МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
статья на тему

Пушина Нина Алексеевна

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей. Планирование, подготовка, проведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_planirovaniya_-_kopiya.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Учебное занятие в системе учреждения дополнительного образования детей - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение и воспитание детей (развитие способностей, воспитание морально-этических качеств, передача знаний, умений).

Учебное занятие – не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности, и этим инструментом педагогу дополнительного образования необходимо владеть.

Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает: 

• приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;

• проветривание учебного кабинета;

• подготовка методических и дидактических материалов к занятию;

• проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.

При подготовке занятия в творческом объединении педагогу необходимо:

1.Определить направление деятельности на занятии, то есть поставить цель.

 Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Цель должна быть конкретна и достижима за одно занятие.

2.Определить задачи проведения занятия. Задач должно быть не больше 3-х, и они должны раскрывать цель, конкретизировать её, определять содержание основных этапов занятия. На первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия.

4.Определить и выбрать тип и структуру занятия с учетом психофизиологических и возрастных особенностей воспитанников, учащихся, слушателей.

5.Составить план проведения занятия. Определить основные этапы занятия, их последовательность. Время, выделяемое на каждый из этапов, содержание каждого этапа; формы, организующие работу педагога и детей, продумать методы обучения и воспитания.

6.Продумать специфику занятия, логику построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определить объем образовательного компонента учебного материала.

7.Необходимо продумать дидактические средства и приёмы, техническое оснащение объединения, которые будут использованы на занятии.

На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе - анализируются все выполненные работы и отмечаются даже самые небольшие достижения детей. Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеоматериал и др. Необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.

Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия.

Педагогу необходимо помнить, что ему необходимо выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей с учетом года и уровня обучения, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих технологий.

Наиболее устоявшимся и традиционным   является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема. Учебное занятие остается основной формой организации учебной работы, взаимодействия педагога и воспитанников. Меняются форма, структура, технология занятия, но оно и сейчас играет роль центра, вокруг которого «вращаются» все другие формы  учебно – воспитательной работы в дополнительном образовании

             Подготовка занятия в учебном кабинете

Предварительная подготовка педагога к занятию включает:

  1. определение темы занятия;
  2. постановка цели и задач:) продумывание общего хода занятия;

      3) продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;

      4) продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;

      5) подбор методических материалов по теме занятия;

      6) выполнение практической работы;

      7) составление плана занятия (при необходимости).

Подготовка и проведение итогового занятия

Итоговые занятия могут проводиться:

• по окончании учебного года;

• по окончании полугодия;

  • после изучения большой учебной темы или раздела.

Содержание итогового занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки.

 Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:

а) обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;

б) уведомление детей о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);

в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов занятия;

г) сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.

Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период.

Подготовка педагога к итоговому занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.

На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.

В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).

Одной из форм подведения итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.

 Литература:

1.Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебное пособие. М.:Владос, 2002.-65

2.Журнал «Завуч». - 2000. - № 8. – 51 с.

4.Информационно – методический журнал «Внешкольник»-М. – 2002. - № 5 – 64 с.

5.Колесникова Н.В. Учим созидать: Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности.// Народное образование. 2002, № 4, С 12-14.

6.Ромадина, Л. П. Справочник завуча. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 587 с.

7.Сысоев В. Кружковая работа как средство развития интересов и способностей детей. //Воспитание школьников. 1981, с 30-32. 

8.Тучкова, Т. У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003.

Подготовила Пушина Н.А.

ТРЕБОВАНИЕ К АНАЛИЗУ ЗАНЯТИЯ

Грамотный анализ занятия является условием совершенствования учебной деятельности детского объединения внешкольного образования и профессиональной деятельности педагога.

Анализ учебного занятия должен опираться на следующие принципы:

• научности;

• единства требований;

• доступности и оптимальности;

• объективности и доброжелательности;

• целесообразности.

Можно выделить следующие основные аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:

1) организация занятия;

2) дидактическая деятельность педагога;

3) воспитывающая деятельность педагога;

4)профессионально-личностная характеристика

 («портрет») педагога;

5) характеристика учебной группы (разные грани

   проявления детей в деятельности).

Качество организации занятия в совокупности определяют:

• состояние документации (журнал, конспект) педагога;

• соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы детского объединения на учебный год;

• соответствие организации занятия санитарно - гигиеническим требованиям;

• учет уровня работоспособности детей;

• выполнение правил техники безопасности и охраны

  труда;

• рациональность использования времени на занятии;

• оптимальность оборудования и оснащения кабинета и

   учебного занятия;

• организация ведения документации учащихся.

Качество дидактической деятельности педагога определяют:

• опора на основные принципы дидактики;

• оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;

• эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;

• объективность оценок их деятельности;

• степень технической оснащенности занятия;

• уровень методического обеспечения занятия;

• оптимальность использования технических средств и методических материалов;

• умелое использование смены видов деятельности;

• обеспечение обратной связи;

• достижение поставленной дидактической цели занятия.

Качество воспитывающей деятельности педагога на занятии определяют:

• воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной составляющей;

• опора на основные принципы воспитания;

• решение задач нравственного воспитания;

• эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;

• использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации

 •формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познавательной активности;

• реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;

• обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащихся;

• степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.

          Профессионально-личностную характеристику («портрет») педагога составляют:

• знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;

• его речь;

• педагогическая культура и такт;

• внешний вид педагога на занятии;

• позиция педагога по отношению к учащимся;

• стиль педагогического руководства;

• степень воздействия личности педагога на учащихся.

Характеристику группы (разные грани проявления детей в деятельности) составляют:

• степень их активности и работоспособности на занятии;

• заинтересованность темой и содержанием занятия;

• сформированность у детей навыков самостоятельной работы;

• выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;

• коммуникативная активность детей;

• интеллектуальное развитие учащихся;

• сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно-методическими пособиями;

• организованность и дисциплинированность учащихся на занятии;

• стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;

• внешний вид детей.

По данной схеме может осуществляться анализ учебного занятия детского объединения. Она может быть использована также в качестве плана беседы с педагогом или проведения им самоанализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для преподавателей по планированию, подготовке и проведению лабораторных (практических) работ (занятий) по предметам и дисциплинам «Общеобразовательного цикла».

Методические рекомендации подготовлены в помощь преподавателям  по планированию, подготовке и проведению практических работ по дисциплинам: "Общеобразовательного цикла"....

Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий

Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий...

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным...

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий по музыкальной валеологии в детском саду

в данные рекомендации входят: составные части занятия, с чего начинать занятия по музыкальной валеологии, как проводить диагностику....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Основы огневой подготовки» (методические рекомендации для старших воспитателей и воспитателей учебных курсов по подготовки к проведению занятий по дисциплине «Основы огневой подготовки» в системе дополнительного образования)

1.Пояснительная записка. Методическая разработка представляет опыт педагогической деятельности, который может быть использован воспитателями, преподавателями в практической работе образовательног...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : " Аспекты подготовки и проведения занятий "

Данные рекомендации содержат материалы, которые помогут как начинающим, так и опытным педагогам в планировании, организации и проведении учебного занятия творческого объединения.Планируя занятие, педа...