастем! Теперь – пол! Встряхнулись.
- «Шпион». Все пересаживаются на другие стулья, он их возвращает; они «разоблачают» шпиона – находят, что он изменил своей «внешности: одежде и т.д.
- «Крокодил»: каждый показывает слово, кто отгадал – его очередь.
- Один называет букву; кто начнет с этой буквы песню, называет следующую букву. Петь громко, и кто первый – поднимает руку. Всего 5 минут на песню. Актер должен развивать слух и уметь петь. Какой спектакль без музыки? (учредить приз.)
Театральные игры.
- Нелегко было овладеть техникой в сложнейшем этюде «Пуговица», тем более найти и отработать событие – «вдруг!». И кто справился сегодня с этим – честь им и хвала! Посмотрим, как получилось. (Музыка. Все показывают этюды по всей площадке, а три лучших этюда, педагог предлагает показать всем.) Стараемся определить цель, отношение, событие (заметить интересные находки, подсказать ошибки, решить, смог ли исполнитель убедить нас в наличии предметов и чем один этюд отличается от другого? В чем их прелесть, изюминка? Поверим ему?) (Хлопками начинаем этюд, если понравилось – ими же заканчиваем.) Окончили просмотр! Кому сегодня уже, пусть частично, удалось побороть страх? Скажите, а у кого вы уже успели заметить «что-то»? Его индивидуальность, непохожесть на других? Я не хочу упрекать тех, кто сегодня не работал – понятно, есть много объективных и субъективных причин, я не имею права судить вас за них, просто советую в нашем ОДОДе другие коллективы.
И еще одно «но». Ваша критика прекрасна, но она убивает насмерть, а должна окрылять. Ведь, он сегодня сделал первый шаг, это праздник для него, а вы не заметили! Черствы, а значит – не актеры! Актер всем сердцем чувствует, а не умом!
Многие разорвали цепочку физических действий, не определили отношения (я не видела, а значит, я права), штампованные события (как у всех), где ваше «что-то»? Простите, но будет сегодня что-нибудь интересное? Дежурный – давай! (Этюд-сюрприз.)
- Что вас больше всего удивило и что понравилось? Новый этюд на дом: «Я помогаю маме» В нем уже появился характер исполнителя, и стало еще интереснее.
1. Цель (зачем я это делаю).
2. Отношение (как я это делаю?)
3. Событие (вдруг!).
4. Характер (какой я?).
Вы успеваете это не только понять? Мы можем поработать индивидуально с каждым желающим. Можем повторить несколько раз один этюд – все вместе! Не надо «показывать этюд» - нужно делать задуманное, и хорошо делать! Задание понятно? Какие открытия? Что не понравилось? Ваше впечатление? Спасибо за откровенность. Я не спрашиваю сегодня, кто не солгал ни разу! И так понятно! Кто дежурный на следующий урок («Я – художник»)?
До встречи!!!
P.S.У каждого урока должен быть четкий ритм. Захватывающий.
Предварительный просмотр:
Отделение дополнительного образования детей « РИТМ» ГБОУ лицей №378 Кировского района Санкт-Петербурга
«Уроки театра»
№5
АВТОР СОСТАВИТЕЛЬ: Соколовская Татьяна Николаевна
«Уроки театра»
Занятие 5.
1 год обучения.
Дежурный, пароль.
Актерский туалет. Все и себя приводим в порядок – в рабочее состояние. Предлагаю дежурным на следующее занятие (можно с товарищами) готовить «Зачин», то есть что-то приятное, всем без исключения, и интресное, можно смешное и удивительное – «выступление», розыгрыш, сценку – все, что хотите!
Тренинг-зарядка.
- «Йоги». Готовы к творческому процессу?
- Разминка «Тишина». Какие ассоциации, мысли, размышления, аналогии вызывают те или иные звуки?
А) Мастер «издает» подготовительную серию звуков с интервалом 10-15 секунд.
Б) Встали. Рот на зевок, руки в замок – потянулись. Достали потолок, пол, подросли… Встряхнулись!
В) Два «разведчика выходят» (на подготовку 80 секунд), а все переодеваются, «перемешиваются». Разведчики готовят для всех сюрприз на зрительное внимание. Войдя, все разоблачают сюрприз, а разведчики возвращают все на свое место.
Г) «Крокодил». Следующий тот, кто отгадал первый (рука).
Д) «Дирижер». Вверх – высоко, громко – широко, вниз – низко, тихо - … (возможно несколько вариантов). Все – хор, договорились о песне и поем с дирижером; дирижер быстро заменяется.
Театральные игры.
- Я сразу же должна еще раз напомнить, что этюд длится 1-1,5 минуты. Цените время, дорожите им. Не тратьте по пустякам и на безделицу время в этюдах. Точно знаю, что важное и интересное, остальное выбрасываю. Как интересное в книгах, вы перелистываете страницы. А мы это, просто, не смотрим! Правда? Ищите суть в этюдах – главное и любимое!
«Краткость – сестра таланта!» Учтя уроки прошлого, начали! (Музыка, все по всей площадке работают над этюдом «Я помогаю маме» - мастер смотрит, как всегда, выбирает, записывает интересные находки, работы. Кто закончил – садится.)
- Ну, ребята! Нет слов! Сознаю, что трудно после поражения победить, преодолеть барьер, в театре он называется «зажим»… Но – «кто ленится, тот не ценится!».
Предлагаю, после краткого комментария увиденного, посмотреть этюды. А сегодня кто нас порадовал? Чьи характеры, отношения, события вам понравились? Кто смог уяснить, из чего складывается сценический характер? Как определить, какой он?
- Поступки.
- Темпоритм (темперамент).
- Отношение к людям.
- Про что? И почему? Играет.
- Вы никогда не задавались вопросом, почему один человек такой (предположим, хитрый), второй, совсем, иначе смотрит на мир, а третий, вообще, не похож на человека? Почему?
Я не тороплю вас с ответами, ответы напишите в своих тетрадях, как «Мои размышления». Мы их, с вашего согласия, зачитаем. Но, это, каждый должен для себя определить.
А пока посмотрим домашнее задание «Я – художник». Подумайте над значением этого слова… (Дежурный под музыку показывает.) Ваше мнение? В этюдах разрешается трансформация слова. В нем должен быть минимум физического действия, максимум движения мыслей; причем столь выразительное, чтобы мы могли его понять, прочесть в глазах, в выражении лица, настроении, отношении к предметам, в поступках и т.д., даже в рисунке, что вы «рисуете» без предметов. Научитесь думать на сцене – это, уже, 50% успеха! Желаю удачи! У тех, кто овладеет этой способностью, в течение двух лет (видите, как это не просто!), будут главные роли, а впоследствии это может стать и профессией. Почему – может быть? Потому что, только, 50%!
Итак, к составным частям, четырем, добавилась еще одна. Какая? Кто перечислит все?
Цель, отношение, событие, характер, мысли (способность думать и размышлять) – это в театре называется внутренним монологом.
Вам это необходимо записывать дома, так как скоро будут спектакли, где все это будет проверено на деле, в ролях.
Хочу напомнить, что если что не выходит, спрашивайте, поможем, иначе, что-либо не усвоите – не построите. Нет дома без окон и дверей, хотя у нас все может быть.
Итог: - Какие открытия сделал на уроке? Что понравилось? Что – нет? Ваше вречатление? Ну, что ж, мы подошли к «Порогу театра» Кто первый переступит?
Покажет время! До встречи!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока Театр в Древней Греции
Урок истории по теме "Театр в Древней Греции" для 5 класса....
конспект театрализованного урока "Театр Древней Греции" 5 класс
Тип урока: урок изучения нового материала. Форма урока: урок-"исторический театр". Материал содержит полный текст театрализованного представления....
Урок-театр. А.С. Грибоедов "Горе от ума".Бал в доме Фамусова.
Цели : помочь определить главный конфликт комедии, организовать дисскусию, разрешающую конфликт пьесы, развивать навыки актерского исполнения роли....
Урок-театр «Хъуамæ царды исты фæд ныууадзон…» (Брытъиаты Елбыздыхъойы царды æмæ сфæлдыстады нывтæ).
Конспект урока по осетинской литературе в 9 классе....
Конспект урока "Театр Древней Греции"
Данный материал поможет учителю МХК при изучении наследия древнегреческой культуры....
Открытый урок "Театр за роялем"
Урок " Театр за роялем" демонстрирует методику преподавания на начальном этапе обучения в классе специального и общего фортепиано ДМШ. В данном материале рассматриваются способы формирования пианистич...
Презентация к уроку "Театр времен Уильяма Шекспира"
Данная презентация разработана для использования в рамках элективного курса "Литература Великобритании"" в 10 классе....